( Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 учеб, г.: Ч. 2. Письменность мужей апостольских Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – Загорск, 1951, машинопись. – С. 74). Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Приношу искреннюю благодарность коллеге А. М. Пентковскому, обратившему мое внимание на этот памятник древнецерковной письменности и оказавшему помощь в получении необходимых для изучения его исследований. – А. С. «Дидахе» является хронологически первым (из известных нам) сочинением, начинающим целую серию канонически-литургических произведений, ставших существенной частью древне-церковной письменности. (См. весьма серьезное исследование: Faivre A. La documentation cano-nico-liturgique de l " Eglise ancienne//Revue des Sciences Religieuses. – 1980. – Vol. 54, 3. – P. 204–219; 4. – P. 273–299). К самым древним из них относится так называемая «Дидаскалия» (или: «Кафолическое учение двенадцати Апостолов и святых учеников Господа нашего»), датируемая приблизительно 230 г.; греческий оригинал сочинения, за исключением одного короткого фрагмента, утерян, оно дошло до нас в сирийском, латинском, арабском и эфиопском переводах. Второе произведение этого жанра, именуемое «Апостольское Предание», сохранилось в латинском переводе и приписывается св. Ипполиту Римскому , но вряд ли принадлежит ему, хотя и датируется приблизительно началом III в. К «Апостольскому Преданию» тесно примыкают так называемые «Тридцать восемь канонов Ипполита» (ок. середины IV в.; сохранились только в арабском переводе) и «Завет Господа нашего Иисуса Христа» (Testamentum Domini – середина V в.; дошли арабская, сирийская и эфиопская редакции). Наконец, к этой же серии относятся и «Апостольские постановления» (ок. 380 г.), сохранившиеся в греческом оригинале. «Постановления» представляют собой попытку создания обширной канонической компиляции; подобного рода попытки впоследствии предпринимались неоднократно, о чем свидетельствует, например, так называемое «Восьмикнижие Климента», переведенное в VIII в. Иаковом Эдесским на сирийский язык (греческий оригинал утерян, но он, вероятно, восходил к концу V – началу VI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Византийский Профитологий был сформирован в Константинополе в начале VIII века: Hoeg C., Zuntz G. Remarks on the Prophetologion//Quantulacumque. Studies presented to Kirsopp Lake by Pupils, Collegues and Friends. Ed. by R.P. Casey, S. Lake and A.K. Lake. London, 1937. P. 221. Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1938. T. I. Die Uberlieferung. B. II. S. 65–91, 109–112, 134–186. Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. Paris, 1977. P. 74–93. Arranz M. Romanos le Melode//Dictionnaire de Spiritualite. Paris, 1988. T. XIII. Fasc. 89–90. Col. 898–908. Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. P. 106-107. L " Eucologio Barberini gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. Roma, 1995 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 80). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 69–85. Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chysostome. These presente pour l " obtention du grade de docteur en philosophie et lettres (These non publiee, Universite Catholique de Louvain). Louven, 1968. P. 493–497; Parenti S. Osservazioni sul testo dell " anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI secolo)//Ephemerides Liturgicae. 1991. T. 105. P. 151–152. Pentkovsky A. Le ceremonial du mariage dans l " Euchologe byzantin du XI–XII siecle//Le Mariage/Conferences Saint-Serge, LX semaine d " etudes liturgiques (Paris, 29 juin – 2 juillet 1993). Roma, 1994. P. 262–264 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 77). Arranz M. Les Sacrements de l " ancien Euchologe constantinopolitain/10. La consecration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. T. 55. P. 317–338. Arranz M. Couronnement royal et autres promotions de cour у Byzance (Les Sacrements de l " institution de l " ancien Euchologe constantinopolitain: III–1)//Orientalia Christiana Periodica. 1990. T. 56. P. 83–133.

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Соч.: Апокрифният Апокалипсис на Йоан Богослов по препис 639 от Синодалната сбирка в Москва//Palaeobulgarica. 1994. Год. 18. 4. С. 64-74 (совм. с Л. Тасевой); Преводачески особености в Книга на прор. Иезекиил по ръкопис F.I.461 от РНБ//Там же. 1995. Год. 19. 4. С. 40-52 (совм. с Л. Тасевой); Двата старобълг. превода на Псевдо-Методиевото Откровение//КМС. 1995. Кн. 10. С. 22-45 (совм. с Л. Тасевой); Древнеболг. перевод Апокрифического апокалипсиса Иоанна Богослова//Slavia. Praha, 1996. Ro. 65. Seš. 3. S. 281-293 (совм. с Л. Тасевой); Композиция на неделните служби в Солунския Октоих//Palaeobulgarica. 1997. Год. 21. 4. С. 37-71; Ранната слав. текстова традиция на Книгата на прор. Иезекиил//Там же. 1998. Год. 22. 2. С. 26-39 (совм. с Л. Тасевой); Среднобългарският превод на Псевдо-Методиевото Откровение//Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1999. Т. 6. С. 281-294 (совм. с Л. Тасевой); Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Palaeobulgarica. 2001. Год. 25. 3. С. 31-60 (совм. с А. Пентковским); Текстовая традиция чтений из Кн. прор. Иезекииля на Богородичные праздники//Език и история на бълг. средновек. текстове: Сб. в чест на проф. Е. Дограмаджиева. София, 2001. С. 65-80. (КМС; 14) (совм. с Л. Тасевой); За два Октоиха от Библиотеката на Хърватската акад. на науките и изкуствата//Българи и хървати през вековете: Мат-ли конф. София, 20-22 мая 2001 г. София, 2003. С. 66-76; Солунският Октоих в контекста на южнослав. октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; 16); Божието име Адонаи в книжнината на православните славяни през Средновековието//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2005. Vol. 15. P. 297-312 (совм. с Л. Тасевой); Старата латинска заемка скриня//Acta Palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2. P. 148-156; За датата на Успението на цар Петър и за култа към него//Тангра: Сб. в чест на 70-годишнината на акад. В. Гюзелев. София, 2006. С. 543-557 (совм. с И. Билярски); Январская служба св. Афанасию Александрийскому в ранней слав. книжности//Многократните преводи в южнослав. средновековие. София, 2006. С. 91-110; Календарът на миней Григ. 1/5 от ОГНБ (втори Добрианов миней)//Християнска агиология и народни вярвания: Сб. в чест на проф. Е. Коцева. София, 2008. С. 83-104; Оригинална славянска творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//XXXIV научна конф. на XL семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура. Ckonje, 2008. С. 183-196; The Unedited Oktoechos Canons for Prophets and Martyrs in the Byzantine and Slavonic Tradition//Bsl. 2008. T. 66. N 1/2. P. 139-166 (совм. с D. Getov); Анонимният Канон за архангел Михаил с предполагаем непреводен произход//Црквене cmyдuje. 2009. Год. 5. Бр. 6. С. 203-214; Съставът на киевските печатни минеи в светлината на вековната слав. ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. 2009. Кн. 40/41: Юбилеен сб. в чест на 60-годишнината на проф. К. Станчев и А. Наумов. С. 53-63; Южнославянската литургическа книжнина през XIII в.//ЗРВИ. 2009. 46. С. 351-364.

http://pravenc.ru/text/1238015.html

Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293. Л. 40) Искатель непрестанной молитвы, или Искатель непрестанной молитвы, или Рассказы странствовавшего (странника – Пант-141. Л. 1) Откровенный рассказ странника духовному своему отцу, записанные слышавшим по побуждению следующих слов Священного Писания: написанный (наскоро) слышавшим по убеждению следующего изречения в Слове Божием: Внесение упоминания о «духовном отце» в название рассказов не только определило формальный статус второго участника коммуникативной ситуации, но и привело к появлению третьего участника («слушающего»), безмолвно присутствовавшего при встречах («свиданиях») «странника» со своим «духовным отцом» и записывавшего рассказы странника. Кроме того, в редакции Михаила (Козлова) отсутствует Предисловие, из которого следовало, что собеседник странника не являлся его духовным отцом, а находившееся в нем описание странника было помещено в конце текста. Даты составления второго и третьего рассказов были внесены в заглавия этих рассказов и стали датировками встреч странника с «духовным отцом» и, соответственно, со «слушающим»/записывающим. 9.2. Сопоставление текста редакции Михаила (Козлова) с текстами I Афонской и Сводной редакции показывает, что эта редакция восходит к Первоначальной редакции, так как она не разделяет особые чтения I Афонской редакции, совпадая в этих случаях с чтениями Сводной редакции. Однако текст был подвергнут незначительной стилистической правке, особенно в самом начале: Сводная редакция (==Пант-141) Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) Я пошел к попу (С. 59). Я пошел к священнику (л. 41). Сказавши это, поп прогнал меня (С. 60). Сказавши сие, он ушел от меня. (л. 41 об.). насыпал сумку сухарей(С. 72). наклал сумку сухарей (л. 53 об.). ощущать тонкую приятную боль в сердце (С. 74). ощущать такую приятную боль в сердце (л. 56 об.). напрошу себе сумку сухарей (С. 75). попрошу себе сумку сухарей (л. 57). Я рассказал ему мое похождение (С. 99). Я рассказал ему мое положение (л. 76 об.). старик заживной (С. 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

зр. как гражданского, так и церковного права) он становится гораздо позже. В «Дигестах» имп. св. Юстиниана молитвы при заключении Б. не упоминаются (23. 2; 35. 1. 15). В «Эклоге» имп. Льва III и Константина V говорится о гражданском обручении (Titul. 1) и о заключении Б. (Titul. 2), причем в 1-м титуле церковное последование не упомянуто, а во 2-м нормальным способом заключения Б. названо подписание договора, и лишь в особых обстоятельствах допускаются не зафиксированные письменно Б., заключенные или в присутствии друзей (свидетелей), или с церковного благословения. В «Исагоге» (886), в составлении к-рой, возможно, принимал участие Патриарх св. Фотий, также не упоминаются к.-л. молитвы при обручении и указаны 3 способа заключения Б.- подписание договора, венчание и благословение (из документа очевидно, что церковные благословение и венчание - это разные чины; по предположению А. М. Пентковского (Le Mariage. P. 259-287), под «благословением» в «Эклоге» и «Исагоге» следует понимать чин церковного обручения). Начиная с этого (точнее, неск. более раннего) времени из сохранившихся рукописей Евхология (древнейшая - Vat. Barb. 336, кон. VIII в.) известен текст визант. чина церковного благословения Б. Обязательным для всех подданных империи церковное бракосочетание становится только при Льве VI Мудром, 74-я новелла к-рого упоминает о благословении при обручении, а 89-я обязывает получать благословение на совместную жизнь (συνοικσιον). Наконец, в 24-й новелле имп. Алексея I Комнина (1084) как о само собой разумеющемся говорится о церковном благословении при обручении (μνηστεα) и при браке (γμος), а в 31-й новелле (1092) обязательность церковного благословения распространяется и на рабов. С XI в. также и в визант. искусстве типичной иконографией Б. становится образ Христа, венчающего супругов ( Walter. P. 122-125). Православное чинопоследование таинства Б. В греч. и слав. рукописях Евхология текст чинопоследования церковного благословения Б. отличается большим разнообразием, поэтому нельзя говорить о к.-л.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Утреня. По Иерусалимскому уставу в чинопоследование 2 утрень в году - четверга 5-й седмицы Великого поста (четверг Великого канона) и Великой пятницы - включены Б. с тропарями (Триодь Постная. [Т. 2.] Л. 441об.- 442об.). Тропари на утрене Великой пятницы упомянуты уже в Типиконе Hieros. S. Crucis. 43; в Синайском Канонаре X-XI вв. (Sinait. gr. 150) Б. есть на утрене в Неделю ваий: после 6-й песни канона и кондака «поются степенны, блаженны и сразу прокимен», затем следует чтение Евангелия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190). В западносир. (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен и пелись на утрене в связи с чтением Евангелия ( Mateos J. Les matins chaldéenes, maronites et syriennes//OCP. 1960. Vol. 26. P. 64). Великосхимнический постриг. Последование пострижения в великую схиму, к-рое должно совершаться на литургии, согласно мн. рукописям, имеет особые тропари на Б. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 279, 560; Пентковский, Йовчева. С. 36); иногда рукописи предписывают петь при постриге Б. с тропарями, даже если он бывает вне литургии ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 512). Тем не менее особые схимнические тропари на Б. отмечаются не во всех рукописях (см.: Goar. Euchologion. P. 406; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 387, 506); совр. чинопоследование (Требник большой. Л. 81об.) их также не содержит. Чины погребения. Б. с тропарями входят в состав чинопоследований погребений мирского, монашеского и священнического (Требник большой. Л. 103-104, 121, 139-139об.). Циклы тропарей в каждом последовании оригинальные. В чине священнического и бельческого (мирянского) погребения, сохранившемся в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (напр., в среднеболг. Зайковском Требнике (НБКМ. 960. Л. 74-75, 1-я пол. XIV в.) и серб. Требнике (РНБ. Q. I. 469. Л. 168-170, посл. четв. XIV в.), есть особые тропари на Б. 6-го гласа (нач.: «Превладаяи душами и телеси»), связанные с предшествующими стихирами 5-го гласа (нач.: «Краснее жития сего несть ничтоже») общим слав. акростихом    , фрагментарно дающимся далее в цикле заупокойных стихир 8 гласов по каноне и стихирах на целование умершего (см.: Holosnjaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kiril und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum. R., 1995. Р. 206-207, 218-228, 240-241). Автором всего цикла песнопений является, по всей вероятности, св. Константин, еп. Преславский (2-я пол. IX - 1-я четв. Х в.).

http://pravenc.ru/text/149359.html

Jacoby D. The Urban Evolution of Latin Constantinople (1204-1261)//Byzantine Constantinople: monuments, topography and everyday life/Ed. by N. Necipoglu. Leiden, 2001. P. 285 286, 297. Hall M. The Tramezzo in Santa Croce, Florence, Reconstructed//The Art Bulleten 64 (1974) P. 325-341; HallM. The Ponte in S. Maria Novella: The Problem of the Rood Screen in Italy//Journal of the Warburg and Gourtauld Institutes 37 (1974). P. 157-173. Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople under Michael VIII. P. 247;Janin R. Les sanctuaires de Byzance... P. 139- 151. Подробнее о Никейской империи см.: Angolg M. A Byzantine Government in Exile. Government and Society Under the Lasksrids of Nicaea (1204-1261). Oxford, 1975. Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа/Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. Москва, 1973. С. 37-38. Греческий текст «Пандект» не издан, шесть выписок из триодной части Иерусалимского типикона находятся в составе LVII слова, см., например: Athos, Laura 228 (В-108), f. 304; Paris, Coisl. gr. 37, f. 328v-329r; Vat. Palat. gr. 357, f. 276v-277r. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца (Греческий текст по рукописи 411 Синайского монастыря св. Екатерины). Петроград, 1917. Вып. I. С. 23, 30, 48, 67 ( Записки историко-филологического факультета Петроградского университета, 139). Пентковский А. М. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. 2001. 4. С.74. Sin. gr. 211, f. 131 v-191 v. Ср.: Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 26. Пентковский А. М. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. 2001. 4. С. 75-76; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//Журнал Московской Патриархии. 2001. 5. С. 77-78. Sin. syr. 136, f. 244, 245, 248. Состав Иерусалимского типикона Sin. syr. 136: заглавие и краткие богослужебные указания, в том числе о порядке чтения Псалтири и о днях совершения Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста (f. 3-4); месяцесловная часть Иерусалимского синаксаря (л. 4-142), триодная часть Иерусалимского синаксаря (f. 143-241), описание всенощного бдения и другие богослужебные указания (f.241 252).

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Прп. Феодор Студит. Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Прп. Феодор Студит. Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Составленный на основании текстов студийского происхождения, Типикон патриарха Алексия Студита является не только уникальным источником для изучения студийского богослужения и студийской традиции в целом, но и наиболее ранним полным визант. ктиторским Типиконом, содержащим богослужебную и ктиторскую части. Греч. текст этого Типикона не сохранился, и единственным источником для его изучения является древнерус. перевод, выполненный в Киево-Печерском М. в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в. Этот перевод известен в рус. литургической и церковно-исторической науке как Студийский или Студийско-Алексиевский устав (подробнее см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). «Ктиторская часть Типикона патриарха Алексия Студита представляла собой сложный компилятивный текст, в основе которого лежали различные тексты студийского происхождения. Первый раздел ктиторской части содержал предписания, касающиеся распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез, а также статьи о распределении пищи на монашеских трапезах в течение года. При ее составлении были использованы студийские Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Второй раздел ктиторской части был посвящен описанию монашеской жизни, в его основе лежали Монашеские заповеди. В третьем, заключительном разделе ктиторской части, представляющем собой распространенную и дополненную редакцию Студийских богослужебных глав, рассматривались различные вопросы, связанные с особенностями совершения богослужения» ( Пентковский. 2001. С. 70). Студийский устав имел наибольшее распространение в Византии. Он был принят во всем К-польском Патриархате и в нек-рых областях М. Азии. Из К-поля он перешел на Афон и в Юж. Италию. Во 2-й пол. XI столетия в организации внутренней жизни нек-рых визант. М. стали происходить существенные изменения, вызванные противодействием распространившейся практике передачи М. частным лицам в условное и временное владение (см.: Соколов. 1894. С. 360-367). Одним из центров этих реформ стал М. Пресвятой Богородицы Благодетельницы (Евергетиссы), основанный в 1048 г. недалеко от к-польских стен. Сохранившийся в списке XII в. Евергетидский Типикон представляет собой наиболее ранний Типикон реформированных М., содержащий ктиторскую и богослужебную части ( Пентковский. 2001. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

10 ГИМ, Воскр. бум. 147 (описание рукописи: архимандрит Амфилохий. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876, с. 180). 21 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ, Paris, 27, с. 149, 154–155. 23 Очерк жизни старца Илариона, иеромонаха и духовника Московского общежительного Симонова монастыря//Странник, 1863, апрель, с. 11–15. 25 Согласно описанию архиепископа Вениамина, «Искатель непрестанной молитвы» представлял собой «рассказы странника», посвященные Иисусовой молитве существенной особенностью которых было отсутствие каких-либо упоминаний о «внешних действиях сердечной молитвы (Харлампович К.В. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Каинскому архиепископу Владимиру//Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, М., 1913, кн. 4 (247), с 144). 27 Архимандрит Михаил (Козлов). Рассказ странника, искателя молитвы//Символ, Paris, 1992, 27, с. 19–20. 37 Вместо предисловия и откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884, с. 3. 38 Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881, c. 18, 66, 140, 144, 117. 39 Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884, с. 3. 43 В 1790 году в Петербург было принесено венецианское издание Добротолюбия 1782 года и, возможно, некоторые переводы. 49 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. Москва, 1849, с. 19–87. 50 Архимандрит Михаил (Козлов). Рассказ странника, искателя молитвы//Символ, Paris, 27, июнь 1992, с. 74. 51 Основные списки «Повествования»: ОР РГБ, ф. 183, лл. 43–59 об.; ОР РГБ, ф. 214, 409, 450. «Повествование о действиях сердечной молитвы» и другие сочинения Зосимы Верховского , посвящённые старцу Василиску (жизнеописание и послания), готовятся к публикации.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010