Память 24 февраля Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли (Мф.14:12; Мк.6:29) в Севастии, городе самарийском [ 1 ]. Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном бесчестном месте. Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о коей упоминает святой евангелист Лука (Лк.8:3), знала то место. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный [ 2 ] и погребла на горе Елеонской [ 3 ], в одном из поместий Ирода. Между тем до Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим домашним об Иисусе: «Это — Иоанн, которому я повелел усекнуть главу. Ныне он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф.14:2; Лк.6:16). Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той распространилось неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней бесчестно. Он положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Дней через пять преподобный Маркелл проснулся около полуночи, как будто кто разбудил его, и услышал голос: «Встань и следуй идущей пред тобой звезде, в том месте, куда она приведет тебя, раскопай землю и найдешь меня». Восстав, архимандрит увидел звезду, стоящую перед дверьми келлии. Осенив себя крестным знамением, он вышел. Звезда привела его к пещере, где была сокрыта глава святого Иоанна Предтечи, и исчезла. Архимандрит, поклонившись, принялся копать, с молитвой призывая Господа. Земля была твердой, как медь. После долгого труда архимандриту открылись плинфы, убрав которые, он с трудом вынул каменную плиту под ними и нашел священный водонос с честной главой святого Предтечи. Поклонившись и воскурив фимиам перед Святыней, он покрыл ее и вышел из пещеры. В то время два старца видели святые видения, знаменующие благодать святого Крестителя и явление его в этом монастыре. На следующее утро, извещенный о случившемся, епископ Урант с крестным ходом, с пресвитерами и диаконами пришел в монастырь и, совершив соборное служение, приступил к месту, где стоял сосуд со святой главой. После коленопреклоненной молитвы епископ поднял ее из недр земных, и Святое сокровище было перенесено в церковь , пока в городе Емессе не был воздвигнут храм Крестителя Господня Иоанна. Святой Симеон Метафраст в житии преподобной Матроны повествует о чудесах, последовавших по открытии от честной главы святого Предтечи Господня: исцелении болящих, прозрении слепца. Впоследствии честная глава Иоанна Крестителя была перенесена в Константинополь, а во времена иконоборческой ереси была привезена в Команы. Там она в серебряном сосуде была сокрыта в земных недрах до времени царствования Михаила III (842–867), сына Феофила, и его матери, святой Феодоры († ок. 867; память 11 февраля), в царствование которых была возвращена в Константинополь святым патриархом Игнатием († около 877–878; память 23 октября). Преподобнаго Еразма Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго Тропарь, глас 4: Благолепие дому Господня любя,/расточил еси нещадно имение твое во украшение того,/преподобне Еразме,/тем ныне живя в дому Господни на Небеси,/моли и нам освятитися в жилище Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24-е число. Первое и второе обретение честныя главы Иоанна Предтечи. После мученической смерти Крестителя, тело его было погребено учениками его, а главу, после поругания над нею Иродиады, благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила в сосуд и погребла в горе Елеонской (чит. под 29 авг.). Впоследствии времени три раза святая глава была обретаема, и положено празднование этих трех обретений главы. 24-го Февраля празднуется первое и второе обретение. В первый раз глава была обретена двумя иноками, путешествовавшими в Иерусалим на поклонение святым местам, во времена Константина Великого . Им явился сам Креститель и повелел откопать главу на горе Елеонской. Но скоро иноки своим маловерием и небрежением к св. главе сделали себя недостойными обладания ею. От них глава перешла к одному гражданину города Емессы, в Сирии, а от него по преемству, – к некоему Евстафию, арианскому иноку, который скрыл ее в пещере близ Емессы. Тут впоследствии времени образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во сне сам Креститель и возвестил о своей главе, сокрытой в пещере, близ монастыря. Глава была обретена здесь вторично. Это было в 452 г. Св. главу тогда же перенесли в Халкидон, а оттуда, при императоре Феодосии Великом, в Константинополь. Третье обретение главы св. Предтечи было при императрице Феодоре и сыне ее Михаиле в 850 г. 25-го мая; в этот день и празднуется оно. Честная глава Предтечи хранится в Студийском Предтеченском монастыре. Часть ее находится в Риме, в церкви св. Сильвестра. Есть части в Афонском монастыре св. Дионисия и в Угро-Валахийском монастыре Калуги. Тропарь, глас 4-й. От земли возшявши предтечева глава, лучи испущает нетления верным исцелений: свыше собирает множество ангел, доле 74 же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу. Молитва. См. 7-го января. 29-е число. Память преподобного Кассиана Римлянина . Св. Кассиан жил в IV веке. Родился около Марселя, во Франции (древней Галлии). Воспитанный родителями в христианском благочестии, он еще отроком отправился в Вифлеем и постригся в одной из тамошних обителей. Здесь подружился Кассиан с неким иноком Германом, и оба они предприняли путешествие по монастырям и скитам Египта, ища назидания себе у пустынников, и на время сих путешествий посвятили себя всяким лишениям: носили ветхую одежду, ходили босыми ногами, спали на рогоже и добывали необходимое для жизни трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Аркадии он был перенесен из Иерусалима в Константинополь. В Х веке от него получила чудесное исцеление императрица Зоя, после чего пояс был торжественно положен в золотом ковчеге и установлен праздник. Праздники средние Эти праздники, отмеченные в Типиконе знаком креста, однако им бдение не совершается, но совершается, кроме Великого славословия, еще и полиелей. Особенности их в 47 главе Типикона указываются следующие: на вечерни поется « Блажен муж» (вместо обычной рядовой кафизмы), на « Господи воззвах» стихиры из Минеи на 6, от произволения же на 8, и чтения три, то есть паремии на вечерни, стихиры на стиховне из Минеи (а не из Октоиха, как на повседневной и славословной службе). На утрени полиелей, величание и чтение Евангелия, канон на 8 и Великое славословие. Эти праздники так и называются «Полиелейными». К числу полиелейных праздников относятся: Служба каждого из 12–ти апостолов; 14 ноября — Св. ап. Филиппа этот праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст, или заговены на Рождественский пост, который поэтому называют иногда Филипповым постом, а в просторечии у нас — «филипповкой». Если, однако, этот день придется в среду или пяток, тогда заговены бывают накануне 13 ноября. 24 февраля — Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи. По отсечении, глава Предтечи была скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Узнав об этом, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, тайно взяла честную главу, заключила ее в сосуде и погребла в поместии Иродове на горе Елеонской. В первый раз св. глава обретена была там двумя иноками, приходившими при имп. Константине Великом из Константинополя в Иерусалим на поклонение свв. местам. От них она перешла к одному гражданину Емесы, потом к арианину иноку Евстасию, который скрыл ее в земле. Спустя несколько лет в 452 г. она была обретена вторично Маркелом, настоятелем обители, где жил Евстафий, и перенесена из Емесы в Константинополь. При иконоборцах тайно была отнесена в Комары и скрыта в землю. Там при имп. Михаиле и императрице Феодоре, по восстановлении иконопочитания, она была в третий раз обретена и опять принесена в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Пролог. (Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 27. Act SS. febr. III.. р. 292). Св. муч. Маврикия и с ним 70 воинов. В числе 70 воинов находился сын Маврикия Фотин; из прочих наименованы Феодор и Филипп. Пострадали при Максимиане в Апамее Сирийской около 305. Чет. Минея. (Act Memaphrasm. apud Surium 18 iul. Act SS. ad 21 febr. III. P. 237). 23 Св. священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Преемник еп. Вукола (6 февр.); пострадал в царствование Антонина в 162 г. апреля 25. Чет. Минея. (Евсевий IV. 15. Христ. Чтение 1821. I. Cotelerii Patres apost. II. p. 195. Mazochii Kal. neapolit. 1. p. 63. III. p. 943. Fabr. VII. p. 47.) Март. P. 26 янв. Мес. В. В службе канон Феофана. Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея, 3евина, Полихромия, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских. Преп. Иоанн был подражатель житию св. Лимния (22 февр.); преп. Моисей подвизался на горе поблизости от местечка Рамы; Антиох и Антонин сходствовали с ним и одеждою, и стояниями, и молитвословиями. Скончались позже 410 г. Пролог. Феодорит. Боголюб. Ист. гл. 18. (Act. SS. Febr. III. р. 379). Св. Зевин, скончавшийся ранее 423 года, упражнялся непрестанно в молитве, и заслужил у препп. Марона (14 февр.) название отца и наставника. Полихроний, ученик его, во всем подражал своему руководителю, и образовал двух, подобных себе, учеников, Моисея и Дамиана. Подвизались в окрестностях Кира. Пролог. Феодорит. Боголюб. Ист. гл. 21. (Act SS. 23 febr. 377. Fabr. X. 362). Преп. Александра монаха. Первоначальник обители Неусыпающих. Чет. Минея. Вторично 3 июля. 24 Первое и второе обретение Честной Главы св. и славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. В первый раз обретена глава Предтечи двумя иноками, приходившими в Иерусалим на поклонение святым местам, при Константине Великом . От них она перешла к одному гражданину Емесы; преемственно от сего дошла до инока Евстафия, арианина. Гонимый из Емесы, он скрыл главу в земле. Спустя несколько лет она была обретена вторично, 452 г., Маркеллом, настоятелем той обители, в которой некогда жил Евстафий. Из Емесы она перенесена в Константинополь. При иконоборцах, тайно отнесена была в Команы и скрыта в землю. Там, при Михаиле и Феодоре, по восстановлении православия, она в третий раз обретена и опять принесена в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Архангелу Михаилу молятся особенно о защите Церкви и каждого отдельного ее члена от видимых и невидимых врагов.   Архангел Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия; вдохновлял пророка Моисея; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа; являлся праведным Иоакиму и Анне. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня Иоанна. Возвестил Пречистой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия. Укреплял Господа перед крестными страданиями в Гефсиманском саду. Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом. Праздники в честь Архангела Гавриила совершаются 8 (21) ноября (вместе со всеми Бесплотными Силами), 26 марта (8 апреля нового стиля) и 13 (26) июля. Архангелу Гавриилу молятся об укреплении нас в вере и всякой добродетели, о просвещении нашего ума светом Божественного Откровения.   Ангел Хранитель – дается каждому христианину при Крещении и сопровождает его в течение всей жизни, наставляя на доброе, отводя от зла и записывая все наши добрые и злые поступки. После кончины сопровождает душу умершего на суд Божий. Канон Ангелу Хранителю читается с другими канонами при подготовке к святому Причащению. Может также читаться и во всякое другое время.   Святой Иоанн Предтеча – величайший и последний из пророков Ветхозаветной Церкви. Он засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. По слову Самого Спасителя: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Был обезглавлен нечестивым Иродом. Памяти св. Иоанна Предтечи в Православной Церкви посвящен каждый вторник. Праздники в честь него совершаются 24 июня (7 июля) – Рождество, 29 августа (11 сентября) – Усекновение главы (великие праздники), а также 23 сентября (6 октября) – Зачатие, 7 (10) января – Собор св. Иоанна Предтечи, 24 февраля (8 марта) – первое и второе обретение главы, 25 мая (7 июня) – третье обретение главы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи В Деян. св. (Jun. IV. 711) есть пространное исследование об обретениях главы Иоанна Предтечи. Все всякого сомнения полагается сказание о втором обретении главы архимандритом Маркеллом близ Емесы в 452 году, описанное им самим в подлинности сего описания нет ни каких оснований сомневаться. Свидетельство в историческом отношении важное о первом обретении принадлежит Созомену, который не был разделен большим временем от описываемого им события; он пишет 2 (кн. VII, гл. 21): около того же времени (т: е: в царствование Феодосия В. в конце 4 в.) перенесена в Константинополь глава Иоанна Крестителя: Говорят, она обретена была монахами, при- надлежавшими к македониевой ереси. Эти Монахи сначала жили в Иерусалиме, а потом переселились в Киликию. Валент приказал перенесть ее в Константинополь. Когда посланные достигли Пантихия местечка Халкидонского; то мулы, запряженные в колесницу, остановились и не пошли далее не смотря на побои возницы. Это событие для всех, даже для самого царя, показалось делом необыкновенным и божественным и сию св. главу положили в ближайшем селении Косилае. Впоследствии (ок. 390 г.) прибывший в это селение царь Феодосий хотел взят останок Крестителя; но ему воспротивилась, говорят, одна матрона, посвященная Богу дева, сопутствовавшая главе в качестве служительницы и хранительницы. Когда же после просьб она согласилась на перенесение, думая, что напрасны будут усилия Державного, судя потому, что случилось во времена Валента; то ковчеге, в котором лежала глава, царь покрыл порфирою и, взяв его с собою, возвратился в Константинополь, где положил его в так называемом предместии на 7 миле (Евдомон) и воздвиг там огромный и прекраснейший храм Богу. Матрона (она была несторианка) до самой кончины оставалась в селении Косилае и жила весьма свято и благочестиво, начальствуя над посвященными Богу девами, из которых многие, как я слышал, и доселе еще живы. В 23 главе той же 7 книги Созоном говорит о чуде от Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во дни святого равноапостольного царя Константина, когда вера христианская стала процветать, с Востока в Иерусалим пришли поклониться святым местам два инока. Во время паломничества им дважды явился во сне святой Иоанн Креститель. Он открыл им место нахождения своей честной главы и повелел пойти к нему и найти ее, отложив всякое неверие и леность. Иноки отправились в путь, нашли бывшее Иродово село и, раскопав место, указанное им в видении, нашли бесценное сокровище. Положив святыню в мешок из верблюжьей шерсти, они отправились к себе на родину. По дороге они встретили незнакомого горшечника, скитавшегося в поисках работы, и дали ему нести драгоценную ношу. Горшечник спокойно взял ее и продолжал путь, не ведая о том, что он несет. В это время ему явился сам святой Предтеча и повелел бежать от нерадивых иноков вместе с тем, что они ему отдали. Скрывшись от иноков, горшечник вернулся в свою семью, и Божия милость не оставляла его до конца жизни, в течение которой он свято хранил честную главу святого Иоанна Крестителя, молясь, кадя и возжигая перед ней светильники. Перед смертью он запечатал святую главу в водоносный сосуд и отдал своей сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал некий священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею. В пещере поселились благочестивые иноки, не знавшие, какое сокровище таится у них. Позднее на этом месте возник целый монастырь. В 452 году архимандрит этого монастыря Маркелл увидел во сне в видении врата обители открытыми и множество чинов бесплотных, стекавшихся в монастырь с восклицаниями: «Се святой Иоанн Креститель является!» Посреди двора он увидел великую церковь , в которую входили святые ангелы все с теми же восклицаниями. Взглянув, он увидел святого Иоанна Крестителя внутри храма, благословляющего ангелов. Со страхом и трепетом он сам вошел в храм и пал в ноги Святому. Святой Иоанн Предтеча поднял, благословил, поцеловал его, дал ему в руки сосуд с медом и пошел перед ним. Следуя за Святым, архимандрит Маркелл увидел движущийся впереди огненный столп и со страхом проснулся. К вечеру того же дня, когда братия монастыря пели по обычаю псалмы, один из иноков, брат Исакий, увидел огонь, горящий в окне пещеры, и, воскликнув, поведал об этом Маркеллу. Архимандрит велел ему осенить себя крестным знамением и молчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прошло много лет; глава Крестителя опять была забыта. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители – Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Крестителя и извещения от него о честной главе его, сокрытой в пещере монастыря, и она вторично обретена была в 452 лето по P. X., и по повелению греческого царя Маркиана перенесена была из Емесы в Халкидон, а потом в Константинополь 812 . Первое обретение честной главы Крестителя и второе, которое почтено особенным празднованием в монастыре Маркелла 813 , воспоминаются Церковью в один день, 24 февраля. В этот день на вечерне Церковь произносит паримии те же, какие и в день Усекновения Предтечи. На утрене в Евангелии благовествует о чудесах Иисуса Христа, коими Он свидетельствовал о Себе пред двумя учениками Иоанна, посланными от него к Спасителю спросить: Ты ли ecu Грядый, или иного чаем; и об исповедании Господом Своего величия пред Иоанном, хотя болий в рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть ( Лк.7:17–30 ). Празднование обретения главы Предтечи 24 февраля бывает часто в св. Четыредесятницу: в таком случае, в какой бы день оно ни пришлось из пяти дней седмицы, кроме первой, в продолжение которой это празднование не совершается, а переносится на предыдущую неделю или последующую субботу, Уставом Церкви предписывается совершать литургию Преждеосвященных Даров. На литургии в Апостоле Церковь произносит о сокровище просвещения христиан познанием славы Божией в Иисусе Христе. Имамы же сокровище сие, говорит Апостол, в скудельных сосудех, как некогда и честная глава Предтечи – это священное сокровище, таилось и обретено в скудельном сосуде ( 2Кор.4:6–15 ); а Евангелие читается то же по содержанию, что на утрене, только не от Луки, а от Матфея ( Мф.11:2–15 ). В песнопениях своих Церковь , изображая обстоятельства двукратного обретения главы Предтечи, произносит: «От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления, верным исцелений, свыше собирает множество Ангел 814 , доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу» 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

12. Празднование Пресвятой Богородице, чудотворныя ради иконы Ея Иверския. Преставление иже во святых отца нашего Алсксия, Московскаго и всея России чудотворца . Иже во святых отца нашего Мелетия, архиепископа Харьковскаго, чудотворца. Иже во святых отца нашего Мелетия, архисиископа Антиохийскаго. 13 . Преподобнаго Мартиниана. 14 . Преподобнаго Авксентия. Преставление равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго . Преподобнаго Исаакия Печерскаго, подвизавшагося в затворе. 15 . Святаго апостола Онисима. 16 . Святых мученик Памфила и Порфирия и дружины их. 17 . Святаго великомученика Феодора Тирона. Иже во святых отца нашего Ермогена, священномученика, Московскаго и всея России чудотворца . 18 . Иже во святых отца нашего Льва, папы Римскаго. Преподобнаго Космы Яхромскаго. 19 . Святаго апостола Архиппа. 20 . Преподобнаго Льва, епископа Катанскаго. 21 . Преподобнаго Тимофея, иже в Символех. Иже во святых отца нашего Евстафия, архиепископа Антнохийскаго. 22 . Обретение честных мощей святых мученик, иже во Евгении. 23 . Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго. 24. Первое и второе обретение честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 25 . Иже во святых отца нашего Тарасия, архиепископа Константиняграда. 26 . Иже во святых отца нашего Порфирия, архнепископа Газскаго. 27 . Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника. Преподобнаго Тита Печерскаго. 28 . Преподобнаго Василия, исповедника, спостника Прокопиева. 29 . Преподобнаго (Иоанна) Кассиана Римлянина . Март 1 . Святыя преподобномученицы Евдокии. 2 . Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго. Преставление иже во святых отца нашего Арсения, епископа Тверскаго . 3 . Святых мученик Евтропия, Клеоника и Василиска. 4 . Преподобнаго Герасима, иже на Иордане. 5 . Святаго мученика Конона. Обретение честных мощей святаго благовернаго князя Феодора, Смоленскаго, и чад его Давида и Константина, Ярославских . 6 . Святых мученик четыредесяти дву, иже во Аммории. 7 . Святых священномученик, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Капитона, Еферия и прочих. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Споручница грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010