Глава 2 Песн. 2:1 Аз цвет польный и крин удольный. Вещает – ты видела только человеческое Мое благообразие. Ибо Бога никтоже виде нигдеже ( Ин. 1:18 ) Я соделался цветом польным, то есть воспринял тело земное и возрастал на земле, будучи Сам Предвечен, Превознесен и Неизмерим. Соделался крином, и крином не горным или равнинным, но дольным. Ибо не только живым благовестил спасение, но нисшедши в преисподняя земли, принес и мертвым воскресение. А для сей причины и называет себя – «Аз цвет польный и крин удольный». Но назвавши себя таким образом, говорит Невесте: Песн. 2:2 Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей. Сколько крин превосходит терние, столько ты красотой своей – дщерей. Также об этом вещает Исаия пророк: «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин» ( Ис. 35:1 ). Поскольку Невеста прежде была одна, бесплодна, не имела мужа, не имела одра со осенением, жаждала Жениха и вопияла: «Да лобжет мя от лобзаний уст своих» ( Песн. 1:1 ), то пророк, провидя, сказал, «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин». «Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей». Под дщерями разумеются здесь еретические церкви. Они называются так, потому что званы Женихом, а не потому, чтобы были избранными (ср. Мф. 22:14 ). Их-то уподобляет он терниям, а Невесту свою сравнивает с благоухающим крином, крином и снаружи блестящим, и в чашечке златовидный цвет заключающим. Ибо такова есть душа, сияющая светом правды и вмещающая внутрь самой себя дар премудрости и разумения. Но невеста вознаграждает Его также: Песн. 2:3 Яко яблонь посреде древес лесных, тако сын сестры моея посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем Великое различие между яблоней и крином. Крин только взор и обоняние услаждает, а яблоня же не только взор и обоняние, но и вкус. Яблоко есть вещь снедная. Посему невеста называется крином, а Жених яблоком. Жених предлагается в снедь и служит пищей, а невеста нет, но единое только издаёт благовоние. Потому она говорит: «Яко яблонь посреде древес лесных, тако сын сестры моея посреде сынов». Сынами называет тех самых, коих прежде Жених называл дщерями. Их уподобляет древесам лесным бесплодным, а Жениха яблоне или самому паче Яблоку, которое для осязания нежно, для вкуса усладительно, для обоняния благовонно, для зрения прелестно и прекрасно. Таков Господь наш, Спаситель и Жених! Он все чувства наши услаждает. Под Его сень невеста возжелала воссесть, воссела и вкусила сладчайший плод Его. «Под сень его восхотех». Ибо она старается избегнуть зноя нечестия, дабы паки не быть очерненной. «Под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем». Это оправдывается в чувствах истинно верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 1–7. Невеста, по имени Суламита ( Песн 7.1 ), сначала в монологе сама с собою (ст. 1–3), а затем, в обращении к иерусалимским женщинам (ст. 4–7) выражает свою пламенную любовь к жениху и настойчивое искание его. 8–16. Только что явившейся Жених превозносит похвалами Невесту (ст. 8–10, 14) и в свою очередь выслушивает восторженные похвалы себе с ее стороны (ст. 11–13, 15–16). Песн.1:1 .  Да лобзает он меня лобза­ни­ем уст сво­их! Ибо ласки твои лучше вина Песн.1:2 .  От благо­вония мастей тво­их имя твое – как раз­литое миро; по­этому девицы любят тебя. Песн.1:3 .  Влеки меня, мы по­бежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радо­ваться тобою, пре­воз­носить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! Охваченная восторгом любви к Жениху, отдавшись всем существом своим порыву и энтузиазму любви, Невеста живет только мыслию о нем, всеми силами души стремится к соединению с ним и невольно выражает желание, чтобы Жених дал ей осязательное проявление любви – лобзание: «да лобзает он, – говорит Невеста о своем Возлюбленном, не называя даже его по имени, так как для любящего ее сердца предмет любви слишком известен, – меня лобзанием уст своих!» (ст. 1). Половая человеческая любовь есть взаимное притяжение двух полярных противоположностей. Но подобные полярные же противоположности существуют и вообще в царстве природы, и в жизни общественно-политической и в религиозной; отсюда та страстная любовь и влечение к Жениху, которое имеет Невеста – в переносном или иносказательном смысле может означать: 1) стремление земли вообще и палестинской природы, в частности, к солнцу, как источнику тепла, света и жизни; 2) влечение страны, напр., Палестины, к Царю, как нравственному солнцу страны; 3) наконец, и главным образом, благодатно-таинственное стремление человечества или Церкви – ветхозаветной и новозаветной – к соединению с Богом и Христом. В таком случае указанное стремление Невесты к соединению с Возлюбленным будет означать пламенное желание членов Церкви ветхозаветной – пророков и вообще праведников – лицезреть Самого Христа (см. Мф 13.16–17 ). Так именно объясняется смысл слов: «да лобзает он меня» у Оригена – Иеронима: «Смысл этих слов таков: доколе жених мой будет посылать мне лобзания через Моисея, доколе он будет давать мне лобзания через пророков? Я уже желаю коснуться его собственных уст: пусть он сам придет, пусть сам снидет ко мне» (с. 140). Что мысль о церкви или обществе верующих в его отношении к Богу и Мессии была ясно сознана уже Давидом, видно из параллельного по содержанию Песни Песней псалма 44 (евр. 45), пред изображающего (особенно во второй своей половине, ст. 10–18) благодатно-таинственные отношения Христа и Церкви (см. «Толковую Псалтирь» Евфимия Загибена, перев. с греч. Изд. 3-е Киев. 1907 г., с. 347–363).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Библия Слово «библия» происходит от греч. слова библос – «книги». Б. – это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. ⇒ Священное Писание . I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1) СОСТАВ ВЗ. В наст. время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. жанров и принадлежащих перу разных авторов. По содержанию эти книги делятся на три группы: а) исторические (Пятикнижие, Нав.; Суд, Руфь; 1–4 Царств; 1–2Пар.; 1 1Езд.; Неем.); б) учительные (Есф., Иов, Пс., Притч., Еккл., Песн.); в) пророческие (Ис., Иер., Иез., Дан., малые пророки). Книги объединены в эти группы без учета личности авторов и времени создания. Подобная компоновка впервые была сделана в Септуагинте, откуда заимствована Вульгатой и более поздними переводами. В евр. Б. число книг равнялось 24, т.к. разделенные в наст. время ист. книги раньше были объединены попарно, а именно: 1 и 2 Цар, 3 и 4 Цар, 1 и 2Пар, а также Езд и Неем кроме того, в одну книгу были собраны писания 12 малых пророков. Дальнейшее объединение Руфь с Суд и Плач с Иер свело количество книг к 22 (Иосиф Флавий). Они были разделены на три группы: а) Тора, пять книг Моисея (⇒ Пятикнижие Моисея ); б) Невиим (пророки). Пророки подразделялись на ранних и поздних. К ранним относятся Нав, Суд, Цар, 1–2 Сам, к поздним – великие пророки (Ис, Иер, Иез) и 12 малых пророков; в) Кетувим (писания). Их составляют Пс, Притч, Иов, Песн, Руфь, Плач, Еккл, Есф, Дан, Езд, Неем., 1 и 2Пар. Все эти книги различаются как по содержанию, так и по времени создания. Это дало повод позднейшим экзегетам предположить, что расположение их зависело от того, когда они были созданы или признаны. Внутри писаний особо выделяются Мегиллот (свитки), которые читались во время праздничных служб в синагоге: Песн (на Пасху), Руфь (на Пятидесятницу), Плач (в день поста, соблюдаемого в воспоминание о разрушении Иерусалима), Еккл (во время ⇒ праздника Кущей ) и Есф (во время праздника ⇒ Пурим ). Разделение на эти три группы мы находим в Книге Иисуса, сына Сирахова: «Закон, пророки и остальные книги» (Сир, предисловие). В НЗ его подтверждает Иисус ( Лк. 24:44 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Всякое священное торжество, при совершении, исполняет участвующих духовной радостью из (небесных) сокровищ и божественных источников. Но теперь прославляемое пением (торжество), вполне услаждающее души, столько важнее и светлее всех, сколько Богоотроковица над всеми возвышается и начальствует. Каждогодно возвращается это священнейшее Ее празднственное собрание, в котором участвующие должны быть чисты от скверны. Итак, если угодно вам, благосклонно последуйте за мною, украсившись чистейшими мыслями и светлейшими одеждами. Потечем и сорвем вожделенные цветы с самого луга Богоматери. Обоняем доброту Ее, полную благоухания, как бы из листьев розы, как и Соломон прекрасно в Песнях поет: «Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и Ливан, от всех благовоний мироварца?» ( Песн.3, 6 )? «Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана» ( Песн.4, 8 ). Поэтому, побуждая друг друга, спешно соберемся на полезное и спасительное для всех торжество Богоматери, и, приникнув во святилище, увидим Отроковицу, достигающую до второй завесы, пречистую Марию и Богоматерь, разрешившую бесчадие неплодия и устранившую благодатию порождения (Своего, т. е. Христа) тень законного письмени. Ныне посвящается законному храму трилетствующая, Одна, бывшая чистым и высочайшим храмом Архиерея и совершителя всего – Господа, и отогнавшая Своим сиянием Богосветлой славы тьму письмени. Ныне вручается священнику младенец, имеющий принести (в храм) в сороковой день Младенчествовавшаго ради нас плотию единаго Архиерея Бога, превыше всякого человеческого понятия, обнимая собственными дланями Необъятного. Ныне освящается благословениями по Закону и приносится в благодарственный дар новейший и чистейший, ничем не запятнанный свиток, который будет не рукою писан, но позлащен Духом. Ныне Иоаким, освободившись поношения бесчадия, явно идет по улицам, и, величаясь, показывает свое дитя и притом делается исполнителем освящения по Закону. Ныне и Анна, вознаградив продолжительное бесчадие благочадием, воодушевленная безмерной радостью, возвещает концам (земли) о плоде своем, прижимая к груди пространнейшую неба. Ныне отверстые врата божественного храма принимают дверь Еммануила, зрящую на восток и запечатленную. Ныне священная трапеза храма начинает светлеть, чувствуя переход к бескровным жертвам, при поклонении и сладчайшем лобзании божественной трапезы Небесного и Душепитательного Хлеба. Ныне возлагается на очистилище Одна, сделавшаяся для смертных, низринутых потоками грехов, новым и Богоподобным очистилищем, действительным и нерукотворенным. Ныне имеющая принять, по освящению от Духа, Святаго святых, святейше и достославно, с большим освящением, в незлобивом и невинном возрасте весьма чудно помещается во Святом Святых, превосходя славою Херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Глава 2 1–7. Третья строфа первого отдела книги. Невеста и Жених взаимно обмениваются похвалами друг другу, но затем под сильными впечатлениями пламенной любви Невеста изнемогает, испытывает как бы болезнь любви и наконец, погружаясь в полусознательное состояние, заклинает дщерей иерусалимских не будить любовь до тех пор пока она не явится сама собою. 8–17. Описание Возлюбленного со стороны Невесты, весенний привет любви первого к последней и обратно. Песн.2:1 .  Я нарцисс Саронский, лилия долин! Высказавши выше ( Песн. 1.15–16 ) призыв Возлюбленному своему последовать на лоно природы, Невеста теперь скромно и себя саму представляет дитятею девственной природы (как бы в противоположность искусственному великолепию дворца Соломонова), восклицая о себе: «я – нарцисс Саронский, лилия долин». Евр. хабаццелет (встреч. еще в Ис 35.1 ), переданное в русск. перев. словом " нарцисс», имеет, впрочем, неопределенное и скорее более общее значение, как и стоит у LXX: ανθος του πεδιου, Vulg. flos campi. Поэтому все попытки – точнее определить название этого цветка: нарцисс (уже Таргум передает: наркос), роза (Бётхер), тюльпан (Вайгингер) имеют гадательное значение, по Гезениусу это – (по терминологии Линнея) Colchium autumnale. Под именем Сарона Евсевий и Иероним (Onomast. 834) различают две местности: одну между Фавором и морем Тивериадским (теперь Сарона к северу от вади ел-Бире), другую – более известную по побережью Средиземного моря и горам Израильским от Ионнии до Кесарии ( 1Пар 27.29 ; Ис. 33:9, 35:2 ). Может быть, в данном случае в виду близости первой местности к городу Сонаму, родине Невесты Суламиты (ср. Песн 7.1 ), имеется ввиду именно она. Евр. шошан (ср. Песн 2.16, 4.5, 5.13, 6.2, 7.3 ) обыкновенно переводами (LXX: κρινον, Vulg. lilium) и толкователями передается словом: лилия, хотя, вероятно, в древности означало цветы не одной только породы и не только белого цвета (по Песн 5.13 , лилия имеет красный или розовый цвет – в роде lilum rubens у Плиния); по Гезениусу, Anemone coronaria. Ориген , относя стих 1-й к словам Жениха, комментирует ст. 1 так: «Ради меня, находящегося долу, Он – сходит в долину, и, приведши в долину, делается лилиею. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всей земли. Ибо что может быть цветком мира в такой степени, как имя Христово?» (с. 163).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1. Краткая беседа Суламиты с иерусалимскими женщинами. 2–10a. Соломон еще раз восторженно превозносит похвалами свою возлюбленную. 10б-14. Суламита твердо, без всяких колебаний, исповедует свою искреннюю любовь к другу своему и свою безраздельную привязанность ему. Песн.7:1 .  «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы по­смотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? В этом стихе и только здесь невеста книги Песни Песней названа по месту своего рождения Суламита, LXX: Σουναμιτις – nomen gentilicum от имени Сунем евр. Шунем или Сонам – города в Иссахаровом колене ( Нав 19.18 ; 1Цар 28.4 ; 4Цар 4.8 ), родины Ависаги ( 3Цар 1.3 ) и женщины благотворительницы прор. Елисея ( 4Цар 4.8 ); теперь селение Солом к сев. от Зерын (Иезреель), Onomast. 690. Этим именем называют невесту женщины иерусалимские, выражая, вероятно, оттенок восхищения ее красотою. В ответ им Суламита скромно в виде взаимного вопроса, смысл которого таков: «стоит ли такого внимания скромная деревенская девушка, жительница незнатной Галилеи? она ведь не есть что-либо достопримечательное вроде, напр., хоровода Манаимского». Манаим или Маханаим – город на восточной стороне Иордана в колене Гадовом ( Нав 13.26, 30 ; 2Цар 2.8, 12, 29 и др.), его отождествляют с развалинами Махнех к северу от Иавока (Onomast. 668). Названием своим местность эта была обязана имевшему некогда здесь место чудесному явлению – виденному патриархом Иаковом ополчению Ангелов ( ( Быт 32.2–3 ). См. у проф. свящ. А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Киев. 1900, с 206, 210). LXX, Vulg. слав. дают нарицательное значение рассматриваемому слову: Σουναμιτις, chori castrorum, лики полков. Смысл сравнения не вполне ясен: сведений о хороводах Маханаима мы не имеем. Заслуживает лишь полного внимания мнение (О. Цекклера и др.), усматривающее здесь историческое воспоминание об упомянутом уже небесном ангельском ополчении, явившемся Иакову при возвращении его из Месопотамии ( Быт 32.2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга о храме 1. Одушевляемые Божественной любовью к познанию того, какое символическое значение имеют совершаемые при Богослужении обряды и священные одежды, примите с любовью слова, которые я сообщаю вам, будучи тоже одушевляем Божественною любовию. Бог так возлюбил нас, что предал за нас и Своего единородного Сына. Сын Божий пришел к нам с любовью и, будучи вездесущим, жил между нами, родился от Девы Марии и прошел все возрасты человеческие, чтобы и я чрез Него очистился и освятился Его словами и делами. Наконец Он предал нам Самого Себя в приобщение. Он соединился со мною еще через плоть, которую принял в утробе Пресвятой Девы; но надобно было, чтобы Он непосредственно соединился со всеми верующими, потому что это служит основою нашего спасения и нашей жизни. Он Сам сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе: и Аз живу.., и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6:53, 57). 2. Это благо Он сообщил нам посредством Таинств. Он возраждает нас крещением (ср. Иоан.3:5; 1 Петр. 1:23), приобщая чрез него Своему бесстрастному рождению. Через возложение рук и дуновение Он дает нам благодать мира; а это миро — Сам Он. Ибо сказано: «миро излиянное — имя Твое» (Песн. 1:2). Он, как Бог Сам Себя помазал, и как человек принял помазание. И нас благодатно помазуя (ср. 1 Иоан. 2:20), Он дает нам благоуханную и живую силу духа (ср. Иоан. 3:34). А что важнее всего, Он Самого Себя дает нам в приобщение, — что показал нам установлением Таинства: потому что, приняв хлеб и чашу, освятил их, о хлебе сказал: «сие есть тело Мое» ; о чаше: «сия есть кровь Моя» . Но Он не только освятил их, но и призвал к приобщению, потому что сказал: «приимите, ядите» , и: «пийте от нея вси» (Матф. 26:26—27). 3. И не только Сам совершил сие Священнодействие, но и заповедал совершать его до окончания века; потому что сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). И действительно Он Сам вполне приобщился плоти и крови и явился, подобно нам, человеком, будучи неизменным Божеством; а чтобы нас сделать причастниками Своей Божественности (ср. 2 Петр. 1:4), Он Божественным образом совершил то, что, будучи вездесущим, по своему всемогуществу, Божественною Своею силою присутствуя в хлебе, который мы вкушаем, и в вине, которое пьем, претворяет хлеб в Свое тело и вино в Свою кровь. Чрез это Он соединяется с нами и, как солнце правды, сообщает нам свет соответственно степени чистоты наших душ. Но действует не просто, как солнце, которое только бросает лучи; нет: Он очищает в нас все нечистое и делает нас способными к принятию Божественного света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3928...

1 . Веселитесь, небеса, и торжествуй, земля, о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис.40:3 ). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий голос провозвестников собирает всех, впрочем, Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Но да услышит каждый из вас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: царь ввел меня в чертоги свои. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Песн.1:3 ; Ис.61:10 ). Да явится душа каждого из вас, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ( Еф.5:27 ). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пятый подвиг - притупить жало едкой печали, которая если будет овладевать нашей душою в разных несчастных случаях, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию и сам дух низвергать из состояния чистоты, совершенно расслаблять и угнетать. Она не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Глава 2. С какою заботливостью надо лечить болезнь печали Поэтому с не меньшей заботливостью нам необходимо лечить и эту болезнь, если желаем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Ибо как моль одежде, червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Силу этого вредного и гибельного порока Божественный Дух довольно ясно и точно изобразил (Притч 25, 20). Глава 3. С чем сравнивается душа, съедаемая печалью Ибо одежда, изъеденная молью, уже не имеет никакой цены или приличного употребления; также и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение даже посредственного здания, а годно оно только на сожжение огнем. Так и душа, съедаемая едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обычно принимает елей Св. Духа, стекающий с неба сначала на бороду Аарона, потом на края ее, как это изображается в пророчестве Давида: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132, 2). Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор 3, 16). Каковы его деревья, это показывает невеста в Песни Песней, говоря: кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн 1, 16). Такие-то рода деревьев требуются для храма Божия, - благовонные и не гниющие, которые бы не подвергались ни гниению от ветхости, ни съедению червями. Глава 4. От чего, или каким образом рождается печаль

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1780...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010