Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

Закрыть В чем заключена крепость народа Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы 12.04.2024 8 Время на чтение 5 минут Фото: коллаж РНЛ Завершилась Крестопоклонная седмица, на которой мы поклонялись Кресту Христову, славя Его святое Воскресение. Это дано нам было для того, чтобы мы смогли поклониться Кресту Христову и восславить Его святое Воскресение, когда придет Страстная седмица и наступит Пасха Господня. В середине Поста Господь напоминает нам о смысле того, что совершается в Церкви и о том, что происходит в нашей жизни. Он укрепляет нас Своим Крестом, чтобы мы все свои скорби и скорби нашей Церкви, и скорбь всего нашего народа воспринимали в этом Крестном Пасхальном свете. Чтобы дано нам было по милости Божией уже сейчас, прежде чем наступит Страстная седмица и Пасха, предвкусить — вкусить и увидеть, — как благ наш Господь. Чтобы мы не одними устами, как говорит сегодня пророк Исаия, приближались ко Господу, а сердце наше далеко отстояло бы от Него. Чтобы не одними устами целовали Крест, не одними устами принимали пречистое Тело и Кровь Христову, а узнавали эту силу Божию, в немощи совершающуюся, эту новую жизнь, которую Господь предлагает нам. И чтобы весь Пост и вся наша жизнь была Крестным Пасхальным переходом — благословенным и радостным. Да, скорбным, но и радостным. С готовностью все оставить, с благодарностью Богу за то, что нам дается совершить этот путь и совершить исход отсюда. Мы слышали сегодня за богослужением о призвании Авраама от земли, где он родился, в землю обетования. Тогда он еще назывался Аврамом, а не Авраамом, потому что в самом имени его еще присутствует то несовершенство, которое есть в самом лучшем из людей, пока он не примет полноту благословения Божия. Господь испытывает его веру и послушание, и желает отделить его для особого служения. Первомученик архидиакон Стефан, как читаем мы в книге Деяний, свидетельствует перед судом Синедриона в Духе Святом, что Господь явился Аврааму в таком сиянии славы, что не оставалось места для сомнений в Божественной власти этого призвания. Он явился ему как Бог славы и говорил с ним. Это произошло в Месопотамии, прежде чем он поселился в Харране. Авраам, прожив там пять лет, начал укореняться в этом месте, и стал называть его своей страной. Но Бог дал ему знать, что это не то место, какое Он предназначил для него.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/v_...

Закрыть О празднике светлого Христова Воскресения Событие праздника и его эортологическая динамика 15.04.2023 1923 Время на чтение 18 минут 1 часть Воскресение Иисуса Христа (греч. anasmasis; лат. resurrectio) - возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти через распятие на Кресте и после Его погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события величайший христианский праздник, именуемый светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. Евангелисты повествуют о крестной смерти Спасителя в пяток, накануне еврейской Пасхи, и о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, член синедриона, но тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере. Но когда по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, они увидели гроб пустым, а во гробе юношу в белой одежде, который сидел на правой стороне. Он сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет - Он воскрес, как сказал... Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5-7; также: Мк. 16: 6-7; Лк. 24: 5-8). В воспоминание смерти Христовой Пасха в Церкви I века праздновалась форме поста. К этому же времени относится и начало формирования Великого поста. А круг праздников Церкви апостольского времени, по-видимому, исчерпывался лишь воскресными днями. При этом положение поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие - в следующее за ней воскресенье. При этом, по свидетельству Сократа (V в.), совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана, то есть в один день с евреями, утверждали: так им предписано апостолом Иоанном. Праздновавшие же в следующее воскресенье говорили, что свое обыкновение получили они от апостолов Петра и Павла. На протяжении II века совершался неуклонный переход к твердым литургическим нормам. Именно в это время устанавливается особое - самостоятельное - почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Следует подчеркнуть следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как пост в честь смерти Спасителя, произошедшей именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, совсем не сообразуется с пощением, а с другой - соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо иному дню недели.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Завершилась Крестопоклонная седмица, на которой мы поклонялись Кресту Христову, славя Его святое Воскресение. Это дано нам было для того, чтобы мы смогли поклониться Кресту Христову и восславить Его святое Воскресение, когда придет Страстная седмица и наступит Пасха Господня. В середине Поста Господь напоминает нам о смысле того, что совершается в Церкви и о том, что происходит в нашей жизни. Он укрепляет нас Своим Крестом, чтобы мы все свои скорби и скорби нашей Церкви, и скорбь всего нашего народа воспринимали в этом крестном пасхальном свете. Чтобы дано нам было по милости Божией уже сейчас, прежде чем наступит Страстная седмица и Пасха, предвкусить ? вкусить и увидеть, ? как благ наш Господь. Чтобы мы не одними устами, как говорит сегодня пророк Исаия, приближались ко Господу, а сердце наше далеко отстояло бы от Него. Чтобы не одними устами целовали Крест, не одними устами принимали пречистое Тело и Кровь Христову, а узнавали эту силу Божию, в немощи совершающуюся, эту новую жизнь, которую Господь предлагает нам. И чтобы весь Пост и вся наша жизнь была крестным пасхальным переходом ? благословенным и радостным. Да, скорбным, но и радостным. С готовностью все оставить, с благодарностью Богу за то, что нам дается совершить этот путь и совершить исход отсюда. Мы слышали сегодня за богослужением о призвании Авраама от земли, где он родился в землю обетования. Тогда он еще назывался Аврамом, а не Авраамом, потому что в самом имени его еще присутствует то несовершенство, которое есть в самом лучшем из людей, пока он не примет полноту благословения Божия. Господь испытывает его веру и послушание, и желает отделить его для особого служения. Первомученик архидиакон Стефан, как читаем мы в книге Деяний, свидетельствует перед судом Синедриона в Духе Святом, что Господь явился Аврааму в таком сиянии славы, что не оставалось места для сомнений в Божественной власти этого призвания. Он явился ему как Бог славы и говорил с ним. Это произошло в Месопотамии, прежде чем он поселился в Харране. Авраам, прожив там пять лет, начал укореняться в этом месте, и стал называть его своей страной. Но Бог дал ему знать, что это не то место, какое Он предназначил для него.

http://moral.ru/о-призвании-авраама/

Разделы портала «Азбука веры» На вопросы телезрителей отвечает клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, проректор по учебной работе и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Владимир Хулап. – Отец Владимир, почему дата Пасхи всегда приходится на разное время, как ее высчитывать? – Наверное, большинство из нас не задумывается, откуда берется эта дата и почему она каждый год меняется. В основе православной пасхалии лежит формула: Пасха должна совершаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. То есть в основе этой формулы лежат три календарных реалии: весеннее равноденствие (солнечный год, неподвижная дата 21 или 22 марта), первое полнолуние (это величина лунного календаря; в связи с тем что каждый год лунные месяцы, лунные фазы выпадают на разные даты солнечного календаря, то эта дата постоянно меняется), а после первого полнолуния мы должны взять еще и первое воскресенье. Из этих трех составляющих и складывается дата празднования Пасхи. Эта формула имеет в своем основании библейские корни, поскольку она ориентируется на евангельские события. Мы видим, что в Евангелии, по крайней мере в трех первых Евангелиях, так называемых синоптических (от Матфея, Марка и Луки), Господь наш Иисус Христос совершает пасхальную Вечерю, на которой устанавливает таинство Евхаристии (то есть вечером 14 нисана). Умирает Он на кресте 15 нисана, а воскресает в ближайший после этого воскресный день, то есть в воскресенье после полнолуния. Хронология четвертого Евангелия святого апостола евангелиста Иоанна Богослова немного другая – именно потому, что богословские акценты расставлены по-разному. Христос умирает на кресте 14 нисана, как раз в тот самый момент, когда в ветхозаветном храме приносили в жертву агнцев. То есть в храме приносят в жертву бессловесных животных, а Христос умирает на кресте в то же самое время как Истинный Агнец. Но как бы то ни было, Пасха – в ближайшее воскресенье после ветхозаветного 14 нисана, о котором подробно говорится в Книге Исход. А 14 нисана – это и есть пасхальное полнолуние, то есть наша формула является логическим продолжением древнего праздника Пасхи, который празднуется на протяжении столетий, тысячелетий начиная с событий Исхода.

http://azbyka.ru/kalendar-i-pashaliya

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2021 33 мин., 25.05.2021 Обложка журнала (фото Дмитрия Смагина): На теплом коричневом фоне свежевспаханной земли — три небольших голубых весенних цветка. В центре страницы – бежевая надпись: ЛЮБОВЬ МОЖЕТ Причем в слове ЛЮБОВЬ красной краской обозначено и читается еще и слово БОГ. Внизу светится белая надпись, напоминающая о главном: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пролог : Сергей Есенин. « Душа грустит о небесах ...».Стихотворение. 1919//Фома. — – май 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. – – май 2021. – С.4–5. – (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 мая. Радоница . [Согласно богослужебному уставу, поминальные службы прекращаются на всю Светлую седмицу. И возобновляются только в первый вторник после Фоминой недели, на десятый день после Пасхи. В этот день христиане могут разделить радость светлого праздника Воскресения Христова со своими усопшими родственниками. Поэтому праздник и называется — Радоница]. Фото. – С.4; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры. [В интервью «Фоме» историк Анатолий Турилов отметил: «Гениальность Кирилла как филолога состояла в том, что он создал очень удачную алфавитную систему, которая учитывала очень многие особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. Особенность его глаголицы, а затем и усвоившей ее принципы кириллицы, заключается в том, что здесь не нужны никакие дополнительные значки при изображении букв букв достаточно для того, чтобы передать особенности всех звуков»]. Ил.: Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Иконография. – С.4; 9 мая. День Победы. [В первую послевоенную Пасху, 21 апреля 1946 года, Патриарх Алексий I обратился к верующим с посланием, где, в частности, было сказано; «Нынешняя Пасха Христова есть Пасха “избавление скорби”, той великой скорби, в которую погружено было отечество наше в минувшие грозные дни войны. Раны, нанесенные этой войной, так глубоки, что они могут зажить не скоро. Но есть раны незаживающие; это — невознаградимые потери родителями сыновей, дочерей; детьми — родителей, братьев, которые положили жизнь свою на полях брани, выполняя долг защиты Родины. И на нас, чад своих, Церковь Христова возлагает долг утешить скорбящих, прийти к ним на помощь, проявить свою любовь, как бы взять часть этой скорби на себя, понести тяготу ближнего, исполнить закон Христовой любви»]. Ил.: Встреча воинов-победителей на Рижском вокзале. 1945. Фото Николая Ситникова. – С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Тест на любовь. Какой будет Пасха в мире пандемии Пасху Христову никто не отнимет у нас, кроме непослушания 11 апреля, 2020 Пасху Христову никто не отнимет у нас, кроме непослушания А что сказал бы отец Даниил Сысоев? Насчет Пасхи? Пишут, что он бы посоветовал прихожанам, невзирая ни на какие угрозы, явить пример веры, пробиться сквозь все кордоны и прийти в храм. Ибо что может быть важнее общения с Богом? Но так ли это — рассуждает иеромонах Димитрий (Першин).  Я хорошо знал отца Даниила. Он служил в храме Воскресения Словущего на нашем Крутицком Подворье. На Пасху от него можно было зажигать свечи. Так он сиял в радости о Воскресшем Христе. Мы много общались, обсуждали разные вопросы и в богословии, и церковной жизни. Так вот именно о. Даниил всегда очень четко пояснял, что Церковь — это не мир анархии, и что самость, она же гордыня, к спасению не ведет. Он любил припоминать слово апостола: «Начальствующего в народе твоем не злословь!» И сам следовал ему. Он был убежден в том, что Бог дал нам голову, чтобы думать. И еще он предал в наши руки Себя Самого — чтобы мы могли обрести в Нем спасение.  Поэтому, если подумать, становится очевидно, что во дни сверхзаразного мора заведомо безрассудное поведение не просто чревато самоубийством — оно обрекает и наших близких на ничем не оправданный риск.  И такое отношение к инфекционной опасности не имеет ничего общего с теми добродетелями, следовать которым благословляет нас Христос.  Именно об этом говорит епископ нашего города — Патриарх Кирилл. Именно об этом он просит каждого из нас. Не приказывает, не требует, не навязывает, но именно просит, убеждает, молит. И да, благословляет… Так вот — отец Даниил всерьез относился к тому, чтобы исполнять возложенные послушания.  Поэтому не будем забывать, что Пасху Христову ничто не отнимет у нас, кроме одного — непослушания. Ибо непослушание — проявление нелюбви. И даже если я горы переставляю и мертвых  воскрешаю, нет мне в том никакой пользы, если я не имею любви. Напротив, Христос был послушлив Отцу даже до смерти — смерти Крестной. 

http://pravmir.ru/test-na-lyubov-kakoj-b...

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Часть первая. Четвероевангелие Приводится по изданию: Свято-Троицкая Православная Миссия Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USA Редактор: Епископ Александр (Милеант) (file_name.doc, 05-19-2001). Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа. Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Первая Пасха Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея. Вторая Пасха Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

     Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Ответы на эти вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает в интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви «Церковной православной газете». Сердцевина веры — Ваше Блаженство, ежегодно во время пасхальных песнопений мы слышим такие слова: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Что же значит праздник Пасхи для современного человека? — Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «прошел мимо». Речь идет о далеких ветхозаветных событиях, когда Ангел Господень миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29). У христиан этот праздник приобрел иное значение: переход от смерти к жизни, от земли к небу. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7). До прихода в мир Спасителя смерть властвовала над человеком вследствие его отпадения от Источника Жизни… — Но ведь сегодня люди тоже продолжают умирать. Что же изменилось после Христова Воскресения? — Искупив наши грехи на кресте, Господь Своим Воскресением открыл путь в Царство Небесное. Поэтому праздник Святой Пасхи — самый великий и радостный для христианина. Жизнь уже приобрела новый смысл, она исполнилась великой надежды, а смерть потеряла свою силу и власть. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать участником великой духовной победы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. Его Воскресение — сердцевина нашей веры. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17). После Воскресения Христова смерть в ее собственном смысле (как разрыв человека с Богом) уже утрачивает свою безусловность: она зависит от выбора самого человека. Кто выбирает жизнь с Богом, тот получает жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/102842.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010