Иерархи заслушали письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Кириллу и епископату Русской Православной Церкви от 16 ноября 2017 года. В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. В принятом определении отмечается, что Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. Для ведения дальнейших переговоров учреждена комиссия. В завершение второго дня работы Собора Святейший Патриарх удостоил наград архиереев, отмечающих в 2017 году памятные даты. Предстоятелем были вручены: митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору - памятная панагия в связи с 40-летием архиерейской хиротонии, архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Симону - памятная панагия в связи с 65-летием, архиепископу Бакинскому и Азербайджанскому Александру - памятная панагия, епископу Каменскому и Алапаевскому Мефодию - орден преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 60-летием, епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому Мстиславу - орден преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 50-летием, епископу Уссурийскому Иннокентию - орден преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 50-летием. Святейший Патриарх вручил: две панагии и крест, изготовленные к 100-летию восстановления патриаршества, Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и Патриаршему наместнику Московской епархии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию; панагию и крест - присутствовавшим в Президиуме Архиерейского Собора постоянным членам Священного Синода и Предстоятелям автономных и самоуправляемых Церквей, входящих в состав Московского Патриархата. Всем участникам Собора вручены памятные юбилейные медали, посвященные 100-летию восстановления патриаршества . +++ 1 декабря заседание открылось обсуждением проекта документа " О канонических аспектах церковного брака " . Проект представил архиепископ Берлинский и Германский Марк, председатель комиссии Межсоборного присутствия по каноническому праву. После подробного рассмотрения, дискуссии и уточнения ряда положений участники Собора приняли документ.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После литургии, в занимаемых мною покоях, приготовлен был обеденный стол, к которому, кроме старшей братии, приглашены были и некоторые из граждан и должностных лиц. В 4 часа пополудни слушал я в монастыре вечерню; стихиры пели с канонархом довольно стройно. После обедни осмотрел две ближайших к монастырю церкви: Христорождественскую и приписную к ней кладбищенскую. Затем, возвратившись в монастырь, обозрел здешние церкви, ризницу и библиотеку. В монастырской ризнице хранится немало древних достопримечательных предметов. Таковы например: 1) Напрестольное евангелие в лист, писаное, по благословению игумена Евфимия (1530–1535), иподиаконом Афанасием Белозерцем в 1533 году. 2) Крест напрестольный, кипарисный, резной; по преданию, он находился в келии преп. Макария. 3) Священные деревянные сосуды, в которых священнодействовал преп. Макарий. 4) Две холщевых фелони, по преданию, также преп. Макария. 5) Панагия артосная серебряная золоченая, принесенная в 1624 г. в дар Чудотворцу Макарию стольником Иваном Ив. Гавреневым. 6)Панагия, вырезанная из кости; с лицевой стороны обложена золотом, а с другой – серебвом; обнизана жемчугом. На ней изображены 12 праздников. Панагия эта пожертвована в 1639 г. митрополитом Новгородским Афеонием († 1652 г.), для возложения на икону Спасителя. В библиотеке до 1000 томов книг и рукописей разного содержания; немало между ними сочинений и на иностранных языках. Между печатными книгами много книг старопечатных XVII в., и одна, именно Триодь постная, XVI в.–1588 г. Между рукописями достойны примечания: 1) Пролог, писанный на пергаменте; по преданию, он был настольною книгою преп. Макария. 2) Слова Григория Богослова писанные преподобным Паисием († 1504), племянником преп. Макария, впоследствии основатель Покровского близ г. Углича монастыря. 14-го ч., в 7 часов утра, слушал я в своих покоях утренею, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. В служении участвовал и бывший под запрещением, а потом, по указу Св. Синода, разрешенный в священнослужении, соборный священник И. Беллюстин . Собор был наполнен молящимися до тесноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Произвел в игумены скитского строителя и в архимандриты в четверток Перервинского; сегодня смотрителя училища Заиконоспасского Дионисия и еще несколько протоиереев. Спаси, Господи, владыку; и что все это к Пасхе – вдвойне отрадно. Если дорога худа, не спешите приездом, а к 16-му просим непременно, аще живы будем. Я был доныне в делах службы до преизбытка; но, слава Богу, лишь бы не в праздности. Служба сегодня шесть часов продолжалась, и слава Тебе, Христе! Радуюсь сорокалетию вашему и убежден, что Господь исчислит все часы служения вашего и сугубо воздаст за все, невозданное вам на земле: тогда, приемля от него награду, возрадуетесь, что не прияли мзды в животе своем. Господь да всяко радует сердце ваше и да будет ему благоприятен труд ваш! В ваше мирное ощущение радости Воскресения переношусь я хотя мыслью. Простите! Леонид Е.Д. Москва. 30 марта 1874 года.» 85) «Воистину Христос воскресе! Труды во храме, где источник сил, не труды, а средства к несению всяких трудностей. Все по чину Успенского собора исполнил, теперь в домашней церкви. Радовал других, по поручению владыки возлагая новые чины и знаки чести церковной на братий. Угодно было Господу, что такое же обрадование и меня коснулось среди радостей праздника. В день Пасхи, возвратившись из собора Успения от утрени, нашел у себя телеграмму от владыки, извещающую, что мне высочайше пожалована панагия, украшенная драгоценными каменьями, а после обедни в Успенском соборе пришла ко мне и панагия с Высочайшим рескриптом; было трогательно, что старец архипастырь, получив под вечер в субботу то и другое, тотчас отправил ко мне своего секретаря и остался почти на всю неделю один с одним полубольным отцом Гавриилом, только чтобы панагия достигла (меня) в день Св. Пасхи. Бог явил ко мне и ту милость, что нахожу соучаствующих и сорадующихся. Велико для меня, грешника, утешение, что Господь и люди терпят мое недостоинство. Как оценю то, что и милостью, и любовью взыскуют! Благодарю за поздравление и желаю в радовании и в здоровье проводить светлые дни. Воображение хочет, но не умеет перенести меня к вам на Пасхе. Торжество в храме и тишина повсюду; гул колокольного звона по водам широкого разлива великих вод... Не могу и надежды иметь быть когда-нибудь у вас в эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Одним из столпов Православия в Элладе является монастырь Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в горах Парнона на Пелопоннесском полуострове. Этот древний монастырь, наравне с Афонской Горой, считается одним из земных уделов Богоматери, где Она часто является монахиням и благочестивым людям и в наше время. Здесь хранится величайшая греческая святыня, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, или «Панагия Малеви». Согласно древнему церковному преданию, по повелению Богородицы и императорскому указу святого равноапостольного Константина Великого , все монахи и жители со Святой Горы Афон, были переселены в IV в. в горы Парнона, где природные условия мало отличались от афонских. Сюда были перенесены с Афона и древние святыни, среди которых была одна чудотворная икона «Панагия Малеви». Она являлась, по преданию, одной из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Почитание Пресвятой Богородицы со временем в горах Парнона стало так велико, что здесь возвели на склонах до семидесяти монастырей, посвященных Рождеству или Успению Богородицы. Одним из них стал монастырь в честь иконы «Панагия Малеви». Первой обителью, посвященной Успению Пресвятой Богородицы, стал мужской монастырь, основанный на высокой вершине горы Малевос в 717 г. Тогда он расположился в столь глухих и непроходимых местах, что однажды во время суровой зимы оказался полностью изолированным от внешнего мира. Это привело к дальнейшей гибели всех насельников, что послужило поводом к закрытию монастыря. Настоящая обитель возникла в 1116 г., но расположилась значительно ниже предыдущих. Новое место для его основания указала Сама Богородица, явившаяся здесь монахам. Трижды появлялась на этом месте икона Богородицы и три раза ее переносили обратно в старый монастырь, но она вновь возвращалась сюда. Это было воспринято всеми как явный знак Божий, и тогда решили возвести здесь новую обитель. А место здесь воистину удивительно красиво, словно чувствуется незримое присутствие Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В крипте, в нижней церкви, реконструирована темница, в которой томился, по преданию, апостол Петр и откуда он был чудесно изведен Ангелом. Поэтому нижний храм посвящен св. Веригам апостола Петра и в престольный праздник в темницу совершается крестный ход. Крутая лестница ведет в церковь от современного уровня земли – культурный слой, наросший со времен св. равноап. Елены. Справа от входа – алтарь храма, слева еще несколько ступенек ведут в очень маленькое помещение, являвшееся, очевидно, тюремной камерой апостола. На стене висит цепь, изображающая ту, которую снял с апостола явившийся ночью Ангел. Под престолом храма находится икона Неопалимой Купины, связанная с другим, недавним чудом. Больная мусульманская девочка (у нее была сухая рука) видела во сне этот образ, который тотчас узнала, придя в храм. Она получила исцеление, когда в первый раз попыталась совершить перед иконой крестное знамение. Женские монастыри Мы рассказали о главных мужских монастырях Старого Города. Паломники и туристы редко посещают их, хотя в прошлом роль их была гораздо более значительной. Скажем кратко и о женских православных обителях. Одним из древнейших в Иерусалиме является монастырь «Великая Панагия», расположенный неподалеку от храма Гроба Господня, в круто поднимающемся к Яффским воротам проулке. Игумен Даниил, русский паломник XII в., писал об этом монастыре: «Есть место на взгорье, примерно на полтораста сажен к западу от Распятия, которое называется Спудий, что переводится «тщание Богородично». Это место, откуда Богородица увидела с горы Сына Своего, распинаемого на Кресте, и ужаснулась, согнулась, села, была печалью и рыданием одержима. На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом». Знатоки иерусалимской топографии уверенно отождествляли «Спудий» игумена Даниила с местом, занимаемом ныне монастырем «Великая Панагия». Панагия – по-гречески «Всесвятая». Это название происходит от одноименной древней иконы, найденной неповрежденной в пепле после пожара 1808 г. в храме Гроба Господня. Икона помещена на стене в церковном притворе, напротив входа в церковь . В храме хранятся также в особых ковчежцах часть мощей св. мученицы Иулиты и мученика Омара.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Византийская капитель в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в ц. Сергия и Вакха Архитрав в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в церкви св. Димитрия Византийская капитель в церкви св. Димитрия Мозаика V века в церкви Панагия на Кипре Обломок мозаики в церкви Панагия Обломок мозаики VI века в церкви Панагия Ангел из слоновой кости Решетка в церкви св. Аполлинария в Равенне Решетка в церкви св. Аполлинария Миниатюра их эчмиадзинского евангелия VI века Миниатюра из эчмиадзинского евангелия Византийское изделие VI-ro века из слоновой кости Внутренний вид мечети Эль-Акса, в Иерусалиме, бывшей при Юстиниане церковью Сцены из жизни Иосифа (барельеф кафедры Максимиана) Византийская ткань, хранящаяся в Сансе Даниил среди львов (миниатюра) Миниатюра из ватиканского Козмы  Миниатюра из евангелия св. Матфея Мозаика в церкви св. Аполлинария in Classe Крест Юстина II, в церкви св. Петра в Риме Византийский город VI века (Реституция де Вогюэ) Византийский дом VI века Барельеф на обелиске Феодосия на Ипподроме Площадь Атмеидан, бывший Ипподром Развалины Ипподрома 150–151 Диптих консула Ареобинда и диптих VI века Диптих консула Филоксена Представление в цирке. Мозаика из Гафзы Печать или свинцовая булла капитула церкви св. Софии Наружный вид церкви св. Софии в настоящее время Внутренний вид церкви св. Софии в настоящее время План церкви св. Софии Внутренний разрез ц. св. Софии Паперть церкви св. Софии Внутренний вид в церкви св. Софии Верхние галереи в церкви св. Софии Верхние галереи в ц. св. Софии Миниатюра из сирийской библии VI-ro века План монастыря св. Симеона Общий вид монастыря св. Симеона Южный портик церкви св. Симеона Абсид церкви св. Симеона Восьмиугольный двор в монастыре св. Симеона Общий вид византийского монастыря в Тебессе 536–537 Монастырь Мар-Саба Монетная гиря Византийская гиря в один фунт Бегство в Египет. Барельеф на кафедре Максимиана Вхождение Христа в Иерусалим. Барельеф Санский диптих Диптих консула Ареобинда Пилястра сирийской работы в ц. св. Марка в Венеции

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Антонину в 1866 г. – Добился я нового общего собрания по болгарскому вопросу, но, разумеется, вышло только, что греки вышли из себя, обругали болгар, назвали их публично бунтовщиками против церкви и правительственных мер. Едва уговорили составить комиссию, чтобы ответить обстоятельно на известно шесть пунктов болгарского заявления. Состав комиссии плохой...Едва ли выйдет какой-либо толк» 9 . Для благоприятного разрешения этого щекотливого вопроса граф пользовался каждым удобным случаем. После торжественного молебна в русской церкви в Пере по случаю избавления Государя Александра II от руки злодея Каракозова, когда вселенский патриарх не только служил, но и сказал «приличную случаю» проповедь , граф Игнатьев выхлопотал для него драгоценную панагию. «В ознаменование Высочайшего благоволения за храбрость, оказанную (на молебне) патриархом, синодом и православным обществом константинопольским», а также для того, чтобы «смазать» (простите за выражение), – писал граф Игнатьев о. Антонину, – пожалована вселенскому патриарху драгоценная панагия. Передавая ее торжественно святейшему Софронию (скончался на троне александрийского патриарха), я огрочил немного почтенного старца заявлением, что в лице патриарха Государь хотел выразить свое благоволение всем единоверцам нашим в Турции без различия народностей и ознаменовать неразрывную связь, существующую между русскою церковью и вселенским престолом, между русским Императором и православными жителями Востока и проч., а потому даруемая панагия должна оставаться после смерти или выбытия Софрония в патриархии, а не переходить в руки наследников. Мне хотелось предупредить переход панагии в руки какой-нибудь племянницы и т. п. Вместе с тем я не упустил упомянуть, что Государь и Россия ожидают от патриарха и от синода умиротворения всей паствы, Богом вверенной вселенскому престолу и т.д, т.е. решением скорейшего и справедливейшего дела болгарского. Мне кажется, что великолепная панагия скорее подвинет и сговорит членов синода, нежели что- либо другое...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Елей (масло оливковое, деревянное). употребляемый для лампад, помазания и проч. служит знаком милости Божией, нас просвещающей и напоминает нам о нашей любви к Богу, которую мы должны соединять с светлою верою. Елеопомазание. Так называется вообще помазание освященным елеем, совершаемое священником, в утренних воскресных и праздничных при лобызании евангелия или праздничной иконы, при крещении младенцев и проч. Елеосвящение – одно из семи таинств нашей Св. Православно-Кафоличесκой Церкви, совершаемое над болящими, в котором (таинстве) чрез помазание освященным елеем подается болящим благодать, исцеляющая и врачующая недуги душ и телес помазуемых. Енколпий или панагия. Слово енколпий происходит от греч. κλπος – недро, сердце, и есть нанедренник или драгоценный ковчежец со вложенными в нем мощами святых, который носится архиереем на недре или персях. Посему тот-же енколпий называется панагия, т. е. такой ковчежец, который содержит в себе многих Святых или Панагия – Всесвятая, когда на этом нанедреннике изображается образ Пресвятой Богородицы. Как панагии или енколпию, так и кресту, носимому архиереем на персях, Симеон Солунский дает одинаковое значение: крест и енколпий, висящие у архиерея на груди, означают печать и исповедание веры, а что они висят на груди, этим означается исповедание от всего сердца. (Нов. Скриж. ч. II. гл. § 18). Епархия (греч.) область, губерния или округ, в церковном отношении подчиненный Епископу или Архиерею, который поэтому именуется Епархиальным Архиереем, Начальником епархии. Епитрахиль (от греч. π – на и τρχηλος – выя, шея) навыйник, нашейник. Епитрахиль есть собственно священническая одежда и превосходное всех других священнических одежд, говорит автор Нов. Скриж.; она есть тот же диаконский орарь, но только полагаемый на оба плеча и лежащий на груди и ниже ее в знак того, что священник в служении своем имеет высшую степень и должность, нежели какую он имел, будучи диаконом. „Епитрахиль, говорит Симеон Солунский , означает совершительную и свыше сходящую благодать Св. Духа... и что подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившись совершать таинства страданий Его“. „Без епитрахили, говорит тот-же учитель церкви, иерею нельзя совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или молитву, или крещение или иное какое-нибудь священное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс или отрывок веревки, или какое ни будь полотно и, благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу. После этого вещь эта, получившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенною, но должна идти для употребления священного, и дабы ей не быть обыкновенною, должно положить ее в особом приличном месте“. (Нов. Скриж. ч. 1, гл. VI, § 12, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

И вот недавно я узнал, что во время страшного пожара, который практически полностью уничтожил деревянную икону и основательно покорёжил ризу, панагия не пострадала. Хотя по всем законам физики должна была расплавиться. Но панагия уцелела! Как видим на фотографии, на ризе было две панагии, а уцелела только одна. И вот об этом явном чуде, об этой милости Божией почему-то пишут как-то мимоходом, между прочим. Просто упоминают без подробностей и осмысления. Для нас, петербуржцев, это особенно отрадно, поскольку Владыка Константин (Горянов) долго служил в нашем городе, возглавляя Духовную Академию. При нём была заложена традиция сотрудничества епархиальных властей с православной интеллигенцией, которая была потом забыта, а теперь, слава Богу, снова возрождена. Не теряет митрополит Константин связей с петербургской православной интеллигенцией и сейчас, возглавляя редакционный совет самого крупного литературного журнала Северной столицы «Родная Ладога». А Казанская церковь Чимеевского монастыря восстанавливается. Вскоре после трагедии был создан Благотворительный фонд, который возглавили известные уроженцы Курганской области. Сейчас, как сообщают, полным ходом идут строительные работы. А вместо утраченной чудотворной иконы в монастыре появился список, в который включены фрагменты утраченной Святыни. В том числе часть ризы и сохранившаяся панагия. Ну а станет ли список погибшей иконы чудотворным образом, уже зависит от насельников обители и богомольцев, от силы и искренности молитвы тех, кто будет приезжать в Чимеево просить Божию Матерь о помощи. А нам утешительно осознавать, что чудеса происходят и сегодня. А значит, Господь не оставляет Русскую землю! Значит, Матерь Божия здесь, с нами! Нам надо просто почаще обращаться к Ней с молитвой: Пресвятая Богородица, спаси нас! Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии» Фотографии взяты из Интернета. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/ch...

Возводили его из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню. Пол храма застилали разноцветные майоликовые плитки, двери сияли золоченой медью. К моменту освящения собор имел утварь и иконы. Из Ярославских икон XIII в. известен образ Ярославская Оранта – Богоматерь Великая Панагия, который хранится теперь в Третьяковской галерее. В Византии подобное изображение Богоматери Оранты с медальоном Спаса Еммануила на груди было реликвией знаменитого Влахернского храма, почиталось защитой стен Константинополя, палладиумом Императорского дома. На Руси изображения Оранты – Великой Панагии получили распространение, по-видимому, только в конце XII – 1-й половине XIII в. и, судя по дошедшим до наших дней памятникам, их также считали образами, покровительствующими княжеской власти. Подобное значение приписывалось и великолепной иконе из Ярославля. В придворном храме она была в числе главных святынь и помещалась в алтаре на горнем месте (см. илл. выше). Христос Вседержитель. Икона. 1-я пол. – сер. XIII в. Ярославль. 45х37 см. ЯМЗ. Находилась в Успенском соборе Ярославля Икона «Оранта – Великая Панагия» была последним даром Константина Ярославлю. Устраивая волжский город, он следовал его основателю – князю Ярославу Мудрому. И вполне вероятно, что величественный алтарный образ «Оранта – Великая Панагия» для Успенского собора «на княжем дворе» был заказан Константином по примеру мозаического изображения Богоматери Оранты в алтаре Софии Киевской и фрескового изображения Богоматери Знамение в алтаре церкви Спаса Нередицы. Занимая место в центральной апсиде, Богоматерь на иконе представала в образе Градодержицы и Премудрости, ограждала «непреоборимым щитом» – изображением Спаса Еммануила на золотом диске – новую удельную столицу от посягательств извне. Композиция иконы необыкновенно торжественна. Богоматерь представлена в позе Оранты, стоящей на овальном красном ковре, затканном богатым травным узором. На груди Богородицы – золотой диск славы, в котором изображен Отрок Христос, благословляющий молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010