В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

Житие преподобного Павла свидетельствует, что первый деревянный Троицкий собор был сооружен в 1414 году по благословению Митрополита Всероссийского Фотия, вокруг него располагались кельи братии, сам же Павел жил на другом берегу в хижине. Власти всячески поддерживали монастырь: Великий князь Иоанн III Васильевич в 1498 году на содержание обители дал на имя игумена Никона с братиею грамоту, которой пожаловал Павлову монастырю лесу «на 8 верст в длину и на 3, а инде на 4 в ширину…». По мнению Суворова, известного краеведа конца XIX века, Великий князь Василий IV Иоаннович имел особенное попечение об Павло-Обнорском монастыре. По его повелению и при его содействии в 1505–1514 годах (по некоторым данным до 1516 года) была построена обширная соборная каменная церковь «о трех главах», просуществовавшая до 1936 года, а последняя стена храма была разрушена в 1971 году. В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор, «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского. Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы). По писцовым книгам 1628-1630 годов монастырь является в следующем виде: «Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобного Сергия Радонежского, все три каменные… На монастырь келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских». В 1644 году впервые упоминается церковь Иоанна Предтечи. В переписных книгах 1687 года стольника Петра Голохвостова и подьячего Ивана Саблина значится: церковь Троицы «о трех главах», придел Иоанна Предтечи, над церковью Преподобного Павла расположена колокольня, две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских, также деревянных. Самые подробные сведения о состоянии монастыря в XVII веке были получены по описям монастырского имущества 1654, 1682, 1687 годов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Павел оставил обитель Рождества Христова и перешел в Радонежский монастырь к преподобному Сергию. Много лет провел преподобный Павел в келейном послушании у великого Сподвижника чудотворца Радонежского, и потом поселился близь Монастыря в пустыне, где провел пятнадцать лет в безмолвном уединении. По временам, некоторые из братии Радонежского Монастыря посещали Богоугодного отшельника Павла. Такие посещения утомляли преподобного. Он просил благословения преподобного Сергия на отшельническую жизнь в пустыне, в местах безлюдных и более отдаленных. Святитель благословил его на новое подвижничество и дал ему в дар медный, литой крест. С этим благословением своего великого учителя, преподобный Павел пришел в пределы Вологодской губернии и там, в Комельском лесу, на реке Грязовице, поселился в дупле липового дерева. Три года, под защитою креста Господня, провел он в таком житии, которое не понятно разуму человеческому. По прошествии трех лет, вероятно по внушению Божьему, преподобный перешел к реке Нурме, в 53-х верстах от Вологды и в 11-ти от Грязовца, в бывшей Обнорской волости, построил себе, на небольшой горе, лиственную хижину, выкопал колодец и поселился там, по прежнему избегая человеческого общества. Промысел Божий судил иначе. В той же Обнорской волости, на утесистом берегу реки Нурмы, в лесных местах, в четырех поприщах от преподобного Павла, игуменствовал преподобный Сергий в монастыре им основанном, известном под именем Нуромского Спасского. Преподобный Сергий, родом грек, пришел в Россию с горы Афонской в обитель преподобного Сергия Радонежского и был некоторое время учеником его. Проведав о новом пустынножителе, преподобный Сергий пошел к преподобному Павлу. Он застал отшельника кормящим из рук своих множество птиц, часть которых доверчиво сидела на голове и на плечах Угодника, около него стоял медведь и бегали лисицы и зайцы, и разные лесные животные. Преподобный Павел, окруженный животными и птицами, не враждовавшими между собою, напоминал первобытное, блаженное житие не погрешившего еще Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся поблизости Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная». После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приход. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм.

http://sobory.ru/article/?object=09442

Преп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным» отметил важную особенность монашеской жизни, состоявшую в том, что монахи отдавали подчас предпочтение не писаным уставам, но живому слову, живому примеру, словесному наказу настоятеля-подвижника, которые могли заменять письменный устав 370 . Этим может частично объясняться иногда встречающееся включение в житие основателя монастыря его устава, предписания которого подкреплены живыми фактами подвижничества святого. Так, пространная редакция устава преп. Иосифа Волоцкого в составе Великих Миней Четьих соединена с его житием 371 ; общежительный устав преп. Павла Обнорского приведен в его житии дважды 372 . Вместе с тем отсутствие письменных уставов было одной из причин разнообразных нестроений в монашеской среде, нарушения заветов основателя и норм монастырской жизни, предписываемых традицией. 2. Отшельничествво и пустынножительство; «пустынь» и внутреннее освоение земель Иосиф Волоцкий , как уже отмечено, в краткой редакции своего Устава разделил «пустынников» и «ошельцев» – нюанс, надо полагать, вполне очевидный для современников, но трудно улавливаемый или различимый для нас. Так, даже И. И. Срезневский полагал, что «пустынник» – это «отшельник» 373 . Термин отшельник (ошельник) представляет собой перевод греческого слова «анахорет» и означает «уходящий». Значение его в Уставе разъясняет текст 12-й главы (включенной, впрочем, не во все известные списки); в ней речь идет о монахе, у которого возникнет «помысл… от монастыря отити и наедине сести», ему рекомендуется обратиться за советом к «духовному мужу» и предаться его воле 374 . Следовательно, отшель ник (если исходить из Устава Иосифа) – не просто пребывающий в удалении от монастыря монах, но монах, уже имевший опыт подвижничества в каком-либо монастыре, ему предписано иметь духовного руководителя, и лишь с благословения «духовного мужа» он может покинуть монастырь в поисках более уединенного пребывания. «Пустынник» же – это монах, пребывающий в «пустыни», вовсе не обязательно «отшельник», т. е. совершивший «отшествие» из своего монастыря. Так, преп. Сергий Радонежский с самого начала своего подвижничества избрал «место пустынное», т. е. стал «пустынником» 375 . Напротив, его ученик преп. Павел Обнорский покинул монастырь, обосновавшись в пустыни, которая, впрочем, вскоре превратилась в общежительный монастырь. Место уединенного пребывания Павла Обнорского названо «скитом» в статье «Словаря книжников», что неверно; В Житии (по крайней мере в опубликованной редакции в составе Великих Миней Четьих) такого термина нет 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырский храм, где почивали мощи святого Сергия, был обращен в приходскую Спасо-Нуромскую церковь, которая была действующей на 1912 год. В советский период церковь пришла в запустение и начала разрушаться. С падением атеистического режима в храме начались восстановительные работы. http://drevo-info.ru/articles/16496.html Икона " Преподобный Сергий Нуромский " В коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника хранится икона XVII века с редким изображением преподобного Сергия Нуромского, вологодского чудотворца (Вологодский областной краеведческий музей (ВОКМ), 15701, 201x68,5), поступившая из действующей Крестовоздвиженской церкви города Грязовца, куда она попала из закрытого Спасо-Нуромского монастыря. Спасо-Преображенский-Нуромский, или Спасский-Козорский, монастырь, располагавшийся в Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии, в 19 верстах к юго-востоку от города Грязовца, был основан в XIV веке. Его основатель преподобный Сергий, грек по происхождению, являлся постриженником Афонских монастырей, где был рукоположен в пресвитера. Много лет провел в обители Сергия Радонежского, являясь его собеседником, однако желание безмолвия побудило его покинуть Троице-Сергиев монастырь и искать уединения на севере Руси. Пустынник избрал местом обитания бор на левом берегу небольшой реки Нурмы, в 60 верстах к югу от Вологды и в четырех верстах от реки Обноры, где тогда подвизался святой Павел Обнорский. Преподобный Сергий остановился на горе, водрузил здесь крест и построил малую часовню и келью. Молва о подвижнике собрала к нему до 40 учеников. При их помощи в обители был сооружен храм Происхождения Древ Честного Креста Господня. Преподобный Сергий был духовным отцом и собеседником основателя Троицкого Обнорского монастыря преподобного Павла. Скончался 7 октября 1413 года и был погребен в основанной им обители. Позднее его гробница была найдена под церковной папертью, и над мощами угодника поставлена рака с положенным на нее вновь написанным образом преподобного. Сергий Нуромский причислен к лику святых во второй половине XVI века, не позднее 1585 года. Спустя 171 год по кончине преподобного братия созданной им обители обратилась к знаменитому тогда игумену Глушицкого монастыря Ионе с просьбой описать житие и чудеса преподобного Сергия. Житие было написано в 1584 году при Иоанне IV, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме на основании сведений обнорского игумена Протасия, содержащихся в свитке, доставленном из обители.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Божественною любовию от юности распалаемь Павле преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси. И сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу: отонудуже и всевидящее око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак, глас 8: Все твое умное желание к Богу вперив, и тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тя прослави, и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся Павле преподобне, пустынный жителю. 426 Монастырь Рождества Христова, в Угличском уезде, на Прилуке, значился подведомым Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в позднейшее время. 427 Преподобный Павел проходил в Троицкой Сергиевой обители послушания на поварне и в трапезной. Благословляя св. Павла на пустынножительство, преподобный Сергий вручил ему животворящий крест, доселе хранящийся в Обнорской обители святого Павла. 428 Кириллов Белозерский монастырь, основанный преп. Кириллом (память его празднуется 9 июня), находится в уездном городе Кириллове, Новгородской губ., в 602 верстах от Новгорода; во времена св. Кирилла и Павла ближайший город в том крае – Белозерск – был в 37 верстах от монастыря. 429 Чухломской Авраамиев монастырь (великие пустыни) положения пояса Пресвятой Богородицы, находился в Галичском уезде, Костромской губ. Он основан преп. Авраамием Галичским . Вскоре же по основании преп. Авраамий покинул этот монастырь и в 13 верстах от него учредил Вочскую обитель, где и скончался в 1375 г. Память его празднуется 20 июля. 430 Ныне заштатный монастырь в Балахнинском уезде, Нижегородской губ., при селе (прежде городе) Городце, на левом берегу Волги; основан в 1164 г. великим князем Георгием Всеволодовичем. В монастыре хранится келия, в которой 4 ноября 1263 г. последовала кончина Александра Невского , возвращавшегося из орды. 431

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На страничке в соцсетях Сретенский монастырь напоминает, что в январе день памяти «архимандрита Павла (Груздева), чудесного батюшки, светоча православной веры». Не только переход старца в мир иной, но и его рождение, скорее всего, приходилось на январь. В книге его воспоминаний «Родные мои» сказано: «По записи игумений Августы в паспорте Павла Александровича Груздева значился год рождения 1911 – и, 3 августа старого стиля. Но отец Павел говорил, что он родился 3 (16) января 1910 года, по другим сведениям – 10 (23) января 1910 г., во всяком случае, своим Ангелом он называл преподобного Павла Обнорского, и день Ангела праздновал 23 января по новому стилю. Передаем слово об отце Павле автору поста  в соцсетях от Сретенской обители: «За свою жизнь он пережил много страданий и боли, в конце её совершенно ослеп, но при этом сохранил и даже приумножил заповеданную Господом любовь к людям и удивительную детскую простоту. Всем посещавшим его он дарил тепло, отеческую ласку и утешение, многих наставлял советом и гораздо больше – самой жизнью. А молитвой своей творил чудеса. Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову. После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось. Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки.

http://azbyka.ru/deti/otec-pavel-varil-g...

Наступающая в 1914 г. 500-летняя годовщина «непрерывного существования обители преподобного Павла побуждает нас предложить вниманию боголюбивых чад св. Церкви настоящий Троицко-Павло-Обнорский Патерик. Слово Патерик в буквальном переводе с греческого значит Отечник. Так издавна называются назидательные сказания о жизни и подвигах отцов, в пустынях или иноческих обителях подвизавшихся в различных странах христианского православного мира, знающего Патерики: Скитский, Палестинский, Египетский, Афонский, Киево-Печерский, Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Соловецкий, Тверской и Ярославский. Предлагаемая книга является как бы документальным свидетельством благоплодности 500-летнего существования обители преподобного Павла, уясняя ее великое духовно-нравственное значение для края и ее несомненные заслуги пред Российскою Церковию. Приступая к написанию настоящей книги, автор ее руководился мыслию, в давнее еще время высказанною древним византийским жизнеписателем Святых Божиих, благоговейным Симеоном Метафрастом , свидетельствовавшим, что «равное есть зло, еже глаголати неподобная, и еже молчати о полезных», и словом Писания: тайну цареву добро есть хранити, дела же Господни возвещати славно ( Тов.12:2 ), открывающиеся в жизни Святых Его. Молитвами Преподобного отца нашего Павла и прочих рабов Твоих, во обители его Тебе благоугодивших, Христе Боже, помилуй и спаси всех нас! Алексей Воскресенский I. Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец Как для пловца по бурному морю в томную и непроглядную ночь отрадною и светлою точкою блестит яркая звездочка, служа для него отрадным и благонадежным указателем к тихой пристани, так и жизнь святых Божиих человеков, подобно той светлой звезде является для христианина благодатным светильником, освещающим ему путь к царствию небесному. И благодарение Господу: немало в нашем дорогом отечестве таких небесных светильников, возженных Богом в различных концах необъятной России. В пределах страны Вологодской, в 15 верстах от уездного города Грязовца и во стольких же от станции Московско-Архангельской ж. д. того же наименования, в местности очень живописной и здоровой, сжатой со всех сторон отлогими горами, смиренно красуется Троицкий Павло-Обнорский мужской общежительный монастырь, представляя собою тихий и укромный уголок, в котором, при сладостном уединении, душа становится чище, мягче, восприимчивее ко всякому спасительному добру. В одном из храмов этой обители, в недрах земли, почивает св. первоначальник ее – преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец. Вся долгая жизнь сего угодника Божия от колыбели и до могилы была одним непрерывным служением его Богу, представляя собою богатую сокровищницу для благодатного христианского назидания 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XVII век, век наибольшего расцвета монастыря, «после которого он во время реформ царствования Петра I и в последующее время до конца XIX века почти уже не возвышался в материальном благосостоянии». XVIII век ознаменовался разрухой и пожарами в монастыре, а в 1777 году – крупный грабеж. В 1771 году игумен Пахомий пишет: «… монастырь ветхий, ограда пала, келии прогнили, на церквах кровли ветхие, каменное строение ветхое, в соборной церкви служить опасно…» Пожар 1764 года уничтожил келии настоятельские, ограду от реки и все амбары, «… и по сию пору церкви без глав и крестов стоят…» (игумен Пахомий). Только в конце XVIII века предпринимались попытки ремонта, что можно проследить в описи монастыря за 1785 год, содержащей подробные сведения о размерах зданий и переделках в монастыре. Текст данной описи приведен в рамках данного проекта в томе 2 разделе 1 «Историко – библиографические и архивные исследования». В конце XVIII века строится с двух сторон каменная ограда с башнями. В этом состоянии монастырь просуществовал до середины XIX века. В книге Суворова, написанной в 1861-1866 годах, Павло-Обнорский монастырь имеет вид «почти правильного четырехугольника, имеющего в окружности 277 сажень». Описание 1866 года наиболее полно отражает положение монастыря до перестройки обители, начавшееся при игумене Иоасафе и длившееся около 20 лет. Игумен Иоасаф был личностью незаурядной и поэтому породил противоречивое мнение как современников, так и потомков. Однако, приняв монастырь с 22 копейками, менее чем за 20 лет он произвел строительных работ более чем на 22 тысячи рублей, возродив не только архитектуру, но и славу обители. Масштабные ремонты и переделки коснулись всех зданий монастыря. На месте храма Павла Обнорского и Сергия Радонежского и шатровой колокольни возводится в 1870 году новый храм Преподобного Павла. В 1879-1880 годах перестраивается Троицкий собор. С 1881 по 1887 годы идет строительство 20-саженной колокольни на месте Успенской церкви при трапезной (1536 год). Строительство колокольни отражено в документах монастыря, начиная от закладки фундамента: «бут на фундамент колокольни» - 1880 год. В 1884 году упоминается церковь Успенская на втором этаже, хотя работы на колокольне ведутся и кладка доведена до 7 сажен. 21 сентября 1886 года Успенская церковь освящена, над алтарем еще выкладывается колокольня. Работы по строительству колокольни завершаются в 1887 году. В 1910 году глава «большого размера» на колокольне, обитая белым железом, покрыта белым алюминием, крест вызолочен, а сама Успенская церковь в том же 1910 году ремонтирована.

http://sobory.ru/article/?object=02736

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010