Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

65 Поется на 8 глас. 66 В понедельник – воспоминание избавления от землетрясения, во вторник – память архангелов Михаила и Гавриила, в субботу – память Богородицы и Ее родителей. 67 Студийская традиция характеризуется развитием обильной минейной и триодной гимнографии (стихир, канонов), не свойственной кафедральному богослужению, а типичной для монастырской практики. 68 Сохранился в двух редакциях: ранней (X–XIII века) и поздней (середина XIII века). См. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 124. 69 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Т. 1. С. 250. Пентковский А. М. Цит. изд. С. 128. 70 Сохранился в рукописи XII века. Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 593–600. 71 Составная часть бдения, на которой исполняется канон. 72 Седален и кондак с икосом совпадают с нынешними. 73 По мнению М. Скабаллановича , нынешняя стихира на И ныне : «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», как и все прочие песнопения, посвященные не сошествию Святого Духа, а прославлению Святой Троицы, не пелись в этот день по причине того, что празднование Дня Пресвятой Троицы совершалось не на Пятидесятницу, а отдельно. (См. Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 166). Сейчас, например, это имеет место в Западной Церкви, где День Святой Троицы празднуется в 1е воскресенье после Пятидесятницы. По Евергетидскому Уставу стихира Приидите , людие назначается во вторник попразднства Пятидесятницы. 74 Номер псалма не указывается: судя по первым словам, это может быть псалом 9, 110 и 137. 75 По мнению М. Скабаллановича, отмена полиелея, являвшегося по этому уставу обязательным элементом богослужения большинства воскресных дней зимнего периода и великих праздников, бывает «для сбережения сил на вечерню следующего дня». Скабалланович М. Пятидесятница. С. 167. 76 С уточнением, что Евангелие читается 9е воскресное и отсутствием указаний о текстах и стихире по 50м псалме. 77 OMILIA NA ???//PG 59. Col. 283–288. 78 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 597–600.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Климента 70 . Порядковый номер славянского епископа, указанный в источнике, относился не к резидентным епископам Деволской епархии, а к славянским епископам, возглавлявшим славянские епископии в югозападной части I Болгарского царства, причем первым епископом славянского языка был свт. Климент Охридский. В заглавии греческого Пространного жития, основанного на несохранившемся славянском источнике, свт. Климент назван «епископом болгар» 71 , тогда как в тексте – «первым епископом языка болгар» 72 . Принимая во внимание отождествление составителем Жития «болгарского» и «славянского» народов 73 , а также епископский титул («епископ словенский»), сохранившийся в заглавиях некоторых поучений свт. Климента 74 , и наименование еп. Марка из славянской епископии в Деволском регионе («епископь вь словенскии езыкь»), имеющееся в славянском Житии прп. Наума 75 , следует признать тождественность греческих титулов «епископ болгар» и «епископ языка (народа) болгар», с одной стороны, и славянского титула «епископь вь словенскии езыкь», с другой. Более того, именование славян «болгарами» в составленных охридскими архиепископами греческих житиях свт. Климента определялось византийской терминологией, использовавшейся в XI-XII вв. в византийской архиепископии Болгарии и на территории византийской фемы Болгария 76 , а не самоидентификацией славянского населения на территории Западной Македонии и Южной Албании в IX-X столетиях. Если же свт. Климент был первым славянским епископом, а еп. Марк – четвертым, то вторым славянским епископом несомненно был рукоположенный не позднее 907 г. епископ Константин, который вместе со свт. Климентом и прп. Наумом принимал активное участие в создании корпуса славянских богослужебных книг 77 и, вероятно, в подготовке славянских священнослужителей. Вопрос о местоположении епископии, возглавляемой еп. Константином, имеет принципиальное значение не только для истории славянских церковных организаций, но и для славянской филологии, так как с его именем связаны многие оригинальные и переводные произведения, в том числе и КаМ8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XXVIII. В конце зимы сего же года, находясь в П? больнице, он чувствовал жажду искания места сердечного и приступал к опытам, но шумность многолюдства противопоставляла препятствия. XXIX. По возвращении к весне 70 в Саввину пустынь немедленно приступлено к отыскиванию места сердечного, сначала посредством размышления, чтения и писания о сем предмете, потом и практиковано краткими периодами, и ощущались проявления сердца… Примечание. Все доселе сказанное представляет естественную операцию над сердцем, натуральный механизм, развивающий способность к действиям духовным. Ему подвергаются даже и внешние естествоиспытатели, восходя при сих опытах до теплоты, приятности и спокойствия сердца… NB. Все сии (описанные) действия в жизни пустынника составляют особенный взгляд на ход механического действия при искании места сердечного исключительно, а направление его ко внутренной молитве и занятие ею в разных формах происходило во все сие время постоянно и испытывались разные благотворные ее последствия… 71 XXX 72 . В сем же 1851 году, во дни Великого Поста, преимущественно упражняясь в отыскивании места сердечного по четверти часа, двадцати минут, и, наконец, по половине и по целому часу в каждый прием, ощущаемы были таковые последствия: 1) При напряжении сил физических и моральных, чувствования места сердечного бывали сильнее и явственнее. 2) Чувствование приятного раздражения в сердце, которое и по окончании приема оставалось. 3) Чувствование теплоты и пота. 4) Легкая боль в сердце. 5) Невыразимое ощущение чего-то в сердце. 6) Раздражение в сердце. 7) Онемение около сердца с приятностию. 8) Легкое занывание. 9) Приятная тонкая боль. 10) Приятное как бы кипение в сердце. Сие происходило в Саввиной пустыни. XXXI. В начале июня того же 1851 года после Вознесения (в новой келии, где и последовало искушение? с бел? д?) вхождение в сердце производилось повременно, причем замечалось ходкость и удобность искания, а также временем и теплота, опахивающая сердце как бы широкою полосою. NB. Вскоре после сего времени продолжительные 73 путешествия в М., О. и К. 74 прерывали возможность углубления в сердце, но помышление об оном и стремление к сему занятию ощущалось постоянно, вследствие чего устное призывание Имени Божия – Иисусова молитва , совершаемая по временам, приносила отраду и благоустраивала обстоятельства жизни 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

где сыскать, кто бы растолковал мне? (л. 41 об.). где найти такого человека, который бы мог растолковать мне? (с. 8). по церквам, где славятся хорошие проповедники (л. 41 об.). по церквам, которые славятся хорошими проповедниками (с. 8). я с восхищением перекрестился (л. 44 об.). я от восхищения перекрестился (с. 10). благоговейного знахаря (л. 46). благоговейного толкователя (с. 12). что значит непрестанная молитва? (л. 47). что значит непрестанно молиться (с. 13). сильное желание, чтоб постоянно углубляться в оное (л. 56). сильное желание серьезнее заняться им (с. 21). Я божился, что дам (л. 58). я уверял, что дам (с. 24). спасительное благоюродство (л. 71). спасительное притворство (с. 39). с самого происхождения (л. 78). с самого рождения (с. 46). какая была одежа (л. 80). какая была посуда (с. 48). семейство честное (л. 82). люди честные (с. 50). с удовольствием и внимательностью (л. 82). с удовольствием и вниманием (с. 50). И так, помолившись, пошел далее (л. 83). И так помысливши, пошел далее (с. 51). любовь к ближним (л. 85). любить ближних (с. 53). и произносить свято, и не употреблять всуе (л. 86 об.). и произносилось свято, а не употреблялось всуе (с. 55). вполне может почувствовать (л. 90 об.). вполне может понять (с. 59). Отслушавши утреню (л. 92). после утрени (с. 61). я, чтобы поговорить, со слепым нищим (л. 93). я пошел в нищеприемницу, чтобы поговорить со слепым нищим (с. 62). как назидательны и поощрительны (л. 96 об.). как назидательны и поучительны (с. 66). восхитительно удивляясь премудрому составу (л. 97). глубоко удивляясь премудрому устройству (с. 66). которою я отогнал их совершенно (л. 97 об.). которая и отогнала их совершенно (с. 66). только и трости (л. 101). только и проси (с. 70). происшествие: мальчика розга научила молитве (л. 104 об.). происшествие с мальчиком: розга научила молитве (с. 74). Также в тексте имеются незначительные сокращения, одно из которых было связано с молитвенной техникой: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) Оптинская редакция (Опт-456: Рассказ. 1992а)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

38 об., елисаветградское, зач. 79. Речь о хлебе животном ( Ин. 6:48  и след.); подробность: несколько учеников Иисуса Христа, согласно с Ин. 6:66 , удаляются прочь. Евангелие 74, л. 180, елисаветградское, зач. 24. Обличительная речь Фарисеям ( Мф. 23:2  и след.); подробности: Каин убивает Авеля; воины убивают Захарию близ жертвенника. Евангелие 74, л. 45, 46 об., 47. Елисаветградское, зач. 93 и 96. Гелатское, л. 71 об. Проповедь о воскресении мертвых ( Мк. 12:24  и след.). Евангелие 74, л. 90 об., елисаветградское, зач. 55. Лепта вдовицы 1464 ( Мк. 12:42–44 ); подробность: в стороне, возле покрытого киворием стола с деньгами, стоит женщина, тут же народ. Равеннская мозаика 1465 . Евангелие 74, л. 91 об., елисаветградское, зач. 57; ср. гелатское Евангелие, л. 127 (Иисус Христос стоит возле сокровищницы); афоноиверское Евангелие 5, л. 330 об.; Евангелие публ. библ. 105, л. 169 об. В кодексе Григория Богослова 510 изображение поставлено рядом с исцелением слепца (рис. 92): женщина опускает лепту в кружку, стоящую у ворот; перед ней Иисус Христос с благословляющей десницей. Речь перед иудеями ( Ин. 8 ). Евангелие 74, л. 184–185; ср. 194. Елисаветградское, зач. 30 и 33, ср. 42. Гелатское Евангелие, л. 258. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками ( Ин. 13–16 ). Евангелие 74, л. 197 и 200. Елисаветградское, зач. 47 и 53. 92. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. К этой же категории шаблонных изображений относятся: беседа Иисуса Христа с учениками Иоанна ( Лк. 7:20–22 ): Евангелие 74, л. 121 об. Елисаветградское, зач. 31; с сотником ( Мф. 8:5  и след.): Евангелие 74, л. 14. Елисаветградское, зач. 25. Гелатское, л. 31 об.; с некоторым начальником ( Мф. 9:18 ; Мк. 5:22  и след, Лк. 8:41 ): Евангелие 74, л. 17 об. Елисаветградское, зач. 32. Гелатское, л. 35 об.; беседа о дидрахме ( Мф. 17:24–27 ): Евангелие 74, л. 35. Елисаветградское, зач. 73; благословение детей ( Мф. 19:13–15 ; Мк. 10:13–15 ; Лк. 18:15–17 ); подробности: Иисус Христос, сидя на кафедре, возлагает руки на детей; в группе присутствующего народа – женщины с детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

77, 1040–1049 5207/2, cp. 5253 77, 1009–1016==98, 1248–1254 Commentarii in Lucam (in catenis) [Scholia in catenis] 5207/3a 72, 476–949 Commentarii in Lucam [Scholia in catenis] 5207/3b Commentarii in Matthaeum[Scholia in catenis] 5207/3c X95, cm. 29–30 Commentarii in Joannem (additamenta) Fragmenta in sancti Pauli epistulas 5209/1–3 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Romanos (Explanatio in epistolam ad Romanos) 5209/1 74, 773–856 Fragmenta in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios (Expla­natio in epistolam I ad Corinthios) 5209/2 74, 856–916 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ii ad Corinthios (Expla­natio in epistolam II ad Corin­thios) 5209/2 74, 916–952 Fragmentum in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios (Explanatio in epistolam I ad Co­rinthios) 5209/2 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos (Explanatio in epistolam ad Hebraeos) 5209/3   74,953–1005 Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas: Fragmenta in Acta apostolorum 47, 757–773 Fragmenta in epistolam B. Jacobi apostoli [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1007–1012 Fragmenta in epistolam I B. Petri [Fragmenta in Acta apos­tolorum et in epistulas catholicas] 74, 1012–1016 Fragmenta in epistolam II B. Petri [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1017–1021 Fragmenta in epistolam I divi Joannis [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1021–1024 Fragmenta in epistolam Judae[Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1024 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate 109, X66 (frr., см. TLG 7051/1), X68 (frr., см. TLG 4147/1) 75, 9–656 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate (additamenta) 130,cp. 4090/109 75, 1479–1484 De Sancta Trinitate dialogi i-vii 23, X67 (frr., см. TLG 7051/1), X91 (fr.) 75, 657–1124 Capita argumentorum de Sancto Spiritu 75,1124–1145 Adversus Nestorium [Libri v contra Nestorium] X47, cm. 5000/1 76, 9–248 X62, cm. 5000/2; X69 (fr. a), cm. 4147/1 75, 1369–1412, cp. PL 48,1005–1040

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Созданный в Византии тип изображения Тайной вечери послужил образцом для изображений всех вечерей, о которых рассказывается в Евангелии и которые находили себе место почти исключительно в полных лицевых кодексах Евангелий. Раз дано было в практике общеизвестное изображение Тайной вечери, и оно при незначительном напряжении мысли легко могло превратиться в иную вечерю. Во всех этих вечерях видим тот же стол-сигму; с левой стороны его возлежит Иисус Христос, с противоположной – главное лицо, с которым Иисус Христос ведет беседу, в середине между ними второстепенные участники вечери. Подробности событий, имеющих историческую связь с этими вечерями, изображаются на втором плане. Таковы: вечеря в доме ап. Петра ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ): главные места занимают Иисус Христос и ап. Петр; они ведут разговор; между ними сидят апостолы. К столу приближается с сосудом в руках теща Петрова; на правой стороне Иисус Христос воздвигает больную от одра (Евангелие нац. библ. 74, л. 15 и 66. Елисав. Евангелие, зач. 26 Матф. и 5 Марк.). В Евангелии нет речи об этой вечере, но она изображается здесь на основании замечания Евангелия: теща Петрова служила им. Служение истолковано миниатюристами в смысле служения на вечере. Вечеря в доме мытаря ( Мф. 9:10 ; Мк. 2:15 ; Лк. 5:29 ): к обычной схеме вечери в некоторых миниатюрах присоединяется призвание мытаря, сидящего или стоящего у стола, на котором лежат деньги (Евангелие 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Елисав. Евангелие, зач. 30 Матф., 8 Марк. и 20 Лук. Гелат. Евангелие, л. 35 и 162). Вечеря в доме Симона Прокаженного ( Мф. 26:6  и след.; Мк. 14:3  и след.); подробность: женщина помазывает ноги Иисуса Христа миром (Евангелие 74, л. 32 об. Елисав., зач. 108 Матф. Гелат., л. 77 и 130 1794 , лаврент. Евангелие публ. библ. 105, л. 99. Код. Григория Богослова 510 1795 , л. 91), а в одной миниатюре Евангелия 74 женщина эта прислуживает вечеряющим; позади нее сосуд на огне и два вертела (л. 94. Елисав., зач. 63 Марка): подробности эти явились под влиянием изображения вечери в доме ап. Петра (женщина=теща Петрова), поводом к чему для миниатюриста послужило сходство имени Симон. В тех же формах изображалась вечеря в доме Фарисея ( Лк. 7:36 , Евангелие 74, л. 122. Елисав., зач. 33. Гелат., л. 169. Лаврент., л. 139). Вечеря в даме Лазаря ( Лк. 10:38  и след.; Ин. 12:2  и след.): Марфа прислуживает, Мария сидит у ног Иисуса Христа (Евангелие 74, л. 132, ср. 193. Елисав., зач. 54 Лук. Гелат., л. 181). Вечеря в доме Закхея ( Лк. 19:1  и след.): к вечере присоединяется встреча Иисуса Христа с Закхеем, представленным на дереве (Евангелие 74, л. 149 об. Елисав., зач. 94. Лаврент., л. 149). Вечеря на море Тивериадском ( Ин. 21:12  и след. Евангелие 74, л. 212. Елисав., зач. 66. Гелат., л. 276) и даже вечеря братьев Иосифа на сенском авории 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Таинства Крещения и Миропомазания у К., так же как и у Тертуллиана, рассматриваются вместе; однако в отличие от Тертуллиана К. считает Миропомазание отдельным таинством наряду с Крещением (sacramento utroque nascantur - Cypr. Carth. Ep. 72. 1). Крещение (baptisma, baptismum) означает «второе, духовное рождение, которым мы рождаемся благодаря купели возрождения» (Ep. 74. 5; ср.: Ep. 74. 7; 63. 8; De unit. Eccl. 11; De zel. et liv. 14; De bono patient. 5; De op. et eleem. 2; De unit. Eccl. 11; De habitu virginum. 23; Ad Demetr. 26). По словам К., «все, кто приходят к божественной купели для освящения в крещении, благодатью спасительной купели отлагают ветхого человека и, обновленные Святым Духом, в новом рождении очищаются от нечистот древней скверны» (De habitu virginum. 23). Крещение есть таинство, в к-ром умирает в нас ветхий человек и рождается новый (Ep. 74. 6; De habitu virginum. 23); крещаемый умирает и погребается для грехов, облекается во Христа (Ep. 74. 5) и совоскресает с Ним в небесном возрождении (De zel. et liv. 14). В крещении человек, рождаясь от Матери-Церкви, усыновляется Богу (De orat. Dom. 9; Ad Demetr. 25; De bono patient. 5; Ep. 63. 8; 74. 6-7). В этом таинстве человеку даруется отпущение грехов не только личных, но и прародительского (De op. et eleem. 2; Ep. 64. 5; 70. 1-2; 73. 18; 74. 5) (см. ст. Грех первородный ). Вероятно, поэтому К. в отличие от Тертуллиана признаёт необходимость крещения младенцев (см.: Ep. 64. 5). По его мнению, крещение должно совершаться сразу же после рождения, а не на 8-й день (Ibid. 2). Крещаемый сознательного возраста произносит Символ веры (Symbolum) и отвечает на вопросы, в частности: «Веришь ли в жизнь вечную и отпущение грехов через святую Церковь?» (Ep. 69. 7; 70. 2). Очистить грехи и освятить человека вода может только тогда, когда имеет Св. Духа, так что крещение без Него невозможно; невозможно облечься во Христа без Духа, как и Духу отделиться от Христа (Ep. 74. 5). Поэтому прежде вода должна быть очищена и освящена священником (Ep. 70. 1). К. настаивает на том, что недостаточно крестить во имя одного Господа Иисуса Христа, но крещение должно совершаться во имя Св. Троицы (Ep. 73. 5, 18). Хотя обычно крещение должно совершаться через погружение, К. признает и крещение через обливание в случае крайней необходимости (напр., в болезни - Ep. 69. 12). Возможно также, что во время крещения священником совершались экзорцизмы (см.: De idol. vanit. 7; Ep. 69. 15). Подобно Тертуллиану, К. говорит и о «втором крещении» - «крещении кровью», т. е. мученичестве, к-рое намного превосходнее первого (Exhort. mart. Praef. 4; Ep. 73. 22).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Пс.74:5.   Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога. Пс.74:6.   Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду: Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие — грешить и этим «воздвигать рог» , т.е. гордиться (Феодорит). Пс.74:7.   Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Ни на «исходе» (востоке), ни на «западе» , ни в «пустых горах» невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий). Пс.74:8.   Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит). Пс.74:9.   Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли. «Чаша в руце Господни» означает праведное воздаяние, которое справедливо «испиют вси грешнии земли» . Господь как бы выжимает в «чашу» плоды каждого человека — и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого «дрождие не истощаются» , т.е. грехи пребывают, те и «испиют» свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий). Пс.74:10.   Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю. Пс.74:11.   И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго. «Роги грешных» — сила демонская; «рог праведного» — Крест Христов, который «вознесется» на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий). 1 В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину, 75 Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем «Ассирийским» (4 Цар.19:35), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом (1Кор. 15:57). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010