8 . МАКАРИЙ, хиротонисан в 1650 году, Февраля 2, из Архимандритов Псково-Печерских. В 1664 году сошёл в Псково-гремячий монастырь и в оном в 1665 году скончался. 9 . АРСЕНИЙ, хиротонисан в 1665 году, Марта 11, из Игуменов Московского Воздвиженского монастыря. В 1682 году сошёл в Псково-Петропавловской Серектин монастырь, и там, в 1634 году, скончался. В) Митрополиты 10 . МАРКЕЛЛ в 1682 году, Сентября 6, переведён из Архиепископов Суздальских; а в 1691 году, Сентября 8, переведён в Казань. 11 . ИЛАРИОН хиротонисан в 1691 году, Февраля 1, из Архимандритов Спасо-Ярославского монастыря. По 7-летнему правлению, в 1698 году, скончался. 12 . ИОСИФ Римский-Корсаков, хиротонисан в 1699 году, Сентября 17, из Архимандритов Московского Высоко-Петровского монастыря. По 18-летнему правлению, в 1717 году, Января 1, оставив Епархию, отошёл в Серпуховской Владычен монастырь, и там того же года в Июне скончался. Г) Разные Псковские и Нарвские 13 .  ФЕОФАН Прокопович , Епископ, хиротонисан в 1718 году, Апреля 7, а в 1720 году пожалован Архиепископом. В 1725 году, Июля 10, переведён в Новгород; 14 . РАФАИЛ Заборовский, Епископ, хиротонисан из Архимандритов Колязинских в 1725 году, Августа 15. В Июне 1731 года пожалован Киевским Архиепископом. 15 . ВАРЛААМ Леницкий, Архиепископ; переведён из Астрахани в 1731 году, Августа 10. В 1738 году уволен от Епархии и отошёл в Киево-Печерскую Лавру и там скончался. 16 . СТЕФАН Калиновский, Епископ, хиротонисан в 1739 году, Января 17, из Архимандритов Александро-Невских. По 6 летам, в 1745 году, Августа 18, пожалован Архиепископом Новгородским. 17 . СИМОН Тодорский, Епископ, переведён из Костромских в 1745 году, Августа 18 дня. В 1748 году, Марта 20, пожалован Архиепископом. В 1754 году по 9-летнему правлению скончался. 18 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григоровичу переведён из Тверской Епархии в 1758 году, Апреля 2. Через 3 года, в 1761 году, Сентября 15, пожалован Архиепископом Санкт-Петербургским. 19 . ГЕДЕОН Криновский, из Архимандритов Троицкой Лавры хиротонисан в Епископа в 1761 году, Октября 7. В 1763 году, Июня 22 скончался на пути из Москвы в Псков. Д) Архиепископы

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В такой же форме объявление сделано и преосвященному Феофилакту. Троицкий собор удерживал первенство до царствования Анны Иоанновны. Протопоп Троицкого собора Иоанн Семенов 1-й считался первым и самым почетным лицом среди столичного духовенства. В св. Синоде он был асессором, занимал место выше протопопа петропавловского Петра Григорьева и в протоколах подписывался: протопресвитер. Но, по благолепию св. икон, по ризнице и по средствам к существованию, лучше других церквей была  Сампсониевская. К ней перепрашивались священники даже от Троицкого собора. В 1721 году перешли священник Василий Павлов Терлецкий и пономарь Иларион Назарьев. Кроме кладбищ Сампсониевского и в Ямской, усопших стали хоронить в Екатерингофе – недалеко от церкви св. Екатерины. Там же, отдельно от православных, находилось место для погребения иноверцев. Для самоубийц и умерших от хмельного питья было отведено особое место за городом, так как их, по инструкции тиунской, запрещено было хоронить у св. церквей, но где находилось такое место – неизвестно.  Кроме Санкт-Петербурга, св. храмы созидались также и по уездам Санкт-Петербургской епархии: а) в Галерной гавани церковь св. Троицы находилась в казенном деревянном здании. В 1721 г. майор морского галерного батальона И.М. Секерин устроил в ней камчатный иконостас по обету, на сумму, пожертвованную им и офицерами; б) в 1721 году построена и освящена в Санкт-Петербургском уезде на пороховых заводах церковь во имя св. пророка Илии; в) на 9 версте по Петергофской дороге, при жизни Петра только неизвестно – в каком году, поставлена церковь св. Петра митрополита; г) в 1721 г. в Ораниембауме, в одной из галерей дома князя Меншикова, поставленного на горе, предполагалось устроить очень красивую церковь . В том же году там существовал уже особый священник и соблюдались все установления православной Церкви (Берхгольц, стр. 129–130). В 1725 году, уже положительно упоминается церковь св. и Живоначальной Троицы в Ораниенбауме: это была церковь особая, приходская; д) в Сестрорецке, при заводах, по указу Петра 1, 15 июля 1725 года окончена постройкой и в том же году, 24 октября, была освящена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла; е) в селе Сарском, кроме деревянной Успенской церкви, освященной 2 ноября 1716 года, построена Благовещенская церковь на том месте, где ныне стоит приходская Знаменская. Строение начато еще в 1717 году по осени, а окончено в 1723 году. Освящение Благовещенского храма совершено самым торжественным образом 6 августа 1724 года. В нем участвовали три епископа: ярославский, псковский и вятский, архимандриты: троицкий, невский и псковский, два протоиерея, крестовый государев и два священника. Был и государь со всей фамилией и генералитетом;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Обыкновенно со всеподданнейшими докладами являлись оба вице-президента 1711 , с письменными, но иногда и с устным 1712 ; иногда вице-президент с советником: Феодосий с Иерофеем 1713 , иногда один Феодосий 1714 или один Феофан 1715 , раз обер-секретарь Палехин 1716 , и резолюции давались тут же, немедля, большею частью устные. Ни дня, ни места, определенного для всеподданнейшего доклада, не было. Один раз Синод порешил сделать доклад государю, «улуча его в Троицком соборе»; дело касалось именно Троицкого собора: об определении церковному старосте собора жалованья 1717 . Один раз доклад Синода государю состоялся в Сенате, перед вечернею 5 января, в навечерие праздника Богоявления 1718 . Иногда сам государь назначал Синоду доклад в церкви, «когда его величество изволит быть у обедни» 1719 . Иногда доклад «отправлялся» «с курьером», и государь прочитывал или выслушивал его, где приходилось. Так, резолюцию на отправленный с курьером доклад с представлением кандидатов на должность судьи розыскной раскольнических дел канцелярии государь дал на «генеральном дворе», и резолюция эта, т. е. высочайший указ, сообщена была Синоду за подписью семи лиц: графа Брюса, графа Матвеева, Мамонова, Воейкова, Блеклого, Баскакова и Бредихина, т. е., вероятно, всех присутствовавших 1720 . Когда государь был в отъезде, он часто писал на синодальных докладах, что определит по приезде, отлагая решение дела 1721 . Доклады тогда представлялись государю посредством нарочных курьеров – солдат 1722 , один раз посредством синодального переводчика Розенблюта 1723 , – обыкновенно представлялись в кабинет 1724 , и возвращались при письме кабинет-секретаря 1725 , обыкновенно на имя обер-секретаря, причем однажды Макаров приложил и копии царских резолюций на доклад Синода, на тот случай, если обер-секретарь не разберет царского почерка, весьма неразборчивого 1726 . Всеподданнейшие доклады подписывались всеми членами. И когда один раз на таком докладе не оказалось подписи Стефана, то кабинет-секретарь Макаров особым письмом просил синодального обер-секретаря свезти доклад к митрополиту для подписи на дом 1727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

б) Ландратский сбор. При учреждении ландратов им назначено было денежное и хлебное жалованье, которое они сами выбирали с крестьян. Денег положено было по гривне с двора, хлеба по получетверику, как ржи так и овса. Но по именному указу 28 января 1719 г. указано «положенные деньги на дачу жалованья в долях ландратам и комиссарам и прочим приказным людям и другим служителем по гривне с двора, да за хлеб деньгами по тамошней (по местной) настоящей средней цене, где тот хлеб сбирать будет, на 719 год собрать и впредь по все годы сбирать с дворового числа по-прежнему». В 1720 году, по указу сенатскому, «оные гривенные и за хлеб деньги велено собирая отдавать в рентереи, а из рентереи присылать с другими сборными книгами, расписав именно, в штат контор коллегию, а что когда собрано и в рентерею отдано будет, в штате контор коллегию в рапортах писать именно 520 . Вследствие перемены в этом сборе по указу 1719 г. приходилось с двора по 5 алт. 1 / 4 д. и более 521 в) Сбор «за пустые дворы» или «за пустоту». Известно, что в течение первых 15 лет XVIII столетия произошла громадная убыль в количестве дворов против переписных книг 186 г. Пустые дворы оставались незанятыми. Правительство, сбиравшее подати с дворов жилых, терпело недостаток в сборах от множества пустых дворов. Поэтому оно в вознаграждение себе за потери от них ввело особый повсегодный налог с означенным именем, или иногда с       прибавлением «в помощь другим» провинциям или губерниям. Налог этот появился в 1716 или 1717 году и продолжался до подушного оклада. В 1717-м году за пустые дворы сбирали с жилых дворов по 5 денег 522 . г) Сбор в городовую канцелярию или на приказный расход. Он смешивается иногда в документах с ландратским сбором. Но нет сомнения, что они были два разные налога. В городовую канцелярию платили во всех ведомствах одинаково, по 9 алт. 3 1 / 2 деньги с двора 523 . д) Сбор в армейские полки на мясоедные дни по б алт. 524 е) На дачу работникам в С.-Петербурге. Этот сбор был сначала запросным, до 1714 года назывался полуполтинным или четвертным, потому что он взимался в количестве 8 алт. 2 д., – в 1715 года сделался повсегодным 525 ; иногда он возвышался до 11 алт. 4 д. с двора 526 . В 1720 году сбор этот еще возвышен вследствие того, что натуральная повинность для строения в Петербурге и окрестностях его, которую несли некоторые московские провинции, заменена по сенатскому указу денежным сбором 527 . В тоже время этот сбор слился с другими, которые до этого времени были отделены от него, – а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

2 денги известны только с 1672 г. Отписи сохранились только от 11-ти лет, именно: 1672, 1675, 1681, 1682, 1694, 1713, 1715, 1716, 1725, 1733 и 1737 гг. (последняя общая – платеж с пустотной земли и мельницы). 4 – 5) Платежи с рыбных ловель и мельницы становятся известными только с 1711 года: «Оброчных денег... с Наглимо-Артова озерка за рыбные ловли по накладным книгам стольника Ивана Трусова – 23 алтына 2 денги» в год, именно: в 1711, 1713, 1715 – 1717 гг. В 1726 – 1729 гг. взимали еще «новой наддачи и пошлин и других находов по семи алтын по полторы денги на год» – всего значит в год З0 алт. 3 1/2 денги. За – сим платежи известны только через 21, 31 год: в 1750 и 1761 г. взималось «оброчных денег с рыбных ловель, за Аглимозерскую пустыню 70 коп., с четвертью». – Платеж «с мельницы» упоминается в тех же отписях – за рыбные ловли: в 1711 – 1725 гг. – 5 алт. 3 денги; в 1733 г. за 1730 г. уже ровно 6 алт. Платеж в последний раз «с мельницы аглимозерской» упоминается в 1738 г. – 6) Подушный платеж «за три души», из росписок известен только с 1735 г., хотя производился и раньше, но с которого года и когда прекратился – не знаем; в последний раз упоминается с 1746 г. Размер сего платежа и названия его – различны: 568 «в рекруцкой набор» (1735 г.) 75 к.; «подушных семигривенных денег на 1-ю половину...» такого то «году... рубль 5 коп.» (1736 – 1740, 1745 гг.); – «подушных семигривенных денег, за зачетом, складкой и поставкой драгунской лошади, мужеска полу с дву душь и с пяти осмых доль души, на 2-ю половину... 738 году по 30 по 5 коп. с души, итого 93 к. с четвертью; а зачтено за поставку лошади 11 коп. 3/4... (1738 г.); – «в сенокосца – 3 душь – 75 к.» (1738 г.); в 1746 г. получено «сверх настоящего подушного окладу той пустыни со крестьян, с трех душ, по 10-ти коп. с души – 30 к.». Наконец общие платежи. Они известны только по четырем отписям: двум – 25 марта 1729 г., в платеже за 1726 – 1727 гг. «оброчных денег 10 алт. 5 денег»; одной – 28 октября 1735 г. – «оброчных денег» – «34 к., да на канцелярскую издержку 6 к.»; одной – «оброчных денег...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1677 «Div. nomin.», IV, 9, MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1678 Rudolf Otto, «West–östliche Mystik», Gotha, 1926, S. 109. 1679 MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «Vita St. Petri», col, 1012 C — 1013 В. 1680 «Historia Lausiaca», — MPGr. t. 34, col. 1022 D. 1681 Ibid., col. 1156 D — 1161 A. 1682 Ibid., col. 1171 A. 1683 «Capita per acrostichidem», 31, MPGr. t. 150, col. 1248 D. 1684 Ibid., col. 1261–1264. 1685 Max Schlesinger, «Geschichte des Symbols», Berlin, 1912. Ss.Ss.VIII + 474. 1686 Ibid., S. 430–431. 1687 «Le déclin du Moyen–Age», Paris, 1932, p. 406. 1688 Ibid.. p. 251. 1689 Ibid., pp. 247–248. 1690 Ibid., pp. 252–253. 1691 «Palamas», col. 1760. 1692 Св. Ириней «Доказательство», гл. 22. Сравни также Тертуллиана в его еще до–монтанистском «Adv. Prax.», cap. XII, MPL·, t. 2,col. 168 A: 1693 «Hier, coelest.», II, 4. — MPGr. t. 3, col. 144 B: Cf: Pachimeri periph: ibid., col. 160 AB; St. Maximi scholia, MPGr. t. 4, col. 44 D–45 В: 1694 Гимн 44, стр. 205–207. 1695 «Vita St. Petri». col. 1013 A. 1696 I Ad Corinth. cap. 33, 4–5. 1697 «Strom.» V, 14. 1698 «De princip.» 1. l, 7; IV. 37. 1699 «Conviv.» VI. 1. 1700 «Contra Gentes». 2; «De incarn.», 11. 1701 «Catech.», IV, 18. 1702 «Homil. in «Attende tibi ipsi»; «In gratiarum actione», 2. 1703 Oratio 38, 11, 12, 45, 7. 1704 «De opificio hominis», 16. 1705 Homil. l, 7; XV, 28. 1706 «Подвижнич. слово», cap. 78. 1707 «In Joannem». XIV, 29. 1708 «De divers. malign. cogitat.», 19. 1709 Oratio III, 2. 1710 «Mystagog.» VI. 1711 «De fide ortho.» II, 12.III, 18; «De duabus volunt.»; «De octo spirit. nequit.» 1712 «Oratio», 7. 1713 «Strom.» VI, 12. 1714 Catech. IV. 18. 1715 «De octo spirit. nequitiae». 1716 Homil. «In Genesim» VIII, 3; «De mundi creatione» V, 4; «De status VII 1717 Sermo in Genesim, II. 1718 «In Genesim», I, 26. 1719 MPGr. 76. 1068. 1720 «Oratio» III, 2. 1721 «De imagin.» III, 20; «De octo spirit. nequitiae». 1722 «In mundi creatione», V, 4. 1723 «Подвижнич. слово», cap. 89. 1724 Слово 3–е. 1725 «De volunt. paipertate», 45.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

1678 «Div. nomin.», IV, 9, MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1679 Rudolf Otto, «West-östliche Mystik», Gotha, 1926, S. 109. 1680 MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «Vita St. Petri», col, 1012 C — 1013 В. 1681 «Historia Lausiaca», — MPGr. t. 34, col. 1022 D. 1682 ibid., col. 1156 D — 1161 A. 1683 ibid., col. 1171 A. 1684 «Capita per acrostichidem», 31, MPGr. t. 150, col. 1248 D. 1685 ibid., col. 1261—1264. 1686 Max Schlesinger, «Geschichte des Symbols», Berlin, 1912. Ss.Ss.VIII † 474. 1687 ibid., S. 430—431. 1688 «Le déclin du Moyen-Age», Paris, 1932, p. 406. 1689 ibid.. p. 251. 1690 ibid., pp. 247—248. 1691 ibid., pp. 252—253. 1692 «Palamas», col. 1760. 1693 Св. Ириней «Доказательство», гл. 22. Сравни также Тертуллиана в его еще до-монтанистском «Adv. Prax.», cap. XII, MPL·, t. 2,col. 168 Ä 1694 «Hier, coelest.», II, 4. — MPGr. t. 3, col. 144 B: Cf: Pachimeri periph: ibid., col. 160 AB; St. Maximi scholia, MPGr. t. 4, col. 44 D-45 В: 1695 Гимн 44, стр. 205—207. 1696 «Vita St. Petri». col. 1013 A. 1697 I Ad Corinth. cap. 33, 4—5. 1698 «Strom.» V, 14. 1699 «De princip.» 1. l, 7; IV. 37. 1700 «Conviv.» VI. 1. 1701 «Contra Gentes». 2; «De incarn.», 11. 1702 «Catech.», IV, 18. 1703 «Homil. in «Attende tibi ipsi»; «In gratiarum actione», 2. 1704 Oratio 38, 11, 12, 45, 7. 1705 «De opificio hominis», 16. 1706 Homil. l, 7; XV, 28. 1707 «Подвижнич. слово», cap. 78. 1708 «In Joannem». XIV, 29. 1709 «De divers. malign. cogitat.», 19. 1710 Oratio III, 2. 1711 «Mystagog.» VI. 1712 «De fide ortho.» II, 12.III, 18; «De duabus volunt.»; «De octo spirit. nequit.» 1713 «Oratio», 7. 1714 «Strom.» VI, 12. 1715 Catech. IV. 18. 1716 «De octo spirit. nequitiae». 1717 Homil. «In Genesim» VIII, 3; «De mundi creatione» V, 4; «De status VII 1718 ; Sermo in Genesim, II. 1719 «In Genesin:», l, 26. 1720 M. P. Gr. 76. 1068. 1721 «Oratio» III, 2. 1722 «De imagin.» III, 20; «De octo spirit. nequitiae». 1723 «In mundi creatione», V, 4. 1724 «Подвижнич. слово», cap. 89. 1725 . Слово 3-е. 1726 «De volunt. paipertate», 45.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

3 . Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:2 ). Господь даст силу народу Своему (Пс. 28и др.). б) Он руководит и направляет нас: от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой ( Прит. 20:24 )? Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца ( Прит. 21:2 ; срав. 16;1). в) Без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126:1 ). 4 . Наконец, Сам же назначает и предел нашей земной жизни и деятельности: дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет ( Иов. 14:5 ). Из числа Святых Отцов и учителей Церкви довольно привести изречения об этом трех знаменитейших: Василия Великого : “Не без Промысла оставлены дела наши, как знаем из Евангелия, что и воробей не падает без воли Отца нашего ( Матф. 10:29 ). А потому, если что случилось с нами, случилось по воле Сотворившего нас. И кто противостанет воле Его ( Рим. 9:19 )?” 1716 “Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам не одинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни забираются от­сюда скорее, а другие оставляются дольше бедствовать в многобо­лезненной этой жизни. Почему за все должны мы покланяться Его человеколюбию”. 1717 “Все управляется добротою Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно оно тро­гало нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно”. 1718 “Бог, без всякого сомнения, распоряжается нашими делами лучше, нежели как пред­начертали бы мы сами”. 1719

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов 1717 . У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“ 1718 ; у Карфагенян носили имя „славный камень“. Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“. 7 . На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 . За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 . Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе 1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль. В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11 ) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима 1720 , были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. XVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей за косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов 1721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010