Прочитав все это, Император Николай Павлович выразил „сильное недовольство“ на австрийское правительство, что „в деле, столь близко касающемся внутреннего спокойствия его империи, правительство это так недостаточно заботилось о соблюдении в своих действиях той внимательности, какой в праве взаимно друг от друга ожидать и требовать державы, находящаяся в дружественных отношениях“. Такое действование австрийского правительства Государь находил тем более предосудительным, что сам он в подобных обстоятельствах действовал совсем иначе относительно Австрии. „Когда в Европе появилось новое учение так называемых неокатоликов, которое есть не что иное, как раскол в недрах римско-католической церкви, то, во внимание к тому, что римско-католическая вера есть господствующая в соседней и дружественной с Россией австрийской империи, он даже прежде всякого о том объяснения и требования со стороны австрийского правительства немедленно принял в своем государстве меры, дабы учение сие не распространилось, повелев тотчас высылать из России новых проповедников, если бы они в ее пределах появились“. Поэтому Государь находил, что „на основаниях строгой справедливости, при обоюдной дружбе, существующей между обеими державами, он в праве требовать, чтобы и австрийское правительство с своей стороны в том же духе действовало в отношении раскольников русских“. Об этом своем „недовольстве“ и об этом своем мнении Император Николай приказал шефу жандармов сообщить министру иностранных дел „для дальнейшего направления“, что и было исполнено в особой ноте, составленной при министерстве внутренних дел для передачи канцлеру графу Нессельроде. Здесь, в этой ноте, были сообщены краткие, но точные сведения об учреждении белокриницкой митрополии, о значении ее для России, о причиняемом ею вреде чрез постоянные сношения ее членов с русскими раскольниками, как это обнаружилось в деле Геронтия, и наконец о недостойном поведении австрийского правительства, дозволявшего учреждение этой иерархии и продолжающего ей покровительствовать, чем и вызвано справедливое недовольство Государя, о котором должно быть извещено это правительство 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

227 Засвидетельствованная копия этого документа на немецком языке в Белокриницком архиве; славянский перевод, писанный Алимпием, там же; напечатан в Павловой „Церковной Истории“ (стр. 216–217). 228 В тот самый день, как получен был от министра декрет 24 (12) февраля, Огнянович писал Амвросиеву сыну в Белую-Криницу, изливая скорбь по сему случаю: „Который ангел возвестит вам столь неожиданное, столь преострое и внезапно постигшее нас болезненное обдержание, и кто может выразить скорбь сердца ангелоподобного(!) нашего архипастыря, боголюбивого митрополита Амвросия, когда мы получили декрет от министра на поданные нами ответы! Государь император вдруг прекратил все свои к нам бывшие и настоящие милости: или за решительный отзыв митрополита против цареградского патриарха и русского царя, или за другое подобное, решительно повелел более не принимать от митрополита никакого слова о возвращении опять к старообрядцам в Белую-Криницу и в Вене не может пробыть, как только разве до 8 дней“. Павел, сообщая эту выписку из письма своим приятелям в Москву выражал и свою скорбь: „24 февраля, по секрету, сын митрополитов Георгий Андреевич получил паче всякого чаяния зело печальное известие... Вот какой удар!“ («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 121–122). 229 Перевод этого прошения в Белокриницком архиве; напечатан у Павла в „Церковной Истории“ (стр. 217–222). Любопытно, что здесь, в печатном издании, некоторые выражения исключены, в том числе и последние весьма важные слова, напечатанные у нас курсивом. Павел, получивший, очевидно, копию с прошения, писал в Москву от 8 марта: „Теперь митрополит дерзает еще подать императору одно прошение что он просит от его величества одной только милости: так как уже есть австрийский подданник, принять в уважение невозвращение его к цареградскому патриарху, занеже по дипломатическим справкам оказалось по житию своему и сану беспорочен, кроме одной отлучки без ведома патриарха; но если судил его величество возвести на меня гнев, то да исполнится елико хощет где-либо в австрийской державе, а не отдать меня в руки патриарха, ибо живой я в Турцию возвратиться к патриарху уже не имею ни сил ни духа“ («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 122). Так как последние слова (почему-то исключенные потом при печатании прошения) приведены с буквальною точностию, то, значит, Павел действительно имел уже копию прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На эту землю имеются план от 1843 г.. проект от 27 октября 1843 года и акт от 30 ноября 1848 года. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 p., причт. дома ветхи, а хоз. построек нет. Приписные деревни: Перча в 5 вер., Рудня-Хочинская в 3 вер. и Рудня-Пержанская в 3 вёрстах. Дворов – 140, прихожан – 1,143 д. об. п., р.-кат. 3 д. об. п. Свящ. – Яков Иван. Иваницкий (с 1886 года) и псаломщ. – Пётр Павлов. Бородич (с 1857 года). Итого в 4-м благочинническом округе Овручского уезда находится всего 23 церкви, из коих 15 приходских самостоятельных, 5 приписных и 3 кладбищенских. Кроме того, есть ещё две по ветхости закрытые церкви, из коих одна, ныне (в 1880 г.) уже отстраивающаяся, находится в. с. Юровой (Журжевичского прихода), а другая – в селе Копищах. Во всём Овручском уезде находится всех церквей – 94; из коих 65 приходских самостоятельных, 22 приписных и 7 кладбищенских. 233 Городской благочиннический округ Овручского уезда соединён с 1-м благочинническим округом того же уезда – в силу указа Волынской дух. Консистории от 5 февраля 1882 года за 788, согласно прошению бывшего благочинного настоятеля Овручского Собора протоиерея Андрея Барановича, причём Овручский соборный причт оставлен в непосредственном ведении епархиального начальства. 234 В области – Малой России – были княжества – местные: Киевское, Древлянское и Черниговское. В Древлянском было 5 удельных княжеств: Туровское, Чарторыйское, Корецкое, Пинское и Дрогичинское. (Созерц. Рос. Государ., изд. 1796 г.). 235 См. Памятники старины в западных губерниях Империи, с Высочайшего соизволения издаваемые К. Н. Батюшковым. Вып. IV. СПб. 1868. Некоторые, впрочем, утверждают, что первоначально Овруч назывался Обруч, потому что, как гласит местное предание, наверху земляных укреплений, окружавших весь город, были вместо палисадов деревянные брусья, имевшие вид обручей. Полагают, что древнее название этого города Вручай произошло от небольшой речки, которая протекала с западной стороны города и называлась Ручай, a ныне – Руч (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

4) От графа Д. Н. Блудова. Павловск, 12 мая 1848 г. Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь. Ваше Высокопреосвященство понятно простите мне, а может быть даже и не удивитесь, что я довольно долго не отвечал на Ваше любезное, хотя в немногих словах, письмо от 3-го апреля, и доселе не благодарил за приложенный к нему драгоценный, принадлежащий к самому высшему роду литературы подарок. Они дошли до меня в такое время, когда я страдал душою и телом, потеряв жену и чувствуя более обыкновенного, давно начавшееся, но теперь кажется уже довершающееся разрушение моего здоровья. К печалям и болезни, сему общему уделу человечества в здешнем мире, присоединялись и тревожные известия из всех почти краёв Европы, кроме – слава Богу – нашего благословенного отечества и я был едва в состоянии исполнять даже самые необходимые обязанности жизни. Всё это однако-же не могло помешать мне читать с истинным наслаждением Ваши прекрасные Слова. Они достойны Вас, достойны Вашего двоякого, равно высокого назначения: пастыря Церкви и государственного человека; ибо также равно замечательны в отношениях политическом и духовном; если впрочем можно ещё отделять одно от другого, если можно думать, что нравственное учение Евангелия не есть вместе с тем и высшее, лучшее наставление для действий Государственных Правителей. По крайней мере я не так думаю. Будем любить друг друга, как заповедал нам Спаситель наш; будем кротки и смиренны сердцем, подобно Ему, сколько возможно быть Ему подобным: всё прочее, по словам Его, само собой к тому приложится. Общая любовь к человечеству не препятствует нам любить в особенности наших братий о Христе, любить в особенности наше отечество, его славу, величие, его мудрые сродные нашим нравам установления и освящённые временами праотеческие обычаи, и его язык и народное чувство, и отличительные черты народного ума Русского. А кротость и смирение, воцаряя покой в душе, не уничтожают в ней твёрдости и стремления в добру, не мешают восставать, ополчаться и действовать против пороков и беспорядков ими производимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

д. В течение лишь одного месяца (с 24 мая до конца июня) турки и друзы, по словам греческой газеты λιος (9 июля 1860 г.) умертвили в антиохийском патриархате 17.000 мужчин, сожгли 10.000 детей, мясо коих заставляли есть их родителей, изрубили в куски 7.000 женщин. Вся Европа была возмущена ужасной сирийской резнёй и, по соглашению между главными державами, в Сирию было отправлено французское войско. 24 августа 1860 года оно уже высадилось в Бейруте и принялось за восстановление порядка. Оккупация Сирии французами продолжалась около года, и таким образом в антиохийском патриархате водворилось спокойствие. Оно не прекращалось и до конца XIX века; лишь изредка на Ливане вспыхивали непродолжительные междоусобия мусульман и христиан, ограничивавшиеся местными пределами и сопровождавшиеся, как и раньше, убийствами и грабежами христианского населения. Но Порта принимает все меры к тушению лёгких пожаров и не доводит дела до вмешательства европейских держав. Итак, в антиохийском патриархате теперь более или менее спокойно... Предстоятели церкви антиохийской – патриархи, вместе с народом, несли в XIX веке все её горести и радости. Но лишь о некоторых из патриархов этого времени известны более или менее подробные сведения. В начале XIX века антиохийскую патриаршую кафедру занимали – Анфим (1791–1818 гг.) и Серафим (1813–1828 гг.), о деятельности коих ничего не известно. Следующий патриарх Мефодий (1823–1850 г.) не отличался учёностью и даже начитанностью, но был человек благоразумный и строго-православный. Во время греческого восстания он, по распоряжению султана, был заключён в тюрьму (в 1826 году) и только в день св. Пасхи был освобождён для совершения богослужения, а после литургии опять отправлен в заключение. Патриарх Мефодий, насколько возможно, старался благоустроить церковную жизнь в патриархии, но в последние годы его патриаршества, вследствие старости и ослабления его умственных способностей, а также вследствие бейрутского возмущения в 1848 году, всё стало клониться к упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

При всём том, преклонённые св. местам имущества давали им громадный доход. Правительство придунайских княжеств сначала не вмешивалось в управление монастырскими имуществами, но когда злоупотребления сделались слишком велики и открыты, оно обратило на это своё внимание. В 1806 году оно запретило отдавать на откупы монастырские имения, а в 1822 году издало фирман, которым уничтожались чрезмерные претензии греческих монахов на владение некоторыми имуществами, а законным владетелям последних возвращались обильные доходы. Однако в 1831 году снова наблюдается благосклонное отношение правительства к чужим монастырям. В 1848 году революционная партия наложила арест на монастырские имения востока. 5 января 1884 года румынский князь Александр Куза издал постановление об отобрании монастырских имуществ в государственную казну, а взамен этого назначил св. местам вознаграждение в 82 миллиона турецких пиастров. Против этого закона раздались протесты со стороны Порты, по ходатайству пред ней вселенской патриархии, со стороны России, как покровительницы христианского востока, и особенно со стороны Константинопольского патриарха Софрония III, патриархии от монастырских имений в Румынии простирались до 20 миллионов франков в год. Но румынское правительство стойко выдержало эти протесты, встретив поддержку в западно-европейских державах, перенесши дело на дипломатическую почву. Князь Куза не успел прийти к какому-либо соглашению с патриархом относительно спорного вопроса. Современное румынское правительство на многократные просьбы патриарха скорее привести дело к концу отвечало заверениями, что оно постарается выяснить его в ближайшем национальном собрании, однако окончательных результатов не представило до последнего времени. И теперь ещё продолжаются деятельные сношения и переговоры между заинтересованными сторонами, но св. места востока по-прежнему лишены доходов с румынских владений. Кроме конфискации монастырских имуществ в Румынии, на упадок монашеской жизни в пределах константинопольского патриархата во вторую половину XIX века влиял практический дух времени, в силу коего иноческий аскетизм не вызывал уже того удивления, которое окружало монахов в прежние времена, созерцательная жизнь потеряла интерес и значение в глазах мирян, а практическая, меркантильная деятельность стала цениться выше спокойной, уединённой жизни в монастырях, посвящённой молитве и попечению о спасении души.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Константинопольский патриарх Герман IV († 1853 г.) Когда Герман IV был низложен с кафедры в первый раз, его преемником был избран Мелетий III (1845 г.), по фамилии Панкалос, митрополит кизический. Он родился в 1772 году на острове Кфос, одном из Цикладских, служил сначала протосинкеллом патриархии, а потом (1828 г.) митрополитом амасийским. В звании патриарха, которое он носил только семь месяцев, Мелетий обнаружил энергию, человеколюбие и благородство убеждений. Из его деяний известны – окружное послание о епископах, избираемых лишь ради титула, дополняющее распоряжение его предшественника, и запрещение бывшим архиереям и патриархам жить в здании недавно открытой богословской школы, так как их пребывание в стенах её препятствует правильной деятельности учреждения. Патриарх Мелетий, скончавшийся 28 ноября 1845 года, погребён в храме Живоносного Источника. Через неделю после смерти Мелетия III, на патриаршую кафедру вступил Анфим VI, занимавшей её трижды (1845–1848, 1853–1855 и 1871–1873 гг.). Анфим Иоаннидис родился на острове Куталисе в Пропонтиде, получил некоторое образование, монашествовал на Афоне, был митрополитом деркским, прусским и ефесским. В нравственном отношении Анфим, по словам греческого учёного Мануила Гедеона, был человек дурной и между прочим, известен, как большой сребролюбец 14 . Из деяний его первого патриаршества известны – окружное послание, запрещающее хиротонисать в сан епископа лиц духовного звания, состоявших в браке, устав от 1845 года о правах греческих школ в патриархате и осуждение в 1846 году четерёхголосного церковного пения, проникшего в употребление при греческом богослужении. Лишённый в первый раз кафедры, Анфим жил на Афоне и в Константинополе, а во время восточной войны вторично занял патриарший престол. В силу тревожных обстоятельств этого времени, он не проявил особой деятельности в пользу церкви. За своё сочувствие России Анфим был лишён кафедры и проводил частную жизнь до 1871 года, когда, после низложения патриарха Григория VI, занял вселенский престол в третий раз. В этот период своей деятельности он учредил при патриархии центральную педагогическую эпитропию, на которую возложена обязанность следить за развитием и направлением образования в народных школах всего патриархата, заботился об улучшении материального положения патриархии, старался упорядочить взаимные отношения между греками и болгарами. Утомлённый жизненною борьбой, Анфим в 1873 году отказался от престола, удалился на покой и скончался в 1878 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Т.2. Сергиев Посад. 1912, стр. 457. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 87—88. История патриархов иерусалимских. Кн. 10. Ч.3. Гл. 1. Пар. 9. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 69. Архив Юго-Западной России. V, стр. 154. Грамота государю от 2 июня 1702 года. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 42. Там же. Приложение 11, стр. 56 См. Об этом подробно проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 440 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 64. Там же. Приложение 15, стр. 67 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 103-104. См. Там же, стр. 108-109 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1. СПб. 1868. Приложения, стлб. ССССП Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения патриарха Досифея, стр. 172. Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 285-292 Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 297 У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 474 Там же У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 471-472 Полное собрание Законов Российской Империи, т. 5. СПб. 1830. стр. 468 См. Об этой гимназии у проф. В.О.Ключевского. Курс русской истории, ч. 4, стр. 322-327 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от Справщика Федора Поликарпова, и дополненное Преосвященным Епископом Смоленским Гедеоном Вишневским. Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16. Москва 1791, стр. 302-303 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 81-82 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Полное Собрание Законов, т. 5. 3182, стр. 554 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством, стр.172 См у С.К.Смирнова. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 142-143 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва. 1879, стр. 13-22 Проф. А.С.Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПБ. 1878, стр. 192, 195, 152 Проф. Свящ. П.А.Флоренский. Разум и диалектика. Богословский Вестник. 1914. Т.3, стр.87 Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. Изд. 4. СПБ. 1910, стр. 5-6 Доказательство апостольской проповеди, гл, 99. Слово 38. Творений 4. 3. Изд. 3. Москва. 1889, стр.202-203, 205 Макарий, митрополит Московский. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, § 98 Ср. Отзыв А.С.Хомякова о трудах митр. Макария в письме к А.Н.Попову от 22 окт. 1848 года: " Макарий провонял схоластикой " . См. Проф. В.З.Завитневич. Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.1. Киев, 1902, стр. 973 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

Сижу и думаю – философ! Не боюсь – стоик! Курю – эпикуреец» 231 . Как эти откровенно-вызывающие и блаженно-счастливые признания не похожи на русскую литературу того времени с ее уязвленной совестью... Это скорее напоминает Стендаля, которого Леонтьев едва ли когда-нибудь читал. Мимо на перекладной быстро промчался генерал Врангель и сразу же все заметил и запомнил! Через месяц Леонтьев явился к нему за авансом на обмундирование. Генерал сказал штабскому офицеру: «Вообразите, в городе все вверх дном... Я еду на Павловскую батарею, а он сидит с сигарой на балконе и барином пьет кофе! Вот и потерял платье» 232 . Леонтьева же здесь все явно восхищает – и его сибаритство в минуту опасности, и отеческое распекание генерала, который, может быть, втайне и одобрял поведение молодого лекаря, и деньги на экипировку велел ему выдать. Из Керчи Леонтьев выступает вместе с казаками. По какому-то внезапному наитию, в упоении властью, он вдруг приказывает им поймать и зарезать овцу из стада испанского почетного консула. «Ну, что смотришь, брат! Бери, чего зевать! У Багера много... Теперь война. Ведь нам тоже есть надо...» 233 Не анархический ли это призыв в духе Прудона, который успел уже изумить мир афоризмом: «Собственность есть воровство!» (1840 год)? А Бакунин уже пытался применять анархические принципы на практике – в 1848 г. Но молодой Леонтьев слабо разбирался в политических идеологиях. Воспоминания же писал старый Леонтьев – «реакционер» по воззрениям, но не анархист ли по натуре своей?! Впрочем, в этом веселом самоуправстве было больше молодечества, чем «политики»! Солдаты тотчас же исполнили приказание лекаря, а казацкие офицеры, пожирая баранину, посмеивались: доктор наш вообразил, что «теперь можно брать пищу у достаточных людей даром, когда нужно, и кончено!». Поражает цепкость леонтьевской памяти и его любовь к мелочам, без которой для него нет поэзии жизни. Это особенного рода «реализм» – не придирчивый, обличительный, а упоительный – от щедрости! Ему все хочется вспомнить, чтобы опять насладиться потерянным было и снова найденным временем! Какая-то скомканная тряпка на дне кувшина – и та ему нужна для полноты счастья! Но нужны и события.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Каратаев (Коротаев) Семен, ссыльнокаторжный, садовник у смотрителя тюрьмы в Дербинском – Овчинникова В. В. Имеются письма Каратаева Чехову (ГБЛ) – 150, 754, 761, 819, 835 Карауловский Иван Семенович (р. 1838), сахалин. землемер (с 1880 г.), надворн. советник; жена – Карауловская Дарья Ивановна (р. 1864), дочь поселенца Сальникова – 78, 79, 232, 265, 318, 630, 761, 812, 857, 862 Карлов Карл (р. 1848), ветеринарный фельдшер, бродяга – 68, 401, 809 Карпенко Ненила (р. 1853), женщина свободн. состояния в Александровке, сожит. поселенца Видюкова Григория Прохоровича (р. 1858), плотника – 258, 591 Келбокиани Константин Васильевич (р. 1864), ссыльнокаторжный, грузин, писарь в Александровке, жилец Ляликовой – 304–306, 649 Кеннан Ж. (Kennan George) (1845–1924), америк. путешественник, публицист, автор известной Чехову книги «Сибирь и ссылка» – 60, 395, 745, 790, 808, 809, 891 Кеппен Алексей Петрович, горный инженер, зав. сахалинскими копями в нач. 1870-х гг., автор изв. Чехову книги – 135, 297, 456, 461, 827, 829, 830, 831, 870, 892 Кербалай Мамет Ирза Оглы (р. 1858), поселенец-торговец, татарин, сожит. Лопушкиной Дарьи Ивановны, русской (р. 1860) – 252, 584, 860 Кестлер Август (р. 1840), купец в Дуэ, женат на поселке Ульяне Ивановне Ивановой-Депрейсовой (р. 1850) – 265 Кинжалов, каторжный, один из четырех убийц лавочника Никитина в Александровке (13 ноября 1888 г.) – 90, 340, 882 Киселев Петр Васильевич, поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Кисляков Алексей Степанович (р. 1853), каторжный, б. военный писарь в Петербурге – 115, 116, 444, 825 Киц Франц (р. 1850), ссыльнокаторжный, бежал из Александровска в 1883 г. на пароходе «Триумф» – 353, 731 Клименко Петр Васильевич, дважды убегал из Александровской тюрьмы, убил солдата Белова – 347, 723, 736, 883 Климов Д. С. (1864–1897), смотритель Мало-Тымовской тюрьмы, следователь по Онорскому делу в нач. 1890-х гг. (см. Ханов) – 152, 153, 154, 155, 156, 163, 164, 481, 499, 714, 779, 836, 839, 877 «Книжки Недели», ежемесячн. журнал, прилож. к газете «Неделя», изд. в 1885–1901 в Петербурге, ред. изд. Гайдебуров П. А. – 618, 777, 799, 800, 819, 836, 841, 846, 858, 870, 876, 893

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010