Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 сентября, 2021 11 сентября, 2020 11 сентября, 2020 11 сентября, 2017 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 11 сентября, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

«Все это слышал я от святых свидетелей и очевидцев», говорит блаженный Симон, и затем, обращаясь к Поликарпу, пишет: «зная это, не думай, брат, что ты напрасно истратил, что имел. Все изочтено у Бога до медницы. Ожидай от Бога милости за труд твой. Ты устроил двое дверей в великой Печерской церкви Пресвятой Богородицы, и тебе отверзет Бог двери милости Своей. Ибо иереи взывают в той церкви: «освяти, Господи, любящые благолепие дому Твоего!» Вспомни о Патрикии, который велел сковать крест из чистого золота; поревновавший ему юноша прибавивший немного своего золота, стал наследником всего. И ты, если истратишь то, что есть у тебя, во славу Божию и Пречистой Матери Его, не останешься без награды. Скажи с Давидом: «приложу на всяку похвалу Твою» ( Пс.70:14 ), дабы и тебе сказал Господь: «прославляющые Мя прославлю». Ты сам говорил мне: «лучше мне истратить, что имею, на церковные нужды, чтобы не было отнято у меня войною, или татями, или огнем». Я похвалил твое доброе намерение. Обещался, – так исполни. Обещайтеся, сказано, и воздадите. Лучше не обещаться, чем, обещавшись, не отдать. А если и случится быть окрадену, или лишиться всего от войны: не ропщи, не смущайся, но прославь за то Бога и скажи с Иовом: Господь даде, Господь отъя» 335 . Такова повесть блаженного Симона об Эразме! поскольку же блаж. Симон, по словам его, видел очевидцев умиравшего Эразма: то кончина преподобного Эразма последовала, вероятно, около 1160 года. Он почивает в пещере Антония с именем святого и чудотворца 336 . Мелетий Сириг молился: «Эразм мудрый, истощивший богатство свое на благолепие храма Божия! Твоими молитвами да окажусь я духовным Эразмом» 337 . 336 Опис. К. лавры стр. 110. Ркп. святцы: «препод. отцы Пергий и Эразм, красота церковная». У Кальнофойского: «св. Эразм инок, чудотворец». В печатном патерике простая и прекрасная повесть Симона об Эраэме не только на половину сокращена, но и изменена прибавками странными. Преосв. Макарий (Ист. Рус. ц. III, 33) напрасно исключил пр. Эразма, как и нескольких других, из числа подвижников 1147–1240 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«У нас наблюдаются попытки навязать нам употребление алкоголя как часть нашей национальной культуры. Но алкоголь никогда ею не был, нам это навязали, — подчеркнула Татьяна Клименко. — Другой вопрос — зачем и почему. Нам нужно, чтобы люди осознали, что алкоголь — это не норма жизни, что от него можно и нужно отказаться». «Задача этого праздника — Дня трезвости — показать, что жить радостно можно и в трезвом состоянии, — сказал протоиерей Григорий Григорьев. — На это и направлены все те инициативы и культурные мероприятия, которые будут проводиться в этот день». Отец Григорий напомнил слова Спасителя: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). По словам священника, день трезвости — это возможность обретения истинной радости, которую невозможно отнять у человека. В этом году практически все регионы принимают активное участие в организации праздника, добавил Валерий Доронкин. Во многих городах в этот день пройдут спортивные, творческие, культурные мероприятия. День трезвости был восстановлен в России в 2014 году по инициативе Русской Православной Церкви. Первое празднование Дня трезвости состоялось в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. По решению Священного Синода, 11 сентября в российских храмах будут молиться о страдающих алкоголизмом, священники будут произносить проповеди о важности сохранения трезвого образа жизни. Инициатива празднования Дня трезвости была поддержана Минздравом России. В большинстве регионов России в этот день проходят тематические конференции и семинары, спортивные творческие мероприятия, связанные с профилактикой алкоголизма и других видов зависимости. В ряде регионов установлен запрет на продажу алкогольных напитков в День трезвости.

http://patriarchia.ru/db/text/4610972.ht...

Первое обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. Источник: www.mpda.ru Чрезвычайно вредно смотреть на историю Церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. Тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал. А ее нет! Вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда – огненного. Так вот, нужно знать, что кроме злобы Иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки. По сути, святой Иоанн долгими годами и столетиями не мог (!) найти людей, которые были бы достойными хранителями его беззаконно отсеченной главы. Отсюда и череда утрат и обретений. Господи помилуй! Читайте также — Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи Предтечевы праздники Но Предтечевы праздники, независимо от исторических нюансов, имеют одну непреходящую черту – они возвещают покаяние. «Паки, яко же прежде в мире, проповедуеши покаяние», — говорится в тропаре. Что есть язык человеческий, если не подобие ударного музыкального инструмента, если не тимпан, о котором сказано: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» (Пс.149:3) «Гусли», это – голосовые связки, подобные натянутым струнам, а вот тимпан – язык. Предтечев язык, как набатный колокол, не знал иных мелодий, кроме призыва к покаянию. За это Иродиада, как говорит предание, после отсечения главы исколола язык пророка многократно острой иглой. За это и большевики лишали колокола голоса, отрывая язык. Так бес не любит призыва к покаянию и молитве; бес ищет людей, могущих исполнить его злую волю и голос сей заставить замолчать. Но глава это не только язык. Глава – седалище ума. Ум Предтечи был облагодатствованным и молящимся. Уши Иоанна слышали Отца, говорящего: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33) Глаза Иоанна видели смирившееся, в плоть одетое Слово, и Духа, как голубя, сходящего на Него. Видели они и тысячи глаз, увлажненных слезами, искрящихся верой, ободренных надеждой. Обретение главы Иоанна Предтечи

http://pravmir.ru/obretenie-glavy-ioanna...

Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом. Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя. Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову. 8 марта в високосном году/ 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила. Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих. Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 7 июня (25 мая по старом стилю) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений .

http://foma.ru/ioann-krestitel-i-ego-pra...

Прошло много лет; глава Крестителя опять забыта была. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители – Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Крестителя и извещения от него о честной главе его, сокрытой в пещере монастыря, и она вторично обретена была в 452 лето по Р. X. и, по повелению Греческого царя Маркиана, перенесена была из Емессы в Халкидон, а потом в Константинополь. † Память преподобного Еразма Печерского Блаженный Симон, епископ Владимирский, в наставление другу своему Поликарпу, между прочим, писал: «Был в Печерском монастыре черноризец Эразм. Он стяжал наследие славы в небесном царствии за то, что все, что имел, употребил на украшение Печерской церкви, оковал множество икон, которые и поныне у нас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда обнищал он, то им стали пренебрегать. Дух злобы начал тогда внушать ему: «нет тебе пользы от того, что истратил ты имение на церковь ; лучше было бы, если бы употребил ты на нищих». Не рассудив о таких помыслах, он пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Эразм лежал без языка, с закрытыми глазами, семь дней, едва дыша. В осьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: «горе, горе душе сего брата, в лености прожившего! Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». И вот Эразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: «отцы и братия! точно я грешник, и грешник не каявшийся, как говорили вы; но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я и Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: Эразм! поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Сказав это, Эразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда. Потом пошел в церковь и был пострижен в схиму; а на третий день умер».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Названия великих праздников: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , Рождество святого Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. в) В названиях средних и малых праздников, если речь идет не о памяти святых, первое слово пишется с прописной буквы: Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее ); 7 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный Образ – название, ставшее собственным); Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Преполовение Пятидесятницы. г) Слова: «обретение», «перенесение», «прославление» в отношении мощей святых пишутся со строчной буквы (исключение – Обретение честной главы Иоанна Предтечи). д) В названиях праздников, посвященных святым и не содержащих указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. е) Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»). ж) Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; новолетие. 9. Названия постов, Недель и дней седмичных Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост , Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе также, чтобы отличить воскресные дни от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом. Неделя о самаряныне, Неделя ваий. Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц с прописной буквы пишутся слова «Страстная» и «Светлая», а также – седмица Пасхальная, седмица Троицкая. В названиях дней Страстной седмицы все слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Истинно говорю вам, – свидетельствовал сам Иисус Христос , – из рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Но православная Церковь сохранила много достопамятных сказаний как о зачатии и рождении его, так о всей его жизни на земле, мученической кончине и троекратном обретении честной главы его; по сему и именует его гласом Слова, светильником Света, денницею Солнца 17 , и усвояет ему имена всех почти праведников, взывая к нему: «Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новыя благодати, светлый Слова гласе, твоими священными ходатайствы, молитвенная творения к Богу благоутробному исправи» 18 . Высокое же свое уважение к Иоанну Предтече православная Церковь выражает семью ежегодными празднествами, воспоминая его 1) зачатие, 2) рождество, 3) собор (крещение им Господа), 4) усекновение главы, 5) первое и второе обретение главы, 6) третье обретение главы и 7) (собственно наша Греко-российская Церковь ) перенесение десницы его из Мальты в Гатчину. В настоящем сочинении имеют быть собраны сведения о всех сих праздниках и представлены в следующем порядке: а) история, б) начало, в) образ и г) вероучительная и нравственная цель праздника. I. Праздник Зачатия Иоанна Предтечи а) история Для полноты изложения событий, ознаменовавших зачатие Иоанна Предтечи, кратко упомянем о безутешном состоянии рода человеческого с грехопадения Адамова и до времени зачатия Иоанна. Тяжкие последствия греха Адамова распространились на всех его потомков и не было на земле средства ко спасению людей. «Когда человек согрешил и пал, – говорит св. Афанасий Александрийский , – а с падением его все пришло в смятение, усилилась «смерть от Адама, даже до Моисея» ( Рим.5:14 ), земля подверглась проклятию, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо, человек в конец развратился и уподобился скотам, диавол же поругался над нами; тогда Бог , который человеколюбив, и не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его человек, изрек: «Кого послю, и кто пойдет?» Все безмолствовали, и Сын сказал: «се Аз, посли Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 Креститель, Иоанн Предтеча (Ιωννης о Βαππστς, Ιωννης о Πρδρομος; 6–2 годы до Р.Х. – ок.30 года н. э.) – сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходится родственником Господа Иисуса Христа по материнской линии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии. Повинуясь Божиему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29,36 ). Услышав это, двое из учеников Иоанна, апп. Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, присоединились к Иисусу Христу. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники (по ст. ст.): 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 12 октября – праздник перенесения его десницы из Мальты в Гатчину. 399 Елисавета (Ελισβετ, букв, «почитающая Бога», «заклинающая Богом») – мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии, двоюродная сестра Пресвятой Богородицы (также как Она, происходи ла из рода Царя Давида, и мать была старшей сестрой св. Анны). Основной эпизод евангельской истории праведной Елисаветы – сретенье ею Богородицы Девы ( Лк.1:39–56 ). Во время избиения младенцев укрывалась в пустыне. Её супруг Захария отказался отвечать, где они, и был убит прямо в храме. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал Ангел до времени его выхода на проповедь . Память праведной Елисаветы – 5 сентября и 30 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  Глава св. Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция) В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна. Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын - Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей. В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна. После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор. В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать. Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый - в Амьене, второй - в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010