Какой грех привел к смерти величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространенными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию. Перед нами как будто обыкновенная, житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращенная. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу. Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и, по слову стихотворца, «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречен на гибель. Мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил ее в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей? И вот, ее дочь Саломия — юная девушка. Она — царская дочь, а танцует как блудница. Ее танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет ее. Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, государство, невзирая на протесты родителей, развращает детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой стороны, так глубока развращенность многих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их к греху. Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. В поступке этого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех.

http://radonezh.ru/analytics/dorozhe-vse...

б) Названия великих праздников: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , Рождество святого Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. в) В названиях средних и малых праздников, если речь идет не о памяти святых, первое слово пишется с прописной буквы: Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее ); 7 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный Образ – название, ставшее собственным); Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Преполовение Пятидесятницы. г) Слова: «обретение», «перенесение», «прославление» в отношении мощей святых пишутся со строчной буквы (исключение – Обретение честной главы Иоанна Предтечи). д) В названиях праздников, посвященных святым и не содержащих указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. е) Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»). ж) Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; новолетие. 9. Названия постов, Недель и дней седмичных Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост , Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе также, чтобы отличить воскресные дни от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом. Неделя о самаряныне, Неделя ваий. Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц с прописной буквы пишутся слова «Страстная» и «Светлая», а также – седмица Пасхальная, седмица Троицкая. В названиях дней Страстной седмицы все слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Истинно говорю вам, – свидетельствовал сам Иисус Христос , – из рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Но православная Церковь сохранила много достопамятных сказаний как о зачатии и рождении его, так о всей его жизни на земле, мученической кончине и троекратном обретении честной главы его; по сему и именует его гласом Слова, светильником Света, денницею Солнца 17 , и усвояет ему имена всех почти праведников, взывая к нему: «Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новыя благодати, светлый Слова гласе, твоими священными ходатайствы, молитвенная творения к Богу благоутробному исправи» 18 . Высокое же свое уважение к Иоанну Предтече православная Церковь выражает семью ежегодными празднествами, воспоминая его 1) зачатие, 2) рождество, 3) собор (крещение им Господа), 4) усекновение главы, 5) первое и второе обретение главы, 6) третье обретение главы и 7) (собственно наша Греко-российская Церковь ) перенесение десницы его из Мальты в Гатчину. В настоящем сочинении имеют быть собраны сведения о всех сих праздниках и представлены в следующем порядке: а) история, б) начало, в) образ и г) вероучительная и нравственная цель праздника. I. Праздник Зачатия Иоанна Предтечи а) история Для полноты изложения событий, ознаменовавших зачатие Иоанна Предтечи, кратко упомянем о безутешном состоянии рода человеческого с грехопадения Адамова и до времени зачатия Иоанна. Тяжкие последствия греха Адамова распространились на всех его потомков и не было на земле средства ко спасению людей. «Когда человек согрешил и пал, – говорит св. Афанасий Александрийский , – а с падением его все пришло в смятение, усилилась «смерть от Адама, даже до Моисея» ( Рим.5:14 ), земля подверглась проклятию, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо, человек в конец развратился и уподобился скотам, диавол же поругался над нами; тогда Бог , который человеколюбив, и не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его человек, изрек: «Кого послю, и кто пойдет?» Все безмолствовали, и Сын сказал: «се Аз, посли Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 Креститель, Иоанн Предтеча (Ιωννης о Βαππστς, Ιωννης о Πρδρομος; 6–2 годы до Р.Х. – ок.30 года н. э.) – сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходится родственником Господа Иисуса Христа по материнской линии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии. Повинуясь Божиему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29,36 ). Услышав это, двое из учеников Иоанна, апп. Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, присоединились к Иисусу Христу. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники (по ст. ст.): 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 12 октября – праздник перенесения его десницы из Мальты в Гатчину. 399 Елисавета (Ελισβετ, букв, «почитающая Бога», «заклинающая Богом») – мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии, двоюродная сестра Пресвятой Богородицы (также как Она, происходи ла из рода Царя Давида, и мать была старшей сестрой св. Анны). Основной эпизод евангельской истории праведной Елисаветы – сретенье ею Богородицы Девы ( Лк.1:39–56 ). Во время избиения младенцев укрывалась в пустыне. Её супруг Захария отказался отвечать, где они, и был убит прямо в храме. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал Ангел до времени его выхода на проповедь . Память праведной Елисаветы – 5 сентября и 30 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

31 августа – Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V веке при имп. Аркадии он был перенесен из Иерусалима в Константинополь. В X веке от него получила чудесное исцеление императрица Зоя, после чего пояс был торжественно положен в золотом ковчеге и установлен праздник. Праздники средние Эти праздники, отмеченные в Типиконе знаком креста, однако им бдение не совершается, но совершается, кроме Великого славословия, еще и полиелей. Особенности их в 47 главе Типикона указываются следующие: на вечерни поется «Блажен муж» (вместо обычной рядовой кафизмы), на «Господи воззвах» стихиры из Минеи на 6, от произволения же на 8, и чтения три, то есть паремии на вечерни, стихиры на стиховне из Минеи (а не из Октоиха, как на повседневной и славословной службе). На утрени полиелей, величание и чтение Евангелия, канон на 8 и Великое славословие. Эти праздники так и называются «Полиелейными». К числу полиелейных праздников относятся: Служба каждого из 12-ти апостолов; 14 ноября – Св. ап. Филиппа этот праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст, или заговены на Рождественский пост, который поэтому называют иногда Филипповым постом, а в просторечии у нас – «филипповкой». Если, однако, этот день придется в среду или пяток, тогда заговены бывают накануне 13 ноября. 24 февраля – Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи. По отсечении, глава Предтечи была скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Узнав об этом, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, тайно взяла честную главу, заключила ее в сосуде и погребла в поместии Иродове на горе Елеонской. В первый раз св. глава обретена была там двумя иноками, приходившими при имп. Константине Великом из Константинополя в Иерусалим на поклонение свв. местам. От них она перешла к одному гражданину Емесы, потом к арианину иноку Евстасию, который скрыл ее в земле. Спустя несколько лет в 452 г. она была обретена вторично Маркелом, настоятелем обители, где жил Евстафий, и перенесена из Емесы в Константинополь. При иконоборцах тайно была отнесена в Комары и скрыта в землю. Там при имп. Михаиле и императрице Феодоре, по восстановлении иконопочитания, она была в третий раз обретена и опять принесена в Константинополь. Третье обретение празднуется 25 мая – праздник также полиелейный, как и 24 февраля. Праздник 24 февраля случается со среды мясопустной до вторника 4-ой седмицы Вел. поста. Устав службы указан различный, в зависимости от того, приходится ли этот день в седмицу мясопустную, в седмицу сырную или в воскресные, субботние или будничные дни Великого поста. Если этот праздник случается в будничные дни Великого поста, то совершается литургия Преждеосвященных Даров, а если случится на первой седмице поста, то служба его переносится на неделю Сыропустную или на субботу первой седмицы поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Впоследствии приобрел это сокровище некто Евстафий – муж, зараженный Ариевой ересью, не имевший страха Божия. Тогда Промыслу угодно было отнять святыню у недостойного и его же рукою сокрыть ее надолго в неведомой для православных пещере. Евстафий, избегая правосудия закона за зловерие свое и принужденный оставить свое жилище и скрываться, утаил главу Предтечи в пещере, чтобы затем тайно взять ее оттуда. Но выгнанный из жилища своего, он не мог уже после возвратиться и снова владеть бесценною святынею. На месте пещеры, в которой скрывалось духовное сокровище, поселись благочестивые иноки и жили, не ведая, какое сокровище таится в их мирном пристанище благочестия. Прошло много лет; глава Крестителя опять была забыта. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители – Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Крестителя и извещения от него о честной главе его, сокрытой в пещере монастыря. И таким образом, она вторично была обретена в 452 году по Р. X. и, по повелению греческого царя Маркиана, перенесена была из Емесы в Халкидон, а потом в Константинополь. Во время гонения на святые иконы в VII веке глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы, место ссылки и смерти Иоанна Златоуста , и там опять сокрылась и была неизвестна до восстановления православного иконопочитания. В царствование Михаила, в 857 году, честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием. Протоиерей Григорий Дебольский . «Дни богослужения Православной Церкви» ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБ ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ Глава, яже Агнца Божия проповедавшая, плотию явльшагося, и всем покаяния спасенныя пути Божественными заповедьми известившая, яже прежде Иродово законопреступление обличившая и сего ради отсечена от телесе, и на время подъемшая сокровение, якоже светоявленное нам возсия солнце, покайтеся – вопиющая – и ко Христу ныне предложитеся во умилении душевнем, подающему миру велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Племянница Ирода – дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысяченачальников и старейшин так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины царства. Плясунья, по наущению матери своей, просила дать ей тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, Ирод опечалился, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей. Во дни Константина Великого , когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение, двое иноков, пришедшие в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню, по откровению и повелению самого Предтечи, явившегося им во сне, обрели его честную главу на горе Елеонской и взяли ее с собою. Возвращаясь с нею в жилище свое, они встретились с одним бедным скудельником, жителем Сирийского города Емесы, шедшим из своего отечества в иную страну, и пошли с ним вместе. Спутнику своему иноки дали понести вретище, в котором хранилась глава Крестителя. Скудельник не знал, что сокрыто во вретище, которое он нес. Ему явился святой Предтеча и повелел удалиться от спутников своих со вретищем, бывшим в руках его. Так Бог за неверие и леность отнял святыню у недостойных иноков, сначала не веривших явлению им во сне Предтечи, а потом не хотевших нести главу его. Удаляясь от иноков, скудельник, по повелению Крестителя, пришел с главою его в свой дом; Бог благословил дом его обилием благ. Веруя, что виновником этих благ является святой Иоанн Предтеча, скудельник с великим благоговением хранил честную главу его. Перед своей смертью он открыл людям о бывшей у него святыне и завещал сестре своей блюсти ее с особенным уважением и потом передать достойнешему из христиан. Долгое время честная глава Крестителя хранима была преемственно среди благочестивых христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38-ом году после Р.Хр.: его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение. Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. В 959-ом году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон Иов перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце. Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого , два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: “Из рожденных женами не восставал [пророк] больший Иоанна Крестителя” ( Мф.11:11 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас”. Тропарь: Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показалбося еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного; темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явившагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающего нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Икона свт. Спиридона Тримифунского доступна для поклонения в Николо-Богоявленском Морском соборе г. Санкт-Петербурга. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

http://elitsy.ru/holy/temple/13971/

зр. совр. медицины, такая пища позволяет вести активный образ жизни лишь в течение небольшого периода времени ( Kelhoffer. 2005). Известно, что не только в древности, но и теперь народы (особенно кочевые), обитающие в этом регионе или в регионах с похожими климатическими условиями, употребляют в пищу саранчу (обычно жареную или подкопченую). По свидетельству блж. Иеронима, в его время у палестинских монахов был обычай есть саранчу в подражание И. П. ( Hieron . Adv. Iovin. 2. 7). В законе Моисеевом отношение к саранче двоякое: с одной стороны, запрещается употребление в пищу всех «крылатых пресмыкающихся» (Втор 14. 19), с другой — сделано исключение для саранчи (Лев 11. 20–23). Источники эпохи Второго храма подтверждают, что мн. иудеи употребляли акриды в пищу, приготовленные особым образом (см.: Ep. Arist. ad. Philocr. 144–146; Philo . Leg. all. II 105). Однако евангелисты, упоминая об акридах, не делают акцента на том, что И. П. специально избрал их и употреблял в пищу особым образом, чтобы следовать закону Моисееву. Скорее всего для современников И. П. его образ питания не был столь удивительным (даже для римлян, к-рые считали такое питание свойственным только вост. народам). Исследователи стали искать иные объяснения слов евангелистов. Так, М. Дибелиус считал, что евангелист Марк, говоря об акридах, хотел подчеркнуть, что И. П. является не просто проповедником, но пророком и подвижником ( Dibelius. 1911). По мнению Э. Ломайера, таким образом евангелисты акцентировали внимание аудитории на пребывании И. П. в пустыне ( Lohmeyer. 1932). Но для современников само по себе поедание саранчи не было узнаваемым атрибутом образа пророка. Со II в., в христ. традиции появляются попытки либо толковать акриды как растительную пищу, либо вообще устранить их из текста Евангелий. Согласно свт. Епифанию Кипрскому, эвиониты в своем Евангелии заменили акриды на медовые лепешки (™gkr…di ™n вкус к-рых подобен лепешкам с елеем ( Epiph . Adv. haer. XXX 13. 4–5). Очевидно, их целью было связать с пребыванием И. П.

http://sedmitza.ru/text/1024292.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010