Активная деятельность свящ. А. П. Петина вызывала беспокойство у властей, к-рые к тому времени уже не поддерживали обновленцев и преследовали их наравне со священнослужителями канонической Церкви. В сер. 1931 г. Казанский храм закрыли под предлогом нарушения норм пожарной безопасности. В июне свящ. Петин был переведен в обновленческую Покровскую ц., после ее закрытия в окт. того же года - в Успенскую ц. на Мироносицком кладбище, единственный храм, оставшийся в Пензе у обновленцев. Был возведен в сан протоиерея. При Успенском храме образовалась общегородская обновленческая община, однако прот. А. П. Петин сохранил своих почитателей из числа бывш. прихожан Казанского храма, что вызывало недовольство остального клира. Летом 1932 г. обновленческий синод, разобрав ситуацию, принял решение перевести прот. А. П. Петина из Пензы, предполагая в дальнейшем его епископское служение. 18 июня 1932 г. синод предложил обновленческому Ленинградскому областному митрополитанскому церковному управлению (ЛОМЦУ) рассмотреть кандидатуру прот. А. П. Петина на архиерейскую кафедру в г. Ст. Русса. 9 июня он был предложен ЛОМЦУ в качестве кандидата на обновленческую Новгородскую кафедру, 3 авг.- на Псковскую кафедру. 25 авг. синод принял решение о назначении прот. А. П. Петина правящим епископом обновленческой Уральской епархии. Были определены дата и место его епископской хиротонии: 11 сент. 1932 г. в обновленческом Никольском синодальном соборе Москвы. Хиротонию должен был возглавить председатель синода обновленческий «митрополит Московский и Тульский» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ РПЦ) . Однако обновленческий «митрополит Пензенский» Николай Федотов подал в синод рапорт с просьбой оставить прот. А. П. Петина в Пензе «для успокоения преданной ему группы верующих». В Москву прибыла делегация пензенских прихожан с просьбой не лишать их пастыря. 7 сент. 1932 г. обновленческий синод принял решение отменить указ о назначении прот. А. П. Петина на Уральскую кафедру. Он остался на занимаемой должности в пензенском Успенском храме. В дальнейшем обновленческий синод рассматривал вопрос о назначении его на Семипалатинскую и Козловскую кафедры, но так и не принял решения.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 7 Архиепископ Митрофан (Гринев) Говоря об Ульяновской епархии в 30-е годы кровавого XX столетия, сложно судить об архиерейском служении на ее территории как таковом. Это десятилетие явилось некоей агонией, когда Церковь последовательно уничтожалась, а возможности хоть каким-то образом воспрепятствовать этому не было. Архиереям оставалось лишь наблюдать, как на их глазах Церковь стирается с лица ульяновской земли, а всякое о ней упоминание так же искусственно стирается из человеческого сознания. Все десятилетие охарактеризовалось для Ульяновска постоянной сменой епархиальных архиереев, которые собственно епархией и не управляли. В 1928 году Ульяновская губерния была упразднена. Отныне она вместе с Самарской, Пензенской и Оренбургской губерниями входила в состав новообразованной Средне-Волжской области с административным центром в Самаре. В составе этой области были образованы два округа – Ульяновский и Сызранский. Соответственно, было проведено и переподчинение епархий. Сызрань, ставшая теперь центром самостоятельного административного округа, более не подчинялась Ульяновскому епископу, а Мелекесс, ранее входивший в состав Самарской губернии, становится викариатством Ульяновской епархии. Летом 1928 года на Мелекесскую кафедру прибыл епископ Георгий (Анисимов). Ульяновским преосвященным в это время был епископ Иоаким (Благовидов). Обновленческой епархией управлял все тот же архиепископ Иоанн (Никольский), а вот вместо бежавшего григорианского архиерея Виссариона (Зорина) прибыл архиепископ Иоанникий (Соколовский). Этот архиерей был не очень рад своему новому назначению. Прежде он был епископом Бахмутским, потом Омским, после чего вернулся на Украину, на свою родину, и примкнул к «лубенскому расколу». Когда его исключили из состава Собора УАПЦ, он переметнулся к ВВЦС, где и получил назначение в Ульяновск . Видимо, в знак своего недовольства владыка долгое время в епархию не являлся, причем никто, даже руководство ВВЦС, не имел представления о его местонахождении. Через четыре месяца отсутствие без вести пропавшего архиерея расценено как отказ от кафедры, и тогда ВВЦС рекомендует ульяновцам обратиться к находящемуся в ссылке в Ульяновске епископу Аввакуму (Боровкову) с просьбой возглавить епархию. Однако владыка был верным Церкви архипастырем и на льстивые предложения григориан ответил категорическим отказом. Он предпочел быть обычным прихожанином Покровской церкви.

http://pravoslavie.ru/31328.html

Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1845. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Большое Чуфарово, ул. Раздольная Координаты: 54.423406, 45.518804 Проезд:До Ромоданова из Саранска ходят автобусы и маршрутные такси, также в райцентр можно попасть по железной дороге, проехав до ст.Красный Узел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чуфаровский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) мужской монастырь, в прошлом женский, а ныне мужской, основан крестьянином-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в сер. 1840-х как богадельная община при с. Большое Чуфарово Саранского у. Пензенской губ. По выбору старца Игнатия общину возглавила купеческая дочь Евдокия Трофимова, впоследствии игумения Евгения, стоявшая у кормила обители в общей сложности около 70 лет. Монастырь был возведен напротив села, через овраг, на его высоком склоне, на землях, пожертвованных местным помещиком В. К. Федорчуковым. Ближайшей помощницей Е. С. Трофимой в организации общины была Екатерина Прохоровна Вершина, бывшая жена старца Игнатия, одна из первых постриженных монахинь Чуфаровской обители. К 1867 в кельях на пустыре собралось уже более 20 сестер; тогда же Пензенская консистория признала общину как богадельню. Одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь во имя Пресвятой Троицы. В дальнейшем комплекс монастырских построек возводился по плану, помеченному непосредственно на местности основателем старцем Игнатием; зодчие только выполнили его волю, соотнеся замысел с ландшафтной и архитектонической ситуацией. Первый каменный корпус с домовой Троицкой церковью был сложен в 1870; на первом этаже разместилась богадельня. Для неходячих больных в 1872 внизу была освящена еще одна домовая церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1877 епархиальное начальство обратило Троицкую общину в сестринскую. За десять последующих лет по периметру обители сестры построили с помощью местного населения еще три двухэтажных каменных корпуса, а число сестер за это время выросло до ста человек.

http://sobory.ru/article/?object=17590

В городах России чтят память равноапостольных Кирилла и Мефодия Москва, 24 мая 2005 г. В всех российских городах прошли праздничные литургии и молебны. Так, в Великом Новгороде молебны пройдут в Софийском соборе, сообщает ИТАР-ТАСС. В полдень у памятника " Тысячелетие России " состоялось торжественное открытие праздника и возложение цветов к горельефам просветителей, изображенных на этом монументе. Также сегодня в Центре детской книги пройдет встреча юных читателей, посвященная 495-летию русского первопечатника Ивана Федорова. В республике Марий Эл праздник начали отмечать накануне всенощным бдением, творческими конкурсами и народными гуляниями. А сегодня все желающие смогут присоединиться к крестному ходу с молебном авторам алфавита. В Йошкар-Оле пройдут литературный конкурс для школьников и студентов, выставка поделок " Городок юных мастеров " и рисунков – " Золотые купола " . В Ростове-на-Дону этот праздник совпал со 100-летием Михаила Шолохова. Здесь также отслужена праздничная Божественная литургия, крестный ход прошел к Поклонному кресту, состоится международная научно-практическая конференция " Славянский мир: общность и многообразие " . Утром 24 мая епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил в память создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия Божественную литургию в соборе Михаила Архангела, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . В этот же день в Нижнем Новгороде начал работу фестиваль «Дни славянской письменности и культуры». «Дни славянской письменности» проводятся на Нижегородской земле уже в 11-й раз. В этом году в программе фестиваля – научные чтения, выставки, круглые столы, презентации новых печатных изданий, выступления народных коллективов. В фестивале принимают участие нижегородские ученые, краеведы, священнослужители. Открытие 5-х Кирилло-Мефодиевских чтений состоялось в Пензенской областной филармонии в понедельник, 23 мая. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия совмещен с Днем славянской письменности и культуры. По словам священнослужителей, он является олицетворением единства государства и Церкви, мира между всеми славянскими народами. В фойе областной филармонии были выставлены работы детей, посвященные православной тематике, сообщает ГТРК «Пенза».

http://pravoslavie.ru/13568.html

В истории распространения и утверждения православия в Японии имя высокопреосвященнейшего начальника Японской миссии Николая должно занять самое первое место. Назначенный, по окончании курса со степенью кандидата богословия в С.-Петербургской Духовной Академии 8 июня 1861 года настоятелем Консульской церкви в Японии, Николай Касаткин тогда же, 30 июня, был пострижен в монашество и рукоположён в иеромонаха. Через девять лет в 1870 году он был определён начальником Японской миссии и возведён в сан архимандрита. 22 марта 1880 года состоялось высочайшее повеление числиться архимандриту Николаю епископом Ревельским и, по возведении 30 марта в сан епископа, он оставлен начальником Японской миссии. Марта 24 1900 г. епископ Николай пожалован в сан архиепископа. Всецело посвятив себя делу христианской проповеди в далёкой Японии, архиепископ Николай в течение своего полувекового служения имел не только ревностных помощников и сотрудников своему апостольскому делу, но и искренне преданных друзей. В числе сих последних был скончавшийся в декабре 1907 г. настоятель Московского придворного Верхоспасского собора и благочинный Московских придворных соборов и церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов . Тесные узы дружбы покойного о. Благоразумова с Николаем не прерывались до самой кончины первого. В годы академического студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений Пензенской епархии, должен он был оставить это намерение. 8 апреля 1906 г. архиеп. Николай писал, между прочим, Благоразумову: «Вот ещё просьба: помощника шлите, т. е. молодого, доброго миссионера; просьба эта многие десятки лет повторяется мною в разные стороны и до сих пор остаётся мёртвою. Как быть? Мне 70 л., одна нога в гробу, ужель так и отправлюсь на тот свет, не дождавшись смены? А ведь правду говоря, друг Николай Васильевич, наше время куда как лучше было. Припомните: лишь только явился лист на столе с вызовом, да ещё на какой пост – настоятеля Консульской церкви, как этот лист забросали именами и какими ещё! Вы, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день 10 октября 2019 г. 10:52 9 октября 2019 года в  Санкт-Петербургской духовной академии  отметили память небесного покровителя этой духовной школы — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это 210-й престольный праздник, который Академия на Неве встретила в статусе высшего учебного заведения. Божественную литургию в домовом академическом храме возглавил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы, ректор  Сретенской духовной семинарии   архиепископ Верейский Амвросий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий ,  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  протоиерей Максим Козлов , первый проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, преподаватель Академии архимандрит Августин (Никитин), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора протоиерей Александр Ранне, регент хора  Киевской духовной академии  архимандрит Роман Подлубняк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лодейном Поле Ленинградской области протоиерей Михаил Николаев, настоятель часовни святой блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки протоиерей Орест Червинский, протоиерей Евгений Стойка, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и настоятель храма святителя Алексия Митрополита Московского при Санкт-Петербургском госпитале ветеранов войн протоиерей Алексей Балакай, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), а также гости Академии, духовенство  Санкт-Петербургской митрополии  и выпускники в священном сане; диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

В Твери началась межрегиональная конференция по социальному служению 8 июня 2023 г. 10:26 6 июня 2023 года в Твери началась XIV Межрегиональная конференция по социальному служению Русской Православной Церкви. Она продлится до 8 июня. В форуме принимают участие более 400 человек из всех епархий, расположенных на территории Центрального федерального округа, — руководители социальных проектов и благотворительных организаций, добровольцы, сестры милосердия, главы епархиальных социальных отделов, а также представители органов власти, специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . В начале форума председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Святейший Патриарх Кирилл уделяет очень большое внимание социальному служению, именно по его инициативе один раз в год проходят такие конференции во всех федеральных округах. Он посещает различные социальные учреждения, обращается со словами поддержки к добровольцам, сестрам милосердия. Конечно, для нас это большой пример, как мы должны совершать дела милосердия», — сказал епископ Пантелеимон. Участников форума приветствовали уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Мария Львова-Белова и заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай. «Я очень рада сегодня присутствовать на таком важном мероприятии. Я сама восемь лет была социальным работником в храме в Пензенской области и знаю, что такое работать на приходах и выстраивать социальные проекты при епархиях. Сегодня вместо приветственного слова, я бы хотела предложить вам сотрудничество, чтобы мы вместе с вами подумали, как улучшить жизнь детей в Центральном федеральном округе при поддержке Церкви. Здесь важно наше партнерство и взаимообмен», — отметила Мария Львова-Белова. Мария Львова-Белова предложила епархиям — участникам конференции — провести организационную встречу с региональными уполномоченными на местах и договориться о консолидации усилий в рамках подростковой работы и безопасности детства, профилактики социального сиротства и поддержки кровной семьи, помощи семьям с детьми с инвалидностью. Также она предложила при поддержке уполномоченного по правам ребенка при Президенте России открыть в епархиях центры дневного пребывания для детей с инвалидностью, подростковые центры и другие проекты, необходимые для системной помощи семьям и детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6034385.ht...

Возникновение автономной Саранской епахии датируется 1991 г., но это - лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса возрождения приходов Мордовии. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не оставалось ни одного прихода; в годы военого лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей - в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Далее борьба священников с властью шла с переменным успехом. В 1961 г. вновь был отнят у верующих Макаровский погост, подвергшийся разрушению, а затем переделке под туристский центр. Зато приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке, потерявшей два храма, построенных помещиками Струйскими на рубеже XVIII-XIX вв. К середине 1980-х гг. мордовская часть Пензенской епархии достаточно окрепла, чтобы вопрос о церковной автономии перешел из области далеких проектов в более реалистичную фазу. Пензенские архиереи, и прежде всего епископ Мелхиседек и архиепископ Серафим, сделали многое для того, чтобы Мордовия обрела решительность в духовных делах. Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвинувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов. Так, в 1989 г. жители нескольких пригородных сел (Макаровки, Луховки, Солдатского, Куликовки) потребовали вернуть верующим Макаровский погост; архиепископ Серафим поддержал людей. В Саранск для переговоров с властями прибыл секретарь епархиального управления Варсонофий (будущий епископ Саранский); когда приход заручился поддержкой Святейшего Патриарха Пимена, власти сдались: вначале к общине отошли Иоанно-Богословская и Михаило-Архангельская, а затем и Знаменская церкви. Всего к 1991 г. в Мордовии действовало около 50 приходов, но не было ни одного монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Саранск

Е.П. Белохвостиков Содержание Митрополит Платон (Левшин) Митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Михаил (Десницкий) Архимандрит Фотий (Спасский) Князь А.Н. Голицын Князь П.С. Мещерский Княгиня С.С. Мещерская Графиня А.А. Орлова-Чесменская     За два столетия, прошедшие со времени кончины святителя Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского и Саратовского, написано о нем было немало. Однако практически все биографы и авторы статей о подвижнике проходили мимо такого важного аспекта его жизни, как круг общения; то же, что написано, зачастую очень субъективно и тенденциозно. К примеру, описывать отношения с архимандритом Фотием (Спасским) или князем А.Н. Голицыным, опираясь исключительно на свидетельства первого из них, для историка, нам кажется, проявлением непозволительной доверчивости. Известно, как много в жизни каждого человека, особенно в молодости, значит его окружение. А поскольку святитель Иннокентий отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, то можно говорить о том, что формирование его личности продолжалось в течение всей жизни, и не последнюю роль играли люди, с которыми он соприкасался. За свою недолгую жизнь преосвященный в разной степени близко общался с сотнями, если не тысячами людей: родными и односельчанами; учителями и учениками Перервинской и Лаврской семинарий, а затем Санкт-Петербургских духовных школ; духовенством Московской, Петербургской и Пензенской епархий; членами различных комитетов и обществ, в которых состоял... Среди них были люди выдающиеся, оставившие след в истории Церкви и Отечества, были и те, имена которых нам сейчас не скажут ничего. Не ставя своей целью упомянуть и охарактеризовать все окружение святителя Иннокентия, в настоящей статье постараемся описать его отношения с архиереями, под началом которых он трудился (митрополиты Платон, Амвросий, Михаил); с представителями высшего общества – князем П.С. Мещерским, княгиней С.С. Мещерской, графиней А.А. Орловой-Чесменской; а также попытаемся разобраться с самыми одиозными его знакомствами – с Фотием (Спасским) и князем А.Н. Голицыным. Поскольку его отношениям со святителем Филаретом (Дроздовым) была посвящена наша статья в предыдущем выпуске «Филаретовского альманаха», то здесь мы не будем их касаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010