RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28658.html 20 апреля 2006 Диакон Михаил Першин Ложь Воланда и правда Булгакова Современное прочтение романа завело в тупик Источник:  http://www.whoiswho.ru Российский Кто есть Кто Не так давно, несколько дней назад, мы видели экранизацию романа Булгакова " Мастер и Маргарита " Бортко. Я думаю, что смотрела вся страна, и еще раз мы с вами оказались перед такой сложной дилеммой: с одной стороны, мы видим гениальное произведение и очень неплохую экранизацию, с другой стороны, возникает вопрос: как относиться к этому явлению христианской культуры? Вопрос широкий. Он включает в себя не только Булгакова, но и Гарри Поттера, и книги Толкиена, и Льюиса. Наверное, всю культуру, которая, так или иначе, себя соотносит с христианством, или если даже не с ним, но мы ее видим в этих ракурсах и пытаемся понять, как бы она должна была бы соотноситься с христианством... ... В чем проблема XX века? В том, что за эти годы, прошедшие после христианизации римской империи Европы, мы разучились слышать вот эти созвучия, находить эти отблески, может быть, не христианства, а каких-то граней библейской веры во внешней культуре. И поэтому, если апостол Павел не погнушался взять цитату из гимна Зевсу, то сейчас мы боимся и начинаем возмущаться по поводу уже христианских текстов или текстов, написанных в этой перспективе. И, несомненно, таким текстом является роман Булгакова. Судьба романа была трагической. Он был написан для одной аудитории, а прочитан совсем другой. Дело в том, что в 40-м году, когда он был написан (последнее строки за несколько дней до смерти Булгаков надиктовывал), роман оказался в книжном столе и был напечатан лишь в 60-е годы. За эти годы, за 20 лет, было выбито, или репрессировано, или вымерло то поколение интеллигенции, для которого был написан этот роман. И поэтому в 60-е годы этот роман был прочитан совершенно под другим углом, в контексте уже христианских реформ вот этой шестидесятнической интеллигенции. Именно в этом прочтении он вошел в наши учебники. И основной темой в этом романе была тема свободы, противостояния власти, любви между Мастером и Маргаритой; вот такая романтизация, удивительное слово, – гениальная романтизация зла в лице Воланда. В 80-е годы – вторая волна прочтения этого романа, это уже второй уровень – будем грубо говорить, " пажовый " .

http://religare.ru/2_28658_1_21.html

XIV. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа На Руси в XVII веке художественная деятельность приобретает необычайный размах. Никогда не создавалось такого количества архитектурных сооружений и стенных росписей, как во второй половине этого столетия. В плане художественном это век приобретений, но и больших утрат. «Утрата большого стиля, утрата глубины образных характеристик, отсутствие в живописи XVII века выразительности и духовной напряженности, свойственной произведениям XII-XV веков, восполнялись красочностью, яркой декоративностью и обилием узорочья» 530 . Но все же искусство это, особенно иконопись, держится еще на достаточно высоком духовном и художественном уровне. Патриаршие и монастырские мастерские, а также основная масса иконописцев продолжают строго следовать традиционной иконописи. Русское искусство широко распространяется за пределами государства. По просьбе церковных и светских властей русские мастера посылаются для росписи храмов в Грузию, Сербию, Молдавию, Валахию... Высшим духовенством и знатью других православных стран особенно ценятся русские иконы; они заказывались или привозились в качестве подарков. Греческие художники добывали рецепты московских иконописцев 531 . Такими путями распространялись и технические навыки, и художественные вкусы русских мастеров, так же как и тематика, вошедшая в обиход русского церковного искусства в XVI веке. В соответствии со вкусами времени особенно ценится мастерство исполнения. Уже во второй половине XVI столетия у многих талантливых художников иконопись превращается в виртуозное мастерство, приобретает характер миниатюрной живописи. Это мастерство исполнения представляется если не главным, то доминирующим достоинством иконы. Путешествующий в XVII веке с Антиохийским Патриархом Макарием диакон Павел Алепский при виде подобных икон приходит в восторг: «Знай, – пишет он, – что иконописцы в этом городе (Москве. – Л.У.) не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости кисти и навыку в мастерстве: они изготовляют образки, восхищающие сердце зрителя, где каждый святой или Ангел бывает величиной с чечевичное зернышко или османи (мелкая монета. – Л.У.). При виде их мы приходили в восторг» 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Избегать назидательности и формализма Беседа с епископом Егорьевским Марком, и.о. председателя ОВЦС – Сегодня в Церкви активно ведется поиск эффективных форм миссионерской работы, особенно в среде молодежи. Владыка Марк, на ваш взгляд, какая из них предпочтительна? – Самое эффективное – это общее делание, которое действительно сплачивает людей. Сейчас о миссионерской деятельности, о миссии в среде молодежи много говориться. Это, несомненно, очень важно, хотя мне кажется, что сейчас мы часто всуе употребляем слово «миссионер». Апостолы, когда они шли в мир, проповедуя Христа, не считали и тем более не называли себя миссионерами. Они просто делали свое дело. Это относится ко всякому человеку. Каждый человек призван быть свидетелем Истины. Вспомните, как апостол Павел говорит: «Горе мне, если я не проповедую». Важно, чтобы каждый человек – не только священнослужитель, но и мирянин – был таким свидетелем, потому что каждый к этому призван, вне зависимости от своего положения, должности, места служения. Сейчас же, когда говорят «миссионер», то подразумевают, что у нас есть люди, специальным образом обученные для того, чтобы заниматься миссией. У нас они действительно есть; правда, их немного: диакон Андрей Кураев, Алексей Ильич Осипов и еще несколько человек. Трудно сказать, кто приносит больше пользы: человек, выступающий с лекциями и речами в собраниях, или же рядовой священник, который с горением сердца совершает свое служение и самим примером своей жизни и пастырского подвига притягивает к себе людей, хотя, может быть, не владеет особыми миссионерскими технологиями. Нас окружают много людей, которые знают о Церкви больше понаслышке, и когда они слышат от своего собеседника, что он миссионер или занимается миссионерской деятельностью, то подспудно испытывают боязнь. Они начинают себя воспринимать как пациентов, которых пришли «лечить», обращать. Это не лучший способ действий. Особенность современной жизни в том, что люди не хотят и не привыкли, чтобы их учили. Мы знаем, какой результат может принести воспитание, когда родители начинают учить детей назидательным тоном, даже внушая им хорошие, правильные идеи.

http://pravoslavie.ru/29287.html

Однобокое представление об аскезе В чем на самом деле заключается христианский пост? 13 марта, 2014 В чем на самом деле заключается христианский пост? Великий пост — это просто не есть мяса и не смотреть телевизор или что-то большее? Размышляет диакон Павел Сержантов. Православная аскеза представляет собой явление поразительно полноохватное. А всякое полноохватное явление видно, как говорится, только по частям. Отсюда вытекает и однобокое восприятие аскезы. Этой однобокостью я отнюдь не попрекаю никого, в мыслях такого нет. Я преследую другую цель — увидеть в аскезе что-то действительно целостное, масштабное, что-то объемное. Увидеть и по возможности описать. Воздержание Один из способов это увидеть — хоть сейчас предложим. Оттолкнемся мы от очевидных и общепонятных наблюдений: аскеза — это разные предписания воздерживаться от таких-то продуктов. На масленичной неделе мы воздерживались от мясной пищи. Более строгая аскеза предполагает воздержание от молочной пищи. Еще более строгая — воздержание от рыбы, от растительного масла, и так далее. Каждый может продолжить перечисление дальше и дальше, а мы пока остановимся. Дело в том, что строгое пищевое воздержание не всем показано. Никто не отменял естественные возрастные ограничения: дети и пожилые люди не способны строгий пост держать. Не способны — и люди с серьезными заболеваниями пищеварительной системы. Не могут — и люди, которые просто не выбирают, что им кушать: в пути сущие, в армии служащие… И разве для них никакого поста нет и быть не может? Ответ очевиден. Пост ведь не сводится к пищевым предписаниям. Мы понимаем, что постом христиане воздерживаются не только от некоторых блюд, но и, например, от развлечений. И, как многие христиане подтвердят, воздержание от просмотра развлекательных телепередач труднее зачастую человеку дается, чем пищевое воздержание. Прибавим сюда же и воздержание от пустых телефонных разговоров, от бестолкового брожения по интернету… Подобное воздержание и при язве желудка не повредит. Возьмем тему воздержания еще шире. По максимуму. Воздержание от зла, от всего для души вредного и даже — всего лишнего.

http://pravmir.ru/odnobokoe-predstavleni...

поиск:   разделы   рассылка Диакон Павел Сержантов Звонок с центрального телевидения " Только им не нужен откровенный ответ и мое " мнение по поводу " . И вообще мнение духовенства их не интересовало и не интересует " Источник:  Православие.ру Все это случилось вчера днем. Вежливый голос по телефону пригласил меня поучаствовать в съемках передачи на центральном телеканале. Название его для нас не важно, поэтому о названии я умолчу. Звонила девушка с удивительно редким православным именем. Такие имена сейчас при постриге дают или в тех случаях, когда крестится взрослый человек, получивший от родителей революционное либо экзотическое имя. Носительница красивого христианского имени объяснила мне, что завтра будут снимать программу о семье одного актера. Фамилия его мне знакома по хорошим ролям. И вот в чем дело, ситуацию девушка описала по-настоящему катастрофическую. Пока актер находился в больнице, супруга его свела счеты с жизнью, он об этом еще не знает. Близкие ему люди хотели бы, чтобы кто-то из православного духовенства помог ему своим словом в такой тяжелый момент. Не мог бы я принять участие в передаче? Что за вопрос?.. Нет, не могу я участвовать в передаче. На этом наш разговор вежливо и по-деловому закончился. Жаль, что у меня не спросили, почему не могу. Я бы ответил. Со всей откровенностью. Только им не нужен откровенный ответ и мое " мнение по поводу " . И вообще мнение духовенства их не интересовало и не интересует. Им нужна рейтинговая передача. Для этого есть информационный повод – трагическая история, которую легко превратить в скандал. Для большей гуманности и объективности все нескончаемое наслаждение скандальными подробностями пустят под лозунгами: " Мы вам так сочувствуем! Давайте вместе попробуем разобраться во всем, учитывая всю сложность ситуации. Мы уверены, наше обсуждение будет совсем небесполезным... Не переключайте программу. После рекламы вы увидите новые шокирующие подробности из жизни актерской семьи! " Вот в перерывах между рекламой шоколадок и словесными перепалками им будет к месту человек в рясе. Для чего?

http://religare.ru/2_93685.html

поиск:   разделы   рассылка Диакон Павел Сержантов Радость важнее смеха " В нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости " Источник:  Православие.ру Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: " Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться " . Наблюдение не просто интересное, оно касается немаловажных вещей. Взгляд на нас со стороны обнаруживает то, что мы сами почти не замечаем – смех заменяет нам радость. А ведь такая замена неравноценная. Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, но не ею самой. Часто бывает, что человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка " успешного человека " на месте, а радости не видно – глаза-то грустные. Вообще говоря, смех – не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах. Есть радость и со слезами на глазах. Да, в нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости. И какой же это смех? Наиболее распространенный – смех самого грубого свойства. Индустрия развлечений предлагает нам ядовитый сарказм, завистливые передразнивания, скабрезное шутовство, безудержные попытки все высмеять, вплоть до самого святого. Утонченный юмор, взвешенная самоирония, остроумный и одновременно глубокомысленный афоризм встречаются редко и существуют на правах " неформата " . Но это все шоу-бизнес, внешние обстоятельства нашей жизни. А что мы делаем сами? Что делаем, можно посмотреть хотя бы в сети. Бесчисленное число интернет- " приколов " построено на злорадстве, то есть на случаях, когда смеяться грешно. К примеру, я посмотрел видео, где паренек пытался на скейте выполнить эффектный трюк, у него что-то не заладилось. Он упал неловко, сломал ногу, завопил от боли. " Френды " вместо того, чтобы вызвать скорую, снимали " прикольное " видео.

http://religare.ru/2_94063.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  4.3 из  5) Брат во Христе посвящается Н.Н. 1 Владыка Серафим готовился к уходу на «покой». Таков устав — архиерею после семидесяти пяти лет следовало подавать о том прошение. Оно, полежав где-то под сукном на столе, возымело ход, и теперь в Лавре готовили старому архиепископу преемника. Владыка, теребя дрожащими от волнения и немощи пальцами лист бумаги с патриаршим указом, увидел вдруг себя как бы со стороны. В просторном, залитом солнцем, кабинете за письменным столом горбился в поношенном, ставшем просторным для высохшей плоти подряснике, старец с лысой, изляпанной коричневыми пятнами, головой с седым пушком реденьких волос над ушами. «Вот и жизнь прошла…» - Владыка, вы просили напомнить… — из приемной заглянул секретарь. — Кандидат на духовный сан к вам для собеседования! - Пригласите! Ставленник был неказист, мал ростиком, топтался робко в большущих резиновых сапогах возле двери, и с них натекла на пол грязная лужица. Наконец, он опомнился, где находится, и суетливо, чуть ли не вприпрыжку, подбежал под благословение поднявшегося из-за стола архиерея. Узкое, в глубоких прорезях морщин лицо со скорбными складками от краев тонкогубого рта, небрежно подстриженная пегая бороденка, настороженный взгляд выпуклых водянистых глаз. «Годиков тебе уже немало, батюшко! И прожил ты их не- просто, нелегко, — решил владыка. — И не умствовал много, сразу видно по рукам-то…» Кисти рук, увесистые, мослатые, с грубой кожей в заусеницах с въевшейся грязью, ставленник пытался втянуть в короткие рукава невзрачного пиджачка. «Подбирает же кандидатов «на сан» отец Павел! — усмехнулся владыка. — Хотя… Глаз у него, как рентген. Доверимся. Да и этот уже мой, последний, кого «рукополагать». - Так и будем молчать? Представьтесь… - Караулов… Руф, — задудел угрюмо гулким басом кандидат. «Диакон добрый, однако, выйдет! — решил было с удовлетворением владыка, но насторожился — фамилия знакомой показалась. Он попросил кандидата рассказать о себе, только в скупо роняемые им слова вслушивался мало. Сквозь толстые линзы очков пристально всматривался в лицо ставленнику и пытался вспомнить, где видел похожее…

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

В.Л. Задворный (католик) Иоанн III (Ioannes III) 58 17. VII. 561 г. – 13. VIL 574 г. Папой стал диакон Кателин, сын римского сенатора Анастасия (Liber Pontificalis. Vita Ioanni, 1), который принял имя Uoahha III . Его кандидатура была одобрена экзархом Италии – Нарсесом, а также и императором Юстинианом, но от выборов до его интронизации на Римский Престол прошло четыре месяца – столько времени пришлось ждать получения разрешения из Константинополя. С изгнанием франков и подавления восстания герулов (ок. 565 г.). Аппенинский полуостров полностью оказался под властью Византии. Придя в Италию под знаменем освобождения ее от ига варваров, византийцы, в сущности, оказались не менее жестокими завоевателями, чем остготы Теодориха, ибо при остготах все же происходило разрушение самого позорного наследия Древнего мира – рабовладения, неуклонно росло число свободных крестьян. Византийцы же несли с собой восстановление зависимого положения рабов и колонов (35, с. 520). Но даже и теперь, после стольких одержанных побед, положение византийцев в Италии оставалось непрочным и уже в 568 г. началось новое вторжение германских племен: на этот раз это были лангобарды. Все хронисты свидетельствуют об исключительной суровости и жестокости лангобардского завоевания, которое сопровождалось массовыми убийствами, изгнанием римских землевладельцев и захватом их земель. Хронист Марий из Авентика под 577 г. отметил: «В этом году лангобардский герцог Клеф стал королем этого племени и при нем было убито много людей, как знатных, так и среднего достатка» (Marius Aventicensis. Chronicon./PL. – T. 72. – Col. 800 ). Аналогичные сообщения приводит и Павел Диакон, подтверждающий, что Клеф многих римлян либо истребил, либо изгнал из Италии (Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. II, 31). Под предводительством своего вождя Альбоина они менее, чем за четыре года завладели большей частью долины реки По: Милан был взят в 569 г., Павия – в 572 г. После внутренних междуусобиц, закончившихся убийством Альбоина в 572 г., а затем и его преемника Клефа в 574 г., власть перешла в руки 30 герцогов, которые поделили между собой завоеванные земли, продолжая предпринимать попытки расширить свои владения за счет территорий, еще удерживаемых Византией. Таким образом лангобарды расселились в северной и средней Италии (будущие Ломбардия и Тоскана), а также в горных областях Южной Италии, где в последующем образовались герцогства Беневент и Сполето (56, с. 115 – 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечания на 15-ю статью: о преклонении колен с главами на троицкой вечерне и прежесвященной Этот обычай с преклонением колен и главу преклонять до земли Денисов называет древлецерковным и всеобдержным св. отец преданием, но называет так несправедливо, ибо в церкви, напротив, существовали в древности различные обычаи моления на троицкой вечерне и преждеосвященной литургии, на что многочисленные свидетельства имеются не только в старописьменных, но и в старопечатных книгах. Свидетельства эти желающий может видеть в Выписках Озерского (том 2-й, отд. 6-е). Приведём и здесь несколько таких свидетельств. 1 . О преклонении одних колен на преждеосвященной литургии: В Уставе, писанном на пергамене 15-го века, находящемся в библиотеке Московской Синодальной Типографии 286, лист 142 об.): «Егда же поет параеклисиарх (да ся исправит молитва моя) мы на колену преклоньшеся молимся. Егде же мы поем, тогда он преклоняет колена». В Служебнике, печатанном при патриархе Иове, в лето 7110 (1602): «Егда же поет (да ся исправит молитва моя) первый лик, преклоняет колена другой лик молящеся, и егда поет другой лик, преклоняет колена первый лик» (тетр. 27, л. 6). Так же точно напечатано и в Служебнике 7124 (1616) года (тетр. 32, л. 6 об.). 2 . О преклонении одних колен на троицкой вечери при чтении молитв: В Триоди харатейной 14-го века, находящейся в Хлудовской библиотеке 134): «Священник или диакон пакы и пакы преклонш колена господу помолимся, и нам преклоншем колена на землю откровенными главы чтетсе молитва». В Триоди, напечатанной при патриархе Иове в 7100 (1592-е) лето: «Таже возглашает иерей или диакон: паки и паки преклонше колена Господу помолимся, и мы: господи помилуй, и нам главы непокровены и колена преклоншим на землю, и прочитает настоятель или иерей молитвы сия, от олтаря (а не во олтарь)». Так же в Триодях, напечатанных при том же патриархе Иове в лето 7112 (1604-е), и при патриархе Филарете; так же и в Филаретовском Уставе, напечатанном в 7141 (1633) году. Удивления достойно, как Денисов не обратил внимания на то, что во всех древлепечатных книгах на троицкой вечерне пред молитвою в возгласе диакона говорится: «паки и паки преклонше колена Господу помолимся». Если бы преклонение глав вместе с коленами было здесь существенным и необходимым требованием, как всеобдержное (якобы) чиносодержание вселенской церкви, то и диакону надлежало бы возглашать: паки и паки преклонше колена и главы, Господу помолимся. Но такового возглашения ни в древлеписьменных, ни в древлепечатных книгах нигде не обретается, и сим явственно доказывается, что такого обычая, чтобы вместе с коленами преклонять в сие время и главы на землю, не существовало в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Голгофа Новороссии» Диакон Павел Шульженок   17:31 08.06.2015 3595 Часть I Представляем второй фильм диакона Павла Шульженка из цикла «Славянский Рубеж» — «Голгофа Новороссии». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Все россияне, спасайте свои деньги и свои сбережения: читать В мае пенсионеры не получат свои выплаты: УЖАС Пара из Новосибирска оскандалилась на всю Россию своим делом В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2015/06/08/golg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010