Разделы портала «Азбука веры» диакон Павел Гаврилюк " decoding="" title="" Оглавление Предисловие Это историческое исследование написано не из чисто антикварного интереса к “преданьям старины глубокой”. Мысль о том, что эта книга может принести свою скромную пользу священнослужителям и мирянам, которые проводят оглашение и создают воскресные школы в сегодняшней церкви, не покидала меня ни на минуту. Катехизация, т. е. поэтапное приготовление людей, вступающих в Церковь, к принятию таинства крещения, была внутренним пульсом литургической жизни в святоотеческий период. О важности катехизации говорит само деление главного церковного богослужения на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. Об этой печально забытой традиции каждый раз напоминает ектения, которую диакон произносит в конце Литургии оглашенных: Помолитеся, оглашеннии Господеви… Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию… Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните… После ответов хора и молитвы священника раздается привычно-непонятный возглас диакона: “Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся” 1) . Слова звучат, но при этом в церкви ровно ничего не происходит: катехуменов нет, а потому и некому “исходить”. На Литургии верных присутствуют все, кому случится забрести в это время в храм. Перед прочтением символа веры диакон предостерегает: “Двери! Двери! Премудростию вонмем!” Но опять-таки никто и не думает о том, чтобы в этот момент затворять двери, отделяющие храмовое помещение от притвора. Что означают все эти загадочные повеления? Почему катехуменам в древней церкви не разрешалось присутствовать при произнесении символа веры и при совершении таинства евхаристии? В чем состояло “оглашение в слове истины”? Как проходило воцерковление? Как долго оно длилось и из каких главных этапов состояло? Какие требования церковь предъявляла к катехуменам? О чем должен был знать каждый взрослый человек, подходящий к водам крещальной купели? Какую роль духовенство и миряне играли в катехизации? На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Александр Вершинский мученики Павел Кузовков Николай Копнинский Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. Диакон Андрей был большим почитателем отца Иоанна Кронштадтского. 22  февраля 1906 года протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, и диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить с праведником. В 1907 году диакон Андрей ушел за штат по состоянию здоровья. В 1897 году Александр окончил Тверскую Духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Женился на дочери священника Ильинской церкви в городе Торжке Михаила Никольского Еликониде. У священника Михаила Федоровича Никольского и его жены Евгении Михайловны родилось тринадцать детей, в живых осталось шестеро. Старшая дочь Еликонида родилась в 1878 году, младший сын Аркадий – в 1900 году. Семья была благочестивая, Евгения Михайловна отличалась добротой, честностью и справедливостью. После смерти мужа она стала старостой Ильинской церкви. 30 января 1900 года псаломщик Александр был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору в городе Старице. 6 февраля того же года он был рукоположен во священника к церкви Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр состоял законоучителем в Яковлевской земской школе Тверского уезда. 3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра священник Михаил Никольский, и отец Александр 10 декабря того же года был переведен в Ильинскую церковь в городе Торжке, в которой прослужил до дня ее закрытия воинствующими безбожниками в 1927 году. С 1902 по 1917 год он был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения. У отца Александра и Еликониды Михайловны родилось трое детей – две дочери, в 1912 и в 1914 годах, и сын Николай в 1918 году. Николай во время богослужений помогал отцу в алтаре; с началом Отечественной войны он был призван на фронт в состав 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и во время ожесточенных боев 11 сентября 1944 года пропал без вести.

http://fond.ru/foto/1347/Aleksandr/

Служения (диакония, литургия, латрейа) Диакон Исавр. XI в. Водоча Наряду с апостолами, учителями и пророками, с самого начала в Иерусалимской Церкви было служение «семи», которое в более позднее время отождествлялось со служением диаконов. Особенно твердо держалась этого представления Римская Церковь, ставившая именно семерых диаконов, а для увеличения этого числа употреблявшая иподиаконов. В то же время уже в древности были и возражения против такого тождества. Мы не будем рассматривать здесь спорную проблему  «семи», поскольку сам институт диаконов не является предметом нашего исследования. Обратимся к терминам «диакон» и «диакония». Слово «диакония» появляется как раз в рассказе о поставлении «семи», но относится не только к служению «семерых», но и к служению апостольскому. Апостолы говорили: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах (diaconein trapezas)» (Деян. 6: 2). Эта служба (по глаголу ее можно назвать диаконией) была передана «семи», а сами апостолы остались в служении слова (diaconia tou logou)) (Деян. 6: 4). Таким образом, одним термином обозначены здесь совсем разные служения. Исконное значение слова «диакония» - служение одного лица другому, диакон – слуга (словарь Liddell-Scott). Роль диакона исполнял на Тайной Вечери Христос. В научной литературе признано широкое употребления слова «диакония». Мышцын говорит об употреблении термина «диакония» в двух смыслах: в широком – как обозначения служения вообще, и в узком – для обозначения служения диаконов, с которыми он отождествляет «семерых» Иерусалимской Церкви. В целом же, применения термина «диакония» не рассматривалась.  Попробуем выполнить эту задачу. Диаконией может называться служение ангелов для людей: «Не все ли они…духи, посылаемые на служение (eis diaconian) для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1: 14). Диакония – это также служение Новому Завету. Во втором послании к Коринфянам Павел говорит: «Он дал нам способность быть служителями (diaconoi) Нового Завета, не буквы, но духа» (2Кор. 3: 6), а дальше противопоставляет служение (diaconia) мертвым буквам, служение осуждения, т.е. служение Ветхому Завету, служению Новозаветному, которое есть служение (diaconia) духа, служение (diaconia) оправдания и справедливости (2Кор. 3: 7-9).

http://pravoslavie.ru/2867.html

Встреча с создателями просветительского проекта " Разговор на " ты " состоялась в СПбДА февраля 2016 В актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии 19 февраля был представлен популярный социально-просветительский проект " Разговор на " ты " . Участниками встречи стали главный редактор портала Богослов.RU протоиерей Павел Великанов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, главный редактор журнала " Фома " Владимир Легойда и руководитель проекта диакон Анатолий Колот. Проект реализуется автономной некоммерческой организацией " Центр информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии Русской Православной Церкви " . Встречу открыл ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий , который представил гостей собравшимся - студентам Санкт-Петербургских духовных школ, священнослужителям и представителям прессы. Рассказывая об истории создания проекта, протоиерей Павел Великанов отметил, что выпуск пилотного проекта вызвал бурную реакцию, которая показала, что в обществе есть огромный запрос не на " высокое богословие " , а на живой и откровенный разговор на темы, которые витают в воздухе. " Одна из проблем современного священника состоит в том, что он привыкает говорить сверху вниз аудитории, которая не может ему возразить и подискутировать с ним. А на самом деле нам интересно, чем вы живете, какие мысли бурлят в ваших головах " , - сказал отец Павел. Владимир Легойда рассказал, в чем для него состоял интерес участие в проекте: " Очень многие вещи, которые пишут о Церкви в СМИ, никакого отношения к реальной жизни Церкви не имеют. Мы попытались записать десять разговоров на темы, которые, как нам кажется, волнуют верующего человека как внутри Церкви, так и в отношении Церкви и общества. В роликах затрагиваются такие темы, как техномания, отношения полов, культ потребления и другие " . Руководитель проекта диакон Анатолий Колот подчеркнул, что проект представляет собой наиболее приемлемый на сегодняшний день формат общения духовенства и общества - как церковного, так и нецерковного, на темы, которые действительно интересуют людей.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Дубовка. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Украинское барокко Год постройки:Между 1763 и 1796. Колокольня - 1828-1833. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, быв. Соборная пл. (ныне квартал, ограниченный улицами Минина, Комсомольской, Советской и Московской) Координаты: 49.050242, 44.833081 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Успенская соборная церковь в посаде Дубовке построена была в 1796 г. на средства воинского атамана г. Персидского, каменная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, четыре: в правом приделе – во имя святителя и чудотворца Николая, в левом – во имя св. мученика Иоанна воина; в трапезном правом приделе – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского; оба последних придела устроены в 1860 г. на средства дубовского купца Владимира Мартынова. Церкви принадлежат здания: каменная лавка, каменная сторожка и каменное здание с пятью лавками на южной стороне церковной ограды. При соборе с 1889 г. имеется школа грамотности; церковно-приходское попечительство открыто с августа месяца 1889 г. Дома для причта церковные. Протоиерей Павел Георгиевский, священник Павел Ливанов, священник Николай Рахинский, диакон Александр Новопавловский и псаломщики: псаломщик-диакон Стефан Еланский и Павел Рождественский. Прихожан: духовных, статских, купцов и мещан, военных, крестьян, раскольников – всего обоих полов душ 6962; дворов —1293. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В посаде Дубовке достоин замечания каменный Успенский собор (на Соборной площади) по своей прекрасной архитектуре и по богатству утвари. Начат он строиться в 1763 г. атаманом Волжского казачьего войска Персидским. Длина церкви, в настоящее время, с трапезой и колокольнею 73 аршина, ширина настоящей, с приделамн —34 1/2 аршина, высота с куполом и крестом — 56 аршин (по В.А. Брещинскому); по сведениям А.А. Зимнюкова, колокольня имеет в вышину до купола, в каменной кладке — 22 сажени, она оканчивается шпилем с крестом, обитыми железом, причем вышина всей колокольни — 28 сажень. Храм 9-ти главый, украшен снаружи, колоннами и полуколоннами. В настоящей — три придела с престолами, расположенные в ряд: главный — во имя Успения Божией Матери (освященный в 1796 году) и по сторонам — один во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1796 г.) и другой — во имя святого великомученика Иоанна воина (освящ. в 1808 г.). Внутри собор украшен разными фигурами лепной работы.

http://sobory.ru/article/?object=41187

В 1801 году служили: Благочинный священник Павел Петров - 42 года. Из богословии. В настоящий чин определен в 1782-м году, на что и граммату имеет. Священник и дьячек родные братья, а диакон и пономарь с ними никакова родства не имеют. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Екатерина Иосифова - 39 лет. У них дети: Алексей Покровский - 15 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, Николай Покровский - 13 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, находясь в певческом архиерейском хоре, Арсений - 11 лет обучен словесной граммате, Анна - 9 лет, Олга - 6 лет, Пелагия - 3 года. Диакон Михаил Иоаннов - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Акилина Мартинова - 23 года. У них сын Арсений ­ полугоду. Дьячек Иоанн Петров - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош, по нотам петь знает. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Ириния Васильева - 31 год. У них дети: Анна - 5 лет, Стефанида - 2 года. Состояшаго в светском ведомстве бываго пономаря Якова Иванова жена ево Ксения Анофриева - 55 лет. У них дети: Евфимия - 20 лет, Мария - 17 лет, Павел - 11 лет обучен словесной граммате, в 1800-м году дан указ со утверждением за ним пономарскаго места брата, Евдокия - 9 лет, Афанасий - 4 года. Умершаго пономаря Ивана Яковлева жена ево вдова Екатерина Петрова - 37 лет. У нее дети: Наталия - 9 лет, Агрипена - 6 лет. Умершаго священника Петра жена ево вдова попадья просфирница, определенная по согласию прихожан в 1799-м году, Екатерина Федорова - 68 лет. Дочь ее Елена Петрова - 21 год. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Городенке, Ширякове, Зеленцы, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Лагунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе, Воронцове, Дудорове, Воротькове, Каликине, в сельце Бурмакине - 174 двора (720 мужчин, 811 женщин). Церковь Покровская, построена в 1858 году, каменная, престолов три: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Сошествия Святого Духа на Апостолов и Святого Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Верное средство против привыкания к церковной жизни Как быть, если церковная жизнь превратилась в рутину? Что может помочь? Личным опытом делится диакон Павел Сержантов. 15 января, 2014 Как быть, если церковная жизнь превратилась в рутину? Что может помочь? Личным опытом делится диакон Павел Сержантов. Освоение и привыкание К вере я пришел поздновато, в 16 лет. Стал в храм ходить. Поначалу многое в церкви казалось мне малопонятным. Мало-помалу я начинал осваиваться. Прочел Новый Завет, на лекциях по церковным предметам впитывал новое для меня знание, полюбил церковнославянский язык. И вот, в достаточной мере освоившись с православной жизнью, я натолкнулся на нежданную проблему: теперь многое в церкви казалось мне понятным, привычным и даже слишком привычным. Я говорю «слишком», потому что я перестал на многое реагировать так отзывчиво, живо, как прежде. Выработавшаяся привычка к церковному меня будто прочной коркой покрыла. Я перестал хорошенько воспринимать то, что в церкви происходит каждую неделю. Вера осталась при мне, желание быть в храме — тоже, но что-то важное ушло. Все это я описываю, поскольку знаю, что сходный опыт переживают и другие православные христиане. Проблему привыкания к церковной жизни многие сознают, даже борются с ней по мере сил. Проблема есть. Хорошо помню, как почти четверть века назад читал я по первому разу Новый Завет, как мучительно переживал «предварительность» этого прочтения. Впервые открываешь лучшую в мире книгу, и такое чувство, что надо бы закрыть ее, годик-другой подготовиться, чтобы потом уже когда-нибудь прочесть ее так, как полагается — в первый раз. За отчетливым, общепонятным историческим повествованием Нового Завета все время проглядывает какая-то большая предыстория. Христос и Апостолы постоянно ссылаются на хорошо известную им предысторию: законы Моисея, псалмы Давида, пророчества Исайи и другие книги. Мне эта предыстория тогда была совсем незнакома, и хотя я на каждой ветхозаветной цитате спотыкался, но усилием воли прочел Новый Завет.

http://pravmir.ru/vernoe-sredstvo-protiv...

диакон Павел Каледа Аннотация. Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру Семеновичу Авсеневу. Выходцем отсюда был и свт. Феофан (Говоров), соединивший в себе хорошее знакомство с идеями современной философии и психологии с глубоким знанием наследия святых отцов: уже для младших его современников труды Вышенского Затворника имели практически святоотеческий авторитет. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П.С. Авсенева и свт. Иннокентия? Проведенный впервые сопоставительный анализ антропологических идей перечисленных авторов показывает следующее. Свт. Иннокентий предпринял попытку построения учения о человеке на основании Священного Писания и святоотеческих творений, а также умственных построений с использованием концепций светской философии и психологии. На этом пути возникли некоторые трудности – в том числе идея «двойного» сознания человека и философский дуализм духовного-телесного. П.С. Авсеневу удалось переосмыслить и скорректировать антропологию святителя, преодолев эти проблемы. В частности, рассмотрение духа как некого органа, приемлющего голос Божий и превышающего наше «я», позволило ему преодолеть проблему двойного сознания. Наконец, свт. Феофан успешно соединяет концепцию Петра Семеновича со святоотеческим учением о сердце и выражает ее на языке традиции. Таким образом, Вышенский Затворник оказывается вполне последовательным наследником киевской школы христианской антропологии. И если П.С. Авсеневу удалось решить проблемы догматического характера, вставшие перед родоначальником этой школы, то свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой традицией. 1 Свт. Феофан Затворник является представителем духовно-академической науки и одновременно принадлежит к «горизонту» монашеского богословия 1 . Он настолько глубоко укоренен в святоотеческой традиции, что его труды уже для младших современников имели практически святоотеческий авторитет 2 . Деятельность Вышенского Затворника выпала на время, когда происходит процесс усвоения и переработки современной философии и психологии, в русском богословии зарождаются первые персоналистические концепции 3 . Свт. Феофан, будучи хорошо знаком с этими идеями, сумел все же, по выражению прот. Павла Хондзинского, «сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Ненависть к церкви пересиливала любые другие соображения» Вопрос о том, почему значительная часть российского общества отвернулась тогда от церкви, один из самых важных в нашей истории. Надо признать, что основные претензии к церкви заключались как раз в сплоченности, спаянности православных институтов с предшествовавшей государственной властью. 7 ноября, 2012 Вопрос о том, почему значительная часть российского общества отвернулась тогда от церкви, один из самых важных в нашей истории. Надо признать, что основные претензии к церкви заключались как раз в сплоченности, спаянности православных институтов с предшествовавшей государственной властью. Диакон Павел Ермилов рассказал «Газете.Ru» о выставке «Преодоление: Русская церковь и Советская власть», пропаганде религиозной, коммунистической и фашистской и о том, стоит ли церкви ассоциировать себя с властью. В Государственном центральном музее современной истории России сегодня открывается выставка «Преодоление: Русская церковь и Советская власть». Название проекта говорит за себя: речь о документах, фотографиях, плакатах, артефактах, отображающих драматичную историю отношений между безбожным государством и религиозной институцией. Примечательно, что экспозиция подготовлена историками не светскими, а внутриконфессиональными – сотрудниками богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Куратор выставки диакон Павел Ермилов, замдекана факультета по научной работе, рассказал «Газете.Ru» о самом проекте и высказался по поводу событий в истории русской церкви ХХ века. — Ваша выставка открывается ровно в 95-ю годовщину Октябрьской революции. Это намеренный символизм? — Безусловно, дата выбрана умышленно – для придания событию дополнительного символического значения. Да и место также обладает подобным значением: ведь Музей современной истории России – это бывший Музей революции. — Выставка инициирована Свято-Тихоновским университетом? — Инициатива была наша. Когда мы еще только вынашивали идею этой выставки, сразу же стали думать о том, где бы ее провести.

http://pravmir.ru/nenavist-k-cerkvi-pere...

Павел Диакон 1 . Святой Григорий, рожденный в городе Риме отцом Гордианом и матерью Сильвией, произошел от сенаторского рода не только известного, но и благочестивого. Ибо его предком был Феликс, предстоятель этого же апостольского престола, муж великой добродетели и слава Церкви во Христе 1 . Но св. Григорий продолжал это великое дело предков, прославив его своими благородными обычаями, украсив добрыми делами. Вообще, не без некоего необыкновенного предчувствия того, что позже он прославится открыто, ему было избрано такое имя. Ведь «Григорий» в переводе с греческого языка на наш означает «муж бодрствующий или неусыпающий». И в действительности он бодрствовал, когда похвально жил, твердо держась божественных предписаний. Он неусыпно заботился и о народе верных, когда при помощи изобильно изливавшегося знания христианских догматов он открывал путь тем, кто восходил в горняя. 2 . Св. Григорий был так научен с отрочества свободным искусствам, то есть грамматике, риторике, диалектике, что хотя в его время в Риме еще процветало изучение наук, его не считали вторым после кого-нибудь в городе. Даже в юном возрасте ему было присуще стремление зрелого мужа, а именно: следовать речениям древних отцов и, если он мог воспринять на слух что-либо достойное, не предать вялому забвению, но скорее препоручить цепкой памяти; и уже тогда он черпал жаждущим сердцем потоки учения, которые, по прошествии приличествующего времени, излагал медоточивыми устами. Так, в годы юности, когда его сверстники обычно вступают на путь мирской жизни, он начал оказывать преданность Богу и устремился всеми желаниями к Отечеству вышней жизни. 3 . Давно и долго распространяя благодать обращения ко Христу, а затем вдохновляясь желанием Небесного, св. Григорий пожелал снять мирское платье и более не служить миру, казавшемуся ему тенетами, многие заботы мира сего начали восставать на него, чтобы он не только по внешности, но и мыслями (как он сам о себе говорил) задержался в мире. Наконец, когда его родители уже давно умерли, св. Григорий обрел свободу и смог распоряжаться своими делами; он открыл то, что прежде носил в уме, и явил человеческим взорам то, что уже было пред очами Божиими. Ибо вскоре он раздал все, что имел, на дела милосердия, чтобы в нищете последовать за Христом, Который Сам сделался нищим ради нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010