Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Симанский; 1709 (?) - 5.05.1789, Москва), еп. Великоустюжский и Тотемский. Происходил из дворянского рода, после военной службы окончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг. Являлся строителем Сольбинской муж. пуст. ( Сольбинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ), с 1751 г.- настоятелем Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в сане игумена, с марта 1753 г.- переславль-залесского во имя великомученика Никиты монастыря , в к-ром возведен в сан архимандрита и 27 нояб. того же года назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В Волоцкой обители при П. были проведены некоторые строительно-восстановительные работы, а к ожидаемому визиту имп. Елизаветы Петровны для нее и свиты сооружены 3 здания деревянных покоев. Однако она не приехала и постройки снесли за ненадобностью. 17 апр. 1758 г. указом имп. Елизаветы Петровны П. был назначен 1-м епископом воссозданной Тамбовской и Пензенской епархии. 25 мая 1758 г. в с.-петербургском Казанском соборе архиеп. С.-Петербургским Сильвестром (Кулябкой) хиротонисан во епископа. «В кормление» ему были даны вотчины Чернеева во имя святителя Николая Чудотворца монастыря и Проломской пуст. Шацкого у. 15 авг. 1758 г. он прибыл в Тамбов, организовал епархиальное управление и духовную консисторию. Поскольку в каменном архиерейском корпусе (кон. XVII в.) располагался архив воеводской канцелярии, П. поселился в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре , где по его инициативе были построены деревянный 2-этажный архиерейский дом с крестовой церковью и флигелями, здание консистории, ограда с башнями, а также ц. св. Иоанна Предтечи с колокольней, на к-рой укрепили боевые часы - «диво дивное для тогдашнего Тамбова» ( Дубасов. 1891. С. 203); разбиты фруктовые сады, сооружены бани, обширный конюшенный двор, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2579852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Образована решением Свящ. Синода РПЦ от 26 июля 2012 г. путем выделения из состава Пензенской епархии (см. Пензенская и Нижнеломовская епархия ). Является частью Пензенской митрополии, объединяет приходы в адм. границах Иссинского, Камешкирского, Кузнецкого, Лопатинского, Лунинского, Неверкинского, Никольского и Сосновоборского районов Пензенской обл. Кафедральный город - Кузнецк. Кафедральный собор - Вознесения Господня в Кузнецке. Правящий архиерей - митр. Пензенский Скрафим (Домнин; с 9 июля 2019, временно управляющий). К. е. разделена на 8 благочиний: Иссинское, Камешкирское, Кузнецкое, Лопатинское, Лунинское, Неверкинское, Никольское, Сосновоборское. На кон. 2014 г. в К. е. имелось 109 приходов и жен. мон-рь; в клире состояли 46 священников, 3 диакона. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию Церкви и общества, по работе с молодежью, по социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, паломнический, информационно-издательский. История Кузнецкая кафедра была учреждена 8 окт. 1929 г. как полусамостоятельное викариатство (выделена из Пензенской и Саратовской (см. Саратовская и Вольская епархия ) епархий), что было связано с образованием 14 мая 1928 г. Кузнецкого окр., в к-рый вошли территории упраздненных Кузнецкого у. Саратовской губ. и Городищенского у. Пензенской губ. Однако новообразованная адм. единица просуществовала лишь до 30 июля 1930 г., после чего ее районы вошли в Средневолжский (с 1935 Куйбышевский) край (с 1936 Куйбышевская обл., с 1990 Самарская обл.). Первым епископом Кузнецким был назначен Серафим (Юшков; 1864-1952). В состав К. е. вошли: Барановский, Городищенский, Камешкирский, Кузнецкий, Литвиновский (ныне Сосновоборский), Неверкинский, Николо-Пёстровский (ныне Никольский), Павловский, Старокулаткинский, Шемышейский районы, а в 1932 г. также Инзенский, Барышский, Кузоватовский, Николаевский, Новоспасский районы Средневолжского края.

http://pravenc.ru/text/2462197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе. Предыстория создания обители В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) ( Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357). 1692-1927 гг. 15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Миасс. Церковь Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Лучшим украшением г. Миасса в конце XIX-haчaлe XX вв. была Александро-Невская церковь. Хорошей народной традицией в России было возведение храма всем миром. Решение о строительстве этой церкви принималось на сельском сходе еще в 1861 г. в память об освобождении от крепостной зависимости. " В Бозе почивший Царь-Мученик, Царь-Освободитель, Государь Император Александр Николаевич манифестом 8 марта 1861 года уничтожил рабство в горных заводах, воззвав их население к новой жизни - к свободному труду. В чувстве величайшей благодарности, тотчас же после объявления Высочайшего манифеста, которое было отпраздновано молебствием ликующего освобожденного народа, первый же волостной сход Миасской, вновь открытой волости постановил следующее духовное завещание… " , - читаем мы в летописи Миасского завода. Этот уникальный документ, хранящийся в фондах миасского краеведческого музея, является важнейшим историческим источником, рассказывающим об Александровском храме. " Завещание " в устной форме было сделано при объявлении манифеста, а записано 8 марта 1863 г. и хранилось в волостном правлении. Желание увековечить монаршую милость вряд ли было главной причиной строительства церкви. Население Миасского завода (так в силу исторических причин раньше назывался г. Миасс) к тому времени достигло 10000 человек, и единственный Петропавловский храм, не слишком вместительный, " в великие праздники представлял зрелище, напоминающее штурм крепости " . В 1867 г. жители обратились к епархиальной власти с ходатайством о постройке нового храма. По этому ходатайству из Оренбургской Консистории последовало на имя священника Петра Сементовского предписание " доставить отзыв от причта Миасской Петропавловской церкви о возможности уступить на построение Александро-Невской церкви известную, из капитала Петропавловской церкви, сумму " . Миасский причт выделил значительную сумму денег для этой цели. В 1869 г. на сельском сходе жители обязались платить на постройку храма по 2 рубля с ревизской души ежегодно. 1 июня 1870 г. последовало открытие Миасского приходского попечительства, а 28 июня того же года вследствие постановления попечительства собрался сход прихожан на Пензенской площади города для окончательного решения вопроса о месте под церковь. Средствами для покрытия расходов на постройку избраны три главные источника: кружка для сбора по всей губернии, обязательный сбор с каждого домохозяина и добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=37137

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском соборе 2000 г. Собрание житий новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Церкви XX в. Жития расположены в алфавитном порядке. В XX в. Церковь вернулась к своим первым временам, когда исповедование Имени Христова стоило жизни. Тертуллиан, богослов эпохи первых гонений говорил: «кровь мучеников — семя церкви». Если XX в. соответствует первохристианской эпохе, то наш век — нечто вроде начала «константиновской эпохи». Тогда нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста на этот счет, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих». Тем важнее не забывать мучеников, истинных столпов Церкви. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровской (память 10 ноября по старому стилю) С вященномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920–й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в»агитации против соввласти»и»сопротивлении изъятию церковных ценностей». Пострижен в мантию с именем Августин, был рукоположен в иеромонаха. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново–Вознесенского, викария Владимирской епархии. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново–Вознесенска и проживал в город Кинешме. В 1924 году вновь дважды его арестовывают. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В 1926 году снова арестован в г. Иваново–Вознесенск и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Повести и рассказы Отец Николай Агафонов — один из наиболее известных православных священников-писателей, лауреат литературных премий. В его рассказах нет прямых назиданий, но его герои, безусловно, запомнятся читателю: ведь это люди, которые вселяют веру в добро, в любовь и в Бога. Автор точно передает дух ХХ века (гибельных 30-х годов, подаривших надежду 80-х, бурных 90-х) и нынешнего сложного XXI века. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Священник Николай Агафонов Повести и рассказы Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС12-218-1567, ИС10-11-0939 Предисловие Священники, занимающиеся литературным творчеством, были всегда. Наше время – не исключение. К таким «авторам в сане» относится и отец Николай Агафонов. В своих произведениях он с любовью вглядывается в жизнь Церкви, но и приходскую повседневность рисует как наполненную мистической красотой. Родился Николай Агафонов в уральском селе Усьва в 1955 году. Школа, армия – и вот он студент Московской духовной семинарии, куда поступил в 1976 году. В 1977 году стал диаконом, в 1979 – священником. 1992 год – окончание Ленинградской духовной академии и должность ректора Саратовской духовной семинарии, которую начинает с нуля под руководством архиепископа Пимена (Хмелевского). В 1995–1996 священник Николай Агафонов служил в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Вязовка Татищевского района Саратовской области. Затем – в Пензенской области, в Волгограде и Кузнецке. В настоящее время отец Николай служит в Самарской епархии (настоятель храма во имя Св. Жен Мироносиц г. Самары) и является преподавателем основного богословия Самарской Духовной семинарии. Вероятно, напрямую из такой «простой» биографии происходит и простой, прозрачный (кому-то даже может показаться наивным) язык о. Николая Агафонова (кстати, члена Союза писателей России). Его повествования лишены «мучительных» поисков философской истины, пути героев ясны. Исповедники и мученики за веру, просто люди, связавшие свою жизнь с Церковью, не пытаются обосновать свой выбор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Нижеломовский, Казанской Богородицы, основан в половине XVII века; ныне второклассный. [V, 169.] Игумены Иона (строит.) 1649. Исаия определён 6 окт. 1652, и в авг. 1653, в нояб. (sic) 1655. Никон , 1656–77. Иаков , 1678–80. Никон , 1682–84. Сергий , 17 июня 1687. Авраамий , в янв. 1688–91. Павел Сниторцев определён 1691–1719, уволен на покой. Архимандриты Иоасаф Шамаев в 1719 перев. из Донецкого, а в 1725 – обратно. (Упом. 7 окт. 1725). Сергий , бывший игум. Колоцкий, определён 20 дек. 1725; игум. 1725–28; архим. с 31 мар. 1728–85; † (кажется, в дек. 1734). Потом вакансия. Варлаам определён в исх. 1738; с 13 сент. 1748 наместник Чудова монастыря, с управлением и сего монастыря; в 1751 уволен. Феодосий , в 1751–53. (Прислан из Суздаля и обратно туда-же). Варлаам (паки) 1753–55; уволен на покой; † 10 кая 1760. Тихон (из Суздальской епархии) 1755–63, 21 окт. перев. в Козловский Троицкий. Исаакий 21 окт. 1763 перев. из Козловского, а в 1774 – в Сканову пустынь. Тихон (паки) 26 нояб. 1774 перев. из Козловского, а 1779 – в Цареконстантинов. Иоанникий Полонский 7 мая 1779 перев. из Владимира, в 1784 – в Черниговский Троицкий Илиинский, но не поступил, а в янв. 1790 перев. в Нижегородский Печерский. Арсений Домонт в янв. 1790 перев. из Брянского Петровского, а 20 мар. 1794 – в Казанский Спасо-Преображенский. Досифей , с 1794. Израиль 31 окт. 1802 перев. из Александро-Свирского, а 1814 – в Макариев Желтоводский. Аарон Нарцисов 1815 перев. из Пензенского Спасского, а 1821 – в Тольгский. Иннокентий Платонов в 1821 перев. из Московского Златоустова, а 27 мар. 1822 – в Новгородский Антониев. Антоний Добротин перев. из Иркутского Вознесенского, 1822–29. Иоанникий Образцов в июле 1829 перев. из ректоров Пермской семинарии; 3 апр. 1832 хирот. в епископа Вятского. Николай Доброхотов , 1832–36. перев. в Ростовский Богоявленский. Анастасий , 1836–44 Евтихий , 1845–69. 2 Петропавловский, в Саранске, основан в исх. XVII века (1684г.); ныне 3-го класса. [V, 538.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пайгарма. Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ д. Пайгарма, по которой он и получил свое название. Основан в 1864 по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в XVIII в популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память прп. Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья. При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости пайгармских родников. Во второй половине XVIII в. пустошь возле д. Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65  крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли.

http://sobory.ru/article/?object=17594

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010