Учреждена Архимандрия в 1806 году, на основании указа 1797 года Ярославской Ярославский Толгский В 1793 году по докладу бывшего Синодального Господина Обер-Прокурора Мусина-Пушкина ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Высочайше указать соизволила оного монастыря Игумена произвести в Архимандрита с тем, чтобы и впредь в оном Монастыре быть Архимандритам Углицкий Алексеевский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года Псковской Елиазаровский В 1804 году по докладу Синода Высочайше повелено состоящий в Псковской Епархии Снятогорский монастырь обратить в Архиерейский дом, а штат оного Снятогорского монастыря с учреждённой в нём Архимандрией перевести в означенный Елиазаровский Спасо-Мирожский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года Рязанской Троицкий Рязанский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании Указа 1797 года Тверской Успенский Желтиков В 1798 году учреждены Архимандрии, на основании указа 11797 года Старицкий Успенский Екатеринославской Балаклавский Георгиевский В 1806 году при учреждении оному монастырю штата положено быть в нём Настоятелю, но не сказано именно, Игумену ли или Архимандриту. Ныне состоит Архимандрит, которому в 1808 году, Января 3, по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся на доклад Синода, повелено производить жалованье Игуменское по 200 рублей Могилёвской Полоцкий Богоявленский братский Учреждены Архимандрии в 1798 году на основании Указа 1797 года, но на своём содержании, без штата Могилёвский Богоявленский братский училищный Витебский Марков Оршанский Кутеенский Богоявленский В 1805 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года, на своём содержании, без штата Минской Грозов Иоанно-Богословский Учреждены Архимандрии в 1798 году, на основании указа 1797 года, но на своём содержании, без штата Брестский Симеоновский Калужской Лихвинский Покровский Добрый Учреждена Архимандрия в 1802 году, на основании указа 1797 года Перемышльский Троицкий Лютиков Учреждена Архимандрия в 1807 году, на основании указа 1797 года

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

14) Служебник Московской печати 1668 года в 1 / 4 д. листа. Напечатан благословением Вселенских Патриархов и Святейшего Патриарха Иоасафа. Надпись по листам: «7184/1676 года октября в 29 день дал сию книгу Служебник в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря Архимандрит Вениамин.» 15) Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, или разговор между Жидом и Христианином о пришествии Мессии, соч. Иоаникия Галатовскаго, писана на Юго-Западном наречии. Киевской печати 1669 года в четверть. Надпись по листам: «Его пресветлого Царского Величества Стольнику Полковнику и Наместнику Серпуховскому благородному Его милости Пану Артемону Сергеевичу Матвееву сия книга есть дарована.» Другая надпись: «187/1679 году марта в 12 день сия книга Мессия правдивый Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а быть ей по его обещанию в Перемышльском уезде Живоначальныя Троицы в Лютикове монастыре, по ево родителях во веки неподвижно.» 16) Служебник Московской печати 7176/1668 года в четверть. Дал 7184/1676 сего монастыря Архимандрит Вениамин. 17) Пентикостарион или Триодь Цветная Московской печати 1670 года в лист. Из надписи по летам видно, что дан в сей монастырь в 7180/1672 по Указу Великого Государя Алексея Михайловича из Приказа Большого Дворца. 18) Книга деяний и посланий Святых Апостолов Московской печати 1671 года, по листам надпись: лета 7180/1671 году января 10 дня сею книгою глаголемою Апостол, великий Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал Боярина и Оружейничего и Наместника Ржевского Богдана Матвеевича Хитрово.» (Надпись, надобно полагать, сделана Царем собственноручно.) Другая надпись: «7189/1681 года января в 10 день сию книгу глаголемую Апостол Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово жена его боярыня вдова Марья Иванова дала вкладу в Перемышльский уезд Живоначальныя Троицы по реклу в Лютиков монастырь и за сей вклад пожаловать Архимандриту с братией молить великого Бога о здравии и спасении рабы Божией Марины, за упокой поминать по Синодику того монастыря.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2. Потир сребропозлащенный с надписью: «162 (1654) году дал в дом Живоначальной Троицы сосуд сребренный Игнатий Макарьев сын Золотарев по своих родителех и поминать и Бога славить. Весу в сосуде со всеми принадлежностями 2 фунта 40 золотников.» 3. Кадило сребреное большое, местами позолоченное с надписью: «7162(1654) году дал вкладу сие кадило в дом Живоначальной Троицы Игнатий Макарьев сын Золотарев; а делано и дано в Лютиков монастырь по своей души и по своих родителех, вечно поминать и Бога славить. " Весом 1 фунт 76 золотников. 4. Ковшичек для теплоты, сребропозлащенный с надписью по краям, вязью резьбой в глубь: чарка добра, чарка пити из нее на здравие. Весом в 22 золотника. Ковш этот пожертвован в 195(1687) году стольником О. А. Хитрово по обещанию и по приказу отца его Окольничего Александра Севастьяновича Хитрово. Оценен по тогдашней цене в 5 рублев. 5. Лжица немецкой работы, имеет овальную форму столовой ложки, довольно мелкая; шейка соединяющая ложку с шестигранной ручкой имеет извнутри изображение человеческой фигуры, а на обороте буквы F. К. На ручке немецкая надпись: «VND STERBEN BOTTES. Reieh FERBEN.» Дана вкладу в числе прочих вещей от В. М. Хитрово в 171(1663) году. 6. Дарохранительница оловянная в виде церкви, верх снимается, нижняя часть устроена ящиком, по сторонам литые изображения Херувимов и Серафимов. Всех церковных сосудов в главной описи значится восемь; из них самыми ценными (в 200 руб. сер.) считаются сосуды пожертвованные помещицей Евфимией Афанасьевной Астафьевой. Верхняя часть чаши украшена серебренною прозрачною решеткой. Изображения черневые, подножия чеканные. Весу в сосуде с принадлежностями 3 ф. 68 золот. Вторые по них сосуды, присланные в дар в 1837 году высокопреосвященным Митрополитом Ионою. Чаша украшена серебреною на подобие жемчужной обнизи сеткой, а изображения в серебреных гнёздах осыпаны стразами. Весу 3 ф. 64 зол. 2. Евангелия напрестольные Евангелий напрестольных в главной описи значится 7-мь: 1. За пропажей драгоценного Хитровского Евангелия, ныне самым древним остается печатное в Москве 1701 года, оболочено пунцовым бархатом; на верхней дске оклад новый, сребропозлащенный с финифтяными средниками и наугольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

6. Калужской Епархии Лихвинский Покровский, именуемый Добрый Настольной грамотой Июля 1763 года, данной Амвросием, Архиепископом Сарским (или потом Крутицким), новопроизведённому Архимандриту Симеону, дозволено было служить в шапке, с набедренником и полицей, на ковре, иметь посох с четырьмя сребропозлащёнными яблоками и носить мантию со скрижалями. По штату 1764 года Архимандрия там упразднена, а в 1799 году возобновлена третьеклассная. И в 1807 году, Февраля 6, определением Святейшего Синода дозволено Архимандриту носить на мантии камлотовые зелёные бархатные скрижали. 7. Калужской Епархии и Перемышльской Троицкой Лютиков Архимандриты издавна, до штатов 1764 года, служили на ковре. В 1807 году, Февраля 6, определением Святейшего Синода дозволено Архимандриту носить на мантии камлотовой скрижали зелёные бархатные. 8. Тамбовской Епархии Козловский Троицкий Настольной грамотой Преосвященного Пахомия, Епископа Тамбовского, Сентября 1761 года, данной Троицкого Козловского монастыря Архимандриту Исаакию, после переведённому в Нижеломовской монастырь, дозволено было служить в шапке, с набедренником и полицей, на ковре, иметь и носить крест, также жезл с четырьмя яблоками сребропозлащёнными. 9. Вологодский Спасо-Каменский 10. Иркутский Вознесенский 11. Галицкий Пансеин 12. Пензенский Спасо-Преображенский По определению Святейшего Синода, последовавшему в 1803 году, Декабря 17, Архимандритам в сих третьеклассных монастырях исправляющим должности Ректора и Богословия учителя при Семинариях, и поступающим на их места, если будут заниматься таковыми должностями, носить мантии камлотовые с зелёными бархатными скрижалями. 13. Оренбургской Епархии Уфимский Успенский На основании вышенаписанного определения Святейшего Синода в 1805 году, Марта 6, дозволено Архимандритам таковые же мантии носить. Статья III. Монастыри Малороссийские А) Ставропигиальный 1. Бывший Киево-межигорский Издавна Архимандриты отправляли служение на коврах, а с 1744 года Архимандрит Герасим и с рипидами. Грамот же на сии отличия в монастыре не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Белгородской губ.: в Болховском у.- 64 церкви, в Белёвском у.- 105 церквей. Также насчитывалось 17 мон-рей, в т. ч. 15 мужских: московский Покровский училищный, московский Даниловский, можайский Лужецкий, Можайский Колоцкий, Лихвинский Покровский Добрый, Оптина пуст., Перемышльский Шаровкин, мещовский Георгиевский, юхновский Казанский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая , Тихонова калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , Оптин болховский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы , белёвский Преображенский, Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы , Лютиков Троицкий - и 2 женских: белёвский Крестовоздвиженский, болховский Рождественский. В 1776 г. открылись семинарии при боровском Пафнутиевом мон-ре и при Лаврентиевом калужском монастыре . В 1776-1777 гг. Синод обсуждал вопрос об упразднении Крутицкой епархии и о переносе кафедры в Калугу, но тогда это не было исполнено. 8 дек. 1917 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. принял определение «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», к-рое предусматривало реорганизацию управления Московской епархией: «Патриаршей областью (Москва, Московская епархия, ставропигиальные мон-ри.- В. П.) управляет по указаниям патриарха патриарший наместник с титулом архиепископа Коломенского и Можайского» (Собор, 1918. Деяния. Кн. 5. С. 357). Т. о. была восстановлена епископская кафедра в Коломне (см. Коломенское викариатство ). Московский епархиальный съезд 18-22 дек. 1917 г. признал «наиболее целесообразным способом избрания помощника Святейшему Патриарху считать назначение такового... самим Святейшим Патриархом по его личному усмотрению и избранию» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2849. Л. 67). На этом настаивал патриарх Тихон, высказавший такое пожелание 20 дек. 1917 г. в беседе с председателем епархиального съезда прот. Григорием Соколовым, и последний в тот же день поставил на голосование вопрос об отказе от избрания управляющего епархией на съезде.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

«Да в Желоховском стану в Вотчинах написано: (1685) года ноября в 7 день Живоначальной Троицы Лютиков монастырь на реке Оке, а в нем церковь соборная во имя Живоначальной Троицы каменная. А в церкви образа местные и книги и ризы, и всякая церковная утварь писаны в песцовых книгах подлинно порознь, по статьям. А всего за Лютиковым монастырем в Желеховском стану село: Космодемианское Корекозево тож, да пять деревень: 1. Деревня, что было сельцо Ладыгино на речке на Пторе. 51 2. Деревня Вороново на реке на Оке. 3. Деревня, что была пустошь Голотеск на колодезе на Голодске. 4. Деревня Бушева населена вновь на новоросчистной земле на отвершку и на колодезе. 5. Деревня, что была пустошью Усищево на речке на вольной. А в них крестьянских 30 дворов. Людей в них 170 человек, бобыльских 79 дворов; людей в них 233 человека. Обоево: крестьянских и бобыльских 109 дворов; людей в них 433 человека. Рыболовных и плотниковых, масланиковых, солодовниковых и портных мастеров и всяких разных чинов 135 дворов; людей в них 512 человек. Да девять пустошей. 1. Пустошь, что была деревня Новая слободка. 2. Пустошь, что была деревня Жукинка, на Жукинском отвершку. 3. Пустошь, что была деревня Жулева, на речке на Желове. 4. Пустошь Соколовская на речке Желове. 5. Пустошь, что была деревня Селинская на колодезе на Селинском. 6. Пустошь, что была деревня Великие Лазы, на речке на Желове. 7. Пустошь, что была деревня Ножкино на колодезе. 8. Пустошь, что было сельцо Семенское Мацнево тож. 9. Пустошь, что была деревня Журбино на Журбинском отвершку. Пашни паханные, по старым писцовым книгам, средние земли, в сельце и в деревнях и в пустошах, монастырские и церковные, и крестьянские: 794 чети в поле, а в дву потомуж. А по новой мере 840 четвертей. И прибыло сверх старых книг 54 чети в поле; а в дву потомуж. Да по старым писцовым книгам, лесу пашенного в деревнях в пустошах 139 десятин, а не пашенного леса 148 десятин. Всего пашенного и не пашенного леса 287 десятин. И прибыло в деревнях и пустошах, сверх старых писцовых книг, лесу пашенного и не пашенного, и с новорасчистною землею 173 десятины с полудесятиною и с полутретником. Да за Троицким же монастырем всего сенных покосов по старым писцовым книгам и с третьим полем, что запущено в сенные покосы и с примежеванным лесом, что примежевано вместо Титова луга, 214 десятин с третником. А по новой мере 241 десятина с полудесятиною. И прибыло сверх старых писцовых книг 27 десятин с полутретником 52 . Да за монастырем же не пашенного лесу бору вдоль на три версты с полуверстою, а поперег на две версты 53 . (49); да лесу ж под деревней Голодским вдоль на версту, а поперег на полверсты.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; Рошефор Н. И., де. Опись церковных памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Прозоровский А. Воротынский Спасский мон-рь//Калужские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 8. С. 285-301; Извеков М. Перемышльский Троицкий Лютиков мон-рь, его святыни и древности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-32; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону/Сост.: А. А. Павловский. [Н. Новг.], 1907. С. 241-256; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004п; Давид Л. А., Огнев Б. А. Забытый памятник московского зодчества XV в.//Кр. сообщения ИИМК АН СССР. М., 1956. Вып. 62. С. 51-55; Николаев Е. В. По Калужской земле: От Боровска до Козельска. М., 1970 2, 2010 3; Фехнер М. В. Калуга. М., 1971; Альтшуллер Б. Л. Новые исслед. Никольской церкви с. Каменского//Архит. наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 17-25; Памятники архитектуры Московской обл.: Кат./Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1975. В 2 т.; Маркелова В. Н. Пафнутьев Боровский мон-рь: Кр. обзор исслед. и реставрации 1955-1975 гг.//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 185-198; Выголов В. П. Неизвестная постройка В. И. Баженова в Белозерске//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 131-156; он же. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988; Баталов А. Л. Особенности «итальянизмов» в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1986. Вып. 34. С. 238-245; он же. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; он же. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 38-50; Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье: 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Макушева Следы русского влияния на старопольскую письменность (Слав. сборник III, 1876, стр. 166) Кое что дают книги Первольфа, Славянская взаимность. Спб. 1874, стр. 205 и 235, (сравни его же: Славяне, их взаимные отношения и связи В. 1888, т. II, главы III и V passim) и Боричевского, Православие и русская народность в Литве. Спб. 1851 (документ. исследование). Нельзя не сознаться, что вообще работы по этому вопросу и русские, и польские отличаются большою тенденциозностью. 247 Дабы не подумали, что мы приписываем всему польскому влиянию исключительно благодетельное значение, заметим, что и lues venerea, по свидетельству Коллинса (стр. 29), тоже подарок Польши. 251 Чтения Общ. Ил. и Др. Рос. 1860, II, опись моск. мещ. слободы 202, 231, 363, 352, 432, 353, 473 и 544. 252 Описание городов, перевод из Гвагнина (изд. 1611), с добавлениями, рукопись Симона Азарьина, ныне Московс. Дух. Академии, 29 (201). Леонид, Сведения о славянских рукоп. Св. Троицкой Сергиевой лавры, ныне наход. в Моск. Дух. Акад. М. 1887, I, стр. 143. 253 Так, царь Алексей Михайлович привез из Смоленска боевые часы (польской работы) и подарил их в Саввин-Сторожевкий монастырь. (Смирнов. Истор. Опис. Саввино-Сторожевского монастыря. М. 1877, стр. 55), Известна «повесть о чудесах Честного Животворящего Креста, иже взят в литовском городе Вильне, сыном боярским арзамасцем Микулиным и принесен во град Муром». (Румянц. муз. рук. 2858, XVII в. стр. 10). Боярин Б. М. Хитрово дал в 1657 г. в Лютиков Перемышльский монастырь колокол, с польскою надписью А. Корвин Гонсевского, 1639 г. (Бумаги И. П. Сахарова в библиотеке И. А. Шляпкина). Переплет польского дела на апостоле 1684 г. (Известия Имп. Арх. Общ. IV, 348) и т. п. 255 Соловьев, XII, 216; посылка книги: «Обед дух.» Полоцкого – Самойловичу, Ясинскому и Гизелю (Моск. Арх. М. И. Д. грамоты малор. 408 (423)-410 (425); Петрушевич, Сводная галицко-русская летопись 1600–1700, Львов, 1874 стр. 198 (посылка пролога в Скитский монастырь). Баранович пишет царю Алексею, посылая сочинения, посвященные царевичам Феодору и Иоанну: «Издах языком польским яко писах в то время, егда поляки от имени твоего царскаго к скипетру коруны польские молити помышляху, да крепчайше союз мирнаго соединения укрепят...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На Архимандритской шапке, сделанной Богданом Матвеевичем Хитрово для Троицкого Лютикова монастыря, на одном из украшений было надписано: «Лета 7178/1670 году января в 25 день, дал сию шапку ближний Боярин и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, а тезоименитое ему имя Иов, а поминать сродников его: Иакова, Матфея, Схимницы Параскевии, Федора, Бориса». Иаков; это дед Богдана Матвеевича, Матфей отец его 44 , схимница Параскевия – мать, мирское имя её было Пелагея Алексеевна. Она посхимилась, как видно из письма Богдана Матвеевича к Патриарху Никону , по смерти мужа в 1654 году в Московском девичьем Ивановском монастыре, где и скончалась в 1657 году. Борис – это или его благодетель Боярин Борис Иванович Морозов. († 1662) или Князь Борис Троекуров, отец мужа его старшей дочери 45 . Автор «Словаря достопамятных людей» оканчивает свою краткую и в отношении годов не совсем верную, статью о Б. М. Хитрово , следующей характеристикой сего замечательного мужа: «Храбрый на ратном поле, искусный в хозяйственном управлении, Царедворец ловкий, Хитрово отличался также благочестием: что свидетельствует богатство образов его и возобновленный им Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь; но участием своим в низвержении добродетельного Боярина (Матвеева), оказанным покровительством Гетманам Виговскому и Брюховецкому, оставил после себя имя Сановника, сильно ошибавшегося в выборе любимцев 46 ». Не имея ничего возразить против этого приговора, основанного на исторических данных, мы заметим лишь, что суд этот не окончательный и может значительно измениться при более внимательной и подробной разработке материалов касательно тех двух царствований, в которые Богдан Матвеевич был действующим лицом. Не принимая на себя полного оправдания Богдана Матвеевича перед судом истории, относительно участия его в деле о ссылке Боярина А. С. Матвеева, мы не можем однако не заметить, что единственным основанием для этого обвинения пока служит лишь так называемая «История о невинном заточении Боярина А. С. Матвеева».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На этой иконе прежде был венец и цата с корою, сребропозлащенная, весом в 41 золотн. Поля басменные позлащены, но ныне оклад снят, а икона, будучи вычищена весьма искусно, невольно останавливает внимание даже и не знатока иконописного художества. 2. Не менее замечательны своим пошибом две древние иконы, как говорят, украшавшие иконостас в одной из упразднённой сельской церкви Перемышльского уезда. Они вышины аршин с четвертью, ширины 3 / 4 аршина. На одной изображены Преподобномученица Евдокия и Преподобная Параскева; а на другой Преподобные Ксенофонт и Мария. Вместе с иконой Казанской Божией Матери, Богдан Матвеевич Хитрово дал вкладу в сию обитель деревянный налой, на котором находится следующая надпись: «Лета 7174 (1666) марта 25 дня Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово дал сей налой в Перемышльский уезд в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Лютиков монастырь по отце своём Матвее Елизарьевиче, и по матери своей инокине Схимнице Прасковье Алексеевне и по дочери своей князь Иванов жене Борисовича Троекурова княгине Василисе Богдановне, с образом Пресвятыя Богородицы Казанския.» На сем налое со всех четырёх сторон вырезано по два круга, один над другим, из коих на верхнем с передней стороны находится означенная надпись, а на прочих изображены сивиллы с следующими надписями: «1. Сивелла Геллеспонтикуе. 2. Сивелла Лубикце. 3. Сивелла Агриппине. 4. Сивелла Перкула. 5. Сивелла Кумаине. 6. Курене. 7. Сивелла Еуротане.» 58 (См. Живописное Обозрение Т. 2 стр 358, под статьей Тиволи). Из этого видно, что мнение о числе и названии Сивилл различны и следовательно ещё требуют точного исследования. См. также книгу о Сивиллах в числе рук. Румянц. Музеума перевод с Латинского или Польского языка в 1673 г. в лист, писана крупным полууставом. Поднесена Царю Алексею Михайловичу (В рук. Рум. Муз. номер XXVII стр. 221). Здесь значится 12 Сивилл. 50 В 7192 году сим же старцем Макарием Калужским и сыном его Кириллом даны вкладу две хоругви на полотне живописные, на 1-й с одной стороны образ Живоначальной Троицы, с другой Сергия Радонежского и Александра Свирского ; на 2-й с одной стороны образ Благовещения, а с другой Богоотец Иоакима и Анны. Хоругви эти целы и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010