Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог , пойте разумно ( Псал. 46:7,8 ) Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. ( Псал. 149:1 ) Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. ( Псал. 91:2,3 ) Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. (Колосс. III:16). – «Все сии книги (триоди, минеи и проч.) содержат здравое и истинное Богословие, и состоять из песней, или выбранных из Свящ. Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другия, нежели в Писании: а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами» (Из Послания Патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере.) Вступление Важное значение песнопения по отношению к религии. Песнь в мире Ангельском. Песнь первозданного человека в Эдеме. С падением человека и песнь его становится выражением тревожных и страстных чувств грешника, впрочем у всех народов служить еще и выражением религии. Песнь истинному Богу в народе Божием. Предмет песнопения Церкви ветхозаветной. Песнопение Церкви новозаветной. Его содержание и происхождение от Духа Святого, вдохновлявшего и ветхозаветных песнотворцев. Глубокое уважение православной Церкви восточной к своим песнопениям, как к происшедшим от лиц, вдохновенных свыше. Польза знания истории происхождения песнопений Церкви православной. Причина, по которой сочинитель предлагаемой истории главным образом излагает историю песнопений в продолжении девяти первых веков христианства. Содержание, характер и форма песней первого – второго и третьего веков. Содержание, характер и форма песнопений веков четвертого, пятого, шестого и седьмого; и веков восьмого и девятого. Обозрение песнопений веков позднейших Воспойте Господеви песн нову. ( Псал. 97:1 ) «Поем Отца, Сына и Святого Духа – Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Помню, я обещался вам поведать для общего назидания о подвиге целомудрия блаженной Сусанны, обещался именно вчера, когда пред нами Иосиф боролся с египтянкой и явил нам подвиг целомудрия. Вот и Сусанна пусть выступит на этом всенародном зрелище, где и Бог , и ангелы, и мужи, и жены смотрят; пусть выступит и преподаст нам урок, как юнейшим из жен нужно за целомудрие бороться до смерти. Конечно, эта блаженная Сусанна, будучи благородного происхождения, от младых ногтей пребывавшая в домашних покоях, прекрасная по красоте и усвоившая себе чистые нравы, когда красота ее юности расцвела, была обручена к сопряжению законного брака. И именно соблюдая в непорочности тайну брака для своего мужа, она не обращала взора к беспорядочному созерцанию юношеской и чужой красоты; не открывала слуха для того, чтобы воспринимать благозвучие блудных песен, не расширяла ноздрей, уловляя ароматы, пропитывающие одежды юношей, никаким другим своим чувствам не давала воли, чтобы хранимое в сердце ее целомудрие, под влиянием могучих чар, не уклонилось к удовольствиям. Ведь большая часть грехов у нас порождается чувствами души. Наша душа, как бы девица в каком-нибудь чертоге, спокойно пребывает в центре сердца, а за нею подобно служанкам ухаживают пять чувств. Какие чувства? Зрение, вкус, обоняние, слух и осязание. И вот, если никакое чувство не портится и не заблуждается, то и душа сохраняет свою чистоту и невинность; если же случится, что зрение, оставшись без кормчего, уязвится видом юношеской красоты и сильный порыв страсти посредством глаз проникнет в сердце, тотчас душа, объятая бурею похоти, утопает во грехе, ее целомудрие терпит крушение со всеми его последствиями. Подобное крушение испытал Давид и так изобразил его: «вошел во глубины морские, и буря потопила меня» ( Пс.68:3 ) . Подобным образом и слух, если поддастся чарам благозвучия, то, склонивши к ним мысль всецело, увлекшись блудными песнями, ниспровергает душу. Вкус, объядением и многим вином располагаемый к пьянству и сладострастью, развращает душу. Обоняние, будучи связано излишними благовониями юношей, вместе с собою увлекает к падению и душу. Итак, душа, – подобно тому, как иная дева подпадает влиянию глупых служанок, – пленяется чувствами, предаваясь греху невоздержания. А грех , овладев всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в тайники сердца, а затем, проникнув, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает. Но конечно та блаженная охраняла свои взоры, вид, походку, слух, взгляды, обоняние, вкус, осязание и была в полном смысле, по словам премудрости, «Запертый сад.., заключенный колодезь» ( Песн.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поскольку грех производит таковое разлучение между Богом и человеком, то все люди, особенно желающие посвятить себя духовной жизни, должны жить по Евангелию, в пример другим, чтобы тем успешнее и быстрее достигнуть этой цели, исключая и отвергая все, что может препятствовать исполнению таковой любви. Если же мы таким истинным отвержением от всех творений воспарим к Богу, то точно можем тогда поклоняться Ему в духе и в истине (Ин. 4, 23). Для такого поклонения можем мы войти к Господу во внутреннейший чертог сердца, но исполнять это должно с чистым сердцем и доброй совестью, а не с мнимой верою. Кратко сказать, человек должен совершенно отвлечься от всех прочих вещей, быть им чуждым и забыть их. Более того, горячее желание духа своего должно открывать Богу тихими устами, но с крепкою надеждой, и все стремление любви, со всеми силами, всеискреннейше и совершенней- ше излить, погрузить, расширить, воспалить и растопить. Глава II Как человек должен презирать все и прилепляться единственно ко Христу Кто старается прийти в такое состояние, тому весьма нужно иметь чувства затворенными ко всему вещественному, чтобы не иметь попечения ни о чем постороннем, но отвергать все вещи мира сего как не нужные, его не касающиеся, бесполезные и вредные. Тогда должен он войти совершенно во внутреннее, и не помышлять, не желать и не прилепляться ни к чему иному, как только к изъязвленному Христу, чтобы через Него и в Нем, через язвы сего Человека стремиться прилепиться со всею прилежностью, серьезностью и верностью ко внутреннейшему Божества Его. Также все прочие обстоятельства свои, не ожидая совета и помощи от собственного рассуждения и сил, должен он предать совершенно Господу, по совету Божественному: возложу заботы свои на Господа(Пс. 54, 23). Не заботьтесь (см. Мф. 6, 25, 31). Возложи помышления твои на Господа, и Он не оставит тебя. А мне благо соединяться с Богом (Пс. 72, 28). Всегда нужно иметь Господа пред лицом своим. Как говорит невеста о таковом прилеплении: " Обрела любезного души моей; ибо вместе с Ним пришло ко мне все благое " (см. Песн. 3, 4; Прем. 7, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

Скачать epub pdf О терпении, о кончине века и втором пришествии. О прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И Псалмопевец увещевает, говоря: «Потерпи Господа и сохрани путь Его» ( Пс.36:34 ). И Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: «скорбь терпение соделовает» ( Рим.5:3 ). Упражняясь в терпении, найдешь источник благ – упование; упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что «даст ти вся прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). Что блаженнее этого – приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат, Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: «еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал.6:7 ). Сей в духе, чтобы пожать тебе живот вечный. «Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление» ( Гал.6:8 ). Послушай доброго советника, который говорит: «Сейте в себе правду, соберите плод живота» ( Ос.10:12 ). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брани, там и почести; где борьба, там и венец. Взирая на это, умощай (укрепляй) себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс.26:14 ). Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем, а поле есть жизнь сия. Возьми добрый заступ – Новый Завет ; огороди владение свое терниями – постом, молитвой и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою. Как стерегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников, так делай и ты: возвысь голос, восклицай в псалмопении и прогонишь хитрого зверя – лисицу, то есть диавола, о котором в Писании сказало: «Имите нам лисы малыя», – и прочее ( Песн.2:15 ). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое (захочешь) устремляться на дела непристойные. Если в душу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами, то противопоставь щит веры и возложи на себя шлем упования. Извлеки «мечь духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ). И вооружась так на врага, терпи и не будь нерадивым в брани. Напротив того, во всем трезвись и говори: «Знаем мы его замыслы». Итак, «радуйтеся» всегда, как написано: «Кротость ваша разумна да будет всем человеком» ( Флп.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И Псалмопевец увещевает, говоря: потерпи Господа и сохрани путь Его (Пс.36:34); и Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: скорбь терпение соделывает (Рим.5:3); упражняясь в терпении, найдешь источник благ - упование: упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что даст ти вся прошения сердца твоего (Пс.26:4). Что блаженнее сего - приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат; Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7); сей в дух, чтобы пожать тебе живот вечный. Ибо сеяй в плоть от плоти пожнет истление (8). Послушай доброго советника, который говорит: сейте себе правду, соберите, плод живота (Ос.10:12). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14). Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем; а поле есть жизнь сия; возьми добрый заступ - Новый завет; огороди владение свое терниями - постом, молитвою и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть, диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою, и как стрегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников: так делай и ты, возвысь голос, восклицай в псалмопении, и прогонишь хитрого зверя - лисицу, то есть, диавола, о котором Писании сказало: имите нам лисы малыя и прочее (Песн.2:15). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое устремлять на дела непристойные. И если в душу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами; противопоставь щит веры, и возложи на себя шлем упования. Извлеки меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф.6:17). И вооружась так на врага, терпи, и не будь нерадивым в брани; напротив того, во всем трезвись и говори: " знаем мы его замыслы " . Итак, радуйтеся всегда, как написано: кротость наша разумна да будет всем человеком (Флп.4:4,5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/810/...

Содержание Послание 1-е, 329 года епископа Афанасия, по которому воскресенье Пасхи в сорок пятом году эры Диоклитиана было одиннадцатаго Фармуфа, за восемь дней до апрельских идов; в восьмое консульство Константина Августа и четвертое — Константина Кесаря, когда Септимий Зений был префектом, — во второй год индиктиона; — о посте, трубах и праздниках.    1) Приидите, возлюбленные! Надлежащее время призывает нас к тому, чтобы мы совершили празднество. Снова Солнце Правды, освещая нас Своими Божественными лучами, заранее предуказывает нам время празднования, в которое мы, покорные Ему, должны праздновать так, чтобы радость не миновала нас, хотя время преходяще. Ибо знать благопотребное время первее всего необходимо при упражнении в добродетели; как и блаженный Павел, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучает его в сих словах: «настой благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2); дабы он, зная то и другое, выполнял то, что приличествует своему времени, от неблаговременнаго же порицания удерживался. Так равно и Бог всяческих, по образному изречению премудраго Соломона, все распределил по временам и срокам (Еккл. 3:1), дабы повсюду в благопотребное время распространилось спасение человеков. Точно также и Премудрость Божия, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сходя в души преподобных не безвременно, но благовременно, уготовляет их в друзей Божиих и пророков (Прем. 7:27). Итак, когда весьма многие молились о сем и говорили: «Кто даст от Сиона спасение Израилево?» (Пс. 52:7) — Невеста, как написано в Песни Песней, молилась так: «Кто даст тя, брате мой, ссуща сосцы матере моея?» (Песн. 8:1), т. е. чтобы ты стал подобен человекам и восприял на Себя вместо нас скорби человеческия.    2) Посему и Господь всяческих, сотворивший времена и лета, лучше нас ведающий «еже о нас», подобно доброму врачу, знающему время, когда радоваться о получивших исцеление благодаря собственному послушанию; снова не безвременно, но благовременно ниспосылает то, о чем говорит: «во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Часть 4 Ис.3:23 .  И будет вместо вони добрыя прах 31 , и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя препояшешися вретищем. Часть роскоши составляет и приятность запаха, когда напитывают воздух некоторыми сожигаемыми составами и производят нечто приятное для своего вдыхания. Итак, женщинам, утопающим в удовольствиях и производящим приятный запах для обоняния, Угрожающий воздаст вместо сего прахом. А прах есть тонкая земля, рассеянная в воздухе, которая, заграждая дыхательные пути, производит затруднение в дыхании и великую неприятность. Душа красуется, правда, «миром и фимиамом» ( Притч. 27, 9 ), но миром духовным, каковым был сказавший: «Христово благоухание есмы», и «Богу благодарение... воню разума Его являющу нами на всяцем месте» ( 2Кор. 2:15, 14 ). Таковой вонею, исходящей от Иакова, услаждался отец, Исаак: «се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь» ( Быт. 27, 27 ). И в Песни отроковицы, обвеваемые небесным благоуханием Слова, говорили: «в воню мира твоего течем» ( Песн. 1, 3 ). И первосвятительское помазание было миро доброе и приятное, достойное того, чтобы уподобляться братскому общению ( Пс. 132, 1–2 ). Для такого мира нужен художник, приявший от Бога мироварное художество, чтобы соделать помазание святое, которое не взыдет на плоть человека ( Исх. 30, 32 ). Но когда приятность вони употребляется к возбуждению похотения, тогда пути чувства заграждаются «прахом», по благодеянию устрояющего сие Господа. А может быть, поскольку в храме были сладости вони и миропомазания и «фимиам сложения» ( Исх. 35, 15 ), но храм разрушен и теперь в прахе, ниспровергнут и сравнен с землей, то, вместо прежней вони сладости подзаконного служения, теперь он – прах ради душ, «ходивших высокою» и непокорной «выею», которым сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк. 13, 35 ). Но и им, если захотят, можно отрясти прах, восполниться благоуханием Христовым, по совету говорящего: «Истряси прах твой и востани, Иерусалиме, и облецыся во славу мышцы твоея» ( Ис. 52:2, 51:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 7 Песн. 7:1 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. Суламитино значит – мирную. Как Жених ее наименован прежде Соломоном – мирным, так она, принявши от него мир и от древней освободившись брани, мирной называется. «Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе». Не бойся тех, которые гонят тебя, но сохраняй учение, проповедуй истины благочестия. Если ты « неустрашимо будешь продолжать благовестие, царство твое мы соблюдем. Но к ним Жених:» Песн. 7:1 Что увидите у Суламитины? Приходящая яко лики полков. Что хотите найти в мирной? Не думайте в ней усмотреть нечто доброе, начатое и недовершенное. Се она идет, «яко лики полков», идет, торжествуя над всеми победу. Песн. 7:2 Что украсишася (Сам к ней обращается) Песн. 7:2 стопы твоя во обутиих твоих, дщи Надавля? Симмах перевел – дщи Вождя – то есть Духа Святого. «Что украсишися стопы твоя? »Похваляет стопы, которые правы, и по правой стезе шествуют, которые и в обутиях блещут. Сих-то лепоту ног провидя, Исаия возопил: «Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая» ( Ис. 52:7 ) Но далее паки Жених восхваляет особенно каждый член Невесты: Песн. 7:2 Чины бедру твоею подобни усеряземь, делу рук художника: Песн. 7:3 пуп твой чаша источена, не лишаемая мста: чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах: Песн. 7:4 два сосца твоя, яко два млада близнецы серны: Песн. 7:5 выя твоя яко столп слоновый: очи твои яко езера во Есевоне, во вратах дщерей многих: нос твой яко столп Ливанский, сматряяй лице Дамаска: Песн. 7:6 глава твоя на тебе яко Кармил (гора), и заплетение главы твоея яко багряница, царь увязан в преристаниих. Все сие немного различествует от того, что сказано о Невесте в слове втором ( Песн. 4 ). И потому толкования более не требует. Песн. 7:7 Что украсилася еси, и что усладилася еси, любы, во сладостех твоих? Песн. 7:8 Сие величество твое: уподобилася еси финику, и сосца твоя грезном. Ты, быв прежде отвратительна и безобразна, учинилась вдруг прекрасной и причтной. И сего достигла потому, что пленилась прелестями любви. Любя любящего тебя Жениха и поставляя в любви Его все блаженство свое, презрела все прочее. Величие твое подобно «финику, и сосца твоя грезном». Ты не только величием досягаешь почти до небес, но и подобно преклоненным долу грезнам финика снисходишь к слабым ученикам твоим, подаешь им сосцы учения твоего. Таковые и столь многочисленные похвалы Невеста выслушавши, воспламененная любовью говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 1–3. Окончание беседы Невесты с иерусалимским женщинами о своем Возлюбленном. 4–10. Новые похвалы Соломона своей избраннице. 11–12. Возлюбленная передает какой-то начальный эпизод из истории своей любви. Песн.6:1 .  «Куда по­шел воз­люблен­ный твой, пре­красней­шая из женщин? куда обратил­ся воз­люблен­ный твой? мы по­ищем его с тобою». Песн.6:2 .  Мой воз­люблен­ный по­шел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Песн.6:3 .  Я при­надлежу воз­люблен­ному моему, а воз­люблен­ный мой – мне; он пасет между лилиями. На лишенный искренности, иронический вопрос иерусалимских женщин о местопребывании Жениха (ст. 1), Возлюбленная в духе восточного остроумия отвечает, что он занимается лишь любовью, собирает цветы для нее, и во всяком случае всецело принадлежит ей (ст. 2–3, сн. Песн 2.16 ). Мидраш так комментирует (с. 150) рассматриваемые стихи: «Народы мира говорят Израилю: куда ушел твой Возлюбленный от Египта, моря, Синая? Что спрашиваете вы меня о нем, – ответило общество Израилево: что пользы вам спрашивать о нем, какое участие имеете вы в нем? Я не могу, – с тех пор как я с ним соединилась – оставить Его, разлучиться от Него. Где бы Он ни был, Он придет ко мне». Песн.6:4 .  Прекрасна ты, воз­люблен­ная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как по­лки со знаменами. Песн.6:5 .  Укло­ни очи твои от меня, по­тому что они волнуют меня. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; Похвалы Соломона своей Невесте на этот раз начинаются сравнениями: по девственно цветущей красоте ее он сравнивает ее с Фирцею, по привлекательности в эстетическом и нравственном отношениях – с Иерусалимом, по некоей внушительности и внутренней силе – с грозным ополчением. Фирца (Onomast. 540) – ханаанский город, взятый Иисусом Навином ( Нав 12.24 ), при царях израильских от Иеровоама до Замврия, был столицею, и взят Амврием ( 3Цар. 15:21, 33, 16:6–24 ); теперь селение Таллуза, в 2 часах к северо-востоку от Наблуса (Сихема); славился красотою. LXX, слав. Вульг. заменяет собственное имя Фирца нарицательным: ευδοκια, благоволение; suavis. Тенденцию к нарицательному пониманию этого названия выказывает и Мидраш (с. 152), когда в рассматриваемом стихе усматривает указание «на жертвы, через которые израильтяне приобретают благоволение» ( Лев. 1.4 ). Сравнение Невесты с грозными полками, встречающееся и ниже (ст. 10), указывает, по-видимому, на непобедимость Невесты чарами любви: напротив, сама она оказывает как бы магическое действие на своего Возлюбленного, ст. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассуждение двадцать второе. О слепце Вартимее И исходящу ему (Иисусу) от Иерихона, и учеником Его, и народу многу, сын Тимеов Вартимей слепый седяше при пути, прося ( Мк.10:46 ) Житие Христово на земле было неисчерпаемым источником благодеяний Его к человеческому роду. Переходя от града во град, из веси в весь – везде насевал семена Евангельского учения. Иногда был в Иерусалиме 29 , да покажет, что Он есть тот Царь, который утверждает и защищает мир. Иногда в Капернауме 30 , дабы явить, что Он пришёл утешить стенящий под игом греховным смертных род; и нет иного утешающего кроме Его. Иногда во Иерихоне 31 , да увемы, что Он есть та маслина, которая нам источила елей благоутробия Божия; тот поток, о коем некогда Исаия: жезл от корене Иессеева, и цвет от корене Его взыйдет ( Ис.11:1 ); что Он есть то благоухание, которое исполняет небесная и земная: в воню мира твоего течем ( Песн.1:3 ). С таковым благорасположением проходя всю Палестину, не переставал также истинное Своё посольство утверждать и чудесами, коих никтоже ин сотвори. Там – исцеляет расслабленного; здесь – воскрешает мёртвого; там – изгоняет бесов: здесь – глухие слышат, немые глаголют, слепые видят, хромые скачут, яко исполниться Исаиину проречению: укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая, утешитеся, малодушнии умом. – Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых ( Ис.35:3–6 ). Незадолго пред страданием Своим, по уверению Евангелиста Марка, прииде Иисус во Иерихон ( Мк.10:46 ). Не можно статься, чтобы Он прошёл град сей, не благовестив в нём яже о Царствии Божии. Но видно, что слово Его мало здесь имело успеха, видно падало на каменистую сердец землю; ибо Евангелист упомянув о пришествии Его во Иерихон, вдруг говорит о отшествии: и приидоша во Иерихон, и исходящу Ему от Иерихона. В Иерихонских жителях было испорчено обоняние; либо не могли обонять сладчайшего крина Иисуса, кой Сам о Себе говорит: аз цвет польный и крин удольный ( Песн.2:1 ). Все были слепы; ибо в присутствии того света, иже во тме светится ( Ин.1:5 ), не видели. Оставив их в их делах, исходит Иисус из града. Поспешает в Иерусалим на Пасху, но прежде ещё намеревается дать прозрение Вартимею слепому, коего Он, яко Бог, в числе избранных быть предъуведел. За Иерихоном сидел сей слепой, хотя не в Доме благоухания, но острое имел обоняние. Услышал, что цвет Иесеев – Иисус грядёт. Не долго удерживал он свою речь, вдруг без пощадения начал кричать: Иисусе! Сыне Давидов помилуй мя; и чем более ему воспрещали, тем с сильнейшим напряжением голоса взывал: Сыне Давидов помилуй мя. Какое постоянство! слышит прещения; но притворяется будто не слышит: и прещаху ему мнози, да умолчит: он же множае паче зваше: Сыне Давидов, помилуй мя ( Мк.10:48 ). Иисус, прошед немного, останавливается, повелевает его возгласити. Что сие за вещь? Нищий, гнусный, всем противный – не противен Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010