В середине XV века создаются две редакции Киево-Печерского патерика: первая и вторая Кассиановские, названные так по имени их создателя – уставщика Киево-Печерского монастыря, «крилошанина» Кассиана. Вторая Кассиановская редакция оказала самое сильное влияние на все последующие изменения текста. После этого было создано еще несколько редакций Патерика, из которых нужно отметить его первое издание на польском языке, вышедшее в типографии Киево-Печерского монастыря в 1635 году. Эта редакция была создана сподвижником митрополита Петра Могилы, Киевским митрополитом Сильвестром Косовым. Она появилась в очень сложной межконфессиональной обстановке на Украине и была направлена на то, чтобы утвердить святость печерских подвижников, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Текст Патерика в редакции 1635 года был довольно сильно сокращен и изменен. Печерская (Свенская) икона Божией Матери В русле древней традиции была выдержана последняя редакция, представленная изданием на церковнославянском языке 1661 года. Произошло это при настоятеле монастыря Иннокентии Гизеле, который, по-видимому, принимал большое участие в создании редакции. В дальнейшем происходили незначительные изменения текста, связанные с синодальной правкой XVIII века, когда некоторые спорные с богословской точки зрения моменты были исключены из Патерика. Все последующие правки текста Патерика были связаны с изменениями, происходившими в церковнославянском языке. Иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке, также отражают историю почитания Киево-Печерских святых. Их древнейшую иконографию представляют многочисленные списки с иконы конца XIII века Богоматери Печерской (Свенской) (хранится в Государственной Третьяковской галерее). На этой иконе преподобные Антоний и Феодосий Печерские предстоят восседающей на троне Богоматери. По преданию, в 1288 году, по просьбе ослепшего черниговского князя Романа, чтимая икона была принесена ему из Киево-Печерского монастыря. Получив чудесное исцеление, князь в память этого события основал на реке Свене, близ города Брянска, монастырь, главной святыней которого и стала эта икона. По названию монастыря она получила второе название – Свенская.

http://pravoslavie.ru/591.html

Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 86-87, 186; Древнерус. патерики: Киево-Печерский Патерик, Волоколамский Патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 32-33. Лит.: СИСПРЦ. С. 96; Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. С. 136-138; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195; Описание о российских святых. С. 25; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 199-201; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 55, 91, 92, 124, 125, 129; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. Е. В. Лопухина Иконография На ксилографии мастера Илии в 1-м издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Е. представлен в рост на фоне холмистого пейзажа с Успенским собором Киево-Печерской лавры на заднем плане. Вверху на облаках изображена Пресв. Богородица с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими; Е. молитвенно простирает руки к Богоматери, обращенной к нему. Диавол, искушающий преподобного, стоит за его спиной. Внизу вырезаны вирши: «Еразмъ украшей црковь невозмоглъ оумрти: дондеже npiяmъ время душу оукрасити» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630-631). Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. На гравюре Леонтия Тарасевича , выполненной для издания Патерика 1702 г., Е. изображен сидящим в печали за столом. Перед ним - преподобные Антоний и Феодосий, к Е. обращается Богородица, представленная справа среди облаков. В левой части композиции изображен диавол, трогающий преподобного за плечо, вдали - Успенский собор. Композицию Тарасевича повторяет написанная на металле икона 40-х гг. XIX в. из собрания НКПИКЗ (работа иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры?). По-видимому, образ находился ранее над ракой с мощами Е. в Ближних пещерах. В наст. время возле раки помещена икона, написанная в нач. XXI в. Это погрудное изображение преподобного в мантии и клобуке, с молитвенно сложенными на груди руками с четками, вверху справа - Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием, слева за плечом святого - диавол.

http://pravenc.ru/text/190115.html

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 168; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 137, 138. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике Д. сказано: «Сед, брада менше Сергиевой, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод празелень» (БАН. Строг. 66. Л. 317 об., «левыя страны» 37-й). Илюстрация к «Слову о чуде на Пасху 1469 г.». Гравюра из Патерика, или Отечника, Печерского. К., 1661. Л. 286 об. (РГБ) Илюстрация к «Слову о чуде на Пасху 1469 г.». Гравюра из Патерика, или Отечника, Печерского. К., 1661. Л. 286 об. (РГБ) Одно из ранних сохранившихся изображений Д. помещено в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 276 б) на ксилографии, иллюстрирующей «Слово о чуде на Пасху 1463 года». Д. вместе с 2 черноризцами Печерскими (в куколях, с факелами) в центре большой усыпальницы Ближних пещер, названной в патерике «Общиной» и обозначенной на картах XVII-XVIII вв. как «Трапеза», совершает каждение св. мощей усопшей братии. Преподобный облачен в монашеские одежды и епитрахиль, голова не покрыта, куколь откинут на плечи, в правой руке - кадило, из к-рого клубятся облака благовоний. Изображен с нимбом (без надписи на нем), в виде средовека с короткими темными волосами и небольшой бородой, вполоборота вправо, ладонь левой руки простерта к мощам, возглас преподобного начертан на узкой белой ленте, исходящей из его уст: «С[вя]тые отцы и братия, сего дне Х[ристо]с воскресе». Ответ умерших в соответствии с текстом патерика передан двустишием в подписи к иллюстрации: «Воистину воскресе, яже кости реша, С[вя]ты суть: жизнь и в себе по см[е]рти явиша». Несомненно, это работа мастера Илии , хотя его гриф на листе отсутствует ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 631-632). Композиция повторена Леонтием Тарасевичем на гравюре для издания патерика 1702 г., где художником привнесен дополнительный мотив небесного света, на переднем плане помещена горящая лампада. Д. облачен в фелонь, что подчеркивает его сан.

http://pravenc.ru/text/178325.html

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Ист.: Полуустав, или Правило истинного христианского жития, содержащий в себе Псалтырь, Часослов и Месяцеслов и прочие различные молитвы и каноны. К., 1643; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 370; Службы преподобным отцам Печерским их же мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763. Л. 27-30; Патерик Киевского Печерского мон-ря. СПб., 1911; Минея (МП). Февраль. С. 760; Декабрь. Ч. 1. С. 42-50; Сентябрь. С. 716-729. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65; Филарет (Гумилевский). РСв. Декабрь. С. 484; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Сед, плешив, брада проста, мало доле Николиной, остра, на плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, обе руки сложил вместе и держит у сердца, оглянулся назад, правою ногою стоит впрямь» (БАН. Строг. 66. Л. 311, «правая страна», 13-й); в др. руководстве, 20-х гг. XIX в., под 2 дек.: «Сед, брада шире Сергиевы, на конце пять космачков разшиблись, на плече клобук, в одной ряске и схима, в левой руке книга, в ней писано: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави», а другая простерта» (РНБ. Погод. 1931. Л. 72об.). Последнее описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии , выполненному для печатного издания Патерика 1661 г.: А. З. в рясе и схиме, с небольшой тонзурой на голове и бородой, разделенной на пряди, босой, восседает на фоне пещеры, окруженной горками, деревьями и травами, справа - горящая свеча на подсвечнике; вверху - надпись: «  (д)                » и вирши ( Ровинский. Кн. 3. С. 630). В пещере, озаренной светом лампады, А. З. изображен и гравером Л. Тарасевичем в изд. Патерика 1702 г.: в коленопреклоненном молении над раскрытой книгой, с сомкнутыми в «замке» руками с четками, непокрытой, с большими залысинами головой, кудрявыми волосами до плеч; по сторонам на поземе - череп и закрытая книга. Эта иконография повторяется и на образе XIX в. у раки святого в Ближних пещерах (НКПИКЗ).

http://pravenc.ru/text/76994.html

На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Э. П. Р. Иконография Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лнмься и[...]а бо о см Г[...]д помощьника», слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский). Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни.

http://pravenc.ru/text/115866.html

надписью: Κ[ΥΡΙ]Ε Β[ΟΗ]Θ[ΕΙ] [Ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[Π]ΡΟΕΔΡΟΩΙ [ΚΑ]Ι ΜΗΤΡΟ[Π]ΟΛΙΤΗ [Ρ]ΩCΙΑC (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) - на др. стороне принадлежит не киевскому митр. Ефрему (1054/55-1061/62), а Е., т. к. титул «протопроэдр» более уместен во 2-й пол., чем в сер. XI в. (если верно авторитетное мнение В. Лорана, что он является сокращенным вариантом титула «протопроэдр протосинкеллов» - πρωτοπρεδρος τν πρωτοσυγκλλων: Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1963. T. 5. Р. 1. P. 148). Глосса в Лаврентьевском списке ПВЛ, попавшая сюда, очевидно, из переяславского или ростовского летописания, сохранила крайне редкое для древнерус. письменности указание на внешний облик Е.: «бе скопець высок телом». А. В. Назаренко Судьба мощей, почитание В издании Киево-Печерского патерика 1661 г. говорится, что Е. был погребен в кафедральной ц. архистратига Михаила в Переяславле. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского 1638 г., а также на планах Киево-Печерского монастыря 1661-1678 и 1703 гг. отмечено, что мощи Е. находятся в сев.-зап. части Ближних пещер (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1. С. 183-184). С 1744 г. останки Е. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры на правом клиросе Введенской ц. Исследование мощей Е. показало, что они принадлежат человеку ростом ок. 172 см, жившему в XI-XII вв. ( Колпакова В. М., Кабанець . П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя святих мощей Киево-Печерьскоï лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 91). В качестве свидетельства почитания Е. можно было бы рассматривать слова Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.; здесь Е. ошибочно назван митрополитом Киевским): «Бе же сеи мужь Ефрем... многодобродетелен и свят, и бываху от него чюдеса силою Христовою и в животе, и по смерти его» (ПСРЛ. Т. 9. С. 128). Не исключено, что эти сведения восходят к несохранившемуся агиографическому памятнику о Е.- «Повести о святем Ефреме, митрополите киевськом и всея Руси» (так!), к-рый упоминается в Сводной кормчей московского митр.

http://pravenc.ru/text/182085.html

XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев М. представлен на фронтисписе Патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии - в правой части заставки во 2-м сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображен в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперед. На фронтисписе Патерика 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Тарасевича (напр.: К., 1762, 1768), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик М. изменен (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображен в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз. Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (2-й сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении. На происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ) рядом с М. представлен Ф. Их образы входят в Собор вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице; помещены в 5-м ряду в левой группе: М.- 2-й, за ним - Ф. Оба с окладистыми бородами, головы не покрыты, в схиме, у М.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

574 Кириллова книга 1644 года, Книга о вере 1648, Собрание науки о артикулах веры 1649 года (иначе малый катехизис), – все это произведения южно-русские, хотя и напечатанные в Москве. 575 В 1648 году в Москве перепечатана грамматика Смотрицкого с издания в Евю 1619 года. 576 У игумена Костромского Богоявленского монастыря Герасима (1648–1672) была книга рукописная Лифос Петра Могилы. 577 Глава московской Кормчей 1650 года «О тайне супружества» взята с изменениями из Требника Петра Могилы . 578 В описи книг Спасоевфимиева Суздальского монастыря 1650 года мы находим Литовской печати библию Скорины, учительное евангелие Транквиллиона, книгу Беседы Апостольские, Деяния апостолов, Василия Кесарийского , Псалтырь и Молитвенник. 579 В 1652 в послесловии Учительного евангелия справщики говорят, что они за святительским благословением пользовались кроме различных переводов, переводом «острожския печати». 580 У известного списателя чудес преп. Сергия Симона Азарьина в 1656 уже находилась единственная пока рукопись патерика печерского редакции Иосифа Тризны (1647–56), и в 1665 г. он положил её вкладом в Троице-Сергиев монастырь. 581 В 1661 г. был переписан в Московском Вознесенском монастыре патерик печерский, Кассиановской редакции, повелением благоверные княгини иноки Евпраксии. 582 Относительно московской библии 1663 года можно сказать, что она почти перепечатана с острожской 1581 года. 583 Перевод Курбского Бесед Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна был напечатан в Москве в 1665 году, без изменений. 584 В 1667 г. по указу великого государя была разослана, по архиепископиям книга Барановича «Меч Духовный», и велено взыскать за нее по три рубля. 585 28 октября 1668 г. царь Алексей Михайлович принял от Иннокентия Гизеля книгу Мир с Богом и разрешил «достальныя» экземпляры продать по вольной цене. 586 В марте Баранович снова посылал Мир с Богом в Москву, и царь пожаловал Гизеля 200 рублями, 200 чехами и грамотами на местности. 587 9 июня 1669 года Лазарь Баранович послал в Москву максаковского игумена Иеремию Ширкевича и с ним прислал царю Алексею Михайловичу «Утешение по случаю смерти царицы Марии Ильинишны».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010