Куда же пошел св. юноша, оставивший дом отеческий? Водимый рукою Промысла Божия, он достиг некоего Христорождественского монастыря, находившегося на р. Волге и, поселившись здесь, принял иноческое пострижение. Великие подвиги его, его нелицемерное смирение и послушание, его глубокая кротость и иныя иноческие добродетели, отличали от других нового инока так, что окружающие его не знали, чему дивиться в нем, молитве ли непрестанной, посту ли высокому, смирению ли дивному, послушанию ли чрезвычайному?! Но если сподвизавшиеся ему иноки удивлялись высоте нравственной жизни Павла, то последний не был доволен: боголюбивая душа его жаждала еще больших, еще высших подвигов. Он молил Господа, да укажет ему опытного руководителя в духовной жизни, примером и наставлениями, которого он мог бы пользоваться. И не презрел Господь моления раба Своего, и исполнил благое желание сердца его. В это время в глубине лесов Радонежских, как светлое солнце, сиял своим богоугодным житием преподобный Сергий. Обитель его была в полном смысле великою школою Христовою, в которой воспитывался многочисленный сонм чудных подвижников. Имя св. Сергия было славно повсюду. Многое слышал о нем и преподобный Павел в своем монастыре, где, вследствие своих великих подвигов, он пользовался глубоким уважением не только от братии его, но и от окрестных жителей. Люди славили блаженного Павла, а он, смиренный, искренно считая себя недостойным этого почитания человеческого, возжелал бежать от него в пустыню Сергиеву и вверить себя духовному водительству сего великого отца иночествующих. Достигнув обители Пресв. Троицы, с глубоким смирением принял блаженный Павел к ногам Великого Сергия, прося его о принятии в число его учеников. Св. Сергий исполнил его просьбу, и Павел остался в Радонежской обители. Преподобный Сергий зорко следил за развитием духовной внутренней жизни в новопришедшем брате. А пред Павлом раскрывалась картина иноческого подвижничества во всем его развитии, высоте и святости, – картина самая широкая и разнообразная, самая живая и увлекательная: один для наибольшего умерщвления плоти налагал на себя строгий пост и заключался в затворе, другой изнурял плоть свою трудами и всенощными бдениями, третий носил тяжелые вериги и острую власяницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Павла Обнорского, где и св. мощи его почивают под спудом; 3) Сергия Радонежского, построена каменная в 1546 году; при копании рвов для этого храма обретены мощи Преп. Павла и еще 6 других нетленных мощей угодников Божиих, которых имена неизвестны; 4) Успения Богородицы, при настоятельских кельях. – На монастыре показывают колодезь, ископанный Преподобным Павлом, и дупло в дереве, где он жил три лета; а в ризнице хранится медный крест, которым благословил его св. Сергий Радонежский. С 1694 по 1764 монастырем управляли архимандриты. КОМЕЛЬСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 5 верстах от уездного города Грязовца, на реке Нурме, в так называемой Комельской волости. Основан в 1497 году Преподобным Корнилием, по благословению митрополита Всероссийского Симона. Здесь две церкви: 1) Соб. Введения Богородицы, которая была первоначально, еще до основания обители, построена малая деревянная Преподобным Корнилием; а потом им же, в 1517, увеличена; при ней ныне придел Корнилия Комельского, где и святые мощи его почивают под спудом; 2) Антония Великого , также построенная Препод. Корнилием. – В этой обители приняли иночество Преподобные: Даниил Шужгорский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгнинский и Филипп Ирапский. – Настоятельство здесь было сначала игуменское; 1693 установлена патриархом Адрианом архимандрия; а в 1764 году переменено опять на игуменство. Из числа бывших в древности игуменов известен по благочестивой жизни ученик св. Корнилия, Лаврентий, который здесь и погребен. – При обители бывают ежегодно две ярмарки: 17 января и 21 ноября. КОМЕЛЬСКИЙ-РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 20 верстах от уездного города Грязовца, при реках Кохтыше и Леже, в Комельском лесу; находится под управлением игумена. Основан около 1530 года, по грамоте царя Иоанна Васильевича, Преподобным Арсением, бывшим прежде в Троицком Сергиевом мон. игуменом. – Здесь соб. церковь Положения Ризы Богородицы, с двумя приделами, из коих один во имя Арсения Комельского, где и святые мощи его почивают, под спудом; а другой во имя Сергия Радонежского. В ризнице хранится Евангелие, писанное самим Препод. Арсением. – До XVII века управляли этой обителью строители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Очевидно, преподобный Дионисий написал ещё один первый образ русского святого - преподобного Павла Обнорского (†l429; пам. 10 янв.). В «Троицком Патерике» читаем о Павло-Обнорском монастыре: «В обители сохранилось несколько древних икон превосходного письма: небольшой образ преподобного Павла, писанный еще при жизни его преподобным Дионисием Глушицким»21. Святитель Филарет Черниговский († 1866) называет также образ преподобного Димитрия Прилуцкого († 1392; пам. 11 февраля), находившийся в его обители и написанный преподобным Дионисием22. «Сказание об иконописцах», распространенное обычно в составе Иконописного Подлинника свидетельствует о трудах святого иконописца: «Преподобный отец Дионисий Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия святыя иконы, еще и доднесь обретаются в Российстей земле»23. При преподобном Евфросине Псковском († 1481; пам. 15 мая) в Спасо-Елеазаровой обители подвизался иконник Игнатий, который на пергамене запечатлел облик основателя монастыря. С этого рисунка позднее по благословению игумена Памфила был написан первый образ святого угодника24. Житие блаженного Прокопия Устюжского († 1303; пам. 8 июля) содержит интересные сведения о начале развития его иконографии. В 1458 году в Великий Устюг пришел некий Иоанн Москви тянин, который «загорелся желанием написать образ праведного Прокопия Устюжского и поставить небольшую часовню там, где он был погребен». Но вскоре часовню поломали и написанный им образ вынесли из неё, а в 1471 году во время военного похода, в котором участвовали устюжане, на них напала «тяжкая болезнь, желудочная лихорадка». Во время начавшейся эпидемии устюжанам неоднократно являлся блаженный Прокопий, «как на иконе написан был мужем Иоанном Москвитянином»25. Вернувшись из похода, они с благодарностью построили на месте погребения Святого посвященный ему храм, а на раку честных мощей написали его святой образ. На Московской Руси особенно почитался печальник Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский († 1392; пам. 25 сент.). Написание его первой иконы можно связывать с именем его племянника - Ростовского епископа Феодора (†1394; пам. 28 нояб.). В «Сказании о святых иконописцах» читаем: «Св. Феодор, племянник св. Сергия, писаше многие св. иконы, егда был архимандритом в Симоновском монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобного Сергия чудотворца»26. Самое раннее на сегодняшний день изображение преподобного Сергия - это шитый покров, датируемый 20-ми годами XV века и связанный с открытием его святых мощей и последовавшей канонизацией. Предполагается, что знаменщиком рисунка надгробного шитого изображения Преподобного был его племянник епископ Феодор27 или иконник Даниил28. «Покров несет на себе самое раннее из дошедших до нас изображений Сергия. Образ Преподобного передает облик живого Сергия; это портрет основателя и первоигумена Троицкого монастыря»29.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Прп. Сергий управлял своим монастырем на основе общежительного устава, прежде всего он был настоятелем и духовником. Его управление монастырем напоминает нам о Печерском монастыре прп. Феодосия, но едва ли можно предполагать, что прп. Сергий знал что-нибудь определенное о строе жизни в Печерской обители . По крайней мере, у нас нет никаких данных о том, что в Троице-Сергиевом монастыре существовало старчество. В XIV в. появилось много маленьких обителей, некоторые из них были основаны учениками Сергия в Заволжье. Эта обширная область между Волгой и Белым озером стала новым местом аскетических подвигов. Иноки селились здесь по двое или по трое, часто они были выходцами из одного и того же монастыря, а порой знакомились по пути и знакомство превращалось в тесное братство. Со временем их скиты, где поначалу было по две или по три кельи, превращались в пустыни, особенно если ревностной братии удавалось выстроить церковь. Не исключено, что в это время в отношениях между иноками, главным образом между маститыми монахами и новоначальными иноками, возникало нечто подобное старчеству, но у нас об этом все-таки нет никаких надежных сведений. Прп. Кирилл Белозерский († 1427) управлял своим монастырем тоже на основе строгого общежития, вся власть в монастыре находилась в руках настоятеля. В послании князю Андрею Можайскому он даже говорит о своих «духовных чадах» — князе Андрее и иеромонахе Иннокентии, которого он собирался сделать настоятелем. Но неясно, какого рода духовные отношения установились между ними, был ли прп. Кирилл лишь духовником князя или же в некотором роде его старцем, в то время как его отношения с Иннокентием действительно имели некоторые черты старчества . Больше свидетельств о существовании старчества в Древней Руси можно обнаружить в обители прп. Павла Обнорского († 1429). Павел был монахом монастыря прп. Сергия Радонежского. Получив благословение прп. Сергия, он отправился в пустынные заволжские леса и поселился близ речки Обноры. Некоторое время спустя там вырос монастырь, настоятелем которого стал Павел. В этом монастыре в XV в. написано было «Предание некоего старца учеником своим о иноческом жительстве», сохранившееся в списках XVII столетия, и это, возможно, свидетельствует о том, что «Предание» в то время применялось на практике. Это сочинение содержит изложение основ старческого руководства новоначальными иноками, разные советы об их жизни в монастыре, об их взаимоотношениях со старцами, говорится там и об умной молитве и Иисусовой молитве . Кроме того, из жития прп. Павла мы знаем, что новоначальные иноки, от которых преподобный требовал послушания старцу, вверялись духовному руководству опытных монахов .

http://sedmitza.ru/lib/text/436678/

Святая жизнь угодника и чудесные исцеления, открывшиеся при гробе его непосредственно за представлением, заставили ублажать его память сперва в монастыре, а потом и в его окрестностях 4 . V.Cocmoяhue монастыря в первое столетие по смерти преподобного Павла; построение каменной соборной церкви; разорение монастыря казанскими татарами После блаженной кончины преподобного Павла продолжал начальствовать в монастыре избранный и поставленный им самим ученик его, и вместе преподобного Сергия Нуромского, игумен, священноинок Алексий. Когда он скончался, неизвестно. После Алексия восприял настоятельство Никон. При нём слава о святости основателя монастыря преподобного Павла и о строгом житии иноков его обители достигла до Москвы и до Великого Князя Uoahha III Васильевича. Великий Князь в 1489 году на содержание обители дал на имя игумена Никона с братией грамоту, которой пожаловал Павлову монастырю лесу на восемь вёрст в длину и на три, а инде и на четыре в ширину, простирающегося от лежащей близ монастыря земли к Лежскому Волоку и к реке Леже. Сверх того повелено приписать к монастырю деревни: Вантиево, Кебас, Половоз и Зыбалово с освобождением их от всяких податей. Эту грамоту в последствии времени подтвердили: сын Uoahha III – Великий Князь Василий IV Иоаннович в 1506 году, внук – Царь Иоанн IV Грозный и их преемники 5 . Столь важные вклады давали возможность монастырю скоро прийти в цветущее состояние. Великий Князь Василий IV Иоаннович имел особенное попечение о сём монастыре. По его повелению и при его содействии, в 1505 году начата и в 1516 году окончена строением обширная соборная, каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, существующая доныне в совершенной твёрдости 6 . Но с небольшим через сто лет от основания монастырю сему суждено было претерпеть страшное поражение и совершенное опустошение. В 1538 году казанские татары, опустошая приволжские страны России, дошли до Лежского Волока, вёрст за 20 от Павлова монастыря отстоящего. Отсюда они делали внезапные набеги на близлежащие селения, выжгли Иннокентиеву пустыню 7 , многих из крестьян и троих из иноков умертвили; прочие разбежались; некоторые с ранами пришли в Павлов монастырь и возвестили о предстоящей беде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Место смерти и погребения блаженной. 2) В просторечии село называли Пузо. 3) Так называла Поля келейниц. 4) Голик – изношенный веник. 5) Саровский подвижник, в схиме Василий. 6) Имеется в виду прочтение 150 раз молитвы «Богородице Дево, радуйся...» 7) Дочь женщины, сделавшей это, впоследствии заболела, не могла надеть никакой одежды; ее покрывали куском толя и так она лежала. 8) Народное название болезни, возникшей вследствие наговора, колдовства. 9) Часов шесть, как говорит Анна Герасимовна. [Во всех сносках примечания автора. Ред.] 10) Впоследствии Тамбовцев был иеромонахом Нижегородского Печерского монастыря, потом игуменом Павла Обнорского монастыря (Вологодской епархии), скончался в Высокогорском Арзамасском монастыре схимником Серафимом. 11) Полученные за Пелагею Ивановну деньги (500 руб.), как взнос в обитель, Ульяна Григорьевна тотчас по приезде своем передала распоряжавшемуся тогда всем послушнику Ивану Тамбовцеву. 12) Матушка Александра (в мире Агафья Семеновна Мельгунова) была первой настоятельницей Дивеевской общины, поставленная самим старцем Серафимом. Мельничиха – Гликерия, поставленная в настоятельницы Понетаевской общины по интригам Ивана Тамбовцева, нелюбимая в Дивееве. 13) О самовольстве Ивана Тихоновича и о других его дурных качествах см. письмо митрополита Московского Филарета к высокопреосвященному Исидору, митр. Санкт-Петербургскому. «Письма митр. Филарета к Высочайшим особам», с. 25. 14) Ладыженская Екатерина Васильевна несколько времени управляла общиной после Ирины Прокофьевны. 15) О. Василий Садовский был сначала священником, а потом протоиереем в Дивеевской обители. 16) Поля – Пелагея Гавриловна – была послушницей при Анне Герасимовне. 17) Афанасия Назарова (в миру Аграфена Николаевна). 18) Матрена Федотьевна – дивеевская старица; о ней будет речь впоследствии. 19) Бывшему Ивану Тамбовцеву. 20) См. «Письма высокопреосвященного митрополита Филарета к Высочайшим особам и к другим важным лицам», где достаточно объяснены некоторые подробности дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Агиографические сочинения, принадлежавшие перу представителей обеих партий, изображали подвиги древнерусских святых, и это было знаменательно для начала XVI в. Ясно, что для митрополита Макария важно было собрать такой материал, который мог бы прославить Русскую Церковь — Церковь третьего Рима — начиная с ее рождения. Именно в это время, в конце 40-х и начале 50-х гг., составляются пространные жития св. князя Владимира, при котором Русь была крещена, и св. княгини Ольги . Житие Владимира, в котором содержится очень подробное описание всей эпохи его правления (оно состоит из 72 глав), отражает церковно-политические воззрения, характерные для времени составления жития. В нем затрагивается также вопрос о генеалогии московских государей и подчеркивается родство князя Владимира с римским императором Августом. Житие было включено в «Степенную книгу» — огромный сборник, возникший в это время, о чем речь пойдет ниже. По приказанию митрополита инок Михаил из владимирского Рождественского монастыря восполнил и переработал существовавшее уже житие князя Александра Невского, превратив его в своего рода похвалу святому . Составление жития в виде похвалы, вероятно, вполне соответствовало воззрениям людей того времени, ибо около 1547 г. по приказанию Макария в том же духе были составлены житие Московского митрополита Ионы († 1461) и житие Никона († 1426), игумена Троице-Сергиева монастыря ; оба жития принадлежат перу неизвестных авторов. Для Миней были составлены жития двух прославленных подвижников XV в. Одно из них — житие уже известного нам сурового аскета Павла Обнорского († 1429), написанное еще в 1536–1538 гг. неизвестным иноком, а теперь, в 1547 г., восполненное повествованием о его чудесах . Вторым было житие Макария († 1483), игумена Троицкого Калязинского монастыря, вблизи города Кашина в Тверской губернии. Происходивший из богатой боярской семьи, Макарий отличался суровой подвижнической жизнью — полным отречением от мира, постом и смирением. Уже при жизни он удостоился почитания современников, чтили его и следующие поколения . Его мощи были обретены в 1521 г. По поручению митрополита неизвестный инок Калязинской обители составил очень хорошее, содержательное житие Макария. Этот же инок был, вероятно, автором рассказа об обретении его мощей, ибо Макарий давно уже почитался местно как святой, благодаря множеству посмертных чудес .

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

Беседовал ли с ним одержимый страстью, – получал врачевство; приходил ли отягчённый скорбью, – находил у него утешение. Он узнавал и тайные помыслы и целил их благодатным словом. Преподобный авва достиг самой глубокой старости, но не отменял своего правила; ученики его просили дать отдых изнемогающему телу, но он не хотел, чтобы плоть одолевала дух. И чудное действие жизни духовной! Преподобный достиг 112 лет, но всё был свеж и бодр; глаза его были светлы, сияя кротостью и благостью, и стан – не согбенный; борода окладистая была бела как снег. Пятьдесят лет провёл в разных обителях, после пострижения своего на 22-м году, и сорок лет прожил в Обнорской пустыни 113 . За несколько времени до кончины, чувствуя близость её, он стал ещё более безмолвствовать. В день Богоявления, когда пришли к нему пред литургией, он вздохнул и прослезился. Ученики спросили о причине, и он сказал: «в сей день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, – многих увели в плен, и всё это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших». Оказалось, что это действительность точная 114 . Последние слова св. Павла к ученикам своим были: «имейте искреннюю любовь между собой, храните правила общежития». В самый час исхода своего, приобщившись св. таин, св. Павел мирно предал дух свой Господу в 10-й день января 1429 года. В посмертной жизни преп. Павел не раз являлся строгим охранителем устава общежительного в своей обители. Так, два брата Павловской обители, жив некоторое время в другом монастыре, возвратились в Павлову обитель с новыми привычками. Они стали варить себе пищу в своей келье; один из них пошёл взять тайно хлеба из трапезы. Оставшийся в келье слышит голос: «несчастные! зачем вы разоряете монастырский устав?» Он подумал было, что это мечта. Но голос повторился, и брат, поражённый ударом, упал в корчах. Возвратившийся товарищ пришёл в ужас. «Прости нас, отче Павле, что преступили заповедь твою», – сказал он в слезах раскаяния. Поспешно схватив горшок с варевом, выбросил его за дверь кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1724 г. к Д. м. было приписано 6 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь, Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри, Рябинина Казанская и Алек-сандрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к 2-му классу; в степени вологодских мон-рей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных оби-телей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. цен-ности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Ново-спасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского мон-рей и нек-рых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I. По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова), со-стояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетель-ствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения. До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были де-ревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых по-жарах в обители и монастырских вотчинах. Каменное строительство началось в 30-40-х гг. XVI в.- возобновилось храмоз-дательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, к-рые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществля-лось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилло-Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре, со-бор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Вознесем же и мы, возлюбленные братие, в сей нареченный и великий для обители Преподобного Павла день, вознесем свои смиренные молитвы за Богом возлюбленного, Богом венчанного и превознесенного, но и на высоте трона Своего сердцем смиренного Сына Церкви Православной, нашего воистину Благочестивейшего Государя, и его Августейшую Супругу, с Их благословенным Отроком-Наследником и благоверными Дочерями-Царевнами: да благословит Господь всех Их миром, здравием и благоденствием на многая лета. Ты же, о Преподобне отче наш Павле, благоспоспешествуй смиренной и немощной молитве нашей твоею крепкою к Богу молитвою, много бо может молитва праведного поспешествуема! Аминь”. Слава Богу: несмотря на холодную, совсем осеннюю погоду, торжества прошли благополучно. Народу было множество. Крестные ходы из Грязовца, из Спасо-Нуромского при­хода и от других церквей прошли в добром порядке. Новоосвященная серебряная рака и сень над нею поражают своеобразною красотою: они переносят зрителя в XIV век. Рака представляет как бы древний ларец из оксидированного серебра, вызолоченного, с тонкими узорами; на верху ее – удивительно сходно с древними иконами сделано изображение Преподобного во весь рост, покрытое слюдою с перегородками по складкам одежды. Половина верхней крыши открывается в головной части; кроме того и вся верхняя часть раки открыва­ется; в головах и положено то изображение, о коем я говорю в своем слове. Это изображение – чеканное, художественной работы, сохранившееся, как и обе руки, в пламени пожара в то время, когда вся остальная часть раки частью расплавилась, частью исковеркана до неузна­ваемости, – поражает какою-то особенною красотою лика Преподобного, чего прежде, до пожара не замечалось. На телеграмму, посланную по случаю торжества освящения храма и Высочайше пожертвованной раки в Павло-Обнорском монастыре, участники торжества были осчастливлены следующим Всемилостивейшим ответом Его Императорского Величества: “Балтийский порт, 27 июня. Вологда, Обер-Прокурору Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010