Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь  был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом  Вологодским и Великоустюжским Максимилианом  был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 года получает юридический статус. 23 января в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского.  В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых, указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского. Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы). По писцовым книгам 1628-1630 годов монастырь является в следующем виде: «Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобного Сергия Радонежского, все три каменные… На монастырь келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских». 

http://sobory.ru/article/?object=05789

Вологда. Церковь Петра и Павла в Новинках. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Петра и Павла ранее находилась на правом берегу р.Золотухи при впадении ее в р.Вологду. С началом строительства Иоанном Грозным Вологодского кремля, в 1565 году, было снесено все, что мешало строительству и являлось нежелательным в фортификационном отношении. Церковь и дома церковного причта были перенесены на окраину города, на правый берег р.Вологда. Так возникла слобода Новинки. Географически слобода располагалась между Рощеньем и селом Кобылино по Московской дороге. Каменный храм построен в 1772 году в стиле вологодского барокко. Имелись три придела - Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме с.Кобылино. Он существовал в 17 веке, может, и позднее, но в камне не был отстроен. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Деревянный храм Святых апостолов Петра и Павла в Новинках возведен в 1560-70-х годах, хотя построен намного раньше и не в Новинковской слободе, а в районе между устьем реки Золотухи и зданием Вологодского духовного училища (бывшая вечерняя школа 1). В 1560-х годах Иван Грозный начинает масштабные работы по сооружению Вологодского кремля. Для строительства крепостной стены и башен нужны были свободные территории, поэтому монарх приказывает разобрать часть деревянных домов и церквей и перевести их на новое место – вниз по течению реки Вологды. Местность, куда была перевезена церковь Петра и Павла, получила наименование Новинковской слободы или Новинок. Топоним, ныне не употребляющийся, говорит о самом факте освоения новой территории. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице – Новинковской (ныне часть Советского проспекта). В XVII веке, во время бурного развития торговли Московского государства с Западной Европой через Вологду, Великий Устюг и Архангельск, в Новинках открываются торговые дома иностранных купцов. В исторических документах упоминается наличие в окрестностях деревянного храма Петра и Павла «немецкой слободы».

http://sobory.ru/article/?object=01094

Макарий-на-Письме. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм построен в 1821 старанием прихожан как зимняя церковь. Состоит из невысокого двусветного пятиглавого четверика, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни, с классицистическим декором. В трапезной были два придела: один Павла Обнорского и Макария Писемского, второй Космы и Дамиана Римских. В годы советской власти не закрывался. Зонтиков Н.А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Кострома, 2000 Преображенская пог. Макарьева пустынь каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена старанием прихожан в 1821 г. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) во имя преп. Павла Обнорского и Макария Писемского, в) во имя бессребреников Космы и Дамиана. Под сгоревшей в 1907 г. деревянной Преображенской церковью [пост. 1786 г.], вместо которой в 1909 г. получено разрешение устроить новую деревянную церковь, покоятся мощи преп. Макария Писемского, местночтимые. Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Покровская на р. Письме в 5 верстах, Воскресенская села Лужки в 8 верстах и Покровская села Рябцова в 10 верстах. До 20-х годов XVIII в. на этом месте существовал мужской монастырь, основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. После упразднения монастыря, церкви были обращены в приходские. В 1995 году в Макарьевой Пустыни возобновлен монастырь - Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь. В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд в Шачебольский стан. По церковно-административному делению пустынь относилась к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь " преп. Дорофей на реке на Письме [монастырь] особняк " . В 1629 г. " Павлова Вологоцкого монастыря вотчина, монастырек Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь Благовещ. Пресв. Богородицы древяны клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье монастырское вотчинное у монастыря двор коровей " . В 1676 г. упоминается " преп. Макария, на реке на Письме монастырь особняк " . В 1695 г. - церковь " Преображения Госп. в Макарьеве пустыни " в Судиславльской десятине.

http://sobory.ru/article/?object=09739

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь Россия, Костромская обл., с. Макарий-на-Письме. Историческое название Макариево-Писемского монастыря – Макариева на Письме Спасо-Преображенская мужская пустынь. Пустынь была основана как мужской монастырь в конце XIV b. преподобным Макарием, принявшим монашеский постриг в обители преподобного Сергия Радонежского. Жизнеописание преподобного Макария Писемского не сохранилось, и о нем известно немногое. Родился святой предположительно в середине XIV b.; его родиной называют село Данилово (ныне не существующее) на реке Письме в 12 верстах от будущего монастыря. Приняв монашество, преподобный вернулся на родину в Галичское княжество. Здесь в лесу на берегу реки Письмы он поставил келью и небольшую часовню. Это место располагалось примерно в одном километре от возникшего затем монастыря (возле современной деревни Семеновское). Вскоре к преподобному стали приходить ученики, которые селились вблизи его кельи. Через некоторое время к святому пришел другой ученик преподобного Сергия – преподобный Павел Обнорский. В совместных молитвах святые Макарий и Павел провели почти 20 лет. Около 1389 года они расстались; преподобный Павел ушел на реку Обнору (приток реки Костромы), где основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный Павел был погребен в этом монастыре. Возникшая на реке Письме община нуждалась в своем храме, поэтому преподобный Макарий вместе со своими учениками перешли на новое место – вверх по течению реки Письмы. На возвышенности над изгибом реки была воздвигнута небольшая церковь в честь Преображения Господня, рядом разместились братские кельи и хозяйственные постройки. Так на реке Письме возник монастырь. Точная дата кончины Макария Писемского неизвестна. День его памяти (10 января по старому стилю) отмечается вместе с памятью преподобного Павла Обнорского. Примечательно, что второй деревянный храм, построенный в обители уже после кончины преподобного Макария, освящен в честь преподобных Макария и Павла. В этом храме под полом был устроен сруб, в котором под спудом пребывали мощи преподобного Макария; над срубом установили раку, где размещались личные вещи писемского старца: посох и куколь (иноческий головной убор).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

57. Прежде 1429 г. апреля 19. Его же благословенная грамота иноку Павлу (Обнорскому) на устроение монастыря и освящение в нем церкви, с увещанием братии о соблюдении иноческих обетов В житии Павла Обнорского († 1429 г.) записано: «Иде с единем братом в пресловущий град Москву, к пресвященному Фотию митрополиту, и моляшет архиерея, яко да благословит воздвигнуть церковь во имя святой и живоначальной Троицы. Митрополит же (принявший преподобного сначала очень неблагосклонно, а потом вразумленный чудесным видением)… благослови и повеле ему воздвигнуть церковь … и много поучи его от божественных писаний, еже какову быть подобает строящу душа человеческая и наставляющу ко спасению, – образу благу всем сущим под ним, яко слово воздать [ему] в день страшного суда Божьего» (Рукоп. Ундольского 349, л. 28, XVI в.). Последние слова почти буквально читаются и в самой грамоте; издана была (без конца) в I-м томе Актов Исторических под 257. Настоящее полное издание сделано по рукописи соловецкой библиотеки XVI в., 685, л. 212–215. От Фотия, митрополита киевского и всея Руси, иноку Павлу. Что еси прислал ко мне свою грамоту, прося святого антиминса, на священие Божьей церкви, и труды полагать о Христе хотя, святую обитель составляя и яже о Христе братию собирая, и как ми пишешь, что еси таковых и собрал: и о сем, как желание твое на се, и не возбраняю ти, но и благословение свое полагаю и молюсь человеколюбцу Богу, яко да тако и просветит Господь место то и прославится о вас имя его ту. И святой антиминс есмь послал на освящение той Божьей церкви; но как еси был у меня и помнишь, как ти есмь о том много говорил, какову иже такову подобает самому быть настоятелю духовному, и образу сущу всем, и о всех в паству вверенных ему душах человеческих должное воздать истязание в день великого суда: и сего ради убо и ныне ти о сем пишу, яко блюдеши о сем, внимая, каковых и откуда сприобщеваешь 2401 ; понеже прибегшей суть в заветреннее пристанище, в святую кую обитель, и восприимающе ту смирения великий ангельский образ, и всяку нужду и скорбь обещевающе себе до последнего издыхания ту понести, и тое тогда о семь исповедание от ангелов написано есть и держимо в руку нашего Творца Христа Владыки, к немуже тако 2402 обещание положихом, и явлено убо будет пред лицом нашим в день великого его суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБИЕ [греч. θεοφιλ(ε)α, φιλοθεα], термин, имевший в христ. грекоязычной лит-ре значения «любовь к Богу», «благочестие», напр., «кончина Константина явила всем доказательства его боголюбия» (τς θεοφιλας τ χγγυα), - пишет Евсевий Кесарийский в «Жизни Константина» ( Euseb. Vita Constantini. 4, 74), а свт. Василий Великий говорит об Аврааме: «Для него Бог стал устроителем и судьей состязания, в котором его боголюбие (τς φιλοθεας) сошлось с его природой, вооруженной отеческими чувствами» ( Bas. Magn. Sermones. XLI 1), Палладий в «Лавсаике» характеризует подвижников как людей, «достигших вершины боголюбия» (ες κρον φιλοθεας λσαντες) ( Palladius. Hist. Laus. (Bartelink) 11). Термин «Б.» в сочетании с притяжательным местоимением 2-го лица использовался также в качестве обращения, гл. обр. в сочинениях эпистолярного жанра. Обращались т. о. и к членам имп. фамилии ( Ioan. Chrysost. Ep. ad Eud. 1), и к различным духовным лицам (к епископу - Theodoret. Ep. 12; к архимандриту - Theod. Stud. Ep. 35; к монахине - Idem. Ep. 331), и к мирянам ( Theod. Stud. Ep. 134). В языке Септуагинты и греч. НЗ не употребляется. Древнейшее из известных упоминаний термина «Б.» в слав. письменности относится к X в. (болг. перевод Пандекта Антиоха по списку XI в. Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Л. 2). Использовался (также в форме «боголюбство») в тех же значениях, что и соответствующий греч. термин. 1. «Любовь к Богу»: «Да съ боголюбием живъ боудеши» (Сб. Имп. Публичной б-ки XIII в.- Лавровский П. А. Описание семи рукописей Имп. Публичной б-ки//ЧОИДР. 1858. Ч. 4. С. 40-46); «Блаженныи всего себе в боголюбие преложи» (Житие Павла Обнорского)//РГБ. Ф. 310 (Унд.). 349. Л. 27об.); «помысльно и угожение размыслити яко же убо того своиство и боголюбие съвесть» (Устав Студийский церковный и монастырский//ГИМ. Син. 330. Л. 236); «Илия многъ сы рвьниемь боголюбиемь. многу бъдръсть и леность ны и подвигъ положивъ» (Пролог сентябрьской половины//ГИМ. Син. 239. Л. 1г); «къ тихости. къ незлобию... къ боголюбью. къ мнозеи молитве. къ инемъ священнымъ добродетелемъ» (πρς τν φιλοθεαν) (Огласительные поучения Феодора Студита//РГБ. МДА. Ф. 172 (I). 52. Л. 134б-в); «иже... не творит праваго слова наставника житья своего тъ удалися от боголюбья» (Пчела//ГПБ. F. п. I, 44, 39об.- Семенов В. Древнерусская Пчела по пергаменному списку//СбОРЯС. СПб., 1893. Т. 54); «Полагается же в чину сем закон собственного боголюбия и славословия Божия: се любы к Богу» ( Феофан (Прокопович), архиеп. Слово похвальное: в день святыя великомученицы Екатерины. СПб., 1717. С. 10); «По почему тебе о техъ боголюбии, коихъ ты боголюбцами почитаешь известно» ( Гроций Г. Рассуждение против атеистов и неутралистов/Пер. с лат. яз. [архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский)]. М., 1765. С. 18);

http://pravenc.ru/text/149489.html

Павел (Фокин), митр. Ханты-Мансийский. Фотография. 2018 г. (Фокин Павел Семенович; род. 9.01.1956, с. Кучеровка Глуховского р-на Сумской обл. Украинской ССР), митр. Ханты-Мансийский и Сургутский. Из семьи зам. начальника железнодорожной станции. В 1973 г. окончил кучеровскую среднюю школу. В том же году поступил на дирижерско-хоровое отделение Сумского муз. уч-ща. В 1974-1976 гг. проходил срочную военную службу. После увольнения в запас продолжил обучение в музыкальном училище, которое окончил в 1980 г. С 1981 г. работал регентом детского хора и хора педагогов кучеровской средней школы. В 1985 г. переехал в Ленинград, нес послушание чтеца и псаломщика в Преображенском соборе. В 1989 г. по рекомендации прот. Н. М. Гундяева поступил в ЛДС. В 1992 г. окончил ЛДС и поступил в ЛДА. В 1996 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Мальтийский орден и его историческое развитие». 21 сент. того же года Костромским и Галичским архиеп. Александром (Могилёвым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона и 27 сент.- во иерея. 8 окт. того же года пострижен в монашество, наречен в честь прп. Павла Обнорского, Комельского. 31 окт. утвержден в должности наместника Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был одним из инициаторов передачи Костромской епархии всех зданий, расположенных на территории музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Этот процесс вызвал конфликт епархии и музея. После вмешательства федеральных властей было принято решение о передаче зданий Церкви. Во время служения в Костромской епархии нес послушания члена епархиального совета, благочинного церквей г. Костромы, председателя епархиального суда, настоятеля Иоанно-Богословской ц., руководил строительством храма во имя прор. Илии в пос. Ильинском Костромского р-на и обл. С 1996 по 2003 г. преподавал гомилетику в Костромской ДС. 17 окт. 1997 г. возведен в сан игумена и 21 мая 1998 г.- в сан архимандрита. С 16 окт. 2002 по 15 янв. 2003 г. нес послушание помощника руководителя Русской духовной миссии в Иерусалиме , совмещая послушание с управлением монастырем. 26 дек. 2003 г. освобожден от должности наместника Ипатиевского монастыря и назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Сан-Франциско в США. 21 авг. 2007 г. переведен на должность настоятеля Свято-Никольского ставропигиального прихода г. Рима.

http://pravenc.ru/text/2578507.html

Фрол. Церковь Флора и Лавра. Флоро-Лаврская Павловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Флора и Лавра Год постройки:не ранее 1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область Грязовецкий район деревня Фрол Координаты: 58.921499, 40.493157 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:От Грязовца едем по трассе Грязовец - Вохтога и сворачиваем налево у деревни Суворково и ещё примерно километров 10 до деревни Фрол. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Флоро-Лаврский Павловотчинский приход Грязовецкий уезд В клировой ведомости за 1913 год приведены следующие сведения: «церковь построена в 1780 году тщанием прихожан. Зданием каменная, состоит в одной связи с колокольней, тояж каменная, крыта железом, крепка и разделена на две половины – теплую и холодную. Престолов три – в холодной во имя св. муч. Флора и Лавра и в теплой – во имя Божией Матери и преп. Павла Обнорского. Расстояние сия церкви от консистории 47 вер., от местного благочинного в с. Спасском в 27 вер., от уездного города Грязовца в 12 вер., от железнодорожной станции в 12 вер., почтовый адрес: Жерноковское волостное правление Грязовецкого уезда. Ближайшие к сей церкви: Николаевская Зыковская в 6 вер., Иоанно-Богословская Кохтошская в 8 вер., Вознесенская Кохтошская в 10 вер., Спасо-Преображенская Иннокентиевская в 10 вер. и Ильинская Почковская в 10 вер. Имеются в приходе школы: в собственном доме школа грамоты с платою 45 руб. в год. При церкви состоит старостой церковным: крестьянин д. Мал. Займища Василий Тимофеев Цветков, 53 лет, который должность свою проходит с 1913 года, женат, имеет жену и 2-х детей. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1900 году». В приход Флоро-Лаврской церкви по состоянию на 1913 год входили селения: село Флоровское, деревни Старое, Курочкино, Шемейкино, Починок, Хлызино, Боранцево, Ежово, Бол. Займища, Мал. Займища, Кошкино, Блазны.

http://sobory.ru/article/?object=19948

В Вологодской епархии молитвенно почтили память преподобного Павла Обнорского 24 января 2024 г. 10:07 23 января 2024 года, в 595-ю годовщину преставления преподобного Павла Обнорского, Вологодского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва иерейским чином совершил Божественную литургию в Успенском храме Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), благочинный монастырей Вологодской епархии  игумен Иоасаф (Вишняков), наместник Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), келарь Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Илларион (Свиридов), клирик Лазаревского храма города Вологды иерей Леонид Соколов, братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Марии Лебедевой. Перед началом богослужения митрополит Савва поклонился честным мощам преподобного Павла Обнорского, почивающего под спудом в одноименной часовне монастыря. За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви . Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества. Митрополит Савва прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Илларион (Свиридов). В завершении богослужения архипастырь с сослужащим духовенством совершил славление в честь преподобного Павла. Затем духовенство и все верующие приложились к иконе святого. Глава митрополии в завершении богослужения обратился к духовенству, прихожанам и паломникам обители со словами архипастырской проповеди. По окончании богослужения был совершен чин о панагии. Суть чина заключается в том, что из храма по окончании Литургии износится всей братией со священными песнопениями просфора в честь Божией Матери. Процессия направляется в монастырскую трапезу, там просфору полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору вкушают. Чин о панагии символизирует собой присутствие за трапезой Спасителя и Пресвятой Богородицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Павло-Обнорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Павло-Обнорский мужской монастырь - православный монастырь в Вологодской области основанный в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1924 году, возвращен Церкви в 1994 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора. В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре. В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов. В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Павло-Обнорски...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010