Кладбищенская (Спаса Нерукотворного) церковь была построена в 1895-1898 годах из местного кирпича по инициативе и при исключительных организаторских усилиях протоиерея И. И. Преображенского. В храме пять престолов: 16 октября 1883 года был освящён престол в левом приделе во имя святого Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), святого Иоанна Новгородского, великомученика целителя Пантелеймона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол в честь Нерукотоврного образа Господня Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме в честь иконы Божией Матери, именуемой " Черниговская " , и преподобного Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, святителя Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского. В освящении храма принял участие сам Иоанн Кронштадтский. В 1910-11 годах по проекту архитектора А. П. Фёдорова вместо прежней трапезной и первоначальной колокольни сооружена существующая ныне трапезная с притвором. Подряд на устройство бетонных сводов выполнил инженер Морошкин. После разборки старых Святых ворот в 1902-03 годах по проекту и под наблюдением архитектора А. П. Фёдорова при Спасо-кладбищенской церкви была возведена высокая трёхъярусная колокольня, выдержанная в русском стиле (в советские годы взорвана). Она была поставлена между женской богадельней и церковно-приходской школой (1890 г.), соприкасаясь с ними углами, но выступая относительно них к западу. В первом ярусе колокольни были оборудованы проездные Святые врата. Колокольня церкви Спаса Нерукотворного при городском кладбище была самым высоким сооружением Бежецка. 500 пудовый колокол для неё был отлит в граде Бежецке ярославскими мастерами. Отливка производилась на берегу Остречины, между мостом и спуском к водовозному плоту. Знаменитый русский художник " советской эпохи " Александр Николаевич Самохвалов, уроженец Бежецка, учился тогда в церковно-приходской школе при этой церкви, видел как строилась " гигантская " колокольня, а потом " на эту башню, множество народа принимало участие в подъёме колоколов... " .

http://sobory.ru/article/?object=07755

Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни 1587 . Она-то и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока, подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и Гробу Господню и увидеть все святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: «Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено». Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище – святую главу Крестителя Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. В это время один бедный скудельник из города Емесы 1588 был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище 1589 с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: «Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках». Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова отметил, что в течение полугода, каждый воскресный и праздничный день, на улице, под окнами музея при любой погоде совершались богослужения, и сегодня у храма появилась «настоящая большая христианская община», которую пополнили, в том числе, и музейные работники. В связи с этим отец Петр от лица прихожан обратился к руководству музея с просьбой «разрешить наконец совершать богослужения в храме, принадлежащем по закону Церкви». Ректор РПУ полагает, что первое за 85 лет пасхальное богослужение в храме «может стать первым шагом дирекции музея к долгожданному диалогу с общиной, с Церковью» и позволит всем верующим работникам музея «встретить Пасху с чистым сердцем». История храма Иоанна Богослова под Вязом Храм Иоанна Богослова, что под Вязом, впервые упомянут в летописи в 1493 году. Появление первой деревянной церкви в конце XV века было связано, вероятно, с укрепленным острожком, который находился за пределами посада и прикрывал ближайшие подступы к Москве с востока. В черту города церковь вошла в первой половине XVI века после строительства стены Китай-города. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, который рос перед алтарем до 1775 года. Рядом с храмом до 1934 года проходила стена Китай-города. Нынешнее здание Иоанно-Богословского храма у Китайгородской стены было построено в 1825-1837 годах на месте кирпичного храма, сооруженного в 1658 году. Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объем, завершенный круглым световым барабаном, перекрытым куполом. На втором этаже церкви, помимо главного престола, находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы (главный придел), святителя Николая Чудотворца (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского. С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооруженная в 1840-х годах. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах. Два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют сегодня воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города.

http://patriarchia.ru/db/text/1438153.ht...

Рассмотрим посему основания почитания св. и многоцелебных мощей. а) Первое основание, почему мы должны оказывать благоговейное чествование мощам св. угодников Божиих, заключается в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить их многоразличныии чудесами и знамениями . Примеры на это мы встречаем и в св. Писании, и в истории церкви христианской. Еще в ветхозаветных книгах священного Писания описано следующее замечательное событие: умер пророк Елисей, и похоронили его. На следующий год мимо того места, где он был похоронен, несли одного мертвеца для погребения. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в ту самую пещеру, в которой похоронен был пророк Елисей. Но как только этот мертвец коснулся костей пророка, то ожил и встал на ноги (4 царь. 13, 20–21). В истории христианской церкви представляется нам такое множество чудес, совершившихся от мощей св. угодников Божиих, что нет никакой возможности даже и перечислить их. Так, от мощей святителя Николая истекало благовонное миро, больные получали здоровье, глухие – слух, немые – способность говорить, слепые – зрение и проч. Подобные чудеса совершались от мощей и других угодников Божиих. Даже самое открытие мощей какого-либо св. угодника Божия всегда совершалось по особенному откровению Божию и с особенными чудесными знамениями. б) Второе основание, почему мы должны благоговейно чествовать мощи св. угодников Божиих, состоит в тои, что сама св. церковь , во все времена, последуя священному Преданию, оказывала и оказывает им надлежащее почитание. С этою целию она всячески заботилась о приобретении мощей св. угодников Божиих и сохранении их. Когда воздвигаемы были на христиан гонения, тогда она скрывала св. мощи в потаенных местах и там устраивала над ними алтари. А когда гонения прекратились, тогда она стала содержать их открыто, устраивать для них серебряные раки, новые храмы и разные украшения. Самое же открытие мощей, а равно и перенесение их куда либо, она совершала с особенной торжественностию и установила в память этих событий особые праздники. Впоследствии св. церковь постановила, чтобы, при освящении храмов, полагалась часть св. мощей или под престол, или, по крайней мере, в антиминс, а без этого и божественная литургия не может быть в них совершаема. Почитая, таким образом, св. мощи, она, вместе с тем, учит и чад своих, чтобы и они постоянно оказывали им благоговейное чествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если же так высоко чтили св. мощи древние христиане и сама св. церковь , то какое право имеем мы поступать иначе? Св. церковь есть мать наша, а мы дети ея, и поэтому обязаны беспрекословно повиноваться ей и свято исполнять ее учение. Что за христиане, которые не хотят следовать доброму примеру матери своей – св. церкви и не руководствуются спасительным ее учением?.. «Аще же и церковь преслушает брат твой, говорит Спаситель наш, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ), т. е. такой христианин, как ослушник церкви, не должен иметь и общения с св. церковию, подобно тому, как не имеют с нею никакого общения язычники и мытари; а не иметь общения с св. церковию, – значит не иметь и жизни духовной. Вот какой печальной участи подвергают себя те, которые не почитают мощей св. угодников Божиих! в) Наконец, третье основание, почему мы должны оказывать надлежащее почтение мощам св. угодников Божиих, заключается в том, что «мощи святых, скажем словами Иоанна Дамаскина , даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 15). Все, с верою притекающие к этим источникам, могут получать от них полезное для себя: больные – выздоровление, слепые – зрение, глухие – слух, немые – дар слова, несчастные освобождение от несчастий, счастливые – упрочение счастия, здоровые – предохранение от болезней и проч. Но это еще не все. Мощи св. угодников Божиих благодетельны и для душ наших: здесь каждый верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для нашего спасения. – «Я слышала от одного благочестивого старца, говорила одна римская госпожа, по имени Аглаида, правителю своего имения Вонифатию, что кто имеет у себя на дому мощи и почитает их, тот не только путь ко спасению находит, но и воздаяния вечного сподобится... Поди в ту страну, где христиан подвергают мукам, и принеси мне мощи какого-либо мученика; мы воздвигнем церковь и будем иметь хранителя себе и ходатая к Богу». Вонифатий пошел. Но, прибыв в Тарс и заметив, что св. мученики с великим терпением переносят самые жестокие мучения, он и сам решился быть мучеником, а всдедствие этого объявил себя христианином, мужественно выстрадал все пытки и в конце с веселием преклонил свою голову на отсечение за веру Христову. Надо заметить, что Аглаида до той поры вела жизнь порочную. Но вот, когда принесли к ней мощи св. мученика Вонифатия, то она немедленно оставила порочную жизнь, выстроила в своем селе церковь во имя св. мученика Вонифатия, с благоговением перенесла в нее мощи его, имение свое раздала нищим, отверглась мира и, прожив 15 лет в слезах и покаянии, явилась пред Господом оправданною («Чет.-Мин.» 19 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

—За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием? —Бывает, но — только на Страстной Седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских — 22 марта), когда за Преждеосвященной Литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом — по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий» — это тоже элемент вечерни. —Остановимся на чтении паремии — ветхозаветного текста… —Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечой в руках возглашает «Свет Хрис­тов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание. —Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя», когда хор спускается с клироса на середину храма… —«Да исправится…» — это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: «…не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Я совсем юным сценографом приехал в Челябинск, и вот, в чужом городе, особо остро прочувствовал страх перед «неправдой» меня тогда окружавшего, меня захватывающего, поглощающего. И отчаянную тоску о настоящем. Божья милость – бродя в этой тоске по городу, «случайно» подошел к храму, рядом с которым располагались шумные автовокзал и торговые ряды, и потому ворота на время службы запирали. Я успел проскочить под рукой сторожа, и … все. Оказался дома, среди родных. По прошествии многих лет, в самых мелочах помню те переживания сердечной радости первых, совершенно тогда не понимаемых, служб 1983 года: торжественные хоры всенощной перед Петром и Павлом, резную икону Усекновенной главы Иоанна Предтечи, Покров с осыпавшим город легким снежком. Помню свое первое Евангелие – в два столбца, на славянском и русском. А через полгода в Перми, после вечерней на принятие исповеди вышел весь сияющий сединой, старенький и худенький, почти безтелесный священник, и под его неожиданно тяжелой и горячей ладонью я насквозь пропалился счастьем прощения Господом. – Вам важно поделиться опытом воцерковления с людьми – в своих книгах? – Да мой опыт воцерковления совершенно рядовой для моего поколения! И для тех, кто постарше. Ведь все мы, «советские люди» вошедшие в церковную калитку, – едино наглядный пример милости Призвавшего нас в «шестой час» и даже замедливших «до девятого». На нас так явственна эта милость нежелания «смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему». Есть, правда, у меня сборник рассказов на эту тему переломного, порой для человека внезапного обретения веры, сборник потихоньку пополняемый и потому названный «Нескончаемый патерик». Только, простите, слово «делиться» здесь принципиально не то. Писатель, шире – художник, не «делится своим», иначе он быстро исчерпается. Мы же, верующие, понимаем: писатель – призван (!) на свидетельство переживаемого его народом. И потому неумны разглагольствования тех, кто считает, что, мол, «все уже было, все раньше и лучше написано». Господь каждому времени призывает своих свидетелей, ведь литературный процесс – процесс национального самосознания, процесс непрестанного созидания общенародной памяти, на которой возрастает будущее. И если этот процесс пресечется, то народ просто исчезнет. Отсюда непререкаемый реализм нашего русского искусства – в исполнение Девятой заповеди «Не лжесвидетельствуй».

http://pravoslavie.ru/103105.html

Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать сообразно существу своему и цели бытия своего? Подобные вопросы, которые так неотразимо теснятся в душу в часы уединенной беседы с своею совестию, всегда оставались и всегда останутся неразрешимою загадкою для человеческого разума. Правда, Господь Бог, благоволивший искупить нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он послал нам «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир», открыл нам цель бытия нашего на Себе, указал прямой и верный путь к ней в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, гладких и приятных для вида. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемою завесою смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами нашими. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтоб устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силою духа устремиться к невидимому! И вот, милосердый Господь, для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, творящих волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешников зрят прямо во дно адово. Стоя при гробе праведника, нельзя поколебаться в выборе между путем добродетели и спасения и путем порока и погибели. И неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, нежели вкушать временную греха сладость. III. Так много милости, любви и снисхождения являет нам Господь, прославляя в церкви Своей благоугодивших Ему праведников нетлением их св. мощей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. II). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На этом месте сейчас стоит часовня в ограде русского Спасо-Вознесенского женского монастыря. При св. равноапостольном Константине Великом глава была обретена. После этого в силу ряда обстоятельств она обреталась еще дважды (в 452 и 850 годы). Церковь празднует: первое и втрое (24 февраля/8 марта) и третье (25 мая/7 июня) обретение главы св. Иоанна Крестителя. Тело было взято учениками св. Иоанна и положено близ г. Самарии (впоследствии Севастия) рядом со святыми останками пророков Елисея и Авдия. В 4-м веке св. мощи Иоанна Предтечи были перенесены в церковь, построенную матерью св. Константина равноапостольной Еленой. Во время своего апостольского путешествия св. евангелист Лука перенес десницу великого пророка в Антиохию. Там она оставалась до арабского завоевания. В 959 (по др. данным в 956 г.) диакон Иов, опасаясь за великую святыню, привез ее в Халкидон. Из Константинополя прибыл корабль. Десница была отправлена в столицу империи. Позже были отделены два перста. Мизинец был передан Студийскому монастырю св. Иоанна Предтечи (находится в Оттоманском музее). Средний перст был подарен предстоятелю Сербской Церкви архиепископу Савве (сейчас хранится в Сиене в кафедральном соборе). Великая святыня находилась в Константинополе и после взятия города турками. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: «правая рука Иоанна Крестителя отдана была в 1484 году сыном Магомета [Магомет II эль-Фатих – завоеватель Константинополя] султаном Баязетом родосским рыцарям, дабы приобресть расположение их, так как они имели у себя брата Баязетова, опасного ему соперника. Об этом событии говорит современник его и участник вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсин Галло. Он говорит, что по взятии Магометом Константинополя, мощи и святыни по воле его были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью» (Полный месяцеслов Востока. Том III). Рыцари ордена перенесли из Родоса полученную ими святыню на Мальту. В 1799 году рыцари Мальтийского ордена передали десную руку великого пророка, Филермскую икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста императору Павлу Петровичу. Сначала она находилась в Гатчине, а с 1801 года хранилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце. После 1917 г. вдовствующая императрица Мария Феодоровна взяла три святыни, привезенные с Мальты, в Данию, где они находились до ее смерти (1928 г.). После кончины государыни дочери ее великие княгини Ксения и Ольга передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому). Он отдал их сербскому королю Петру Карагеоргиевичу. С началом II Мировой войны десница св. Иоанна Предтечи была перенесена в Острожский монастырь в Черногории, откуда в 1951 году ее изъяли коммунисты и поместили в музей г. Цетинье. Церкви десница была возвращена в 1993 году. 28 июня 2006 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6844.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010