Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, кто был пророк Иона, именем которого надписывается подлежащая исследованию книга? – «Еврей, чтитель Иеговы, Бога небеснаго, сотворившаго море и сушу, сын Амитая» так отвечает на данный вопрос сама книга пр.Ионы. Гроций 1 , разбирая значение имени и отчества пророка Ионы, говорит, что это имя может обозначать человека, происшедшего из Греции; так как у греков были прорицатели – амитаониды. Учёный муж производил имя от «амитаониды» и поставлял в связь с именем: johar имя: jabah, которое носил один из сыновей Иафета ( Быт.10:2 ), родоначальник Ионийцев и которым семиты, жившие ближе всего по местоположению к Ионийцам, обозначали всю Грецию (ср. Ис.66:19 ) и во множественном числе: j э bahjм – греков 2 . Но такое словопроизводство не соответствует этимологическим законам грамматики 3 , и опровергается красноречивым признанием самого Ионы, что он – еврей. Другие представляют другое словопроизводство, по которому от jaar – «был красив», происходит: ja’oh, в женском роде: j э ’онаг, а с уничтожением aleph после chateph: johar – «красивая, пригожая» 4 ; но и это словопроизводство едва ли справедливо. Правильнее производить имя Ионы от jahar – «угнетал», «разорял», «притеснял»; происходящее отсюда johar – в активной действительной форме означает предмет, который притесняет, в каковом смысле употреблено это слово в Соф.3:1 и в Иер. 46:16 , в пассивной, страдательной форме – «существо угнетаемое, стенящее», «голубицу, горлицу, в уединении воркующую», в каковом смысле читается это слово в Песн.4:1 ; Пс.56:1 ; Лев.5:7; 12:8 и др. В последнем значении толкует имя Ионы и блаженный Иероним ; и это совершенно справедливо 5 . «Название голубя, – говорит Марковиус 6 , – должно приличествовать нашему пророку не в смысле предосудительной для голубя и вредной для него нерассудительности, как употреблено это слово у Ос.7:11 ; так как в нашем пророке этого не было, а скорее в смысле красоты, невинности, кротости, верности и даже робости». Думают, что родители нашего пророка дали своему сыну это имя по которой-нибудь из двух причин, или, чтобы передать ему τν ακεραιτητα τς περιστερς (Мф. 10:16), или чтобы лучше напомнить себе о бедственном положении Израиля в их время и легче возбудить чрез это себя и других к сетованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). В Книге Песнь Песней сказано: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец» ( Песн.1:7 ). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чужой и, однако, не тужил он и там, был верен» (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст . Енисейский благовест. 2000 г. стр.140). Апостол Павел, например, в категорической форме заявлял: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: «Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым. Он восклицал: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» ( Пс.15:3 ). Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он, Моисей, ходатайствовал за них, при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству. Сказано: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою». И далее сказано: «вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой» ( Исх.32:11, 13-14 ). Часто сектанты не понимают, каким образом святые могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx

Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Дух Господень исполни вселенную ( Прем.1:7 ). Бог некогда обещал послать Духа Своего Святого людям, говоря чрез пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть ( Иоил. 2:28 ), – потом, говоря чрез пророка Исаию израильтянам: наложу Дух Мой на семя твое ( Ис. 44:3 ). И исполнилось уже то обещание Божие поелику (Бог не только) однажды послал в мир Духа Своего Святого, но показал Его различным образом. Во–первых, Дух Святой явился в виде голубя, когда Иисус крестился в водах иорданских, как свидетельствует Святой евангелист Матфей: и крестился Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя ( Мф. 3:16 ). Во–вторых, Дух Святой явился в облаке, когда Христос преобразился, как говорит тот же евангелист Матфей: и облак светел осени их ( Мф. 17:5 ). В-третьих, Дух Святой показался в ветре, когда, по свидетельству св. апост. Луки, бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще ( Деян. 2:2 ). В-четвертых, Дух Святой показался в огненных языках, когда сошел на Апостолов, как мы читаем в Деяниях Апостольских: явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася еси Духа Свята ( Деян. 2:3,4 ). Итак, в этом поучении хочу передложить вашему благочестию то, для чего Дух Святой явился миру в различных видах, т. е., в виде голубя, в облаке, в ветре, и в огненных языках. Но сначала, молю Тебя, Душе Святой, прииди ныне к моему сердцу и невещественным огнем попали грехи мои, и научи меня добре глаголати, да и аз возвещу имя Твое братии моей, и по среде церкве воспою Тя; у вас же, любезные слушатели, прошу прилежного слушания. Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам. Во–первых, потому, что Святая Церковь (т. е., верующие христиане) называется голубицею, как говорит ей Дух Святой в Песни Песней: востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя ( Песн. 2:10 ), и что голубица – не хищная птица, но простейшая, не имеющая лести в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Собеседование 13 на псалом 80 Пс.80:1 .  В конец. О точилах. Псалом Асафа 1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: «о точилах»? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило ( Ис.63:3 ). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. " Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова!» ( Пс.80:2 ). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме, опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. «Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслям и " ( Пс.80:3 ). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что он издает глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: «сладкозвучную псалтирь с гуслям и«, т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, »это сберегла я для тебя» ( Песн.7:14 ). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

309. Беседа в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны (Говорена в Чудове монаст. июля 22-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Святые, живущие во славе небесной, в высокой и вечной славе, яже от Бога, без сомнения, не имеют нужды в славе земной, в ничтожной славе от человеков. Для чего же святая Церковь узаконила церковные воспоминания Святых и празднования их памяти? – Разрешение сего вопроса можно почерпнуть из самых чиноположений церковных для сих памятей и празднований. Состав сих чиноположений наполняют главным образом два предмета: во-первых, воспоминание жития, подвигов и добродетелей святых, во-вторых, призывание их молитв о нас к Богу. Очевидно, что Матерь- Церковь воспоминанием их жития, подвигов и добродетелей желает дать нам наставление и побуждение к Богоугодному житию и к душеспасительным подвигам; а призыванием их молитв о нас, поставляет их небесную молитву как бы лествицею, для удобнейшаго восхождения наших земных, немощных, недостойных молитв к пренебесному мысленному жертвеннику Божию. Последуем, чада Церкви, матернему ее мановению и воспользуемся совершаемою ныне памятию св. равноапостольныя Марии Магдалины, собирая поучительныя черты жизни ее из евангельских сказаний. Из первой части жития Марии Магдалины ничего неизвестно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда Апостолы о слепорожденном, спросил о ней: «сия ли согреши или родители ея», да тако страждет: не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: «ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней» ( Ин. 9:2–3 ). Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы, не колеблясь, можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям, и не испытала беспомощности в них; то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской, в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием; и не возвысилась бы до живой веры и до «крепкой, яко смерть» ( Песн. 8:6 ), любви ко Спасителю. Но страждущая и беспомощная в страдании, не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, " исцеляющем всяк недуг и всяку язю в людех» ( Mamф. IX. 35 ); она поспешила найти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его: по вере получила исцеление, и из порабощения силе тмы перешла в свободу света: таким образом недорогою ценою временного бедствия купила вечно блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам). Святого Григория Двоеслова, папы Римского 53 ( Мк. 16:1–7 ). Святые жены Мироносицы, последовательницы Господни, пришли на гроб Христов с ароматами и по человеколюбию служат даже мертвому Тому, Кого любили живого. Это событие указывает на нечто такое, что надобно делать в святой Церкви. Так нам необходимо внимать тому, что сделано, дабы помыслить и о том, что, по подражанию им (св. Мироносицам), надлежит делать и нам. Если мы, веруя в Того, Кто умер, и исполняясь благоуханием добродетелей, с желанием добрых дел ищем Господа: то, мы, подлинно, приходим на гроб Его с ароматами. Жены (Мироносицы), пришедшие с ароматами, видят ангелов: поелику, именно, те души, которые с благовониями добродетелей идут к Господу чрез святые желания, созерцают горних обитателей. Следует заметить здесь, что бы такое означало то, что они видят Ангела сидящим на правой стороне? Левою стороной обозначается жизнь настоящая, а правою – жизнь непрестающая; поэтому и написано: шуйца Его под главою моею, и десница Его объимет мя ( Песн. 2:6 ). Итак, поелику Искупитель наш перешел уже чрез повреждение настоящей жизни, то справедливо Ангел, пришедший возвестить о непрестаемой жизни Его, сидел на правой стороне. Он явился одетым в белую одежду, потому что возвестил о радостях нашего торжества (именно, белая одежда возвещает о блеске торжества), – нашего ли скажем или своего? Дабы сказать истину, скажем: и нашего и своего, поелику воскресение нашего Искупителя было и нашим торжеством, так как оно возвратило нас к бессмертию, – и Ангельским, так как оно, воззвав нас к небесному, дополнило число их (Ангелов). Внемлем тому, что говорится пришедшим женам (Мироносицам). Не ужасайтеся! Очевидно, св. Апостол как бы так говорит: «пусть ужасаются те, которые не любят пришествия горних обитателей, – пусть ужасаются те, которые, будучи объяты плотскими пожеланиями, отчаиваются в возможности достигнуть сообщества с ними. Но вам бояться нечего, поелику вы видите сограждан своих». Поэтому, описывая явление Ангела, (евангелист) Матфей говорит: бе зрак его яко молния, и одеяние его было яко снег ( Мф. 28:3 ), ибо в молнии выражается ужас, а в снеге – прохлада белизны. Поелику же всемогущий Бог и страшен для грешников, и милостив для праведников: то Ангел, свидетель воскресения Его, справедливо является и в молниевидном зраке, и в белом одеянии, для того, чтобы самым видом своим и нечестивых устрашить, и благочестивых обрадовать. Поэтому справедливо также и то, что народу, странствовавшему по пустыне, столп огненный предшествовал ночью, и столп облачный предшествовал днем ( Исх. 13:21,22 ). Столп был показываем днем через облако, а ночью чрез огонь потому, что всемогущей Бог явится и милостивым к праведным и страшным для неправедных: первых Он, явившись на суд, утешит кротостью любви, а последних устрашит определением правосудия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРСТЕНЬ [Лат. anellus или an(n)ulus], одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви. Происхождение В Римской империи ношение П. (кольца) было широко распространено среди представителей разных слоев общества. Значением наделялся не только сам факт ношения П., но и металл, из к-рого он был изготовлен, наличие или отсутствие на нем дополнительных украшений в виде камня и проч., ношение на левой или правой руке, на том или ином пальце, количество П. и т. д. (см., напр.: Plin. Sen. Natur. hist. XXXIII 1. 4). П. мог служить знаком личной доблести, статуса, знатности, богатства, свободного рождения и т. п. ( Herodian. Hist. III 8. 5; Tertull. De resurr. 57; Novell. Just. 78 (539 г.); Isid. Hisp. Etymol. XIX 32. 3; известны примеры использования П. в магических целях - Ios. Flav. Antiq. VIII 2. 5). П. было принято дарить в день бракосочетания ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 20. 8; см. в ст. Брак). Использовались также П.-печати (anulus signatorius). Климент Александрийский призывал христиан отказаться от ношения П. как украшения, оставив только его функцию печати; при этом языческую символику, по его мнению, следовало заменять христианской, используя образы рыбы, голубя, корабля, якоря и т. п. ( Clem. Alex. Paed. III 11. 57-59; см.: Finney. 1987). Первые свидетельства об использовании П. епископами относятся к IV в. Свт. Оптат Милевитский, перечисляя отличительные черты кафолической Церкви, упоминает после ключей ап. Петра некий П., которого нет у еретиков и к-рый связан с образом запечатанного источника из Песн 4. 12 ( Optat. Contr. Parmen. I 10. 3). Однако до VII в. епископский П. выполнял только функцию печати (см., напр.: Aug. Ep. 217. 59; Avit. Ep. 78//PL. 59. Col. 280= Idem. Ep. 87//MGH. SS. AA. Bd. 6/2. S. 97; при этом известно, что сам блж. Августин не носил П.-печать, доверяя заботу о церковном имуществе своим клирикам - Possid. Vita Augustini. 24). Епископский П.

http://pravenc.ru/text/2580054.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010