ПАНАГИЯ – нагрудный знак архиереев. Это образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Как и запрестольные Крест и икона Богоматери, они означают, что люди спасаются в Церкви благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и молитвами Богородицы, Матери Церкви. Епископские крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. Надевая на епископа крест, диакон произносит: “А аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, – рече Господь, – и возьмет крест свой и последует мне, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. При надевании панагии диакон говорит: “Сердце чисто созиждет в тебе Бог , и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне и присно и во веки веков”. В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле. Архиерейские крест и панагия также носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи спускается на грудь, а задняя на спину. Два конца епископского креста и панагии знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей и в подвиге несения креста своего, а также двойной характер служения архипастыря – Богу и людям. ПОСОХ – изготовляется с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Посох архиерей носит в обыденной жизни. ЖЕЗЛ – это богато украшенный посох, который носит архиерей за богослужением. Богослужебный архиерейский жезл существует наряду с посохом потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям нельзя украшать себя дорогими и яркими вещами. Только за богослужением, где архиерей и священнослужитель являют людям образ Царя Небесного, они облачаются в особо украшенные ризы и головные уборы, а архипастырь берет в руки богато украшенный жезл как символ данной ему по Божией благодати церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

г) Панагия, всесвятая или Енколний – (от γκολπζω сохраняю на груди) крест, носимый, как знак победы над врагами спасения, считается при Богослужении принадлежностью Архиерея. Она произошла из тех древних, круглых ковчежцев, заключавших в себе частицы св. мощей или фрагменты Священного Писания, и имела на себе священные изображения. На эти ковчежцы указывает св. Златоуст 1269 и Никифор, Конст. Патриарх. Последний говорит, «что в его время между христианами обращалось много таких ковчежцев, сохранившихся от древнего времени, с изображением страданий Спасителя, Его чудес, славного Его воскресения». 1270 Преосвященным Саввой, Архиеписк. Тверским в указателе синодальной ризницы (ст. 12) в объяснительном словаре дается панагии следующее объяснение: «слово панагия – всесвятая собственно принадлежит Божией Матери: в церковном же употреблении им означается просфора или часть, изъятая из просфоры в честь Божией Матери и возносимая в обителях с молитвословием за трапезою, в воспоминание явления Богоматери Апостолам, по вознесении Её на небо. Часть сия полагалась обыкновенно в складной ковчежец, который от сего получим наименование панагиара и у которого на одной половине всегда представляется изображение Божией Матери, а на другой – образ Спасителя, или св. Троицы. Впоследствии, название содержимого дало содержащему, и в общем употреблении панагия принимаема была вместо панагиара. Вопрос, каким образом это наименование сделалось принадлежностью или отличительным знаком Иерарха, объясняется так: как настоятели обителей за трапезою возлагали на себя ковчежец с Богородичным хлебом; так Патриархи и прочие Архиереи первоначально стали устроять, по подобию сих панагиаров, и носить на себе изображения тех святых, во имя коих устроены их престольные храмы. 1271 Возлагать при Богослужении две панагии началось не ранее Патриарха Никона . 1272 Панагия соответствует Ветхозаветному наперснику 1273 с сокрытыми в нем урим и туммим. В настоящее время на ней изображается Спаситель или Божия Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Персты правой руки сложены в именословном благословляющем жесте, в левой руке - посох. Священноисп. Лука. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в г. Московский (в черте Москвы)) Священноисп. Лука. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в г. Московский (в черте Москвы)) Существуют изображения Л. с хирургическими инструментами. В ц. Покрова Пресв. Богородицы в Бутырской тюрьме в память о 1-м аресте святого находится икона Л., выполненная иконописцем Д. В. Алимовым (2006). Л., с мягкими прядями седых волос до плеч и окладистой короткой бородой, сидит за покрытым белой скатертью столом, перед ним раскрытая книга и ручка - эти детали напоминают о научной деятельности и писательском труде Л., на его врачебную практику указывает пенал с хирургическими инструментами, изображенный слева. На Л. белый подрясник, на груди - панагия. Священноисп. Лука. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Ясенево. 2004 г. Священноисп. Лука. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Ясенево. 2004 г. На др. иконе Л. представлен как св. целитель-бессребреник со лжицей и ковчежцем в руках. Подобная икона находится в ц. во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны Свято-Елисаветинского женского мон-ря в Минске, рядом с Республиканской клинической психиатрической больницей. На Л. светло-зеленая ряса и белый плащ, напоминающий медицинский халат. На груди - панагия с образом Божией Матери «Знамение». В правой руке - лжица, в левой - ковчежец. Образ Л. помещен на поля иконы Пресв. Богородицы «Всецарица, со святыми врачами» (авторы В. Сидельников и К. Дуброва; до 2007). У Л. атрибуты целителя (лжица и ковчежец) и одежды архиерея (коричневая мантия со скрижалями, зеленая ряса, панагия, темный клобук с бриллиантовым крестом). На иконе «Собор святых целителей» из ц. в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в г. Ульм (Германия) Л. представлен в центре композиции (рядом - целители Пантелеимон и Трифон), на нем епископская мантия со скрижалями, клобук с бриллиантовым крестом, правая рука сложена в жесте именословного благословения, в левой руке посох.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

2) Крест семиконечный серебряный вызолоченный, сделанный в 1696 году, украшенный камнями и крупным жемчугом. В нём находятся мощи нескольких святых, положенные митрополитом Маркеллом Псковским и Изборским, как значится по надписи. 3) Из остальных 10 серебряных крестов, один дан вкладом от Антония Архиепископа Рязанского с жемчугом, в 1623 году, другой – ветхий, с мощами, устроен по указанию надписи при царе Михаиле Феодоровиче, патриархе Филарете Никитиче и Иоасафе Архиепископе Псковском и Изборском «в лето 7138» (1630), – третий, с надписью жертвователя «стряпчего Ивана Скрябина», сооружен в 7185 (1677) году. Кресты малые или наперсные 1) Три золотых креста, украшенных жемчугом и камнями; в двух находятся св. мощи. 2) Четыре серебряных вызолоченных креста, с мощами, украшенных разноцветными камнями. 3) Крест из 17 аметистовых камней, украшенный стразами Панагии. Панагии 1) Золотая маленькая четвероугольная панагия, украшенная разноцветными камнями и жемчугом. 2) Каменная панагия в золотой оправе. На красном камне вырезано изображение Божией Матери. 3) Панагия серебряная вызолоченная – с мощами в сорока местах. Евангелия 1) Евангелие старопечатное, в небольшой золотообрезный лист Московской печати, изданное при Царе Михаиле Феодоровиче и при патриархе Иосифе, в лето от с. м. 7152 (1644). Доски обеих сторон и корень обложены массивным безпробным серебром чеканной работы, густо позолоченным. По углам – евангелисты, с библейскими символами; при Марке – Орёл, при Иоанне – Лев, при Матфее – Ангел и при Луке – Телец. Пожертвовано в 1876 году С.-Петербургскою купеческою вдовою, потомственною гражданкою Анною Ивановною Котоминою. 2) Евангелие Московской печати, 1677 года, обложенное золотом и украшенное яхонтами. Изображения Спасителя и Евангелистов обложены низаным жемчугом; застежки и шпеньки золотые, с яхонтами. Евангелие оценено приблизительно в три тысячи руб. ассигн. 3) Евангелие с очень ветхим переплётом с следующею надписью по листам (начиная с 25 листа), церковно-славянскими буквами; «187 (1679) году Декабря 26 день дали сию книгу евангелие на престол Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа в храм Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия во Пскове на Печерской двор Борис, а прямое имя Иван Васильевич Бутурлин зженою своею Татианою, да теща ево Ксения Федоровна и за сию книгу евангелие поминать стольника Симеона Алексеевича Лихарева, Ксению, Василия, Косьму. Аще кто сию книгу из дому храма Богородицы каким умышлением похитит и да будет на нем клятва святых апостол и святых отец, святых седми соборов и судится яко разоритель церковный, а судия ему надежда наша всеблагославенный Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

На аналое образ Пречистой Богородицы Владимирская оклад серебряный резной золочен, в привесе крест серебряный паяный, сканое дело. Среди церкви паникадило медное, да по сторонам и вверху три паникадила малые медные. Фонарь выносной на стягу о девяти верхах слюдной в споях и кругом, а в верхах басмы деревянные из железа белого. На престоле евангелие печатное обложено черным бархатом, в средине распятие Господне, a по углам евангелисты и серафимы серебряные басмяные золочены. Крест воздвизательный оклад серебряный басмянный, распятие Господне серебряное же литое, Крест воздвизательный литой медный. Потир, и блюда и дискос оловянные. В алтаре образ Пречистой Богородицы Умиления, венец резной с каменьем, поднизь и гривна да рясы жемчужные с каменьем; панагия камень хрусталь оклад и по полям серебряный басмяной, панагия камень черный. Чаша да блюдо медное, водосвятное, чаша да блюдо медное, миса оловянная; три паникадила и четыре подсвечника медных. На стене зеркало створы о четырех стеклах, обложено железом белым. Два свечника выносные один железный, а другой деревянный. В теплой церкви Всех Святых были двои серебряные сосуды, панагия серебряная резная, братыня и кадило серебряные же, чаша серебряная ложчатая. Ризы камка травчатая индейская с золотом, оплечье шито по окладу красному золотом и серебром; ризы атлас голубой травчатой с золотом, оплечье красного бархата шитое с золотом и серебром; ризы миткалевые, ризы киндячные, красные, желтые, троя ризы полотняные. Два подризника киндячных, три полотняных. На старой колокольне шесть колоколов, за оградою поставлена новая на девяти столбах колокольня с шатром. Бывший строитель и казначей иеромонах Герасим предъявил монастырских казенных денег тысячу двести пятьдесят рублей серебряных, да денег же старых копеек московок медных мелких тридцать один алтын, да шесть золотых, да серебра в ефимках и битого двадцать шесть золотников, жемчугу мелкого и крупного три золотника с третью, четыре креста серебряных окладных паяных с каменьем и жемчугом, девять камней образных варенцов и червец и смазни, кружева кованого золотного восемь золотников, золота пряденого ползолотника, шелков пятнадцать золотников, два бобра русские, часы боевые железные келейные, два пуда воску, полпуда свеч восковых, пуд ладану, два пуда меду сырцу, двадцать костей рыбья зуба, весом пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Икона, побудившая жителей острова Нисирос основать в честь ее обитель, находится справа от царских врат в главном приделе, носящем ее имя. Еще правее — икона Успения в драгоценном серебряном с позолотой окладе работы местных мастеров. Чудотворная Панагия Спилиани, или Всецарица Пещерная, тоже в окладе, так что взгляду открыты только лики Матери и Младенца. Панагия Спилиани принадлежит к типу «Одигитрия», или «Путеводительница», к той же иконографии относится и почитаемая у нас Казанская икона. Отличие в том, что младенец у панагии Спилиани сидит на правой руке. Искусствоведы датируют возраст иконы XII веком, но обретена она была в первой четверти XVI века. Правая часть лица Богородицы повреждена — страшная трещина пересекает ее лоб, глаз и часть щеки. Греки несколько раз предпринимали попытки отреставрировать икону, но каждый раз краски осыпались, и лик представал перед верующими таким, каким и обрели его пятьсот лет назад. Эта икона была найдена местными пастухами в одной из скальных пещер острова. Однажды под вечер они увидели необычный свет, исходящий из пещеры высоко в горе. Оставив стадо, они поднялись туда и обнаружили в глубине пещеры большую икону. Как только рассвело, они привели туда священника, и икона была перенесена в один из храмов города Мандраки. Но на следующее утро иконы в храме не оказалось. Три раза икона чудесным образом возвращалась в пещеру, словно не желая оставаться в храме. Тогда местные жители решили основать на месте ее обретения монастырь и приступили к строительству церкви, в которой и пребывает икона по сегодняшний день. В XVIII — XIX веках почитание Панагии Спилиани распространилось далеко за пределы Греции. Множество русских паломников устремилось к святыне. Интересно, что серебряный оклад, в который убрана икона, был создан усилиями местных умельцев именно на пожертвования русских паломников. Греки верят, что эта икона имеет сугубую благодать помогать женам, страдающим от бесплодия, и девам, желающим обрести супруга. Панагия Спилиани увешана приношениями тех, чья молитва была услышана. Греки специально заказывают золотые или серебряные изображения тех органов или частей тела, которые были исцелены по молитве к Богородице, подвешивают маленьких куколок в благодарность за дарование детей. Среди пожертвований попадаются даже ростовые изображения мужчин — это счастливо обретшие супругов женщины принесли свои дары иконе.

http://pravmir.ru/neizvestnaya-greciya/

Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю/Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34. Т. А. Богданова Иконография Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче)//Ярославские ЕВ. 1880. 15. Ч. неофиц. С. 116). Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны. В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567). К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

3) Священные деревянные сосуды, в которых священнодействовал преп. Макарий. 4) Две холщовых фелони, по преданию, также преп. Макария. 5) Панагия артосная серебряная золочёная, принесённая в 1624 г. в дар Чудотворцу Макарию стольником Иваном Ив. Гавреневым. 6) Панагия, вырезанная из кости; с лицевой стороны —208— 1880 г. обложена золотом, а с другой – серебром; обнизана жемчугом. На ней изображены 12 праздников. Панагия эта пожертвована в 1639 г. митрополитом Новгородским Аффонием († 1652 г.), для возложения на икону Спасителя. В библиотеке до 1000 томов книг и рукописей разного содержания; немало между ними сочинений и на иностранных языках. Между печатными книгами много книг старопечатных XVII в., и одна, именно Триодь постная, XVI в. – 1588 г. Между рукописями достойны примечания: 1) Пролог, писанный на пергаменте; по преданию, он был настольной книгой преп. Макария. 2) Слова Григория Богослова , писанные преподобным Паисием († 1504), племянником преп. Макария, впоследствии основатель Покровского близ т. Углича монастыря. 14-го ч., в 7 часов утра, слушал я в своих покоях утреню, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. В служении участвовал и бывший под запрещением, а потом, по указу Св. Синода, разрешённый в священнослужении, соборный священник И. Беллюстин . Собор был наполнен молящимися до тесноты. После литургии обозрены были мной церкви: приходская Богоявленская и кладбищенская, приписная к собору. Затем, в доме градского головы, купца Д. В. Шишкина, предложен был обед, к которому немало приглашено было гостей. После обеда, возвратившись в монастырь, я тотчас отправился в путь, по направлению к г. Кашину. На пути встретил церковь в селе Постельникове. Между священными предметами оказалось евангелие апракос, изд. в СПб. в 1850 г. (для Болгарских церквей) – приношение помещика М. П. Тучкова. Священником Садиковым заведена с 1869 г. церковная летопись, но ведётся не довольно искусно. В ней, между прочим, описано посещение церкви моим предшественником, преосвящ. архиеп. Евсевием, причём сделана курьёзная характеристика последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преподобномуч. Анастасии в Богоявленском соборе и в правом приделе Ризположенской церкви. На это торжество в Богоявленскую обитель приносится из Ипатьевского монастыря чудотворная икона Тихвинской Б. Матери. 6 декабря – храмовой праздник в Никольской церкви; но так как церковь эта холодная, то богослужение совершается в Богоявленском соборе; в часовне же св. Николая (над бывшими древними вратами) непрерывно поются молебны с акафистами, как и 9 дня мая. Приложения к сочинению «Богоявленско-Анастасиин монастырь» I. (к 10-й странице) Описание древнего Богоявленского храма в писцовых книгах 64 г. Костромы 1628–1630 гг. (с листа 634-го). «На Костроме на посаде в Богоявленском монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о пяти верхах на большем подклете. А в церкви образов местных: образ Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обложен серебром басмами, венец серебряный чеканен, на подзорех финифть, у венца шестнадцать камешков венис и бирюз, а цата серебряна золочена. Да у Богоявления ж икона воротная Рождество Христово, обложена золотом сканным, а в ней четыре камня, да четыре бирюзы, да крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас нерукотворенный, да на пробоях два жемчуга бурмицкие; приложила тот крест великая государыня старица инока Марфа Ивановна; пелена у Богоявления бархат цветной с золотом, оклад у пелены бархатец цветной; крест камки белой; перед Богоявлением свеча местная вощаная полтретья пуда, надсвещник оловянный. Образ Воскресение Христово, а у него венец серебряный золоченый и цата панагия на кости; воскресение Христово обложено серебром сканью, а в ней четыре жемчуга да четыре вениски: пелена олтабаз золотной с зеленым шелком, обложена бархатцем, а перед ним свеча деревянная навожена травы красками; надсвещник оловянный. Образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, а у него панагия резная на кости воплощение Пресвятыя Богородицы обложена серебром, золочена, в окладе девять камешков, да у Архангела панагия образ Пречистыя Богородицы с предвечным Младенцем резная, шея обложена серебром сканью с финифтью; пелена бархат цветной с золотом, перед Благовещением свеча деревянная навожена краски: надсвещник оловянной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним – Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: «А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, – рече Господь, – и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». При надевании первой панагии диакон говорит: «Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». При надевании второй панагии он произносит: «Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Епископский крест и панагия с образом Божией матери, вполне определившиеся в своих основных чертах лет двести назад, возникли, казалось бы, случайно, но их символика глубоко соответствует древнейшим представлениям Церкви об участии Богородицы в спасении мира. Только ко Христу и к Богородице обращаются со словами «Спаси нас». Остальных святых просят: «Моли Бога о нас». В церковном учении, молитвах и песнопениях неоднократно подчеркивается, что Пресвятая Дева Мария разделяет с Сыном Своим и Богом власть спасать души человеческие. Эта небесная власть, принадлежащая Христу и Богоматери, власть спасения людей, от имени которой епископ как носитель земной власти правит в Церкви, должна была найти и нашла свое выражение в архиерейском кресте и панагии. В повседневной обстановке епископ носит панагию и предстает перед людьми в этом виде как служитель Богоматери, представитель Ее власти, что увеличивает в истории Церкви славу Приснодевы, значение Ее участия в спасении людей перед вторым пришествием Христовым. Архиерейские крест и панагия носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи, охватывая шею, спускается на грудь и сходится на верхней части креста или панагии, а задняя часть спускается на спину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010