С.А. Артоболевский Печатаем эту статью в виду важности предмета. П.Б. Архиерей-астроном, преосвященный Варлаам, архиепископ Пензенский, один из видных Русских архипастырей XIX-ro века 1 . С самых ранних лет он получил особую любовь к астрономическим вопросам и сохранил ее до последних дней. Среди многочисленных епархиальных дел всегда находил он минуты, которые мог посвящать своему любимому делу – астрономии. В часы досуга он читал выписанные на свои средства книги по астрономии, наблюдал за движением небесных светил в собственные инструменты, наконец, занимался литературною разработкой вопросов, касающихся астрономии. I. Рукопись под названием «Взгляд на Великий Индиктион» 2 отправлена была преосвященным Варлаамом на рассмотрение Святейшего Синода 31 декабря 1857 года 3 . К рукописи приложено было и прошение архипастыря, из которого ясно видно, какой целью руководствовался он, занимаясь разработкою астрономических вопросов, чего хотел достичь своим трудом и проч. «Не без особенного указания и благословения Григоия, митрополита Петербургского (пишет преосвящ. Варлаам) удостоившего прилагаемый при сем литературный труд мой под названием «Взгляд на Великий Индиктион» своим почтением и нашедшего оный, по содержанию своему, похвальным, ныне смиреннейше осмеливаюсь повергнуть милостивому и окончательному воззрению Святейшего Синода». Далее преосвящ. Варлаам излагает уже свои мысли, которыми он руководился при написании представляемой на суд Синода работы. 1) «Чистое желание, прежде всего, уяснить некоторые, по моему мнению, очень важные и, можно сказать, основные погрешности, вкравшиеся от времени в Пасхальный Индиктион, и именно, касательно начатия лунника церковного, не с того дня, с которого следовало бы; несходство его по сему случаю с началом тропического солнечного года и несходство начатия и лунника и тропического года с началом Пасхального Индиктиона. А от сего произошли: мнимое удаление равноденствия на 21 число Марта, бывшее якобы в год Никейского собора, придача к счислению, или 8-ми лет у всех тех писателей, которые держались эры Александрийской (указующей год Рождества Христова в 5500 от создания мира) или даже и 16-ти лет у тех из них, кои держались эры Константинопольской (указующей тот же год Р.Христова на 5508-й и по коей ныне составлен Индиктион); а за сим несвоевременное празднование пасхи, едва не на3-ю часть всего Индиктиона, а с Пасхами также несвоевременное и всех других подвижных праздников и недель года, от времени пасхи идущих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Саратов. Церковь Илии Пророка на Ильинской площади (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1818. Колокольня - 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Ильинская площадь Координаты: 51.520041, 46.014563 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Рядом с местом утраченной церкви построена новая церковь Илии Пророка , упрощённо воспроизводящая архитектурные формы предшественницы Карта и ближайшие объекты В старину ее называли «7-я церковь пророка Божия Ильи, деревянная, а ныне каменная, называемая кладбищенской» . Построена в 1818 году, хотя в отдельных источниках говорится, что «Ильинская церковь — памятник архитектуры, построена в 1692 году, перестроена в 1817 году». «Саратовские епархиальные ведомости» за 1896 год писали: «6-го сентября 1804 года Саратовский гражданский губернатор действительный статский советник Петр Ульянович Беляков просил Преосвященного Гаия: «По распространении города Саратова согласно Высочайше конфирмованному плану бывшее в Саратове кладбище при Ильинской церкви отнесено далее на выгон в затонные кочугуры. По дальности от города, необходимо построить на том кладбище хотя маленькую деревянную часовню на первый случай, как для бываемых панихид, так и для приюту в зимнее время бываемым при проводах мертвых тел священникам и людям». Разрешено указом Пензенской консистории 25 сентября 1804 года».  1810 году церковь «запечатана по ветхости» (дневник Скопина). Спустя восемь лет на ее месте построена каменная. Колокольня возведена лишь в 1832 году. «Ограда при ней каменная с деревянной решеткой. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888—1889 годах приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 года, а левый 11 декабря 1894 года.

http://sobory.ru/article/?object=24089

Свет Севера Прощание с Валаамом — это самые трогательные и грустные мгновения нашего путешествия. 5 октября, 2014 Прощание с Валаамом — это самые трогательные и грустные мгновения нашего путешествия. Тот, кто однажды побывал на Валааме, уезжая оттуда, всегда ловит себя на мысленной просьбе к Богу — вновь вернуться сюда. Земли архипелага, освященные некогда апостольской благодатью одного из первых учеников Господа, и по сей день напоминают человеку о величии и первозданной красоте Божиего мира, не поврежденного человеческим грехом и сохраненного тысячелетней молитвой и трудом многих поколений насельников этой святой обители. Даже вражеские набеги и безбожное время не погасили сердечное устремление тех, кто всем сердцем возжелал иноческого жития, молитвенного труда и уединения в этих суровых землях ради продолжения дела преподобных Сергия и Германа — неизменных заступников и ходатаев у престола Божия за этот дивный и величественный край. В путь Молебен о путешествующих в семь часов утра — и группа паломников от Паломнической службы Саратовской епархии, устроившись в автобусе, отправилась в путь. Впереди нас ждала долгая и нелегкая дорога в город Сортавала в Республике Карелия, что почти в 40 километрах от границы с Финляндией,— здесь должна состояться посадка на метеор, курсирующий по Ладоге к Валааму. И хотя мы очень далеки от того истинного паломнического подвига, который совершали наши предки всего сто лет назад, тем не менее ехать больше суток в автобусе для современного человека, привыкшего к комфорту,— тоже испытание, которое нужно перенести без ропота и, по возможности, с молитвой. В этом смысле группа паломников собралась на редкость подготовленная и дружная. Мне уже неоднократно приходилось бывать на Валааме с паломническими группами. Но в этих поездках я сам, конечно же, прежде всего был паломником. Ранняя осень в последние годы стала для меня своего рода напоминанием, призывом в дорогу к северным святыням. Пензенская область, Мордовия, Рязанская, Московская, Новгородская области, а иногда и Санкт-Петербург встречали и провожали нас короткими остановками — небольшой отдых и молитва у мощей святых или чудотворных икон укрепляли нас продвигаться все дальше на северо-запад России, к Свири и Ладожскому озеру.

http://pravmir.ru/svet-severa/

свящ. Михаил Благонравов 19. Архиепископ Платон Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Петр Любарский, был сын священника Черниговской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. 13 ноября 1770 г. принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Крестовоздвиженский монастырь в г. Слободском. В 1772 г. возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и определен ректором Казанской семинарии. Отсюда был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, потом в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иерусалим», и наконец в Московский Донской монастырь. 26 февраля 1794 г. посвящен в епископа Тамбовского и Пензенского, но 11 марта того же года переименован в епископа Астраханского и Ставропольского, где 29 мая 1796 г. возведен в сан архиепископа. Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариятство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образом» способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя еп. Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 г. от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский еп. Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариятство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокского викариятства еп. Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. – Астраханским и Кавказским. Вступивши в управление Астраханскою епархиею еп. Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которые были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 31. Архиепископ Афанасий Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский, в мире Александр Васильевич Борисов, был сын священника Тульской губ., Белевского у села Умриненков; обучался в Тульской семинарии, из филосовского класса которой был послан в Московскую духовную академию. Обучаясь в академии, он принял монашество 16 декабря 1823 г. и посвящен в иеродиакона. По окончании курса был назначен преподавателем той же академии 20 октября 1824 г., а 21 ноября рукоположен в иеромонаха. 23 августа 1828 г. был назначен ректором Пензенской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. Затем был ректором семинарии Костромской (с 1829 г.), Рязанской (с 1837 г.) и Херсонской (с 1840 г.) 14(21) апреля 1841 г. определен на должность ректора С.-Петербургской духов. академии, с поручением управлять Ростовским Богоявленским Авраамиевым монастырем. 15 августа 1842 г. посвящен в епископа, викария Подольской епархии, с оставлением в должности ректора академии. 13 января 1847 г. Высочайшим указом повелено ему быть епископом Саратовским и Царицынским. 15 апреля 1856 г. он переведен на Астраханскую кафедру, а 23 марта 1858 г. пожалован саном архиепископа. Указом от 6 апреля 1870 г. по прошению, вследствие разстроенного здоровья, Всемилостивейше уволен на покой с пенсией в 1500 руб. (но управлял епархией до 19 июля того же года). Местом жительства на покое архиеп. Афанасий избрал Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь, где и скончался 7 декабря 1876 г.; погребен в нижнем Успенском соборе. Архиеп. Афанасий, по отзыву знаменитого Херсонского архиеп. Никанора, «был если не чудо по учености, по громадности смысла, то – явление феноменальное, в своем роде исключительное.... это был гигант мысли и знания, особенно же последнего». Будучи еще воспитанником Тульской семинарии, он отличался своими выдающимися способностями и стоял, как говорится, целой головой выше не только своих товарищей, но и старших воспитанников; поэтому он был послан в духовную академию за два года до окончания курса в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 36. Епископ Павел Павел, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Иван Елевфериевич Вильчинский, сын священника Подольской епархии Винницкого уезда села Малой Жмеринки. По окончании курса в Подольской духовной семинарии, в 1849 г., поступил в Киевскую духовную академию, в которой окончил курс с ученою степенью магистра в 1853 г., и в том же году принял монашество и посвящен в иеромонаха. 31 октября 1853 г. определен помощником ректора в Полтавскую духовную семинарию. 6 ноября 1857 г. перемещен на должность инспектора в Харьковскую духовную семинарию. Здесь он состоял цензором проповедей, сказываемых лицами, состоящими на духовно-учебной службе. По вниманию к полезной и усердной службе, иеромонах Павел возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично должности настоятеля третьекласснаго монастыря. 3 апреля 1867 г. он назначен на должность ректора во Владимирскую духовную семинарию. 8 января 1878 г. посвящен в епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, и в том же году, 4 февраля перемещен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 5 апреля 1882 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским; 16 декабря 1889 г. перемещен на Астраханскую кафедру. 21 ноября 1892 года Высочайше повелено было ему быть епископом Могилевским и Мстиславским, но по случаю болезни назначенного на Астраханскую кафедру Кишеневского еп. Исаакия, указом Св. Синода от 2 декабря 1892 г., поручено ему временно управлять Астраханской епархией, а 19 декабря того же года он вторично назначен епископом Астраханским. 13 ноября 1893 г. перемещен из Астрахани на Пензенскую кафедру. 4 июня 1902 г. Преосвященный Павел, вследствие своего прошения, по преклонности лет и болезненному состоянию, Высочайше уволен на покой. В Астраханской епархии Преосвященный Павел оставил добрую память о себе. Он был пастырь добрый, внимательный, доступный, простой в обращении. Образ жизни вел строгий. Пищу вкушал самую простую и в умеренном количестве. Ежедневно совершал богослужение и приобщался св. Таин. Не обладая крепостью тела, он был крепок духом. Хотя богослужения его были продолжительны, но, видимо, его не утомляли. Очевидно, ежедневное принятие Честного Тела и Крови Господа Иисуса Христа – эта духовная пища – укрепляла его душевные и телесныя силы, по слову Спасителя: «Тело Мое истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 39. Епископ Георгий Георгий, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Георгий Поликарпович Орлов, сын диакона Пензенской епархии. По окончании курса в Томской духовной семинарии в 1860 г. со степенью студента, посвящен в священника в Казанской церкви Чарыжской станицы; 18 июня 1868 г. перемещен в Томский кафедральный собор. В 1870 г. поступил в Московскую духовную академию. По окончании курса в академии, в 1874 г., в том же году назначен преподавателем в Томскую духовную семинарию; 17 октября 1881 г. перемещен на должность инспектора в Благовещенскую духовную семинарию. 2 марта (4 апреля) 1883 г. возведен в сан протоиерея; 12 (25) июня 1885 г. определен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г., по принятии монашества, возведен в сан архимандрита. 26 октября 1892 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Георгию епископом Селенгинским, первым викарием Иркутской епархии, а 24 января 1893 г. он был посвящен в епископа. В 1894 г. Преосвященный Георгий был назначен на вновь открытую Забайкальскую кафедру. 2 мая 1898 г. он был вызван отсюда для присутствования в Св. Синоде, а 27 сентября того же года назначен епископом Тамбовским и Шацким. 27 апреля 1902 г. состоялось Высочайшее повеление о перемещении его на Астраханскую кафедру, куда он и прибыл 17 мая того же года. Пишущий сие, как подчиненный иерей, не может входить в оценку личности и деятельности своего Начальника-Архипастыря, тем более что Преосвященный Георгий только что вступил в управление Астраханской епархией. По-этому здесь приведены будут напечатанные в разное время отзывы о жизни и деятельности Преосвященного Владыки в других местах его служения, при том такие только отзывы, которые даны были после выхода его с сих мест, следовательно, отзывы самые нелицеприятные и верные. Преосвященный Георгий в Томской семинарии оставил о себе весьма хорошую память, как талантливый, энергичный, добросовестный педагог и добрый человек. Когда Преосвященный был Инспектором, а затем ректором в Благовещенской семинарии, то отношение его к воспитанникам отличались особенной теплотой, гуманностью и умением входить в их нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сканово. Сканов пещерный мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2008. Ссылки:   Адрес: Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово. Координаты: 53.858615, 43.779094 Проезд:от Пензы по трассе М5 ехать до Нижнего Ломова, затем свернуть на север в сторону Наровчата, в Наровчате по указателю на Сканово, затем по указателю на монастырь Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты О времени возникновения пещер ходит множество легенд, однако есть и достоверная информация. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры. Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь – совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=20475

Сканово. Троице-Сканов женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда основан монастырь, определить трудно. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801 году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит. Название Сканова монастыря, как значится в " Истории церковной Российской иерархии " (т. 5, стр. 136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные. В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году.

http://sobory.ru/article/?object=02766

сост. А.Попов III. Г. Керенск и Керенский уезд Уездный город Керенск лежит при рр. Ваде и Керенке под 52° 42 сев. шир. и 60° 43 вост. долг., от Пензы в 149 в. и от соседних городов Пензенской губ. – Наровчата в 45 в., Н.-Ломова в 47 в. и Чембара в 90 в. Основан Керенск в конце XVII стол. и с 1708 г. приписан был к Шацкой провинции Азовской губ., переименованной в 1725 г. в Воронежскую. С учреждением в 1780 г. Пензенского наместничества сделан уездным его городом; в 1798 г. он был упразднен, а в 1801 г. снова восстановлен и стал уездным городом Пензенской губернии. Жителей (вместе с пригородными слободами) числится: муж. п. 6109, ж. п. 6628, обоего пола 12,737, в том числе: православных 12,678, католиков 9, лютеран 1 и магометан 49. В г. Керенске церквей – собор 1, приходских 3, кладбищенских 1, при женском монастыре 2. Все церкви каменные. Учебных заведений: городское трехклассное училище, два начальных мужских училища и одно женское. Керенский уезд, занимающий западную часть Пензенской губернии, лежит на границах Наровчатского, Н.-Ломовского и Чембарского уездов Пензенской губ. и Спасского и Моршанского уездов Тамбовской губернии. Пространство уезда равняется 2376,5 кв. вер.=247,552 д., в числе коих 29,434 д. находится под лесом, 87,974 дес. под посевами, а остальные под лугами, населением и т. п. Жителей в Керенском уезде по последним статистическим данным числится: м. п. 63,159, ж. п. 64,013, обоего пола 127,172, в том числе: православных 120,973, раскольников 151, лютеран 38, католиков 5, евреев 6 и магометан 5999. В уезде церквей – приходских 44, кладбищенских 2, часовен и молитвенных домов 1. В числе церквей – каменных 20, деревянных 26. Школ церковно-приходских 11, школ грамоты 13, училищ земских 30. Первый благочиннический округ 1) Г. Керенска соборный храм Успения Божией Матери, с теплыми приделами во имя св. арханг. Михаила и свят. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1756 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем кладбищенская церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1826 г. Соборный храм имеет капитал 200 р. и в пользу причта 386 р. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. Жалованья не положено. Земли пахотной 46 д. 2252 с. Прихожан м. п. 2330, ж. п. 2362. Приход состоит из жителей города и деревень Щербаковки (в 7 в.), Шуриновки (в 7 в.) и Овчарной (в 10 в.). В городе трехклассное училище, два начальных мужских училища и одно женское, а в дер. Щербаковке, Шуриновке и Овчарной – школы грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010