Под алтарем собора и другими нижними частями храма почивают останки многих последующих святителей Казанских, а именно: (Архиепископа Вассиана † 1575 года, Тихона 1-го † 1576 г., Митрополита Матфея 1646 г., Симеона † 1649 г., Корнилия 2-го † 1681 г., Маркелла † 1698 г., Архиепископа Павла † 1803 г. и Афанасия † 1868 г. 218 . Ризница собора богата многими достопримечательностями, особенно же панагиями, митрами, саккосами 219 . Лаврентьевская панагия сделана из камня фатист, в котором вырезан Образ Богородицы Печерский, с Предвечным Младенцем и Ангелами. На золотом окладе её находится 6 изумрудов и 175 жемчужных зерен и вверху Нерукотворный Образ, вырезанный на лазоревом яхонте и украшенный жемчугом. Адриановская панагия золотая, украшена 24 алмазами, 7 яхонтами, 10 изумрудами и 2 большими жемчужинами. Вениаминовская панагия бриллиантовая, бриллиантов-209. Она подарена Архиепископу Вениамину Императрицей Екатериной II. Праздничная митра украшена 218 алмазами, 98 изумрудами, 6 яхонтами, 14 аметистами, 6 бирюзами, 2 венисами и унизана жемчугом. Матвеевская митра унизана жемчугом; в ней 30 алмазов, 24 яхонта, 30 изумрудов, 23 венисы, много других камней и миниатюрный образ Благовещения Пресвятой Богородицы искусной работы. Митра эта сделана в 1739 году. Строгановский саккос, тканый и шитый золотом, весь состоит из св. изображений-Воскресения Христова, Преображения, Входа Господня в Иерусалим, Тайной вечери, Пресвятой Девы, Евангелистов, святителей Григория, Варсонофия, Кирилла и друг. Амвросиевское облачение, устроенное ко встрече Императора Александра I, унизано жемчугом и камнями, из коих 30 алмазов, 23 изумруда, 1 топаз, 25 аметистов, 8 венис, 35 лаликов и мн. других. Достойны также примечания: водосвятная серебряная чаша, устроенная при Митрополите Иосифе (1686 г.) и серебряные умывальница и кувшин дар Императрицы Анны Иоанновны, а также седло, употреблявшееся во время торжественной процессии, совершавшейся некогда в праздник Входа Господня в Иерусалим; плащаница 1566 г., вышитая шелками, вокруг плащаницы вышиты вязью песни: „Тебе одеющагося» и „Да молчит всякая плоть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

119 Подобная панагия из неизвестного нам афонского монастыря была сфотографирована в собр. П. И. Севастьянова. Но плохой снимок позволяет заметить только сходные и тождественные изображения, но не различить особые и варианты, которых несколько. 121 Ошибочно называть артосною панагиею дискос с изображением Распятия н надп.λαβετε φαγετε, изд. в соч. Schlumberger, L’Epopee bysantine, 1896, стр. 200 122 Лицевая Псалтирь м-ря Ватопеда 608, украшенная образами песнопевцев и псалмопевцев: Анны, Моисея, Исаии, Анании, Ионы, Мариам, трех Отроков и пр., на листе 170 представляет также Богоматерь, молящуюся, с воздетыми руками, и имеющею в лоне своем образ Младенца, и над нею надпись: «δ θ τς περαγας Παναγας Θεοτκου κατ Λουκ υαγγ.: «Μεγαλεει ψυχ μου τν Κριον и пр. 123 В русских обителях, как напр., что удалось нам узнать, – в Оптиной пустыни, троекратное возношение Богородичной просфоры совершается доселе, а в крестьянском быту некоторых местностей Тверской губ. обед заканчивается просфорою. Возношение совершает иеромонах и потому возможно, что путные и наперсные панагии могли быть также принадлежностью или украшешем чина архимандрита, но так как в больших обителях настоятелями были епископы и архиепископы, панагия стала отмечать епископский сан. 124 Путешествие антиох. патриарха Макария в России описанное Павлом Алеппским, пер. Г. Муркоса, вып. III, Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древ,, 1898, III, стр. 45, 53, 92 127 Все эти данные точно сообщает сочинение Рого де Флёри, но на стр. 191 представляет смешение, которое должно отметить: а именно к числу блюд для благословенного хлеба отнесена и артосная панагия со славянскими надписями, нами ниже описываемая и изображенная также в данном сочинении на табл. 183. 129 Фот. Сев., альбом 50, лл. 5, 6, 7. Рисунок взят из издания Rohault de Fleury, La Messe, V vol, pl. 435 132 Эта перекладка, с дополнением 8 новыми пластинками, была предпринята, очевидно, в 1704 году, когда внешний нартэкс, бывший ранее открытым, с промежуточными мраморными низкими балюстрадами между колонн, быль заделан стенами, промеж колоннады, и дверь внутреннего нартэкса была перенесена во внешний, а так как места для нее здесь оказалось немного уже, то ряд пластинок был укорочен и даже обрезан сбоку, по обычной небрежности монашества к художественным памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

с. наиболее замечательна. Икона-мощевик (ок. 1605 г.) из ковчега кн. Ивана Хворостинина 1621 г. (ГММК) Икона-мощевик (ок. 1605 г.) из ковчега кн. Ивана Хворостинина 1621 г. (ГММК) Почти полностью сохранились драгоценные богослужебные сосуды, находившиеся в 1680 г. на жертвеннике. Особую ценность представляет потир, выполненный новгородским мастером в 1329 г. по повелению Новгородского архиеп. Моисея. Это самый ранний из литургических сосудов с каменными чашами, повторяющих визант. прототип, из сохранившихся на Руси. Золотой потир кон. XVI в. с черневыми изображениями на протяжении всей истории храма был единственной золотой причастной чашей. В сер. XVIII в. группу серебряных чаш для причастия дополнил австр. сосуд, выполненный в 1729 г. в Граце и украшенный расписными эмалями и драгоценными камнями. Из 2 сохранившихся дискосов Б. с. один, вложенный прот. Ф. Я. Дубянским, духовником императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, составляет с австр. потиром единый литургический прибор. Среди дошедших до наст. времени звездиц особую ценность представляет золотая XVII в., украшенная живописной эмалью. Из сохранившихся серебряных литургических «блюд» и «блюдец», упоминаемых описью 1680 г., самым ранним является блюдо с резным изображением Богородицы «Знамение» и надписью на обороте: «Князь великий» (XVI в.). Панагия. 2-я пол. XVI в. (ГММК) Панагия. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В XVII в. на жертвеннике находились 2 круглых двустворчатых панагий. Первая - серебряная, с изображением Господа Вседержителя и евангелистов, одна из 3 сохранившихся рус. панагий этого типа, выполненная вероятно, в Москве в 1-й пол. XV в. Вторая, возможно, была исполнена также в Москве, в придворных мастерских во 2-й пол. XVI в., и представляет собой перламутровую раковину в сканной оправе с резными изображениями. Согласно соборным описям, серебряная панагия использовалась в чине возношения панагии при царском дворе, перламутровая - в обряде поминовения. Вместе с этими сосудами хранилась единственная в соборе серебряная водосвятная чаша, вложенная царем Михаилом Феодоровичем в 1629 г., а также ковш, пожалованный царем Феодором Алексеевичем в 1677 г., и 2 кадила.

http://pravenc.ru/text/149295.html

В знаменитом греческом монастыре Мистра сохранился хрисовул византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), которым он распорядился пожертвовать монастырю икону «Панагия Малеви», а также передал ему значительные участки земли в Кинурийской епархии. От этих византийских времен дошел до нас маленький храм, в котором теперь хранится величайшая святыня – древний образ Успения Пресвятой Богородицы. Всесильное время наложило и тут свой невольный отпечаток: лики на нем уже совсем потемнели, лишь едва различимы образы святых апостолов, склонившихся над смертным одром Богоматери. В 1362 г. икона была украшена драгоценной серебряной ризой, о чем свидетельствует проставленная сия дата на самом окладе. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в горах Парнона на Пелопонессе В разное время в обители подвизались многие святые, прославившиеся своими духовными подвигами. Это святые Георгий и Леонид, Закх и Вакх из Малей, но особенно следует отметить преподобного Нила Мироточивого Афонского, прожившего в монастыре более пятнадцати лет и позднее направившего свои стопы на Святую Гору. Во имя его освящена в монастыре теперь часовенка, где хранится и частица его мощей. Монастырь «Панагия Малеви» неоднократно оказывался в гуще исторических событий, разделяя тяжелую судьбу своего народа. Так, в 1786 г. обитель была захвачена турками, которые убили всех безоружных насельников. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на одном из монастырских Евангелий в «Панагии Сопоту». А в 20х гг. XIX в., во время греческого освободительного движения от турецкой тирании, монастырь «Панагия Малеви» стал высокогорным госпиталем для больных и раненых греков. Но в 1826 г. турецкий паша Ибрагим сжигает монастырь, безжалостно уничтожив всех неуспевших спастись. В 1949 г. обитель превращается в женский монастырь, а первой его настоятельницей становится матушка Анфуса. Теперь в нем подвизается игуменией блаженная старица Парфения, более пятидесяти лет пребывающая здесь в беспрерывных подвигах. При ее богоугодном управлении монастырь заново отстроился, восстав из послевоенной разрухи.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Алимпиева жена Валутина для своей болезни приезжала к нему с мужем не в одну пору, а иное де приезжала с детьми, да с жонками, а одна к нему не приезживала. К Петру Рудневу, да к Сергею Козмину он, Никон, не езживал; а князь Самойло Шайсупов зазвал его к себе, как шел рыбу ловить; и он де к нему ненадолго зашел, а ничего у него не пил. Являлся де ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал де ему благодать чаши лекарственной; и он де по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарства исцелял, и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял а больши того его никто лекарству не учивал. Прежде сего блаженныя памяти к великому государю царю Алексею Михайловичу в отписках и челобитных и в иных письмах патриархом он, Никон, писывался потому что ему от великаго государя запрещения в том не бывало; а присыльные люди от великаго государя Иван Образцов и Козма Лопухин и иные присыльщики его, Никона, называли великим святым отцем; да ему же из тех присыльщиков сказывали, что великий государь не заповедывает его патриархом называть; а кто из них государев указ ему сказывал, Лопухин или Образцов, того не упомнит. Панагию он на себя кладывал с первых лет, как приехал в Ферапонтов монастырь; а та панагия Петра митрополита; а привез ее он с собою с Москвы, потому что та панагия у него не взята; а как де к нему приезжали по посох Петра митрополита в село Чернево Павел митрополит крутицкий, да чудовский архимандрит Иоаким, и он де им про ту панагию сказывал, и они де ему сказали, что велено взять один посох, а о панагии указу им нет; а как де он, Никон, был на соборе и на нем де было две панагии, и с него верхнюю панагию сняли, а та де панагия осталась на нем и ныне она у него. Кресты де по местам велел ставить и подписывать имя свое: „смиренный Никон патриарх будучи в заточении за слово Божие“, потому что де было ему от пристава Степана Наумова утеснение великое, посажен был в худыя кельи, и у тех келей окна были закованы железными решетками, и из кельи никуды ево пристав не пущал; и он де себе то и ставил в заточение, и на судах де оловянных и на деревянных имя свое патриархом подписывать велел; а подписывал де те подписи на крестах и на судах старец Иона серебряник по ево, Никонову, веленью.“

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г. Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Архонтами некогда называли высших должностных лиц в древнегреческих полисах. В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи. После падения Византии титул иногда присваивался патриархом Константинопольским, который при турецком владычестве возглавлял греческую общину не только в церковном, но и в гражданском отношении. В 1966 году американский архиепископ Иаков ввел чин архонтов для награждения особо отличившихся мирян-греков за их заслуги перед Константинопольским патриархатом – как материального, так и общественного характера. Архонты объединены в Орден святого Андрея. По существу, титул архонта сообщает нечто вроде церковного дворянства и присваивается патриархом. 16 Наряду с этим летом 2010 года произошло знаменательное событие. Впервые Константинопольский Патриарх Варфоломей 1 совершил богослужение в древней обители Панагия Сумела (Северная Анатолия). Православный монастырь Панагия Сумела находится в горах турецкой провинции Трабзон. К обители ведет тропа, вымощенная камнем, ее предписано пройти пешком каждому паломнику, что занимает минут сорок. Хотя говорят, что прежде паломники проходили весь путь на коленях. У стен монастыря толпа. Попасть внутрь смогли не все – монастырский двор вмещает не более 500 человек. Пропускали журналистов и представителей греческих общин из стран СНГ, которые прибыли сюда по инициативе Ассоциации греческих общественных объединений России (АГООР). Многие из них впервые оказались на земле Понта, которую они называют землей своих предков. Богослужение в монастыре Панагия Сумела было совершено впервые за 88 лет. Построенный в IV веке монахами Варнавой и Софронием, он пустует со времени поражения греков в войне с турками в 1922 году и изгнания насельников из обители. 15 августа – особенный для монастыря день, когда по григорианскому календарю отмечается праздник иконы Божьей Матери Сумела, которая, по преданию, была написана самим апостолом Лукой. Каменные стены обители внутри и снаружи покрыты уникальными фресками, которые написаны без соблюдения канонов. Рассмотреть их сейчас довольно сложно – многие лики святых полностью стерты, у других выцарапаны глаза, и все стены испещрены надписями. Судя по ним, след на древних камнях греческой святыни, входящей сегодня в список памятников ЮНЕСКО, в разное время стремились оставить не только турки, но и сами греки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В юго-западном углу, подле гробниц св. Фотия и Киприана, находится медный шатёр, который устроен был при царе Михаиле Феодоровиче для положения части Ризы Господней, принесённой из Грузии в1626 году. Она теперь находится в приделе Апп. Петра и Павла. Ризница Успенского собора Ризница Успенского собора замечательна не столько количеством вещей, сколько драгоценностию и редкостию их, каковы: Евангелия, сосуды, кресты, ковчеги, панагии, кадильницы, облачения и покровы. Из них особенно замечательны: а) Евангелие, устроенною Царицею Наталиею Кирилловною в 1693 году. Оно отличается особенною величиной и богатством украшений. б) Крест напрестольный с частию животворящего Древа Креста Господня и с частицами мощей разных святых. в) Панагия древняя, золотая, в коей на камне изображён пророк Давид. Эта панагия находилась некогда в Иосифове Волоколамском монастыре, где жил Митрополит Даниил, которому, вероятно, и принадлежала эта панагия. г) Древние сосуды, употреблявшиеся для св. Причащения: один из них яшмовый, другой ониксовый. Патриарх Иоаким на соборе в1682 году против старообрядцев представил эти сосуды в доказательство правильности употребления четвероконечного креста, так как на этих древних сосудах кресты изображены четвероконечные. д) Небольшая чаша, украшенная эмалью, из которой помазуются св. Миром Благочестивейшие Государи и Государыни при восшествии их на Всероссийский престол. О торжественных обрядах, совершаемых в Успенском соборе Когда Москва сделалась средоточием России, и когда кафедра Митрополии Всероссийской перенесена была из Киева во Владимир, а потом в Москву, тогда и некоторые особенные обряды Русской Церкви начали совершаться в Москве, в храме Успения Богоматери. Таковы: Избрание и рукоположение на Всероссийскую кафедру Митрополитов и Патриархов. Коронование Благочестивейших Государей и Государынь на Всероссийский престол. Здесь в первую неделю Великого поста совершается каждогодно чин Православия. В Великий Четверток в 9 часов утра совершается Елеосвящение, после коего помазуется народ освященным елеем, и в тот же день, после Литургии, совершается омовение ног в воспоминание Тайной Вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

м). Восьмиконечный крест черневой, обложен сканью с финифтью. Распятие выгравировано с изображением Архангелов, Ангелов, Николая Чудотворца, Божией Матери и других святых. Внутри креста частицы мощей святых. н). Восьмиконечный крест черневой, обложен сканью с финифтью. Распятие выгравировано. Сверху и снизу унизан жемчугом, а концы соединены золоченой цепочкой. о). Костяной резной крест в серебряном с позолотой окладе. На обоих сторонах креста изображены двунадесятые праздники. Панагии: а). Круглая складная с чернением панагия. Вверху большая жемчужина, на крышке накладка с изображением Святой Троицы, на обороте крышки вырезан образ Знамения. П.И. Савваитов относит ее к XIV веку. В Михайло-Архангельский монастырь она попала из Троице-Гледенского, в описи которого за 1729 год значилась как «древняя и старинная». б). Костяная квадратная обложенная серебряной сканью с позолотой. По углам четыре жемчужины и одна бирюза. На лицевой стороне резное изображение Знамения, на обороте в два ряда изображения шести святых. в). Восьмигранная, обложенная чеканным серебром с позолотой панагия. Украшена пятью жемчужинами, по центру под хрусталем образ Божией Матери. г). Костяная прямоугольная эмалевая панагия, украшенная по краям серебром с финифтью. На лицевой стороне Распятие под слюдой. д). Круглая обложенная серебряной сканью с позолотой. По центру изображение Николая Чудотворца под хрусталем. Как редкость в ризнице монастыря сохранялись четыре крестообразных медных дароносицы, старинное облачение о которых упоминалось в «Сотной книге» 1630 года. На стенах и в шкафах ризницы находилось несколько древних икон в серебряных чеканных окладах и ризах. Особого внимания заслуживают: образ Иоанна Богослова с житием и чудесами. Поля у образа резные серебряные с чернью, житие и чудеса в отдельных клеймах с золоченой надписью; образ Божией Матери Тихвинской украшенный камнями и хрусталем. Икона древняя так как написана в углублении от полей; образ Божией Матери Владимирской вставленный в медный киот, икона украшена серебром, жемчугом и камнями. Вокруг образа чудеса иконы Владимирской Божией Матери, а на створках написаны святые. Образ относится к 1719 году, до 1807 года стояла справа от царских врат Архангельского собора; образ Спасителя в униженном виде окруженный двумя вооруженными воинами. На образе надпись: «царь Иродъ Христа испытуетъ и отъ него поруганъ бываетъ». Раз в год этот образ выносился в церковь для поклонения; образ Пресвятой Богородицы Знамение, по сторонам девять ветхозаветных Пророков – царь Давид, Боговидец Моисей, Пророк Исаия, Гедион, царь Соломон, Даниил, Иеремия, Илия, Аввакум; образ Зосима и Савватия Соловецких древний обложенный серебром; образ Благовещения Пресвятой Богородицы древний обложенный серебром; образ Николая Чудотворца древний обложенный серебром; образ Варлаама Хутынского древний обложенный серебром; образ Алексия митрополита Московского в святительском облачении с регалиями и белом клобуке.

http://sobory.ru/article/?object=00247

36. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М.: 1999. 37. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; " Новая книга " , 1996. 38. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: " Ладья " , 2000. Репринт издания СПб, 1894. 39. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 1. - Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Печатается по изданию: ТВОРЕНИЯ иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ceprieb Посадъ. Tunorpaфiя Св.-Тр. Ceprieboй ЛАВРЫ, 1907. 40. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 3. - Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Репринтное издание. 41. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Т. II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. - М.: Издательство " Отчий дом " . Благотворительный фонд " Северная обитель " , 2003. 42. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник. 1908 май- ноябрь. - М. - С.-Пб: издательство " Отчий дом " , 2003. 43. Святоотеческая хрестоматия. Составил ректор Московской Духовной семинарии протоиерей Николай Благоразумов. - М.: Круг чтения, 2001. 44. Сергий (Троицкий), иеромонах. Святоотеческая христология и антропология: сборник статей. Выпуск 2. - Пермь: ПО " Панагия " , М.: ППЦ " Пересвет " , 2003. 45. Сергий (Троицкий), иеромонах. Учение свт. Льва о Боговоплощении.//Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 2. - Пермь: ПО " Панагия " , 2002. 46. Сильвестр (Малеванский), архимандрит. Опыт Православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. 3. - Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1885. Из " Трудов Киевской духовной Академии " за 1882, 1883, 1884 и 1885 гг. 47. Симеон (Гаврильчик), иеромонах. О домостроительстве нашего спасения. (Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви).//Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. - Пермь: ПО " Панагия " , 2002.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010