Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Праздничные проповеди святителя Григория Богослова К концу IV в. в христианском мире сформировался годичный круг церковных праздников, центром которого стало воспоминание Воскресения Христова (Пасха). Помимо Пасхи, важнейшими праздниками были Рождество и Богоявление (которые кое-где еще праздновались в один день), а также Пятидесятница 1 . В основу праздничного круга было положено ежегодное воспоминание главных событий из жизни Иисуса Христа и раннехристианской Церкви. Торжественное богослужение, совершение Евхаристии, чтение соответствующих текстов из Ветхого и Нового Заветов, проповедь на тему праздника — все это должно было способствовать переживанию празднуемого события каждым верующим, молитвенному и духовному проникновению в смысл праздника. Евангельское событие благодаря его воспоминанию в Церкви становилось реальностью духовной жизни христианина, который, хотя и жил несколько столетий спустя, мог мысленно приобщиться к этому событию и стать как бы его участником. Деятельность святителя Григория Богослова как проповедника началась со Слова на Пасху, произнесенного вскоре после иерейской хиротонии, и кончилась Словом на Пасху, написанным после низложения с константинопольского престола 2 . Между двумя Пасхами — более четверти века проповеднического труда и сорок пять Слов, вошедших в сокровищницу христианской церковной литературы. Из этих Слов лишь семь посвящены церковным праздникам: одно — Рождеству Христову, два — Крещению Господню, два — Пасхе, одно — Неделе новой, и одно — Пятидесятнице. Каждое из них, однако, оказало огромное влияние на понимание праздников в Восточной Церкви: на протяжении многих столетий праздничные проповеди святителя Григория читались вслух в храмах, некоторые тексты святителя Григория, посвященные праздникам, даже вошли в богослужение Православной Церкви. “Воскре­сения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!”; “праздников праздник и торжество из торжеств” (ср. Сл. 45,2; PG 36,624=1.662) 3 ; “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением” (ср. начало Слова 1-го); “Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!” (ср. начало Слова 38-го); “Пятьдесятницу празднуем и Духа Святаго пришествие” (ср. Сл. 41,5,1; SC 358,324=1.578) — эти слова из богослужебных текстов, знакомые каждому православному христианину, буквально заимствованы из праздничных проповедей святителя Григория Богослова.

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 2) 7 июня, 2005. Протоиерей Максим Козлов Почему Пасха – самый главный праздник? Почему на Рождество ставят елки? Можно ли читать детективные романы? Можно ли читать фантастику? Можно ли рассказывать анекдоты? Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она попадает после смерти? Можно ли верить снам? Почему еще не изобрели эликсир бессмертия? Почему Пасха – самый главный праздник? Потому что Пасха – Воскресение Христово . Это – действительная основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: Воскресение Христово – основа всей нашей жизни. Почему на Рождество ставят елки? Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово. Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости. Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-dete...

Пасха в 2024 году — 5 мая Последования полунощницы, заутрени, часов и обедницы Светлого Христова Воскресения для домашнего совершения Последования наряду на русском языке. Пасха «Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста»: Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит. Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости. Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

http://predanie.ru/tema/pasha/

Пасха в Иерусалиме в IV веке (версия для печати)/Православие.Ru Пасха в Иерусалиме в IV веке Православие.Ru , 9 апреля 2007 г. Кувуклия. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru В древней Церкви праздник Богоявления, иначе называемый Крещением Господним, являл и Иисуса Христа, рожденного по плоти, и Бога в водах Иордана . Вследствие этого Рождество Христово и Богоявление сопраздновались, и только с конца IV века началось их разделение. В Иерусалиме это разделение праздников протекало медленно, что видно из свидетельства Косьмы Индикоплевста (VI в.): «Жители Иерусалима совершают Богоявление на Рождество» . «Был десятый год, – писала Сильвия Аквитанка, – когда в Иерусалиме Рождество праздновали после Богоявления 6 января». Из рукописи Сильвии известно и то, что празднование длилось восемь дней, как и празднование Пасхи и Пятидесятницы . Ночью в Вифлеемской пещере литургию по случаю праздника совершал епископ Иерусалимский. Собственного епископа Вифлеем получил значительно позднее . Одновременно празднование совершалось и в других местах: первые три дня на Голгофе, четвертый – на Масличной (Елеонской) горе, пятый – в Вифании, шестой день – на Сионе, в седьмой день – в храме Воскресения, на восьмой – в храме Креста. В эти дни в город на восьмидневный праздник из Иерусалима и его окрестностей стекалось неисчислимое множество паломников. Все это время монахи Вифлеема непрестанно молились в вифлеемском храме и совершали отдельные службы в Святой пещере . 14 февраля в Иерусалиме праздновали Сретение Господне, который изначально был местным праздником, а как общецерковный утвердился в конце V века сначала на Западе, а затем, в начале VI века, и на Востоке . Во время этого праздника в храме Воскресения пресвитеры и епископ читали Евангелие дня и совершали Божественную литургию по чину, сходному с чином святой Пасхи, – праздничным. Пасха была величайшим из праздников. Ей предшествовал пост – великая четыредесятница, совершавшийся в Иерусалиме в течение восьми недель. Пост запрещался в субботу и воскресенье, только в Великую субботу он не отменялся, так что на два дня каждую неделю пост прерывался .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Пасха в Китае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Великий Вторник Хмуро и неприветливо смотрело солнце сквозь желтую завесу. Уже несколько дней в Пекине песчаная буря. Собственно, бури никакой нет — слегка поддувает ветерок, да песок стоит в воздухе. Не солнечно, не пасмурно, а как-то невнятно, совсем непривычно, словно свет проступает сквозь желтое стекло. Перед аэропортом с шумом развевались флаги, под которыми неподвижно стоял военный в защитной гимнастерке. Машины на стоянке были сплошь обсыпаны песком. Грустно — неужели праздников праздник будет таким? “Не беспокойся. Здесь же снова будет Пасха — погода не подведет”. Голос мужа был столь уверенным, что ни один гидрометцентр не убедил бы меня в обратном. Вспомнился Пастернак… Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла И до рассвета и тепла еще тысячелетье…    Вот и нам предстоит прожить здесь целую вечность — от предательства Иудина до Светлого Христова Воскресения. В Пекине, где не осталось ни одного православного храма, службы Страстной седмицы и пасхальная Литургия не служились уже сорок лет. Еще кругом ночная мгла — оттого и солнце едва просматривается сквозь песчаную завесу, оттого на душе смутно и неясно. Но все впереди… Китай всегда представлялся мне страной горизонталей — приземистая архитектура дворцовых комплексов, стелющиеся карликовые деревья. Современный же Пекин — это город вертикалей: гигантские зеркальные многоэтажки рвутся ввысь. Чтобы хоть как-то примирить этот смелый прорыв с традицией, верхушки небоскребов венчаются крышами с изогнутыми карнизами. Многоэтажки растут здесь как грибы — оцепляется старый квартал, а через несколько месяцев на его месте уже красуется блестящий гигант. Подъезжаем к Российскому посольству. Современные постройки сменяются хутунами, старыми одноэтажными кварталами, — их в Пекине осталось совсем немного. Ветер тревожит обнаженные ветви деревьев; на перетянутых через улицу веревках раскачиваются большие красные бумажные фонари. Раньше в этом районе жили потомки албазинцев и члены русской Миссии, ныне каждое второе здание занято под ресторан.

http://pravmir.ru/pasha-v-kitae/

Пасха в СССР как грустный кладбищенский день Это действительно что-то неистребимое 16 апреля, 2017 Это действительно что-то неистребимое Священник Петр Коломейцев о том, почему кладбище до сих пор для многих место, где можно выплеснуть пасхальную радость. Бесплатный маршрут на Пасху Новости пестрят сообщениями об инспекторах Госадмтехнадзора, которые грозятся к Пасхе проверить содержание всех подмосковных кладбищ. Подъездные пути, пункты сбора мусора, кладбища и прилегающие к ним территории, ограды, даже фонари не останутся без внимания специалистов. На автостанциях и остановках пригородного транспорта несколько недель висят объявления о запуске на Пасху дополнительных бесплатных маршрутов к подмосковным кладбищам. Администрация области к празднику готовится основательно и на Пасху особенно расточительна. Соседство главного христианского торжества и кладбища в одном объявлении почему-то никого не смущает. Посещать кладбища, чтобы почтить память умерших в родительские субботы и на Радоницу – дело важное и понятное. Но делать это в день Пасхи как-то странно. Как минимум, это противоречит церковным канонам. Вплоть до девятого дня (вторник второй недели после Пасхи) у христиан не принято поминать умерших, ведь Пасха – праздник победы над смертью, торжества над всякой скорбью, день особой и исключительной радости. Выходит, канон против традиции? Почему люди едут на кладбище на Пасху? Как долго будет продолжаться? Священник Петр Коломейцев Поминовение усопших не должно вытеснять торжество Пасхи Умер? Теперь можно и в храм Традиция и правда довольно странная. Пасхальное воскресенье в СССР всегда было грустным кладбищенским днем. Такие всенародные поминки. Появилась эта традиция не случайно. В советское время с пасхальной радостью людям тоже надо было куда-то выйти. Но куда выйдешь? Не на улицу же христосоваться и одаривать всех яйцами. Деться народу некуда, вот и едет на кладбище. Кладбище, как и похороны, в СССР были территорией демократической, пространством некоторой свободы. На похоронах многое прощалось, в том числе религиозные амбиции и проявления. Можно было, например, народную артистку и члена партии отпеть в храме. Или, я сам был тому свидетелем, в церкви организовать прощание с главным художником художественного комбината торгово-промышленной палаты, членом партии и так далее, который в молодости был секретарем архиепископа.

http://pravmir.ru/pasha-v-sssr-kak-grust...

Пасха Господь наш Иисус Христос воскрес рано утром, по прошествии субботы. При гробе Господа сделалось великое землетрясение. Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба; стража пришла в ужас и стала как мертвою ( Мф. 28:2–4 ). На рассвете дня Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Соломия пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисусово ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1–4 ). Но Мария Магдалина, увидев, что камень отвален от гроба, подумала, что тело Господа взято, поспешила к апостолам Петру и Иоанну ( Ин. 20:1:2 ) и объявила им о том. Прочие же жены вошли во гроб, увидели там ангела и, получив от него весть о воскресении Спасителя, с радостью пошли возвестить ученикам ( Мк. 16:5–8 : Мф. 28:5–8 ). Между тем Петр и другой ученик (Иоанн), услышав от Марии Магдалины, что камень отвален от гроба, пришли ко гробу и, не найдя в нем тела Иисусова, пошли назад ( Лк. 24:12 : Ин. 20:3–8 ). Мария же Магдалина, следовавшая за Петром и Иоанном, остановилась возле гроба и плакала. Наклонившись во гроб, она увидела двух ангелов; потом, оборотясь назад, увидела и Самого Господа Иисуса. Сначала она приняла Его за вертоградаря (садовника), но потом узнала и поспешила возвестить об этом явлении ученикам ( Ин. 20:11–18 ; Мк. 16:9 ). На пути она присоединилась к другим женам, шедшим известить учеников о воскресении Христовом. В это время Сам Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь». Они все пали к ногам Его ( Мф. 28:9–10 ). Потом Господь явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Когда эти ученики возвратились в Иерусалим, чтобы рассказать прочим о явлении Господа, их известили, что Господь явился и Петру ( Лк. 24:13–35 ). В тот же первый день вечером Господь пришел в дом, в котором все ученики, кроме апостола Фомы, заперлись из опасения от иудеев, и беседовал с ними ( Ин. 20:19–24 ). Праздник Воскресения Господня называется Пасхою, именем ветхозаветного праздника, установленного в память избавления иудеев от египетского рабства. Тогда ангел-истребитель, поражая смертию всех первенцев египетских, мимо проходил (по-еврейски «пасах»; отсюда – Пасха) домы иудеев, на которых видел кровь агнца ( Исх. 12:7–23 ). Господь наш Своим воскресением освободил нас от рабства греха и диавола: «Пасха наша есть велия и священнейшая: Христос за ны пожрен бысть» ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пасха на войне. Воспоминания очевидцев (+ФОТО) Даже накрасили яиц: солдаты умудрились. Краски, конечно, нет, но они набрали красной китайской бумаги, положили ее в котел, вскипятили, и получилась красная масса, в нее опустили яйца, и вот во всем отряде появилось утешение — красные яйца! 8 мая, 2013 Даже накрасили яиц: солдаты умудрились. Краски, конечно, нет, но они набрали красной китайской бумаги, положили ее в котел, вскипятили, и получилась красная масса, в нее опустили яйца, и вот во всем отряде появилось утешение — красные яйца! Предлагаем вниманию читателей подборку фрагментов воспоминаний о праздновании Пасхи Христовой чинами Русской Императорской Армии и Флота во время боевых действий в трех войнах конца XIX — начала ХХ вв.: войны с Турцией 1877–78 гг., русско-японской войны 1904—1905 гг. и  Первой мировой войны . Пасха на поле боя. Светлый праздник на позиции Иван Верунин (Болдыжев): Разбитая наголову армия Сулеймана-паши рассыпалась по разным направлениям — к Адрианополю, Константинополю и Босфору. Небольшая часть оставшихся башибузуков ушла в Радопские горы, где разбросано много «помакских» деревень, засела там и по окончании войны произвела восстание в среде помаков. Но известие об этом восстании передавалось пока только как слух, не основанный ни на каких фактических данных. В то время балканская весна 1878 года стояла в полном разгаре, сады, поля, Радопские вершины и долины — все было покрыто яркой зеленью. Благодатная теплынь вызывала радостное настроение в предчувствии Великого праздника. Был Страстной четверг Наш стрелковый батальон стоял в городе Станимаке, против главного ущелья Радопских гор. В то время мы отдыхали после тяжелой войны и ничего не делали. И офицеры, и солдаты были совершенно свободны от боевых трудов. Мы (офицеры) решили пойти в греческую церковь и помолиться. Но греческое богослужение, сходное с нашим по обрядности, все-таки для нас было малопонятным. Душа и сердце болезненно сжимались от скорби и жалости, что мы не в России и обречены встретить Светлое Христово Воскресение во время начавшейся оккупации!.. Вдруг командира нашего батальона внезапно вызвали из церкви. Говорят, казак приехал с донесением, и, кроме того, с каким-то сообщением прибыли из подгорной деревни болгарские гонцы. Вскоре и нас всех попросили в квартиру батальонного командира.

http://pravmir.ru/pasxa-na-vojne-vospomi...

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГОВЛАДИМИРА января 2003 Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии 2003 г. " Воскресения день, просветимся, людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия " (1-й ирмос Пасхального канона) Такими словами начинает святая Церковь во время пасхального богослужения воспевать воскресшего Господа. Факт восстания Христа из мертвых осмысляется Церковью прежде всего, как победа над смертью. Переживание ниспровержения последнего врага человека - смерти является основным духовным откровением пасхального богослужения. Господь по Своей великой милости дает нам возможность еще раз приобщиться той сокровенной тайне, что смерть после Его тридневного восстания из мертвых сокрушена и уничтожена. Пасхальная победа Христова каждого из нас делает новым творением и наполняет нас новым, сокровенным знанием о бытии человеческом. Тайное ликование нашего духа в день святой Пасхи говорит нам о жизни несравненно больше и раскрывает ее несказанно глубже, чем весь пережитый и накопленный годами опыт. Мы желаем во всей полноте насладиться этой победой Христовой над смертью, всецело проникнуться вселенским торжеством и приобщиться в эту ночь пасхального Агнца, Своей божественной силой утверждающего и укрепляющего нас в добре и правде. Нынешняя Пасха особенная для нас, потому что в этот пасхальный период мы празднуем 300-летие нашего города. Мы являемся свидетелями великих исторических свершений. Господь благословил нам быть современниками постепенного духовного воссоздания Санкт-Петербурга. Прежде всего надо отметить, что нашему городу было возвращено его историческое название. Он стал именоваться тем самым названием, какое получил при своем основании - градом святого апостола Петра. Наш великий город, теперь именуемый своим первоначальным христианским именем, полученным при своем рождении, вновь обрел своего небесного покровителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Пасхальные поздравления: открытки, картинки и стихи Поздравьте близких с Пасхой! 3 января, 2013 Поздравьте близких с Пасхой! Пасха — главный праздник церковного года для православных христиан. Слово «Пасха», пришедшее из греческого языка означает «прехождение», «избавление». Через Христа Спасителя и Его жертву, человечество освобождается от рабства диаволу, Господь дарует нам чудо вечной жизни и вечного блаженства. Крестной смертью Христа совершается наше искупление, а Его Воскресение дарует нам вечную жизнь. В нашей статье Вы найдёте красивые Пасхальные поздравления. Мы подготовили для Вас стихотворения, картинки и открытки, а также небольшую историческую справку. Пасха в иконографии Воскресение Христа — один из главных иконографических сюжетов. Удивительно, но при этом не существует иконы Воскресения Христова. Христос, исходящий из гроба в белоснежных ризах со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, в российских храмах она появилась в послепетровское время. Воскресение Христово В традиционной православной иконографии нет момента самого Воскресения Христа. Тем не менее существуют иконы с надписью «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», но в действительности там изображены события, происходившие днем раньше — в Великую Субботу. Воскресение Христово. Сербская икона В Православной Церкви икона Пасхи — это икона «Ανστασις» («Воскресение Христово»), примерно с XVIII века ее также стали называть «Сошествие во ад». Воскресение Христово. Сербская фреска Robert Anning Bell. Жены-мироносицы В день Святой Пасхи хорошо поздравить родных, близких, друзей и коллег с этим светлым днем! Телефонный звонок, подарок, доброе слово и, конечно же, радостная и красивая пасхальная открытка. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе» слышится повсюду. Пасхальные поздравления: картинки и открытки от Правмира! Христос Воскресе на разных языках мира: русский: Христос Воскресе! английский: Christ is Risen! белорусский: Хрыстос уваскрос! украинский: Христос воскрес! немецкий: Christus ist auferstanden!

http://pravmir.ru/pashalnyie-pozdravleni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010