До пострижения в монахи послушник должен пребывать под духовным руководством достойного и опытного пожилого монаха. Иными словами, требуется, чтобы будущий инок, по крайней мере до пострижения, прошел духовный искус под водительством старца. Трудно установить, в какой степени в XVI–XVII вв. исполнялось это требование. О характере и распространенности старчества в эту эпоху подробнее будет говориться в главе XV, здесь же отметим только, что к этой эпохе относятся два сочинения, посвященные духовному становлению послушника. Первое сочинение называется «Предание старческое к новоначальным иноком, како подобает жити у старца в послушании» . Жизнь будущего монаха должна состоять из молитвы, чтения Священного Писания (если он грамотен, если же неграмотен, то только из молитвы) и рукоделия; и все это нужно делать так, как велит старец. Послушник, говорит «Предание», должен «перечнем ступени не ступити ни на кое дело не по благословению» старца; свободного времени у монаха быть не может, его жизнь всегда должна быть заполнена богоугодным деланием, ибо «истинному иноку несть на земли праздника, ни Пасхи, Пасха ему есть тогда, коли прейдет от (земной) суеты в вечный покой». Другое сочинение называется «Предание некоего старца учеником своим о иноческом жительстве и о правиле келейном от Божественных Писаний», оно составлено было в XV в. в монастыре прп. Павла Обнорского, где тогда процветало старчество. Существование списков, относящихся к XVII в., говорит о том, что сочинение это находило в ту пору практическое применение . Уже из вступления видно, что речь пойдет о духовном окормлении новопостриженного брата, то есть рясофорного инока, в отличие от первого сочинения, которое, вероятно, предназначено для послушников. Разница заключается в том, что в первом сочинении затрагиваются скорее общие вопросы подвижничества, причем речь идет больше о внешней стороне поведения послушника, а во втором даются советы для инока, уже обретшего некоторый духовный опыт, подчеркивается особое значение Иисусовой молитвы и излагаются основные правила постоянного общения между иноком и его старцем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

И зачарованная подкупающей искренностью и кажущеюся простотою Хвостова, «его наивными, такими хорошими и светлыми глазами», всей, его внешностью такого «хорошего и доброго толстяка», Анна Александровна, захлебываясь расхваливала его ежедневно Императрице. Андроников же умно и, ловко подталкивал ее. Появились на сцену и деяния Хвостова, как человека глубоко религиозного и верующего. Он сделал что-то очень хорошее по отношению св. Павла Обнорского. И Государыня Александра Федоровна, несмотря на мудрое противодействие Горемыкина, считавшего Хвостова непригодным к должности Министра Внутренних Дел, не видя никогда Хвостова и зная о нем только по истерическим расхваливаниям Вырубовой, стала письмами в Ставку систематически советовать Государю взять на место князя Щербатова именно Хвостова. И делала она это настойчиво всю первую половину сентября, браня попутно Щербатова и доказывая его непригодность к занимаемой должности. Но вместе с Хвостовым Андроников продвигал и Белецкого. Белецкий, считавшийся вообще противником Распутина, вдруг сделался его поклонником и, введенный в дом Вырубовой, совершенно обошел и покорил наивную в политике Анну Александровну. Он покорил ее всезнанием революционного подполья, всезнанием всех, кто интриговал когда либо против Их Величеств, против нее самой, против Распутина. На сцену появились перлюстрированные письма, сплетни о том, как перехватывали письма Императрицы, как будто бы интриговали князь Орлов, Джунковский, как будто бы интригуют Самарин и Щербатов. От всего этого (так доказывал он) надо умело и умно охранить Государя с семьей, и ее, и Распутина. Ведь когда он - Белецкий, был у власти, никто не смел трогать Распутина. А после него, при Джунковском, Гусева чуть-чуть не убила. Чудом спасся. И Анна Александровна уверовала в Белецкого безгранично. Они с Хвостовым все устроят как надо. И в далекую Сибирь Распутину пишутся письма и телеграммы о том, каких полезных для него людей предполагается призвать к власти. Пишет и А. А. Вырубова, и Андроников. И Распутин как бы одобряет хорошее начинание. А относительно его, Старца, у новых друзей уже готов целый план. Его будут охранять, опекать, оплачивать, его просьбы будут исполнять, его будут поддерживать перед Их Величествами. Таким образом, они обойдут Старца, заберут в руки и будут действовать им согласно своим планам и желаниям. Он ведь все-таки мужик и им ли не справиться с ним - действуя умно...

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского района, основан в конце XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на северном берегу Чухломского озера. Уже при жизни прп. Авраамия в конце XIV в. в монастыре насчитывалось около 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375 г.) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей монастыря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV в.в. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского храма было закончено лишь в 1631 г. В начале 50-х г.г. XVII в. над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й половине XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х г.г. XIX в.). В 1764-1768 г.г. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й половине 70-х г.г. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий. В XV-XVIII в.в. Авраамиево-Городецкий монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV в. ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей других варниц в Соли Галицкой (г. Солигалич), освобожденные в 1450 г. великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Темного, от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII в. Во 2-й половине XV в. великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые... истари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святице, Соне и Мокше. На 1622 г. на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В г. Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 г., накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 чел. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00158

Ныне мощи преподобного почивают в храме под балдахином 99 . «Умоляю вас», говорит нам преп. Сергий своей жизнью, «поступайте сообразно званию, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг к другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). Преподобного Марка Марк был ученик преп. Силвана или Силуана, подвизавшегося сначала в Нижнем Египте, в скиту или пустыне, лежавшей к юго-западу от Александрии, и переселившегося в половине IV века с 12-ю учениками своими на Синайскую гору. Этот любимый ученик аввы-подвижника отличался необыкновенным послушанием и покорностью; в каноне, составленном в память его, он и называется «благопокорным и благопослуипным». Видя особенное расположение к Марку старца-наставника, остальные 11 учеников его роптали и жаловались на пристрастие аввы другим скитским старцам, которые собрались однажды все вместе к Силуану и укоряли его за неравное расположение к ученикам. Тогда Силуан предложил им пойти с ним вместе к кельям учеников; в дверь каждой из них он постучался, вызывая ученика и прося выйти к нему; но ни один из них не поспешил выйти на вызов старца, исключая Марка, который немедленно вышел на зов Силуана и исполнил данное ему поручение. – Где же, отцы, прочие братия? – сказал Силуан и вошёл со старцами в келью Марка, где они увидели, что Марк в то время, когда позвали, его, занят был переписыванием книги для своего наставника, но, услышав голос его, бросил перо, не дописав даже буквы, и поспешил выйти к нему. – Да, ты справедлив, что любишь Марка более других, – заметили старцы, – верно, и Бог любит его более... Марк был хороший писец и писал жизнь пустынников. Мирно скончался в IV веке, предузнав день своей кончины. 96 Опис. Киевск. лавры 110. 289. 291. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий едино нравный Нектарию послушливому». 97 Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионой в 1584 г, – У Царского 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святаго, – преосвященному митрополиту тогда бывшему Дионисию и епископу Варлааму Вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистыя обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам Обнорского игумена Протасия, открывшего мощи пр. Павла в 1546 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После усердной братней молитвы, в которой дан был обет вперёд не нарушать устава обители, больной пришёл в себя и встал здоровым. «Об этом поведал мне очевидец события», говорит древний повествователь. В 1538 году Казанские татары напали на Вологодскую страну. В Комельском лесу сожгли они Иннокентиеву обитель, умертвили трёх старцев, многих захватили в плен; спасшиеся её иноки возвестили о том Павловой обители. Многие иноки поспешили спастись бегством; другие, особенно дряхлые, не хотели оставить св. места и обратились к молитве. Ефрем, подвижник 80 лет, ночью сидел в келье своей и, утомлённый молитвой, вошёл в дремоту; и вот внезапно видит пред собой святого старца, который говорит ему: «брат мой Ефрем! вас ждёт такая скорбь от нечестивых варваров: тебя изрубят и также двух с тобой, один поболеет и исцелеет. Не скорби; монастырь ваш хотя и будет разграблен и сожжён, но ещё лучше выстроится и будет обилен». Всё это исполнилось. Варвары разграбили и сожгли монастырь; старец Ефрем и с ним двое были изрублены; старец и один изрубленный умерли, но келейник Мина, весь израненный, начиная с пробитой головы, выздоровел. Дионисия терзали и лишили головы; Иероним и Исаакий израненные умерли от ран. Монастырский служитель Иоанн в 3-х вёрстах от обители, пронизанный копиями и с рассечённой шеей, брошен был на снегу, полумёртвый. «Иди отсюда, – здесь пропадёшь», – сказал ему кто-то. «Как мне идти? И поднять ноги не могу», – отвечал очнувшийся Иоанн. «Помолись Св. Троице, призови на помощь Павла и приложи бумагу к ранам». Больной, почувствовавшей в себе несколько силы, к изумлению нашёл подле себя бумагу и приложил её. В лёгком забытьи увидел он старца, который сказал: «ещё ли не видишь на себе милости Божией? сколько ран на тебе! и ты на морозе. Верь, Бог воскрешает и мёртвых». В хижине своей Иван ещё раз видел старца; ему казалось, старец режет ножом в ранах, и на изумление старец сказал: «я отнимаю болезнь». Затем старец пошёл по воздуху к Обнорской обители, что видел уже вскочивший, как не больной, Иван 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следующая тема – почитание тела праведника – отражена в экспозиции в виде многочисленных икон, каждая из которых несет наряду с собственно образом угодника Божия изображение самой раки с его нетленными мощами. Любили заказывать иконописцам подобные святыни с образами преподобного Алексия человека Божия, преподобного Павла Обнорского, святителя Спиридона Тримифунтского. А вот живописный холст из Церковного музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в качестве гробовщика у раки святителя Димитрия Ростовского доносит до нас не собирательный образ монашествующего, а портрет конкретного лица – иеромонаха Амфилохия (Яковлева), духовника графини Анны Орловой-Чесменской (+1848), в старчестве удостоившегося аудиенции у императора Александра I. Чрезвычайно разнообразным получился зрительный ряд заключительного раздела выставки – «Загробный мир и загробное воздаяние». Здесь и мытарства блаженной Феодоры из Синодика с иллюстрированным житием Василия Нового (XVIIIb., фонды Музея им. Андрея Рублева), и миниатюрная модель гроба из коллекции первого заведующего Церковно-археологическим кабинетом Московской духовной академии протоиерея Алексия Остаповича (конец XIX века, мастерские Троице-Сергиевой лавры), и большеформатная икона Страшного Суда (середина XVII века, Ярославль) из собрания коллекционера Константина Воронина. Последний памятник недавно отреставрирован и лакирован, но заметные невооруженным глазом потертости, деформации и шероховатости на нем остались. «Возможно, это связано с использованием святыни в специфическом «Действе Страшного Суда» за неделю до Прощеного воскресения, - предполагает Липатова. – Подробное его описание донес до нас Чиновник Успенского собора Московского Кремля. Богослужение, неизменно возглавлявшееся архиереем (в Москве обычно Патриархом), заканчивалось омыванием иконы святой водой и торжественным кроплением «царя и людие»». Поможет посетителям в этом кратком, но поучительном путешествии по загробному миру в иконах бесплатный аудиогид, разработанный к выставке при содействии волонтера музея Георгия Степанова.

http://e-vestnik.ru/culture/smert_na_iko...

Также в 1870-80 годы ведутся ремонты по всем келейным корпусам, разбирается гостиный корпус (на настоящий момент - подвалы), строится каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами, изменяется русло реки Нурмы, подмывавшей стену монастыря. Кроме того, организуется скит на холме правильной формы 50 саженей в диаметре - Голгофе к востоку от монастыря и насыпается подобный холм к западу от монастыря. На западном холме игумен Иоасаф планировал возвести храм со стенами из застекленных рам, чтобы богослужение было видно издалека. Так создается единый архитектурный ансамбль с 20-саженной колокольней-доминантой, позволяющей собрать воедино не только территорию непосредственно монастыря, но и обе «Голгофы». В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени. В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители. В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были. В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек. Троицкий собор с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно, в 1971 году. Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят: - трапезная 1536-1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен;

http://sobory.ru/article/?object=02736

У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 5) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 5) Честь добродьтелем Макарие Великий,Градскии же — хвала благочестия… Честь добродьтелем Макарие Колязиньскии,Унежъскии же — хвала благочестия… В другом тропаре 4-й песни соловецкий пустынножитель Савватий уподоблен отшельнику Петру Афонскому (тр. 3), а сподвижник Савватия Герман Соловецкий — основателю святогорской Великой лавры Афанасию Афонскому (тр. 6). Основанием для этих уподоблений послужил признак духовно-топографический, в соответствии с которым уподобляются прежде всего святые места (Соловецкий остров и Святая Гора Афон), а затем — подвизавшиеся в этих местах святые. Уподобление в данном случае осуществлено благодаря устойчивому представлению русского религиозного сознания о том, что Соловки — это и есть “русский Афон” 16 . Ср.: У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 3; п. 1, тр. 7) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 3, 6) В пьснех да восхвалится Петр,постивыйся в горе Афоньстъи изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Афанасия, иже в горъ Афоньстъи свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи…. В пьснех да восхвалится прехвалный Саватие, постивыйся в Соловецком отоцъ изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Германа, иже во отоцъ Соловецком свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи… Принцип “уподобления” был использован иноком Сергием и при создании им других песен “Канона”. Например, в 3-м тропаре 5-й песни “Канона” он подыскал агиотип для “троицы” святых ярославских князей-иноков — Федора Черного и его сыновей Константина и Давида, которых уподобил “троице” византийских святых — Ксенофонту и его сыновьям Иоанну и Аркадию. Основанием для такого “замещения” послужило сходство одной семейной “троицы” — отца и двух его сыновей — с другой такой же преподобной “троицей”. В 4-м тропаре той же песни инок Сергий нашел агиотип для еще одного русского преподобного — Павла Обнорского, уподобив его (с помощью приема “замещения”) преподобному Герасиму Иорданскому. Общим признаком, послужившим основой для их уподобления, стал образ жизни обоих подвижников, обитавших вместе с дикими зверьми и деливших с ними хлеб и молитву. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Радуйся, пустынный предобрый гражданине. Радуйся, духовный купец, обретший многоценен бисер Христа Иисуса Сладчайшего. Радуйся, мудрый путеводителю, управляющий стадо твое от земли на горняя. Радуйся, известный охранителю бедствующих в пустыни сей греховней. Радуйся, истинный проповедниче покаяния. Радуйся, искусный кормчий плавающих в пучине житейских страстей и попечений. Радуйся, яко крестным знамением, аки мечем обоюду острым, безстудныя помыслы от диавола тебе находящия посекл еси. Радуйся, яко и от человек жезлом твоим бесы во адскую бездну низвергаеши. Радуйся, светило страну сию прежде непроходимую, собою просвещающее. Радуйся, звездо, греховную тьму, таящуюся в нас, светом учения твоего разгоняющая. Радуйся, угодниче Христов, дивный в чудесех и по отшествии твоем от мира сего лукаваго. Радуйся, яко и мы тобою мир с Богом имамы. Радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю! Кондак 8 Странное и велие чудо является притекающим к раце мощей твоих, блаженне отче Павле, пред ними бо и малое моление тебе приносяще, всяких болезней исцеление приемлем и в благоверии утверждающеся, упование на тя возлагаем, выну вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 8 Всем вся был еси, и ныне являешися, да всяко некия спасеши, по слову тезоименнаго ти апостола, богоносне отче Павле, и никакоже отступил еси от созданныя тобою обители, но поучением и наставлением наказуеши собранныя чада твоя, глаголющия и ныне тебе таковая: Радуйся, спасение и заступление наше у Бога. Радуйся, всем притекающим к раце мощей твоих вернаго исцеления подателю. Радуйся, яко любовь нелицемерную к Богу и ближнему стяжавый. Радуйся, яко тем апостол и пророк законную главизну исполнивый. Радуйся, яко учению тезоименнаго апостола Павла во всем последовал еси. Радуйся, яко от млада возраста Бога познал еси. Радуйся, яко от него словесных овец, извествованный учителем твоим Сергием, пастырь устроен был еси. Радуйся, яко в нищите и бедности от Господа прославленный. Радуйся, яко мраз и хлад терпеливо понесл еси. Радуйся, яко вся воздушныя перемены непоколеблемо претерпел еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

– Просто отказался, потому что у него и возраст был уже под 90. Он прожил 112 лет, монастырь образовался в 1414 году, а успение преподобного было в 1429-м. Вот и считайте: 15 лет он жил в монастыре; когда обитель основывал, ему, получается, уже 97 лет было… – Но как же он монастырь основал? – Для этого он пешочком сходил в Москву, 90-летний старец! У митрополита Фотия благословился; тот сначала ему отказал, но потом, видимо, Фотию явление какое-то было, он попросил разыскать Павла, его нашли в каком-то монастыре, и Фотий ему всё подписал, антиминс дал, рукоположил его ученика, одежду ему дал, которую он тут же кому-то отдал. Игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря      Причина гибели России: качество христиан Люди ползли до обители на коленочках. Километра два ползли… Представляете, какое ощущение благодати здесь было! – Преподобный Павел – могучий святой. Люди очень часто обращались сюда. Я не знаю, где проходила дорога раньше: по некоторым сказаниям, люди ползли по ней на коленочках. Километра два ползли… Представляете, какое ощущение благодати здесь, видимо, было! И я ее застал, эту благодать, она и сейчас существует, и люди даже в советское время чувствовали эту благодать здесь. – Тогда скажите, пожалуйста: как же так получилось, что тот самый благочестивый народ, который строил монастыри и храмы, почитал святых и Бога, ходил на молитву на коленочках, ровно 100 лет назад начал и монастыри рушить, и христиан убивать? Почему он отвернулся от той благодати, которая, по вашим словам, не переставала никогда чувствоваться? – Сейчас события на Украине показывают похожую ситуацию: люди православные, такие же крещенные, зверствуют, убивают друг друга, таких же по духу, по крови, братьев своих, детей, женщин, стариков. Тут, во-первых, не без попущения Божиего; во-вторых, это, естественно, происки врага человеческого, диавола. Ну, и еще в наше время, как говорят, можно зомбировать какими-то техническими средствами, но в те времена не было таких средств! Естественно, что это всё диавол, потому что было Богом попущено так. Хотя была православная Русь и люди были многие крещенные, но отступление всё равно происходило.

http://pravoslavie.ru/74581.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010