Скачать epub pdf Глава 26 Извещение о Пасхе и страданиях ( Мф.26:1–2 ). Совещание врагов Иисуса Христа убить Его ( Мф.26:3–5 ). Господь Иисус в Вифании и жена, возливающая на него миро ( Мф.26:6–13 ). Умысел Иуды ( Мф.26:14–16 ). Вкушение пасхи и установление Евхаристии ( Мф.26:17–30 ). Предречение о соблазне учеников и отречении Петра ( Мф.26:31–35 ). Гефсиманская молитва ( Мф.26:36–46 ). Предательство ( Мф.26:47–56 ). Иисус Христос на суде у Каиафы ( Мф.26:57–68 ). Отречение Петрово ( Мф.26:69–75 ). Мф.26:1–2 . Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. «Чрез два дня будет Пасха»: праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и приходился в тот год в пятницу ( Ин.19:14 ); следовательно, Господь говорил это во вторник вечером или в среду. – «Пасха будет»: Пасха – самый главный и торжественный праздник у евреев. Он установлен был в память чудесного избавления евреев из рабства египетского, название же свое получил от прехождения мимо домов еврейских Ангела, погубившего в последнюю ночь пребывания евреев в Египте всех первенцев египетских ( Исх.12 ). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, он праздновался 8 дней, с вечера 14 по 21 число месяца Нисана (конец нашего марта и начало апреля). В десятый день этого месяца отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который должен быть заклан в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготвлении, и потом испечен. Кровью его, когда в первый раз совершали Пасху в Египте, кропили пороги домов, чтобы мимо прошел Ангел-губитель; впоследствии же кровью этой кропили жертвенник, почему и агнцы закалались при скинии или храме. Приготовленного агнца ели всего сполна, не оставляя ни костей, ни жил и т.п., с пресным хлебом и горькими травами. Обряды, соблюдавшиеся при этом около времен Иисуса Христа, сколько можно судить по не совсем одинаковым известиям о сем древности, значительно изменились сравнительно с установленными первоначально, и были следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Триодь Цветная Святая великая неделя Пасхи На утрени стихира, гл. 6. Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Тропарь: гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Ирмосы канона, гл. 1. Песнь 1-ая. Воскресения день, просветимся, людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. –      Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. –      3. Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся. –      Ныне вся иснолнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждаемся. –      Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе, во царствии Твоем. Ипакои. гл. 4. Предварившия утро яже о Марии, в обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сушаго, с мертвыми что ищете яко человека? видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. –      4. На Божественней стражи, Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. –      Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся. –      Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Часть вторая Письмо 18. О божественной литургии Теперь, друг мой, с верой и страхом приступим к объяснению божественной литургии. С верой, потому что, если где требуется вся сила веры с нашей стороны, так именно в таинстве Тела и Крови Христовой. Со страхом, потому что, если херувимы и серафимы предстоят при совершении этого таинства от страха лица закрывающе, то мы ль, плотяные и грешные, дерзнем небоязненно говорить о нем? Но считаю нужным предупредить и здесь тебя: не ищи в этих объяснениях никаких мудрований и хитрых толкований. Я передам тебе, как сумею, как Господь вложит на мысль, весь ход этого богослужения – не больше. Что до разъяснения таинственных сторон его, то это не в моих силах. Я верую, всей душей верую в таинство Тела и Крови Христовой; верую, как заповедала веровать св. Церковь , и не дерзал, и до последнего вздоха не дерзну примешать сюда попытки и действия утлого своего рассудка. К чему? Если так веровали такие мужи, как Иоанн Златоустый , Василий Великий и им подобные, то что остается нам, как не принимать с сердечным благоговением то, что они завещали всей православной Церкви? Чтобы дело было яснее, сначала я выпишу тебе из священных Евангелий, как установлено это таинство Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом; потом, по возможности, скажу, как совершалось оно в первые времена христианства, и затем перейду к рассмотрению, как совершается теперь. Все постараюсь передать тебе обыкновенной русской речью, чтобы не только смысл, но и каждое слово были тебе совершенно ясны и понятны. Только при условии такого понимания мы можем истинно и достойно ценить это важнейшее из наших богослужений. Установление таинства причащения Прежде чем выпишу рассказ евангелистов о том, как совершил Спаситель наш это священное действие, в котором выразилась вся полнота Его бесконечной любви к людям, считаю нужным сделать несколько предварительных замечаний. Без этого рассказ евангелистов будет непонятен. Пасха Вечер, в который Господь Иисус совершил и установил таинство св. причащения, был пасхальный вечер. Пасха – был праздник у евреев, установленный в воспоминание чудного избавления их из рабства египетского. Перед тем, как выйти им из Египта, Господь заповедал, чтобы каждый домохозяин заколол ягненка однолетнего, без всяких телесных недостатков; затем, испекши, вся семья должна была съесть его с пресным хлебом и горькими травами, но так, чтобы ни одна кость его не была повреждена. Это сам Господь назвал Пасхой: «Пасха есть Господня», и заповедал совершать ее навсегда. «И будет, – сказал Он, – когда спросят вас сыновья: что есть служение сие? И рцыте им: жертва – Пасха сия Господу» и т. п. (подробно во второй книге моисеевой: Исход 12:4–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764). Текст лекции История праздника Рождества Христова. Праздник Рождества Христова второй по значимости, величине и своей известности в православной церкви. Самый главный праздник, конечно же, Пасха. Рождество Христово формально входит в число двунадесятых праздников , но ясно, что оно среди них выделяется. Однако следует сказать, что праздник Рождества Христова (именно как праздник) не является изначальным. Оно не сразу вошло в церковный календарь, в отличие, например, от Пасхи, с которой связано само возникновение церкви. Церковь появилась как собрание учеников, уверовавших в воскресшего Христа, поэтому Пасха «равно» церковь, а церковь в каком-то смысле «равно» Пасха. Однако с Рождеством Христовым все несколько сложнее. Может быть, кому-либо из вас доводилось присутствовать на лекциях Юрия Ивановича Рубана в Петербурге? Юрий Иванович – кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент Минской духовной академии. Он пишет книги, статьи, где в том числе обращается к истории праздника Рождества Христова. Он показывает — да и не он один, я упоминаю о нем, поскольку этот человек является нашим современником и соотечественником — каким непростым был путь этого праздника в православный календарь.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

  ОБЩЕСТВО   Кому и зачем нужны парады содомитов Иван Леонов   Пасха Христова в 2010 году оказалась во многом необычной. Православные, католики и протестанты отмечали ее в один день - 5 апреля и вместе были свидетелями чуда - схождения Благодатного Огня. Кроме того, как сказал один известный проповедник и богослов: " В этом году Пасха Христова приходит к нам рано – раньше праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в напоминание, что сроки сокращаются, и Второе Пришествие Христово – всеобщее воскресение – может наступить раньше, чем мы думаем. Или Господь спешит к нам потому, что бывают такие скорби, когда утешить может только Пасха Господня " . Скорби же, как водится, бывают у каждого свои особые и разные или общие - одни на всех, напоминая, что мы пока единое целое, один народ. Четыре взрыва в Москве и Кизляре на Страстной Седмице унесли много десятков жизней, а еще большее количество людей во время этих терактов было ранено и изувечено. Общая беда вновь заставила почувствовать нас единым народом. Для заказчиков террористические акты – необходимая разведка боем, чтобы определить насколько ситуация в обществе и государстве " созрела " до черты возможной и управляемой дестабилизации и насколько возросла уязвимость общества и государства. Современные теракты – силовой элемент информационной войны и психологического давления на противника, которые, в конечном счете, направлены на ликвидацию политической системы, на развал общества и государства. Этому же служат и духовно-нравственные диверсии в схожих обстоятельствах, какие бы мотивы не выдвигались, какими бы целями эти диверсии не оправдывались бы. Это полностью относится к запланированным парадам содомитов в Москве 28 мая (накануне Дня Всех Святых) и в Санкт-Петербурге 26 июня (накануне Собора Дивеевских Святых), а также распространенным 10 марта 2010 г. информационными агентствами сообщения о проведении в более чем 10 городах России " Недели борьбы с гомофобией " с 5 по 11 апреля, т.е. в Светлую Седмицу. Это тоже разведка боем, только в брани духовной.

http://moral.ru/parad02.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Христово Рождество Христово     Ваш порог выходит на восток. За порогом множество дорог... Но избрать должны одну лишь вы — По которой к Богу шли волхвы. Над дорогой той чудесная звезда Не погасит свет свой никогда, И под ней, больных и грешных, нас Ожидает милостивый Спас.     Стихи монахов Святой Горы Афон   Комментарии Всего комментариев: 14 2019/01/06, 10:44:31 С Рождеством Христовым!!! Слава Тебе, Господи! С нами Бог! Светлая радость долгожданного дня Сквозь жемчужные облака Тихо приблизилась к душе: Кланяюсь, Господи, Твоей стезе! Снегом украшены зимние дни, В кружеве синем лесные огни. Тонкой поземкой ветер зовет На перекресток семи дорог. Путь обозначен в Святом Рождестве: Вот и волхвы спешат вдалеке, Ведомые чудесным прозреньем - Святые Дары обещают Спасенье! В Небе сияет Вифлеемская звезда - Радуются люди, веселится детвора... Звонким раскатом поют колокола - Душа обновляется, обретая Христа! Январь 2019 г. Раба Божия Валентина Раба Божия Валентина 2018/01/08, 12:46:07 Ночью тихой, ночью светлой, Звёзд не гаснут огоньки. Шагом спорым к Вифлеему Дар неся, спешат волхвы. Как свеча, горит на небе Вифлеемская звезда. Средь скотов в святом вертепе Вся Иосифа семья. Родился Христос Младенец, Ангелы поют на небе Всей вселенной торжество. Слово стало Человеком, Нам спасенья дар во веки, Нам Христово Рождество! 25.12.07г.. Иота Христолюбов 2018/01/07, 20:34:44 В старых богослужебных книгах наряду с обычным названием праздника Рождества помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», — указание на особый характер Рождества Христова и одновременно — на все же более скромное его чествование. Пасха с особой торжественностью празднуется в Церкви неделю, а Рождество — три дня. «Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря/8 января) — на следующий день после празднования Рождества Христова. Церковь призывает нас вновь собраться в храмах для торжественного прославления Пресвятой Девы Марии, ставшей соучастницей великого таинства воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника: «Собрание (греч. синодос, слав. собор) в честь Пресвятой Богородицы».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

Послепасхальное уныние: Когда Христос воскрес не для нас Почему Пасха Христова – это такое частное христианское дело, почти квартирник, почти что Новый год? 13 апреля, 2015 Почему Пасха Христова – это такое частное христианское дело, почти квартирник, почти что Новый год? Выступление протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах «Воскресение Христово и пасхальная радость в жизни христианина» на Общедоступном православном лектории (Патриарший центр духового развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном монастыре (Москва). – Христос Воскресе! – Воистину воскресе! Собственно говоря, на этом можно было бы сегодняшнюю беседу сразу и заканчивать, потому что и так всем радостно и понятно, что Пасха – это самое главное в жизни верующего человека. С одной стороны, это так, а с другой стороны, надо еще подумать по-настоящему над вопросом, что главное в нашей жизни? О чем идет речь, когда мы говорим о главном? Как мы переживаем Пасху, чем она для нас является? Если встретишь своих знакомых, людей нецерковных, которые, может быть, и считают себя верующими и даже православными, и спросишь: «Какой самый главный день в году?», в ответ услышишь: «Новый год, конечно же». Непонятно, почему вдруг Новый год, ведь ничего, на самом деле, тогда не происходит, ничего не меняется. Но желание перемен, обновления, желание того, чтобы наконец-то в твоей жизни что-то поменялось в лучшую сторону, делает этот день для человека днем надежд, каких-то особенных, вполне мистических переживаний. Человек не может это сформулировать, глубоко отрефлексировать, но все это им понимается именно так. Итак, главный день – Новый год. И это имитация праздника, веселья, радости, которая заключается в фейерверках, в поедании салата, и так далее, и тому подобное. Потом – в очень сильном похмелье и опустошении. Опустошении и депрессии, потому что постновогодние дни, как известно, – наиболее депрессивные в нашем отечестве. Это связано, в том числе, и с погодой, но еще и с несостоявшимся праздником, с несостоявшимися надеждами. Ничего не поменялось. А надежда осталась.

http://pravmir.ru/poslepashalnoe-unyinie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1943 10 февраля. Вторник Ещё вот свойство мирно-радостного состояния. Обычно уж теперь я, одолеваемый болезнями, нуждою, печалью о брателке, о Мише, равнодушно, в бессилии своём гляжу на то, что собирал, что любил. Книги, картины… нечем взять. А как согреется сердце маленько, и опять мне любо поглядеть на книжные полки, в руках подержать ту, другую книгу. Ведь каждая из них пища и веселие мыслям. Оживают и разговаривают опять со мною и портреты заветные; и они весело глядят на меня со стен. И Филарет в белом клобуке, и Амвросий. И с финифтей оптинских, засуетясь, дым отру. (Ежедень в дыму комнатушка-та.) И виды Лавры, и Валаам, и диван, и вся, вся дедова наша громоздкая обстановка, коли я мирен, и она ласково глядит: «Ничего, — говорит. — Не горюй, Параха!..». …Западный человек, старея, с утешением и надеждой глядит на благоустроенность семьи, на своих внучат. Семейственностью, внуками он заслоняет от себя конец. Внучата, дети — вот оправданье и утешенье старящегося человека, всегда живущего настоящим. На Руси человек, старея, начинает глядеть в мир иной. На стариках у нас отображается свет иного века. Старые люди на святой Руси думают и стараются приникнуть к «тамошнему». И какой же радостный ответ на эти столь всеобъемлющие и самые существенные для Руси святой вопросы даёт праздник Пасхи!!Христос Воскресе! — И этим сказано всё. Жизнь полна смысла. Лишения, скорби, болезни, нужда, смерть самая — всё полно смысла. Пасха могущественно осмыслена и принята Русью святой, востоком православным, и от рождения до смерти «Пасха Христова», «Христос воскресе» хранится и теплится в тайнах души православной. «Пасха Христова», «Христос Воскресе» — это семя вечной радости, которое носит в сердце Русь святая, это никогда не гаснущая искра Радости Единственной. …издыхая, уже явно издыхая, мир сей уж и язык, издыхая, вывесил, уж и пену точит, а ещё богохульствует… Но тут ликует смерть, а ад о своих сие… Им бы всем давным-давно жёрнов на шею… над миром свою свистопляску.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Почему Пасха – главный праздник года Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Как происходит Богослужение в Пасху Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное , – поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых«, начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. «Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины « Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех ». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: « И нас на земли сподоби » Как происходит крестный ход

http://azbyka.ru/kak-vstretit-svyatuyu-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010