Матер. не упомянуты не только старые исследования Добнера, Добровского, Копитара, Миклошича и Прейса, но даже позднейшие – Тейлора, Гейтлера, арх. Леонида и акад. Ягича. Описанию книги Беляева «История алфавита и новое мнение о происхождении глаголицы» (Каз. 1886 г., 84 + 2 стр.) – отведено почти две страницы, что является совершенно излишней роскошью. В ряду сочинений о Печерском Патрике, особенное внимание (Предисловия, стр. 6) обращено на статью покойной Викторовой (в «Филологич. Зап.» 1871 г., вып. 4), где доказывается, «что печатный Патерик 1661 г. есть труд самостоятельный, ничего общего с древним Патриком не имеющий». Это – простое недоразумение: общее между древним Патриком и печатным 1661 г. то, что первый целиком вошел в состав последнего. Сказать (стр. 101), что в заметке арх. Леонида «Сведения о славянских и русских переводах Патериков» разобраны патерики: Синайский, Иерусалимский, Египетский, Азбучный, Скитский и Римский – более чем преувеличение. II. Книгопечатание. 1) Начало книгопечатания и его распространение. – Общие сведения о типографском искусстве 315–334). 2) Славянское и русское книгопечатание. – Типографии славянские и русские. – Образцы шрифтов. – Русские граверы 335–409). 3) Законы о печати и цензуре 410–460). Под 399 значатся два выпуска «Сборника памятников, относящихся до книгопечатания в России». М. 1872 г. Первый выпуск заключает в себе: а) Исторические известия о начале книгопечатания в России и его судьбах в Москве до литовского нашествия, b) Библиографические сведения об изданиях Московского Печатного Двора со времени его основания до 1612 г. и с) Собрание снимков с первопечатных книг, изображающее наглядно состояние типографского дела в течение этого периода. Во втором выпуске предполагалось представить дальнейшую историю московского печатного дела – до введения печатных шрифтов при Петре Валиком, – но этот выпуск был не закончен печатанием и в свет не выходил. Экземпляр библиотеки сенатора Смирнова (заглавный лист и 86 снимков) – едва ли не unicus. На стр. 147–150 изложено содержание пяти томов Материалов, собранных особой комиссией (2 н. 1869 г.) для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. Спб. 1870 г. Это важное издание вышло в очень ограниченном количестве занумерованных в типографии экземпляров и составляет большую библиографическую редкость. Помещенные под 435 «Собственноручные отметки Министра Внутренних Дел (Валуева) на журналах совета Главного Управления (1868 г.) по делам печати» – могут служить верным показателем той точки зрения, которой держалось правительство при цензировании наших периодических изданий с 1865–1868 г. Нельзя не пожалеть, что составитель «Библиогр. Матер.» уделил этому, конфиденциальному в свое время изданию, (в количестве 40 экз.) только четыре строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) О местном почитании М. У. в XII-XIII вв. свидетельствует рассказ прп. Поликарпа о прп. Иоанне Многострадальном , согласно к-рому монахи молились у мощей М. У., получая исцеление от искушения плоти. Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). М. У. прославляется в посвященном ему 3-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Отдельный день памяти М. У. был установлен, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (указывался в изданиях Патерика). Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. У.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. По сообщению архиеп. Димитрия (Самбикина) , в кон. XIX - нач. XX в. память М. У. особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о прп. Ефреме Новоторжском; в день памяти М. У. там совершалась полиелейная служба.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Список Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714. Л. 1) Список Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714. Л. 1) Памятник состоит из 3 частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и др. материалов. Исследователи излагали разные т. зр. на то, какими летописными сводами пользовался И. Наиболее обоснованная т. зр. была высказана В. А. Кучкиным . Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные И., обнаруживают наибольшую близость к тексту т. н. Тверского сборника (составлен между сер. XVI и 1-й третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (др. следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в сер. XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в наст. время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литов. летописи. Значительная часть приведенного И. исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции И. является наличие в нем церковно-юридических документов. Можно предположить, что И. пользовался не мн. летописными сводами, но одним источником, к-рый в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорус. землях и объединившим черты указанных летописей. И. является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (К., 1653). Не исключено, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для 1-го восточнославянского исторического соч. «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырем в 1674 г. Патерик в редакции И. был использован при подготовке 2-й печатной редакции памятника (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661).

http://pravenc.ru/text/578555.html

И. В. Жиленко, Е. В. Лопухина, А. В. Назаренко Иконография Самое раннее из известных изображений В., созданное еще до его прославления, сохранилось в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.). Под 1051 г. в «Повести об основании Печерского монастыря» В. изображен в 4 сюжетах: поставление прп. Антонием В. в игумена печерского мон-ря (Л. 91 об.); приход В. с братией к вновь выстроенной по повелению прп. Антония ц. Успения Богородицы (Л. 92, вверху); В. и братия испрашивают у прп. Антония благословение на расширение мон-ря и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92, внизу); основание вел. кн. Изяславом Ярославичем нового Димитриевского (впосл. Михайловского Златоверхого) мон-ря и поставление В. его игуменом. На миниатюрах В. изображен в куколе или с непокрытой головой; индивидуальными особенностями является высокий с залысинами лоб, небольшая раздвоенная бородка. Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Рус. иконописные подлинники описывают святого следующим образом: «Сед, плешив, брада Власиева, на плечах схима, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 315, кон. XVIII в.); «Надсед мало, брада аки у Никиты мученика, на конце раздвоилась, в клобуке черном, рука благословенна, а в левой книга, риза преподобническа». РНБ. Погод. 1931. Л. 66. 19 нояб.). В гравюре мастера Илии в Киево-Печерском Патерике (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 122 об.) использован принцип житийной иконы: в среднике - ростовое изображение святого, в куколе на голове, с книгой в левой руке и благословляющей десницей; в клеймах изложены история прихода В. в мон-рь и успение святого. В издании Патерика 1702 г. на гравюре Л. Тарасевича , повторяющей иконографическую схему мастера Илии, святой имеет яркую индивидуальную характеристику: лоб с большими залысинами, морщины, щеки впалые, окладистая седая борода, на плечах схима. Единоличное изображение В. представлено на иконе XIX в. (НКПИКЗ).

http://pravenc.ru/text/154149.html

Студийский устав предусматривал обобществление имущества, общий стол, равенство всех в отношении к монастырским работам. Подробно регламентируя поведение монахов в трапезной, он определял правила относительно пищи братии и времени ее приема. Насельники могли выходить за пределы монастыря с разрешения игумена и только по крайней необходимости. Существовал строгий запрет на ношение одежды из дорогих и ярких тканей, прием пищи вне трапезной, использование для своих нужд труда слуг и др., монахам не разрешалось собираться в кельях. Прп. Феодосий активно боролся с любыми проявлениями стяжательства. Обнаружив в келье инока к.-л. имущество, не предусмотренное уставом, он приказывал бросать его в печь. Некоторые послабления делались для больных и немощных старцев. Описание быта печерских насельников в период игуменства прп. Феодосия, которое дает прп. Нестор в его Житии, свидетельствует, что в основных частях Студийский устав был введен в Киево-Печерском мон-ре в полном объеме. Однако после кончины прп. Феодосия ряд требований устава стал постепенно нарушаться. Из рассказов КПП следует, что уже в посл. четв. XI в. среди иноков существовало разделение на богатых и бедных, бытовала практика оплаты взаимных услуг, монахи имели частную собственность и т. д. С введением Студийского устава принято связывать появление в Киево-Печерском мон-ре «греческого чиноначалия». Источники упоминают о послушаниях доместика, экклисиарха, эконома, келаря, пономаря, вратаря. План Дальних (Феодосиевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Дальних (Феодосиевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) Во время игуменства Феодосия резко возросло число пострижеников: согласно СПМ, оно достигло 100 чел. Высказывалось мнение (в т. ч. Гётц), что прп. Феодосий несколько смягчил условия приема в обитель: если ранее существенную роль играл социальный статус кандидата, то в годы его игуменства в обитель принимали всех желающих ( Goetz. 1904). Хотя для подобных утверждений нет серьезных оснований, однако известно, напр., что бедная одежда прп. Феодосия не помешала прп. Антонию дать согласие на его пострижение. Прп. Нестор в ЖФ сообщает, что при игум. Феодосии был введен обязательный испытательный срок, по истечении к-рого желающий принять постриг мог стать монахом. Вероятно, рост числа пострижеников следует объяснять сочетанием нескольких факторов: заинтересованностью самого игум. Феодосия, который понимал, что многочисленная братия - залог стабильности и процветания обители, а значит, независимости Киево-Печерского монастыря от ктиторов - князей и бояр, и большим авторитетом мон-ря в древнерус. обществе, сформировавшимся за счет высокого благочестия и аскетизма его основателей.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений Г. из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии для печатного издания Киево-Печерского Патерика 1661 г. (Патерик, или Отечник Печерский… К., 1661. Л. 173). Композиция гравюры строится по принципу житийной иконы. В среднике на фоне условной архитектуры, горок и позема с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеском одеянии (параман с 2 крестами) и в куколе, без обуви. Г. представлен старцем с небольшой белой бородой, ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - Евангелие, вверху надпись: «С Григорий чудотворец Печер». На клеймах по сторонам центрального изображения и под ним в овальных рамах - 3 сюжета Жития Г. (чудеса и мученическая кончина). Слева - 3 вора с награбленным, застывшие на месте по молитве святого, и чудотворец вдали у храма (надпись: «Злодее стояху два дни з мехами овощи»). Справа - Г. склонился над внезапно уснувшими ворами (надпись: «Злодее спали пять нощий дондеже Григорие прииде»). Внизу - кн. Ростислав Всеволодович и воины его дружины, по приказу бросающие святого в Днепр (надпись: «Григорий от князя Ростислава в воде утоплен привязавше камень»). В соответствии с традициями барокко гравюра снабжена также стихотворной подписью: «Григорий правды ради, жизнь сконча водою. При источнице жизни, днесь причтен покою». Прмч. Григорий Чудотворец. Фрагмент ксилографии «Прп. Феодосий Киево-Печерски со святыми в кеймах». Акафисты с каноном. К., 1693. Л. 224 об. Прмч. Григорий Чудотворец. Фрагмент ксилографии «Прп. Феодосий Киево-Печерски со святыми в кеймах». Акафисты с каноном. К., 1693. Л. 224 об. Эти сюжеты повторены Л. Тарасевичем в издании Киево-Печерского Патерика 1702 г., но изображение спящих воров расположено слева как первоначальное в соответствии с последовательностью изложения событий в тексте. Центральная композиция представляет Г. вполоборота вправо, с немного склоненной головой и молитвенно сложенными на груди руками (на левой - длинные четки). Подобная иконография встречается также на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах.

http://pravenc.ru/text/166587.html

Иконография Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев. Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи XIX в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/171474.html

Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает М. и Ф. как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах (К., 1638; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; М., Ф. и И. прославляются соответственно в 1, 2 и 3-м тропарях 5-й песни канона (Дива. 1997. С. 147). Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991p. С. 155-161; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 56-60. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14, 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 210-211; Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника//Сов. Арх. 1987. 1. С. 217-230; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997. Р. 302-303; Бобровський Т. А. Noxobaльhi споруди давньокиïвських neчephukib за даними письмових джерел та apxeoлoriчrux дocлiджehь//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 43-50; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 729-731. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (кон.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Минея 11 века – месяц март – найдена в Супрасльском монастыре близ города Белостока Гродненской губернии и потому называется обыкновенно «Супрасльской рукописью»; Минея 12 века – месяц май – находится в библиотеке Московского Успенского собора. Триодный торжественник был издан в 1647 году («Книга, глаголемая Соборник»). В 1700 году это издание было исправлено с греческих и славянских книг. Лугу Духовному, Лавсаику, Азбучному патерику и др. Древнейшая рукопись Печерского патерика – 1406 года; она была списана для Арсения, епископа Тверского, и ныне хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Святой Симон, монах Печерского монастыря, игумен Рождественского монастыря во Владимире, с 1215 года – епископ Владимирский и Суздальский, скончался в 1226 году. Мощи его почивают в Киевских пещерах; память его – 10 мая. Во время своего многовекового существования Киево-Печерский патерик подвергался многочисленным переработкам, исполненным деятелями Печерской лавры. Наиболее важные из них: 1) в 1460 году статьи его были дополнены и приведены в порядок повелением клирошанина, а затем уставника Печерского монастыря, Кассиана; 2) в 1847–1866 годах патерик был переработан и дополнен летописными статьями повелением архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа Тризны; 3) в 1661 году, по благословению Иннокентия Гизеля, архимандрита той же Лавры, он был напечатан; этот вид патерика представляет собой ряд вполне законченных житий Печерских подвижников, почему послания и повествования древнего патерика были разделены на части, заключающие сведения о том или другом подвижнике, и взаимно восполнены; 4) но ранее русского издания 1661 года Киевский патерик был издан в сокращенном виде по-польски Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским, Ошанским и Могилевским, в 1635 году, согласно желанию митрополита Петра Могилы , с целью противодействовать латинопольским писателям, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верой от папы, а не от восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 29-й); «подобием стар, сед, брада доле и уже Власиевы на конец, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лестовка, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167); «сед, брада доле и уже на концы Власиевы, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лествица, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 44 об.). Вместе с преподобными Дамианом и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут в рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). В руководстве В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан как «глубокий старец русскаго типа; лицом худощав, с большой и узкой седой бородой; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. Можно давать ему хартию с его изречением: Долготерпи и крепко стой в подвизе борения, противу ненавистника добра и врага нашего, ниже поколебим буди» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38). Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) На ксилографии 1656 г. из цикла гравюр мастера Илии (выполнены для изд.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145а) И. представлен прямолично стоящим на холмистом берегу Днепра с проемом пещеры, на фоне Киево-Печерской лавры, в монашеском облачении и в куколе, с четками в левой руке, пальцы прижатой к груди десницы сложены в указующий жест; надпись по сторонам нимба: «Преподобный Еремия Прозорливый». Под изображением стихотворная подпись: «Иеремея, тайная зряше человеков: зрит ныне откровенне тайну Творца веков» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 627). Гравер Леонтий Тарасевич для издания Патерика 1702 г. изобразил И. сидящим внутри пещеры с черепом в нише на фоне панорамы Днепра, голова склонена, глаза полуприкрыты, правой рукой перебирает четки, левая покоится на коленях; у него большая окладистая седая борода, куколь на голове, босые ноги, вверху надпись: «Прп(д)бный Epeмi # Прозо(р)ливый».

http://pravenc.ru/text/293632.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010