1. Окрещенный божественным Крещением называется просвещенным, а того, кто хотя уверовал во Христа Господа и в таинство воплощенного домостроительства Его, но еще пребывает в чине оглашенных, ученики и учители Евангелия Христова называют непросвещенным и творят о нем общие молитвы, прося Господа огласить его словом истины веры во Христа и открыть ему Евангелие правды; по какой причине диакон и возглашает в церкви к верным: вернии, о оглашенных помолимся, и прочее. Ибо оглашенный хотя уверовал уже во Христа Господа, но верным еще не сделался. Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен, а просвещен, бывает, когда приемлет божественное Крещение. Ибо что слышал он, когда был оглашаем, в том просвещается паче слова, приемля при троекратном погружении Духа Святого и весь преисполняясь божественным светом. Притом, соделываясь в сем таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, то есть святого Крещения (которая животворит или, лучше сказать, боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевною смертию, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, то есть святой купели, есть уже бессмертен, потому что душа его прияла истинную жизнь, то есть благодать Святого Духа, и он не может более согрешать, как рожденный от Бога. Святой Апостол Павел говорит о сем так: о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением ( Кол. 2, 11 ). Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху... Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:6, 10–11 ). Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся ( Рим.6:3 ). Таким образом, что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни да ходим ( Рим.6:4 ). Итак, хотя возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный, но если согрешит когда-либо верный, то он (уже перестает быть верным) изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами; и (если желает снова войти в нее) подвергается церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыждением, бесчестием, слезами и воздыханиями не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратится к нему, как была дарована во святом Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Архив Пн В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 18 октября 2023 г. 20:09 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры , ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла : «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://patriarchia.ru/db/text/6068864.ht...

В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 19.10.2023 11:16:15 МОСКВА 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла: «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://radonezh.ru/2023/10/19/v-moskovsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Аудио] «Русская народная линия» - уникальный общественный и церковный ресурс В Петербурге состоялась первая встреча коллектива редакции РНЛ и наших ведущих петербургских авторов с читателями 09.12.2010 1697 Время на чтение 11 минут Вчера, 8 декабря, в Санкт-Петербурге в Центральной Городской Публичной Библиотеке им. В.В.Маяковского в отделе литературы на иностранных языках состоялась первая встреча коллектива редакции «Русской народной линии» и наших ведущих петербургских авторов с читателями. В мероприятии приняли участие все сотрудники «Русской народной линии», ее авторы, в частности, протоиереи Геннадий Беловолов и Николай Головкин, иерей Алексий Успенский, диакон Владимир Василик, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков, директор Центра социальных программ Василий Кухарь, фотограф Санкт-Петербургской епархии Юрий Костыгов, начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О) Борис Туровский, руководитель Миссионерского отдела Гатчинского благочиния Санкт-Петербургской епархии Павел Баринов, политолог, доктор философских наук Сергей Лебедев, секретарь Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Лидия Соколова, православный адвокат Павел Дмитриев, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко и читатели РНЛ. Перед началом вечера участники мероприятия пропели молитву Святому Духу «Царю Небесный». Затем со вступительным словом выступил главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов. «Идея проведения таких встреч с читателями родилась спонтанно, - отметил А.Степанов. - Все помнят добрую советскую традицию встреч читателей с редакцией, авторов журналов, изданий.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/ru...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инок Павел, по прозвищу – Прусский, впоследствии архимандрит и настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, ревностный миссионер и борец за Православную Церковь против заблуждений раскола, родился 16 января 1821 года в городе Сызрани. Родители его – сызранские граждане Ледневы – официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещен православным священником 21 января и при крещении назван был Петром. На самом же деле родители Петра придерживались старообрядческого раскола по беспоповскому федосеевскому согласию. Дед Петра так же был старообрядцем, но только беглопоповец, благодаря чему очень часто между ним и отцом Петра происходили прения о вере, впрочем, не нарушавшие родственных отношений. Маленький Петр был постоянным и самым внимательным их слушателем, и из этих бесед он вынес первоначальные сведения о главных старообрядческих согласиях и основных вопросах, волновавших старообрядчество. Петр рос очень смышленым мальчиком и стараниями матери был научен грамоте и быстрее других сверстников научился быстро читать и даже писать (что в среде старообрядчества считалось наивысшим образованием). Отец Петра занимался купеческим делом и был достаточно зажиточным, отчего в их доме было много старинных книг, и любимым занятием Петра стало чтение. От родителей Петр был научен беспоповскому федосеевскому учению, и видел в нем более прямой и логичный путь к Богу. Учение о безбрачии, требуемое беспоповской федосеевской догматикой, пробудило в нем искреннее желание совсем удалиться от мipa. Смерть любимой матери укрепила его желание, и в 18-летнем возрасте Петр выпросил у отца соорудить небольшую келью в саду, где и заключился на уединенную жизнь. В это же время один из федосеевских стариков (местный старец) перекрестил Петра федосеевским крещением и обязался его более «не мирщить». Вскоре Петр ушел верст за 10 на реку Крымзу, – в более отдаленное место, где жил несколько лет в уединении и вскоре приобрел между старообрядцами немалую известность и почет. Даже сами федосеевские наставники стали относиться к Петру с уважением и приучать его к обязанностям наставника. Более близко познакомившись с практикой федосеевских наставников, Петр уже тогда заметил многие несогласности с Евангелием федосеевского учения, как то: младенцев, рожденных в брачном сожитии, наставники не допускали до крещения под разными стеснительными условиями для родителей, и напротив младенцев, рожденных вне такого сожития, крестили беспрепятственно. Точно так же и брачных принимали на особую исповедь, которой не придавали никакой силы, тогда как безбрачных допускали до исповеди беспрекословно. Желание ближе исследовать федосеевское учение и принять иночество побудило Петра покинуть свое уединение и уйти в Москву на знаменитое тогда Преображенское кладбище, где в первой половине XIX века находился всероссийский центр федосеевского согласия. Своей начитанностью, добросердечием и строгой жизнью он и здесь приобрел себе всеобщую любовь и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

монах Павел Эвергетинос О том, что желающему спастись следует во избежание смущений уклоняться от встреч с бездуховными людьми и чуждаться мира А. Из Палладия . К сановнику Лавсу 48 Избегай, как можешь, общения с мужами бесполезными, до неприличия озабоченными своей внешностью, даже если это монахи, а тем более миряне: от их лицемерия один вред. Конечно, их седая голова и морщины на лице говорят о глубокой старости, а их благородные манеры приятны. Но тебя может задеть в них что-нибудь самое незначительное, и твой разум не устоит. Ты начнешь превозноситься и насмехаться над ними и повредишь себе тем, что впадешь в гордыню. Б. Из Григория Двоеслова Некий диакон из Нурсии отправился к Божьему человеку Флорентию, аскету (он безмолствовал в уединении), дабы попросить его помолиться о себе. Когда он подошел ближе к келье святого, то увидел, что все вокруг кишит змеями, и со страху закричал: – Раб Божий, помолись! И тут произошло явное чудо. Из кельи вышел Флорентин и, увидев такое множество змей, поднял глаза и руки к небу и начал молиться, чтобы Господь, если Ему угодно, истребил ползучих гадов. Тотчас же грянул гром и убил всех змей. Увидав, что те мертвы, Божий угодник воскликнул: – Господи! Ты поразил гадов. Но кто же очистит землю от них? И тут же налетело множество птиц (их было ровно столько же, сколько и убитых гадов), и каждая, взяв по змее, унесла с собой, и все поле полностью очистилось. Петр. Каким же добродетельным и великим был этот святой муж, если всемогущий Бог так скоро внял его молитве! Григорий. Чистота и незлобивость сердца, Петр, могут многого удостоиться от Того, Кто Один лишь чист и незлобив. Ведь Его служители далеки от земного. Им чуждо пустословие, и они не допускают своему уму рассеиваться в праздных словах. Они стремятся уподобиться Богу в чистоте и незлобии, и Бог всегда их слышит прежде других. Мы же, погрязшие в мирской толчее, подчас ведем разговоры праздные, а нередко и пагубные. И чем ближе наши уста к суетному миру, тем дальше они от всемогущего Творца. Наше повседневное общение с мирянами низвергает нас (в погибель). Вот почему справедливо укорял себя пророк Исаия, когда явился ему Царь и Господь Саваоф: Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами ( Ис. 6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

монах Павел Эвергетинос О том, что отрекшимся от мира не стоит встречаться с родственниками по плоти, ни питать привязанности к ним А. Из святого Палладия Некий уроженец Египта по имени Пиор с юных лет отрекся от мира и по избытку любви к Богу ушел из отчего дома. Он дал обет Ему, что больше не увидит своих родных. Спустя пятьдесят лет его сестра, уже состарившаяся, услышала, что брат жив, весьма обрадовалась, предвкушая встречу с ним. Не имея возможности пойти в пустыню, она попросила местного епископа написать святым отцам пустынникам, чтобы они прислали брата повидаться с ней. Старцам пришлось долго уговаривать Пиора, прежде чем он согласился и, взяв с собою другого брата, отправился к сестре. Когда он подошел к дому, сестре сказали, что брат у порога. Пиор, увидев, как сестра спешит к нему, зажмурил глаза и воскликнул: – Сестра моя! Я Пиор, твой брат, вот смотри на меня, сколько хочешь. Она, глядя на него, прославила Бога. Но сколько ни старалась, не смогла зазвать его в дом. Он же, сотворив молитву на пороге, снова возватился в пустыню. Однажды блаженному диакону Евагрию кто-то сказал, что его отец скончался. «Перестань богохульствовать, – возразил диакон, – мой Отец бессмертен». Б. Из жития святого Пахомия Родная сестра преподобного Пахомия услышала о его добродетельной жизни и отправилась в монастырь, горя желанием увидеть брата. Когда великий святой узнал, что она уже в дороге, то послал человека сказать ей: «Ты слышала, что я жив, поэтому возвращайся домой и не огорчайся, что я с тобой не увижусь. А если хочешь, то будь ревностна к той жизни, которую я возлюбил, чтобы мы вместе обрели милость у Господа. Если ты согласна, братья соорудят тебе келью, и ты сможешь безмолствовать в ней. Наверное, Господь призовет и других вместе с тобой, и вы вместе спасетесь. Ибо нет человеку никакого другого отдохновения на земле, кроме как творить благое и любезное Богу». Получив такой ответ, сестра прослезилась – он тронул ее сердце и направил ко спасению. Святой Пахомий узнал о ее рвении и, прославив Бога, велел благочестивейшим братьям построить на некотором расстоянии от монастыря небольшой скит, где сестра его стала совершать подвиг во славу Божию, и вокруг нее стали собираться и другие подвижницы. Когда их число умножилось, она стала матерью-игуменьей над ними, наставляя сестер и показывая им, какой путь для них спасителен. Святой Пахомий поручил почтеннейшему старцу Петру окормлять сестер и составил для них правила, дабы, придерживаясь их, они освоили жизнь по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

монах Павел Эвергетинос О том что праведникам даже насильственная смерть на пользу А. Из Григория Двоеслова Римлянин по имени Валентий был настоятелем моего монастыря и моим духовным отцом, а перед этим он возглавлял святую обитель в области Валерии. Однажды свирепые лонгобарды ворвались в его монастырь и, как он мне сам рассказывал, повесили на дереве двоих монахов, которых братья в тот же день предали земле. С наступлением вечера над этим местом души повешенных начали петь громко и ясно, так что убийцы, услышав голоса мучеников, страшно удивились и испугались. Их голоса также слышали находившиеся там пленные, ставшие свидетелями псалмопения убиенных. Всемогущий Бог устроил так, чтобы все пребывающие во плоти своими ушами услышали пение душ и узнали о их спасении. Я узнал об этом из рассказов благочестивых мужей, которые раньше находились в том монастыре. Они рассказали, что во времена лонгобардов в области, называемой Сура, настоятель монастыря по имени Суран раздал все монастырское достояние пленным и беженцам, пострадавшим от ломбардских грабежей. Он раздал обездоленным и свою и монастырскую одежду, запасы продовольствия, словом, все монастырское имущество. Вскоре после этого пришли лонгобарды. Они схватили настоятеля и потребовали от него золото. Он сказал, что у него больше ничего не осталось. Тогда они отвели его на ближайшую гору в густой лес без конца и края. В это время там как раз в дупле дерева прятался человек, бежаший из плена. Возле этого дерева лонгобард заколол мечом славного мученика. От падения его тела содрогнулась гора и лес. Земля как бы вскрикнула – не в силах вынести величия его святости. В Марсийской области был диакон весьма достопочтенной жизни. Ломбарды схватили его, и один из них отсек ему голову мечом. Когда тело его упало на землю, в убийцу вселился злой дух и поверг его на землю. Тем самым всем было показано: кто убивает Божьего человека, тот предает себя во власть Божьего врага. Петр: Скажи, пожалуйста, почему всемогущий Бог попускает убийство святых и потом Сам прославляет их после смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Н.В. Новикова Скачать epub pdf Отец Понтий Рупышев принадлежал к семье, ряд представителей которой относился к духовному сословию. Рупышевы фамилия редкая. Корни этой семьи следует искать на Вологодчине. В ходе архивной работы нужная семья Рупышевых нашлась в документах Введенской Халезской церкви бывшего Никольского уезда Вологодской губернии, где служил диаконом Виссарион Иосифович Рупышев, родной дед основателя общины в Михново. Диакон Виссарион был женат на Александре Ивановне Поповой, дочери бывшего священника этой церкви. 23 мая 1876 года его привезли домой мертвого, сказав, что он, возвращаясь из соседней деревни с праздничной службы, упал с повозки. Церковные власти заподозрили неладное, и его попутчики, священник и пономарь были лишены духовного сана по подозрению в убийстве 1 . После смерти мужа Александре Ивановне было назначено единовременное пособие 50 руб. 2 С ней периодически жил кто-то из дочерей или сын Яков, который был, по-видимому, болен, служить нигде не мог 3 , а впоследствии ушел в монастырь. Предки Виссариона служили в Христорождественской Шабурской церкви в том же уезде. Отец его Иосиф Андреевич 4 и дед Андрей Наумович были дьячками 5 . Отец будущего михновского подвижника, Петр Виссарионович Рупышев, учился в Никольском Духовном училище 6 и Великоустюжской семинарии, но не закончил ее. Сведения об этом помещены в его послужном списке, который хранился в семье потомков одного из сыновей. В «Вологодских Епархиальных ведомостях» публиковались списки семинаристов, направленных работать учителями в западные земли. Видимо, и Петру Виссарионовичу выпал такой жребий: в 1869 году он стал учителем Ошмянского приходского училища. В настоящее время известно, что из всех сыновей Петра Виссарионовича только Понтий Петрович выбрал стезю духовного служения. Его братья получили светские профессии: старший, Павел (р. 8.01.1876), стал врачом 7 , младший, Петр (р. 5.09.1878), – телеграфным чиновником 8 . Петр Виссарионович умер в 1896 году, оставив после себя вторую жену, Надежду Степановну (урожденная Тихомирова) и шестерых малолетних детей от этого брака, из которых трое, видимо, умерли. Надежда Степановна через несколько лет была помещена в лечебницу для душевнобольных. Опекуном над тремя оставшимися детьми стал пасынок Павел, но и Понтий принимал в них участие. В архиве сохранилось его прошение о помещении сестры Елены в Сиротский институт Императора Николая I 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010