ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ Дорогой и досточтимый Владыко! Вы, конечно, уже получили мои письма 6 и 7, посланные через инженера Соловьева, в которых была подробно изложена история моей встречи и беседы с Владимиром Путятой. Теперь хочу несколько дополнить. На днях племянник митрополита Кирилла говорил мне, что он только что получил письмо от своего дяди, который пишет ему, что у него был в его " больнице " Владимир, предлагал ему освобождение по примеру митрополита Сергия, но с условием, что он будет за восстановление его в епископском сане; митрополит Кирилл отклонил такие условия, тогда тот ему сказал: " В таком случае Вы посидите " . Визит Владимира так повлиял на митрополита Кирилла, что последний как-то даже занемог от нервного напряжения и не то приобщался, не то даже соборовался, ища в таинстве облегчения своего утерянного морального состояния. Интересно, что на вопрос мой о том (в связи с разговором о митрополите Сергии), освобождены ли митрополит Кирилл и архиепископ Никандр, Владимир, не говоря мне о своем посещении митрополита Кирилла, ответил, что и тот и другой не имеют шансов на скорое освобождение. Это еще не все: А. Ф. Кони, у которого я был сегодня, говорил мне, что на первый день Пасхи у него был... Владимир и рассказывал ему о своих преобразовательных планах, о том, что он проектирует пересмотр и изменение чина литургии, уничтожение преград, отделяющих нас от иных вероисповеданий, от раскола и сект и т. д., говорил о том, что в четверг на Светлой предстоит восстановление его в епископском сане, которого он был лишен " юридически неправильно " , и что Святейший Патриарх уже выразил готовность назначить его в Казань, где он и предполагает развить свою реформаторскую деятельность... Даже говорил он и о том, что Казань будет центральным пунктом целого церковного округа, в который будет входить епархии Вятская, Пермская, Пензенская и т. д, и что сфера его деятельности будет широкая. Все эти сведения взяты из первоисточников, и нет оснований им не доверять.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma8.htm

Пригородное. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская заречная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанская Заречная церковь, каменная, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и во имя свт. и чуд. Николая (слева). Построена в 1874 г. приходом Сердобской Пригородной слободы. Часовня каменная в ограде церкви, построена в 1881 г. Источник: сайт Пензенской епархии После того как Сердобская слобода в 1780 году получила статус города, происходит рост численности населения. Одна соборная церковь перестала вмещать всех прихожан, в результате чего в конце XVIII века строятся сразу несколько новых церквей на территории города. Второй и по значимости и по количеству прихожан можно считать Заречную церковь. Построена она была в 1776 году в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме тех сведений, что храм был деревянный и оставался таковым до его перестройки в конце XIX века, сохранилось крайне мало данных, связанных с историей этой церкви. Наблюдается некоторое расхождение, связанное со временем постройки здания. Так, по данным Саратовской духовной консистории за 1850 год, Заречная Казанская церковь стала действовать лишь с 1794 года. Последнее утверждение кажется неверным по двум причинам. Первой является то, что в этом же списке Саратовская духовная консистория неверно датирует перестройку Сердобской соборной церкви, указывая 1799 год, а не 1796, как большинство других источников. Главным доказательством, обосновавшим первую дату (1776 год), следует считать надпись, сделанную на иконе Казанской Божией Матери, где указывается время постройки церкви. Икона эта считалась храмовой и была осмотрена в конце XIX века Саратовским краеведом А Н. Минхом, побывавшим в Сердобске. Эта церковь до 1820 года была кладбищенской. Ещё А.Н. Минх отмечал наличие множества могил возле церкви. С 1820 года она стала приходской. На 1842 год количество прихожан равнялось 1755 душ мужского пола. При осмотре в 1843 году благочинный Лавров отметил, что “церковные стены и полы чисты и опрятны, а деревянная ограда ветха и полуразвалившаяся " . Заречные прихожане обещали приготовить материалы для деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21386

протоиерей Василий Жмакин Встреча в Пензе 21 июня святитель Иннокентий прибыл, наконец, в Пензу. Пензенские граждане встретили своего архиерея при самом въезде его в город. Епископ, облачась в храме свт. Николая, в сопровождении всего духовенства и народа отправился в кафедральный собор. Радость народа при встрече нового, давно ожидаемого пастыря была омрачена его крайне болезненным видом – лицо епископа отличалось смертельной бледностью и голос дрожал от слабости. По совершении благодарственного молебствия святитель Иннокентий произнес слово о мире и заключил его пастырским приветствием к духовным лицам, пожелав, чтобы они были верными сослужителями и помощниками в деле управления вверенной ему епархией. Какое впечатление произвела Пенза и ее жители на своего архиерея и как отнесся он к своему новому положению, можно видеть из его писем. Спустя три дня после прибытия в свой епархиальный город он писал в Петербург к княгине Мещерской: «Я в Пензе. Слава Господу Иисусу Христу приехал благополучно. Здоровье мое сопровождается прежними слабостями; ноги очень слабы, даже до опухоли, но так надобно. Моя неукротимая гордость или ревность, смешанная с самонадеянностью, открылась бы в новом месте с полной силой, но теперь нужно смирение, ибо кроток и смирен сердцем единственный Наставник наш. Только взошел я в покои, встретили меня два любезные письма Ваши. «Господи,– вздохнув, сказал я,– как Ты милосерд, что утешаешь более всего тогда, когда необходимо утешение!» Признаюсь, чтение строк Ваших соединено было со слезами. Некоторые скорби предварительно приготовили меня к этому состоянию. О, как я люблю читать Ваши напоминания о моих грехах! Сделайте милость, не оговаривайтесь, говоря правду. Истинно, некому сказать то, что должно. Еще более люблю, уважаю, благоговею, когда читаю про Ваши чувства о Господе Иисусе Христе, они порождают в душе умиление скорее, чем другое, Вами написанное. Теперь, когда я в Пензе как в лесу, прошу не прерывать Вашего голоса, чтобы слышно было и за полторы тысячи верст о Господе, с Вами в Таврическом 156 и везде пребывающем. Поверьте, что в делах, которые предстоят в Пензе, нет еще и примет возможных мысленных духовных восхождений; не знаю, что будет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

протоиерей Василий Жмакин Удаление архимандрита Иннокентия из Петербурга 8 января архимандрит Иннокентий писал знакомым: «Если между мной и князем Александром Николаевичем 135 не будет мира, то трудно мне будет являться на собрания к нему, и ему трудно будет терпеть меня. Таким образом, я, как сор, как умет духовный, должен быть выброшен из Петербурга. Если это угодно Господу, то, верно, к пользе общей – моей и других. Что делать? Мир как море, город как пучина, человек как легкая ладья, а наш брат, это говорю о себе, как легкое перо или как обломок доски, всюду носимый морем, потопляемый и извергаемый не только пучиной, но и каждой волной» 136 . В день Богоявления, 6 января, князь Голицын объявил назначение архимандрита Иннокентия, как бы за его заслуги, епископом в Оренбург – один из самых захолустных городов на окраине России. Хуже этой кафедры трудно было и подыскать: только раздражение князя Голицына против архимандрита Иннокентия могло повлечь за собой подобный выбор. Гнев министра духовных дел был так велик, что он не хотел провести назначение законным порядком – через Синод. Он выхлопотал прямо у Государя высочайшее повеление о назначении архимандрита Иннокентия епископом Оренбургским. Очень может быть, что он хотел предотвратить этим всякую возможность ходатайств за него. Митрополит Михаил, мягкий и уступчивый, здесь не выдержал и принял самое живое и горячее участие в судьбе своего любимца и помощника. Ему особенно больно было то, что назначение архимандрита Иннокентия было сделано без синодального избрания, прямо от Императора, вопреки установившимся церковным порядкам. Митрополит Михаил здесь проявил столько нравственного мужества, что в присутствии Синода позволил себе сделать замечание князю Голицыну по поводу этого несправедливого назначения 137 . Митрополит решил попытаться переменить кафедру для архимандрита Иннокентия на более благоприятную по климатическим условиям, что было весьма важно для очень больного человека. В это время оставалась вакантной кафедра в Пензе. Поэтому митрополит Михаил на заседании Синода предложил перевести будущего епископа в Пензу. Князь Голицын с раздражением отвечал, что не было примера, чтобы епископа, еще не прибывшего в епархию, перемещали в другую 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков. Часть IV Корпорация преподавателей Тобольской духовной семинарии Часть III > > Недостатки в духовном образовании видели все: и чиновники Духовного Ведомства, и архиереи, и священнослужители, и профессура с преподавателями, и, конечно же, сами студенты. Интересен взгляд епископата. Свое отношение к духовному образованию, к его проблемам было высказано им в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросам церковной реформы». Все осознавали, что коренным недостатком духовных семинарий и училищ, лежащим в основе прочего, является двойственность задач, которые стояли перед духовной школой. С одной стороны, духовно-учебные заведения были призваны воспитать достойных кандидатов пастырского служения, а с другой - дать общее образование детям духовенства, хотя большинство из них и не было расположено не только к пастырскому, но и просто церковному служению (об этом писали Никон Владимирский, Арсений Харьковский, Вениамин Калужский, Серафим Полоцкий, Тихон Северо-Американский, Иоаким Оренбургский, Арсений Псковский, Питирим Курский, Иоанн Полтавский, Никанор Пермский, Дмитрий Херсонский, Евфимий Енисейский, Назарий Нижегородский, Евлогий Холмский, Филарет Вятский, Тихон Костромской, Иннокентий Тамбовский, Тихон Пензенский, Аркадий Рязанский, духовенство Симбирской и Подольской епархии). «Духовная школа совсем несоответственно носила название духовной; она была общеобразовательная, более даже отвлеченная и менее специальная нежели всякая другая. Но она была сословная и это клало на нее свой отпечаток, отпечаток тем более крепкий, что ее преемственность не прерывалась… Она шла как шла, с неизменными преданиями, одинаково святыми, прибавлю, для учителей, для начальников, для учеников, для родителей, ибо все они прошли тот же, совершенно одинаковый путь, вышли из того же быта, с теми же привычками и с одинаковыми бытовыми воззрениями», - писал Гиляров-Платонов. И уже из этой основной проблемы вытекали следующие недостатки:

http://pravoslavie.ru/2220.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) февраля Священномученик Василий Надеждин Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье Федора Алексеевича и Софьи Павловны Надеждиных. Федор Алексеевич служил чиновником Дворцового управления в звании коллежского асессора и доводился родственником архиепископу Анастасию (Грибановскому). В 1910 году Василий окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Учась в семинарии, он на каникулы ездил в Холмскую губернию, где владыка Анастасий был в то время епархиальным архиереем. Василий писал владыке Анастасию: «Я хочу окончить Духовную академию и быть священником – это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и это бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря». Летом 1916 года Василий уехал готовиться к экзаменам в Кишинев, куда был переведен владыка Анастасий. Осенью он поступил в Московскую Духовную академию, занятия в которой из-за войны стали идти с перебоями; в конце ноября он был приглашен графом Александром Медемом в его имение в Хвалынском уезде Саратовской губернии преподавать Закон Божий его детям Федору и Софии. В конце февраля 1917 года возобновились занятия в академии, и Василий выехал в Москву, жители которой в то время ликовали по поводу отречения императора Николая II от престола, ликовали и студенты академии. По окончании учебного года Василий снова уехал в имение графа. Последствия разрушительной революции быстро докатились до губернских городов, и начались грабежи и убийства. Осенью 1917 года он вернулся в Москву для продолжения учебы. В начале 1919 года Духовная академия была закрыта пришедшими к власти безбожниками. В апреле 1919 года Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и работал здесь до 1921 года учителем в школе. В марте 1921 года он с семьей переехал ближе к Москве, устроившись счетоводом в построечном управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве.

http://fond.ru/kalendar/205/vasiliy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский преподобномученики Иоанникий (Дмитриев), Нифонт (Выблов) священномученики Иоанн Сперанский и Борис Семенов мученики Александр Медем, Алексий Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев, Михаил Арефьев мученицы Феоктиста Ченцова, Анна Остроглазова, Ольга Масленникова Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась иск­рен­няя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем – в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал также преподавать и в мужском учеб­ном заведении Пензы. В дневнике он в то время писал о себе: «Я не ин­тересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин... Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим...» В 1913 году он принял решение жениться на горячо полюбившейся ему девушке Юлии, ученице старшего класса епархиального училища. Она была дочерью священника Александра Евлампиевича Любимова. Во время гонений на Церковь в начале двадцатых годов он был арестован и умер в ссылке.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Республика Мордовия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Мордовии [ править править код ] Хотя первый, точно датированный храм, был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, несомненно, что существовал православный приход в Темникове, основанном в 1536 году, и в русском селе Старый Город, существовавшем еще в XV веке. Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья — Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом. С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. Свидетельство тому — значительное количество монахов, выходцев из мордвы. Среди первых насельников Саровской пустыни, судя по спискам 1731 г., не менее трети были мокшане Арзамасского и Темниковского уездов. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области. За 40 лет до основания Саранска патриарх Иов благословил обывателей деревни Ивановской на возведение храма во имя св. ап. Иоанна Богослова (ныне кафедральный собор): так первосвятитель предопределил появление современной столицы Мордовии. С отменой патриаршества мордовский край духовно окормлялся местоблюстителями Патриаршего престола. Впоследствии в разное время приходы Мордовских земель входили в состав Казанской, Пензенской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской и Нижегородской епархий . Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мордовия

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " ЕГО ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИТЕ! " 6 мин., 23.11.2011 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна. 28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

http://foma.ru/ego-vyi-bolshe-ne-uvidite...

(Рукин Борис Андреевич; 24.07.1879 - 30.06.1931, Москва), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ. Род. в семье священника Донской епархии. Окончил Донскую ДС, затем КазДА (1904) со степенью кандидата богословия за соч. «Церковно-библейское учение о пастырском призвании». 16 июня 1905 г. назначен в Рязанскую ДС преподавателем Свящ. Писания, одновременно с 15 сент. 1905 по 1 сент. 1907 г. преподавал педагогику в Рязанском епархиальном жен. уч-ще. 26 февр. 1909 г. назначен на должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ Пензенской епархии; 14 дек. 1916 г. переведен на ту же должность в Воронежскую епархию. Монашеский постриг и священный сан принял после 1917 г. В сане архимандрита состоял председателем «Союза православных приходов», ректором Донской ДС в г. Новочеркасске (в 1920 преобразована в пастырские курсы), после закрытия к-рой в 1921 г. служил в разных храмах. В февр. 1922 г. был вызван свт. Патриархом Тихоном в Москву, но не смог выехать по причине резкого ухудшения здоровья. В кон. марта - нач. апр. 1923 г. Б. прибыл в Москву, где Патриарх высказал намерение рукоположить его во епископа Воткинского, викария Московской епархии, и поручить ему окормление рабочих Воткинского завода. Б. отказался, сославшись на болезнь. Ввиду ареста Патриарха задержался в Москве, служил по приглашению в разных храмах. 11-12 июля совершал праздничное богослужение в соборе г. Клин; в промежутках между службами беседовал с собравшимся духовенством о сложном положении Церкви в новых исторических условиях. 18 июля 1923 г. арестован Московским губернским отделом ГПУ; содержался в Бутырской тюрьме. 19 сент. 1923 г. дело за недоказанностью обвинения прекращено. 14 нояб. 1923 г. был назначен и 17 нояб. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии . Являлся настоятелем московского Сретенского мон-ря, часто служил и проповедовал в различных московских храмах. Его проповеди отличались живостью, ясностью и убедительностью и собирали немалое количество богомольцев. Был близок к свт. Патриарху Тихону . Временно управлял Владимирской (8 февр. 1924 - 25 марта 1924) и Могилёвской (с 25 марта 1924) епархиями. После кончины свт. Тихона участвовал в организации его погребения. К Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) отнесся неодобрительно, что и стало одной из причин последовавшего вскоре вовлечения Б. в раскол.

http://pravenc.ru/text/153161.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010