Иосиф, основатель Волоколамского монастыря. В Пафнутьевом же монастыре принял постриг и его брат Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский. Инок Левкий основал свой монастырь на р. Рузе (Волоколамский Левкиев), а инок Давид в 1515 г. устроил в Серпухове Давыдовскую Вознесенскую пустынь. Из Пафнутьева монастыря вышел выдающийся церковный и политический деятель митрополит Макарий. Инок Даниил построил храм около Переяславля над общей усыпальницей и тем самым положил начало новой обители 264 . Преп. Даниил Переяславский настолько почитался при жизни, что был приглашен Василием III в восприемники обоих своих детей, Иоанна и Юрия 265 . Большое значение как в церковной, так и политической жизни страны имели воспитанники Иосифо-Волоколамского монастыря. Перу его основателя принадлежит получивший наибольшее распространение в XVI в. общежительный монашеский устав. В 1509 г., по мнению А. А. Зимина, минимум пять епархий из восьми были в руках иосифлян. Они же играли главную роль в полемике 20–30 годов XVI в. с нестяжателями, которые выступали против монастырского землевладения 266 . Ктиторство и патронаж Проблема ктиторства продолжает оставаться во многих аспектах малоразработанной, можно выделить лишь работы Я. Н. Щапова и Б. Н. Флори о патронате над обителями. Специального монографического исследования требует и вопрос об эволюции института ктиторства в условиях Русского централизованного государства, становления самодержавия. Ктитор мог дать землю под постройки, финансировать возведение церквей в обители, предоставить села с деревнями для «прокорма» иноков. Помимо этого, патрон регулярно поддерживал свои монастыри продовольствием, деньгами, делал крупные вещевые вклады для обустройства культовых сооружений. Белозерские удельные князья, начиная с середины XV в., ежегодно поставляли в Кириллов монастырь для праздничной «кормли братии» рыбу, а несколько позднее прибавили по 4 бочки пшеницы и 6 бочек ржи. Ряд обителей в конце XV – первой половине XVI в. в своем уделе основали представители рода Воротынских: Лютиков Перемышльский в 6,5 верстах от Перемышля на правом берегу Р- Оки, Спасский «на Усть-Угры» на левом берегу Оки южнее впадения в нее р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За окном электрички земля напоминает, что она — именинница. Лиловые полянки люпинуса, россыпи золотистых лютиков, белые плюшки цветов калины, растущей вдоль ручейков и речушек, густо-малиновые смолки, зонтики вытянувшейся сныти и множество других, чаще неведомых дикорастущих и цветущих трав. Кое-где у заборов доцветает венгерская сирень. Красота, раздолье, особенно после больничных и даже домашних стен. Правда и это видишь только в окно, но и то хорошо. Немножко увидим и по дороге, благо время есть и спешить нет нужды. Всенощная начнётся в шесть в храмах Лавры, а в Академии — в пять. Туда мы и направляемся, предполагая, что придут священники на исповедь. Подождали немного и, слава Богу, смогли спокойно, без суеты, спешки, тревоги поисповедываться. Минуя колокольню, замечаем и то, что молодые кустики разноцветной махровой сирени ещё не до конца отцвели, и то, что около закрытых дверей Троицкого собора густая толпа. Ждут, видимо, что откроют к службе, но мы знаем по опыту прежних лет, что ждать нет смысла. Идём в Успенский собор. Пахнет берёзками. Народу много, но стоят не так тесно, чтобы не выбрать себе удобное местечко. Нам хотелось на площади послушать звон и потому мы никуда не рвались и об удобных местах не думали. Звон лаврский, обогащённый великанами-басами, я люблю. Недавно отец Андрей Кураев говорил по “Радонежу”, что эти басы угнетающе действуют на него, но мне это неведомо. Мне слышится в этом мощном звуке призыв земле подняться к Небу умом и сердцем, чувствуется зов к пробуждению и даже величие всего сотворённого Богом — металла и всего нужного для создания колоколов, человека — способного из всего данного собрать, соединить, душу вложить, чтобы это чудо зазвучало… Наслушавшись, проходим к раке преподобного Максима Грека и останавливаемся поблизости. Начинает всенощную отец Алипий. Поёт смешанный хор. Обычно слушать мне его и трудно (партия сопрано до таких высот добирается, которые, по-моему, не очень-то гармонируют с остальными, тем более — мужскими партиями), и радостно, когда регент “отключает” сопрано.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

2-4 декабря 1886 г. был утвержден старостою с 1887 по 1890 гг. Михаил Ефимович Больших-Шапок. Определением Иркутского епархиального начальства утвержден на трехлетие с 1890 по 1892 г. крестьянин Андриан Косьмич Татаринов в должности церковного старосты. 30 августа 1892 г. умер с полным христианским напутствием священник Большеокинской Ильинской церкви Петр Кириллович Корнаков, 64 лет. 20 апреля 1895 г. псаломщик Падунской Зосимо-Савватеевской церкви Гавриил Лютиков, согласно его прошению, назначен на должность псаломщика к Ильинской Большеокинской церкви. Кроме большеокинцев, прихожанами Ильинской церкви были жители Малокадинской, Долголугской, Долоновской и Калтукской деревень. К 1896 г. к Большеокинской Ильинской церкви были приписаны деревни: слобода Большекадинская в 16 верстах от церкви с населением 560 душ; дер. Долоново в 10 верстах с населением 350 душ; дер. Даниловская в 6 верстах с населением 250 душ. 15 сентября 1892 г. по резолюции его Высокопреосвященства Гадалейский священник Иннокентий Каллистов переведен к Большеокинской Ильинской церкви. С 1893 г. по 1896 г. церковным старостой утвержден крестьянин Большеокинска Иван Кириллович Перфильев. С 30 сентября 1894 г. по 1 января 1903 г. утвержден церковным старостой крестьянин д. Долоново Дмитрий Галактионович Попов. До сих пор с уважением вспоминают старейшие жители села священника и законоучителя местной церковно-приходской школы о. Василия Шелашникова. Он служил при Ильинской церкви с 1899 по 1916 гг. до перевода его в Троицкий храм г. Зимы. Под его руководством было возведено новое здание Ильинской церкви, освящённое 19 июля 1910 г. Здание было бревенчатое, одноглавое, построенное в виде корабля. Полусфера купола покоилась на восьмигранном основании – глухом, без оконных проёмов, барабане. С церковью соединялась переходом (трапезной) трёхъярусная шатровая колокольня, на которой было 12 колоколов плюс один большой колокол. Было на колокольне 4 окна, в каждом по три колокола. Завершало строение луковица с крестом. Построенная в традиционном русском архитектурном стиле, Ильинская церковь, несомненно, была украшением села. «Значительное увеличение прихода, а также ветхое состояние старой церкви послужило поводом к закладке в 1906 г. ещё одной деревянной церкви с колокольней. Освящение её состоялось 19 июля 1910 г. во имя Илии Пророка. В 1910 г. в её приход входило 349 дворов, с населением в 2200 человек». (Из справки Братского городского объединённого музея). В 1902 г. о. Василий Шелашников был награжден набедренником. В мае 1907 г. ко дню Святой Пасхи Его Высокопреосвященством Тихоном — Архиепископом Иркутским и Верхоленским, священник Большеокинской церкви Василий Шалашников награжден скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=39237

С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Аз бо вседушно хощу ти служити, И в числе верных твоих вменен быти 225 . Имея свободный доступ в дом этого благодетеля своего, Симеон естественно, сблизился чрез это с кругом его многочисленной родни. Здесь он так же, пускал в ход свое «пиитическое художество», стараясь снискать себе различные милости. В его «Рифмологионе» находится приветственное стихотворение к племяннику Богдана Матвеевича, Иоанну Севастьяновичу Хитрово, сказанное «от сына его Авраама Иоанновича, когда возвратился с пути в дом свой» 226 . С произведениями стихотворного искусства, придававшими особенный блеск семейным празднествам знаменитого боярина, соединялись здесь некоторые мелкие литературные работы, исполняемые по его заказу Симеоном. В черновых бумагах последнего сохранилось «предисловие во книжицу болярина Богдана Матвеевича Хитрово», приготовленную по случаю сделанного им вклада в «Живоначальные Троицы Лютиков монастырь» 227 ; а также довольно обширная и ораторски составленная духовная его с надписанием: «Богдана, по иерейскому наречию Иова Хитрово» 228 . Труды эти, при всей своей незначительности, обнаруживают близость и доверие к Симеону могущественного вельможи и, без сомнения, не менее приветственных стихотворений располагали его к различным милостям и благодарениям их составителю. Федор Михайлович Ртищев и Богдан Матвеевич Хитрово были самыми важными и ближайшими благодетелями Симеона, покровительственная роль которых в отношении к нему выступает с наибольшей ясностию. Но есть основание полагать, что Симеон имел и других покровителей в среде выдающихся лиц тогдашнего светского общества, хотя относящиеся сюда данные и не отличаются надлежащею полнотою и определенностию. В числе мелких его стихотворных произведений встречаются: «утешение к боярину князь Григорию Алексеевичу Долгорукому по смерти брата его болярина князь Дмитрия Алексеевича» 229 , «целование господина из пути пришедша от его домочадец» 230 и «приветства в день собора Св. Иоанна Предтечи к боярину Иоанну Михайловичу Милославскому» 231 . Кроме того, в черновых бумагах Симеона находится его поздравительная речь к боярину Артамону Сергеевичу Матвееву, сказанная по случаю бракосочетания государя с воспитанницей его Наталией Кирилловной Нарышкиной 232 , и ораторское приветствие к князю Юрию Михайловичу Одоевскому «о новорожденном внуце» 233 . Можно думать, что все это были более или менее близкие благожелатели и покровители Симеона, в отношении к которым он считал себя обязанным составлять приличные случаю льстивые литературные произведения. По крайней мере, очевидно, что со своей стороны, Симеон стремился к возможному сближению с ними и пользовался своим талантом оратора и стихотворца, как наилучшим к тому средством.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

438  Глинская Рождество-Богородицкая пустынь (ныне – Украина, Сумская обл.) основана в XVI b. Духовное возрождение пережила в XIX b. при игумене Филарете (Данилевском) и старце иеросхимонахе Василии (Кишкине), ученике преп. Паисия (Величковского) . Закрыта в 1922 г., вновь открыта в 1942 г. и опять закрыта в 1961 г. С 1994 г. обитель возрождается. 439  Софрониев Рождество-Богородицкий монастырь (в 40 км от Путивля) основан в глубокой древности. Известен традициями старчества, восходящими к преп. Паисию. 440  В миру – Т.А. Кононова, основательница женской общины, которая позднее была преобразована в Оренбургский Успенский монастырь. 442  Иеромонах Памва (в миру П.И. Панов: 1822–1891), в Оптиной Пустыни с 1850 г. С 1888 г. был духовником богомольцев. 444  Троицкий Лютиков монастырь близ Перемышля Калужской губернии, основан в XVI b. После революции полностью разрушен, многие насельники погибли. 445  Лужецкий Богородице-Рождественский мужской монастырь Московской губернии, Можайского уезда, основан в XIV b. преп. Ферапонтом. В настоящее время восстанавливается. 447  Александро-Невская Лавра основана в XVIII b., является усыпальницей знатных и знаменитых лиц Петербурга. 451  Жизнеописание и записки игумена Феодосия (Попова). См. Нилус С.А. Сила Божия и немощь человеческая. 452  Лебедянский Троицкий мужской монастырь в Тамбовской губернии, в который о. Феодосии поступил первоначально и где стал иеромонахом. См.: Нилус С.А. Сила Божия... 455  «Вероятно, из числа тех, которые начитались в Академии Фейербаха и учёных рефератов, составленных заграничными жидами, вроде «Разложения христианства», «Жизни Иисуса Христа» и тому подобной ядовитой стряпни, которую они и принимали на веру без всякой критики, а профессоров спрашивать или боялись, или считали излишним». – Примечание преп. Варсонофия. 456  Раифская Богородицкая пустынь в Свияжском уезде близ Казани основана в 1613 г., к ХХ в. братии было около 80 человек. 27 января 1930 г., в день празднования преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, обитель была разгромлена. 9 насельников расстреляны, остальные погибли в ссылках. Восстановление обители началось с 1992 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Синода, Высокопреосвященнейшим Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, при чем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и дополнить их поименованными в списках изданиями. При пуст. также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы. К пустыни приписан Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 г. Филаретом, архиеп. Калужским, впоследствии митр. Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского . Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Крестовский , зашт., в Калуге. Учрежден в 1880 г. Приписан к архиерейскому дому. Здесь хранится древний весыма чтимый крест, с распятием в рост человека; этот крест резной из дерева и вделан в икону с изображением Богоматери и Иоанна Богослова. При мон. приют для священнослужителей. Е. Лаврентьев Рождественский , кафедральный, бл. Калуги, на р. Яченке. Основан в пол. XVI в. В соборе почивают под спудом мощи пр. Лаврентия (см. 10 авг.); над ними медная высеребренная рака. Ежегодно 18 июля бывает крестный ход из мон. кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления пр. Лаврентия совершается крестный ход из Калуги в мон. При мон. школа и странноприимный дом. Лютиков Троицкий , 3 кл., общ., в 6 в. от г. Перемышля, на бер. р. Оки. Основан князьями Воротынскими в 1504 г. (по другим в 1444 г.). Название получил от бывшего при строении его надзирателя по прозванию Лютик. В смутное время несколько раз подвергался разорению. Возобновлен в 1654 г. Мон. Троицкий собор построен в 1663 г. В ризнице и библиотеке хранится много предметов старины XVI и XVII в. При мон. цер.-прих. и ремесленная школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Лужецкий Можайский мужеский, 2-го класса, степенью 5-й, Московской Епархии, при городе Можайске, на берегу Москвы реки, на месте именуемом Лужки; построен в 1408 году при Вел. Кн. Андрее Дмитриевиче Преподобным Ферапонтом, учеником Преподобного Сергия Радонежского, которого и мощи в сем монастыре почивают. В нем Соборная церковь во имя Рождества Божией Матери, с приделом во имя Преподобного Ферапонта. Лукианова мужеская, заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в 10 верстах от города Александрова; после разорения Шведского возобновлена в 1648 году строителем Иеромонахом Лукианом. В ней; 1) Церковь Соборная во имя Богоявления Господня с приделом во имя Свят. Мученика Феодора Стратилата, построена в 1680 году; 2) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1707 году; 3) при больнице во имя Св. Великомученицы Екатерины, построена в 1713 году. Лютиков мужеский, 3-го класса, степенью 26-й, Калужской Епархии, от Перемышля в шести с половиной верстах; первоначально построен был еще до Литовского нашествия, название же свое имеет от бывшего при строении его надзирателя Лютина; после возобновлен иждивением Гг. Хитровых в 1657 году. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Св. Живоначальной Троицы с приделами, во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святого Николая Чудотворца; 2) во имя Благовещения Богородицы, с приделом во имя Св. Иова многострадального. Состоит под начальством Архимандрита. Мазаловский Преображенский девичий, заштатный, Могилевской Епархии, в Мстиславском уезде в деревне Мазаловщине; основан в 1665 году. В нем церковь во имя Преображения Господня, возобновленная в 1799 году Графиней Чернышевой. Макарьевская , заштатная пустыня, Казанской Епархии, близ города Свияжска. В ней церковь Соборная во имя Преподобного Макария Желтоводского. Макарьевская , заштатная пустыня, Костромской Епархии, при слободе Решме, близ реки Волги. В ней церковь Соборная во имя Живоначальной Троицы, с двумя приделами. Макарьевский мужеский, 3-го класса, степенью 48-й, Костромской Епархии, при уездном городе Макарьеве, на берегу реки Унжи; построен в 1439 году. В нем семь церквей великолепного здания, из коих соборная во имя Святой Живоначальной Троицы, построенная в 1664 году. В оной почивают Св. мощи Преподобного Макария, основателя обители сей, преставившегося в 1504 году июля 25 дня. В сем монастыре бывает особенное празднество по случаю посещения обители сей, в 1620 году октября 4 дня, Царем Михаилом Феодоровичем и того же числа по нем бывает здесь Соборная панихида. Состоит под управлением Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

6) Иеромонах Корнилий, родом из мещовских купцов, пострижен 1801 года в Мещовском Георгиевском монастыре. В 1802 году посвящен в иеродиакона, в 1802 году в иеромонаха; проходил должность благочинного, и 1808 году июня 22 дня определен строителем в Мещовский георгиевский монастырь. В 1810 году – в Мещевское Духовное правление присутствующим; в 1811 году декабря 13 определен строителем в Тихонову пустынь; скончался в сентябре 1814 года и, погребен в той же пустыни. 7) Иеромонах Михаил, из духовного звания, уроженец Козельского уезда, села Крапивны, с 1791 года проходил курс наук в Московской Духовной Академии, в 1799 г. определен в Оптину пустынь. В 1800 году переведен в Мещовский Георгиевский монастырь; в 1804 пострижен в монашество; в 1806, помещен в штат, при доме его преосвященства, в 1810 г. посвящен в иеродиакона, в 1812 г. перемещен в Тихонову пустынь, где в 1814 г. посвящен в иеромонаха; и назначен в должность казначея; управлял временно обителью по кончине Корнилия и утвержден строителем 14 июля 1815 года, преосвященным Евгением, а 14-го августа, 1816 года, по резолюции преосвященного Антония, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь, а вместо его назначен в Тихонову пустынь строитель Мещовского Георгиевского монастыря. 8) Иеромонах Митрофан, из мещовских граждан, постриженец Мещовского Георгиевского монастыря. В 1814 году был назначен строителем Мещовского Георгиевского монастыря и вместе экономом Калужского архиерейского дома, в 1814 и 1816 годах надзирал за построением дома Мещевского Духовного училища, а с 17 августа по 25 января 1830 года управлял, в звании строителя, Тихоновой пустынью; в 1817 году 4 сентября был командирован в Перемышльский Лютиков монастырь для наблюдения за порядком в оном, где и пробыл до 28 сентября того же года, пока изволил проехать Государь Император; в 1830 году, согласно его прошению, уволен в число братства Малоярославецкого Черноострожского монастыря. 9) Иеромонах Ираклий, из карачевских граждан, управлял Тихоновой пустынью с 1830 по 1835 год, а в сем году, согласно его прошению, уволен от должности, с определением в число братства Оптиной пустыни, коей он был постриженником 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Эти отрицательные поля мы обнаружили и во время наблюдения за НЛО. Иными словами, существуют демонические явления, допускаемые на Земле. Можно определить их центр, траекторию полета и так далее. Есть точка, где существует некий владыка, который управляет всем этим. Мы догадываемся; нам давно вера подсказала, что это такое. Но у нас разработана и своя терминология по этому делу. ...При определенных условиях - раньше говорили: " бездуховный человек " - вокруг индивиду­ума образуется вакуум, и в него внедряются электромагнитные матрицы с отрицательным знаком, которые начинают управлять человеком. Мы их фиксируем прибором. Кто-то называет их бесами, а мы - электромагнитными матрицами. О НЕУНИЧТОЖИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ В присутствии полей волновой функции меняется нейтральная структура электромагнитного поля. Когда мы подъезжали к Кирилло-Белозерскому монастырю, на машине были установлены гамма-электромагнитные датчики. На расстоянии 70 километров от монастыря они раскалялись. На богословском языке это называется " промоленность " , " промоленное пространство " ; мы это называем " повышенным напряжением электромагнитного поля " . Если вы кирпич из Белозерского монастыря принесете в дом, он будет излучать большое количество энергии. Во время богослужения на Пасху с каждого квадратного сантиметра креста Елоховского собора излучается несколько киловатт энергии в секунду. Причем тифозная палочка в течение нескольких секунд гибнет... Там, где останавливался Тамерлан, в церкви Владимирской Божией Матери, идет постоянный звон, без усилителей. Или вот уничтоженный Лютиков монастырь под Калугой, недалеко от Оптиной пустыни, - там сейчас просто скотный двор. Монастырь был реставрирован в 30-х годах, а потом недруги приказали его взорвать, так вот, сейчас там слышен многоактовый колокольный звон на всю округу. Мы ставили усилители в 300 метрах - и в километрах семи идет звон уничтоженного Лютикова монастыря. Он, конечно, убывает, есть сопротивление среды... Мне как-то батюшка говорил, что храм - это небесное явление, а небесные силы неуничтожимы силами человеческими.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010