Глава 14 Ос.14:1 . Погибнет Самария, отважившись поступать вопреки Божией воле. Будет она истощена войною, и жители ее увидят грудных младенцев разбиваемыми о землю, и носящих во чреве умерщвляемыми вместе с плодом их чрева. Но чтобы не испытать сего самым делом, Ос.14:2 . Обратися Исраилю ко Господу Богу твоему; потому что много времени провел ты в беззакониях. Потом Пророк научает их, какие слова надлежит произносить умилостивляющим Бога. Ибо говорит: Ос.14:3 . Рцыте: можеши всяк отверщи грех. Ибо, принося молитву сию Богу, не приимете воздаяния за неправду, но насладитесь всеми благами. Умоляя же Спасителя и Благодетеля, присовокупите к словам сим и следующее: не будем более возлагать упования ни на кого из людей, ни на Ассириян, ни на Египтян, ни на множество коней, и рукотворных идолов не станем признавать богами. Как скоро скажешь это; всегда пребывающий с тобою Господь помилует сироту, то есть, тебя, подобно сироте оставленного без призора и попечения, сподобит всякого промышления. И исцеление подам тебе, говорит Бог, избавляя от облежащих зол, искренно возлюблю тебя, положу конец всякому наложенному на тебя наказанию; как некую росу, буду подавать тебе дары Мои, чтобы процвел ты подобно крину. Ибо сие выразил, сказав: Ос.14:6 . Буду якоже роса Исраилю, процветет яко крин. Божественное писание многократно упоминает о сем цвете; так Исаия взывает: «да веселится пустыня, и да цветет яко крин» ( Ис.35:1 ). И в песни песней жених говорит о невесте: «якоже крин, в тернии, тако сестра моя посреде дщерей» ( Песн.2:2 ). И Господь в священном Евангелии сказал: «смотрите крин сельных, аминь глаголю вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» ( Мф.6:28–29 ). Из всего этого дознаем, что в цвете сем кроме благоухания восхваляется его белизна. С ним сравнивается душа, очистившаяся от греховной скверны и облеченная в светлую ризу крещения, о которой взывает Исаия: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» ( Ис.61:10 ). Сему-то крину подобно, говорит Пророк, процветет и Израиль, познавший Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

П.П. Петрушевский Г. Заиорданская страна Наименования, пределы и части ее . В состав земли обетованной входила также и обширная страна к востоку от Иордана, известная в древности часто под общим именем Галаада, а во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа под названием Переи. Эта страна первая была завоевана израильтянами при вступлении в землю обетованную и, как изобилующая прекрасными пастбищами, была уступлена коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина, которые богаты были скотом. Простираясь длинною полосою с юга на север, от потока Арнона до горы Ермона, она издавна делилась на две главные части, из которых южная (до р. Иеромакса) называлась собственно Галаадом, а северная – Васаном 31 ). Богатство естественных произведений страны в древности . Заиорданская страна на всем своем протяжении отличалась богатством произведений земли: в свящ. писании часто говорится об изобилии в этой стране бальзамических и душистых растений и трав, которыми велась торговля с отдаленными странами ( Иер.7:22; 46:11 ; Быт.38:25 ), о богатых пастбищах Галаада и Васана, о множестве прекрасного крупного и мелкого скота, доставляющего масло и молоко ( Иер.50:19 ; Песн. Nech. IV и мн. др.), о роскошных дубовых рощах Васанских ( Ис.2:13 и др.) и др. Имя Галаад было символом изобилия ( Иер.22:6 ). – «Гора Божия – гора Васанская; гора высокая – гора Васанская!» – восклицает псалмопевец ( Пс.67:16 ). Соответственно богатству и плодородию почвы, страна эта издревле была весьма населена и густо усеяна городами и селами. Во время земной жизни Иисуса Христа Заиорданскою областью, или Переею, управлял Ирод Антиппа, пятью областями древнего Васана – Филипп, а Авилинею – Лисаний. Посещения Заиорданья Спасителем . Господь наш Иисус Христос не раз посещал Заиорданскую страну, переправляясь в лодке с учениками Своими из Галилеи на другую сторону Тивериадского моря, или путешествуя в Иерусалим на великие праздники. Он иногда уединялся в пустынные места Вафсаиды – Юлии и здесь, между прочим, исцелил слепого ( Лук.9:10 ; Мк.8:22 ). Особенно часто Он бывал в стране Гадаринской и вообще в Десятоградии: здесь Он исцелил бесноватого, одержимого легионом бесов ( Мк.5 , Лук.8:22–37 ), насытил семью хлебами и несколькими рыбами четыре тысячи человек ( Мф.15:32–39 ). Среди множества народа, следовавшего за ним огромными толпами, было много из Десятоградия и вообще Заиорданской страны ( Мф.4:25 ; Мк.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассуждение тринадцатое. О смирне Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? ( Песн.3:6 ) Блаженный Феодорит, изъясняя Песни Песней, говорит: „не неприлично душа благочестивая уподобляется дыму благовонному, которая, как Апостол говорит: члены свои представляет жертву живу, святу и благоугодну Господеви. Говорится же, что она издаёт благовонный запах смирны и ливана, от всех благовоний Мироварца; поскольку Христово человечество, чрез смирну означаемое, и Божество чрез ливан, со благоговением почитает, и Жениха своего Христа, как смерти верует, так и сущность Его вечную несомненно признает». Таковому то смирны и ливана благоуханию, которое издаёт благочестивая душа, удивляются самые Ангелы. Хотя же она имеет и другие добродетели, почерпнутые от Священного Писания как бы из лавки мироварца, в ней, однако первое место занимают смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Христова. Но войди, христиане! в дальнейшее о смирне рассуждение. § I Смирна есть древо, растущее в великом множестве в Аравии из коего, если его разрезать, течёт сок. Древо сие употребляют для хорошего его запаху. Один из волхвов, приходивших ко Христу, принёс Ему в дар смирну; примечательно, что он был из Аравии. § II Что сия смирна означает по смыслу духовному? 1) Означает она Христа Господа нашего: Христово благоухание есмы ( 2Кор.2:15 ). 2) Означает бессмертие Владычного тела. Возвратитеся О! мироносицы с миры, воскресе Господь с телом, не требует нужды в ароматах, не имать нужды в смирне – бессмертен есть. 3) Смирна означает спасительное страдание Христово. Он есть смирна бессмертия нашего, льёт оно несомненную надежду и нашего с телом воскресения. Иов говорит: вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою ( Иов.19:25–26 ). И Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его ( Флп.3:21 ). 4) Смирна есть закон покаяния. Как рассечённое древо смирны источает сок, так сердце наше, рассекаемое ножом сокрушения, производит благовонные струи слёз, яко надёжных благодатного пришествия Святаго Духа провозвестников. Расторгните сердца ваша ( Иоил.2:13 ), – повелевает Бог чрез Иоиля. Расторгните, то есть истинным сокрушением, и источите благовонную покаяния смирну. Сие бо есть приятно пред спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:3–4 ). И Давид поёт: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.50:12 ). – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). – На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес ( Ис.66:2 ). Се грешница при ногу Иисусову рассекает сердце своё и источает слёзы: и ставши при ногу его созади, плачущися, начат умывати нозе его слезами ( Лк.7:38 ). Се Пётр оплакивает своё окаянство: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Прииде жена имущи алавастр мира нардного пистикия многоценна, и сокрушши алавастр, возливаше Ему на главу. Кто была сия жена, – Мария ли сестра Лазарева ( Ин. 12:3 ), или другая подобная ей по вере и усердию к Спасателю, для нас знать это в настоящем случае не важно; важно то в особенности, что эта жена одобрена была Господом, хотя и осуждена другими. Важно то, что Господь дал высокое значение этому излиянию мира: Возлиявши бо сия, говорит, миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори, то есть приготовила тело Господа на смерть и погребение. Если же смерть и погребение Спасителя мира составляют тайну высочайшую, то и приготовление к ним не должно ли иметь также свою таинственность священную? Чтобы уразуметь таинственное священнодействие жены, представим себе и Агнца Божия, вземлющаго грехи всего мира, Единородного Сына Божия. Вот Он, полный благодати и истины, от исполнения Коего мы все приемлем благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ), не в меру приявши Духа ( Ин. 3:34 ), помазанный елеем радости, паче причастник Своих ( Пс. 44:8 ), давно обрек Себя на жертву крестную для того, чтобы по принесении пресвятого Тела Своего на жертвеннике крестном разлить, как миро, благодать Свою на всех верующих и любящих Его. И сего-то Божественного мира излияние образовало то излияние мира драгоценного, которое совершила благочестивая жена в Вифании. Она сокрушает алавастр свой в знамение того, что и живоносному Телу Господню надлежало быть сокрушену на кресте для излияния всеочистительной Крови и всеосвящающей благодати. Миро возливается на главу Спасителя, – почему? Потому что глава сия есть злато избранно, очи его яко голубицы на исполнениих вод, – ланиты его аки фиалы аромат, прозябающия благовоние, устне его крины, каплющии смирну полну ( Песн. 5:11, 12, 13 ); то есть миро вещественное изливается на главу, точащую миро духовное, Божественное. Вся храмина исполнилась благовония от излиянного мира. Не так ли исполнилось благовония благодатного все человечество после того, как сокрушился Божественный алавастр мира крестною смертию? Вот еще при самом кресте ощущает это благовоние разбойник и верою и покаянием переводится к благовониям рая небесного; здесь же один из распинателей – Лонгин-сотник – изменяется благоуханием мира Божественного в исповедника Христова и вопиет: воистину Божий Сын бе Сей ( Мф. 27:34 ). Силу святого благоухания почувствовал и народ; ибо еси, сказано, пришедшии на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся ( Лк. 23:48 ). Благоухание того же мира привлекает к Господу, уже умершему, Иосифа и Никодима, прежде тайных чтителей Его. Что сказать о дальнейших следствиях? Воня разума Христова, говорит апостол, является во всяком месте ( 2Кор. 2:12 ). Благоухание мира Христова отгоняет зловоние неверия и мертвый запах беззаконий в целых народах и повсюду являет жизнь новую, произращая прекрасный сад добродетелей, достойных неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Испытание веры Заклание жрецов Ваала      Прошло более трех лет. В Самарии был сильный голод. Господь посылает святого пророка Илию к Ахаву. При встрече Илия обличил царя и повелел собрать весь Израиль на горе Кармил. Под всем Израилем подразумеваются представители народа. Туда же пророк Илия повелел явиться четыремстам пятидесяти лжепророкам Вааловым и четыремстам лжепророкам дубравным. Гора Кармил находилась к югу от залива Акко, близ Средиземного моря. Богатая растительностью и гротами, она составляла границу Галилеи и Тирской области. В книге Песнь песней царь Соломон использует образ горы Кармил для поэтического сравнения: голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей (Песн 7, 6). Когда собрались представители народа, святой пророк сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова (3 Цар 18, 21). Дальнейшие действия можно назвать испытанием веры. Жрецы построили жертвенник Ваалу, положили на него тельца. Истина веры была бы доказана, если бы на молитвенные призывы последовал ответ посредством воспламенения дров. Первыми приступили идолослужители. Они от утра до полудня призывали Ваала, но не было ни голоса, ни пламени. Весь день шла оргия (скакание, вопли, самоистязания до крови), но беснование это не дало результата. Святой пророк Илия с наступлением времени вечернего жертвоприношения построил жертвенник Господу из двенадцати камней по числу колен в знак религиозного единства народа. Далее пророк сделал вокруг жертвенника ров, положил дрова, рассек тельца и возложил его на дрова. Приготовив это, пророк Илия приказал наполнить четыре ведра водой и выливать ее на жертву. Потом сказал: повторите. Они повторили. Затем приказал сделать это в третий раз. Во время приношения вечерней жертвы подошел пророк Илия и сказал: Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе] (3 Цар 18, 37). И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Народ пал ниц и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3 Цар 18, 39).

http://pravoslavie.ru/104057.html

В погоне за счастьем В Библии, определенно, говорится и о любви-чувстве — книга Песнь Песней весьма ярким и откровенным языком воспевает страстную любовь молодых супругов, эмоциональные переживания, чувственный восторг. Однако уже здесь видно то, что отличает библейский взгляд от мирского… 25 октября, 2011 В Библии, определенно, говорится и о любви-чувстве — книга Песнь Песней весьма ярким и откровенным языком воспевает страстную любовь молодых супругов, эмоциональные переживания, чувственный восторг. Однако уже здесь видно то, что отличает библейский взгляд от мирского… Сергей Худиев Еще раз о любви и радости Недавно, когда я вел радиопередачу, мне в студию позвонил человек, который выдвинул довольно интересное толкование Писания. Он полагал, что в заповеди «не прелюбодействуй» речь идет о том, чтобы «не поступать против любви». А если в браке любви уже нет, то и измена в таком браке уже не будет прелюбодеянием. Постаравшись уверить слушателя, что предложенное им толкование совершенно несогласно ни с прямым текстом Писания, ни с учением Церкви, я призадумался о том, насколько разные вещи в Писании и в нашем обычном, мирском словоупотреблении называются «любовью». Писание заповедует нам любить — это что-то, за что мы ответственны, что-то, что мы должны. Это долг по отношению к ближнему вообще, и по отношению к домашним — особенно. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. (Еф.5:28)». В своевременном контексте этот звучит странно. Любовь — это чувство, оно приходит и уходит, невозможно же требовать от человека, чтобы он испытывал чувства. О чем же говорит Писание? В Библии, определенно, говорится и о любви-чувстве — книга Песнь Песней весьма ярким и откровенным языком воспевает страстную любовь молодых супругов, эмоциональные переживания, чувственный восторг. Однако уже здесь видно то, что отличает библейский взгляд от мирского. «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне (Песн.6:3)» — говорит невеста. Любовь в Библии — это отношение к другому; «любовь» в мирском понимании — это переживание самого человека. Это очень глубокий симптом, и нам надо рассмотреть его подробно.

http://pravmir.ru/v-pogone-za-schastem/

Корсунская икона: тайна Христа и Церкви Тайная пища, и жизнь — у них как одно на двоих 22 октября, 2017 Тайная пища, и жизнь — у них как одно на двоих Что открывается нам в перекрестье рук, в теснейшем соприкосновении ликов Иисуса и Богоматери — размышляет Ольга Шульчева-Джарман. Церковь словно склоняется над Чашей Ольга Шульчева-Джарман …Да, страждущий мир побежден тлением, все обречено и обрекается смерти. Но Христос — Иной и одновременно причастившийся до конца этому миру — стоит посреди его, свидетельствуя о Себе. И это дело и место Церкви — свидетельствовать о Христе посреди мира. И здесь, в перекрестье рук, в теснейшем соприкосновении ликов открывается древняя и вечно новая тайна Христа и Церкви, о которой образами говорил великий апостол Павел (Еф.5:32). Церковь словно склоняется над Чашей, образованной хитоном Сына Божия, возлюбившего Ее и отдавшего Себя за Нее. Чаша полна Божественного Вина, Божественной Крови – а длань благословляющая, которая является из исполненной «растворения вина» Чаши есть образ Евхаристического Хлеба, есть образ Самого Христа, тайно преподающего Себя Своей Церкви верных в несказанном и теснейшем общении. И рука Богоматери простерта, чтобы принять Хлеб, сшедший с небес, чтобы вкусить его и не умереть вовек, не увидеть смерти. И рука Сына Божия открывает мафорий, что сокрывает Лик Невесты, Церкви Его – и подкладка его сияет зарей нового творения. В Евхаристии руками Своими творит Христос Бог все новое. Воды Чаши не неподвижны – это поток воды живой… Потоки воды живой бьют из чрева и Сына Божия, и Церкви Его – бьют ключом вверх,  достигая вершины и открываясь ликом Христа Младенца, прижимающегося в лобзании любви к Матери – лобызающего Возлюбленную Свою Церковь, которая пьет Его воду живую и не жаждет вовек. Тайная пища, и жизнь — у них как одно на двоих И руки Невесты-Церкви смыкаются, обнимая Богомладенца – подобно тому, как смыкались они в трагическом изображении Положения Христа во гроб…  «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песн.8:3). Здесь в Евхаристии открывается тайна Креста и гроба, которая, по слову преп. Максима Исповедника, является ключом к пониманию всех существующих в мире вещей, и открывается она именно в тайне Воскресения – тайне будущего века, как писал этот великий богослов и исповедник.

http://pravmir.ru/korsunskaya-ikona-tayn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010