17-16. 2. Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII в. (частное собрание) Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII в. (частное собрание) В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 305-306) 20 дек. последование И. Б. соединяется со службой предпразднства Рождества Христова и состоит из отпустительного тропаря      , кондака, канона 1-го гласа, цикла стихир-подобнов, неск. самогласнов, седальна; чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. Последование И. Б. 29 янв. (Там же. С. 325) соединяется со службой Октоиха и включает: отпустительный тропарь, кондак, канон 4-го гласа, 2 цикла стихир-подобнов, 2 самогласна, седален - мн. песнопения совпадают с указанными 20 дек.; чтения на литургии те же, что и 20 дек. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 345-346) 20 дек. последование И. Б. состоит из тех же гимнографических элементов, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, однако стихиры распределяются неск. иначе; на литургии назначаются прокимен из Пс 115, Апостол - Евр 4. 14 - 5. 6, аллилуиарий из Пс 131, Евангелие - Мк 9. 33-41 (в Типиконе допущена ошибка - указано Евангелие от Луки). Богослужебные указания 29 дек. (Там же. С. 401-402), за исключением 1-го цикла стихир-подобнов, совпадают с содержащимися в Студийско-Алексиевском Типиконе; на литургии прокимен и аллилуиарий те же, что и 20 дек., Апостол и Евангелие - дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 74-75, 115) 20 дек. и 29 янв. содержится в целом тот же, что и в Евергетидском Типиконе, устав службы И. Б. В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 36, 39) память И. Б. продолжает отмечаться дважды - 20 дек. и 29 янв. В первопечатных греч. (Венеция, 1545) и слав. (М., 1610) Типиконах и вплоть до совр. богослужебных книг шестеричная служба И. Б. 20 дек. соединяется со службой предпразднства Рождества Христова, а 29 янв.- со службой Октоиха. На литургии в эти дни назначаются Апостол - Евр 4.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Л. 34. Глава осмая, существенная. Учение, како действовати молитву. Л. 50. Глава девятая. Оглашение, или воззвание к деланию Иисусовой молитвы умной. Л. 53. Глава десятая. О приобретениях, или плодах, Иисусовой молитвы умной. Л. 58. Глава первая надесять. О различии плодов молитвы, кия суть от благодати и кия от прелести. Л. 63. Глава вторая надесять. О чудесном учении Иисусовой молитве умной. Л. 66. Выписки из православных отцов Греческой Церкви о внутренней молитве. Л. 67–74 – пустые. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 655 (полуустав, 4°, 22 л., 21,0 х 17,0 см). 5. Муз-10950 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10950. Автограф. 4°, 178 л., 21,3 х 13,1 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. 1. Подвижнический сборник в XV частях. Часть осьмая (О жизни). Л. 4. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть первая. Отрывки из наблюдений над жизнию (1–30 июня 1859 г.). Л. 97. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть вторая. Средства к утешению в скорбях (июнь 1860 г.). Л. 139. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть третия. Послание (28 июля 1864 г.). Л. 146. О упокоении души и внутренном мире. Л. 152. О сохранении внутреннего мира при скорби (26 августа 1864 г.). Л. 159. Внутренний мир и покой. Л. 171. Письмо об утешении добродетелию (19 октября 1861 г.). Л. 178. Мысли св. Иоанна Златоуста о том же. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 656 (полуустав, 4°, 53 л., 22,0 х 17,6 см). 6. Муз-10951 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10951. Автограф. 4°, 200 л., 17,5 х 11,0 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. I. Подвижнический сборник в XV частях. Часть девятая (Цветник). Л. 1. Цветник, или ручная книжка (1830. XI-29). Л. 1 об. Молитва св. Симеона Нового Богослова , идя к старцу. Л. 2. Духовное обучение наставляет, что должно молиться непрестанно в духе… Л. 3. О внутренней молитве (1831 г.). Л. 13a. Из писем преосвященного Иннокентия Пензенского . Л. 13a об. [Беседа старца с учеником об Иисусовой молитве] (10 октября 1833 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Казань, 1881. К-1883 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в Слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно» ( Tobum. XII, 7 )/Издание второе, игумена Паисия, настоятеля Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1881. К-1884 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Изд. третие, исправленное и дополненное, Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1884. П-1930 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . P.: YMCA PRESS, 1930. П-1933 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . Второе издание. P.: YMCA PRESS, 1933. I.3. Сокращенная редакция М-1882 – Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. М., 1882. II. Пятый – седьмой рассказы II.1. Рукопись Опт-б/н – Ранее: Архив Введенской Оптиной пустыни. Б/н. 2°, нач. XX в., скоропись. 117 л. (опубликовано: Рассказ. 1992б). II.2. Печатные издания С-1911а – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой//Троицкое слово. 1911. 74. С. 375–379; 75. С. 399–393; 79. С. 451–456; 80. С. 468–472; 81. С. 486–490; 82. С. 501–506; 83. С. 517–521; 84. С. 533–537; 85. С. 549–552; 86. С. 565–569; 87. С. 580–583; 88. С. 596–599; 90. С. 628–634; 91. С. 546–540; 92. 659–665. С-1911б – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. В-1933 – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой/Под редакцией игумена Серафима. Русская церковная типография во Владимировой на Словенску, 1933. III. Первый – седьмой рассказы III.1. Рукопись Муз–10952 – см. Приложение II. I.7. III.2. Печатные издания П–1948 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Третье издание. P.: YMCA PRESS, 1948. П–1973 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Четвертое издание. P.: YMCA PRESS, П–1989 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Пятое, дополненное издание. Предисловие архим. Киприана Керна . Послесловие иеромон. Василия Гролимунда. P.: YMCA PRESS, 1989. Приложение II. Краткое описание рукописей, содержащих тексты, составленные или переписанные иеромонахом Арсением (Троепольским) I. Тома из «Подвижнического сборника в XV частях» (автографы) 1. Муз-10947 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10947. Автограф. 4°, 351 л., 21,0 х 11,5 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. III. Подвижнический сборник, содержащий выписки из Святых Отцев, в XV частях. Часть третия (Продолжение плодов молитвы). Л. 1. Откровенное послание пустынного отшельника, к своему старцу и наставнику во внутренней молитве (3–17 октября 1859, 1866, 1868, 1870 гг.). Л. 310. Три чтения в 1869-м году. Л. 314. Ответ наставника на откровенное послание ученика его. Л. 343. Перечень. Л. 345. Оглавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

В древнерусской редакции наблюдаются языковые замены, свойственные преславским переводам. Значит, на Руси бытовали копии восточноболгарских служебников, составлявшихся на основе константинопольских формуляров переходного периода. Вместе с тем на Руси были известны и более ранние западноболгарские переводы, чтения которых фрагментарно сохранились в некоторых списках, прежде всего в Син. 605, Воскр. 8, Воскр. 7 и O.n.I.4. Таким образом, древнерусская редакция молитв литургии Иоанна Златоуста – это смешанная редакция, вобравшая в себя чтения разных южнославянских переводов: первоначального и более позднего преславского. Формирование этой редакции, на наш взгляд, можно отнести ко времени введения Студийского устава в Киево-Печерской лавре, когда была предпринята большая работа по формированию корпуса древнерусских богослужебных книг [Пентковский 2001: 74–76]. Однако при составлении редакции в конце XI в. не привлекались греческие евхологии, содержащие textus receptus анафоры литургии Иоанна Златоуста . Как видно их текста Q.n.I.48, древнерусская редакция оказала влияние на сербский текст литургии (что вполне согласуется с выводами В. А. Мошина о формировании рашской книжной школы на базе русских источников [Мошин 1998: 67–68]), при этом использовались греческие оригиналы с окончательными чтениями новой константинопольской редакции анафоры. Рукопись Хлуд. 117 содержит наибольшее число архаических чтений, восходящих к эпохе первых переводов, но многие из этих чтений испорчены редакторскими конъектурами. Вместе с тем рукопись носит следы правок по более поздним греческим источникам. § 2. Молитва Херувимской песни «Никтоже достоин» Как показало исследование Р. Тафта, молитва Херувимской песни появилась в византийской литургии позже других основных молитв чинопоследования. Об этом свидетельствует начальное обращение к Иисусу Христу, а не к Богу-Отцу, использование в молении первого лица единственного (я), а не традиционно множественного числа (мы), прямые цитаты из Священного Писания, а также отсутствие ее в составе ЛИЗ в ранних источниках [Taft 1975: 121–122].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

199 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов (Послание)/Сост. иеромонах Арсений (Троепольский) //Символ (Париж). 1994. 32. С. 279–340 (Публикация А. М. Пентковского). Иеромонах Арсений (Троепольский) – составитель нескольких книг о молитве и, в частности, об Иисусовой молитве: «Трактат о молитве», «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов», «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу» и др. Отец Арсений специально путешествовал по монастырям России во второй трети XIX века, собирая сведения о делателях святой молитвы. Монашеский путь его начался в 1826 году в стенах Симонова монастыря, где он был пострижен в монашество 3 марта 1830 года и вскоре рукоположен в иеродиаконы и в иеромонаха (в 1832 г.). Затем он побывал в Оптине (с 13 августа 1833 г. по 12 октября 1835 г.), в Киево- Печерской Лавре, в Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни (с 11 января до декабря 1837 г.), в Московском Заиконоспасском и снова в Симоновом монастырях города Москвы, в Савво-Вишерском и Балаклавском Георгиевском монастырях. Наконец, 2 июля 1854 года, по его прошению за болезнью отправлен в Малоярославецкий монастырь в заштат, а 16 марта 1857 года переведен в Боровский Пафнутьев монастырь, где он провел последние годы своей многотрудной жизни. Скончался он 7 июля 1870 года в Наро-Фоминске, куда прибыл на излечение своей болезни; отпет священником Николаевской церкви [Пентковский А. М. Кто же составил оптинскую редакцию «Рассказов странника»?//Символ. 1994. 32. С. 259–278]. 200 Сказания о дивных случаях монаха Василиска при прохождении внутренной Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его – монахом Зосимою//Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши. М., 1999. С. 114–139. Женские монастыри на Холмщине имели огромное значение для местной народной жизни. Их было несколько, но монастырем- колыбелью всех остальных была Леснинская обитель. Она была основана в 1884 году игуменией Екатериной (в миру графиня Ефимовская). Она основала приюты для сирот, школы, высшее сельскохозяйственное женское училище, церковно-учительскую школу. Можно сказать, что весь народ холмский проходил через ее приюты и школы, вся сельская интеллигенция. Народ отвечал Леснинской обители благодарной любовью. Рукописи переписывались в межвоенной Польше (куда отошел Холмский край после 1818 года) в основном, видимо, представителями интеллектуальной элиты, духовной и светской, и ныне сберегаются среди потомков русских эмигрантов, у православного духовенства, старообрядцев. К моменту эвакуации в период Первой мировой войны Леснянский монастырь стал подлинной «женской Лаврой», а затем пришлось возрождать женскую монашескую жизнь в Сербии. Ныне Леснянский монастырь нашел себе пристанище в ста километрах от Парижа в городке Прове- мон [Там же. С. 74–75].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1793 . Павел, иеромон. О должностях и учреждениях по церковному управлению в Древне-Восточной церкви. – СПб., 1858. 1794 . Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//Палестинский сборник. – Л., 1990. – Вып. 30 (93). – С. 3–142. 1795 . Палладий, архимандрит. Св. Григорий Нисский . – М., 1861. 1796 . Палладий, архимандрит. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. – Казань, 1899. 1797 . Панченко Б. А. Латинский Константинополь и Папа Иннокентий III//Сборник в честь акад. Ф. И. Успенского: Летопись ист.-фил. о-ва при Новороссийском ун-те. – Одесса, 1914. 1798 . Панченко Б. А. Каталог моливдовулов/Коллекция Русского археологического института в Константинополе. – София, 1908. – Вып. 1. – 178 с., XVII табл. 1799 . Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии. Земледельческий закон и монастырские документы. – София, 1903. – XII, 234 с. (ИРАИК. – София, 1904. – Т 9. – Вып. 1–2. – С. 1–234). 1800 . Панченко Б. О Тайной истории Прокопия//ВВ. – 1895. – Т. 2; 1896. – Т. 3; 1897. – Т 4. Вып. 3–4. 1801 . Панченко Б. А. Памятник славян в Вифинии//ИРАИК. – София, 1902. – Т. 8. 1802 . Пападимитриу С. Феодор Продром: Историко-литературное исследование. – Одесса, 1905. 1803 . Паравян Н. А. Греческий огонь//Химия и жизнь. – 1993. – 3. – С. 74–75. 1804 . Паславский И. В. Исихазм в украинской средневековой философской мысли//Православие в Древней Руси. – Л., 1989. – С. 54–60. 1805 . Паславський И. Папа Евген IV, Флорентийська уния и Kiïbcьkuй митрополит Исидор//Дзвиниця. – 2001. – 11. 1806 . Паславський И. Свитове значення хрещення Pycu-Ykpaiïhu//Kiïbcьka Церква. – 2000. – 4. 1807 . Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. 1808 . Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1. Возникновение кафолической традиции (100–600). – М., 2007. 1809 . Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в византийских евхологиях VIII-XII вв.//ВВ. – 2002. – Т 61 (86). – С. 118–132. 1810 . Перед нашествием/И. А. Аржанцева, Н. И. Асташова, Л. А. Беляев  и др. – М.: Бук Хаус, 2005. – 180 с., илл. (Сокровища ойкумены/История мировой культуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. А. Королёв Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 72-74) 21 окт.; указаны тропарь 2-го гласа Το σου σου, Κριε (Преподобного Твоего, Господи...), прокимен из Пс 115, Апостол - 2 Кор 9. 6-11 или Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий из Пс 96, Евангелие - Лк 6. 17-23, причастен из Пс 32. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 290), 21 окт. последование И. В. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов И. В., на стиховне к стихирам Октоиха добавляется самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. 8-го гласа      утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона: Октоиха и И. В. (тропари последнего - дважды), указаны седален и кондак И. В., на стиховне утрени к стихирам Октоиха прибавляется стихира И. В. из числа подобнов; на литургии назначаются те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., за исключением причастна и без иного Апостола. В др. важных редакциях Студийского устава - Евергетидском 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297-298), Мессинском 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41-42) и Георгия Мтацминдели сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) Типиконах - 21 окт. последование И. В. также соединяется со службой Октоиха и содержит те же гимнографические элементы, хотя число и распределение стихир изменяются. На литургии могут назначаться иные прокимны, аллилуиарии, причастны, в Евергетидском Типиконе содержится иной Апостол - Гал 5. 22 - 6. 2, Евангелие во всех редакциях - Лк 6. 17-23. В одной из ранних рукописных редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 178),- 21 окт. указаны для совершения службы И. В. на вечерне и литургии: отпустительный тропарь И. В. 1-го гласа Τς ρημου πολτης (Пустыни гражданин...); чтения на литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В первопечатном греч. (Венеция, 1545) и московском (М., 1610) Типиконах 21 окт. шестеричная служба И. В. соединяется с последованием Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. В. исполняются на 6, славник на стиховне - самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. (тот же, что и в Типиконах студийской традиции); утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона Октоиха и канон И. В. (на 6), в греч. богослужебных книгах И. В. назначаются стихиры на хвалитех, славник на стиховне утрени - самогласен И. В. Такой устав службы сохраняется в богослужебных книгах до настоящего времени.

http://pravenc.ru/text/389213.html

XVII в.//АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 75-84; Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации рус. лит. языка: АКД. М., 1988; она же. Представления о правильности текста и языка в истории книжной справы в России (от XI до XVIII в.)//ВЯ. 1990. 4. С. 61-85; Верховская Е. А. Новое в тематике послесловий книг московской печати сер. XVII в.//ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 72-75; Пентковский А. М. Лекционарные таблицы рус. библейских кодексов//Острожская Библия: Сб. ст. М., 1990. С. 74-80; он же. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности//ЖМП. 2001. 2. С. 72-80; Кравец Е. В. Книжная справа и переводы Максима Грека как опыт нормализации церковнослав. языка XVI в.//Russian Linguistics. 1991 . Vol. 15. N 3. Р. 247-279; Пичхадзе А. А. К истории слав. Паримейника: (Паримейные чтения книги Исход)//Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 147-173; она же. Библия: IV. Переводы Библии на древние языки: Церковнославянский//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 139-147; Успенский Б. А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.)// Он же. Избр. тр. М., 1994. Т. 2: Язык и культура. С. 7-25; он же. История рус. лит. языка (XI-XVII вв.). М., 20023. С. 269-323, 411-471; Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 185-216; Вознесенский А. В. Об издательской программе Московского Печатного двора//Рукописные собрания церк. происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докладов конф. 17-21 нояб. 1998 г., Москва. М., 1999. С. 35-41; он же. К истории дониконовской и никоновской книжной справы//Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр. М., 2004. С. 143-161. (Тр . ГИМ ; 139); Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение РПЦ//ПЭ. 2000. [Т.:] РПЦ. С. 492-508; Гальченко М. Г. Второе южнослав. влияние в древнерус. книжности: (Графико-орфографические признаки второго южнослав. влияния и хронология их появления в древнерус. рукописях кон. XIV - 1-й пол. XV в.)// Она же. Книжная культура, книгописание, надписи на иконах Древней Руси.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

1910. Кн. 2. Разд. 2. Материалы историко-литературные. С. 1–214. Рассказ. 1992а – Рассказ странника, искателя молитвы/Подготовка текста и публикация А. М. Пентковского//Символ. 1992. 27. С. 7–74. Рассказ. 1992б – Рассказ пятый, шестой, седьмой/Подготовка текста и публикация А. М. Пентковского//Символ. 1992. 27. С. 79–135. Рошко. 1986 – Рошко Всеволод, свящ. Неизвестный фрагмент «Откровенных рассказов странника»//Символ. 1986. 15. С. 201–208. Рувимский. 1897 – Рувимский Порфирий, свящ. Черемисский Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь, Казанской губернии, Козмодемьянского уезда: Историческое описание и современное его состояние. Казань, 1897. Семененко-Басин. 2005 – Семененко-Басин И. В. «Откровенные рассказы странника»: источники текста и литературная судьба// Церковь и время. 2005. 1 (30). С. 168–176. Сергиевский. 1876 – Амфилохий (Сергиевский), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876. Симеон Новый Богослов . 1882 – Слова преподобного Симеона Нового Богослова /В переводе на русский язык с новогреческого епископа Феофана. Вып. 2. М., 1882. Сказания. 1844 – Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченные из записок ученика его//Маяк. 1844. Т. 16. Кн. 32. С. 59–95. Собрания. 1986 – Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 2 (1917–1947). М., 1986. Судник. 2006 – Преподобный старец Зосима Верховский . Творения/Составление, предисловие, подготовка текстов и комментарии Т. М. Судник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. Троепольский. 1846 – Арсений Троепольский , иером. Рассуждение о бессмертии души, или Доказательства бессмертия, почерпнутые из разума и Слова Божия, с разрешением возражения против оного. М., 1846. Троепольский. 1863 – Арсений (Троепольский) , иером. Очерк жизни старца Илариона, иеромонаха и духовника московского общежительного Симонова монастыря//Странник. 1863. Т. II. Апрель. C. 5–16. Троепольский. 1865 – Арсений (Троепольский) , иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Θεοδρου Ε. Παναγιτης Τρεμπλας//πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου θηνν. 1971. Σ. 7–74. Лазар. или развитак православне источне Цркве. Београд, 1961. Vintelescu Petre, preot. Curs de Liturgic general: Principiile i fiina cultului cretin ortodox i. Bucureti, 1940. Branite Ene, preot. În colaborare, Liturgic teoretic. Manual pentru seminarele teologice. Bu cureti, 1978; Branite Ene, preot. Liturgica special pentru Institutele teologice. Bucureti, 1980. Branite Ene, preot. Liturgic general cu noiuni de artbisericeasc. Bucureti, 1985. Ed. 2: Bucureti, 1993. Die byzantinische Liturgie. Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. 3. Auflage. Paulinus; Trier, 2000. Stevenson K. Review: “The Byzantine Liturgy. Symbolic Structure and Faith Expression by Hans-Joachim Schulz, Matthew J. O’Connell//Journal of Theological Studies. 1987. Vol. 38 (1). Apr 1. P. 287–288. Шульц Х. Византийский церковный обряд. Краткий очерк/пер. с англ А. А. Чекаловой. СПб., 2000. Mandala M. La protesi della liturgia nel rito byzantino’greco. Grottaferrata, 1935. Алексей Мстиславович Пентковский (1960–), автор монографий и значительного количества научных статей по литургике. На данный момент является ведущим в России специалистом в области изучения византийского богослужения. Пентковский А. М. Византийское богослужение//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 380–388. Пентковский А. М. Византийский храм и его символическая интерпретация в I тысячелетии//ЖМП. 2008. 12. C. 58–63. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001 4. С. 70–78 Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69–80. Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в византийских Евхологиях VIII–XII вв.//Византийский вестник. 2002. Вып. 61 (86). С. 118–132. Пентковский А. М. Антиохийская литург. традиция в IV–V ст.//ЖМП. 2002. 7. С. 73–87. Пентковский А. М. Иерусалимский устав в Константинополе в Палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 77–87

http://bogoslov.ru/article/6194141

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010