Скачать epub pdf Житие преподобной Параскевы Память 14 октября Святая Параскева 6674 родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват 6675 . Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был Священному Писанию , с согласия родителей, принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите 6676 , где прославился добродетельною жизнью и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес. По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской 6677 , стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» ( Пс.54:9 ). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» – говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» ( Песн.1:6 ).Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:3 ) – непрестанно говорила святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово 1 1. Сегодня пришел к нам вселенский подвижник, ежегодно нас посещающий. Пришел к нам дивный и ангелам равночестный борец, потерпевший много ударов от дьявола и много раз засвидетельствованный от Бога; испытавший много зол от дьявола и восприявший много венцов от зрителей-ангелов; много бичуемый от врага и в качестве великого венценосца явленный от Бога всей вселенной. Так именно сам Бог говорил ему в беседе: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). Итак, кто может по достоинству восхвалить такого победителя? Кто осмелится сплести венки, достойные его доблестей? Кто решится пуститься в беспредельное море похвал? В самом деле, как никто из разумных людей не отважится когда-нибудь вступить в пучину морскую человеческими ногами, так никто из мудрых и даже учителей никогда не будет пытаться по достоинству поведать перед слушателями похвалы этой благородной и блаженной душе. Его подвиги превышают всякую человеческую мудрость; для его побед нигде не найдется достаточно венков. Необходим ангельский язык для того, чтобы краями, так сказать, пальцев коснувшись этой сокровищницы мира, одним этим наполнить всю церковь . Ведь если мы только прикоснемся к этому сосуду – Иову – и немного его пошевелим, тотчас наполнится церковь благоухания мира. Послушаем же, что повествует о нем история. «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов.1:22 ). Вот свидетельство, возбуждающее похвалы ангелов! Вот свидетельство, посрамляющее дьявола со всеми его покушениями! «Во всем этом не согрешил». Это свидетельство Божие во всей Церкви, как многоценное миро, радует слушателей. О, драгоценный сосуд, поставленный в одном месте Аравии и всю вселенную напитывающий благоуханием мира! О, сосуд, поражаемый безчисленными ударами, камнями и стрелами дьявола, и не проливший мира! Много трудов употребил дьявол , чтобы сокрушить этот сосуд и уничтожить миро благочестия; старался он зловонием ран заглушить благовоние мира; тело его издавало смрад от гноя ран, но сосуд остался израненным и не погубившим мира, чтобы мы могли с пользой для себя сказать ему: «Имя твое – как разлитое миро» ( Песн.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 5 1. Пир возлюбленного. 2–7. Ночные впечатления невесты в искании своего друга. 8–16. В беседе с девицами иерусалимскими она превозносит похвалами своего друга. Песн.5:1 .  Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами мо­ими, по­ел сотов мо­их с медом мо­им, напил­ся вина моего с молоком мо­им. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, воз­люблен­ные! В ответ на приглашение или пожелание невесты ( Песн 4.16 ) возлюбленный приходит в сад свой, и из всех плодов и пряностей его устрояет пиршество для гостей и друзей. В текстах LXX, слав. Вульг.: вторая половина ст. 16-го гл. IV-й отнесена к 1-му ст. V-й и, что сообщает большую цельность смежным и родственным мыслям, – оканчивающей одну главу и начинающей другую. Песн.5:2 .  Я сплю, а сердце мое бодр­с­т­ву­ет; вот, голос моего воз­люблен­ного, который стучит­ся: «отвори мне, сестра моя, воз­люблен­ная моя, голубица моя, чистая моя! по­тому что голова моя вся по­крыта росою, кудри мои – ночною влагою». Песн.5:3 .  Я скинула хитон мой; как же мне опять наде­вать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Песн.5:4 .  Возлюблен­ный мой про­тянул руку свою сквозь скважину, и внутрен­ность моя взволновалась от него. Песн.5:5 .  Я встала, чтобы отпереть воз­люблен­ному моему, и с рук мо­их капала мирра, и с перстов мо­их мирра капала на ручки замка. Песн.5:6 .  Отперла я воз­люблен­ному моему, а воз­люблен­ный мой по­вернул­ся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывал­ся мне. Песн.5:7 .  Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня по­крывало стерегущие стены. В словах: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» – дана верная и точная характеристика пламенной любви, наполняющей все существо любящего существа даже во время сна: одного слова возлюбленного достаточно для того, чтобы любящая его пробудилась от сна. Мидраш (s. 134) так перифразирует слова ст. 2-го: «Общество Израилево говорит пред Богом: Господь мира! я сплю и не исполняю заповедей, но сердце мое бодрствует, оно возбуждено любовью к людям; я сплю, не говорю о благотворительности, но сердце мое бодрствует, чтобы совершать ее, я сплю – я опускаю жертвоприношения, но сердце мое бдит, благоговейно настроенное к чтению «шема» и молитвы; я сплю – не иду в храм, но сердце мое бдит – стремится в синагоги и школы; я сплю – не рассчитываю (конца страданий), но мое сердце бдит – пламенно желает избавления, и сердце Божие бдит – избавить меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Песн. 4:1 Се, еси добра, ближняя моя, се, еси добра: очи твои голубине, кроме замолчания твоего. Удивляясь красоте её, описывает ее подробно. Очи ее называет голубиными, по причине духовного их созерцания, одобряет благовременное молчание ее. Она, будучи поносима, не ответствует, будучи угнетаема, не ропщет. Далее восхваляет власы ее и губы и говорит: Песн. 4:1 Власи твои яко стада козиц, яже открышася от Галаада. Песн. 4:2 Губы твои яко от остриженых, яже изыдоша из купели, вся двоеплодны, и неродящия несть в них. Ни власы – власы, ни губы – губы здесь значат, но под власами разумеется то, что не столь необходимо и что касается до тела Невесты. Жених как бы так говорит: Ты так же в человеческих делах похвально и благоразумно поступаешь, и подобна стаду козиц, пасущемуся на горе Галааде и знаменитому по причине высокости оной: губы твои, от всякого суетного рассуждения, насмешек, кощунства, лжи и сквернословия так чисты, что равны стадам остриженных, которые, оставив лишнее, изшли из купели. Я думаю, чрез стада остриженных разумеются здесь те, кои, крещением омывши грехи, очистились, по Апостолу, «банею водною во глаголе» ( Еф. 5:26 ). Таким образом, ты подобна недавно удостоившимся Святого Крещения. Далее – «вся двоеплодны, и неродящия несть в них». Я не сравниваю тебя с теми, кои после спасительного Крещения обращаются паки к нечестию, но уподобляю удерживающим дарованную им Благодать и усовершенствующимся как в умозрении, так и в деятельности нравственной. Песн. 4:3 Яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна Ты заняла цвет от Крови Моей и предлагаешь словеса истины, коими как бы вервью привлекает и связует служителей. Красная беседа твоя пленяет их и не позволяет им удаляться от тебя, но заставляет всегда пребывать с тобой. Песн. 4:3 Яко оброщение шипка ланиты твоя, кроме замолчания твоего. Чрез это означает стыдливость и скромность ее, по причине коей она наблюдает благовременное молчание, скрывая словеса таинств. Песн. 4:4 Яко столп Давидов выя твоя, создан в Фалпиофе: тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 4 1–7. Похвалы царя своей новобрачной. 8–15. Признание царя в своих чувствах к ней и новые похвалы ей. 16. Ответное слово невесты. Песн.4:1 .  О, ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, ты пре­красна! глаза твои голубиные под кудрями тво­ими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; Песн.4:2 .  зубы твои – как стадо выстрижен­ных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними; Песн.4:3 .  как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими; Песн.4:4 .  шея твоя – как столп Давидов, сооружен­ный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; Песн.4:5 .  два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Песн.4:6 .  Доколе день дышит прохладою, и убегают те­ни, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.: Для изображения красоты невесты священный поэт соединяет в один образ многочисленные и разнообразные черты и штрихи природы, причем последние решительно преобладают над чисто человеческими чертами и отнюдь не суть puncta comparandi, а именно принадлежат образу невесты, как особенно видно из ст. 12–15, где штрихи природы без посредства сравнительной частицы прямо представляются предикатами невесты. Здесь именно, как и в других частях книги, оправдывается воззрение проф. Олесницкого, что центр тяжести содержания Песни Песней лежит не в изображении человеческой личности и ее фигуры, а в изображении палестинской природы в библейский период, период обилия естественных благ и развития материальной и духовной культуры в стране обетованной. «Если доселе обетованная земля изображалась только в ее отношениях к солнцу и в неясных еще чертах, то теперь, в период полного ее летнего цветения, она описывается сама для себя, и притом в чертах неприкровенных. Красота изображаемой здесь невесты состоит в стадах коз лучшей галаадской породы, в стадах многоплодных овец, в садах гранатовых дерев и всяких благовонных кустарников, и получивших теперь особенную прелесть источниках живых вод, текущих с гор; невеста дышит медом и молоком и благоухает благоуханием Ливана и запахом благословенных Богом полей, прибавляет мидраш (IV, 11) на основании Быт 27:27 » (проф. Олесницкий, с. 373).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–5. Суламита ночью тревожно ищет своего Возлюбленного и наконец находит его. 6–11. Торжественный выход царя Соломона и торжество его бракосочетания. Песн.3:1 .  На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Песн.3:2 .  Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Песн.3:3 .  Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Песн.3:4 .  Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не при­вела его в дом матери моей и во внутрен­ние комнаты родительницы моей. Песн.3:5 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или по­левыми ланями: не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Все, что рассказывается здесь, происходит в глубокую ночь (ст. 1) и относится более к грезам и сновидениям Суламиты, чем к действительности, в которой, по библейско-еврейским понятиям, было бы непристойным для невесты искать жениха ночью по улицам города (вероятно, Иерусалима), ср. Притч 7.11 . Гораздо более удовлетворительный смысл дает аллегорическое объяснение данной главы. «Возлюбленные (солнце и земля) расстались с взаимным томлением и скорбью. Особенно земля не может успокоиться, ей тошно, ей не лежится на ложе. Стихи 1–2 третьей главы – прекрасное поэтическое изображение той скрытой борьбы, которая чувствуется в палестинской природе ночью, того трепета, который стоит в самом воздухе и делает все окружающее как бы дрожащим. Земля ищет солнца и – скоро найдет (весенняя ночь не длинна.) Отдел оканчивается, как и предшествующий, обращенным к населению Палестины заклинанием – не портить той гармонии и любви, которые царствуют в кипящей медом и молоком палестинской природе» (Олесницкий, с. 370–371). Мидраш истолковывает данный отдел о религиозной и гражданской жизни Израиля во время ночей (т. е. пленений) египетской, вавилонской, мидийской, греческой и римской (s. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 11. Толкование па Песн. 5:2–4 Песн.5:2 .  Глас Брата моего ударяет в двери: отверзи Ми, сестро Моя, ближняя Моя, голубице Моя, совершенная Моя, яко глава Моя наполнися росы, и власы Мои капель нощных. Песн.5:3 .  Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню? Умых нозе Мои, како оскверню их? Песн.5:4 .  Брат мой посла руку Свою сквозе скважню, и чрево мое вострепета от Него. Вот одна из великих заповедей Господних, по которым разум обучаемых словом, как бы персть какую оттрясши с себя все в естестве вещественное, возносится к вожделению высшего, то есть, имеющим в виду жизнь горнюю должно быть выше сна и всегда бодрствовать разумом, как бы обольстительницу какую душе и наветницу истины, отгоняя от очей дремоту, разумею ту дремоту и тот сон, которыми в погружающихся в житейское обольщение образуются эти мечтательные представления: начальство, богатство, господство, кичливость, очаровательность удовольствий, славолюбие, пристрастие к наслаждениям, честолюбие и все, что в этой жизни для неосмотрительных, по какому-то пустому представлению, вожделенно, протекает вместе с преходящими естеством времени, имеет бытие только во мнении, не будучи тем, за что признается, и даже во мнении нашем не оставаясь постоянно тем же, но представляясь вместе и приходящим в бытие и гибнущим, подобно волнам, воздымающимся над водами, и на время надмеваемым движением ветров, но неостающимся на долго в этом надмении, потому что воздвигнутые стремительностью ветра, вскоре опав вместе с ветром, опять показывают гладкую поверхность моря. Посему, чтобы мысль наша стала свободна от таковых призраков, Слово повелевает тяглый этот сон отрясти с душевных очей, чтобы по рачительности о несостоятельном не утратить нам состоятельного и действительно существующего. Посему и внушает нам мысль о бодрствовании, говоря: «да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии» в руках ваших ( Лук. 12, 35 ), потому что показывающийся глазам свет гонит от очей сон, и чресла, стянутые поясом, делают тело неспособным к сну, ощущение трудов не допускает упокоения во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Глава 8 Песн. 8:1 Кто даст тя, Брате мой, ссуща сосцы матере моея? обретши Тя вне целую Тя, и ктому не уничижат мене. Песн. 8:2 Пойму Тя, введу Тя в дом матере моея и в ложницу заченшия мя: тамо мя научиши: напою Тя от вина с вонями строенаго, от воды яблок моих. И Сам Жених, как человек, принял Благодать Святого Духа. Ибо о нем сказано: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на нем» ( Лк. 2:40 ) Итак Невеста, изумленная неизреченным человеколюбием Его, что и Он «ссал сосцы матере ея», говорит: Ты, по причине особенной благости Своей принявший естество мое, те же, которые и я, сосал сосцы, и сосал не потому, чтобы имел в сем нужду, но для того, чтобы меня научить, каким образом мне должно сосать млеко учения. «Кто даст тя, Брате мой, ссуща сосцы матере моея? обретши Тя вне целую Тя, и ктому не уничижат мене». Я, уязвленная Твоей любовью, не только в чертоге и на ложнице, но и вне открыто повергнусь в объятия Твои, облобызаю Тебя, и за сие никто не будет поносить меня, если узнает только горячность мою к Тебе. Но обретши Тебя, «пойму Тя, введу Тя в дом матере моея». Домом называет Священный Храм, образ Горнего Иерусалима – «тамо напою Тя от вина с вонями строенаго, от воды яблок моих». Под вином строеным разумеет учение, исполненное благодатью и как бы облагоуханное ароматами, а под водою яблок – пользу, происходящую от плодов любви. В сих словах изъясняясь Невеста с Женихом, вещает к отроковицам: Песн. 8:3 Шуйца его под главою моею, и десница его обымет мя. Я не страшусь угроз наказаний, осыпана благословениями Жениха. Для сего Он шуйцу положил под главой моей, а дейницей обнял меня. Песн. 8:4 Заклях вас, дщери Иерусалимския, в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже аще восхощет. Вам надлежит беспрестанно возбуждать любовь, дабы усерднее восжелать Его, и дабы как Он сам хочет, простираться к совершенству. Отроковицы, выслушав сие и узревши всю лепоту ее, удивляются и говорят: Песн. 8:5 Кто сия восходящая убелена и утвержаема о Брате своем?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 3 Песн. 3:1 На ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя, исках его, и не обретох его: воззвах его, и не послуша мене. Песн. 3:2 Востану убо и обыду во граде и на торжищих и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя. Поисках его, и не обретох его: звах его, и не послуша мене. Бог часто для совершенства душ благочестивых попускает впадать им в различные искушения, и требующим избавлений иногда ускоряет, иногда медлит помогать, отовсюду извлекая пользу для них. Посему Невеста, лишившись на несколько жениха, ищет Его на ложе, ищет не днем, но ночью, ищет и не находит. Не нашедши, зовёт Его, потом восстает, обходит град, торжища и стогны. Ибо любовь её побуждает, воспламеняет и не позволяет пребывать дома. Наконец встречается со стрегущими град и вопрошает их: Песн. 3:3 Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя? Песн. 3:4 Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя: «Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде». Обрели меня Святые Ангелы которые как град обходят меня, замечают все дела мои, все мои мысли, все движения, дабы в страшный день Суда обличить или похвалить за оные. Обрели меня Ангелы, меня, которая по причине нечестия и невежества погибала и была ученицей злых духов. «Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде: »Я их вопрошаю: «видесте ли, егоже возлюби душа моя?» О вы, которые в хорах сопровождаете Вышнего, знаете ли естество Того, Которого я постигнуть желаю и не могу, знаете ли? Если так, то наставьте и меня. Но поскольку Ангелы самые, как твари, не могут постигнуть естества Женихова, то они и не ответствовали на вопрос мой, объявляя молчанием свое неведение. Посему я отошла от них, ища, «егоже возлюби душа моя». Но «мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя». удержах его, Лишь только я оставила вещи сотворенные, лишь только оставила Ангелов, ища посреди их Возлюбленного моего, как уже постигла Его одной верой. Он все существа превосходит, и сущности Его ни в какой твари усмотреть не можно. Итак, я «удержах Его»,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 8 1–4. Возлюбленная выражает страстное желание, чтобы ее отношения к Возлюбленному получили характер большей простоты и интимности. 5–7. Пламенное исповедание Суламиты несравненной силы истинной любви. 8–10. О сестре Суламиты. 11–12. Воспоминание ее о своем первобытном состоянии. 13–14. В заключение она вновь зовет своего друга, слыша и от него соответствующий призыв, – стремиться на лоно природы для всецелого наслаждения блаженством любви. Песн.8:1 .  О, если бы ты был мне брат, сосав­ший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Песн.8:2 .  Повела бы я тебя, при­вела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я по­ила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков мо­их. Песн.8:3 .  Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Песн.8:4 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, – не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Нормальная половая любовь, хотя и отлична по природе и характеру от любви по крови и свойству, но в отношении интимности, простоты и непосредственности, первая естественно берет за образец вторую; и потому как Жених книги Песни Песней не раз именовал Невесту сестрою ( Песн 4.12 ), так и Невеста, не удовлетворяясь положением своим – первой из цариц ( Песн 6.8–9 ), жаждет теснейшего невозбранного общения с своим Женихом – наподобие ласк сестры и брата. При этом главенствовать должен Жених-брат – он должен учить Невесту-сестру (ст. 2), а она должна дарить ему беззаветную любовь и преданность. Ст. 3 повторяет сказанное в Песн 2.6 . По объяснению проф. Олесницкого, в рассматриваемых стихах «земля, совершившая свой летний труд и сдавшая свои плоды, выражает желание, чтобы солнце было ее братом, т. е., неразрывно пребывало вместе с нею для того, чтобы ее виноградники и гранаты непрерывно цвели, чтобы старые плоды немедленно сменялись новыми. Песнь опять оканчивается обращенным к дочерям Иерусалима заклинанием не нарушать царствующей в природе любви и гармонии» (цит. соч. с. 377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010