Николаева Таня (р. 1874) («сахалинская Гретхен»), дочь поселенца Николаева Федота Николаевича в Мицульке, просватана за надзирателя Корсаковской тюрьмы Мартынова Гавриила Семеновича – 202, 535, 850, 862 Никольский, каторжный, сын священника, бежавший с «известным Лагиевым» – 348, 725 Никольский Алексей Михайлович (1858–1942), зоолог, исследователь сахалинской фауны, автор известной Чехову диссертации – 47, 48, 283, 284, 804, 824, 825, 834, 839, 867, 868, 891 Никольский Василий Иванович (р. 1854), врач, автор известной Чехову книги о Тамбовском уезде – 260, 593, 594, 777, 859, 861, 869, 892 Новиков 1-й Иван Иванович (р. 1830), поселенец Рыковского, приемный сын поселенца Ефимова Евгения Афанасьевича (р. 1848) – 69, 274, 402 Новицкий, полицеймейстер, б. помощник смотрителя Александровской тюрьмы – 432 «Новое время», ежедневная политич. и литерат. газета, изд. в Петербурге, 1868–1917; в 1876–1912 гг. изд. А. С. Суворин, ред. П. М. Федоров – 248, 581, 608, 747, 750, 760, 762, 764, 765, 775, 777, 791, 799, 824, 833, 836, 843, 854, 892 «Новь», иллюстр. двухнедельн. вестник современной жизни, литературы, науки, изд. в Петербурге, 1884–1898, изд. ред. А. М. Вольф – 143, 471, 834, 839, 842, 882, 892 Ноитаки Петр Егорович (1852–1892), начальник сахалинской почтово-телеграфной конторы, титулярный советник – 98, 318, 320, 660, 661, 754, 815, 875 Носов И., горный инженер, завед. рудником на Сахалине в 1858-59 гг., автор известных Чехову «Заметок о Сахалине» – 135, 456, 827, 830, 889 Нюнюков Михаил Лаврентьевич, кучер-каторжный, возивший Чехова в Тымовском округе – 148, 475, 835 «Обзор Серпуховской Земской санитарно-врачебной организации…» – 371, 703, 777, 886, 893 Общество изучения Амурского края (Владивосток), основано в 1884 г. – 291, 759, 800, 869 Овчинников Василий Васильевич (р. 1841), смотритель Дербинской тюрьмы с 1888 г. – 96, 97, 150–152, 292, 365, 420, 477, 785, 789, 819, 835, 869, 886 Овчинникова Зинаида (Царевская), жена смотрителя Дербинской тюрьмы. Дочери – Екатерина, Наталья, Мария – 150, 288, 477, 835, 836

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Другой геолог русского происхождения Г. Шуберт долгие годы был начальником геологической службы Королевства Марокко. К следующему поколению русских ученых, работавших в Северной Африке, следует отнести Андрея Павловича Овтрахт, специалиста по изучению руд В Марокко работал также Георгий Осипович Шероцкий. С 1931 года в течение почти сорока лет он производил работы по гидрогеологии, преподавал минералогию и петрографию в горной школе в Рабате и горном отделении школы инженеров и опубликовал петрографический словарь. Больших успехов добились русские ученые в Северной Африке и в такой близкой к геологии науке, как почвоведение. В настоящее время почвоведение преподается практически во всех университетах мира и высших специальных учебных заведениях. Но основу и основу процесса по изучению почв положили русские ученые. Наиболее известным из них является Василий Васильевич Докучаев (1848-1903 гг.) Ученик этого талантливого ученого Владимир Константинович Агафонов развил эту область науки и создал целую русскую школу почвоведов. При содействии и непосредственном участии В.К. Агафонова (1863-1955 гг.) была составлена первая почвенная карта Франции и частично Северной Африки. Его почвенная карта Туниса была представлена на международном конгрессе в 1935 г. В 1937 г. вышел его капитальный труд " Почвы Туниса " . Из этой плеяды вышел другой ученый соратник В.К. Агафонова - Г. Журавский, который также посвятил свои изыскания почвам Туниса. Георгий Мелентьевич Брысин известен как геолог, работавший в Марокко, но также он много сделал и в отношении изучения почв в этой стране. В других местах русские ученые почвоведы пользуются заслуженным уважением за свои труды. Относительно других отраслей науки, в которых русские ученые добились заметных результатов, можно упомянуть следующее: В Тунисе достаточно известны были труды зоолога проф. А.Т. Васильева. Выдающееся положение в научном мире занимал Борис Петрович Уваров (1888-1970 гг.). Он считался самым большим специалистом по саранче и прямокрылым насекомым, как известно для стран Африканского континента эта проблема является весьма актуальной. В своей работе о саранче Б.П. Уваров указал источник и развитие нашествий саранчи и благодаря, его основательному труду, был создан международный план борьбы с этим бедствием. Начиная с 1945 г. Б.П. Уваров стоял во главе Центрального бюро борьбы с саранчой. Он был избран в 1950 г. членом Британской академии наук

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

236 Изучение состава кормчих книг, употреблявшихся в России, возможно или при непосредственном осмотре всех, сохранившихся доселе, списков их, или посредством знакомства с описаниями их состава, сделанными разными лицами. Для нас нет возможности осмотреть все списки кормчих, сохраняющиеся доселе в разных установлениях и библиотеках. Мы осмотрели несколько списков кормчих с.-петербургской публичной библиотеки, московского архива министерства иностранных дел, Румянцевского музеума, московской синодальной библиотеки и с.-петербургской духовной академии. Печатные описания состава кормчих книг разных веков сделаны: Розенкамфом в „Обозрении Кормчей книги» 1839 г., изд. 2, стр. 41 след., Востоковым в „Описании рукописей Румянцевского музеума». Спб. 1842, стр. 273–331, Строевым в книге „Рукописи», принадлежащие Царскому, М. 1848, стр. 169–190; Ундольским в статье „Описание рукописей патриаршей библиотеки» в Чт. Общ. ист. и др. 1867, кн. 2, отд. III, стр. 38–56; в Православном Собеседнике 1860 г., ч. II, стр. 206–218 и 306–338; А. Павловы м в соч. „Первонач. Славянорусск. номок.» Каз. 1869; А. Поповым в „Описании рукописей» Хлудова, М. 1872, 76, 77, 79; И. Срезневским в „Сведениях и заметках» Спб. 1876, стр. 65–68 и 147–176. Изучение состава славянских кормчих книг невозможно без сопоставления статей, в них находящихся, с источниками греческой канонической литературы и с составом греческих кормчих. К знакомству с составом греческих кормчих служат вышеисчисленные сочинения о собраниях церковных правил и законов в Греческой империи и описания самых сборников, хранящихся в различных библиотеках Европы. Описания эти имеются, между прочим, в приложении к Πρχειρος νμος Zachariae, р. 261–338; в „Заметках о греческих рукописях канонического содержания в московской синодальной библиотеке» Павлова, Од. 1874; в „Сведениях и Заметках» И. Срезневского стр. 65–104; Bibliotheca Parisieneis, Catalogus Supplementum Manueeriptorum. 239 См. Описание рукописей с.-петербургской публичной библиотеки А. Ф. Бычкова, вып. 1, 1878 г., стр. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Этот год разнуздал много тёмных энергий, выпустив на волю духов всеевропейской революции. Одна Россия, тогда ещё сильная верностью преданиям предков, сумела покамест отбить их свирепый натиск. Глубинный смысл тех роковых событий с редкой прозорливостью выразил русский поэт и дипломат Фёдор Иванович Тютчев. В специальной записке, представленной им императору Николаю Павловичу в апреле 1848 года, он писал: " Уже с давних пор в Европе только две действительные силы, две истинные державы: Революция и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу, а завтра, может быть, схватятся. Между тою и другою не может быть ни договоров, ни сделок. Что для одной жизнь - для другой смерть. От исхода борьбы, завязавшейся между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества... Россия прежде всего держава христианская; русский народ христианин не в силу только православия своих верований, но также в силу чего-то такого, что ещё более сокровенно, нежели принадлежность к вероисповеданию. Он христианин по той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция же, прежде всего, враг христианства. Антихристианским духом одушевлена Революция: вот её существенный, ей именно свойственный характер. Наружные формы, в которые она от времени до времени облекалась, лозунги, которые попеременно усваивала, всё, даже её насилия и преступления, всё это придаток или случайность. Но что не придаток и не случайность - это антихристианское начало, её вдохновляющее; оно-то и доставило ей такое грозное господство над миром. Человеческое я, хотящее зависеть только от самого себя, не признающее, не принимающее никакого иного закона, кроме собственного изволения, - человеческое я, одним словом, поставляющее себя вместо Бога, - явление, конечно, не новое между людьми, - но что было ново - это самовластие человеческого я, возведённое на степень политического и социального права, и его притязание в силу такого права, овладеть человеческим обществом. Эта-то новизна и назвалась в 1789 году Французской Революцией... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Лето 1850 года семья цесаревича провела в Царском Селе. С этого времени мы можем следить за жизнью Саши и его братьев по донесениям Гогеля и Зиновьева. Судя по ним, распорядок дня великих князей начиная с этого года был установлен следующий. Вставали в 7 часов, молились, пили чай. Потом ходили здороваться и желать доброго утра матери, цесаревне Марии Александровне, государю императору Николаю Павловичу и царице Александре Фёдоровне. От 8 до 11 часов они, под присмотром полковника Гогеля, гуляли, ходили купаться на море (во время пребывания в Гапсале или Петергофе) и занимались фронтовым учением (т.е. обучением " фронту " , строю). Маршировать, выполнять строевые команды и различные ружейные приёмы их обучал отставной унтер-офицер Лейб-Гвардии Семёновского полка Тимофей Хренов, назначенный комнатным дядькой к великим князьям Николаю, Александру и Владимиру Александровичам ещё 2 октября 1848 г. С 11 до 12, под общим руководством генерал-майора Зиновьева, дети два раза в неделю (по понедельникам и четвергам) обучались артиллерийской прислуге при орудиях, два раза в неделю - гимнастическим упражнениям (по вторникам и пятницам), а в среду и субботу гуляли. В этот же промежуток времени они завтракали. С 12 до 2 1/2 часов занимались с Верой Николаевной Скрипицыной, которая обучала их первоначальной русской грамоте и арифметике. Обедали обыкновенно в 2-3 часа пополудни. От половины третьего до 4 часов снова гуляли с Николаем Васильевичем Зиновьевым: летом - просто резвились, зимой - расчищали дорожки в парке, катали друг друга в салазках, лепили из снега " болвана " ... От 5 1/2 до 7 вечера по понедельникам и субботам у них бывали уроки танцев, по вторникам и четвергам - занятия с В.Н.Скрипицыной, а в остальные дни - гулянье с Григорием Фёдоровичем Гогелем. Время после вечернего чая до сна (а ложились они, как правило, в 9 часов) великие князья проводили с матерью, цесаревной Марией Александровной. В хорошую погоду ездили с ней кататься в открытом экипаже по окрестностям, в случае холода и дождя обыкновенно играли в её комнатах либо же слушали чтение вслух В.Н.Скрипицыной, Гогеля или кого-нибудь из фрейлин. Читали обыкновенно Священную историю, сказки А.П.Зонтаг, рассказы о Кавказской войне или географических открытиях и путешествиях. Тут же отец их, цесаревич Александр Николаевич, играл в вист со своими адъютантами и придворными. На чайном столе кипел самовар, велись неторопливые беседы - нередко весьма откровенные и задушевные, к чему располагал тесный семейный круг. Прислушиваясь к этим взрослым разговорам, маленькие великие князья черпали свои первые сведения как из житейской, так и из идейно-политической сферы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Лит.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. T. 1. P. 318; Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 2/3. P. 11. Pl. XXXI. Rapports 4-12; Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6; он же. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Толстой И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1891. [Вып. 4]: Христ. древности Крыма, Кавказа и Киева. С. 67. Рис. 59-60; Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; она же. Христианские памятники//МАК. 1894. Вып. 4; Павлинов А. М. Дранда//МАК. 1893. Вып. 3. С. 8-13; Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам России и Афону. Н. Новг., 1907. С. 779-780; Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Mepisashvili R., Tsintsadze V. Die Kunst des alten Georgiens. Lpz., 1977; Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.)//Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978. S. 70-79; Рчеулишвили Л. Д. Некоторые аспекты груз. архитектуры Черноморского побережья//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 27; Цинцадзе В. Дранда: Предварительные результаты науч. исслед. памятника…//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). 1979. 50. С. 35-42, 71 (на груз. яз.); Alpago-Novello A., Beridze V., Lafontaine-Dosogne J. Art and Architecture in Medieval Georgia. Louvaine-la-Neuve, 1980; Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 515-535; Хотелашвили М. К., Якобсон А. Л. Визант. храм в селе Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Вып. 45. С. 192-206; Леквинадзе В. А. О Драндском храме//Кавказ и Византия. Ереван, 1985. Т. 5. С. 211; Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.); Nicklies C. E. The Church of the Cuba near Castiglione di Sicilia and Its Cultural Context//Muqarnas. Leiden, 1994. Vol. 11. P. 12-30; Хрушкова Л. Г. Раннехрист. памятники Вост. Причерноморья. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/180407.html

Для исторических картин Брюллова характерен поиск " большой темы " , которую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно " Последний день Помпеи " (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью. К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ) Н.В. Гоголь написал о " Последнем дне Помпеи " обширную статью, в которой признавал эту картину " полным, всемирным созданием " , где все " так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего " . Незаконченной осталась начатая в 1839 году монументальная картина на сюжет из русской истории " Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году " (ГТГ). Портретное наследие Брюллова можно разделить на две группы - парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине " Всадница " (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Идеально возвышен образ Самойловой в работе " Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком " (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи " Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией " (1830, ГРМ). В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, " Портрет Н. В. Кукольника " (1836, ГТГ). В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются " Автопортрет " (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).

http://drevo-info.ru/articles/24695.html

С.В. Смоленского, была приглашена упомянутая выше Марина Павловна Рахманова - заместитель директора Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения. Марина Павловна сообщила, что в архивах Санкт-Петербурга есть дневники Смоленского, и на страницах дневника имеется запись о приобретении участков земли на Арском кладбище Казани. Это, несомненно, вселило в наши сердца надежду на положительный исход поисков. Вскоре Марина Павловна переслала эти две бесценные дневниковые страницы в наш город. На первой странице находились сведения о покупке земли, а на второй - Степан Васильевич от руки нарисовал схему расположения двух участков рядом с соседним семейным захоронением профессоров Казанской Духовной Академии и Казанского государственного университета Саблуковых-Порфирьевых-Гвоздевых. Получив документы, казанский хормейстер Владимир Павлович Ульянов обратился ко мне как к автору книги «Арский православный некрополь» и специалисту, исследующему казанские некрополи. Место захоронения казанских профессоров мне было известно - 1-я «пешеходная» аллея. Предстояло на месте обследовать прилегающие к ним захоронения. В теплый погожий день 25 ноября 2008 года мы втроем: автор статьи, хормейстер Ульянов и Валерий Петрович Леванов, профессор кафедры хорового дирижирования Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова - приступили к поискам могилы. Вскоре раздался радостный возглас Владимира Павловича, который обнаружил заброшенную старую могилу со сломанным крестом и вросшей почти наполовину в землю старинной оградой. Она была завалена толстым слоем осенней листвы, ветками деревьев и осколками раскрошившихся от времени кирпичей. На крыльях сломанного креста из черного мрамора-лабрадора просматривались имена и даты жизни Степана Васильевича Смоленского (13 октября 1848 - 20 июля 1909) и его жены Анны Ильиничны, в девичестве Альсон (18 января 1855 - 12 ноября 1912). Нашей радости не было предела! Уже в апреле 2009 года крест на могиле был восстановлен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Михаил Рубцов в статье «Надежды свет» вспоминает о проведённом десять лет назад крестном ходе, которым он руководил. Ход прошёл от Нижнего Новгорода до Москвы и завершился на Красной площади. О его значении и «невыученных уроках» и размышляет автор статьи. Непременно стоит отметить, что книга-репортаж «Ход особого назначения» об этом значимом событии, которую написал Михаил Иванович, вышла тогда же в издательстве «Вертикаль. XXI век». Литературная критика и литературоведение представлены статьями Татьяны Антиповой «Перекличка памяти с судьбой, Татьяны Криницкой «События нейтральны. Окраску даём мы сами», Валерия Сдобнякова «Всякий честный художник творит не сам по себе». Материал В.В. Сдобнякова вмешает в себя пять, довольно конспективно написанных статей о книгах П.В. Анненкова «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года» и «Замечательное десятилетие 1838-1848»; романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»; монографии Л.А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество»; книги К.Г. Паустовского «Золотая роза»; двухтомники повестей и рассказов Г.Д. Гребенщикова «Сибирские повести и рассказы (1911-1919)». Наталья Павлова публикует подробный репортаж о прошедшем вечере в Нижегородском Доме актёра, посвящённого 20-летию литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век» и 65-летию его основателя Валерия Сдобнякова. В торжестве приняли участие такие известные в городе актеры Нижегородских государственных академических театров драмы и оперы и балета, как народный артист России Валерий Никитин, заслуженные артисты РФ Александр Мюрисеп, Юрий Котов, многократные лауреаты международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов Наталья Кузнецова, Виктор Ряузов, а также студенты Нижегородской консерватории и Нижегородского театрального училища, которые прочитали отрывки и полные произведений Юрия Бондарева, Василия Белова, Валентина Курбатова, Олега Шестинского, Юрия Адрианова, исполнили песни русских композиторов. В завершении отдельно хочется упомянуть о небольшой, но милой сказке Леонида Чигина «Волнушки», учащей детей состраданию и взаимопомощи.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/28/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010