и., почувствовал благоухание. Чудо 6: об исцелении 2 девиц, «како едина прозрела, а другая хромоты свободися». Далее следует рассказ о гласе от иконы Божией Матери, к-рый не входит в перечень чудес, а представлен в отдельной главе. При курском воеводе кн. Григории Григорьевиче Ромодановском, командовавшем Большим Белгородским полком, от стоящей на аналое иконы Божией Матери был глас, повелевающий, чтобы воевода послал за чудотворным образом в Курск, с честью его встретил и распорядился написать на знамени полка образ Божией Матери, и «той Белгородский полк… от противных никакоже имать побежден быти»; знамя надлежало возить по заставам и полкам. Глас услышал в 1661 г. житель Нов. Оскола драгун Флор Тимонин. Об этом он рассказал своей семье и священнику ц. Рождества Христова в Нов. Осколе Илариону, но тот не поверил ему. В 1662 г. Флор снова получил повеление Богоматери и 16 марта того же года отправился с вестью в Белгород к Ромодановскому. Воевода спросил Флора, каким подобием нужно писать образ Божией Матери на знамени, но тот ответил, что это не было ему заповедано. На др. день к воеводе пришел житель Мценска рейтарского строя поручик Иеремий Переверзев и поведал, что ему явился во сне «стар муж в святительских одеждах» и велел написать на знамени Казанский образ Божией Матери. По этому видению на знамени Белгородского полка и был написан образ. Ромодановский отправил в Курск игум. Моисею просьбу привезти чудотворный образ в Белгород; игумен дошел до Болховского рубежа, где его встретил воевода и дал пожертвование на строительство в Курске каменной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Через неск. дней икону проводили обратно в Курск. 9 марта 1662 г. «Ромодановский победил гетмана Богуна с Черкасами, и много еще других побед было в белгородском полку с помощью Божией Матери». В 1663 г. произошло чудо спасения солдата из житной ямы в г. Карпове. На этом «Сказание...» заканчивается. В заключение приводится молитва к Пресв. Богородице. Древнейшие списки и позднейшие издания При создании «Сказания...» автор опирался на Киево-Печерский патерик (сведения из Жития прп. Феодосия Печерского), на Житие свт. Петра, митр. Московского, под редакцией свт. Киприана, митр. Московского, события Смутного времени изложены по «Сказанию...» Авраамия Палицына ( Платонов. 1913. С. 429-430; Буланин. 2004. С. 573); на царские грамоты, хранившиеся в курском Знаменском мон-ре, а также записи о чудесах К. и. и устные предания ( Раздорский. 1997. С. 299).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Обе указанные службы помещены в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 226-246; 247-275), причем служба, написанная Иоанном, помещена на 2-м месте. Совр. Типикон (Т. 1. С. 308) предписывает совершать А. С. шестеричную службу (см. Знаки праздников месяцеслова ). Н. В. Рамазанова Иконография Иконография А. С. начала складываться в посл. четв. XVI в. Иконописные подлинники описывают облик святого следующим образом: «Сед, плешив, лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония Печерскаго поуже, риза преподобническа, испод празелень з белилом» (РНБ. Погод. 1931. Л. 75, 7 дек.; 2-я четв. XIX в.). Над гробницей А. С. находилось его оглавное изображение XVI в., прорись к-рого вместе с рядом поясных и ростовых изображений XVII в. помещена в Сийском лицевом подлиннике ( Покровский. С. 184). Сохранилось лицевое житие А. С. 1648 г. (ГИМ. Щук. 107/750, в 40), пожертвованное в Сийский мон-рь игум. Феодосием, в рукописи 153 миниатюры. Известно, что игум. Феодосий был иконописцем, предположительно он является автором миниатюр жития ( Кукушкина. Монастырские б-ки. С. 108-109). На покрове 1661 г. (АОКМ), вкладе И. Д. Милославского; московской иконе 1668 г. работы иконописца В. О. Кондакова-Усольца (Музей-квартира П. Д. Корина); пелене кон. XVII в. (АОКМ) из ризницы Троицкого собора Сийского мон-ря преподобный представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в руке, вверху образ Св. Троицы. В 1659 г. Кондаков-Усолец написал образ А. С. в житии, к-рый поместили около раки с мощами святого. На 2 сохранившихся житийных иконах сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗК, АМИИ) в среднике преподобный представлен в молении Св. Троице; вокруг 20 клейм с сюжетами его жития. В составе клейм первой иконы: основание обители на р. Емце, основание Св.-Троицкого мон-ря, А. С. поселяется в келье у оз. Падун, преставление А. С., его погребение; в последнем клейме изображен составитель жития А. С. с раскрытой книгой в руках (на листе надпись: «жытие»). Ист.: Устав церковный. М., 1610. Л. 448; Устав церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 39; Описание о российских святых. С. 156-157; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сент.-дек. С. 65-67; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 29-179.

http://pravenc.ru/text/116108.html

А. Ровинский прочитал 1-ю строку как «Евстратий Христу в страсти наследник явися...», что усиливает уподобление Е. Спасителю - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 630). Другой вариант этой иконографии, усложненный и насыщенный деталями, с включением всех 3 сюжетов без членения на регистры выполнен Леонтием Тарасевичем для издания Киево-Печерского патерика 1702 г. К этой гравюре восходит изображение распятого Е. на деревянном резном кресте 1704 г. работы киевского мастера (НКПИКЗ), к-рое соотносится с традиц. Распятием Христовым на лицевой стороне, выражая святоотеческую мысль о жизни инока как крестной смерти и уподобляя кончину Е. подвигу Спасителя. Изображение преподобномученика встречается и на др. крестах XVIII-XIX вв. (2 в собр. НКПИКЗ). Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, плешив, брада менши Сергиевой, кругла, на плечах клобук, ризы преподобническия, испод киноварь розбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страны» 11-й). Единоличное поясное изображение Е. имеется на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки святого в Ближних пещерах,- вполоборота вправо, в монашеской мантии и округлом клобуке, в виде средовека с немного раздвоенной русой бородой средней величины, с необычным жестом десницы (повернута ладонью, 2 пальца подняты вверх) и пальмовой ветвью в левой руке (с четками на запястье); надпись: «С. Прп(д)б. мчкъ Ebcmpamiй». Фигура Е.- в мантии и куколе, со сложенными на поясе руками, с подписью: «сед, в схиме» - помещена среди рисунков лицевого иконописного подлинника посл. трети XIX в., созданного на основе протографа XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 122). В руководстве для иконописцев 1910 г. под 28 марта Е. отмечен как «типа русскаго, средних лет, с небольшою продолговатою русою бородой, лицом очень худ, в одной убогой подпоясанной ряске, на голове клобук», приводятся варианты надписей на свитке ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 229).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Моисей Угрин. Ксилография мон. Илии. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Ксилография мон. Илии. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) Согласно иконописным подлинникам (под 26 июля), у М. У. «брада Златоустова, рус, в клобуке черном, в правой руке четки, левая молебна, ризы преподобнические» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 123). Либо преподобный «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада невелика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 399). В рукописи 20-х гг. XIX в. добавлено, что святой на иконах «без схимы» и «бос» (РНБ. Погод. 1931. Л. 194 об.). Описание в Строгановском толковом подлиннике кон. XVIII в. восходит к иконографии М. У. в Соборе Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, руки у сердца сложил вместо» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страны» 10-й). В нач. ХХ в. в пособии для иконописецв акад. В. Д. Фартусов писал, что М. У. «типом венгерец - это племя отличается желтовато-лиловым цветом тела, т. е. цвета угра; борода с проседью, не велика и редка, лицом святый очень красив, телом крепок, ростом высок; он был оскоплен, и имел очень болезненный вид от мученичества, ходил с жезлом; одежды у святаго монашеския, на голове клобук. Можно ему писать хартию с его изречением: «Который муж послушав жены исправися, когда Адам первозданный, жены послушав, из рая изгнан бысть. Сампсон силою паче всех преуспев, и ратным одолев, женою предан бысть иноплеменником. Соломон премудрости глубину постиг, жене повинувся идолом поклонися. Вопрошаю оубо вас: кому подобает паче работати, Г[оспо]деви ли, или жене»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 364-365). Иконография М. У. включала единоличные изводы, житийные, а также его изображения в числе избранных святых (семейные иконы и «лечебники»), избранных Печерских святых и в Соборах Киево-Печерских святых.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Самые ранние из известных изображений И., по-видимому, сохранились на миниатюрах из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 111 об.- 114 об.). В «Повести об основании Печерского монастыря» И. посвящен развернутый цикл из 10 сюжетов: искушение И. 2 бесами, назвавшимися ангелами; поклонение И. бесу, явившемуся ему в образе Христа; бесовское игрище в келье И.; послушание И. в монастырской поварне; поимка ворона по желанию повара; беседа И. с игуменом; испытание в огненной печи; избавление И. от бесов с помощью крестного знамения; изгнание бесов в облике диких зверей; погребение И. игуменом прп. Иоанном и братией. На 3 первых миниатюрах, изображающих сцены Жития, в к-рых И. поддается бесовскому искушению, он показан без нимба. На ксилографиях мастера Илии , выполненных для издания Киево-Печерского патерика, И. представлен дважды: на одной из иллюстраций и на рамке к титульному листу (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Иллюстрация (Л. 147 об.; содержит подпись автора и дату создания - 1656) строится по схеме житийной иконы; в небольшом среднике на поземе с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеских одеждах, с непокрытой головой. Он показан средовеком с небольшой клинообразной бородой, руки сложены на груди, на правой - длинные четки. Над изображением надпись: «      ». Вокруг помещено 6 сцен его Жития. С нек-рыми изменениями гравюра была повторена Леонтием Тарасевичем для издания патерика 1702 г. На рамке к титульному листу патерика 1661 г. помещена композиция «Родословное древо Киево-Печерского монастыря». В центре изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские по сторонам Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, из к-рого произрастает виноградная лоза, «процветшая» образами Печерских святых. Поясной образ И. в схимническом облачении помещен в одном из «цветков». Вариантами этой иконографии являются киевская гравюра 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ) и икона «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ). На иконе «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» 1688 г. из ц. Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (иконописец Бубнов; ГМЗРК) образ И. также помещен в левой части, в «цветке» древа.

http://pravenc.ru/text/674768.html

может быть размещен с краю, напр. на иконе нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Schätze aus dem Höhlenkloster in Kiev: Eine Ausstellung im Bischöflichen Dom-und Diözesanmuseum. Trier, 1995. Kat. 9. S. 42). В клейме иконы «Собор русских святителей» (2-я пол. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Н. изображен вместе со свт. Германом, еп. Новгородским, он облачен в фелонь, малиновый подризник, с палицей на боку, с омофором «золотой парчи», в шапке с белой меховой опушкой, с Евангелием на левой руке; безбородый, волосы светлые (седые). Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) В Соборе Киево-Печерских святых Н. пишут в монашеском облачении - в мантии и куколе (клобуке) на голове, в ряду др. подвижников, где он опознается по местоположению и по имени Никита (др. святого с таким именем в Соборе Киево-Печерских святых нет), иногда с эпитетом «Затворник» (напр., на гравюре киевского мастера В. Белецкого 1756 г., на расцвеченной гравюре 1-й пол. XVIII в., ГЛМ; на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). К иллюстрациям деяний и чудес, связанных с именем Н. уже как епископа, относятся гравюры, сопровождающие печатные тексты Киево-Печерского Патерика, напр. работы мон. Илии 1656 г. в книге «Патерик, или Отечник, Печерский» (К., 1661. Л. 154 об. (РГБ)). Гравюра разделена на 2 части, в верхней представлен святой на фоне ландшафта. Он облачен в фелонь, омофор, без головного убора, так что видно гуменцо на главе, благословляет высоко поднятой правой рукой, на отведенной в сторону левой руке держит Евангелие. В условном пейзаже все же можно увидеть намек на гористую местность, характерную для киевского мон-ря, слева - отверстая пещера, в устье к-рой дана сцена искушения Н.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Они звучали как заключительный аккорд, подчеркивая религиозно-дидактическую направленность сборника рассказов о печерских святых. Патерик в редакции 1661 г. дополняли жития его авторов: Нестора, Симона и Поликарпа. Кроме того, в «пристяжание» к сборнику входили сказания о «чуде» 1463 г. и «мироточивых главах» 609 , за которыми следовали именной и предметный указатели («Собрание вещей изрядных, обретающихся во всех главизнах книги сея»). К настоящему времени выявлены следующие списки редакции ИГ 610 : 153. РГБ. Собр. Н.С. Тихонравова (Ф. 299) 227. Сборник поучений, повестей и житий трет. четв. XVII в.; 4°; 714 л. скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 346–434; выборка из печатного Патерика редакции ИГ: первая часть представлена Словом о создании церкви Печерской и 4 житиями первых подвижников (Варлаама, Исайи, Матфея, Исакия); вторая часть – 5 рассказами Поликарпа о печерских святых; третья – 6 «словами» Симона, к которым примыкает Житие Нифонта Новгородского. 154. РГБ. Музейное собр. (Ф. 178) 8615. Ркп. втор. пол. XVII в.; лицевая; 1°; 312 л. (1 чист.); полуустав. Список неполный, нет «пристяжания» к Патерику. 155. ИРЛИ. Древлехранилище. Кол. В.Н. Перетца 132 611 . Ркп. кон. XVII в.; 4°; 273 л. (листы, разделяющие главы Патерика, – чистые); скоропись нескольких почерков. Список первой части Патерикона 1661 г., недостает Посвящения и Предисловия, вырезаны листы с текстом Похвалы. Феодосию Печерскому . 156. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 750. Ркп. кон. XVII – нач. XVIII в.; 4°; 305 л.; полуустав. Список неполный, нет вступительной части к Патерику. На л. 305 об. – Родословие Богородицы. 157. ГИМ. Музейское собр. Ркп. кон. XVII – нач. XVIII в.; лицевая; 4°; II 228 л.; скоропись. Выборка из печатного Патерика редакции ИГ с указанием в заголовках на пропущенные тексты; есть отклонения в расположении материала. На л. 1 об. – 2 план Киево-Печерского монастыря с изображением церквей и указанием захоронений в пещерах и на территории монастыря 612 . 158. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 751. Сборник слов перв. пол. XVIII в.; 8°; 131 л.; скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 25 об. – 99 об.; пространная выпись из печатного Патерика 1661 г., включающая 6 житий Поликарпа, Слово о создании церкви Печерской Симона и рассказ об Исакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф. Платонову: Ученики, друзья, почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 188-201; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032; Лихачёв Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 82-93; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 206-207; Хорошев А. С. Полит. история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 43; Творогов О. В. Никон//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 279-281 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 152-153, 165-166; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 59-60, 91; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах// Он же. Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 301-328; Артамонов Ю. А. О времени написания древнейшего Жития Антония Печерского//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 11-24; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. Внетекстологические параллели агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; он же. Никон//ДРСМ. 2014. С. 542; Петрухин В. Я. Никон и Тмуторокань: К проблемам реконструкции начального летописания//Вост. Европа в древности и средневековье: 15-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Тез. докл. М., 2003. С. 194-198; Timberlake A. Intervals of the Kiev Chronicle (1050-1110)//ZSP. 2004. Bd. 63. N 1. S. 68-69; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 162-164; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 123-129, 155; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 333-336. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) В лицевой исторической хронике - Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 111, кон. XV в.) - имеется миниатюра, иллюстрирующая 3-е видение прп.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

10 Минея XI века – месяц март – найдена в Супрасльском монастыре близ г. Белостока Гродненской губернии и потому называется обыкновенно «Супрасльскою рукописью»; Минея XII века – месяц май – находится в библиотеке Московского Успенского собора. 11 Триодный торжественник был издан в 1647 году («Книга, глаголемая Соборник»). В 1700 году это издание было исправлено с греческих и славянских книг. 12 Лугу Духовному, Лавсаику, Азбучному патерику и др. Древнейшая рукопись Печерского патерика – 1406 года; она была списана для Арсения, епископа Тверского и ныне хранится в Императорской Публичной Библиотеке. 13 Св. Симон, монах Печерского монастыря, игумен Рождественского монастыря во Владимире, с 1215 г. епископ Владимирский и Суздальский, скончался в 1226 г. Мощи его почивают в Киевских пещерах; память его 10 мая. 14 Во время своего многовекового существования Киево-Печерский патерик подвергался многочисленным переработкам, исполненным деятелями Печерской лавры. Наиболее важные из них: 1) в 1460 г. статьи его были дополнены и приведены в порядок повелением клирошанина, а затем уставника Печерского монастыря, Кассиана; 2) в 1647–56 гг. патерик был переработан и дополнен летописными статьями повелением архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа Тризны; 3) в 1661 г., по благословению Иннокентия Гизеля, архимандрита той же лавры, он был напечатан; этот вид патерика представляет собою ряд вполне законченных житий Печерских подвижников, почему послания и повествования древнего патерика были разделены на части, заключающие сведения о том или другом подвижнике, и взаимно восполнены; 4) но ранее русского издания 1661 года Киевский патерик был издан в сокращенном виде по-польски Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским, Оршанским и Могилевским, в 1635 году, согласно желанию митрополита Петра Могилы , с целью противодействовать латинопольским писателям, которые возражали против святости Печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианскою верою от папы, а не от восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме житий Антония и Феодосия, в 1 часть печатного Патерика входят: чтны мощей (л. 86 об.), в Сндикъ (л. 91 об.), раки (л. 92), Похвала Прпбному (л. 95 об.) 305 , стой чудотворно цркви Печерской, како создас, украсис и остис (л. 104–122), затем «начинаютс паки Стыхъ, написанна Блженны Несторомъ: нихже Стаг Стефана, Варлаама, " Ефрема, и воспоминаетъ Блженный Несторъ, на различныхъ мстхь, в Прпбнаг Наченъ же паки с: Стг Мате и воспоминаетъ тойжде въ своемъ 306 . Вторую часть Патерика составляют жития Печерских угодников, принадлежащие Поликарпу 307 , и его Послание к Акиндину (л. 231 об.–232 об.); в третьей – Симоновы жизнеописания, кроме жития пр. Онисифора 308 , и Послание к Поликарпу (л. 267–72 об.). Печатное славянское издание нашего памятника не есть Печерский Патерик в собственном смысле (т. е. как он сложился в период времени с XIII по XV в.), а позднейшая компиляция, составленная на основании древнего Патерика 309 : но это не даёт права говорить 310 , что печатный Патерик ничего общего не имеет с древним Патериком: общее между ними то, что второй весь вошёл в состав первого, хотя далеко не без изменений. 10. Исправление Патерика перед первым Московским изданием Что касается отношения славянского печатного издания (1661 г.) к польскому (1635), то связи между ними отрицать нельзя 311 , но нельзя также и преувеличивать зависимости одного от другого, как делают некоторые исследователи 312 . Гораздо в большей зависимости стоит славянск. печати. Патерик от рукописной редакции Иосифа Тризны 313 . Издание 1661 г. было повторено (с самыми незначительными изменениями) 314 в 1678 и 1702 (дважды: в июне и декабре) годах 315 . Следующему изданию, первому Московскому, предшествует очень тщательное и сложное исправление Патерика. Уже в Духовном Регламенте обращено внимание на один из вымыслов, «которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают»: «таковое Киевопечерского монастыря предание, что погребенный тамо человек, хотя бы и без покаяния умер, спасен будет...» 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010