Томск. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор Карта и ближайшие объекты Построен по проекту архитектора А.И. Лангера и освящен в 1911 г. Архитектура собора выдержана в псевдорусском стиле. В пластике фасадов собора использованы архитектурные детали, выполненные из местного желтого песчаника, хорошо гармонирующего по цвету с вишнево-красным, высокого качества обжига, лицевым кирпичом. В отделке тимпанов южного и северного фасадов центральной части храма применена художественная керамика, характерная для стилистики модерна начала XX в. Окна собора были украшены витражами. Купола имели лазурную раскраску с накладными рельефными вызолоченными звездами и венчались позолоченными крестами. Южный придел собора посвящался памяти Второго обретения Честной Главы Святого Иоанна Предтечи - ангела Томского городского головы Ивана Некрасова, жертвователя на постройку храма. Северный придел посвящался празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Специально к освящению собора в Томск были доставлены с Афона четыре иконы на кипарисовых досках: " Введение во храм Пресвятой Богородицы " , " Рождество Христово " , " Усекновение Главы Иоанна Предтечи " и " Покров Пресвятой Богородицы " . Иконы были выполнены Афонскими монахами-иконописцами по заказу Ивана Некрасова. В 1930-е гг. в соборе располагалась кафедра обновленческого архиепископа Томского Сергия Дмитриевского. После закрытия собора в 1939 г. в нем располагался склад зерна. В начале 1945 г. собор был возвращен верующим. 19 января 1945 г. в нем состоялось первое богослужение. Собор украшен лучшим среди томских храмов резным иконостасом в стиле барокко. В северном приделе собора находится местночтимый чудотворный образ Святителя Николая Мирликийского. В собрании икон собора работы известных томских иконописцев XX в. Иосифа Панкрышева и Серапиона Вепрева. Западную стену центрального храма украшает внушительная по образу и размерам живописная роспись, на которой изображена сцена " Страшного Суда " . Источник: tomsk.gov.ru На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как " Мухин бугор " - по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня.

http://sobory.ru/article/?object=07329

Бежецк. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Спаса Нерукотворенного образа был построен в 1895 году на месте маленькой кладбищенской церкви 1795 года. Трапезную закончили немного позже основного объема, отдельно стоящую трёхъярусную колокольню (не сохранилась) возвели в 1902 году. Примерно тогда же рядом возвели здания богадельни, просфорной, церковно-приходской школы (основана в 1890 г.). Они примыкают к западной стороне ограды. По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчеркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. Храм имеет пять св. престолов, освященных в нижеследующие дни: 16 октября 1883 года был освящен престол в правом приделе “зимней церкви”, во имя “Всех святых”. 13 ноября 1883 года – освящён престол в левом приделе во имя Св. Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи); св. Иоанна Новгородского; вмч. цел. Пантелеимона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол во имя Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме во имя иконы Божией Матери, именуемой “Черниговской” и прп. Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапп. вел. кн. Владимира и вел. кн. Ольги, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского. В годы гонений все престолы были нарушены (св. мощи из-под престолов были вынуты), появилась путаница с почитанием означенных праздников (в некоторых антиминсах не все святые указаны, в честь которых освящены престолы). Архитектура пятиглавой Спасской Церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е гг. под руководством К.А. Тона в русско-византийском стиле. Основной объем храма, прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скругленными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчеркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Наряду с элементами декора, свойственными церковному строительству периода эклектики (килевидные кокошники, перспективные архивольты порталов, ширинки, поребрик, опоясанные колонки с кубоватой капителью), в декор включены наклонная пила, косые рельефные кресты в стойках очень высоких наличников, треугольные капители.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Пророчества Малахиина чтение (глава 3): Тако глаголет Господь Вседержитель:/се Аз посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим,/иже уготовит путь Твой пред Тобою/и приидет во храм Свой Господь,/ егоже вы ищете./И кто стерпит день входа Его?/занеже тому прийти, яко огнь в горниле/и якоже былие перущих./И очистит, поядая и очищая, яко сребро и злато./И приидет к вам судом,/и будет свидетель скор на лукавыя,/и на прелюбодейцы, и на кленущияся Именем Моим во лжу,/и на лишающия мзды наемника, и на насильствующия вдовицы,/и пхающия сирыя, и на уклоняющия суд пришельца,/и на небоящияся его, глаголет Господь Вседержитель./Зане Аз Господь Бог ваш и не изменюся./И вы, сынове Иаковли, уклонистеся от закона и не сохранисте./Сего ради обратитеся ко Мне,/и обращуся к вам, глаголет Господь Вседержитель,/и ублажат вас вси языцы./И разумейте, яко Аз Господь,/смотряяй посреди праведнаго/и посреди беззаконника в день он,/воньже сотворю снабдение любящим Мя./Познайте убо и помяните закон Моисеов, раба Моего,/якоже заповеда вам в Хориве ко всему Израилю повеление и оправдание./И се Аз послю вам Илию Фесвитянина,/прежде даже не прийти дню Господню великому и просвещенному,/иже направит сердце отца к сыну/и сердце человека ко искреннему своему,/да не пришед поражу землю вскоре,/глаголет Господь Вседержитель,/Бог Святый Израилев. Премудрости Соломоновы чтение (главы 4, 5): Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет./Осудит же праведник умираяй живущия нечестивыя./Узрят бо кончину праведнаго/и не разумеют, что совещаша о нем,/яко повержет Господь нечестивыя безгласны ниц/и поколеблет их от оснований,/и до последняго исчезнут в болезни и память их погибнет./Приидут бо в помышление согрешений своих ужасни,/и обличит их сопротив беззакония их./Тогда станет в дерзновении мнозе праведник/пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его./Видевше же его, смятутся страхом многим/и ужаснутся о преславном спасении его./Рекут бо в себе, кающеся,/и в тесноте духа воздохнут и рекут:/сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения, безумнии./Житие его вменихом неистово и кончину его безчестну./Како вменися в сынех Божиих/и во святых жребий его есть?/У бо заблудихом от пути истиннаго,/и правды свет не облиста нам,/и солнце не возсия нам./Беззаконных исполнихомся стезь и погибели,/и ходихом стези непроходны,/пути же Господня не разумехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24. Пятница. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Совершается полиелейная служба Обретения главы Иоанна Предтечи. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Предтечи, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокровище Божественных даров...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3. На стиховне стихиры Предтечи, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Якоже Божественных умышлений...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Предтечи (по дважды). Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крестителева глава...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарим Тя присно, Богородице...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Тамо возращу рог Давиду , уготовах светильник помазанному Моему»; стих: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна...». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже первее на блюде...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). Библейские песни «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-08/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Предтеча, Креститель, прор. Описания иконы Иоанн Предтеча, прор. - житие Пророк и креститель Иоанн Предтеча (память 7 января, 24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября и 12 октября по старому стилю) Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю). Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благоч[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. К этому разделу приложены файлы (8). Изображения иконы Иоанн Предтеча, Креститель, прор. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XV.] Прор. Иоанн Предтеча. Икона. Москва. 2-я четверть XV века. 105 х 83,5. Из Николо - Пешношского монастыря (под г. Дмитровом). С 1959 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Файл 6724.jpg:   Размер: 1300x1598, 2.08 MPix, 1167 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (918) , (51) . Описание: [Византия. XIII.] Св. Иоанн Креститель с житием. Икона. Византия. XIII век. 70,8 х 48,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Файл 6725.jpg:   Размер: 1014x1481, 1.5 MPix, 264 Kb.

http://pravicon.com/icon-1966

Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. 7 июня. ПРАВМИР. Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Теперь на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-tret...

Широковское. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Широковское село (3 благочиние) находится от Екатеринбурга в 160 верстах и от Шадринска в 45 верстах, расположено оно на левом берегу реки Суварыша и по ея притокам, речкам Байрак и Марай. Местность кругом холмистая, почва черноземная и по местам суглинок. Климат здоровый, хотя по летам, вследствие порчи в мелких речках воды, жители и страдают желудочными заболеваниями. Приход села Широковскаго состоит из одного села. Прежде это село было причислено к Далматовскому монастырю. На земле этого монастыря около 1763 года, а по переписи Поскочина, около 1711 года поселился один из беглых «бобылей», по имени Михаил Яковлевич Широков, образовавший здесь первое поселение и давший поселку свое имя. С построение же в 1786 году здесь особаго храма, Широковский поселок образовал особый приход. Прихожане с. Широковскаго чисто русские крестьяне; занимаются хлебопашеством и отчасти портняжничеством, плотничеством, кузнечным мастерством и извозом. Храм в с. Широковском каменный, заложен в 1784 году: главный во имя Рождества Предтечи Господня, а придельный теплый во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Придельный храм был освящен с благословения епископа Варлаама 19 Мая 1786 года, а главный холодный при том же епископе в 1793 году. В 1846 году храм был перестроен в трех-престольный: придельный храм и колокольня при этом были разобраны совсем. Третий престол был устроен над теплым храмом, освящение его происходило уже в 1878 году в честь св. Апостола Иоанна Богослова. Иконостасы во всех трех храма окрашены и позолочены по местам. Из икон пользуются особенным почитанием икона св. Иоанна Крестителя, в серебряной ризе, перенесенная в церковь еще из часовни, и икона св. Митрофана, написанная в 1860 году в память избавления от эпидемии тифа, прекратившейся по молитвам к этому угоднику. При храме имеется часовня, построенная на ключике к югу от села в честь обретения главы Иоанна Крестителя. Храм обнесен каменною оградою, построенною в 1868 г. При церкви имеются дома для помещения причта и церковно-приходской школы. Кроме сей школы в селе существует еще школа земская.

http://sobory.ru/article/?object=25079

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения , – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков. В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Что означают цвета облачений священнослужителей

http://azbyka.ru/cvet-oblacheniya

9 марта — день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта 2009 г. 00:00 После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

http://patriarchia.ru/db/text/87198.html

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна Икона святого Иоанна Крестителя Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2). Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

http://pravoslavie.ru/1635.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010