Крещение Руси и эпоха св. равноап. кн. Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к к. XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры. Перенесение, вероятно, произошло в том же XVI в., поэтому житие древнего подвижника не попало в знаменитый Киево-Печерский патерик, составление которого относится к XIII в. В 1594 австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в пещерах. Когда в 1661 в Киеве готовилось первое печатное издание патерика (оно было иллюстрированным), печерским черноризцем Илией была вырезана иконная гравюра – образ его небесного покровителя, прп. Илии Муромца. У другого печерского монаха – Афанасия Кальнофойского, соратника киевского митр. Петра Могилы , в книге «Тератургим» – ее он написал в 1638, указано, что прп. Илия Муромец жил за 450 лет до того. Сохранились свидетельства путешественников, еще в XVI в. видевших эти нетленные мощи. Настоятель собора Василия Блаженного о.      Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение». Сознание религиозного содержания его бранных подвигов – особого пути православного служения – пронизывает все былины. В одной из них, в частности, говорится: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя». В другой былине перенесение прп. Илии в Киево-Печерский монастырь происходит после того, как во время паломничества в Константинополь он находит на дороге дивный крест, под которым спрятано великое сокровище – серебро и злато. Сокровища преподобный жертвует кн. Владимиру на строительство храма, а сам чудесным образом переносится в лавру, где по его успении остаются нетленные мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этого, Д.И. Абрамович определил ряд прямых заимствований из редакции ИТ в издании Патерика 1661 г., например, «риторические мантии» к житиям отдельных печерских святых и хронологические подробности – даты смерти игумена Исайи, пострижения Алимпия, прихода Григория к Феодосию Печерскому и др., которых нет в редакции СК. Новый этап работы над памятником в науке принято связывать с именем игумена Гадяцкого монастыря Калистрата Холошевского, благодаря «старанию и иждивению» которого «рукоделием же и трудолюбием» монаха Тарасия в 1657–1658 гг. была создана редакция Патерика, отличная от редакций СК и ИТ. Однако состав и расположение текстов в данной переработке памятника аналогичны структуре сборника, созданного в «великой и чудотворной лавре царской Печерской тщанием и иждивением многогрешного Софрония» 22 декабря 1655 г. 605 . В связи с этим рукопись 1657–1658 гг. следует рассматривать как список Патерика редакции Софрония (в дальнейшем – редакции С), осложненный текстами летописных заметок о преставлении Поликарпа, архимандрита Печерской лавры, и о чуде в монастыре на Пасху 1463 г. 151, РГБ. Музейное собр. (Ф. 178) 4706. Ркп. 1655 г. (см, запись на л. 1); 4°; 227 л. XVII; полуустав, близкий к скорописи. Список полный. 152. БАН Украины (г. Киев). ДА/Π. 580 606 . Патерики Печерский (1657–1658 гг., см. запись на л. 1 и л. 153) и Скитский сер. XVII в.; 1°; 364 л. IV; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–153. Имеет оглавление, после которого идет перечень печерских игуменов по 1182 г. и в конце – «слово» к читателям. Список полный. О ркп. см.: А – ред. КХ. Состав Киево-Печерского патерика редакции С: л. 2 – Слово, что ради прозвался монастырь Печерским; л. 7 об. – Житие Феодосия Печерского (до «слова» об исповедании веры жидам); л. 64 об. – Послание Феодосия Печерского князю Изяславу о латинской вере; л. 68 – Житие Феодосия Печерского (со «слова» о крепком подвиге и пощении святого до «чуда» о разбойниках, которые не могли приблизиться к монастырю, чтобы его разграбить); л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

157 Ветхозаветные книги Бытие, Исход, Левит, Числа приписываются пророку Моисею. Бытие состоит из 50 глав, где рассказывается о сотворении мира и излагается библейская история от Адама до смерти Иосифа в Египте. Исход состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе евреев из Египта под предводительством Моисея, о законе, данном его народу Богом на горе Синай. В этой книге история евреев продолжена от смерти Иосифа до построения скинии. Левит состоит из 27 глав, в которых изложены законы и обряды еврейского богослужения. Числа включают 36 глав, здесь продолжается рассказ о странствованиях евреев в пустыне, о войнах их с амморейцами и мадианитянами. Свое название книга получила от двух переписей израильского народа, о которых повествуют главы 1 и 26. В четырех Книгах Царств рассказана история еврейского народа от основания Самуилом Израильского царства и правления Саула до воцарения Соломона и вавилонского плена. Под Пророчествами подразумеваются книги больших пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и малых – Осии, Иоиля, Амоса, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии, Малахии. 158 Евангелия, в переводе с греческого «благая весть», – раннехристианские произведения, создававшиеся в конце I – начале II в. и, по церковной традиции, приписывающиеся апостолам и их ученикам. Канонические евангелия, включенные в состав Нового Завета, принадлежат Марку, Матфею, Луке и Иоанну. Апостол – христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (Деяния и Послания апостолов) и Апокалипсис. 159 Нестор был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074–1078), который позднее возвел его в «диаконский сан», хотя, возможно, пришел в монастырь еще в игуменство Феодосия Печерского , «лет сущу 17 от рождения». Нестора считают составителем Повести временных лет и автором Чтения о житии Бориса и Глеба, а также Жития Феодосия Печерского . С именем Нестора в Патерике (с учетом и поздних редакций памятника) связывают, кроме Жития Феодосия Печерского, Сказание, что ради прозвался монастырь Печерским, рассказы о первых черноризцах печерских (Дамиане, Иеремии, Матфее, Исакии), «слово» о перенесении мощей Феодосия из пещеры в Успенскую церковь и похвалу святому. В старопечатном Патерике издания 1661 г. читается Житие Нестора, причисленного к местночтимым киевским святым митрополитом Петром Могилой в 1643 г.; общерусское почитание Нестора установлено в 1762 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1668: Лазарь (Баранович). 1865. С. 78, 49-50). Соч. «Мир с Богом...» состоит из вводной части («Увещания предословная»), включающей 2 предисловия (одно обращено к царю Алексею Михайловичу, второе - к читателю) и небольшое введение с объяснением основных терминов нравственного богословия, и 3 частей: «О покаянии обще», «О кающемся» и «О служителе тайны святаго покаяния». Основную часть сочинения составляют пространные теоретические и практические наставления, связанные с совершением таинства исповеди, с перечнями основных грехов, к-рыми нарушаются 10 заповедей и главные церковные установления, а также грехов, связанных с различными видами профессиональной деятельности и с сословной принадлежностью. В книге подробно излагается учение о 7 смертных грехах, об искушениях, о милостыне, о ростовщичестве, о симонии, приводятся поучения на все церковные таинства. Соч. «Мир с Богом...» представляет собой компиляцию из сочинений польск. доминиканца М. Мосчиского «Elementa ad S. Confessiones» (1603), «Examen» (после 1621) и «S. Artis poenitentiariae tyrocinium» (1625), дополненную фрагментами из «Summa theologiae» Фомы Аквинского , посттридентского «Римского катехизиса», многочисленными цитатами из Свящ. Писания и из изданий Киевской митрополии: «Наука о седми тайнах церковных» (ок. 1618), «Лимонар, сиреч Цветник» (1628), «Святого Иоанна Дамаскина о Варлааме и Иосафе гистория» (1637), «Евхологион» (1646), «Требник» (1652), «Патерик, или Отечник, печерский» (1661). Издание «Мир с Богом...» было отправлено в Москву через печерского старца Кирилла с сопроводительным письмом архиеп. Лазаря (Барановича) от 31 марта 1669 г. Грамота И. патриарху Иоасафу II с представлением книги датирована 15 февр. того же года. По просьбе патриарха обзор книги написал Симеон Полоцкий, патриарх повторил его хвалебный отзыв в своей грамоте И. (ГИМ. Син. 130. Л. 60). В благодарность И. получил от царя 200 р., 200 четвертей ржи и деньги на сооружение монастырской колокольни. Однако в 1673 г. Сарский и Подонский митр. Павел запретил продавать книгу в Москве, найдя в ее содержании «сомнительные дела». После смерти митр. Павла в 1675 г. препятствий к распространению книги не возникало, и значительная часть тиража была продана в России (книга попала даже в монастырские б-ки Русского Севера).

http://pravenc.ru/text/389655.html

529 ...и иных христианских историков... – Общее число источников, которые использовал Димитрий Ростовский , очень велико. Самыми авторитетными были «Acta Sanctorum» болландистов (к тому времени вышло 18 томов «Acta Sanctorum» за месяцы январь–май (Антверпен. 1643–1688)). «De Probatis Sanctorum Historiis» Лаврентия Сурия (митрополит постоянно пользовался греческими житиями Симеона Метафраста , которые Сурий напечатал в латинском переводе). «ywoty witych» Петра Скарги (в библиотеке святителя были издания 1619, 1626 и 1700 гг ). Основными русскими источниками были Успенский список Великих Четьих Миней митрополита Макария, Киево-Печерский патерик (Киев. 1661. 1678) и Пролог (М . 1685). 530 ...последнее напечатано в Минеях Четиях... – Видение было напечатано в качестве приложения к Житию. 531 ...святаго мученика Ореста... – Святой Орест Тианский (Каппадокийский) (?–304) – мученик, был искусным врачом, принял мученическую смерть во времена императора Диоклетиана. Память 10 ноября. 532 Первое. В лето 1685, месяца августа в 10 день в понедельник... – Текст взят из «Диариуша» Димитрия. 533 Благовест – церковный звон, совершаемый одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения. 534 ...к заутрени... до чтения Псалтири. – Имеется в виду одно из богослужений суточного круга в Православной церкви, совершаемое утром. 535 ...святую великомученицу Варвару. – Святая Варвара (Илиопольская) (?–306) – великомученица, пострадала за Христа от рук отца-язычника. День памяти 17 (4) декабря. 536 ...святыя Варвары, патрона моего... – Святитель Димитрий вслед за Мелетием Дзиком считал святую Варвару своей покровительницей. Димитрием была написана новая редакция Жития святой Варвары, повесть «О честных мощах святыя великомученицы Варвары», вошедшая в «Книгу житий святых», стихотворный «Венец от дванадесят звезд святой Варваре, от молитв к ней о крайней доброй смерти даре», в 1691 г. к 1692 г. произнесены две проповеди на день памяти святой Варвары. Именно в игуменство Димитрия Ростовского в Батуринский Свято-Николаевский Крупицкий монастырь с разрешения гетмана Ивана Мазепы 13 января 1691 г. была перенесена из казенной палаты гетмана частица мощей великомученицы Варвары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

543 См.: Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей... С. 61. С этого списка в XIX в. был снят ряд копий, в основном, исследователями, изучавшими историю формирования пятерикового свода и готовившими издание древнейшего списка Патерика: 1. РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 205) 763. Автограф А.М. Кубарева с сопроводительным письмом к О.М. Бодянскому от 17 февраля 1874 г. См подробнее: Соколов Е.И. Библиотека Императорского Общества истории и древностей российских. Вып. II. Описание рукописей и бумаг, поступивших с 1846 по 1902 гг. включительно. М., 1905. С. 481–482. 2. РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 203) 267/5. Скоропись XIX в. нескольких почерков. 3. РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560). F. I. 833. Автограф Н.В. Закревского. 4. БАН Украины (г. Киев) ДА/П. 209. Автограф Н.В. Закревского (1867 г.). Копия была сделана с целью издания Арсеньевской редакции Печерского патерика как приложения к книге Н.В. Закревского «Описание Киева». Исследователь был поддержан в желании «пердложить любознательному вниманию» читателей «один из древнейших источников истории Киева» А.М. Кубаревым и А.С. Уваровым, но «издание древнего патерика Печерского было воспрещено на том только основании, чтобы оно не мешало свободно расходиться уже известному печатному патерику, изуродованному еще в 1661 г.», чтобы Киевская лавра не потерпела убытков (Послесловие. С. 409–410). Н.В. Закревским была проделана большая работа по сличению текста памятника в его разных редакциях; «недостающие места» в Патерике редакции А были восполнены им по спискам редакции К II (Рум. муз. 305) и Ф (Соф. собр. 578), а в Житии Феодосия Печерского – по древнейшему списку Успенского сборника. К копии «Берсеньевского» списка Патерика приложено 5 снимков, «чтобы дать понятие о почерке древних рукописей» (Предисловие. С.20). 545 Два списка редакции А I указанные А.А. Шахматовым, – Новгородской Софийской библиотеки 1394. 78 и Ферапонтова монастыря 3.28 – есть один список Новгородской Софийской библиотеки 1394. См.: Абрамович Д.И. Несколько слов в дополнение к исследованию А.А. Шахматова «Киево-Печерский патерик и Печерская летопись». СПб., 1897//ИОРЯС. СПб., 1898. Т. III. Кн. 2. С. 536–540.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

576 Арх. Леонид датирует рукопись началом XVII в. (см.: Леонид, арх. Систематическое описание... Ч. II. С. 287). Водяные знаки: тиара – по Лихачеву, типа 1630–1635 – 1532 г.; голова быка – по Лихачеву, типа 3732 – 1532 г.; сердце под короной – по Брике, 4320 – 1526 г. 577 Ср.: Викторов А.Е. Описи рукописных собраний... С. 293; Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874. С. 30 (XVII в.). А.И. Рогову местонахождение собрания неизвестно (см.: Рогов А.И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. М., 1962. С. 153). 578 См.: Семенов А.И. Описание рукописных книг Новгородского музея по век включительно и наиболее интересных XVIII-XIX веков. Новгород, 1968. Кн. 1. С. 57–58 (машинопись). Датирует список 1462 г. по летописи редакции. 581 По предположению А.А. Шахматова, «этой редакцией пользовался Сильвестр Коссов, составитель польского извода патерика». Ученый датировал ркп. вв. В «Исследовании» Д.И. Абрамовича дается ссылка на слова С.Л. Пташицкого об аналогичном списке Патерика, который находился во Львовском университете, и уточняется датировка ркп.: 1619 г., а не 1419 г., как значилось в Отчете о деятельности II отделения АН за 1900 г. 584 Существует точка зрения, что печатных изданий Патерика редакции Иннокентия Гизеля в XVII в. было три: 1657, 1661 и 1678 гг. См.: Родосский А.С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1891. Вып. I. С. 286. 586 Редакция 1635 г. была составлена ио повелению митрополита Петра Могилы , приложившего старание, чтобы «веками сокрытый и в сокровищницах монастырских патерик, то есть жития святых отцов печерских, отряхнувши пыль, явить свету». Цит. по: Голубев СТ. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (Опыт церковно-исторического исследования). Киев, 1898. Т. II. С. 268. Существует две точки зрения на авторство полемического приложения к Патерику 1635 г. В.Н. Татищев, например, считал, что философская и историографическая мантия Патерикона создана Петром Могилой . С.Т. Голубев защищал авторское право Сильвестра Коссова, занимавшего ряд лет кафедру философии в Киево-Могилянской коллегии. См. подробнее: Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила ... Т. II. С. 293.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5) Синодик лицевой в двух томах, писанных в 1738 году полууставом, со многими интересными рисунками, с надписью по листам, на одном из них: «сия книга, глаголемая «избрание от святых книг, от разных духовных вещей дияка Федора Торопова». 6) Замечательная, в виде сборника, рукопись а по мнению других – не позже XVI века, писанная полууставом, без некоторых листов в начале и средине, – начинающаяся с видений Пророка Даниила. Заключает в себе некоторые жития святых, слова Епифания Кипрского , Евсевия Александрийского, Иоанна Златоуста , о погибели Русския земли и о смерти Великого князя Ярослава. 7) Две библии Острожской печати – 1581 года. 8) Минеи старинной печати от 1621,–23,–24, 25 и 46 годов. 9) Требник Петра Могилы – 1646 г. 10) Анфологион в 4-ю долю листа, Киевской печати – 1647 года. 11) Трофологий 1638 (7146) года. 12) Евхологий, – молитвослов или требник – 1658 года. 13) Беседы св. Иоанна Златоустог о: на Евангелие Матвея – 1664 года, на 14 посланий – 1623 года. 14) Богодухновенные книги великих пастырей церковных. М. п. 1665 г. 15) Книга св. Василия Великого – 1594 г. 16) Преподобного Иоанна Лествичника 7155 (1647) г. 17) Св. Евангелие, с толкованием Блаженного Феофилакта, в лист Московской печати: четыре экземпляра, из которых один – 1698 г., а три – 1703 г. 18) Добротолюбие, в двух томах, Моск. печ. 1793 г., в лист. Один из них не полный. 19) Псалтирь с толкованием, печ. Киево-Печерской лавры – 1728 г. 20) Патерик Киевской печати в трёх экземплярах 1661, 1702 и 1791 г. 21) Пролог в четырёх книгах, за весь год 1685 г. 22) Уложение Царя Алексея Михайловича 7156 (1648) г. 23) Копия с грамоты Царя Иоанна Васильевича Игумену Корнилию на села и деревни 7069 (1561) г. 24) Копии с грамот древних Царей, от Феодора Иоанновича до Императора Петра I. Кроме помянутых, есть в монастырской библиотеке много и других, писанных и печатных, древних и новых книг. Есть книги: Богослужебные, проповеди известных проповедников наших, духовные журналы: Христианское и Воскресное чтение, Творения св. Отцов в русском переводе, Православный собеседник, – также некоторые отдельные сочинения: богословские, исторические и медицинские; есть Богослужебные книги, Новый Завет , Молитвословы и другие – даже на Эстонском и Латышском языках. Жилые здания

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

801 Пресвятаа Богородице... апостолы от конець вселенныа собравши въ честь своему погрбению... – По церковному преданию, в день успения Богородицы апостолы из разных стран земли были чудесным образом перенесены в Иерусалим, в Гефсиманию, и поставлены между гробами родителей Богородицы и Иосифа Обручника. 805 Нестера, мниха обители монастыря Печерьскаго... – Нестор был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074–1078 гг.), который позднее возвел его в «диаконский сан», хотя, возможно, пришел в монастырь еще в игуменство Феодосия Печерского , «лет сущу 17 от рождения» (см. приписку κ 7-ому «слову» Патерика). Является составителем Повести временных лет и автором Чтения ο житии Бориса и Глеба, Жития Феодосия Печерского . С именем Нестора, кроме Жития Феодосия Печерского , в Патерике связываются «сказание, что ради прозвася Печерьский монастырь», рассказы ο первых черноризцах печерских (Дамиане, Иеремии, Матфее, Исакии), «слово» ο перенесении мощей Феодосия из пещеры в Успенскую церковь . Β старопечатном Патерике издания 1661 года читается «Житие Нестора», причисленного κ местночтимым киевским святым митрополитом Петром Могилой в 1643 году; общерусское почитание установлено в 1762 году. 806 Владимир Святославич – киевский князь (980–1015). Княжение Владимира I ознаменовалось усилением Киевской Руси как в международном плане, так и во внутренней жизни страны. При Владимире I в 988 году на Руси было принято христианство как единая официальная религия. 808 И въ Святую Гору доиде... – Святая Гора – Афон. Своеобразная монашеская республика из православных монастырей. Находится на восточном выступе Халкидонского полуострова в Эгейском море. Первый монастырь был основан в 962 году греком Афанасием. Β 1172 году на Афоне возник первый русский (Пантелеймонов) монастырь. Связь русской церкви с Афоном играла большую роль в церковно-религиозной жизни Древней Руси. 809 ...прозря... хотящаа быти добродтели ...нарече имя ему Антоние.. – Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»). При пострижении назван Антонием в честь Антония Великого (христианский подвижник III–IV веков, основатель и идеолог отшельнической монашеской жизни. Прославился аскетическими подвигами, живя в гробнице, в пещере на берегу Нила, где общался с приходящими κ нему через узкое отверстие в стене; в борьбе с искушениями дьявола изнемог так, что его приняли за мертвого. Известен как непримиримый противник арианства, еретического учения, по которому Христос – творение Бога, но не Бог. Культ Антония широко распространен в западной церкви, где в XI веке возник орден святого Антония. Житие Антония Великого , созданное около 365 года знаменитым греческим духовным писателем Афанасием Александрийским , – один из ранних переводных памятников агиографии, известный на Руси с XI века).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Β связи с канонизацией святых Киево-Печерского монастыря в XVII веке создаются жития Симона и Поликарпа, которые читаются в издании Патерика 1661 года; здесь Поликарп назван родственником Симона и отождествлен с печерским архимандритом Поликарпом (1164/65–1182/83). 858 ...Псалтырь чтеши или обанадесять псалма поеши... – Псалтирь – одна из книг Ветхого завета, относящаяся κ разряду учительных. Состоит из 150 (151 – в греческой и славянской Библии) псалмов, песен, восхваляющих Бога, авторство которых приписывается израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI века – около 950 года до н. э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором, Давид пел свои песни. 863 ...якоже въ Отечъниц писано. – Β данном случае имеется в виду эпизод, сюжет которого изложен Симоном, из так называемого Скитского патерика (сборника изречений и повестей из жизни восточных монахов IV–V веков), известного на Руси с XI века. 865 Ты ли еси болши Давида-царя, емуже Семей досаждаше в лице? – Имеется в виду эпизод из Второй Книги Царств (16, Библии. Когда Давид с народом и воинами уходил из Иерусалима, захваченного его сыном Авессаломом, то Семей из рода Саула насмехался над Давидом и его спутниками. Один из слуг Давида, Авесса, сын Саруин, хотел убить Семея, но Давид остановил его, сказав: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида». 869 ...архимандрыту Акиндину Печерьскому. – Современником Симона и Поликарпа, авторов Патерика, был архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин (1224–1231). Его, начиная с печатных редакций Патерика XVII века, часто отождествляют с другим Акиндином, который с 1156 года был игуменом Печерского монастыря, в 1159 году возведен в сан архимандрита и скончался в 1164 году. 874 ...княгини Ростиславляа, Връхуславля... – Верхуслава-Анастасия, дочь князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), жена князя Ростислава Рюриковича (сын великого князя киевского Рюрика Ростиславича), умершего в 1218 году. 875 ...епискупом или Новугороду, на Онтониево мсто, или Смоленьску, на Лазарево мсто, или Юрьеву, на Олексево мсто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010