В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя храм, останавливается перед закрытыми дверями, в душах проходит неуловимое во времени, но духовно значительное мгновение некоего недоумевающего, вопрошающего молчания: «кто отвалит нам камень от двери гроба» ( Марк.16:3 )? и явится ли гроб пуст, ибо воскресе Христос? И когда отверзаются двери пред знамением креста и входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердца наши заливает радость, ибо Христос воскресе из мертвых. И тогда совершается пасхальное чудо в душах наших. Ибо мы «видим Христово воскресение». «Очистив чувстаия» зрим «Христа блистающегося» и «приступаем исходящу Христу из гроба яко жениху». Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих в остановившемся времени, входим в субботство «покоя народа Божия» ( Евр. 4, 9–10 ). В сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения: ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. В пасхальную ночь подается человеку в предварении уведать жизнь будущего века, вступит в царство Славы, в царствие Божие. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, ибо она есть тайна будущего века, которого «язык – молчание». Радость совершенная, подаваемая в эту ночь по обетованию Господа, есть Дух Святый, являющий нам волею Отчею Христа воскресшего. Дух Святый есть сущая радость во Святой Троице, Отца о Сыне и Сына об Отце, и Он есть радость в нас о воскресении Христовом. Им зрим мы воскресшего Христа, Он есть в нас Свет Христова воскресения. Пасха не есть для нас один из праздников, но «праздников праздник, торжество из торжеств». Все двунадесять великих праздников дают нам ведение Царствия Божия в делах Божиих, как событиях этого века, Пасха же не есть память о подобном событии, ибо обращена к веку грядущему. Пасха есть на земле преддверие явления славы, о коей молил Отца Христос в первоосвященнической молитве Своей, – небесного Иерусалима, который сходит в свершение времен, по пророческому видению, с неба на землю: светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Пасха есть жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женам-мироносицам: радуйтеся ( Мф. 28, 9 ), и слово Его же в явлении апостолам: мир вам ( Лук. 21, 36 ; Иоан. 20, 19. 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди ещё путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле. Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения. Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.

http://pravoslavie.ru/46025.html

Глава 14 Мк.14:1 . Чрез два дня надлежало быть празднику Пасхи и Опресноков; и искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить. Пасха, это – главнейший и торжественнейший еврейский праздник. Установлен он в память чудесного избавления Евреев от рабства египетского при Моисее, почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Название Пасха – значит прохождение. Оно дано празднику потому, что в ночь перед выходом Евреев из Египта, когда, ангел Господень поражал всех первенцев Египетских, он проходил дома еврейские ( Исх.12 ). Пасха праздновалась после весеннего мартовского полнолуния, в 14 день месяца Нисана (марта), в соединении с праздником Опресноков, который начинался на второй день Пасхи, и праздновалась 8 дней. Приготовление к празднику пасхи начиналось с 10-го числа, когда отцы семейств должны были избрать по однолетнему, без порока, агнцу – ягненку, которого в 14-й день закалывали во дворе святилища, после известного приготовления пекли и затем ели. Кровью пасхального агнца, когда в первый раз совершена была Пасха в Египте, кропили пороги домов, чтобы ангел, губитель египетских первенцев, проходил эти дома; впоследствии же кровью кропили только жертвенник, почему агнцы и заколались при скинии или храме. Вот как описывается в Толковом Евангелии епископа Михаила празднование Пасхи во времена Христовы. „Вкушение Пасхи начиналось вечером 14-го числа Нисана, по захождении солнца. Прежде всего приступали к чаше с вином, разбавленным водой. Воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним, по очереди, пили все присутствующие. Это называлось – первая чаша. После сего умывали руки, произнося слова благодарения Богу. Затем вкушали понемногу агнца пасхального, пресного хлеба и горьких трав и род соуса с финиками, смоквами, виноградом и уксусом, произнося славословие; после чего блюда сии уносились, и снова поставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились для того, чтобы возбудить любопытство детей и иметь таким образом случай рассказать историю праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным образом духовное путешествие, а цель его — Пасха, «Праздник из Праздников». Пост — приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни. Великий Пост и Пасха Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным образом духовное путешествие, а цель его — Пасха , «Праздник из Праздников». Пост — приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни. Надо ли объяснять, что Пасха — это гораздо больше, чем один из праздников, больше, чем ежегодное ознаменование и почитание прошлого события? Каждый, кто испытал хотя бы раз в жизни эту единственную в мире радость пасхальной ночи, «ярче солнечного дня», понимает это. Но о чем эта радость? Почему мы можем петь во время пасхальной заутрени: «Ныне вся исполнишася (исполнилось) света, небо, и земля, и преисподняя»? В каком смысле мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»?.. а все эти вопросы один ответ: Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет тому назад воссияла из гроба, была дана всем верующим в Христа. Она была дана нам в день нашего крещения, когда, как говорит Апостол Павел, мы «погреблись с Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни». Итак, на Пасху мы празднуем Воскресение Христово как что-то, что случилось и продолжает случаться с нами; потому что каждый из нас получил этот дар новой жизни, получил способность принять ее и жить ею. Дар этот радикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смерть. Он дает нам возможность радостно утверждать: «Смерти нет!» Но, конечно, здесь мы еще встречаем лицом к лицу смерть, и однажды она придет за нами. Но мы верим, что Своей собственной смертью Христос изменил самую сущность смерти, сделал ее переходом, пасхальным праздником, Пасхой — переходом в Царствие Божие, превращая величайшую из трагедий в окончательную победу, «смертию смерть поправ» (растоптав, уничтожив Своей смертью смерть). Он сделал нас соучастниками Своего Воскресения. Вот почему в конце Пасхальной утрени мы говорим: «Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет».

http://pravmir.ru/velikij-post-put-k-pas...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Роман Сладкопевец Пасха Пасха (Ред. и перевод - портал Афон )  Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца    Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца ( начало VI в.) - один из самых уникальных текстов православной гомилетики. Этот текст был слишком оригинальным, чтобы войти в литургическую традицию. Диалог в Аду - это уже слишком... Тем не менее, разговор Адама с Адом - глубочайшее по силе произведение о Пасхе.   Подобный текст - Пасхальный канон Андрея Критского, сюжет его также построен на диалоге в Аду сатаны с бесами, устроившими распятие Христа. Сатана принимает доклады о мнимой победе зла... Этот текст тоже не был принят в литургическую традицию.   Тем не менее, оба этих текста были сохранены монахами, как свого рода " тайное знание " о богословских глубинах Пасхи. И вот, монашество отдает свое сокровище для всеобщего обозрения. Оба текста апеллируют к терминологии свт. Григория Богослова, а именно к его известному Слову 45 На Пасху: крючок плоти, приманка Божества, разрыв договора и т.д.   Например, если свт. Григорий говорил, что «Ад проглатывает, словно приманку, Тело Христа и напарывается на крючок Божества», то прп. Роман идет гораздо дальше в своих метафорах: «Ад проглатывает, словно приманку, Небесный Хлеб!» То есть Ад Причщается - сам не желая этого, и этим разверзается его чрево...       Два слова о самом жанре кондака     В основу греко-христианскои поэзии Византии был положен новыи принцип стихоложения — одинаковое количество слогов, в отличие от греческого античного стихосложеия, основанного на чередовании долгих и кратких гласных.   Есть основания предполагать, что переводы с сирииского трудов Ефрема сыграли большую роль и что такая новая греческая форма была заимствована, явилась калькои с сирииского. Как раз греческии конакион — кондак, кантилены связаны с традициеи Ефрема, вдохновившеи Василия Великого.   Роман Сладкопевец (конец V — начало VI в.), которому православие обязано многими песнопениями и акафистом Богородице, находился под обаянием трудов великого иерарха Кесарии Каппадокиискои, а тем самым и «пророка сириицев» Ефрема.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=608

Пасха — путь из ада, или Почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. 1 мая, 2005 Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12). И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»… Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона. Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

http://pravmir.ru/pasxa-put-iz-ada-ili-p...

Пасха. Сиануквиль. 2017 год. ЖМП 5 май 2021 /  8 июня 2021 г. 18:00 Пасха в Камбодже «Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии , который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате).  PDF-bepcuя. Отец Паисий начал свое служение в Камбодже в ноябре 2014 года и стал здесь первым постоянным священником. До этого долгое время сюда, в Пномпень, ездили служить священники с острова Пхукет из представительства Русской Православной Церкви в Таиланде, которое окормляло приходы соседних Камбоджи и Лаоса. Своих храмов у православных камбоджийцев тогда, шесть лет назад, еще не было.  — Поначалу мы служили в столице Камбоджи, в Пномпене, в маленькой часовне во имя святого великомученика Георгия, построенной на территории Болгарского посольства воинами-миро­творцами этой страны в 1993 году в память о погибших здесь сослуживцах, — вспоминает отец Паисий. — Часовня числилась в юрисдикции Болгарской Православной Церкви , однако эта страна не направляла сюда священнослужителей. У нас были хорошие отношения с представителями болгарской дипломатической миссии, и мы два раза в месяц по воск­ресеньям собирались здесь на службу. 

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_kambod...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 17. Пасха наша — Христос! «Украденная» Пасха? Христос Воскресе! Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В дни прошедшей Страстной седмицы неоднократно звучали то ли возмущения, то ли упреки (кому только не понятно) о том, что у нас якобы украли (!!) Пасху! Заявление само по себе странное, если не сказать крамольное! Оно выявляет непонимание того, что есть Пасха! Невольно мне в связи с этим вспомнается снятая в 2000-летие Рождества Христова американская сказка под названием «Гринч — похититель Рождества». Согласно сюжету этой сказки некие существа, живущие на одной из снежинок, ежегодно и весело празднуют лучший из праздников — «Рождество». Чье это рождество естественно в нем не уточняется, но вся суть их «веселого Рождества», сводится «к обильному поеданию индеек и фазанов». И вот этот праздник пытается испортить зеленое и волосатое существо по имени Гринч. — И каким же образом? Он лишает их подарков, иллюминаций, веселья и таким образом похищает их «Рождество». Так и здесь, мы слышали призывы О ЗАЩИТЕ ПРАВ православных! И в чем же они заключаются по мнению призывающих? — В ОТКРЫТИИ ХРАМОВ (!!) НА ПАСХУ! Составлялись даже петиции к президенту на сей счет! Видимо их имел в виду полпред президента, сказавший, что верующие желают заразиться на Пасху! Верующие во Христа желают, конечно же, не этого, а того, чтобы со Христом быти. И главный вопрос, отсюда рождающийся: Если Пасха наша – Христос, то как нам приобщиться Пасхи? - Для этого, в первую очередь, нужна Литургия как евхаристическое собрание такой церкви, предстоятелем которой будет лицо, получившее рукоположение (епископ или священник)! Без этого условия в домашней церкви невозможно совершить Евхаристию (об исключениях мы не говорим). Поэтому Литургия не принадлежит к суточному кругу богослужения, и совершается отдельно от него или в некоторых случаях сопрягается с ним. Вы скажете, хорошо вам об этом говорить! Вы, наверняка сегодня совершали литургию и причащались, а что делать тем, кто не смог в этом принять участие, причем, не добровольно и по нерадению, а не-вольно и радея о спасения себя и близких?

http://azbyka.ru/video/17-pasha-nasha-hr...

Разделы портала «Азбука веры» Почему Христианство и Иудаизм действительно так похожи? Больше чем все другие религии. В первых христианских книгах как и у евреев Господь именуется Яхве. Христиане и иудеи вмести читают Псалтырь, справляют Пасху, обе религии верят в священные еврейские тексты, именуемые Танах. Например другие религии ‚как Сикхиизм, Ислам, Индуизм не справляют вместе Пасху не читают Псалтырь и не почитают Танах. 6 Ответов Вот здесь  – раздел сайта, посвящённых различиям между христианством и иудаизмом. Да, у них есть сходства, но различаются они в ключевых вопросах веры и спасения. Современный иудаизм пошёл от тех иудеев, которые не приняли Спасителя, поэтому Ветхий Завет последователи иудаизма действительно чтут. Другое дело, как они его чтут, потому что Христос однозначно говорил: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ). Яхве — одно из имён Божиих. Оно действительно впервые встречается в Ветхом Завете. Оно же долгое время записывалось в европейских языках как Иегова — вариант, нынче прочно ассоциирующийся с сектантами, — это ведь совершенно не означает того, что Свидетели Иеговы близки к христианству только потому, что в их текстах используется это имя. А Пасха ветхозаветная и Пасха новозаветная — это два разных праздника, и справляем мы их с иудеями отнюдь не вместе (впрочем, ветхозаветный праздник действительно был прообразом новозаветного). В Ветхом Завете Пасха была установлена в воспоминание об Исходе евреев из Египта. Христианская Пасха — праздник Христова Воскресения (который иудеи, разумеется, не признают и не отмечают). У ислама, кстати, чисто внешние сходства с христианством тоже имеются. Мусульмане даже, в отличие от иудеев, почитают Христа (правда, совершенно неправильно — они признают Его только за пророка). Иудаизм после Воскресения Спасителя — принципиально другая религия, нежели христианство. Сходства, увы, остались только поверхностные. Источник христианства находится в иудаизме, который исповедовали евреи до I века.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hristian...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 5 Церковнославянский Русский Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ/и сущим во гробех живот даровав. Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,/и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды. И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут,/яко тает воск от лица огня. Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Слава: Христос воскресе: Слава: Христос воскрес из мертвых: И ныне: Христос воскресе: И ныне: Христос воскрес из мертвых: КАНОН ТВОРЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 1 Песнь 1 Ирмос: Воскресения день,/просветимся, людие./Пасха, Господня Пасха:/от смерти бо к жизни,/и от земли к небеси,/Христос Бог нас преведе,/победную поющия. Ирмос: Воскресения день! Просияем люди!/Пасха! Господня Пасха!/Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам/Христос Бог нас перевел,/песнь победную поющих. Припев: Христос воскресе из мертвых. Припев: Христос воскрес из мертвых. Очистим чувствия, и узрим/неприступным светом/Воскресения, Христа/блистающася,/и радуйтеся, рекуща,/ясно да услышим,/победную поюще. Очистим чувства и увидим/неприступным светом воскресения/сияющего Христа,/и говорящего: “Радуйтесь!”/ясно услышим,/воспевая песнь победную. Припев: Христос воскресе из мертвых. Припев: Христос воскрес из мертвых. Небеса убо достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует же мир,/видимый же весь и невидимый:/Христос бо воста,/веселие вечное.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-vos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010