В Москве прошли Шестые Свято-Елисаветинские чтения Москва, 3 ноября 2004 г. 1 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата прошли Шестые Юбилейные Свято-Елисаветинские чтения «Жизненный путь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: подвиг служения и духовные традиции России». Они были посвящены 140-й годовщине со дня рождения преподобномученицы. Однодневную конференцию организовали Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), Паломнический центр Московского Патриархата, Государственная академия славянской культуры, Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), Марфо-Мариинская обитель милосердия. Открыл чтения председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Он указал на духовное значение подвига преподобномученицы Елисаветы Феодоровны для современной жизни Церкви. «Среди многих верующих сейчас существует совершенно неправильное представление о том, что подвижник – обязательно монах, полностью ушедший от мирских проблем. Аскетизм, непременная составляющая любой человеческой жизни, возможен как в шумном городе, так и в уединении. Благочестивая жизнь православного мирянина, в которой сочетается внутренний подвиг и деятельное служение ближнему, это тоже подвижничество. Примером тому служит жизнь и подвиг преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны», – сказал митрополит Кирилл. Председатель ОВЦС МП обрисовал картину духовно-нравственного состояния русского общества на рубеже XIX-XX вв. Позитивистская, либеральная философия вытесняла идеалы христианской жизни. Многие люди теряли веру в Бога. Особенно это было характерно для интеллигентской и аристократической среды, в которой «исповедовать веру было сложнее, чем современному человеку». Но Елисавета Феодоровна, хотя и находилась в гуще светской жизни, всегда свой взор устремляла на поиски глубинного смысла жизни. «В более великий мир, мир бедных и страдающих, вхожу вместе с вами – сестрами обители милосердия», – так говорила Великая княгиня, открывая Марфо-Мариинскую обитель. Елисавета Феодоровна воплотила в себе идеал «цельности религиозных и национальных начал в человеке», о котором еще в начале XIX в. говорили русские философы-славянофилы. Она сознательно переходит из протестантской Церкви  в Православную, сознательно обрекает себя на мученичество, отказываясь покинуть Россию после революции и тем самым спасти свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/11719.html

В. Н. сразу же отличился в посте и бдении и выделялся среди братии тихим нравом, кротостью и смирением. Поскольку крещение мусульманина рассматривалось араб. властями как тягчайшее преступление, карающееся смертной казнью и сожжением церкви или мон-ря, где оно совершилось, игумен, боясь регулярно проводившихся арабами розысков, посоветовал В. Н. переходить из одного мон-ря в др., что тот и исполнил. В. Н. обходил палестинские мон-ри, всюду отыскивая для себя образцы для подражания. Его мать, прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, посетила сына в пустыне и, вернувшись в Маюм, рассказала своим сыновьям о его образе жизни и о том огорчении, к-рое доставляло В. Н. пребывание его братьев в зловерии. Тогда братья продали свое имущество и уехали из Маюма, чтобы принять христианство вместе с семьями. Жена одного из них, фанатичная мусульманка, донесла властям об их намерениях. Некоему вероотступнику заплатили за то, чтобы он, выдав себя за христианина, узнал местонахождение В. Н. (по др. сведениям, это был родственник той самой невестки). В. Н. был опознан в Иерусалиме, когда входил в церковь Св. Воскресения, и доставлен к эмиру города. Эмир приказал забить его в колодки и отправить к правителю (стратигу) Палестины Хартаме. В. Н. оказался в тюрьме вместе с преступниками, они издевались над ним, понося за отступничество от мусульманства, но В. Н. хранил молчание. Через неск. дней состоялось судебное заседание; в присутствии множества мусульман, самаритян, иудеев и христиан правитель допрашивал В. Н., но мученик вместо ответа воспевал хвалу Богу. Судья обещал ему большие почести за возвращение в ислам, но святой был непреклонен. Тогда судья предложил В. Н. произнести только одну фразу: «Я не верую так, как веруют христиане», чтобы получить свободу, но В. Н. ответил: «Напротив, как веруют христиане, так и я верую». Судья и эмир передали его палачу, чтобы обезглавить, хотя самаритяне и иудеи требовали предать В. Н. более мучительной казни. На месте казни В. Н. встал на колени и подставил шею под меч. Палач, желая запугать мученика, ударил его мечом по шее плашмя, затем рассек воздух мечом, но В. Н. не проявлял ни малейших признаков страха, а только торопил палача исполнить приказ судьи. Наконец, палач одним ударом обезглавил святого. Присутствовавшие христиане, видя славный конец В. Н., бросились отрывать куски материи от одежды мученика и собирать землю, на к-рую пролилась его кровь. Однако похоронить тело они смогли, только когда правитель получил ложное известие о бедуинском набеге и выступил в поход. Святого погребли с подобающими почестями в храме Космы и Дамиана.

http://pravenc.ru/text/153879.html

В Паломническом центре пройдет конференция, посвященная Целителю Пантелеимону Москва, 13 декабря 2005 г . 15 декабря в Паломническом Центре Московского Патриархата пройдут конференция и выставка «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонские связи (к 1700-летию блаженной кончины)», сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . 9 августа 2005 года исполнилось 1700-лет со дня преставления святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из наиболее почитаемых на Руси святых. В связи с этим юбилеем Священный Синод Русской Православной Церкви 20 апреля 2005 года принял решение о проведении научной конференции, посвященной почитанию святого великомученика Пантелеимона и русско-афонским связям. Организаторы конференции – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Научный совет РАН " Роль религии в истории " , Императорское Православное Палестинское Общество, Паломнический центр Московского Патриархата. На конференции предполагается осветить следующие темы: – Почитание святого великомученика Пантелеимона; – История русско-афонских связей; – История и современная жизнь Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне; – Русские храмы и монастыри во имя святого великомученика Пантелеимона; – Духовное и телесное врачевание в Православной Церкви. На конференции будет оглашено приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С докладом на тему «Подвиг святого Пантелеимона в контексте восприятия мученичества Древней Церковью» выступит председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Среди докладчиков – видные ученые и богословы: И.С. Чичуров, Н.Н. Лисовой, А.А. Турилов, Д.В. Зубов, С.В. Гнутова, О.В. Лосева, протоиерей Сергей Махонин, преподаватели духовных и светских учебных заведений, а также насельники московского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В рамках конференции в галерее «Паломник» Православного просветительского комплекса Паломнического Центра Московского Патриархата с 15 по 22 декабря пройдет выставка, посвященная истории почитания святого великомученика Пантелеимона. На выставке будут представлены иконы, созданные в XIX в. в иконописных мастерских Русского монастыря Святого Пантелеимона на Афоне – с красными сургучовыми печатями Святой Горы, с интересными дарственными надписями и чернильными печатями-благословениями Андреевского скита и Русского монастыря святого Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/15472.html

Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " будет принесена в Новоспасский монастырь Москвы февраля 2015 Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры - чудотворная икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " прибудет 14 февраля, в канун праздника Сретения Господня, в Новоспасский монастырь Москвы. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии.  Встреча иконы состоится у святых врат столичного монастыря, в котором она пробудет до 21 февраля. Образ сопровождает эконом невской обители иеромонах Прокопий (Павлов) . Принесение святыни в Новоспасский монастырь приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Судьба иконы " Невская Скоропослушница " тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (ИППО), основанного в 1883 году, председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ пользовался глубоким почитанием  его вдовы, впоследствии преподобномученицы Елисаветы, а также семьи императора Николая II. В Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь Романовых, было найдено несколько образков с изображением " Скоропослушницы " . Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " - список чудотворной афонской " Скоропослушницы " . Первообраз находится в греческом монастыре Дохиар. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца. " Невская Скоропослушница " была также написана на Святой горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Санкт-Петербург в 1877 году. Она прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне. В 1888 году заново отстроенная часовня вместе с образом " Скоропослушницы " перешла в ведение ИППО. Его председатель великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После его мученической кончины в память о нем на месте часовни был возведен Николо-Александровский ( " Барградский " ) храм, куда была помещена икона " Скоропослушница " . Это место  глубоко почиталось Романовыми. Во время кампании 1920-х годов по изъятию церковных ценностей икону удалось спасти от передачи в музей. С 1938-го по 1958 год она пребывала в Князь-Владимирском соборе. Там же сохранялась чудотворная Казанская икона Матери. В дни блокады многие жители города находили утешение у этих святынь. После войны чтимый образ был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации за иконой было закреплено название " Невская Скоропослушница " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Конференция и выставка «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонские связи» пройдет в Москве 14 декабря 2005 г. 20:50 Конференция и выставка «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонские связи (к 1700-летию блаженной кончины)» пройдут в Паломническом центре Московского Патриархата. 9 августа 2005 г. исполнилось 1700 лет со дня преставления святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из наиболее почитаемых святых на Руси. В связи с этим юбилеем Священный Синод Русской Православной Церкви 20 апреля 2005г. принял решение о проведении научной конференции, посвященной почитанию святого Великомученика Пантелеимона и русско-афонским связям. Конференция состоится 15 декабря 2005 года в Паломническом центре Московского Патриархата. Начало в 10.00. Организаторы конференции Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата , Научный совет РАН «Роль религии в истории», Императорское православное палестинское общество , Паломнический центр Московского Патриархата. На конференции предполагается осветить следующие темы: — почитание святого великомученика Пантелеимона, — история русско-афонских связей, — история и современная жизнь Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, — русские храмы и монастыри во имя святого великомученика Пантелеимона, — духовное и телесное врачевание в Православной Церкви. На конференции будет оглашено приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С докладом на тему «Подвиг святого Пантелеимона в контексте восприятия мученичества Древней Церковью» выступит Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Среди докладчиков видные ученые и богословы: Н.Н. Лисовой, А.А. Турилов, Д.В. Зубов, С.В. Гнутова, О.В. Лосева, протоиерей Сергий Махонин, преподаватели духовных и светских вузов, а также священство московского подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/69734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Восточных (нехалкидонских) Церквей ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.)) ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) ИОАНН (1095-1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля) ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН БАР АФТОНЬЯ (между 475 и 483 - 4.11.537), монофизитский писатель, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. сир. 4 нояб., 26 июня) ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122352_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАКТОВИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАЛЛАДИЯ мц. (пам. 24 мая) - см. ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст

http://pravenc.ru/rubrics/122298_135.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНАНЦИЙ († 251), мч. Камеринский (пам. зап. 18 мая). Один из наиболее почитаемых итал. святых. «Страсти святого Венанция» (passio) были составлены в XI в. в мон-ре св. Евстихия, близ Нурсии (совр. Норча). Согласно «Страстям», В. происходил из знатной семьи г. Камерин (совр. Камерино, Италия). В возрасте 15 лет он обратился в христианство и, оставив родителей, жил при своем наставнике пресв. Порфирии. Схваченный язычниками, В. не испугался мучений и смерти и отказался принести жертвы языческим богам. После многочисленных пыток вилами В. был брошен в клетку с 5 голодными львами. Однако те смиренно легли у ног мученика. На следующий день префект города приказал сбросить В. с городской стены, однако и на этот раз он остался невредимым и продолжал восхвалять Бога. Тогда В. был приговорен к усечению мечом. По дороге к месту казни святой извел на пустом месте из-под земли родник. Мужество В. и стойкость в вере, а также чудеса, совершенные им, обратили ко Христу охранявших его воинов. Болландисты считали «Страсти святого Венанция» легендарными, во мн. местах почти дословно копирующими текст «Страстей святого Агапита» палестинского мученика, что, однако, вовсе не исключает реального существования В., о чем свидетельствует его древнее почитание в Камерине. Посвященная В. базилика в Камерине была включена в черту города только в 1384 г. Это место указывается в «Страстях» как место казни В. При реконструкции церкви в 1836-1875 гг. и археологических раскопках 1963 и 1969 гг. здесь были обнаружены фрагменты раннехрист. храма V-VI вв. Расположение древнего храма за пределами городской стены свидетельствует о том, что он был построен над могилой мученика (см. ст. мартирий ). Впервые память В. указана в календаре 1260 г. из мон-ря Фонте Авеллана. Наряду со св. Анзовином В. считался покровителем г. Камерина. По преданию, он дважды спас город от разрушения - в 409 г., во время вторжения вестготов, и в 754-755 гг., при нападении короля лангобардов Астульфа. В офиц. актах камеринских епископов имя В. появляется с 1235 г. Почитание В. особенно возросло с приходом к власти в Камерине рода Да Варано в XIII в., когда память В. являлась не только церковным, но и гос. праздником городской коммуны Камерино, 10-дневное празднование (с 17 по 27 мая) сопровождалось процессиями в честь В. Эта традиция документально фиксируется вплоть до XVII в.

http://pravenc.ru/text/150189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ патриарх Иерусалимский (ок. 800). Из Жития савваитских мучеников известно, что его предшественник по кафедре патриарх Илия II (III), при к-ром Г. занимал должность синкелла , еще был жив в марте 797 г. В хронике Евтихия , патриарха Александрийского, сообщается, что правление Г. длилось 36 лет. Однако, согласно зап. анналам, в 807 г. на Иерусалимском престоле уже был патриарх Фома I. Архипастырство Г. пришлось на тяжелый период в истории палестинского христианства. Страна страдала от землетрясений, эпидемий, нашествия саранчи и междоусобной войны араб. племен, в ходе к-рой было разорено неск. городов Палестины (Газа, Аскалон и др.), множество деревень и 3 мон-ря в долине Иордана. С этими же событиями связан захват лавры св. Саввы Освященного разбойниками-бедуинами ок. 796 г. и известное мученичество 20 иноков-савваитов (пам. 19 марта), описанное мон. Стефаном Савваитом (BHG, N 1200). Агиограф относит избиение иноков к времени патриаршества Илии, но последствия всех этих бедствий в полной мере сказывались и при Г. В ту же эпоху мученический венец принял целый ряд христ. подвижников: Антоний-Равах, Илия Новый, Вакх Младой. К рубежу VIII-IX вв. относятся полулегендарные сведения о посольствах на Восток франк. кор. и впосл. имп. Карла Великого . Франк. королевские анналы сообщают под 799 г. о прибытии посланца Иерусалимского патриарха с благословением (греч. υλογια) от Св. Гроба; обратно в Иерусалим его сопровождал придворный свящ. Захария. В следующем году 2 монаха, один с Елеонской горы, другой из мон-ря св. Саввы, доставили Карлу символические ключи от Св. Гроба, Иерусалима, Голгофы и Елеонской горы. При всей сомнительности этих сообщений они отражают оживление контактов зап. христиан со Св. землей, паломничества в Палестину и присутствие там нек-рого числа лат. монахов. В палестино-груз. календаре X в. память Г. указана под 7 апр.; греч. синаксари его не упоминают. Ист.: Eutych. Annales. T. 7. P. 49; Annales regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses majores et Einhardi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 108-113. (MGH. Script. rer. Germ.; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 59, 195; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем св. мест/Изд.: В. Г. Васильевский. СПб., 1886. С. 69-72, 271; Сказание о мученичестве св. отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре прп. отца нашего Савы//Сб. палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907. Вып. 1. С. 1-48. (ППС; Вып. 57).

http://pravenc.ru/text/164239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР [лат. Epipodius et Alexander] († 178?), мученики (пам.зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция). Е. и А. впервые упоминаются в проповеди на день памяти мучеников, к-рая сохранилась в составе т. н. сборника Евсевия Галликана . Проповедь была составлена в Лугдуне в сер. или во 2-й пол. V в., возможно свт. Евхерием или свт. Патиентом. Она состоит из восхвалений мучеников, конкретных сведений о Е. и об А. в проповеди почти нет. Мученики названы «победными знаменами нашей Церкви» (tropaea Ecclesiae nostrae) и сравниваются с апостолами Петром и Павлом. Составитель проповеди подчеркнул особое почитание Е. и А. в Лугдуне. Сохранилось Мученичество (Passio) Е. и А., состоящее из 2 частей и предназначенное для чтения в дни их памяти. После краткого риторического предисловия следует рассказ о гонении в Лугдуне, сведения о к-ром заимствованы из «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. V 1-3). Знатные юноши Е. и А., испугавшись мучений, покинули город и укрылись в хижине одной вдовы-христианки. А. был греком, Е.- уроженцем Лугдуна. Они вместе выросли, получили образование и приняли крещение. Вскоре юношей обнаружил сыщик (inquisitor), схватил их и отвел в темницу. При аресте Е. потерял сандалию, впосл. вдова хранила ее как святыню. Через 3 дня юношей доставили к судье на допрос. Е. и А. исповедали себя христианами, что привело в ярость судью и собравшуюся толпу. Приказав увести А., судья обратился к младшему из мучеников и начал уговаривать его отречься от веры, угрожая пытками. Е. объяснил, что не следует предпочитать «рабство тела» «владычеству души». Красноречивый ответ вызвал гнев у судьи, и он ударом кулака выбил Е. зубы, а затем приказал пытать. Под рев толпы, требовавшей побить Е. камнями или рассечь его по частям, мученика увели и отсекли ему голову. На 2-й день после казни Е. судья «возжаждал крови блаженного Александра». После краткого спора с судьей мученик был высечен или избит палками, однако не отрекся от Христа. Судья приказал привязать А. к кресту и нанести ему глубокие раны, после чего мученик скончался. Христиане тайно вынесли тела казненных и похоронили на холме за городом. Мученичество завершается рассказом о чудесных исцелениях, происходивших по молитве у сандалии Е. Дата мученической кончины Е. и А. приходится на период гонений на христиан при имп. Марке Аврелии (161-180). Исследователи расходятся в оценке достоверности сведений, изложенных в Мученичестве. И. Делеэ считал их «не слишком важными», А. Аморе относил составление Мученичества к V в. и отмечал «простоту» и «искренность изложения».

http://pravenc.ru/text/190031.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010