115 По неимению данных, которые из этих панагий употреблялись Святейшим Патриархом, или привзошла в ризницу после него, упомянем о трех панагиях, заведомо принадлежавших Святейшему Патриарху Никону , а ныне хранящихся в Московской Синодальной ризнице, куда они перешли из Воскресенской ризницы (по кончине Св. Патриарха). По описи 1658 года домовой Патриаршей Казны и по Воскресенской монастырской описи 1679 года: 1) «Панагия золотая (вместо серебряная), а в ней образ Пречистые Богородицы Знамение, резан на корольке белом, 32 искры яхонтовые червчатые, пол осма жемчуга, гайтан золотой, ворворка жемчужная, кисть золотая». 2) Панагия серебро-позлащенная разъемная или складная сканной работы; на верхней лицевой стороне ее литое изображение Распятия Господня с предстоящими. Внутри панагии на одной половине вырезано изображение Св. Троицы, с тропарем вокруг: «Благословен еси, Христе Боже наш» а на другой Знамения Божией Матери с песней: «Честнейшую Херувим» 3) Панагия золотая разъемная на подобие шара, украшенного жемчугом и драгоценными камнями; в средине ее вделан оникс, состоящий из двух небольших семечек, из коих в одном вырезано изображение Пр. Троицы, а кругом оного по золотому полю начертан вязью тропарь Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш» а в другой Знамения Пресв. Богородицы с словами вокруг: «Честнейшую Херувим» Панагия эта по описи домовой Патриаршей Казны 1658 года, и по Воскресенской описи 1680 года, описывается так: Панагия золотая, во главе образ Спасов, на другой стороне образ Иоанна Предтечи, в ней (т. е., в средине), камень круглой перемет; в средине образ Живоносной Троицы, Знамение, кругом восемь каменей в гнездах, обнизано жемчугом кругом; на закрепках два зерна Изрмышских; у ней цепочка серебреная позолоченная». Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Панагия первого Патриарха Иова: а) золотая финифтяная с двухслойным ониксом в средине, на коем вырезано Распятие, с предстоящими ему Богоматерью и Св. Иоанном Богословом, над коими изображены слова: Γναι δο ι σο, т. е. «Жено, се сын твой,» а назади крест, поддерживаемый Св. Царем Константином и матерью его Еленою; вокруг панагия обнизана жемчугом и драгоценными каменьями. На ней подпись: «7097(1589) Генваря в 26 день Божиею милостию Благоверный и Благочестивый и Христолюбивый Царь и Великий Государь Феодор Иванович, Государь всеа Русии и Самодержец и его Благочестивая и Христолюбивая Царица и Великая Княгиня Ирина сию понагею положили на Патриарха Иева Владимирскаго и Московского и всеа Роусии на его поставлении». б) Золотая сканная с финифтью и с рельефным изображением на корольке: Предста Царица, а назади черневое изображение Трех вселенских Святителей и с надписью, которая показывает, что панагия сия сделана в 1595 году, по приказанию Патриарха Иова, в) Панагия круглая Греческая, присланная от Патриарха Константинопольского Кирилла Патриарху Филарету; на камее из лазоревого яхонта изображено Благовещение Богоматери, г) Другая Никонова, Русской работы, из лазоревого оникса с вырезанным на ней изображением С. Иоанна Лествичника , обложенная золотом и украшенная жемчугом, вмещает в себя частицы св. мощей. Она также украшена драгоценными каменьями, между коими финифтяные цветы; у привески три крупные Бурмицкие жемчужины. Драгоценнейшими почитаются из трех: 1) Никонова, сделанная запоною и пожалованная ему Царем Алексиям Михайловичем 1667 г.; она роскошно убрана крупными алмазами, яхонтами, изумрудами и сапфирами по Финифтяному полю, на коем написаны различные изображения Святых с надписями; 2) Панагия золотая овальная с св. мощами и с вырезанным на четырехслойном ониксе образом Знамения Богоматери, а на обратной стороне – Богоявление; длиною, кроме возглавие, три вершка; кругом в две нити она обнизана крупным жемчугом; в возглавии ее большой лазоревый яхонт; 3) круглая с лазоревым яхонтом значительной величины в средине и кругом украшена алмазами и яхонтами; в приходной книг Патриаршего приказа 7165 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В Антониевом монастыре более древние панагии: одна из чёрного дерева в сребропозлащенной сканной оправе, с резным рельефным изображением Спаса нерукотворного в средине, а по сторонам ликов святых. Другая панагия полуовальная из дикого, серого цвета, камня в серебряной сканной оправе. Посредине – изображение благословляющего Спасителя; вокруг, по надписи, лики святых спящих, или точнее восстающих от сна семи ефесских отроков, отделённые один от другого гранями. Все изображения выпуклые с сияниями вокруг голов, а надписи врезные 423 . В Знаменском соборе четыре панагии сребропозлащенныя сканной работы с разными камешками; четыре также панагии в сребропозлащенных окладах, из коих на одной надписано над резным изображением: Iacobus, а на другой – Пятница. В Клопском монастыре замечательны панагии: одна резная по кости, круглая и складная, обложена сканным серебром; с одной стороны на ней вырезаны – совне образ Спаса, а внутри образ св. Троицы; с другой стороны – совне св. Николай с благословящей рукой, а внутри Знамение пресвятой Богородицы; вокруг Троицы вырезано: «Благословенъ еси Христе Боже».., а вокруг Знамения: «Достойно есть»... Другая панагия имеет вид маленькой ладонки, складная, медная, позолоченная, со св. мощами. На одной стороне вычеканены Божия Матерь со Спасителем на облаках, по правую сторону Доминик, коему Спаситель подаёт венец, и по левую – Божия Матерь подаёт венец св. Екатерине. По краям над Домиником надпись чеканная: S. Domin., над Екатериной: S. Cathr. Внизу под основанием изображения: Roma. На другой стороне также Божия Матерь на троне с предвечным Младенцем у неё в лоне. По правую сторону Доминик с надписью над ним: S. Р. Domin., по левую сторону какое-то лицо, вокруг коего надпись: inasorian. Под основанием изображения: Roma. Панагия сия, очевидно, католическая, и сделана, как видно, в Риме 424 . В Никитинской церкви из числа 17 панагий более древними должно признавать две 425 : одна панагия резная из мягкого камня пепельного цвета, круглая, обложенная с боков серебром; на одной стороне резное изображение Божией Матери, подобное Знамению, но без Спасителя, с надписью: Мρ. ., а на другой стороне резное изображение св. Николая чудотворца. Правая рука у святителя изображена благословящей, а левая держит евангелие. По сторонам вырезана надпись древним уставом: «ω αгиωс Никола Заступенико». Другая панагия, вырезанная из подобного по мягкости и цвету камня, пятиугольная, обложенная с боков серебром. На одной стороне вырезан Захария, на другой Иоанн Предтеча, с древними вокруг них надписями: «Зaxapiй, Ивано». У св. Захарии правая рука приложена к груди, а левая держит, кажется, свиток; у св. Иоанна правая рука благословлящая, а левая держит тоже свиток. Обе панагии, судя по изображениям и надписям, работы не великорусской. 7. Кадила и ладоницы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Все это огромное собрание икон образовалось, с одной стороны, из келейных икон, остававшихся после умерших монахов, а с другой стороны – из прикладов в монастырь по сторонним лицам, погребенным в нем. Икон, богато украшенных, которые стоят в ризнице отдельными (так сказать) коллекциями, очень немалое количество. Весьма желательно, чтобы иконы были разобраны знающим человеком и чтобы замечательные между ними – сами по себе или по своим окладам или по лицам, которым принадлежали, – были отобраны. VII. Панагии, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Нарочито могут быть указаны: 1. Панагия, пожалованная в 1734 году императрицею Анною Иоанновною бывшему ее духовником архимандриту лавры Варлааму с изображением Тайной Вечери, под которою читается немецкая подпись: «Das Blut Jesus Christi des Sohnes Gottes macht uns frey von allen S(nden», то есть «кровь Иисуса Христа, Сына Божия, освобождает нас от всех грехов»; украшенная алмазами. 2. Панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Переяславскому (1744–1752) и вместе архимандриту лавры Арсению Могилянскому, с изображением на финифти на одной стороне нерукотворенного образа Спасителя, а на другой стороне Божией Матери, с портретом государыни на задней стороне подвески под нее, украшенная драгоценными камнями. 3. Панагия, устроенная митрополитом Платоном из агата, на котором естественной игрой природы изображены Распятие и молящийся пред ним на коленах человек, осыпанная бриллиантами и жемчугом (и у которой на задней стороне вырезана надпись: «Panagia ek lithou acheiropoietou, idia dapane archiepiskopou Platonos. 1784», т. е. «Панагия из нерукотворенного камня, собственным иждивением архиепископа Платона»). 4. Панагия, пожалованная императрицей Марией Александровной митрополиту Филарету, золотая, в виде креста, с изображением Знамения Божией Матери на сердолике, вставленном в ее середину, украшенная бриллиантами и изумрудами. VIII. Митры, украшенные золотыми дробницами (пластинками четвероугольнопродолговатой или круглой формы), жемчугом и драгоценными каменьями.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

Вторая артосная Панагия (табл. XXX) или панагиар, находится в Ксиропотаме под ложным именем чаши имп. Пульхерии (на сер. оправе, сделанной в XVIII в. сделана даже надпись, что это дар Пульхерии Августы) и издавна показывается паломникам, но доселе не была описана. При форме круглого блюдечка, имеющего в поперечнике 16 сант., эта панагия настолько подходит по всему к панагии Алексея Комнина, что мы естественно должны отнести ее к XII веку, хотя не к концу его, но к средине, так как здесь резьба гораздо свободнее, не так вылощена, и форма много проще и натуральнее предыдущей. Однако, здесь нет и подобия того высокого художественного достоинства, той элегантной щеголеватости, и Панагия по своим размерам не может быть отнесена к императорским вкладам, но к утвари монастырской. С этим согласно построена и композиция мелких рельефов, украшающих чашу. В днище изображена Богоматерь, стоящая на подножии, с воздетыми руками. В недрах ее, на пологе ее мафория лежит овальный медальон с образом Младенца по грудь, благословляющего и держащего свиток в левой руке. По сторонам этого чудного явления стоят два архангела: Гавриил и Михаил, обозначенные в надписях, и держат в правых руках кадила, а в левых – какой-то отрезок цилиндрической формы, в котором мы видим артос. Над Богородицею написано: Н МЕГАΛН Для современного темного положения византийской иконографии (мы вполне уверены, что это положение недолго еще будет продолжаться) это почти единственное, безусловно, точное свидетельство, что у греков имя «Панагии» прилагалось к изображению Богоматери, держащей на груди своей образ Младенца (а не самого Младенца в натуре), т. е. что именем «Панагия» мы должны называть изображение, доселе известное у нас под названием «Знамения»; наименование это обязано известному чуду новгородской иконы этого типа и явно неправильно в приложении к многочисленным повторениям иных образов в греко-славянской иконографии. Впоследствии русским специалистам по литургике придется еще исследовать, в каком отношении находятся греческие обряды к этому символическому типу, но теперь мы только заметим, что если здесь действительно изображен в руках архангелов самый артос, в виде кусочков, обернутых сударем, перепояскою, и держимых поднятыми, то здесь мы находим и разрешение смысла всего обряда «возношения панагия», т. е. Богородичного артоса. Дело в том, что оба архангела имеют на плечах своих воздуха в виде платов с крестами. Значит, мы здесь ясно видим их служение. По кайме вокруг всего днища идет надпись: ТА XEPOYBIM и пр. до конца песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Там же. 5-го Сентября. Суббота. […] Ровно в 11 час. снялись с (якоря) бочки и пошли в море при общем салюте с судов и батарей и радушном «ура» войск и массы народа, собравшихся на берегу. Конвоирами пошли «Алмаз», «Память Меркурия», «Кагул» и три миноносца. Сели завтракать, когда проходили Георгиевский монастырь. Освещение гор было очень красивое, над морем стояла мгла от жары. В 2 ¾ подошли к молу в Ялте, где была обычная встреча. Георгий , Сандро и Эмир Бухарский перешли на яхту. Обойдя встречавших, вернулся на «Штандарт» и вместе с Аликс и Алексеем сошел на берег. Сели втроем в коляску и отправились по многолюдной набережной Ялты в Ливадию, куда прибыли в 4 часа. Ксения ожидала нас в доме. Пошел с детьми к молебну в нашу маленькую церковь.[…] Там же. Когда я с воспитательницей в апреле 1909 года приехал на лето к матери в Ялту […], было получено известие, что […] Их Величества с Семьей после семилетнего отсутствия намерены поселиться на лето в Ливадии, где шла большая подготовка к приему высоких гостей.[…] Тихо покачиваясь, стояли на рейде изящные светло-зеленые миноносцы, расцвеченные флагами. Белые фигурки матросов бегали по палубе, лихорадочно натирая до умопомрачительного блеска последние медные части. Набережная и весь прибрежный район были запружены бесконечной толпой народа. Белые туалеты дам смешивались со скромными нарядами семейных обывателей, элегантные штатские терялись в толпе татар в их золотом расшитых национальных костюмах. Всеобщее внимание привлекали татарки, закрытые вуалями, в маленьких шапочках, красные фески турок яркими пятнами алели на фоне пестрой толпы, которая шумела и волновалась. По набережной то и дело проносились автомобили и вереницами ехали бесчисленные ландо, фаэтоны и экипажи. На молу зеленой полоской виднелись войска. Золотые орлы на Царской беседке ярко блестели под лучами южного солнца. – Идет! Идет! – пронеслось в толпе. И глаза всех устремились в безбрежную голубую даль. На высоте Тодорского маяка появился дым, и в море можно было различить Императорскую яхту «Штандарт» и за ней в кильватерной колонне два крейсера. […]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

ольга24 .06.2013г 2013/06/24, 11:42:15 О,Преподобный Сергий Радонежский благодарю тебя за ,то что ты помогаешь мне всегда во время сессии ,прошу тебя помочь мне в сдаче экзамена по административному праву ,который будет сегодня (24.06.2013)Пусть преподаватель будет милосерден мне . Во имя Отца и Сына и Святого духа!Аминь. 2013/06/24, 11:34:29 О , Преподобный Сергей Радонежский! Обращаюсь к тебе в вновь , молу тебя ,приклоняюсь пред тобой . Услышь меня , рабу божью Екатерину которая молит о своих детях .Не устаю молится, о моей дочери Анне, что бы наконец то положительно решился вопрос Кроком_2, который не как не дают пересдать и получить диплом врача стоматолога .Пусть раб Божий Валерий к которому мы обратились, не откажет нам в помощи. смягчи его душу и сердце. Еще молу тебя о своем сыне ребе божьем Артемии ,пусть результаты его ЗНО будут проходными , особенно по математике ,и он смог поступить в институт, Помоги моим деткам , услышь мои мольбы, услышь мои молитвы . Заступись за нас раб твоих грешных ,не оставь нас в эту трудную минуту нашей жизни . Уповаю на твою милость ,и силу Господа Бога нашего Иисуса Христа! ВО имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Раба божья Екатерина. Екатерина 2013/06/24, 11:20:24 О Преподобный и Богоносный Отче Сергий Радонежский!Прошу Твоего благословения на рабу Божью Светлану!От всего сердца прошу Тебя помочь мне сдать завтра экзамен по анатомии ,от всего сердца прошу тебя услыши мою молитву и помоги рабе Божей Светлане.Пошли мне задания,которые я знаю, вразуми меня, дай мне способности все ответить, и умягчи сердца преподавателей.Пошли мне удачу и везение на экзамене,дай мне силы и терпение.Услышь мою молитву и помоги.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!Аминь!Аминь! Светлана 2013/06/24, 11:18:53 ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ! Прости мои вольные и невольные грехи.Благодарю за помощь в сдаче предыдущих экзаменов.Услышь мою материнскую молитву,уповаю на твою помощь. Помоги моей дочке рабе Божьей Юлии, сдать 25 июня 2013 года достойно и спокойно экзамен в медицинском университете.Пошли мудрости и ясного ума,спокойствия,уверенности в своих силах. Пошли добрых и милосердных,благосклонных преподавателей. Чтобы вопросы были не сложными.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Как Алексей развивался физически? Рос он нормально, и, по всем признакам, должен был быть хорошо сложен. Черты его лица были благородны, его ноги и руки пропорциональны; только левая нога была не совсем ровной, но эта неровность, появившаяся после его болезни в Спале, через год перестала быть заметной. Императрица твердо верила в предсказания Распутина, что Наследник по достижении 16 лет будет совершенно здоров. Неопубликованные воспоминания А. Вырубовой//Новый журнал. Нью-Йорк, 1978. Кн. 131. С. 185–186. Июнь 1/14. Воскресенье. […] Отбыли в Одессу в 11 ч. ночи. В начале 10 ч. утр. прибыл с Августейш[ими] Родит[елями] и сестрами на Яхте «Штандарт» в Констанцу (Румыния). Был во Дворце. Был во Дворце Короля и на параде войск. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. Воскрссенье. В море. Из Констанцы. 1 Июня. Около 10 ч. пришли в Констанцу к молу. Сделали визит королю и королеве и с ними поехали в собор. Войска стаяли шпалерами. Много народу. Вернувшись, Папа с королем куда-то поехали и потом на «Кагул». Завтрак у королевы в павильоне на молу, все семейство. Папа, Т. Мисси , король… после пришли Ал[ексей] и маленький Николай, Илеана и Мирча . Посидели и вернулись. В 4 ½ чай у нас и семейством на юте и продолжение со свитой в столовой. Дневник Великой Княжны Ольги Николаевны. ГАРФ. Ф. 673. Оп. 1. Ед. хр. 5. 2/15. Понедельник. […] Прибыл в Одессу утром. Присутствовал на параде войскам на Лагерном поле. Из Одессы отбыли вечером в 11 ч. ночи. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. 2-го Июня. Понедельник. […] Пришли в Одессу. В 3 ч. Съехали на берег. Громадный прием. Сели в поезд и проехали до другой станции. Там тоже громадный Прием. Мама вернулась на Яхту, а мы 5 с Папа на моторе поехали через город на большое поле, где был парад 8-му корпусу. Потом вернулись на станцию. Вместо поезда поехали на моторе. В 7 ч были на Яхте. […] Большой обед. […] В 10 ½ была молитва в командной палубе. Потом немножко посидели с офицерами в кают-компании. В 11 ч. уехали в поезд и в 11 ¼ поезд ушел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Относительно представлений о жалованье и о доме иркутскому архиерею Преосвященный Иннокентий указом Св. Синода того же 1729 г. от 18 августа был уведомлен, что на все это требуется резолюция Великого Сената. Об отчислении же Селенгинского монастыря и якутских и илимских церквей от Тобольской епархии к Иркутской Св. Синод не сказал ни слова. Причину узнаем после. По крайней мере дело пострижения в монашество развязалось. Пользуясь этим, игуменья Знаменского монастыря Акилина в феврале 1730 г. просила Преосвященного постричь в монашество вкладчиц того монастыря Мавру Игнатьеву, Вассу Федосееву да Марью Ермолаеву, причем от игуменьи представлены сказки о происхождении просительниц. Мавра Игнатьева показала, что она родилась в Иркутске, дочь служивого человека Игнатья Иванова Зверева; была в замужестве за иркутским посадским человеком Иваном Савиным; вдовствует 30 лет; в монастыре живет 14 лет; от роду ей 55 лет. Васса Федосеева показала, что родиною из Братского острога; в замужестве была за иркутским служивым человеком Федором Молчановым; вдовеет по смерти мужа 15 лет; в монастыре живет 8 лет; от роду ей 6о лет. Марья Ермолаева показала, что родиною из Тобольского города, Шадринской слободы; муж ее Никита Григорьев Шадрин; в Иркутском посаде обретается она 25 лет, а от роду ей 65 лет; в монастыре живет три года; а от мужа своего Никиты отпущена в монастырь жить по ее желанию с общего совету, а не неволею. Святитель разрешил постричь в монашество Мавру и Вассу и содержать с прочими сестрами по-монашески; а Марью Ермолаеву постричь не дозволил, для того, что у нее жив еще муж и от него известия не обретается – как он ее оставил и для чего. И представление игуменьи, и резолюция Святителя, и указ из Архиерейского приказа – все это было в один день, 18 февраля. Так и видно, что Первосвятитель наш не отлагал решения дел ни на минуту, как бы поспешая в короткий срок своего управления сделать многое. В июле месяце игуменья Акилина еще представила Преосвященному старицу, желающую пострижения, вкладчицу Марью Васильеву, которая родом была из Соли Вычегодской, в замужестве была за московским жителем Посольского приказа за подьячим Иваном Ипатьевым, овдовела назад тому 22 года; в Знаменском монастыре находилась вкладчицею 9 лет и от роду имела 65 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русские Патриархи, а также Киевские митрополиты как экзархи с середины XVII века носят две панагии и крест. Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий. В настоящее время панагия представляет собой образ Божией матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Кресты епископов теперь также бывают без мощей. С 1742 года панагиями награждались архимандриты некоторых монастырей. Дабы отличить епископов от архимандритов, с середины XVII веке епископам стали возлагать при посвящении два нанедренника: крест и панагию. В повседневной обстановке епископы должны были носить панагию, а за богослужением панагию и крест. Такой порядок сохраняется и до наших дней. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают то же самое, что и запрестольные Крест и икона Богоматери, а именно: Домостроительство о спасении людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Сына Божия Иисуса Христа и предстательством Богородицы как Матери Церкви. Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним — Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: «А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, — рече Господь, — и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». При надевании первой панагии диакон говорит: «Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». При надевании второй панагии он произносит: «Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Епископский крест и панагия с образом Божией матери, вполне определившиеся в своих основных чертах лет двести назад, возникли, казалось бы, случайно, но их символика глубоко соответствует древнейшим представлениям Церкви об участии Богородицы в спасении мира. Только ко Христу и к Богородице обращаются со словами «Спаси нас». Остальных святых просят: «Моли Бога о нас».

http://pravmir.ru/svyashhennye-oblacheni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010