Тайна святости Иоанна Предтечи 06.07.2023 11:48:35 Сергей Комаров Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Богородицы. В честь его установлено семь праздников (больше, чем какому-либо святому): зачатие, рождество, усекновение главы, Собор Иоанна Крестителя, первое и второе обретение главы, третье обретение главы, и праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину. Об историчности Иоанна Предтечи не спорил никто никогда. Он упоминается во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Большинство исследователей считают эти свидетельства аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Интересно, что наименование «предтеча» в Новом Завете применяется к Иисусу Христу, но не к Иоанну Крестителю. «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20) – пишет апостол Павел. Иоанн же впервые назван «Предтечей» во втором веке у гностика Гераклеона. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них вошло в церковный обиход. О жизни Иоанна до появления с проповедью из пустыни ничего не известно. Предполагают, что он мог воспитываться в общине ессеев. Так назывались представители иудейской секты аскетического толка. Согласно Евангелию, в начале проповеди Христа еврейский народ почитал Иоанна гораздо выше, чем Иисуса. У Иоанна было больше привлекающих народ аспектов: он родился от неплодной матери, был сыном священника, всю свою жизнь проводил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (под акридами традиционно понимают вид саранчи, но есть и другое мнение, что это слово может означать плоды рожкового дерева). Иисус же происходил из незнатной семьи, Его чудесное рождение не было известно никому, Он воспитывался в обычном доме и носил обычную одежду. Потому образ Иоанна поначалу был гораздо более внушительным по сравнению с образом Господа. Первые ученики Христа были какое-то время учениками Иоанна Крестителя, а уже потом перешли к Иисусу. Об этом мы читаем в Евангелии: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Эти первые ученики Христа были Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

http://radonezh.ru/2023/07/06/tayna-svya...

В каких храмах Москвы можно поклониться мощам и чтимым иконам Иоанна Крестителя 8 марта 2020 года Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день мы решили напомнить нашим читателям, в каких храмах Москвы можно поклониться мощам и чтимым иконам святого. Где помолиться Иоанну Предтече? Иоанно-Предтеческий женский монастырь, собор усекновения главы Иоанна Предтечи, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Храм в Виноградово На севере Москвы за Московской кольцевой автодорогой стоит храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово. История церкви интересна сама по себе: построена в 1777 году, никогда не закрывалась, во время Великой Отечественной войны здесь хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Но сегодня для нас особенно важна другая святыня — частицы мощей Иоанна Предтечи. Доехать до храма можно от метро Петровско-Разумовская на маршрутке или автобусе, либо пешком от станции Долгопрудная по Долгопрудной аллее и далее — через Дмитровское шоссе. Храм в Виноградово Храм святителя Николая в Пыжах В центре Москвы, на Большой Ордынке стоит храм святителя Николая в Пыжах. В нем находится крест-мощевик с частицами мощей 72-х святых, среди которых и мощи Иоанна Предтечи. Также в храме пребывают другие уникальные святыни: молочный зуб одного из царских детей-страстотерпцев и мироточащая икона святого страстотерпца государя Николая II. Добираться до храма удобнее всего пешком от станций метро Новокузнецкая и Третьяковская. Храм святителя Николая в Пыжах Иоанно-Предтеченский женский монастырь В Иоанно-Предтеченском монастыре (недалеко от станции метро Китай-город) находятся несколько святынь, связанных с именем пророка Иоанна Предтечи. В соборе монастыря также есть древняя икона святого с частицей мощей, а список с нее — в часовне Иоанна Предтечи. Рядом со списком — веками почитаемая святыня: металлический обруч — мера главы Предтечи. Происхождение его неизвестно. Образ Пророка и Предтечи Иоанна с обручем

http://pravmir.ru/ioann-predtecha-gde-po...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти обретения главы Иоанна Предтечи в Успенском храме в Печатниках 12 марта 2011 г. 16:49 12 марта 2011 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона и день обретения главы Иоанна Предтечи, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках и Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоаннапервое и второе обретение его главы. Поэтому и Евангельское чтение, которое мы только что слышали, посвящено пророку и Предтече Иоанну. О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель (см. Мф. 11, 11), а потому и в лике всех святых он первый. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя, и проповедь Иоанна Предтечи была проповедью о покаянии (см. Мф. 3, 2). С этих же слов о покаянии и Царствии Божием начал Свое слово к людям Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Мы только что слышали слова из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека. Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди. И эту цель нельзя достичь с легкостью — требуются усилия, чтобы открыть перед собой двери Божиего Царства. Замечательно говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас — это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой». Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что такое Божие Царство. Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении.

http://patriarchia.ru/db/text/1427590.ht...

Иван Чарушин. Биография в деталях. 23.02.2022 10:03:10 Протоиерей Александр Балыбердин В 2022 году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945), хорошо известного не только у себя на родине в Вятке, но также в Прикамье, Приуралье и даже на Сахалине. В преддверии этого юбилея, предлагаем познакомиться с  биографией юбиляра, обратив внимание на факты и детали, которые показались наиболее интересными.   Рождение Иван Чарушин родился в уездном городе Орлове 24 февраля 1862 года – в день, когда Церковь вспоминает первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и был назван в честь своего небесного покровителя. Примечательно, что позже, когда Иван Аполлонович стал губернским архитектором и подыскивал в Вятке дом для своей семьи, он поселился в усадьбе на улице Пятницкой, 15, окна которой выходят на старинную церковь Иоанна Предтечи. Несколько лет спустя, по его проекту, этот храм был перестроен – высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить окна, украшенные красивыми каменными кокошниками, которые придали зданию более современный и нарядный вид. Отчий дом Дом в Орлове, в котором жили Чарушины, сохранился до наших дней. Найти его несложно. Он находится в самом центре города, на перекрестке улиц Ленина и Зонова. Сегодня напротив него расположен Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж. Однако старожилы помнят, что когда-то было иначе – на этом месте находился Спасо-Орловский мужской монастырь, закрытый советской властью, после чего часть монастырских зданий была приспособлена для нужд колледжа. Поэтому в детстве архитектора окна родительского дома выходили на храмы, купола, кресты и колокольню, которая даже сегодня, в полуразрушенном состоянии, поражает своим величием и красотой. По праздничным и выходным дням под стенами монастыря бурлила главная городская ярмарка. В пятую неделю по Пасхе, а также в конце августа в монастырь со всех концов уезда стекались паломники, чтобы поклониться местной святыне – Нерукотворному образу Христа Спасителя и принять участие в крестном ходе к часовне в семи верстах от Орлова, где этот образ был обретен.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

Вид с Елеонской горы. Фото: twiga_swala      Место земной жизни и служения Господа Иисуса Христа – Святая земля или Палестина – имеет много важных для христианина святынь. Одной из них является Елеонская (Масленичная) гора, с которой Спаситель вознесся в Царство Отца Своего Небесного. Елеон – одна из самых высоких гор, окружающих Иерусалим. Она расположена на востоке от города и отделена от него Иосафатовой долиной. Высота ее – 1200 метров над уровнем моря. Гора служит также своего рода преградой отделяющей Иерусалим от засушливой Иудейской пустыни. У горы три вершины: южная – гора Соблазна, северная – Малая Галилея и средняя (самая высокая) – гора Вознесения. Именно со средней вершины и вознесся на небеса Иисус Христос. Если подняться несколько выше места вознесения Спасителя, то взору предстанет впечатляющий вид. Так, на запад открывается весь Иерусалим со множеством холмов и бесчисленными городскими постройками. На юго-западе видны долина Рафаим, монастырь святого пророка Илии, Вифлеемские холмы, гора Сион и прочие исторические места. На востоке – Иерихонская равнина, река Иордан и Моавитские горы. Монастырь св. Марии Магдалины на Елеонской горе      Центральным местом вершины Вознесения является точка, откуда Христос взошел на небо. Сегодня это большой двор с восьмиугольным зданием часовни Вознесения, направо от входа в которую виден след на скале от левой стопы Господа. Огражденная территория двора с часовней принадлежит мусульманам, однако они разрешают проводить христианские богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения. На восток от часовни Вознесения располагается Русское место – это участок земли, который еще в XIX веке был приобретен Русской духовной миссией. На нем был возведен двухэтажный дом и храм Вознесения, а также высокая колокольня (60 метров) известная как русская свеча. Она является самым высоким сооружением в Иерусалиме. В 1906 году здесь был основан женский Вознесенский монастырь. Помимо этого позади храма Вознесения построена часовня во имя святого пророка Иоанна Предтечи – на том месте, где произошло первое и второе обретение его честной главы.

http://pravoslavie.ru/79472.html

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (память 29 августа), тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк. 8, 3 ), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел... По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337; память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909398.htm...

Петропавловское. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Петропавловское – Хрущевка тож. С. Петропавловское лежит на р. Шате. в 30 в. от Тулы, 45 в. от Богородицка, и 5-ти в. от линии Сызрано-Вяземской ж. д. Названия села произошли – первое от приходского храма, – второе по деревне Хрущевка, которая в свою очередь получила свое название от генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хрущева, бывшего владельца как этой деревни, так и соседнего села Сергиевского. Время возникновения прихода неизвестно, но в половине прошлого столетия он уже существовал. В настоящее время он состоит из села и деревень: Петрова, Макшуновки - Кукуй тож, Махового и Ново-Петрова - Марьиной тож и упраздненного прихода с. Ляхова. Всех прихожан числится 409 душ м. п. и 429 ж. п. Приходский храм, во имя св. апостолов Петра и Павла, построен в 1767 г. иждивением местного помещика, полковника Димитрия Ив. Иевлева. Тем же храмоздателем устроен и придельный алтарь в храме во имя 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи. В 1866 г. в ограде церкви устроена каменная часовня на средства помещика Димитрия Философова, обращенная в 1868 г. в придельный храм во имя вмчц. Екатерины. Приписная же церковь, во имя Преображения Господня с. Ляхова в 1878 г. была продана за 250 р. в с. Бельково на постройку там нового храма. На содержание храма получаются % с 500 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 626 р. и пособие от казны 83 р. 99 к. Церковной земли имеется: усадебн. 135 с., полевой и сенокосной 33 д. в Петропавловском приходе и 26 д. в упраздненном приходе с. Ляхова. Почва частью черноземная, частью суглинок. В приходе с 1886 г. существует частная школа, основанная помещиком Муханиным, состоящая в ведении Дирекции народн. училищ. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 108 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42256

Усмань. Собор Богоявления Господня. Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 2000 и 2015. Архитектор:А.Г. Федорец Адрес: Россия, 399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Вельяминова, 20а Координаты: 52.044343, 39.725814 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Описание церкви, прежде существовавшей в г. Усмань. Соборная церковь каменная, теплая, построена в 1812 г. на средства прихожан. Престолов три: главный - в честь Богоявления Господня и придельные – в честь чудотворной Корсунской иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня. Местно-чтимая Корсунская икона Божией Матери. Приход открыт в 1812 году. Дворов 520, душ муж. пола 1986, жен. пола 2000, великороссы. Школы две церковно-приходские: 1-я Кирилло-Мефодиевская, двухклассная, мужская, 2-я Корсунско-Богородичная, женская, двухклассная, в последней вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Заведующий школами, он же законоучитель в первой школе, состоит сверхштатным священником при соборе, получает 900 руб. Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1808 г. При церкви три библиотеки: благочинническая, церковная и школьная. Штат: протоиерей, два священника, два диакона и три псаломщика. У причта полевая земля в двух участках: близ города 96 десятин 1524 кв. сажени, из них 26 десятин под топями и мелким ольховым лесом, 70 десятин пахотной, и в 15 верстах от города 87 десятин 987 кв. сажень, близ деревни Мансуровой, вся пахотная. Причтового капитала 17570 руб. и церковный капитал 1730 руб. А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 368. Комментарии и обсуждение В 1645 году была построена оборонительная крепость Усмань. К этому же времени относятся первые упоминания о деревянной церкви на Базарной площади. В 1790-х годах построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Церковь была перестроена в 1812 году. Храм был снесен в 1930-е годы.  Летом 2000 г. с благословления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось возрождение храма. 16 июля 2001 года была обретена утерянная Корсунская икона Божией Матери, которая прославилась многими чудесами. 25 мая 2005 года владыка Никон освятил придел нижнего храма в честь Царственных мучеников. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19328

На часех тропарь воскресен: Слава, Креста, И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак воскресен. На 3-м часе тропарь воскресен: Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондаки глаголем, пременяюще. На Литургии: Блаженны гласа на 4: и Креста песнь 3-я, на 4: и Предтечи 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и Креста, и Предтечи: таже кондак воскресен: Слава, Предтечи: И ныне, Креста, Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде Креста, потом Предтечи. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После усекновения честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его ночью было тайно погребено учениками его в сирийском городе Севастии, а глава тайно сокрыта Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом при погребении, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Поэтому, никому, не отдав главы Пророка и злобно над нею надругавшись, она сокрыла ее глубоко в земле во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода Хузы. Глубоко скорбя о неповинном убиении святого пророка Иоанна и о надругательстве над его святой главой, она тайно откопала ее и, вложив в сосуд, погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Когда позднее Ирод услышал об Иисусе Христе, он стал думать с Иродиадой о том, не Иоанн ли это воскрес, начал искать главу его и, не найдя, был в недоумении. Тогда он сказал служащим при нем: «Это Иоанн воскрес из мертвых». Много лет спустя славный и знатный благочестивый муж Иннокентий оставил мир, и, придя в Иерусалим, купил то место, где было некогда поместье Ирода, принял иночество, построил келлию и стал жить в ней. Задумав поставить небольшой храм, он, по Божию произволению, нашел сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя в том месте, где копали ров для каменного основания будущей церкви. По Божественному откровению и происшедшим благодатным знамениям, Иннокентий понял, что это была глава святого Предтечи Господня. Он хранил ее с величайшим благоговением. Но перед своей кончиной, видя мерзость запустения на святом месте от идолопоклонников, оскорблявших повсюду христианские святыни, Иннокентий сокрыл святую главу в том же месте, где нашел ее. По кончине его келлия и церковь пришли в запустение, разрушились и остатки их сравнялись с землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В рус. иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы св. Иоанна Предтечи. Выделяются 3 памятника 2-й пол. XVI в.: ярославская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из Борисоглебской ц. в Балахне (XVI в., НГХМ) и икона «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ). Представленная на иконах история обретений, по-видимому, восходит к единому литературному источнику и разделена на 3 эпизода: в 1-м изображена расщелина-пещера, в к-рой лежат 1 или 3 спящих монаха, к ним склоняется И. П., сообщая о местонахождении святыни; во 2-м клейме 2 монаха выкапывают св. главу с помощью заступов (на иконе из Нёноксы монахи обретают главу в 8-угольном саркофаге); в 3-м эпизоде снова изображены двое спящих, к-рые лежат друг за другом, а под ними в пещере - глава И. П., окруженная нимбом, над спящими склоняется И. П. (на ярославской иконе главы нет, один спящий монах в расщелине). На иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах» из московской ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК) история 1-го и 2-го обретения главы И. П. представлена в 6 клеймах цикла: «Первое обретение главы монахами. Передача честной главы горшечнику», «Бегство горшечника в Эмесу», «Сокрытие честной главы св. Иоанна Предтечи еретиком Евстафием», «Сон игум. Маркелла. Второе обретение», «Сон архим. Геннадия о пшенице. Возвещение епископу об обретении», «Перенесение честной главы в Маркеллов монастырь в Эмесе. Чудо с пресв. Малхом». Изображение чуда с пресв. Малхом аналогично позднему изображению на палехской иконе «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с житием в 6 клеймах» из собрания Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина), где оно включено в композицию 3-го обретения. Изображение «Сна архим. Геннадия о пшенице» на иконе из ГМЗК является уникальным.

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010