в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР). Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры В киевской деревянной резьбе поясной образ И. (в пещере, со скрещенными руками, с черепом и книгой) включался в ряд сюжетов паломнических икон; в частности, он присутствует в нижней части композиции под престолом на Печерской иконе Божией Матери 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР), 1-й трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), 1-й пол. XIX в. (ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), а также на иконах XIX в. с фигурами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских по сторонам Успенского собора лавры (иногда с избранными святыми). И. представлен погрудно или по пояс внизу, под зданием храма (ГИМ, Егорьевский историко-художественный музей, частные собрания; см.: Давыдова Е. В. Центры миниатюрной резьбы XIX ст. Киев//Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 105-107. Ил.). Единоличный образ И. традиц. иконографии - с небольшой бородой и волосами на прямой пробор, в пещере, с раскрытой книгой - известен, напр., на резной иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР). В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, встречается, напр., в росписи интерьера храма Христа Спасителя, рядом с композицией «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XII в.

http://pravenc.ru/text/469003.html

М., 1996. С. 5-14; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 194-196, 207-214; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ); Конявская Е. Л. Нестор// Она же. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 28-52; она же. Какую летопись писал Нестор?//Родина. 2002. 11/12. С. 89-91; Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//ДРВМ. 2000. 2. С. 28-50; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81; он же. Летописный рассказ статьи 6599 г. о перенесении мощей прп. Феодосия Печерского: Время и обстоятельства написания//Мир житий. М., 2002. С. 72-82; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотезы, выстроенные на гипотезах»: По поводу нового исследования А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 361-387; он же. Нестор//ДРСМ. 2014. С. 538; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 249-277; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 588-592; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 309-313; Ранчин А. М. Памятники Борисоглебского цикла: Текстология, поэтика, религиозно-культ. контекст. М., 2017. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Иконография Н.- одна из наиболее богатых среди иконографий Киево-Печерских преподобных, в т. ч. благодаря интересу к фигуре летописца в XIX в. К одному из самых ранних (с большой долей предположительности) можно отнести образ, запечатленный на миниатюре Радзивиловской летописи в части истории Киево-Печерского мон-ря, а именно иллюстрирующей обретение мощей прп. Феодосия Печерского, свидетелем к-рого был Н. (БАН. 34.5.30. Л. 122, кон. XV в.). На миниатюре рядом с пещерой, откуда были извлечены мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

П. Хрущёв, Г. П. Федотов , Р. Д. Босли). Однако сведения Жития, заимствованные составителем Начального свода, а также ссылки на него авторов КПП свидетельствуют, что Житие прп. Антония не только существовало, но и пользовалось популярностью среди неск. поколений печерских книжников. Житие, составленное, вероятно, во время игуменства Никона (80-е гг. XI в.), повествовало о жизни и подвигах основателя Киево-Печерского мон-ря, об истории обители и о жизни некоторых выдающихся пострижеников. Высказывалось мнение, что Житие писалось не в Киеве, а в Чернигове или Тмутаракани ( Розанов. 1914). Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Печерские агиографические традиции получили развитие в творчестве еп. Владимиро-Суздальского свт. Симона (в прошлом постриженика Киево-Печерского мон-ря) и мон. Поликарпа . Первому принадлежит «Слово о создании Печерской церкви» (не ранее 1222), Послание к Поликарпу с приложением 9 рассказов о печерских черноризцах (между 8 сент. 1224 и 22 мая 1226); второму - Послание к игум. Акиндину и 11 рассказов о печерских монахах (нач. 30-х гг. XIII в.) (см. также Акиндин , прп.). В стенах Киево-Печерского монастыря писались послания, поучения и молитвы. Так, вероятно, ок. 1069 г. прп. Феодосием было составлено послание к кн. Изяславу Ярославичу - «Слово... о вере крестьянской и о латыньской». Ему же обычно атрибутируют 8 кратких, простых по композиции поучений к братии. Терпение и любовь, пост и молитва, смирение и милостыня - таковы основные темы поучений прп. Феодосия. Источники упоминают о существовании в Киево-Печерском мон-ре б-ки, в состав к-рой входили слав., греч., лат. и евр. рукописи. В XII-XIII вв. многочисленных паломников привлекали святыни обители: чудотворная икона Божией Матери, вода «из печерского кладезя», мощи подвижников, рака прп. Феодосия. Само место расположения Киево-Печерского мон-ря почиталось святым, что способствовало формированию здесь обширного некрополя.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680). Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу ,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу ,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери ) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем. Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга//1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

1643) среди «Божественных иерархов» - выходцев из Киево-Печерской обители - назван Исаия, очевидно епископ Ростовский. Автор канона считал, что мощи И. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (факт погребения И. в Ростове, вероятно, был неизвестен в Киеве в 1-й пол. XVII в.). По-видимому, с останками И. отождествляли мощи прп. Исаии трудолюбивого, в Ближних пещерах почивающего. Несмотря на то что предание относит кончину прп. Исаии трудолюбивого к 1115 г., он впервые назван в сочинении XVII в. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) (Дива печер. лаврських 1997. С. 125). Возможно, позднее почитание погребенного в Ближних пещерах прп. Исаии возникло в связи с закрепленной в Киево-Печерском патерике памятью о подвизавшемся в обители одноименном буд. Ростовском епископе. Как общецерковно чтимый святой И. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 16). Имя И. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Ист.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139-142; ПС. 1858. Ч. 1. Март. С. 432-449 [одна из кр. ред. Жития по списку РНБ. Солов. 806/916]; Ярославские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. С. 26-28 [Житие по неизв. списку]; БЛДР. 2003. Т. 12. С. 254-262 [Распространенная ред. Жития по списку РНБ. Соф. 1321]; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: Сюжеты и образы древнерус. лит-ры в творчестве писателей XIX в.; Пролог: Избр. тексты. М., 1990. С. 337-338 [Проложная ред. Жития]; Акт вскрытия и обследования мощей святителей Игнатия и Исаии//СРМ. 1993. Вып. 5. С. 50-52; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401. Лит.: СИСПРЦ. С. 124; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 110; Толстой М. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18663. С. 38-40; Ключевский.

http://pravenc.ru/text/674806.html

В 1655 году в Киеве было издано «Сказание о церкви Печерской». В 1660 году, при втором издании книги Иоанникия Голятовского «Ключ разумения», в конце (лл. 134–449) приложены «чудеса пресвятыя Богородицы некоторыа». В 1661 году, при архимандрите Печерской Лавры Иннокентии Гизеле, вышло первое издание Печерского Патерика на славянском языке, подготовленное, по мнению Д. И. Абрамовича 95 , еще при предшественнике Гизеля – Иосифе Тризне. Издание предваряется двумя предисловиями, из которых второе, взятое у Сильвестра Коссова, в вопросах и ответах опровергает те хуления, которые возводили на Печерских святых католики; в самом Патерике издатели допустили, сравнительно с рукописными редакциями, много изменений: иное исключили, другое изложили в новой форме, перенесли сведения одного повествования в другое, присоединили к житиям свои вступления и заключения, подновили язык и т. п., в конце приложили особое повествование о мироточивых главах и оглавление. В 1678 году Патерик был издан вторично и в этом издании послужил источником для Четиих-Миней свят. Димитрия. В 1661 году в Киеве издано было «Повествование о успении Богоматери». В 1662 году во Львове вышла составленная Иоанникием Голятовским книга «Небо новое», содержащая краткие рассказы о чудесах Пресвятой Богородицы, заимствованные из различных, большею частью западных, источников. В 1668 году в Киеве, вместе с «выкладом», вышло житие св. князя Владимира 96 . В 1671 году в Киеве при службе напечатано житие св. Иоанна Рыльского. В 1676 году в Чернигове издана составленная Иоанникием Голятовским «Скарбница потребная», содержащая описание чудес от Елецкой иконы Божией Матери. В 1677 году в том же Чернигове изданы «Чудеса Пресвятой Девы Марии»; в 1680 году там же напечатана книга свят. Димитрия «Руно орошенное», где описываются чудеса от иконы Богоматери, находящейся в Черниговском Ильинском монастыре. Остальных, более поздних изданий не указываем 97 . Хотя все эти издания и давали довольно значительный агиологический материал, но заменить Четии-Минеи они не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Матфея Прозорливого, когда на утрене на игуменском месте он увидел осла «и разуме, яко не востал есть игумен»; по мнению Ю. А. Артамонова, видение может трактоваться как знамение кончины Н. В. ( Артамонов. 2007. С. 18). Разработка иконографии преподобного связана с деятельностью типографии Киево-Печерского мон-ря, а именно граверов - создателей иллюстраций для печатных изданий мон-ря. Автором 2 ксилографий с образом Н. В., вошедших в 1-е издание КПП, является иером. Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661, в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.). В 1660 г. он награвировал изображение для выходного листа КПП (вариант с раскраской в ГРМ - К., 1678), поля которого украсила композиция «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские стоят по сторонам Великой церкви, из к-рой произрастают 2 виноградные лозы, уходящие вверх вправо и влево, к иконе Успения Пресв. Богородицы. В листьях-чашах лозы помещаются фигуры Киево-Печерских святых; образ Н. В. (подпись: «    ») расположен в нижней правой чаше, напротив образа игум. Стефана. Святой показан погрудно, обращенным к центру, влево, правая рука молитвенно прижата к груди; он облачен в мантию, в схиме (или в епитрахили?), на голове - куколь; его лоб прочерчен морщинами, борода средней длины, на конце клиновидная. Ксилография из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, также является работой иером. Илии, выполненной, судя по надписи, 4 годами ранее (помимо изданий 1661 (Л. 126), 1678 и 1702 гг. ксилография вошла в тетрадь на 20 листах с 32 изображениями, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762). Для этой композиции был избран один из наиболее торжественных иконографических типов единоличного изображения, свойственных для образов святителей: Н. В. показан в рост, фронтально, с разведенными в стороны на уровне груди руками, правой благословляет (сложение перстов не точно соответствует благословению), а на ладони левой держит кодекс; сходство с иконографией святителей (ср., напр., гравюру иером.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

(с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич ), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным А. и Феодосию, успения А., а также сюжетов из «Повествования о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, А. и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А. В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы А. и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» ( Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры ( Агапит, диак. Главизны. К., 1628). А. представлен в композиции «Древо Киево-Печерских святых» на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и «Акафистам» (К., 1663), где изображены А. и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь цветная. Львов, 1642) - А. без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича) , архиеп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика (см. «слова» ο Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII веке для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник, κ XVI веку его не находят в русских рукописных собраниях. Β первой половине XVII века на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 года. 786 Β ФеодосиевЖитии... – Β Житии Феодосия Печерского есть «чудеса», знаменующие место основания Успенского собора: явление «некоему христолюбцу» огненной дуги, один конец которой исходил из купола старой, деревянной церкви, другой указывал на место, где позднее был возведен каменный собор Успения Богородицы; видение людям, живущим близ монастыря, яркого света в ночи и процессии монахов во главе с Феодосием, направлявшейся с иконой Богородицы из старой церкви на место возникновения новой, и др. (см. наст. изд., т. 1). Житие Феодосия Печерского послужило историческим и литературным источником для авторов и редакторов Киево-Печерского патерика, в состав которого оно вошло не позднее XV века. 790 Никон – игумен Киево-Печерского монастыря после Стефана, с 1078 по 1088 год. Был сподвижником Антония и Феодосия, ο высоком авторитете Никона свидетельствует то, что Нестор называет его Великим. Β 50-е годы XI века вместе с Антонием жил в пещере на берегу Днепра, где позднее был основан Киево-Печерский монастырь. По предположению М. Д. Приселкова, печерский монах Никон и бывший митрополит Руси Иларион – одно историческое лицо. Никон играл большую роль в политической жизни Киевской Руси 60–70-х годов XI века. Дважды ему пришлось бежать из Киева в Тмутаракань, спасаясь от гнева князей: в 1061 году, после пострижения в монахи приближенных Изяслава; во время междоусобной войны Ярославичей, когда он выступил в поддержку изгнанного из Киева Изяслава. Β Тмутаракани Никон основал монастырь, оттуда он приезжал в 1067 году в Киев с целью поставления в Тмутаракань нового князя вместо умершего Ростислава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010