священник Т.С.Тихомиров Практическая гомилетика – темы и конспекты на весь церковный год Цветная Триодь Святая Пасха (Евангелие от Иоанна, зач. 1, гл. 1, ст. 1–17; Апостольские Деяния, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8) 1) Святая Пасха. Светоносная радость Пасхи, Христос – победитель смерти. Вера в Воскресшего дает силу для борьбы со злом. 2) Простим всем вся воскресением... Пасха – праздник милости Господа к нам. Ради этого в древнее время в этот день выпускали из тюрем, прощали долги. Оставим и мы обиды нашим братьям. Обнимем всех с любовью. Понесем радость не имеющим радости. 3) Христос светлый Гость. Приготовьте Ему горницу большую и убранную. Очистите вашу душу. Да будет она горницей светлой, поднимитесь вверх к Богу. Расширьте сердце ваше для любви, чтобы оно было достойно быть «горницей» Господа, грядущего для вечери любви. 4) Начало Евангелия. Евангелия – забытая книга. Сила Евангелия. Необходимость ежедневного чтения Евангелия. 5) Кто отвалит нам камень? Тяжело нам; тяжело на душе. Ослабела вера. Жизнь кажется нам темной, тяжелой. Грех и суета, как камень, легли на душу. Кто спасет? Кто отвалит камень? Он, Воскресший: вера в Него, сила Его. 6) Восстани спяй и воскресни от мертвых ( Ефес.5:14 ). Воскресение Христово побуждает нас восстать от греховного сна ( Рим.6:4 ; 1Кор.15:17 ; Амос.5:14 ). Неделя о Фоме (Евангелие от Иоанна, зач. 65, гл. 20, ст. 19–31; Апостольские Деяния, зач. 14, гл. 5, ст. 12–20). 1) Вера и неверие. Виды неверия: добросовестное сомнение утерявших веру. Они найдут ее, если будут искать. Неверие – результат грешной жизни. Грешный старается не верить, чтобы не бояться Бога. Это неверие хуже предыдущего: оно признак смерти душевной. 2) Приди и осяжи. Наша вера; ее слабость и безжизненность. Нужно придти и осязать Господа. Это можно достигнуть частой усердной молитвой, благоговейным чтением Писания, вживанием в храмовую жизнь, добрыми делами. Касаясь часто риз Господних (богослужение, святые книги), мы постепенно поучаемся видеть Господа глазами души, и это родит веру живую, творящую, в отличие от веры на словах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Слово 45. На Святую Пасху 1. На стражи моей стану, говорит чудный Аввакум ( Авв. 2:1 ). Стану с ним ныне и я, по данной мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что возглаголано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела ( Суд. 13:6 ), и одежда его как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его как глас трубы, и вокруг него как бы множество вой небесных) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых, – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: аще кто во Христе, нова тварь ( 2Кор. 5:17 ); обновляйтесь». Так говорил он, a другие воспели то же, что и прежде, когда явился нам Христос через дольнее рождение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). С ними и я (о если бы иметь мне и голос, достойный ангельской песни и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: 2. Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. Прекрасно у нас и вчера блистало и осиявалось все светом, каким наполнили мы и частные домы и места общественные, когда люди, всякого почти рода и всякого звания, щедрыми огнями просветили ночь, в образ великого света – света, каким небо сияет свыше, озаряя целый мир своими красотами; света премирного, который в Ангелах, первой светлой природе после Первого Естества, из Него источается; и Света в Троице, Которой составлен всякий свет, от неделимого Света разделяемый и украшаемый. Но прекраснее и блистательнее нынешняя светозарность, потому что вчерашний свет был предтечей великого воскресшего Света и как бы предпразднственным весельем, а ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Священные лучи света Христова уже засияли, и ясные звезды чистого Духа взошли, небесные же царские власти открыли сокровищницы Божества. Ночь долгая и темная поглощена, мрачная смерть сокрыта, жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света, восток востоков господствует над всем, и рожденный прежде денницы, бессмертный, великий Христос является пред всеми светлее солнца. Теперь наступает долгий, вечный и неугасающий для нас, верующих, светлый день, – Пасха таинственная, образно совершавшаяся во времена господства закона, Пасха – достойное удивления дело Божественного совершенства и силы. Поистине, праздник и вечно живой памятник! Из страсти – бесстрастие, из смерти – бессмертие, из умерщвления – жизнь, из поражения – исцеление, из падения – восстание, из нисхождения – восхождение Так Бог производит великое! Так из невозможного Он творит неожиданное, для того, чтобы можно было узнать, что для Его одной воли все возможно! Итак, пусть закон устанавливает эти образы, пусть ангел изъясняет, возвещая великое пришествие великого Царя, пусть предуказывает истину теми событиями, при которых множество египетских первенцев умерло, а Израиль был спасен таинственной кровью. Это все – тень будущего; а у нас – исполнение уподоблений и осуществление образов, вместо тени – сама истина во всей своей точности и твердости. Там агнец из стада, здесь – Агнец с небес; там – знак крови, на время отклонявший опасность, здесь Слово – сосуд полный Божественной крови и Духа; там – овца из стада, здесь – вместо овцы Сам Пастырь яко овча на заколением ведеся ( Ис. 53:7 ). Вот, каким образом те события предвозвестили всецелое спасение! Одни лишь образы – и те оказались спасительными. Да возрадуются же небеса небес, как вопиет Божественный Дух, возвещая славу Божию; да празднуют небесные ангелы и архангелы; да торжествуют и все небесные Силы, видя верховного Вождя вышних воинств, телесно приходящего в образе ходатая; да празднуют хоры звезд, показывая Восшедшего прежде денницы; да празднует и воздух, неизмеримо простирающийся в глубину и широту; да празднует морская вода, удостоившаяся священных следов и хождения; да празднует и земля, омытая Божественной кровию; да празднует и всякая человеческая душа, возрожденная Воскресением! Это – пасха, общее торжество всех вследствие исполнения отеческой воли в мире, посольство Христа, Божественный восток над землею, вечный праздник ангелов и архангелов, жизнь бессмертная для всего мира, смертоносная для смерти, нетленное небесное блаженство для людей, священное торжество, предвозвещение древних и новых таинств, видимых на земле и на небесах, созерцаемых теми, кто принял их новыми и с священным познанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Страстная седмица, Пасха, Радоница: как встретить и прожить — советует епископ Климент (Вечеря) В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. 7 апреля, 2015 В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря). — Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник. —  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью. Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху. Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит. Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления. Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин. Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-pa...

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Тропарь, глас 5-й Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды.) Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящие Его. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Слава, и ныне: Ипакои, глас 4-й Предварившия утро, яже о Марии и обретшия камень, отвален от гроба, слышаху от Ангела: во Свете Присносущнем Сущаго с мертвыми что ищите, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Господи, помилуй (12 раз). КАНОН, глас 1-й Песнь 1 Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся! рекуща, ясно да услышим, победную поюще. Христос воскресе из мертвых. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное. Богородичны : Слава: Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево Всенепорочная, и мир просветившаго. И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1729...

Прот. Всеволод Чаплин: Воскресение Христово - это торжество жизни. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Прот. Всеволод Чаплин: Воскресение Христово - это торжество жизни. 13.04.2001 [См. также: Пасха - Светлое Христово Воскресение ] На вопросы Страны.Ru отвечает глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: - Почему Пасха - главный праздник для православного человека, ведь Пасху называют " праздников праздник и торжество из торжеств " ? - Естественно, это главный праздник, это " праздников праздник и торжество из торжеств " , потому что Православная Церковь - это Церковь Христа Воскресшего. Апостол говорит, что если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, тщетна и вера христиан, постольку поскольку воскресение Христово - это торжество жизни, это основание нашей надежды на вечную жизнь, на то, что Господь спасает нас, если мы принимаем Его крестную жертву, если мы со Христом живем и духовно обновляемся под действием Его благодати, подаваемой в Церкви. Вся жизнь Православной Церкви, весь строй ее жизни исполнен пасхальной радостью, мы ликуем, зная, что воскресший Христос и нас, православных христиан, возводит к воскресению, и духовному, возводит нас к вечной жизни, и этот праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас. Потому что Воскресение Христово, искупление им падшего мира - это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы ни была сложна наша жизнь, как бы ни обуревали нас житейские невзгоды, ужасы, которые мы испытываем от людей, от несовершенства окружающего мира, - все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дается Воскресением Христовым.

http://zavet.ru/news/news-s010413.htm

Рождественские рассказы для детей Рождественские рассказы для детей Сборники Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению... • Рождество Христово - Константин Победоносцев • Рождественский праздник - Клавдия Лукашевич • Рождество Христово - свящ. П. Воздвиженский • Святая ночь - Сельма Лагерлеф • Дары Артабана - Георгий Петров • Рождественский ангел - Саша Черный • Золотые туфельки - Джон Кэри • Девочка со спичками - Ханс Кристиан Андерсен • Берёзовая ёлка - Е. Санин • Рождественская елочка - Иоанн Рутенин • Сказка про колокольчик - Иоанн Рутенин • Пылинка и капелька - Иоанн Рутенин • Чудо-огонёк - Иоанн Рутенин • Рождество - Иван Шмелев • Рождество Христово. Детство золотое - монахиня Варвара • Ваня - Валентина Евстафиева • Рождественский фонарь - Софья Макарова • Малинка. Чудеса преподобного Серафима - митр. Вениамин (Федченков) • Игумен и медведь - Наталья Скоробогатова • Крещение - Василий Никифоров-Волгин • Учитель доброты - Рихард фон Фолькманн • Ангельские крылья • Богач и бедняк • Старая мельница • Заржавленный рыцарь • Зарянка - Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян • Паучки и рождественская ёлка - Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян • Неожиданный помощник • Стихотворения • Рождественское - Саша Черный • Божий дар - Федор Достоевский • Зима. Рождество - Иоанн Рутенин • Рождество - Иоанн Рутенин • Рождественское утро - Иоанн Рутенин • Зимняя ночь в деревне - Яков Полонский Рождество Христово - Константин Победоносцев Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4250...

Дорогие мои! Ликуем и радостно празднуем в день сей, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной Любви. Христос Воскресе! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И войдет Он, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, и преобразит души наши. И тогда с любовию устремимся за Ним и мы по крестному пути нашему, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Сердечно поздравляю вас с днем общей нашей радости, днем святым, днем светоносным! Воистину Воскресе Христос! Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1987 год. Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех... ...Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшаго Христа во веки... И вновь пасхальный благовест наполнил мир. Христос Воскрес! Христос Воскрес! И в этом — победа жизни. Христос Воскрес! И открыл воскресный путь всякой плоти, совоскресив ее Собою. Христос Воскрес! И безнадежность смерти сокрушена, и сила смерти уже истощилась. Тысяча лет из года в год весть о начале вечного жития возвещается на Руси. И звучит благовест о Воскресении, о Жизни, звучит по-разному. Звучит то праздничным победным звоном колоколов на весь мир, то шепотком и робко, а то замирает и будто умирает совсем, чтобы вдруг неведомой, незримой силой опять и опять вознестись, достигая сердец. И сила эта — Любовь Христова к нам. Дорогие мои, сохраним же бережно этот зов к Жизни со всей Святой Русью, омывшейся верой сильных духом и их подвигом. И врачевством к бессмертию, данным Самим Христом в Святейшей Евхаристии, победим власть греха и тьмы, восстающих на Жизнь. Дорогие мои, родные! Воистину Воскресе Христос! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1988 год. Христос Воскресе! Дорогой батюшка! В эти светлые дни веселия и радости, особой близости Воскресшего Господа, когда все, не погубившие в себе живой души, единым сердцем поют слова Жизни Вечной: Христос Воскресе! И мертвый ни един во гробе... Христос Воскресе! И днесь весна душам. Поздравляю и я Вас, родных и близких с праздником Светлого Христова Воскресения. Сколько радости, сколько надежды хочется вложить в эти слова, ожидая от них живой силы всем, кто идет за Христом, а наипаче тем, кто несет на себе всю ответственность за дело Христово на земле, за жизнь Святой Православной Церкви, за жизнь народа Божия. Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на Ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным. Воистину Воскресе Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3263...

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Слово « Пасха » значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностию. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010