В течение двух с половиной месяцев он состоял в постоянных сношениях с Софронием. Первая же встреча между ними не обошлась без неприятности. Арсений, по поручению Павла, передал от имени последнего упрек Софронию за подозрение в подделке Кирилловой подписи на известном письме о попе Трофиме, прибавив, что даже посол его, Софрониев, „сгорел от стыда“, передавая в митрополии такую клевету на уважаемого всеми отца Павла, – и это Арсений говорил Софронию на Рогожском Кладбище, в присутствии конторщика Дмитрия Корнеева. Этим, конечно, он не мог расположить к себе Софрония, и без того уже настроенного к нему недружелюбно. Привезенные Арсением Павловы ответы Софроний принял также подозрительно и старался отыскать в них довод к обвинению митрополии в мнениях, противных древлеправославию. Такой повод и нашел он именно в ответе о брадобриях. Как истый ревнитель Стоглавого собора, столь чтимого старообрядцами, он усмотрел еретичество в мнении Павла, что невольных брадобриев можно принимать в церковное общение и допускать до причастия по примеру невольных скопцов и убийц. Приняв к сведению столь удобный предлог для обвинения против митрополии, он стал наблюдать с особой внимательностью за самим Арсением, не найдет ли чего сомнительного в его суждениях и действиях, – особенно следил за ним во время церковных служб, как он будет править их согласно с существующими в митрополии чинами, которые и прислан был указать,– наблюдал, не окажется ли в этих чинах какого отступления от древних, искони принятых и употребляемых старообрядцами. Арсений действительно сделал Софронию несколько указаний и наставлений, как нужно действовать согласно существующим в митрополии чинам. Так, по словам самого Софрония, он велел „с начала всенощного бдения, в Слава святей, креста кадилом не творить и в великий выход, Премудрость, прости, Свете тихий, тоже креста кадилом не творить“; и еще „народ в прокимен не кадить на клиросы“; также „за литургией, во время выхода, икон на царских вратах не целовать“. Находя в этих указаниях отступление от древних чинов, обдержно соблюдаемых старообрядцами в монастырях и на Рогожском Кладбище, Софроний сделал об этом замечание Арсению, и спрашивал его: откуда взято в митрополии так действовать, как он требует? Арсений будто бы ответил: „так делает отец Алексий Лужковский, из великороссийских, а мы по его“, и обижался, что Софроний его не слушает, „говорил предстоящим, что вызвали учить, а не слушают, буду жаловаться на это в митрополию“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

18. К истории крестьянского землевладения в Византии. ЖМНП, 1883, 1, стр. 30–87; 2, стр. 301–360. Статья распадается на две части; 1) Материалы о внутреннем состоянии Византии в сочинениях М. Акомината. 2) Славянская община в восточных и западных провинциях Империи. Рецензии: 1) Иловайский, Д. И. Ещё раз о туранизме в славянской истории. Ф. И. Успенский о болгарском друнге, ЖМНП, 1883, 8, стр. 383–387. 2) Jagi. V. Archiv..., 1884. В. 7, S. 654. Характеристику настоящего исследования см. 1) Бузескул, В. П. Общий очерк... (II, 34,1929, стр. 37–40). 2) Горянов, Б. Т.… стр. 51–58. 19. Значение византийской и южнославянской пронии. Сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В. И. Ламанского по случаю 25-ти лет его учёной и профессорской деятельности. СПб., 1883, стр. 1–32. Изд. отдельно: СПб., 1883 32, стр. Содержание: 1) История Пронин в Византии. 2) Попытка объяснения термина аффикт и прония. 3) Общие выводы о значении пронии. Рецензия: Павловский, А. ЖМНП, 1883 8, стр. 441–442 (В общей рецензии на весь сборник). Характеристику настоящего исследования см.: 1) Бузескул, В. П. Общий очерк... (II., 34, 1929, стр. 40–42). 2) Горяков, Б. Т.… стр. 58–61. 20. Материалы для истории землевладения в XIV в. ЗНУ, 1883, т. 38, X, 56 стр. Изд. отдельно: Одесса, 1883, 56 стр. Содержание: 1) Хиландарский практик. 2) Межевая опись Тетовского монастыря. 3) Указатель слов с объяснением податных терминов. Тексты документов воспроизведены с фотокопий, изготовленных для собрания афонских актов П. И. Севастьянова. Рецензия: Archv..., 1886, В. 9, S. 156–161. 21. [Предложение об избрании В. И. Ламанского почётным членом Новороссийского ун-та. ЗНУ] 1883, т. 37, стр. 87–89. Приложение к представлению Историко-филологического факультета с краткой характеристикой научной деятельности В. И. Ламанского, известного слависта и проф. СПб. ун-та (1833–1914). 22. [Отзыв о трудах В. И. Семевского]. ЗНУ, 1883, т. 35, стр. 223–227. Характеристика научных трудов, приложенная к представлению Историко-филологического факультета об избрании магистра русской истории В. И. Семевского (1848–1916) на штатную должность доцента Новороссийского ун-та по кафедре русской истории. Отзыв подписали: Ф. И. Успенский и А. С. Трачевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

214 Речь идет о переходе жителей г. Кукуша в унию, последствием чего было распоряжение патриарха о назначении на кафедру епископа полянинского природн. болгарина, еписк. Парфения, который вскоре возвратил Кукуш в православие. См. Русск. Вестн., 1882 г., стр. 409. Парфений получил богословское образование в московской духовной академии, откуда вышел в 1850г., с званием кандидата. Сконч. в сане митрополита ниманского. 216 См. выше, Замечание митрополита Филарета на проект послания к вселенскому патриарху и Составленный митрополитом Филаретом проект послания к вселенскому патриарху. 217 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, m.I; докум. 43; в библ. спб. дух. акад. имеется копия сего докум. лл. 122–127, в особом сборнике. 218 Палаузов, Спир. Ник., болгарин по происхождении, род. 16 июл., 1818 г. в Одессе, и, после оконч. курса в лицее, отправился за границу, где в течение нескольких лет изучал в разных универс. по преимуществу историко-филолог. науки, а в мюнхенск. универс. и политико-эконом. науки, за что и удост. степ, доктора политико-экономич. наук: в 1845 г выдержал в моск. универс. экзам. на степ. кандидата по I отд. философ. факультета, а в 1852 г. с.-петерб. универс. удост. степ. магистра славян. словесности; во время восточ. войны, по высоч. повел., состоял в распоряж. кн. Горчакова; состоял член. разн. учен. обществ; из исследований его известны: «Век болгарского царя Симеона» (1852 г.); «Румынские государства» (1859 г.); «Австрия со времени революции 1848 г.» (1860 г.): «Венгрия в современных отношениях к Австрии» (1861 г.) Под его же редакциею в 1871 г. издана «Летопись» по ипатьевскому списку»; † 14 августа. 1872 г. в г Павловске, 53 лет от роду. См. Русск. Стар., 1872 г., октябрь, стр. 471–473. 220 С собственноручного черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 95, Т.1; докум. 36. 221 Цанков, Драган, уроженец г. Систова, воспитывался в Константинополе, в школе иезуитов, а за тем в киевской дух. акад.; по возвращ. из России, был учителем в Галаце, потом добровольцем болгарской дружины 1853 г., снова учеником в одном из учебн. заведений Вены и, наконец, после крымск. войны, поселился в Константинополе, где начал издавать газету «Болгария», которая много содейств. совращению болгар в унию: при генерал-губерн. Митхаде-паше Цанков заведывал болгарск. школами, редактировал офиц. газету «Дунай» и был вилдинским вице-губернатором; ныне он глава, так называемых, болгарск. либералов. См. Русск. Вестн. 1882 г., май, стр. 414.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Александро-Невская Лавра Подлинник. Сим свидетельствую, что иеромонах Вениамин, в течение 6-летнего пребывания нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1848-го по 1854 год, был духовником оной и многих русских поклонников, которых поручал ему исповедовать наместник Иерусалимского Патриарха митрополит Петро-Аравийский Мелетий. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 12. 397. Второе свидетельство архимандрита Порфирия, выданное иеромонаху Вениамину для представления в Св. Синод С.-Петербург, 3 ноября 1854 г. Александро-Невская Лавра Подлинник Долгом почитаю сообщить, кому следует, что русский иеромонах Вениамин, пребывавший в Иерусалиме, вел образ жизни, совершенно соответственный его сану, и пользовался общим уважением как тамошнего духовенства и жителей, так и русских поклонников. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 13. 398. Записка Е.Л. Ширман 706 для иеромонаха Вениамина С.-Петербург, 4 ноября 1854 г. Копия В доме генерала Александрова спросить иеромонаха Вениамина Иерусалимского; если он здесь, то попросить его пожаловать по одному крайне нужному делу к генеральше Ширман, живущей на Литейной ул , против Артиллерийских казарм, в доме Вернера. Елизавета Леонтьевна Ширман. Прим. о. Вениамина. Означенная записка наделала большую тревогу в Петербурге. По ее требованию прислана была за мною карета от министра двора Адлерберга 707 , в которой я всю ночь ездил к генеральше Ширман. Она объяснила мне желание Ее Высочества Елены Павловны, что она назначает меня духовником Крестовоздвиженских сестер в Севастополь во время войны, и я немедленно должен был, по ее требованию, ночью, в 12 часов, лично представиться Ее Высочеству и принять на себя назначение духовника Крестовоздвиженской общины. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 2. 399. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину (печ. с сокращениями) С.-Петербург 18 января 1855 г. Копия Многоуважаемый о. Вениамин! Вслед одно за другим получила я Ваши два письма из Симферополя, от 11 и 29 декабря. Как жаль, что числа не выставлены были, вместе я их получила; но благодарю за память и уведомление о Вас и Крестовоздвиженских сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Когда в 1848 году император Николай I использовал все ресурсы своей империи для восстановления порядка в революционной Европе, вместо того чтобы воспользоваться ослаблением соседей и отхватить у них, подобно Екатерине, куски пограничных территорий (ту же Галицию или Буковину, бывшую тогда еще вполне православной), он поступил " нерационально " . Будучи человеком чести, не ради личного властолюбия, но ради исполнения долга перед Богом охранявший самодержавный суверенитет России государь Николай Павлович не считал себя вправе без каких-либо уважительных причин покуситься и на чужой, соседский суверенитет. Разразившийся вскоре конфликт с Францией и Турцией вокруг ключей от Иерусалимского храма возмущал его именно своей бессовестностью, ведь католики у православных отнимали то, что не могло им принадлежать ни по закону, ни по совести. А последовавшая следом за этим конфликтом агрессия англо-франко-турецкой (то есть исламо-христианской!) коалиции при молчаливой поддержке недавно спасенной от революционного распада Австрии просто потрясла его своей бессовестностью. Можно, разумеется, упрекать его за наивность, но можно, напротив, радостно удивляться, как, в принципе, во главе крупного государства в " просвещенном " XIX веке мог уцелеть человек, пытающийся строить свою политику не только на силе и выгоде, но и на совести. Зачем ему вообще это было нужно? Чтобы окончательно не утратить чистоты души, то есть целомудрия. Такой ответ человеку европейской теоретической закалки покажется бредовым. Он обязательно спросит: причем здесь физиология? Но мы уже выяснили, что целомудрие - это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу. И если кто-нибудь уверяет, что для реализации " национальных интересов " или даже для охраны суверенитета можно пойти на сознательное попущение зла, а то и на соглашение со злом, то это, скорее всего, просто искуситель и клеветник. Государство, сознательно и демонстративно наступающее сапогом на совесть и милосердие, часто еще более недолговечно и уязвимо, чем государство " неисправимых идеалистов " . Страшный пример падения Третьего рейха долго не потускнеет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

С избранием епископа старокатолическая община в Германии получила законченность в своей церковной организации, и так как она признана была несколькими германскими правительствами, то и материальное положение старокатолической общины значительно упрочилось. Вторым важным центром старокатолицизма была Швейцария. Первые начатки старокатолического движения в Швейцарии относятся уже ко времени самых заседаний ватиканского собора, за ходом дел на котором население, как и правительство этой страны, следили с напряженным вниманием. Для этого были свои причины. Швейцария пережила перед тем немало церковно-политических треволнений, причиной которых почти исключительно служили интриги иезуитов и римско-католической иерархии. Уже с первых десятилетий настоящего века в Швейцарии начались попытки сбросить с себя папское иго, одну из которых, между прочим, сделал свободомыслящий викарий Вессенберг, навлекший на себя немилость Ватикана старанием ввести богослужение на немецком языке, заботой о лучшем образовании клира, ограничением праздников и другими преобразованиями в крайне запущенной области церковно-религиозной жизни народа. В сороковых годах дело дошло до открытой борьбы с ультрамонтанством, и в 1848 г. издана была особая конституция, в силу которой иезуиты изгонялись, и объявлялась полная свобода совести и равноправность вероисповеданий. Несмотря на это поражение, ультрамонтанизм не смирился, и по-прежнему продолжал вести агитацию в наиболее преданных ему кантонах, куда не замедлили, несмотря на строгое запрещение, мало-помалу и под разными предлогами проникнуть и возвратиться главные слуги папского престола – иезуиты, скоро опять сосредоточившие в своих руках все нити ультрамонтанских стремлений и домогательств. Иезуиты по-прежнему раскинули сеть своих школ и воспитательных учреждений, производили вольные или насильственные обращения, вторгались во все области жизни, даже в область промышленности и торговли, повсюду производя крайнюю смуту и раздражение в обществе. Ввиду означенного состояния вещей не удивительно, что общественное мнение Швейцарии отнеслось к ватиканскому собору, имевшему своей задачей дать догматическую санкцию ненавистному для него ультрамонтанству, с самым серьезным вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Не подпадает он вожделениям и не стремится ни к чему, потому что ни в чём решительно он не нуждается; узами небесной любви он соединен с Возлюбленным, и в этом общении с Ним имея изобилие всех благ, чувствует себя истинно блаженным. Ради этого именно он усиленно старается уподобиться Логосу, своему Учителю, в апатии 1844 . Бесстрастие гностика простирается не только на одни греховные и противоразумные влечения: ему чужды и такие душевные движения, которые, по существу, ничего в себе греховного и противного разуму не заключают, например, радость, смелость, благодушие и подобное. Спаситель наш был совершенно бесстрастен. Никакое страстное движение – ни удовольствие, ни скорбь не могли подкрасться к Нему. Точно также и апостолы, научившись от Господа гностически побеждать гнев, страх и вожделения, по воскресении Спасителя, не допускали в себе даже таких страстных движений, которые вообще считаются добрыми, каковы: смелость, ревность, радость, веселье, – всегда и во всем оставаясь неизменными вследствие того, что достигли неизменного, тожественного и непоколебимого состояния. Также и гностику нет нужды ни в смелости, когда ничего в мире он не боится и ничто не в состояния отклонить его от любви к Богу; нет нужды ему в радости, потому что он не впадает в печаль 1845 . Словом, в гностике мы должны видеть человека «отложившего, насколько возможно, всё человеческое» 1846 . Даже необходимые телесные потребности он удовлетворяет лишь постольку, поскольку это нужно для поддержания жизни, чтобы «не дать причины разрушению» 1847 . Это совершенное отделение духа от тела и его страстей называется у Климента «разумной смертью », – которая есть и жертва, благоприемлемая Богом, и действительно истинное выражение богопочитания 1848 . Бог есть любовь: поэтому существенным условием созерцания является любовь и со стороны гностика, ибо подобное мы созерцаем подобным 1850 . Тот, кто истинно любит Бога, пылает лишь одним желанием возможно близкого единения с Ним; «в Твоих владениях мне надлежит быть, Вседержитель, – говорит гностик, – и хоть я здесь, я всё же около Тебя» 1851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Замоздря Иван Андреевич (р. 1845), поселенец Рыковского, совладелец Колоды А. Г. – 157, 488, 708 Замойтис Адам Егорович (р. 1832), зажиточный крестьянин в Александровском – 412, 709, 811, 812 Записки императ. Академии наук – 143, 834, 844, 867, 891, 892 Записки императ. Русского географического общества – 219, 552, 839, 891 Зарывай Иван Петрович (р. 1857), поселенец Рыковского, и его жена Зарывай Матрена Михайловна (р. 1860) – 157, 402, 488 Зборомирский, врач Корсаковской военной команды, сахалинский старожил – 192, 199, 339, 526, 532, 533, 848, 849, 882 Збышевский В., автор известной Чехову статьи в «Морском сборнике» – 290, 890 «Здоровье», медицинский журнал, основанный профессором-гигиенистом А. П. Доброславиным – 310, 356, 870, 890 Зевака Антон Власович (р. 1863), ссыльнокаторжный Александровской тюрьмы – 69, 402, 708, 810 Зерин Глеб (р. 1849), поселенец Лютоги, портной – 237 Зихер (Зигер) Артур Григорьевич, врач дуйской команды, «молодой немец», участник сцены наказания – 140, 142, 335–338, 369, 466, 467, 469, 683, 684, 786, 833, 834, 880, 886 Золотарев Григорий Федорович (р. 1860), зажиточный поселенец, каторжник; жена Золотарева Елена Прохоровна (р. 1860), женщина свободного состояния – 319, 660 Ибалка, тюремный надзиратель, гиляк – 179, 512 Ибсен Генрик (1828–1906), норвежский драматург – 58, 59, 807 Иван «35 лет», поселенец, у него две сожительницы – поселка Гордеева Настасья (р. 1848) и поселка Ефанова Агафья Григорьевна (р. 1852) – 69, 252, 402 Иванов Алексей Егорович, николаевский купец 1-й гильдии – 42, 377, 801 Иванов Андрей (р. 1858), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Иванов Владимир Степанович, майор, б. смотритель поселений (1886-87 гг.), заведующий каторжными работами, переводчик с гиляцкого и аинского языков (1882-89); в честь его названо селение Владимировка, основанное в 1881 г. – 172, 190, 203, 209, 231, 507, 536, 541, 562–563, 840, 850, 851, 857 Иванов М. Д., офицер, заведующий ссыльнокаторжными на пароходах Добровольного флота с 1884 г. до середины 1890-х гг. – 44, 381, 802

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Фишер Иоганн Эбергард (1697–1776), историк, археолог, автор известной Чехову «Истории Сибири» – 177, 841, 890 Фойницкий Иван Яковлевич (1847–1913), профессор-тюрьмовед, автор известной Чехову книги – 246, 579, 769, 775, 787, 858, 859, 863, 892 Фонвизин Денис Иванович (1744–1792), писатель – 172, 840 «Недоросль» (Кутейкин, учитель Митрофана) – 172, 840 Фрикен Алексей Александрович (1857–1924), агроном, инспектор сельского хозяйства на Сахалине (с 1888 г.). В 1890-92 гг. – зав. метеорологич. станцией, автор известного Чехову «Отчета о состоянии сельского хозяйства», сохранившегося в ТМЧ – 111, 121, 187, 276, 279, 280, 281, 282, 292, 293, 323, 441, 450, 614, 615, 618, 620, 625, 627, 638, 717, 718, 812, 823, 824, 826, 827, 838, 864, 867, 896 Фрей Е. (Fry, 1789–1845), англ. филантропка, заботившаяся об улучшении состояния тюрем, автор воспоминаний («Memorie of the life of Elisabeth E.», 1847) – 246, 859 Фролов Финоген (р. 1840), работник в солеварне у туннеля Александровск – Дуэ – 127 Фуражиев Муса Пиев (р. 1841), крестьянин из ссыльных в Мало-Тымове, татарин, участник экспедиции И. С. Полякова в нач. 1880-х гг. – 164, 499, 839 Хавриевич Иван Прокофьевич (р. 1848), поселенец в Рыковском, совладелец М. Г. Бродяги, поселки (р. 1853) – 236, 567 Ханов Василий Иванович (р. 1836), надзиратель из ссыльных в Рыковском, «главный убийца» в «мрачном Онорском деле» (1893 г.) – 321, 685, 875, 876 Хвостов Николай Александрович (1776–1809), морской офицер, лейтенант, служ. Американской компании, дважды совершивший с Г. И. Давыдовым путешествие в Америку – 168, 169, 222–223, 470, 502, 503, 554, 839, 856, 889 Хоменко Максим, ссыльнокаторжный, в услужении у секретаря полиц. управления (см. Фельдман С. А.). В архиве сохранились письма Хоменко Чехову (ГБЛ) – 187, 188, 761, 845 Хомутов, поселенец из вольных крестьян, охотник и рыболов, по его фамилии названо сел. Хомутовка – 202, 214, 215, 535, 545, 852 Христофор, охотник в Лиственничном, гиляк, по его имени названо село Христофоровка – 202, 535

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

113. М. Цебрикова. Каторга и ссылка. , 1889. 114. Атлас Крузенштерна. . 115. Указатель «Русской старины». То же – . 116. Asie. . 117. «Русский архив», 1879, , V. . 118. Воейков . Климаты разных стран. . 119. «Морской сборник», 1859, . 120. «Русская старина», 1881, т. XXXII, ; 1883, т. XXXVII. . 121. Дарвин . Путешествие вокруг света на корабле «Бигль». . 122. Андреевский . Речи. . 123. Таганцев . Уголовное право. . 124. Кони . 125. Бацевич . 126. Шредер . 127. Кистяковский А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права. . 128. Беккария. Рассуждение о преступлениях и наказаниях. Перев. с итал. на франц. Андреем Мореллетом, а с оного на российский Дмитрием Языковым. С.-Петербург, 1803. 129. Намоп А. Определение преступления. Перев. с франц. В. В. Быховского. М., 1894. 130. Глинский Б. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. С пред. В. Острогорского и приложением воспоминаний Г. Потанина, изд. Д. И. Тихомирова. М., 1895. 131. Гольцев В. А. Законодательство и нравы в России XVIII века, изд. 2-е О. Н. Поповой. С.-Петербург, 1896. . 132. Гольцев В. А. Основные понятия о правоведении. Изд. ж. «Детское чтение» и «Педагогический листок». М., 1900. 133. Гофман Эдуард. Учебник судебной медицины. С.-Петербург, 1887. 134. Григорьев В. Н. Переселения крестьян Рязанской губернии. Исследование, удостоенное Моск. унив. половины премии имени Ю. Самарина. С отзывами проф. А. И. Чупрова и А. И. Кошелева. Изд. ж. «Русская мысль». М., 1885. 135. Дедлов . Переселенцы и новые места. Путевые заметки. Изд. М. М. Ледерле. С.-Петербург, 1894. 136. Дело об отравлении потомственного почетного гражданина Максименко. Отчет о судебном разбирательстве. . 2-е изд. А. С. Суворина. С.-Петербург, 1892. 137. Елпатьевский С. Я. Очерки Сибири. . Изд. 2-ое. М., 1897. 138. Ефимов И. В. Из жизни каторжных Илгинского и Александровского, тогда казенных, винокуренных заводов (1848–1853). . 139. Жбанков Д. Н. и Яковенко Вл. И. Телесные наказания в России в настоящее время. М., 1899. 140. Кавелин К. Что есть гражданское право и где его пределы? Один из современных юридических вопросов, Академия наук. СПб., 1864.

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010