693 Заслуги П. Могилы для западно-русской церкви были весьма велики. Их не могли ни признать, ни умалить даже враги православия. М. Сильвестр Коссов Митрополит Петр Могила скончался 1-го января 1647 г., 50-ти лет от рождения. В преемники ему избран был белорусский епископ Сильвестр Коссов. Он родился в Витебском воеводстве, от православных родителей и происходил из старинного дворянского рода; обучался в католических академиях; в 1631 г. архимандритом Петром Могилой приглашен был из Львова в Киевскую академию, откуда чрез три года посвящен был в епископы Белоруссии. В первый же год по вступлении в управление православной белорусской епархией, Коссов издал два сочинения, на польском языке: одно в защиту школ киевских по поводу нападок на них латино-униатов, писавших, что будто в них преподаются еретические учения и настаивавших на закрытии их (Сказание или справа о школах киевских и винницких. Киев, 1635 г.); другое в защиту святыни киевской и обще-русской – нетления св. мощей почивающих там подвижников Печерских (Патерик или жития святых отцов печерских. Киев, 1635 г.). Последнее из названных сочинений – Патерик, изданный первоначально на польском языке, чрез 26 лет, именно в 1661 г., уже по смерти Коссова, издан был на русском, с некоторыми отменами против польского; именно к житиям прибавлены вступления, некоторые статьи переставлены с места на место, уничтожены ссылки на польские сочинения и т. п. По смерти П. Могилы Сильвестр был избран в митрополиты киевские; а по смерти Владислава, при вступлении на престол Яна Казимира, присутствовал на коронационном сейме в Кракове. Митрополиту Сильвестру довелось управлять южнорусской церковью во время казацких войн Хмельницкого с Польшей и во время присоединения Малороссии к России. Митрополит благословил вождя Малороссии на восстание в защиту православия. Хмельницкий же, как при первых переговорах с польскими комиссарами, так и впоследствии при заключении зборовского договора, требовал, чтобы киевский митрополит заседал в польском сенате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Митр. Петр Могила , с помощью ученых членов братства, занимался исправлением церковных книг. В 1646 г. им был издан «Евхологион» или Большой Требник. В нем собраны были все чины православной Церкви по греческим и славянским требникам, дополненные чинами из католических требников и составленные вновь самим Могилою. Помещены были объяснения литургического, догматического и канонического содержания. Митрополит приготовил исправленное издание полной Библии и перевода житий Смеона Метафраста, но не успел напечатать это (Знаменский). Задуман был им труд: «Жития святых», что осуществил позднее Свят. Димитрий Ростовский . Скончался митрополит Петр Могила 31 декабря 1646 г. Свое состояние он истратил на церковные нужды. Оставил он завещание, в котором с особою любовью говорит о коллегии. Из ближайших сотрудников его особенную известность, после Исаии Трофимовича, получил Сильвестр Коссов († 1657), занявший после него митрополичью кафедру. Последний, кроме «Ектезиса» или Апологии школам, написал книгу: «Дидаскалия, альбо наука о семи сакраментах» (1637 и 1653), в которой несколько отражается латинство. Им издан в сокращенном виде Печерский Патерик», под названием: «Патерикон альбо животы свентых ойцув печарских» (1635). Известен своими трудами Иннокентий Гизель. Родился он в юго-зап. России в семье протестантов из Пруссии. С детства он полюбил православие, бежал в Киев, где принял постриг. Митрополит Петр, оценив его способности, отправил его учиться в заграничных школах, потом назначил учителем и проповедником в Коллегии. С 1648 г. он стал игуменом Братского мон. и ректором Коллегии. Позднее он был архимандритом Киево-Печерской Лавры († 1684). Он содействовал печатанию проповедей архиеп. Лазаря Барановича и Антония Радивиловского. Он редактировал и перепечатал «Печерский Патерик» (1661 и 1678). К сожалению, по свидетельству архиеп. Филарета, при этом сильно испорчен текст древних повествователей. Написана им русская история до царствования царя Феодора Алексеевича, под названием «Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-российского народа и о первоначальных князьях богоспасаемого града Киева». Знаменский пишет: «Не смотря на все свои ошибки, обилие фальшивого риторства и страсть к словопроизводствам, он оставался у нас единственным руководством для школ до времени Ломоносова». Гизель писал «Об истинной вере», или ответ иезуиту Бойме о власти папы. Архиеп. Лазарь Баранович, приветствуя это полемическое сочинение, писал Иннокентию: «надобно смягчить слог, тем более, что самый предмет того требует; пусть себе сердятся на авторов, откуда что занято, – а колкостей непримешивать; самое дело доведет до бессилия; несколько резкий слог может повредить нашим православным в тамошних краях».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

23 В первые века христианства в местах погребения мощей святых проходили богослужения. Почитание мощей святых, как и икон, было основано на чудесах, которые от них совершались. По решению V Карфагенского собора в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского (за красноречие прозванного вторым Златоустом), который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 г. (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение христианства в Египте принял в 363 г. мученическую смерть (память 20 октября). 24 Местными («наместными») называются иконы, которые имеют постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находятся по обеим сторонам царских врат в церкви. 26 Житие Антония Печерского, по предположению С.П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI в. в Чернигове или Тмуторокани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С.П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского//ИОРЯС. 1914–1915. Т. 19. Кн. 1. С. 34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика («слова» о Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII в. для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник; к XVI в. его не находят в русских рукописных собраниях. Малая распространенность и в дальнейшем утрата памятника связаны, видимо, с тем, что роль Антония в деле основания Киево-Печерского монастыря была со временем приписана Феодосию. В религиозно-политической борьбе эпохи победила «феодосьевская» школа монашества, занявшая прокняжескую позицию и противостоявшая греческой митрополии, активно участвовавшая в общественной жизни страны и осуждавшая крайние степени религиозного подвижничества – затворничество, отшельничество, юродство. Антоний же «обыкл един жити и не терпя всякаго мятежа и молвы». По мысли Г.П. Федотова , в Киево-Печерском монастыре в первый период его существования можно обнаружить «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской» (см. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 76–77). История Патерика свидетельствует о нарастании в нем «феодосьевского» начала, что неизбежно вело к ослаблению «антоньевской» традиции. В первой половине XVII в. на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киево-печерские насельники продолжали свою просветительную деятельность. Одним из них был иеромонах Памва (Берында), составивший и напечатавший (1627 г.) большой словарь церковнославянского языка под названием «Лексикон славено-росский и имен толкование». Над составлением «Лексикона» иеромонах Памва (Берында) трудился более 30 лет. Еще в 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан почтил иеромонаха Памву (Берынду) за его труды и иноческие добродетели званием протосинкелла . Иеромонах Памва хорошо знал сирский, халдейский, еврейский и греческий языки. Другой киево-печерский монах, Афанасий (Кальнофойский), в 1638 г. издал в Киеве на польском языке «Тератургиму...», или описание чудес, совершившихся в Киево-Печерской Лавре. «Тератургима» перед печатанием была рассмотрена и исправлена в Киево-Могилянской коллегии. В 1635 г. на защиту киевских святынь выступил епископ Мстиславский Сильвестр (Коссов) , ставший впоследствии митрополитом Киевским (1647—1657). В первый же год по вступлении в управление православной Белорусской епархией епископ Сильвестр Мстиславский издал два сочинения на польском языке; одно в защиту киевских школ от нападок униатов, добивавшихся их закрытия («Сказание, или Справа о школах киевских и винницких» (Киев, 1635), и другое — о нетлении святых мощей печерских подвижников («Патерик, или Житие святых отцов печеских» (Киев, 1635). Это сочинение было снабжено примечаниями, взятыми из трудов польских и других историков, с прибавлением истории Крещения Руси и хронологии митрополитов Киевских. «Патерик», изданный сначала на польском языке, через 26 лет, в 1661 г., уже после смерти епископа Сильвестра, был издан и на русском языке. В Киеве подвизался Исайя (Трофимович-Козловский; 1651), иеромонах из Виленского братства, учитель Львовской школы, ставший затем первым ректором Киевской коллегии (1632—1638). Он был самым деятельным сотрудником митрополита Петра (Могилы) и исполнял все важные его поручения. Он принял участие в составлении «Православного исповедания веры» митрополита Петра (Могилы). В 1640 г. он читал это сочинение на Соборе в Киеве. Тогда же соборные отцы присвоили ему звание доктора богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

Нет, Поучение Мономаха рисует нам жизнь не одних только князей, но и жизнь и убеждения всего тогдашнего русского общества, и именно, как характеристика общества, Поучение легло в основу Домостроя, конечно – будучи переработано согласно с жизнью и идеалами XVI века. 33 В новейших изданиях Псалтири стоит: уповай на Бога. Это показывает, что слово упова нужно понимать не в смысле прошедшего времени, а в смысле повелит. наклонения. В изд. Лавр. лет. 1872 г. (под ред. ак. Бычкова) в тексте Поучения поставлено прямо уповай, при чем буква й напечатана в скобках: значит, этой буквы в подлиннике не достает, может быть, по ошибке переписчика. 34 Полн. Собр. Русск. Лет. т. I, стр. 72. «Наводит бо Бог по гневу своему иноплеменьники на землю... Земли же согрешивши которей любо, казнит Бог смертию, ли гладом, ли наведеньем поганых»... 36 См. текст Поучения, начиная со слов: «не ревнуй лукавнующим»... и т. д., до слов: «и живи в векы века» – включительно. 37 См. текст Поучения, начиная со слов: «внегда стати человеком»... до слов: «благословлю Господа на всяко время выну, хвала его» и прочая – включительно. 39 См. Патерик Печерский. У нас под руками был Патерик, изданный при Иннокентие Гизеле, в 1661 году. 43 В подлинном Шестодневе Василия Великого есть тирада, сходная с приведенным местом Поучения: «Вот перед тобою небо украшенное, облеченная в убранство земля, море, изобилующее свойственными ему порождениями, воздух, наполненный летающими птицами! Все... приведенное Божиим повелением из небытия в бытие... и потому во всем, изучив премудрость Божию, не переставай никогда удивляться и во всякой твари славить Творца!» (Творения свв. отцев т. V, твор. Вас. В. т. I, «Беседы на Шестоднев», стр. 150). В другом месте Василий Великий , удивляясь премудрости творений, восклицает: «Какого слова будет достаточно на сие?! Какой слух вместит это?! Достанет ли времени описать и поведать все чудеса художника? Скажем и мы с пророком: яко возвеличашася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» ( Пс. 103:24 ). (Там же, стр. 163). 44 Буквальный текст так читается: «Аще и весь мир совокупить, не вси в один образ, но ный же своим лиц образом, по Божии мудрости». Василий Великий говорит: «И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Бог каким–то неразрывным союзом любви в единое общение и в единую гармонию, так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии». (Там же, стр. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Третья починается с Сентября. 1638. Книга Царственная, в десть. 1639–1640. Две книги Григория Богослова , в десть. 1641–1642. Две книги Иоанна Лествичника , одна в десть, а другая в полдесть. 1643. Книга Криница в десть. 1644. Книга Соборник, в десть, в начале житие Феодосия общего. 1645. Книга в десть Соборник, в начале житие трех Святителей Московских. 1646. Книга Исак Сирин. 1647. Книга Патерик Египетский с повестми. 1648. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1649. Книга Аввы Дорофея, в полдесть, да в ней же Симеона Нового Богослова. 1650. Книга Петр Дамаскин, в ней же и Зерцало. 1651–1652. Две книги в полдесть Небеса. 1653. Книга Соборник, в начале житие Симеона Столпника, и иных святых. 1654. Книга Соборник, в начале житие Иоанна, архиепископа Новгородского, в полдесть. 1655. Книга Соборник, в начале служба и житие Иоанна Суздальского, в полдесть. 1656. Книга Соборник, в начале житие и хожение святых чудотворцев Козмы и Домияна, в полдесть. 1657. Книга Соборник, в начале житие Саввы Сторожевского, в полдесть. 1658. Книга в полдесть, в начале слово похвальное великомученик четыредесяти, иже в Севастии. 1659. Книга Соборник, толст, а в ней три месяца: Июнь, Июль, Август, в полдесть, в начале житие Дионисия Глушицкого. 1660. Книга в полдесть, житие и служба Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1661. Книга Соборник, в четверть, житие Кирилла Белозерского, да Макария Желтовоцкого чудотворца 1662–1663. Две книги в десть, Прологов. Из Володимира Рожественского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 1664. Книга Степень царская, в десть. 1665. Книга Правила Никонские, в десть. 1666–1667. Две книги Апостолов толковых, в десть. 1668–1678. 11 книг бесед Евангельских, другонадцатая книга, в них Евангелие Матфей, в досках, без кожи, все в десть, письменные. 1679–1684. Шесть книг Уставов, три в десть, один в них печатный, а три в полдесть, один расплетен в них на двое. 1685–1689. Пять книг Летописцев, в десть, один в них в полдесть, письменные. 1690–1691. Две книги Андреатис, в десть, письменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Богу нашему слава в вкы. Аминь. 767 Паторик... – Патериками (греч. paterik от ратег – отец, отсюда русское название «Отечник») назывались сборники нравоучительных изречений и рассказов ο жизни христианских монахов, совершавших свои аскетические подвиги обычно в одной местности (Египетский, Синайский, Римский патерики). Занимательностъ и беллетристичность повествования, простота и афористичность стиля привели κ популярности этого жанра, сделали патерики «народной книгой» средневековья. 768 ...церьки Богородицина Печерьскаа... – Церковь Успения Богородицы, строительство и роспись которой велись с 1073 по 1089 год, – главный собор Печерского монастыря – имела суровый, аскетичный вид. Это был шестистолпный крестовокупольный храм, лишенный башен и галерей, увенчанный лишь одним куполом. По преданию, отраженному в Патерике, собор строили греческие мастера в меру, данную варягом Шимоном; результаты археологических раскопок 1972 года позволяют говорить об участии в строительстве болгар; вместе с греческими мастерами, украшавшими собор мозаикой, фресками и иконами, работал древнерусский художник Алимпий (см. 34-е «слово» Патерика). Ο перестройках храма дают представление гравюры в книгах лаврской типографии. Β Патерике, изданном в 1661 году, он изображен пятиглавым, а его древнее ядро окружено приделами, часть из которых объединена под одной кровлей. После пожара 1718 года Успенский собор был восстановлен, надстроен и украшен в стиле барокко; в конце XIX века он был расписан заново в сухой академической манере. Β период оккупации Киева взорван фашистскими захватчиками. 769 Архимандрития – монастырь с архимандритом во главе. Архимандритией Печерский монастырь стал при игумене Поликарпе между 1169 и 1171 годами. По мнению историка Я. Н. Щапова, на Руси архимандрития – институт, противопоставленный митрополиту и связанный с княжеской властью. Печерский игумен первым получил титул архимандрита, который стал присваиваться настоятелю важнейшего монастыря в городе, обладавшему определенными правами и вне своего монастыря (см. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси. X–XIII вв. М., 1989, с. 159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Е., помещенное в печатном Киево-Печерском патерике 1661 г. и в его переизданиях, представляет собой компиляцию, состоящую из Жития прп. Феодосия и ПВЛ. В Густынской летописи упоминается Житие Е. и прп. Моисея Угрина, в котором говорилось об изгнании «иноков из области Лядзкия» (ПСРЛ. Т. 40. С. 52); вероятно, имеется в виду фрагмент Киево-Печерского патерика. Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса св. Николая Мир-Ликийского и похвала ему: Исслед. 2 памятников древнерус. письменности XI в. СПб., 1881. (ПДПИ; 34); он же. Посмертные чудеса Николая, архиеп. Мир-Ликийского, чудотворца. СПб., 1888. (ПДПИ; 72); Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца. СПб., 1881. С. 3-10. (ПДПИ; 19); Патерик Киевского Печерского мон-ря/[Изд.: Д. И. Абрамович]. СПб., 1911. С. 24, 26, 28; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 42; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 517-518; Житие Феодосия Печерского/Подгот. текста: О. В. Творогов//БЛДР. Т. 1. С. 370, 374; ПСРЛ. Т. 1-2 (по указ.). Лит.: Красовский А. Установление в Рус. церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бар//ТКДА. 1874. Дек. С. 521-585; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 198-202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 193-196; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 41-42; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 303-326; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 433-435; Творогов О. В. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 125-126; Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968; Щапов Я. Н. Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Пентковский. Типикон. 2001. С. 155-170; Хрусталёв Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002; Завадская С. В. Похвала св. Николаю Мирликийскому. Слово на перенесение мощей св. Николая Мирликийского//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннотир. кат.-справ./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 190-192; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 2008. С. 57-58.

http://pravenc.ru/text/182085.html

христ. правителям с призывом дать отпор «неверным». Посланная царем на защиту Киева армия во главе с кн. Ю. П. Трубецким была торжественно встречена И. в сер. февр. 1673 г. 8 марта 1680 г. печерский архимандрит посылал в Москву старцев Паисия, Варлаама (Ясинского) и писаря И. Армашенко с просьбой пожаловать Киево-Печерскому монастырю обитель в Брянске или в Трубчевске в качестве укрытия на случай неприятельского нападения. По грамоте царя Феодора Алексеевича к Киево-Печерскому мон-рю в следующем году были приписаны Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь близ Брянска и Чёлнский в честь Преображения Господня монастырь близ Трубчевска. Помимо помощи Киево-Печерскому мон-рю царский двор оказывал И. др. знаки внимания. Так, в 1681 г. Феодор Алексеевич послал ему только что опубликованный «Обед душевный» Симеона Полоцкого, в 1683 г. царская семья в качестве поминального вклада по Феодору Алексеевичу пожаловала обители богослужебные облачения. И. руководил типографией Киево-Печерского мон-ря, принимал участие в подготовке изданий, в частности, благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), предварительно просмотрел и внес исправления в соч. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников», опубликованное киево-печерской типографией в 1674 г. В 1672 г. И. направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий Киево-Печерского мон-ря. Печерский архимандрит поддерживал отношения с видными деятелями Киевской митрополии. Сохранилась многолетняя переписка И. с архиеп. Лазарем (Барановичем), носившая доверительный характер (примером может служить письмо И. с рассказом о низложении патриарха Никона , где читаются слова: «Погасло великое светило»). Антоний (Радивиловский) посвятил И. сборник проповедей «Огородок Марии Богородицы» (1676). И был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря. М. А. Корзо, Б. Н. Флоря Сочинения И. является создателем ряда сочинений. Не подлежит сомнению его авторство в отношении философского курса «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae).

http://pravenc.ru/text/389655.html

199 Свидетельство дьяка Иоанна. См.: Погодин М. П. Образцы славянского древнеописания. М., 1841. Тетр. 2; Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 331, 334. 208 См.: Макарий. Ibid. Т. II. С. 106–108; Илариона, митрополита Киевского, два слова//ПТСО. 1844. Ч. II. С. 253–255. 212 В греческом тексте оно отпечатано в: Ученые Записки II отделения Академии наук. Кн. 1 и в: Павлов А. С. Критические опыты по истории греко-русской полемики… СПб., 1878 Прилож; в славянском тексте см.: Калайдович К. Ф. Памятники… СПб., 1821. 213 Первое послание см. в: Калайдович К. Ф. Ibid.: второе – в.: Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 9. 10 (в двух видах). 215 Поучение Луки Жидяты к братии/Публ. Р. Тимковского//РД. Ч. I. С. 7; Макарий. Ibid. Т. I. С. 278–279; Добромыслов Вс. Свитый Лука Жидята, вторый епископ Новгородский//Странник. 1865. Окт., нояб. 216 См.: Ученые Записки II отделения Академии Наук. Кн. II. Вып. 2. С. 193–213; Поучение Феодосия Печерского об умеренности в застольном питье//ПС. 1858. Ч. III. С. 256; Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 3. Число поучений к братии определяется различно: Макарий полагает их 10, Голубинский – 7. 220 Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. М.. 1859–1863. Т. IV (смесь). С. 87 и след. (2 списка). 227 Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба//ПС. 1858. Ч. I. 4. С. 420–450; Чтения в ОИДР. 1859. Кн. I; Срезневский И. И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV века. СПб., 1860. 228 Чтения в ОИДР. 1858. Кн. III; Яковлев В. Памятники русской литературы XII и XIII веков. СПб., 1872. 231 Эти редакции см. в рукописях. Печатный патерик есть уже обработка древних сказаний; начало ему положено Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским и Могилевским (1637–1647 гг.); монахи Киево-Печерского монастыря после него внесли не сколько своего труда в дело издания патерика; первое издание было в 1661 г. 235 В отличие от позднейших называется 1-й Новгородской; помещена в: ПСРЛ. Т. III; сличение с текстом первоначальной летописи сделано в: Лейбович Л. И. Ibid. Т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010