священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Сии двенадцать святых мучеников, удостоенные дара пророческого и апостольского, и равные по числу своему 12 Апостолам, пострадали за Христа в Кесарии Палестинской 1407 , в царствование Диоклетиана. Из них старшим по своему сану и первым по времени страданий был святой Памфил, пресвитер Кесарии. Он был родом из Берита 1408 , и с юности еще был научен языческому любомудрию; при этом Памфил был преисполнен и духовной премудрости 1409 и сиял своим добродетельным житием. После он стал славен и мужественным исповеданием имени Христова. Вторым из мучеников был Валент, диакон Елийской церкви – муж уже преклонного возраста. Он был также человеком сведущим и особенно отличался прекрасным знанием Священного Писания. Третий – Павел, – объятый верою во Христа, горел своею ревностью по благочестию. Он происходил из города Иамнии 1410 и еще раньше претерпел за Христа огненное жжение. Сии три страстотерпца после различных мук за имя Христово, которым их подверг префект Урбан, были ввержены в темницу. Здесь они томились целых 2 года, когда после Урбана префектом стал Фирмилиан. В правление этого игемона в Египте было осуждено на изгнание 130 исповедников Христовых: они были отправлены в Киликию 1411 для копания золотой руды. В это время некоторые юноши, братья не только по плоти, но и по духу, проводив тех мучеников от Египта до Киликии, снова возвращались оттуда в отечество свое Египет и подходили уже к Кесарии, так как мимо нее пролегал их путь; числом их было пять. Когда они входили в городские ворота, стражи спросили их, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвечали, что они христиане и называли своим отечеством горний Иерусалим. Тогда они были схвачены, как злодеи и брошены в темницу. На следующий день – именно 16 февраля – эти юноши выведены были из темницы вместе с вышеназванными Христовыми исповедниками, Памфилом, Валентом и Павлом и вместе с ними предстали пред судилищем нечестивого мучителя игемона Фирмилиана. Игемон сначала старался совратить юношей египетских, устрашая их различными муками. Одного из них – старшего по возрасту, он, поставив посреди, спросил, кто он? Святой мученик безбоязненно отвечал, что он и его спутники – христиане. Когда игемон спросил, как их зовут, сей юноша себя назвал Илией, другого – Иеремией, третьего – Исаией, четвертого – Самуилом, пятого – Даниилом. Ибо сии святые юноши, отрекшись от своих языческих имен, данных им неверующими во Христа родителями, вместо них называли себя именами пророков. Этим они хотели явно показать, что они – рабы Бога Израилева, не только по своим делам, но и по своим именам. Не зная таких имен, игемон Фирмилиан стал спрашивать их об отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь воз­несения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в па­мять Гефсиманского моления Спасителя, освя­щен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечатель­ные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архиман­дрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамас­кину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене об­раз распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту . Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефси­мании. 7) В олтаре на горцем месте за­престольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епи­фания, освятися олтарь пречистыя Богороди­цы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоро­виче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священ­нике Феодоре.» На другом антиминсе напи­сано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Вели­ком Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Амфиана и Едесия Память 2 апреля Святые мученики Амфиан и Едесий были братьями по плоти и происходили из греческого языческого семейства. Родиной их был город Патара в Ликии 2354 . Отсюда они были посланы родителями своими в город Бирит 2355 для изучения языческих наук. Здесь Амфиан и Едесий проводили в целомудрии дни юности своей, добродетельною жизнию своею удивляя всех своих сверстников. Будучи чужды всяких легкомысленных поступков, святые Амфиан и Едесий имели, по Писанию: «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.Сол.4:9), за что и были награждены благодатью Божиею, ибо сердца их осиял свет разумения истины: сознав суету идолопоклонства, они восхотели возможно совершеннее познать путь благочестия христианского для того, чтобы быть рабами Господа нашего Иисуса Христа. Когда Амфиан и Едесий возвратились из Бирита в свой родной город, то нашли отца своего возведенным в сан начальника города и по-прежнему проводящим нечестивую жизнь языческую вместе со всеми родственниками своими. Не желая жить посреди нечестивцев и грешников, святые Амфиан и Едесий тайно оставили дом своих родителей и, руководимые Духом Божиим, пришли в палестинский город Кесарию 2356 . Здесь они встретили благочестивого пресвитера христианского, по имени Памфила, принявшего потом венец мученический за Христа. Быв научены сим святым пресвитером тайнам веры христианской, святые Амфиан и Едесий были просвещены тем же пресвитером святым крещением. После этого святые постоянно пребывали вместе с блаженным Памфилом, славословя и восхваляя Бога и занимаясь изучением священных книг и закона Господня. В это время императором был Максимиан 2357 , принявший в свое управление восточную половину римской империи от дяди своего Максимиана Галерия 2358 . Император этот жестоко преследовал христиан, так как был преисполнен языческого нечестия и ненавидел Бога истинного. Он был более жесток нежели все, предшествовавшие ему, римские императоры-язычники. Христиане в царствование Максимиана пришли в великое замешательство, так как всех, исповедывавших имя Христово, нечестивый гонитель предавал смерти. Многие из них, стремясь избавиться от мучений и смерти, спасались от яростных гонителей бегством, оставляя свои дома и города, и скрывались где-либо в потайных местах. Немало, впрочем, было и таких христиан, которые открыто предавали себя в руки мучителей своих и с мужеством переносили свой страдальческий подвиг. К числу последних принадлежал и мужественный Амфиан, хотя и юноша телесным возрастом своим (так как ему не было еще и двадцати лет), но столетний старец своим разумом и мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день святого пророка Илии о молитве Когда читаем мы в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств об изумительных деяниях святого пророка Илии, то поражается ими ум наш, изумляемся мы весьма многому: изумляемся необыкновенной ревности его о славе Божией и полному бесстрашию его в деле насаждения веры среди народа языческого (а таков был тогда народ израильский); изумляется ум наш, когда читаем о его необыкновенных чудесах; изумляемся более всего, пожалуй, тогда, когда читаем о поразительной силе молитвы его, ибо знаете вы, что он молитвой своей повелевал даже стихиям: он запретил дождю падать на землю Палестинскую в течение трех с половиной лет, а потом опять молитвой своей низвел он дождь на землю. Молитвой своей низвел он огонь небесный, сожегший жертву, обильно политую водой. Вот именно на молитве пророка Илии хочу я остановить внимание ваше, ибо недостало бы времени говорить о всем том великом, что сотворил он. Но не только его молитва: знаем мы, что были великие подвижники благочестия, великие преподобные, которые молитвой своей тоже творили великие и величайшие чудеса. Но хочу я, чтобы прониклись вы мыслью о том, что не только такая молитва, творящая явные, всем видимые чудеса, не только молитва пророка Илии, молитвы апостолов, молитвы пророков и мучеников творят чудеса, хочу, чтобы поняли, что и всякая молитва тоже творит чудеса. Какие же чудеса творит? Совсем не такие преславные и изумительные, какие творил пророк Илия, она творит чудеса неведомые никому, кроме того, в чьей душе эти чудеса совершаются. Молитва такая, как молитва преподобного Серафима Саровского, как молитва преподобного Сергия Радонежского, как молитва преподобных Антония и Феодосия Печерских, Варлаама Хутынского, Нила Сорского и многих других преподобных – такая молитва творит незримые чудеса. Преподобный Серафим и преподобный Сергий еще при жизни своей уподобились ангелам во плоти, их души полны были глубочайшей веры, полны чистейшей любви к Богу и к людям. Они сияли верою, сияли любовью.

http://pravoslavie.ru/47891.html

Смешение двух тезоименных святителей ликийских, живших один после другого на расстоянии 200 лет, Николая архиепископа Мирского и Николая епископа Пинарского 1 представляет собою не единственный в истории христианства пример подобного рода. Смешаны (вероятно) в одно лицо два Дионисия, – ареопагитский и просветитель Галлии, два Прокопия палестинских мученика, два Киприана, две Евдокии мученицы и проч. Наиболее чудным из всех кажется, однако же, смешение, допущенное при имени святителя Николая. Время, отделяющее двух тезоименных святых, простирается на 200 лет, и период, в который жили они, сравнительно не очень древен, так что смешение их в памяти народной в одно лицо представляется делом необъяснимым. Нить сомнения, что слава чудес первого Николая, особенно же его явление, при жизни, во сне императору, служила во все годы и веки основой такому безмерному значению имени Мирликийского святителя в церкви. Положительно не знаем, с какого времени начала воздаваться ему на востоке исключительная пред всеми святыми честь празднования ему, наравне с апостолами, каждую четверть недели. До нас не дошла ни одна богослужебная книга из периода, предшествовавшего св. Иоанну Дамаскину и даже из времени, непосредственно следовавшая за ним, так что нельзя решить, кто первый и когда создал великому угоднику и чудотворцу такую вселенскую беспримерную почесть 2 . Думается, что морская слава чудотворений второго Николая огласилась по востоку именно тогда, как древняя сухопутная слава ликийского чудотворца стала мало по малу ослабевать в народной памяти, и снова выдвинула столько известное церкви лице на первый, так сказать, план. Достойно удивления, что в 787 г., т.е. через 200 с небольшим лет по кончине второго Николая, архиепископ ливийский, рассказывая на 7-м вселенском соборе про вид и облик св. Николая, говорил о нем, как об одном лице 3 . Ему ли бы не знать истории своего места и не указать различия между одним и другим Николаем? Можно не сомневаться потому, что в самой Ликии, и особенно в самых Мирах, до самого запустения страны и города все чтим был один древний или первый святитель Николай, к которому относимо было все, что рассказывалось о чудесах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть I. Славяне и народы Восточной Европы Евсевий Кесарийский Ранней Византии история культуры обязана одним историографическим жанром, который определил и то новое качество, каковым характеризовался весь период становления государства и его культуры. Более того, этот жанр фактически и просуществовал в рамках указанного периода, возрождаясь в дальнейшем в виде спорадических реплик. Речь идет о церковной истории. Создателем этого вида исторической прозы стал современник становления христианства как официальной государственной религии и укрепления Церкви Евсевий Кесарийский (260-е–339). Родившись в Палестине и получив образование в таких центрах ближневосточной культуры, как Иерусалим и Антиохия, он в период диоклетиановских гонений на христиан испытал и тюрьму (вместе со своим наставником Памфилом), и изгнание, спасаясь в Сирии, Финикии и Египте. Впечатления от этих мятежных и трагических испытаний Евсевий отразил в «Истории палестинских мучеников», важнейшее место в которой уделено рассказу о мучительной казни (в 309 г.) учителя. Уже будучи епископом Кесарии Понтийской, Евсевий вскоре оказался свидетелем торжества христианства при императоре Константине I, приближенным которого он становится, участвуя в государственных торжествах, принимая активное участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.), обмениваясь письмами с первым христианским монархом. В новых исторических условиях им создается монументальный историко-апологетический труд – «Церковная история», прослеживающая историю христианства от его зарождения, создания апостольской Церкви до времени накануне I Вселенского Собора. Торжество веры, преодолевшей гонения языческих императоров и толпы, и формирование образа христианского императора Константина Великого , в котором «Бог явил подобие («икону») единодержавной Своей власти», – тематика как историографического сочинения Евсевия, так и его же «Жития Константина», «Похвалы Константину», примыкающих по смыслу к «Церковной истории». Библейская история человечества и Церкви воссоздается церковным историком в его «Хронике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июнь Память 1 июня Житие и страдание святого мученика Иустина Философа Святый мученик Христов Иустин философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии [ 1 ] Неаполис Флавил [ 2 ]. Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа-стоика [ 3 ], чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

I. Святой Прокопий (III в.), воспоминаемый ныне церковью, до принятия христианства называвшийся Неанием, жил в Иерусалиме. Отец его был христианин, мать язычница; последняя воспитала его в язычестве и определила в службу. В то время царствовал в римской империи Диоклитиан. Неаний получил от него поручение преследовать христианство, но поехал не особенно охотно; он видал многих христиан в доме своего отца, сам вглядывался в жизнь их и много слышал от других о той твердости, с какою отстаивают они свои убеждения. Таким образом Неаний составил себе мнение о христианах, как о людях достойных, и только долг службы мог понудить его к исполнению неприятного поручения императора. На пути к месту назначения Неания и спутников его застигла буря; затем началось землетрясение. И вот в шуме бури слышится Неанию голос, упрекающий его за то, что он хочет восстать на Самого Христа. «Кто Ты, Господи?» в страхе спросил Неаний. «Я Иисус распятый, Сын Божий», отвечал голос – и в то же время Неаний увидел на небе изображение креста. Это видение сильно повлияло на Неания. Прибыв в город Скифополь, он заказал себе сделать крест на подобие виденного в небе; отныне этот крест он с благоговением хранил при себе. С христианами Неаний обращался кротко. Затем он направился в Константинополь. Здесь граждане обратились к нему с просьбою отразить набеги диких кочевников, которые нередко нападали на город и грабили в нем. Неаний с небольшим числом воинов вышел против варваров и разбил их. Возвращаясь с победой, он встретил свою мать; та радовалась, благодарила богов за победу и убеждала сына совершить торжественное жертвоприношение идолам. Но Неаний стал говорить ей, что не ничтожным языческим богам он обязан своей победой, а единому истинному Богу, и в доказательство ничтожности идолов вошел вместе с матерью в молельню ее и начал сокрушать идолов, попирая их ногами. Мать оскорбилась и поспешила в Антиохию, где жил император, с жалобою на сына. Диоклитиан немедленно поручил палестинскому правителю Юсту расследовать дело и, если Неаний объявит себя христианином, то действовать на него убеждениями, а в случае неуспеха и мерами строгости. Юст сообщил Неанию о повелении императора; Неаний действительно исповедал себя христианином. Тогда начался для него ряд мучений, настолько жестоких, что сами язычники при виде страданий святого мученика содрогались, а некоторые плакали. «Не обо мне плачьте», говорил им Неаний, «а о погибели душ ваших». Наконец он был обезглавлен обратив во время мучений ко Христу множество язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10-го числа Св. священномуч. Харалампия и других с ним Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову. Святых мучениц Еннафы и Валентины Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8). Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков. Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии. † Преподобного Прохора Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010