03.12.2021 Митрополит Климент: Ради возвышенных целей В конце ноября специальный приз ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» был вручен издательству Пензенской епархии за Полное собрание творений святителя Иннокентия Пензенского в 10-ти томах. Без преувеличений можно сказать, что выпуск многотомного издания в наши дни является свидетельством истинного, ревностного служения книжному делу, просветительским целям, фиксации нашего культурного наследия. Поводом к размышлениям на эту тему стали недавние события. В конце ноября специальный приз ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» был вручен издательству Пензенской епархии за Полное собрание творений святителя Иннокентия Пензенского в 10-ти томах. Издание осуществлено под главной редакцией митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, ответственным редактором является Е.П. Белохвостиков. Сегодня, когда все стремительно меняется, немало людей живет одним моментом и даже не пытается задумываться о долгосрочной перспективе. Это находит отражение и в издательской сфере. В печатном виде сейчас наиболее востребовано то, что не требует много времени и усилий для восприятия, не занимает много места — что можно почитать в пути или между делом. Соответственно запросу, в бумажном формате чаще выпускаются поучительные или развлекательные по содержанию книги небольшого объема в заметной обложке. Конечно, это характеризует не всю печатную продукцию, но основная ее масса отвечает указанным характеристикам. Выпуск многотомника отражает совсем иной подход к издательской деятельности, преследующий более высокие цели. Создание объемного и содержательного издания требует немало времени, усилий, системности, привлечения профессионалов высокого уровня, обращения к архивам и библиотечным фондам, проработку колоссального объема источников. Вся эта кропотливая работа ориентирована на вдумчивых читателей, настоящих книголюбов, умеющих ценить печатную книгу и предпочитающих пользоваться ею, как более надежным и испытанным источником знаний.

http://new.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРХАНГЕЛЬСКИЙ МАТВЕЙ СЕРГЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Матфей Сергеевич Архангельский 27 июня 1918 года о. Матфей был арестован вместе с другими представителями Пензенского братства православных христиан и помещён в пензенскую тюрьму. Был осуждён по обвинению в " неподчинении распоряжениям и декретам советской власти, провокационной деятельности и натравливании одной части населения на другую " и приговорён к двум годам концлагерей. Из материалов дела: " Священники Архангельский, Пульхритудов , Медведев, Лентовский и секретарь бывшей Консистории Беренский арестованы как пособники епископу Иоанну. Эти лица, став во главе епархиального управления, направили свою деятельность к тому, чтобы не дать Комиссариату по Церковным делам проводить в жизнь декрет Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства. К тому же, эти лица при ликвидации местной Консистории выдали незаконно жалование за полгода служащим Консистории с той целью, чтобы чиновники бывшей Консистории не работали с советской властью. За такое незаконное действие эти лица предаются суду военно-революционного трибунала, как устроители саботажа " . Из обращения Пензенского Комиссариата по отделению Церкви от государства в Губернскую Коллегию внутренних дел: " Разрешить немедленную высылку Архангельского из пределов Пензенской губернии как человека, оппозиционно настроенного к советской власти и своей деятельностью создающего серьезные препятствия для комиссариата " . Однако о. Матфей, в числе прочих арестованных по делу, был просто заключен в Пензенскую губернскую тюрьму. 8 июля 1918 года жена о. Матфея Валентина Алексеевна обратилась к начальнику тюрьмы с просьбой разрешить ей свидания с мужем. Разрешение было получено лишь на 18 и 25 июля. 17 июля 1918 года она написала в Комиссариат письмо: " Мой муж... по вашему распоряжению 27 июня заключен в тюрьму. Пребывание в тюрьме сразу усилило его болезнь — язву 12-перстной кишки, и по сему дальнейшее пребывание в тюрьме и тюремной больнице грозит опасностью для его жизни. Правильность моего заявления подтверждается свидетельством врачей... которые его лечили. Поэтому, я прошу сделать распоряжение об освидетельствовании через комиссию врачей состояния его здоровья, и, в случае признания врачами необходимости домашнего лечения, прошу его освободить из заключения... " .

http://drevo-info.ru/articles/13676094.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (НЕСТЕРОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Нестерович). Гравюра Л. А. Серякова. XIX в. Проповеди его были неподготовленные, очень простые и теплые, всегда направленные к подъему наших чувств в христианском духе, и он произносил их прекрасным звучным голосов, который долетал во все углы церкви. Уроки же его, или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь высказывать ему наши сомнения и беседовать " . Уроки архимандрита отличались простотой, и вместе с тем он мог ответить на самые сложные вопросы. В воспоминаниях бывшего кадета говорится о телескопе — архимандрит увлекался астрономией, а детей привлекает в учителях разносторонность. Как и пример личного поведения. Высокое начальство, отстояв с кадетами обедню, гласно с ними поздоровалось. Кадеты громко ответили: «Здравия желаем, ваше высокопревосходительство!» Этого не мог стерпеть архимандрит: в церкви уместны только возгласы в честь и славу Бога, и никакие другие. Он так и объявил кадетам, за что и пострадал, кадеты его больше не увидели. Но зато какой он им дал урок! Здесь в кадетском корпусе у него произошло столкновение с директором Пажеского и Сухопутного корпусов и членом совета о военных училищах, генерал-адьютантом Н.И. Демидовым. В результате этого столкновения архим. Иринея убрали из корпуса и назначили епископом Пензенским. В то время это представляло почетную ссылку. 31 января 1826 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского . 3 ноября 1828 года при образовании двух самостоятельных кафедр стал Саратовским и Царицынским , 29 ноября того же года — Пензенским и Саранским. В Пензе еп. Ириней, как впоследствии и в Иркутске, лично наставлял прихожан истинной вере и заботился о просвещении инородцев. Объезжая епархию, высылал в Пензу безграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения... Его требовательность и строгость многим не нравились. Пошли разговоры о его строгости и чудачествах. Некоторые " смельчаки " дерзали даже публично посмеяться над преосвященным. Он, конечно, с достоинством отвечал таким " смельчакам " , но нервная система его постепенно расшатывалась. В конечном итоге преосвященный стал раздражительным. Поэтому ничего нет удивительного, что через несколько лет, когда Ириней только что приехал в Иркутск, случайно присутствовавший при первом служении медик сказал, что у него разлита желчь, и он никогда не может быть спокоен. Сам владыка, уже будучи в монастыре, не раз говорил: " хотя имя мое, Ириней, значит мир, но я ни с кем не мог быть в мире " .

http://drevo-info.ru/articles/15211.html

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. (Арх. Св. Синода, д. 1799 г. 124 лл. 34–38). I. Архангельской губ.: 1. Олонец, 2. Повенец и 3. Пудож. По указу 15 июля 1798 г. к ней прибавлен из упраздненной Олонецкой губ. уезд. город – Кемь. II. Владимирской губ.: 1. Александров, 2. Киржач, 3. Судогда и 4. Ковров III. Вологодской губ.: 1. Лальск и 2. Красноборск IV. Вятской губ.: 1. Кай, 2. Малмыж и 3. Царево – Санчурск V. Иркутской губ.: 1. Сретинск и 2. Доронин. Оба города совершенно уничтожены, а жители приписаны к г. Нерчинку. VI. Казанская губ.: 1. Спасск, 2. Арск и 3. Тетюши VII. Калужская губ.: 1. Лихвин, 2. Серпейск и 3. Малоярославец VIII. Костромская губ.: 1. Плес, 2. Лух, 3. Буй, 4. Кадый IX. Курская губ.: 1. Новый Оскол, 2. Тим, 3. Богатый, 4. Дмитриев на Свапе, 5. Льгов, 6. Хотмыжск и 7. Мирополье – два последние города отошли от Екатеринославской губ. X. Московская губ.: 1. Воскресенск, 2. Богородск, 3. Бронницы, 4. Никитск, 5. Подол XI. Нижегородская губ.: 1. Починки, 2. Сергач, 3. Макарьев, 4. Перевоз, 5. Троицк и 6. Наровчат (два последних города поступили из бывшей Пензенской губ.). Уездный город Краснослободск – из Пензенской губ. XII. Новгородская губ.: 1. Крестцы, 2. Кириллов, 3. Череповец, 4. Лодейное поле (из Олонецкой губ.); поступили из Олонецкой губ. уездные города – Петрозаводск, Олонец, Каргополь и Вытегра XIII. Орловская губ.: 1. Дешкин, 2. Дмитровск, 3. Малоархангельск, 4. Дмитров пожалован графу А. А. Безбородко. XIV. Пермская губ.: 1. Обва, 2. Далматов и 3. Алапаевск XV. Псковская губ.: 1. Новоржев, 2. Холм, 3. Печеры XVI. Рязанская губ.: 1. Данков, 2. Спасск и 3. Егорьевск. XVII. Санкт-Петербургская губ.: 1. Рождествено – отдано коллежскому советнику Ефремову, но с тем, чтобы оставить там купцов, а городу оставаться без уезда, на том же основании остались без уездов 2. Кронштадт, 3. Ораниенбаум, 4. Нарва, 5. Павловск, 6. Гатчино.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рубрики «В антисоветской агитации виновным себя не признаю, так как во всё время моей службы священником был увлечен только религией» — священномученик Виктор Европейцев 8 мин., 30.01.2022 Поделиться В тот ноябрьский день, отвечая на вопросы сотрудника ОГПУ, отец Виктор сказал: «Среди крестьян никакой агитации не вел; когда я проживал в селе Хлыстовка, то всё мое внимание было сосредоточено как священника на религиозной деятельности, а если когда и проходили какие в селе собрания, то я про них совершенно не знаю, и ко мне со стороны крестьян, мужчин и женщин, ни с какими вопросами никогда не приходили, и я никому советов не давал. Когда проходили кампании по хлебозаготовкам, то я против них нигде не выступал, причитавшуюся с меня норму сдачи хлеба я выполнил полностью. За время моей службы в 1929 году и на Пасху я по селу ходил с молебнами по домам, но никакой пропаганды, что советская власть скоро рухнет, не вел». Но слова отца Виктора ни на что не повлияли. И вскоре ему вынесли смертный приговор. Священномученик Виктор родился в 1885 году в селе Малая Азась Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье священника Андрея Европейцева. По окончании Пензенской духовной семинарии он обвенчался с дочерью священника Варварой, осиротевшей в раннем детстве и воспитывавшейся матерью; она окончила епархиальное училище и работала учительницей сначала в селе Хлыстовка Краснослободского уезда, затем в Краснослободске, а после мученичес­кой кончины мужа — в Сибири. Рукоположенный во священника, отец Виктор с 1906 года до конца 1929 года служил в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Хлыстовка, пользуясь среди прихожан большим авторитетом и любовью, что сказалось впоследствии на его участи и предопределило мученическую кончину. В ноябре 1929 года в дом к священнику явились представители сельсовета и ОГПУ и заявили, чтобы его семья немедленно покинула село, и, хотя супруга священника была в это время тяжело больна и лежала в постели с высокой температурой, пришедшие были неумолимы. Отобрав то, что, с их точки зрения, представляло какую-то ценность, они изломали и изорвали всё остальное, сопровождая свои действия угрозами и бранью.

http://foma.ru/v-antisovetskoj-agitacii-...

Забайкальская епархия Забайкальская епархия . I. Исторический очерк . – Со времени присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной епархии сибирской – Тобольской. С 1727 г., когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в состав этой последней, и с 1861 г. числилось в составе учрежденного в этом году Селенгинского викариатства. Самостоятельная «Забайкальская» епархия учреждена 28 января 1894 г., с кафедрою в г. Чите. При учреждении, в епархии было менее 200 церквей («З. Е. В.» 1900 г. 19). Инициатива учреждения самостоятельной Забайкальской епархии принадлежит бывшему в 1885 г. в г. Иркутске Собору сибирских преосвященных. Первым епископом «Забайкальским и Нерчинским» был преосвященный Георгий (Георгий Поликарпович Орлов), сын диакона Пензенской епархии, который – по окончании Томской семинарии в 1860 г. был с 1861 г. священником; овдовев, поступил в 1870 году в Московскую дух. академию, по окончании которой был учителем Томской семинарии, в 1881 г. назначен инспектором Благовещенской семинарии, с 1883 г. был в сане протоиерея; в 1885 г. назначен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г. принял монашество, с возведением в архимандрита, 24 января 1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского; 27 сентября 1898 г. переведен в Тамбов, с 1902 г. святительствует в Астрахани. Ныне святительствует в Чите преосвященный Мефодий (Маврикий Герасимов), уроженец Томской епархии; по окончании семинарского курса в Томске в 1878 г. он поступил в Казанскую дух. академию; из академии вышел по болезни с званием действительного студента; в конце 1882 г. был принят в Алтайскую миссию, здесь в 1885 г. принял монашество и 22 декабря рукоположен в иеромонаха, с назначением заведующим Алтайским катехизаторским училищем; в 1892 г. удостоен степени кандидата богословия, в 1893 г. возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии; 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского и 24 декабря 1898 г. назначен епископом Забайкальским. Огромные расстояния между жилыми местами, необеспеченность духовенства и отсутствие среди него лиц с высшим богословским образованием, наличность язычников-дикарей, и рядом с этим, нахлынувшая в самое последнее время волна культуры, имеющей своим богом мамону, – все это придает Забайкальской епархии совершенно необычный среди других, исконно-русских епархий, облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Николаевский) Антоний (Николаевский) ( 1820 - 1889 ), епископ Пензенский и Саранский В миру Николаевский Вениамин Иванович, родился в 1820 году в с. Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1841 году окончил полный курс Петербургской академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе месяце назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию , в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество , 7 сентября рукоположен во иеродиакона , а 7 октября - во иеромонаха . С 1852 года - помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Свящ. Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита . 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии . В период ректорско-преподавательской деятельности заслужил славу " обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками " . 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого , викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года - епископ Енисейский и Красноярский . Несмотря на большую протяженность епархии, епископ постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500-2000 километров. Особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в православие. Однажды в с. Аксызе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аксызе до 3000 инородцев.

http://drevo-info.ru/articles/16603.html

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В защиту семейных ценностей 7–9 июля в Москве, в гостинице «Салют», пройдет уже второй по счету Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь–2011». В нем примут участие представители Поместных Православных Церквей, религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов, научного сообщества из России и зарубежья. На фестивале будут представлены технологии и проекты по организации церковно-приходской работы в защиту жизни и семейных ценностей; по оказанию помощи беременным женщинам и семьям с детьми; по терапии постабортного синдрома; по информационно-просветительской работе и социальной рекламе; по правозащитной деятельности. В рамках мероприятия также пройдут выставки, мастер-классы, семинары, концерты, уличные акции и лазерное шоу. Состоится конкурс проектов в номинациях «Миссия», «Свидетельство», «Просвещение», «Помощь», «Защита», «Творчество» и «Наука». О фестивале, его задачах, особенностях и важности социальных технологий рассказывают руководитель пресс-центра фестиваля Игорь Сергеевич Кузин и ведущий круглого стола «Образ будущего», председатель правления Центра развития родительского добровольчества Александр Федорович Чернавский . – Какие цели, помимо защиты семейных ценностей, ставит нынешний фестиваль? Игорь Кузин: В этом году целей несколько. Первая – создание епархиальных центров защиты материнства. Для этого в рамках фестиваля необходимо собрать координаторов движения защиты материнства в епархиях и провести с ними обучающую работу, в связи с чем выпускается специальное методическое пособие, подготовленное при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Вторая цель – тиражирование опыта фестиваля – для проведения подобных фестивалей в регионах. В этом году региональный этап прошел в Пензе, его поддержал мэр города и администрация Пензенской области. Было представлено более ста конкурсных проектов, а награждение победителей пройдет уже на нашем фестивале в Москве. Александр Чернавский: Важен синтез православных устремлений и социальных технологий.

http://pravoslavie.ru/47410.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010