Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника – «Пасха» (с древнееврейского – переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...», – воспевал боговдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин . Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова. Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения. Богослужение кануна праздника – Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения. В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого Василия Великого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий...», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий 1 . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий – «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении. Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола ( Рим. 6:3–11 ), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

     Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Поздравляя читателей с этим Праздником праздников, редакция портала «Русский Афон» собрала десять изречений афонских святых и старцев о светлом и всерадостном Воскресении Христовом. 1. В течение всего Великого поста мы усердно, в покаянии и молитве готовились к встрече праздника праздников и торжества из торжеств – Светлого Христова Воскресения. И вот этот день настал! Это Великий День Любви и Милосердия Божия о Его творении... Чтобы не происходило, какие бы скорби, искушения или испытания нас не постигали бы, мы должны помнить, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16)... Господь наш Иисус Христос в Своей искупительной жертве, в добровольных крестных страданиях за наши грехи и в Своем Святом Воскресении явил и заповедал нам этот бесценный дар. И потому именно в этот день сердца христиан особенно ощутимо переполняются чувством любви, радости и мира. Схиархимандрит Иеремия (Алехин) 2. Мироносицы имели великую веру во Христа, имели духовное расположение, поэтому ни на что не обращали внимания. Если бы у них не было духовного расположения, разве бы они решились на это ? На рассвете, в ранний час, когда ещё запрещено было появляться на улице, они с ароматами в руках отправились ко святому Гробу Господню по любви ко Христу. Потому и удостоились услышать от ангела радостную весть Воскресения. Преподобный Паисий Святогорец 3. Постараемся же очистить наши душевные чувства, будем трезвиться, чтобы не осквернять их, чтобы возмочь Благодатью Божией увидеть в своём сердце Свет Божественного Воскресения. … будем подвизаться всеми силами нашей души — так, чтобы в этом мире душою познать Иной мир. Наш успех в монашеской жизни состоит в том, чтобы познать, вкусить жизни мира иного, достичь такой степени любви ко Христу, чтобы всегда гореть желанием лицезреть Его Божественный Лик. Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь — любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.

http://pravoslavie.ru/112100.html

Во время Пасхи мы окружены образами, песнями и словами о Свете. И давайте убедимся, что этот свет попадает в наши сердца. В пасхальном выпуске передачи инокиня Васса (Ларина) рассказывает о смысле и значении Воскресения Христова. Христос Воскресе! Сегодня Пасха! С вами сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе в Вене, Австрии. Если вы смотрите нашу передачу, то знаете, что сегодня нашего модельера, Эмилиуса, выпустили на свободу. Так, все мы сегодня отправились к тюрьме, даже наш дизайнер одежды из Польши Анка с малышом Френсисом, в нарядном пасхальном костюмчике. И, знаете, когда Эмилиус вышел, случилась просто поразительная вещь… Мои авторы не хотят, чтобы я вам рассказывала об этом, потому что я отхожу от текста. Но не будем обращать на них внимания! Когда Эмилиус вышел, он подошел прямо к Анке, опустился перед ней на одно колено и предложил выйти за него замуж. Как выяснилось, это долгая история, но он – отец ребенка Анки. Вот так! И, знаете, он узнал о малыше Френсисе, когда смотрел видеозаписи нашей передачи на youtube из тюрьмы – оказывается, ему разрешали это делать. И он очень старался вести себя достойно в тюрьме, поэтому его отпустили раньше, за хорошее поведение. Однако Анка ответила, что ей надо подумать, потому что Эмилиус постоянно попадает в неприятности с деньгами. На это он сказал, что полностью изменился, и что он умоляет ее дать согласие. Как бы то ни было, посмотрим, что будет дальше. Я просто не могла не поделиться  с вами этой чудесной историей, ведь она такая замечательная! В тот же самый день, что Христос выпустил всех нас из заключения смерти и ада, Эмилиус, который стал совершенно другим человеком, выходит из тюрьмы, и, возможно, в роли жениха. В любом случае, я бы вряд ли сама придумала более подходящую историю для сегодняшнего эпизода, если бы этого не произошло. Итак, сегодня мы празднуем Пасху, Праздник Праздников, и завершаем наш переход от поста к праздничной трапезе. «Переход» — одно из значений слова «Пасха». «Пасха» — арамейская форма еврейского слова «Песах», и слово имеет два значения: первое – mransimusuлu переход, второе – mransiouлu страсть. Первое значение, «переход», связано с историей перехода народа Израилева через Красное море (Исход, 14), аллегорически сравнивается с переходом Христа от крестной смерти к Воскресению, и, следовательно, и с нашим крещением – переходом через воды крещения, через смерть и Воскресение Христово.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Вторая Пасха Вторая пасха не ясно означена у Евангелистов. Иоанн говорит только о приближении праздника, не определяя его ни именем, ни временем. Другие Евангелисты не говорят вовсе об этой пасхе и только рассказывают о некоторых событиях, которые дают право сделать вывод, что недавно была пасха. Так, Матфей и Марк говорят о срывании учениками Иисуса колосьев ( Мф.12:1 ; Мк.2:23 ), а Лука ( Лк.6:1 ) субботу, в которую происходило срывание колосьев, называет второпервою: всё это заставляет относить это событие ко времени после пасхи, когда в Палестине начиналась жатва, а в церковном году начиналось счисление суббот. В беседе с Самарянкою Иисус Христос говорит, что до жатвы – то есть до Пасхи – остаётся 4 месяца ( Ин.4:35 ), а название ( " εορτ), употребляемое Иоанном для означения упомянутого праздника, по объяснению всех толкователей, прилагается преимущественно к Пасхе ( Мф.26:5 ; Мк.15:6 ; Лк.23:17 = Мф.27:15 ; Ин.12:12 ); тогда как при речи о других праздниках всегда прилагается и название его ( Ин.7:2, 10:22 ). Упоминание же о новой пасхе вскоре ( Ин.6:4 ) указывает только, что Иоанн опустил подробности события, описанные у других Евангелистов. Важнейшие события, происшедшие между второю и третьею пасхами, следующие: исцеление 38-летнего расслабленного, срывание учениками колосьев в субботу и исцеление сухорукого в субботу же, избрание 12 Апостолов и Нагорная проповедь; воскрешение сына Наинской вдовы; ответ ученикам Иоанна, посланным из темницы; прощение жены-грешницы в доме Симона фарисея; состязание с фарисеями по причине обвинения Его ими в совершении чудес силою веельзевула; учение народа в притчах; укрощение бури во время плавания по озеру; исцеление Гадаринских бесноватых; воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой; посольство Апостолов на проповедь; умерщвление Иродом Иоанна Крестителя; насыщение 5,000 человек пятью хлебами; хождение по водам; возвращение в Капернаум и беседа с народом о хлебе животном. Исцеление 38-летнего расслабленного ( Ин.5:1–47 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Для нас лагерь — как монастырь». 2 недели в изоляторе за пасхальное пение Не было заутрени, но Пасха была 28 апреля, 2022 Не было заутрени, но Пасха была «Рано утром на первый день Пасхи, когда ночная смена еще не сменилась, а дневная только собиралась вставать с постели, — на лагерной площади, под самым носом у НКВД, вдруг раздалось громкое и стройное пенье “Христос воскресе из мертвых”…» Публикуем отрывок из книги Кристуса Петруса «Узники коммунизма». Отбыв наказание и выйдя из изолятора, монашки снова очутились в лагере. Большинство из них опять отказалось от работы. Получая в день по 300 грамм хлеба без приварка, они находились в крайне тяжелом положении с питанием. Правда, некоторые сочувствовавшие им лагерники, с большим риском для себя (за оказанную монашкам помощь наказывали пятью годами дополнительного срока) помогали им, но эта помощь не могла быть достаточной. Некоторые из монашек не работали только по воскресным дням, в рабочие же дни шли работать в швейные цеха, чтобы подкрепить себя и отказчиц-сестер. В числе этих монашек находилась и монашка тетя Маша, как ее называли заключенные, которую можно было часто видеть в женской бригаде «ручников» на пришивке пуговиц. Она легко выполняла свою норму, ловко работая руками и зубами, откусывая нитки от пришитых пуговиц. Она всегда вела беседы с другими рабочими и не страшилась никаких угроз… — Для нас лагерь — как монастырь, — говорила она, — только в монастыре мы имели послушание от игуменьи, а здесь имеем от Самого Бога. То, что Ему угодно, мы делаем, а что Ему противно, мы не можем делать, если бы даже НКВД нас и расстреляло. На Рождество мы пошли славить Христа, потому что это было для Него и от Него, хотя за это нас и наказали изолятором… Мы им ничего плохого не творили, а только прославили Христа. Они же очень рассерчали на нас и пригрозили смертью. Это нас не может остановить, ибо кто постыдится Его, того постыдится Сын Человеческий на Страшном суде Своем… А вот приближается святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — разве мы сможем не воздать славу Воскресшему?

http://pravmir.ru/dlya-nas-lager-kak-mon...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля 7 недель после Пасхи 22.04.2014 526 Время на чтение 3 минуты Фото Юлии Кузенковой Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха белорусская: ковчег посреди многовирусной стихии Часть 2. Вспышка суверенности 13.05.2020 565 Время на чтение 10 минут В Белоруссии Пасха Христова состоялась. В отличие от окружающего «цивилизованного сообщества прогрессивных стран», за которым в кои-то веки не пошло белорусское руководство. В кои-то веки – как в славные времена в.п. 1990-2000-х, вызвав волну бодрых восклицаний со стороны патриотических сил и простого народа во всем Русском мире (и не только), брюзжащее недовольство ВОЗ и представителей западной элиты и их «независимых гражданских структур», привычные приступы ярости прозападной либерально-националистической общественности. Отметим, что даже на федеральном «Первом телеканале» популярное общественно-политическое ток-шоу по теме «Белоруссия и коронавирус» прошло при явной солидаризации с белорусским президентом и выбранном им путем. Ибо это и есть подлинно суверенный поступок, суверенная политика: не квазисуверенная в пику российскому руководству и в угоду Западу (как уже многие годы вбивает в голову белорусам внешнеполитическое ведомство Владимира Макея и выстроенная при его участии часть идеологической вертикали), а подлинная – по разуму, ради народа и даже немного с оглядкой на Бога! Посреди окружающего моря многовирусной стихии – не только биологической, но еще более духовно-психологической – Белая Русь внезапно даже для себя оказалась одиноко плавающим ковчегом не только в плане общественного здравомыслия, но и в религиозно-пасхальном! Действительно, в силу тянущегося последнее десятилетие кризиса внутри белорусского Экзархата, вызванного им заметного духовного упадка, и в нынешних испытаниях вряд ли можно было бы ожидать достаточной ревности о вере и благочестии и мужественной решительности пойти против внешнего течения. Следует, однако, признать, что в настоящем коронакризисе политика церковного руководства и лично митрополита Минского Павла даже в заданном коридоре возможностей склонилась максимально «вправо», отвергнув соблазн радикальных уступок духу и требованиям либерального гуманизма и его влиятельным и громким представителям: Церковь Белой Руси более чем достойно прошла путь Великого Поста до Пасхи. Однако главная заслуга в «белорусской Пасхе» в этот раз принадлежит, безусловно, главе государства Александру Лукашенко.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/13/pasha_...

Закрыть Вновь шабаш «безбожная пасха»? 23.04.2014 1876 Время на чтение 6 минут Все мы помним горестные страницы истории нашей страны: в годы тяжких репрессий и гонений много страданий претерпела Святая Церковь от фанатичных коммунистов-безбожников. Они закрывали и взрывали храмы, расстреливали православных священников и мирян. Поводом для смертной казни без суда и следствия могли послужить даже невинные призывы водить детей в церковь! Хрущёв обещал показать «последнего попа по телевизору»... Враги Православия издевались над верующими своими «безбожными пасхами», запрещали даже ёлку на Рождество Христово! Слава Богу, это время ушло безвозвратно! Наступила свобода вероисповедания, стали возвращать верующим церкви и монастыри, разрешили печатать православные книги, водить детей в церковь и даже в воскресную школу. Народ России вернулся к своим истокам и потянулся в Церковь Божью. Понадобилось и строительство новых храмов, особенно в районах советской застройки в крупных городах. Ведь сложилась ужасающая ситуация: в то время как в среднем по России одна церковь приходится на 11000 жителей (в среднем – это включая мусульманские регионы), а в Москве, столице, где большинство населения – православные, одна церковь приходится аж на 40000 жителей! Именно поэтому в Москве стали строить новые храмы. В частности, новый храм на ул. Фёдора Полетаева станет не просто украшением Москвы, но и отвратит молодёжь от наркотиков и пьянства, восстановит связь поколений, культуру нашего народа. Мы увидим, как снизится преступность, станет меньше абортов, и больше крепких православных семей. Казалось бы, справедливость торжествует, однако оказалось, что время гонений на православных ушло не до конца … Только теперь враги Церкви действуют не силой, а хитростью и обманом. Уже в сам день Пасхи появилась новость: некий фонд с неизвестными источниками финансирования (возможно, зарубежными), который не скрывает своей антицерковной, атеистической направленности, разразился длиннющим пасквилем против всего строительства храмов вообще. Вот уж, где шабаш «безбожная пасха» раскрылся в полном объёме!

http://ruskline.ru/special_opinion/vnov_...

И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лавандовая Пасха Почти полночь. Вдруг во всем храме гаснет свет. Что-то происходит – я сижу с маленькой Машей и не могу увидеть.. Свечи – люди зажигают свечи, от алтаря в нашу сторону плывет волна загорающихся друг от друга свечей. Свет в храме снова включается. 28 апреля, 2011 Почти полночь. Вдруг во всем храме гаснет свет. Что-то происходит – я сижу с маленькой Машей и не могу увидеть.. Свечи – люди зажигают свечи, от алтаря в нашу сторону плывет волна загорающихся друг от друга свечей. Свет в храме снова включается. Суббота. Странное ощущение нереальности происходящего: сначала утренняя служба в храме, потом сбор чемодана, дети, шумно радующиеся суете перед отлетом. И вот уже за окном машины мелькают дома, улицы. Вот и храм, люди, спешащие освящать куличи, яйца и пасхи к Празднику.. Еще час и мы в аэропорту.  Смотрим расписание: вот он, наш рейс – Москва – Кос (Греция). Так сложилось, что последние годы мы встречали Пасху в самых разных местах. Черноостровский монастырь. Строгое пение монашеского хора, долгая служба, торжественная и по-пасхальному светлая.. Храм в центре Москвы, многолюдно, но так шумно и радостно от наступившего Праздника.. Храм святителя Николая в небольшом селе. Совсем немного местных прихожан, ранняя весна, холодно – храм старинный, каменный. Но как тихо и радостно на душе от звуков, отражающихся в каменных сводах – Христос Воскресе! И вот теперь совсем необычная Пасха, которую нам предстоит встретить храме далекой, но такой близкой по духу страны – в Греции . Собираясь на остров Кос, я успела узнать, что гостиница находится рядом с городом, добраться до него несложно, и храмов в городе очень много. Вот и все. Менеджер турфирмы, встречавшей нас в аэропорте, пояснила, что в гостинице всем желающим будет предоставлен автобус, который «с комфортом отвезет вас на встречу греческой Пасхи и привезет обратно». Ну что же, возможно, так будет проще. Тем более, что с собой двое детей, младшая совсем маленькая – полтора года. Вечером мы поняли, что это было поспешное решение. В холле гостиницы стояла толпа туристов, с любопытством предвкушающих «интересной экскурсии». Нас ожидала очередная поездка «за развлечением».

http://pravmir.ru/lavandovaya-pasxa/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010